Житие святителя Фотия, митрополита Московского
Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана. Выбор патриарха Матфея пал на Фотия, известного своей ученостью и благочестивой жизнью. Вскоре он бы поставлен митрополитом: «в 1410 году месяца сентября в 1 день пришел из Царьграда в Русскую землю в Киев митрополит Фотий, поставленный Матфеем, патриархом Цареградским, приняли его с большой радостью и любовью, с большими почестями все русские князья и бояре, и простые люди, радость была по этому поводу по всей стране»[].
Полгода Фотий провел в Киеве, занимаясь устроением дел южных епархий Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского. Святитель видел, что престол митрополита — духовное средоточие церковной жизни Руси — не может находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Польши. По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Пасхи прибыл в Москву.
22 года подвизался митрополит в многотрудном служении предстоятеля Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло владыке Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства.
Стараниями митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Владыка в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году).
Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием «Чин избрания и поставления епископов» (1423 год), «Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», а также «Духовное завещание», в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года).
20 апреля 1430 года владыка был извещен ангелом о предстоящей кончине и преставился 2 июля 1431 года.
Патриарх Фотий. Вопрос об исхождении Св. Духа.
Святитель Фотий, патриарх Константинопольский, политический деятель, ученый и богослов, – едва ли не одна из самых крупных фигур византийского периода истории Церкви. Дата его рождения неизвестна, а умер он около 890 года. Он был родом из богатой и знатной семьи и получил блестящее образование. Карьера его началась на государственной службе в самых высоких сферах; известно, что он путешествовал с дипломатической миссией ко двору арабского халифа. Неизвестно, преподавал ли он официально в Константинопольском университете, но ученики у него были, и дом его был центром оживленной интеллектуальной жизни столицы. В 858 году Фотий, еще будучи мирянином, был возведен на патриарший трон, пройдя за шесть дней последовательно через все низшие степени священства от чтеца до епископа. В том, что мирянин был избран патриархом, не было ничего необычного – история знает много таких случаев (Тарасий, Никифор, Амвросий Медиоланский). С самого начала патриаршество Фотия было отмечено смутами и беспорядками. Сторонники патриарха Игнатия, предшественника Фотия, считали его узурпатором. В 859 году в Константинополе состоялся собор, созванный для осуждения игнатиан, и они, воспользовавшись правом апелляции к папе римскому (на основании Сердикского собора), стали требовать созыва другого собора, который и состоялся в 861 году. Этот собор, на котором присутствовали папские легаты, признал избрание Фотия законным. Оба собора 859—861 годов остались в истории под названием Перво-второго собора.
Когда легаты вернулись в Рим со своими новостями, папа Николай дезавуировал их и объявил решения собора незаконными (863 год). Так состоялся первый формальный раскол между Востоком и Западом.
В 862 году, еще до раскола, Фотий написал папе письмо, в котором проповедовал необходимость широты взглядов. В письме обсуждалась ситуация в Болгарии, где в то время процветала миссионерская деятельность, которую вели конкурировавшие между собой византийские и западные миссионеры. В связи с этим Фотий изложил свои взгляды на законность местных обычаев, которые, по его мнению, заслуживают уважения постольку, поскольку они не нарушают единства веры. Раскол тем не менее состоялся, и в 866 году Фотий разослал восточным патриархам окружное послание, в котором, наряду с другими возражениями против латинских обычаев, впервые излагались догматические аргументы против Filioque. В 867 году в Константинополе состоялся еще один собор, на котором восторжествовавшая партия Фотия объявила папу Николая низложенным. Однако через несколько недель после этого в столице произошел дворцовый переворот, в результате которого Фотию пришлось уйти с патриаршества. В 869—870 годах по настоянию Рима в Константинополе состоялся еще один собор, который римская Церковь считает восьмым Вселенским Собором. Этот собор осудил Фотия и восстановил на патриаршем троне Игнатия. Эта победа опять-таки оказалась непродолжительной. Большинство населения и духовенства было на стороне Фотия, унижение которого в глазах всех было равносильно унижению Востока перед Римом. Влияние Фотия при дворе усиливалось, к тому же незадолго до смерти Игнатия произошло его примирение с Фотием. Сразу же после смерти своего бывшего противника Фотий вторично вступил на патриарший трон (877 год). На соборе 879—880 годов опять восторжествовали Фотий и его сторонники. Формально этот собор выглядит как вселенский: на нем присутствовали легаты папы Иоанна VIII, которые сделали слабую попытку добиться от Фотия извинений за низложение папы Николая. Но византийцы сожалений не высказали, и, более того, собор официально утвердил незаконность каких бы то ни было добавлений к Символу веры, тем самым осудив Filioque. На Западе этот собор сначала был признан вселенским, но впоследствии, в XI веке, при Григории VII Гильдебранд-те, решения собора оказались неприемлемыми, и вместо него вселенским стали считать собор 869—870 годов, осудивший Фотия и восстановивший Игнатия.
После этого Фотий правил еще шесть лет и отличился как энергичный и деятельный патриарх. Не поладив с императором Львом VI, он ушел на покой в 886 году. Основные сочинения Фотия
1. «Библиотека» – большой труд, представляющий значительный научный интерес, был написан еще до того, как Фотий стал патриархом. Название «Библиотека» было дано издателями этого труда. Он состоит из обзоров книг, прочитанных Фотием и его учениками, всего около 400 названий. Предисловием к «Библиотеке» взято письмо Фотия к его брату Тарасию, написанное перед самым отъездом Фотия в дипломатическую командировку ко двору халифа. Благодаря «Библиотеке» нам известно о многих сочинениях древности, которые, в противном случае, навсегда бы канули в вечность. В их числе находится много языческих авторов, а также ранних произведений святооте-ческого периода, в особенности оригенистских сочинений, уничтоженных после осуждения Оригена и его последователей Пятым Вселенским Собором. 2. «Ответы Амфилохию».
3. «Мистагогия (тайноведение) Святого Духа» – книга, содержащая опровержение латинского учения Об исхождении Святого Духа (Filioque). 4. Письма к различным лицам на дипломатические и богословские темы. 5. Собрание проповедей, отличающихся крайней многословностью и представляющих в основном лишь исторический интерес. Так, в двух проповедях сообщается о знаменитом походе руссов, дошедших до самых стен Константинополя (861 г.). Согласно сообщению Фотия, в его окружном послании восточным патриархам (866 г.), некоторые из руссов обратились в христианство. Одна из проповедей посвящена собору, низложившему папу Николая (867 г.), но в ней ни едины словом не упоминается папа, из чего следует, что Фотий не придавал большого значения препирательствау с Западом, ― для него это был лишь один из многих обсуждавшихся вопросов.
* * *
С именем патриарха Фотия связано начало догма тического спора по вопросу о Filioque. Вопрос этс имел длинную предысторию, связанную с разногласия! ми в троичном богословии между Востоком и Западом а также с целым рядом политических и церковных недоразумений. Уже в IV веке понимание Троицы греками и латинянами было различным. Восточный подход сформировался в диспуте с арианством: ни та, ни другая сторона не сомневалась в том, что Отец, Сын и Святой Дух – три различных Лица, но ариане отрицали их единосущие. В богословии отцов-каппадокийцев точкой отправления и основной реальностью были три Лица, три божественные ипостаси, и тайна Божества начиналась с исповедания Петра (Мф. 16
:17
), с утверждения веры в божество Христа – то есть одного
из божественных лиц. Западное троичное богословие формулируется в книге блаженного Августина о Троице (De Trinitate) и представляет собой философское определение Бога как единой Сущности, внутри Которой Лица определяются как внутрибожественные «отношения» (relationes). Оба этих подхода к Троице могли бы рассматриваться как взаимно дополняющие друг друга, но на Западе включение Filioque в Символ веры кристаллизировало латинский подход в виде неизменяемой церковной догмы, что и послужило причиной разделения между двумя частями христианского мира. Впервые добавление Filioque к Символу веры было утверждено в Испании на Толедском соборе в VII веке. Произошло это, по-видимому, в результате недоразумения. Неискушенный в богословских тонкостях испанский король Реккаред провозгласил воссоединение визиготов с Церковью. Визиготы были арианами, и, чтобы обратить их в правую веру, испанские богословы начали выискивать в Священном Писании тексты, утверждавшие божественную природу Христа, такие как, например: «Сказав это, (Иисус) дунул и говорит им: примите Духа Святого» (Ин.
20
:22). Посылание Духа Христом справедливо рассматривалось ими как доказательство Его божественности. Чтобы разубедить еретиков, они ссылались на восточных отцов. Но при этом они не понимали, что такие аргументы не являются доказательством
вечного
исхождения Духа от Сына и, уж конечно, не требуют внесения добавлений к Символу веры.
Исхождение Духа Святого от Сына все же было внесено в Символ веры, постепенно стало привычным, и в VIII веке Карл Великий уже пользовался им как поводом для злобных нападок на греков. Он отказался признать решения Седьмого Вселенского Собора (787 год), потому что на нем был провозглашен Символ без Filioque. Однако римские патриархи того времени встали на защиту греков. Хотя западное богословие и признавало двойное исхождение Святого Духа, папы все же считали добавление к Символу недопустимым. Официально латинская Церковь утвердила Filioque только в XI веке. (Фотию было хорошо известно, что Рим отверг добавление к Символу, и его упреки в адрес папы Николая касались миссионеров, которых папа посылал в Болгарию и которые по собственному почину провозглашали Символ с Filioque.)
Карл Великий, со своей стороны, был убежден в богословской правильности Filioque. Утверждение, что Дух исходит от одного лишь Отца, было, по его мнению, само по себе не так уж плохо, но говорить, согласно византийскому учению, что Дух исходит от Отца через Сына, неправильно, ибо это предполагает тварную природу Духа, согласно сказанному в Писании: Все через Него
(Слово)
начало быть
(Ин.
1
:3). Иллюстрацией этой церковно-догматической путаницы служит так называемый иерусалимский инцидент. Карл Великий стремился установить добрососедские отношения с халифом и добился разрешения построить в Иерусалиме монастырь. Посланным для устроения монастыря франкским монахам он приказал во всем следовать обычаям его личной королевской придворной капеллы в Аахене. Немного спустя, в 807 году, монахи прислали папе Льву III жалобу на гонения со стороны монахов греческих монастырей, называвших их еретиками. Эти монахи подговорили некоторых мирян выгнать франков из церкви во время рождественской службы в Вифлееме. И книги, и учение франков были объявлены еретическими. Против них была начата настоящая война, и франки, конечно, защищались. По выяснении оказалось, что причиной раздоров было употребление франками Filioque в Символе веры, как это практиковалось в Аахене. Монахи лишь выполняли приказ короля. В 809 году Карл Великий созвал собор, на котором Filioque было утверждено, а греки осуждены. Этим решениям воспротивился папа Лев
III
, не пожелавший дать разрешение на добавление к Символу веры. Папа написал императору, что хотя он и разделяет его убеждения по поводу двойного исхождения Духа, тем не менее, не считая себя равным отцам Церкви, он (папа) категорически возражает против решений собора. Текст Символа веры без Filioque был вычерчен на мраморной плите и выставлен у входа в базилику святого Петра.
Проблема Filioque обсуждается Фотием в его книге «Мистагогия», которую он написал уже в преклонном возрасте, удалившись от дел. По мнению Фотия, расхождения между богословием и исповеданием веры быть не должно и добавление Filioque к Символу веры вне всяких сомнений равносильно изменению догматического содержания веры. В своей книге Фотий полемизирует с западным богословом Ратрамном Роттердамским, написавшим трактат в оправдание Filioque. Фотий этого трактата в оригинале не читал, ибо, как и большинство греков, не знал латыни, считая ее презренным варварским наречием, но, вероятно, пользовался переводом или сводкой. Фотий аттестовал аргументы латинянина как противоречащие доводам логики, догматическому богословию и ‘Священному Преданию. Свою аргументацию Фотий строил на утверждении единства природы и ипостасного различия между Лицами Троицы: Сын рожден
от Отца, а Дух
исходит
от Отца, и в этом – самобытность Лиц Святой Троицы. Логически, по Фотию, чтобы послать Духа, Отцу совсем не нужен Сын. Рассуждения Фотия выдают в нем прекрасного филолога и логика, но страдают некоторой схоластической сухостью. Восточная мысль никогда не считала, что «отношения» (relationes) между Лицами Троицы составляют самобытие этих Лиц, и довольствовалась утверждением их ипостасного различия. Фотий обвинял западную точку зрения в полусавеллианстве (то есть модализме), «полу» – потому что лишь два Лица Святой Троицы (Отец и Сын) составляют одну реальность в акте исхождения Святого Духа. Он постулирует не вполне убедительное различие между временным и вечным исхождением Святого Духа: во времени, то есть в период земной жизни Спасителя, описанной в Новом Завете, Дух исходит от Отца через Христа; вне времени, от века Он исходит от одного лишь Отца. Интересно обсудить отношение обеих сторон к церковному Преданию. Франки в своей полемике постоянно ссылались на латинских отцов, но Фотий отказывался принять их доводы. Он признавал, что некоторые отцы, такие, как святые Амвросий, Иероним и блаженный Августин, утверждали исхождение Духа от Сына, но считал, что в таком случае их учение следует отвергнуть как ошибочное. К тому же никто из них никогда не предлагал интерполировать Символ веры. Добросовестный ученый и рационалист, Фотий не отрицал авторитета западных отцов, оставляя за ними простое человеческое право ошибаться. Помимо этого он настаивал, что на его стороне находятся все латинские патриархи: и в самом
деле, несмотря на то что у большинства пап были свои личные взгляды на Filioque, никто из них не предлагал вносить изменения в- никейский Символ веры. Очевидно, для Фотия факт подписания папой решений- собора 879—880 годов был достаточным свидетельством его православности. Более того, Фотий пишет о папе Иоанне VIII с большим уважением и признает, что участие папы делает собор вселенским. Обсуждая иерусалимский инцидент, он хвалит папу Льва за его вмешательство даже вопреки протестам императора. Забавно, что он хвалит не того папу, путая Льва III со Львом IV.
В конце своего обсуждения Фотий выражает сомнения в пригодности латыни для правильной передачи смысла догматических тонкостей и предлагает, чтобы Ц все читали Символ веры по-гречески – предложение, т
вряд ли осуществимое. В заключение следует еще раз подчеркнуть огромное историческое влияние Фотия как церковного деятеля. Его значение как ученого (особенно его «Библиотеки») очень велико, но было признано лишь в более поздние времена. Его современники скорее видели в нем крупного богослова, хотя некоторые — особенно монахи, поддерживавшие Игнатия, – относились критически к его занятиям «внешней» (то есть светской) философией и к его облику гуманиста и политика.
Почитание святителя Фотия, митрополита Московского
Мощи митрополита Фотия были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса митрополита.
Большой саккос митрополита Фотия. Оружейная палата
Обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы произошло 9 июня 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при митрополите Филиппе и великом князе Иоанне III. В этот день совершается память этим трем московским святителям. Отдельная память митрополиту Фотию совершается 15 июля.
Литература
- J. Hergenröther, «Photios, Patriarch von Konstantinopel, sein Leben, seine Schriften u. das Griechische Schisma», 3 т., Регенсбург, 1867—1869);
- Г. Яреда (иером. Герасим), «Отзывы современников о Фотии» («Христианское чтение», 1872—73);
- проф. А. П. Лебедев, «Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, Χ и XI вв.» (2 изд., М., 1902);
- проф. А. П. Лебедев, «История разделения церквей в IX, Χ и XI вв.» (М., 1900);
- А. Иванцов-Платонов, статья в «Журн. Мин. нар. просв.» за 1892 г. (тт. 280, 281 и 283);
- Ф. И. Успенский, «Очерки по истории византийской образованности» (СПб., 1891).
Тропарь и кондак святителю Фотию, митрополиту Московскому
Тропарь, глас 4.
Правило вере и образ кротости, воздержанию учителя, яви тя Господь стаду Своему, яже вещем истина. Сего ради стяжав смирением высокая, нищетою богатая, отче наш святителю Фотие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 2.
Божественныи гром, труба духовная, вере насадителю, и отсекателю ересем, Троице угодниче великии святителю Фотие, со ангелы предстоя, присно моли непрестанно о всех нас.
Музыка для души
К своему 35-летию отец Фотий рассказал РИА «Новости» о том, как изменилась его жизнь после победы на одном из главных музыкальных шоу страны. Сейчас он уверен, что смог переосмыслить свою победу: она не только дала ему музыкальное развитие, но и не помешала выбранному пути монаха. Он уверен, что его пения и репертуара, который он для себя выбирает, многим россиянам не хватало, так как современная музыка не дает истинной пищи для души.
«Концерты развлекательные отвлекают человека от самого себя и своих житейских проблем, в то время как на моих концертах зритель не убегает от себя, а совсем наоборот — становится еще ближе к своему сердцу и голосу совести», — уверен иеромонах.
Именно поэтому, считает иеромонах, на его концерты чаще приходят люди зрелого возраста, которые «глубже понимают жизнь» и «понимают серьезную музыку».
«Они воспитывали свой музыкальный вкус в течение долгих лет и знают толк в настоящем искусстве. Но и молодежь вместе со своими сродниками тоже подтягивается и открывает для себя новую интеллектуальную пищу», — сказал монах.
В целом душеполезной музыкой Фотий считает классику, духовные произведения, романсы и баллады, в которых есть глубокий смысл и нравственное наполнение.
«Это музыка, которая может изменить настроение, которая облагораживает слушателя, дает ему почву для размышлений об устройстве бытия, о собственной значимости в этой жизни и даже о Боге», — уверен он.
Современная музыка, по мнению священнослужителя, «на 90% — сплошная дрянь, не говоря уже о популярной музыке, что льется из каждого окна».
Со своим бывшим наставником из шоу «Голос» Григорием Лепсом иеромонах больше не общается. Он рассказал о том, что Лепс, вероятно, не захотел иметь дело с трудностями, ведь все свои действия Фотий согласовывает с церковью.
Святитель Фотий, митрополит Московский. Иконы
Святитель Фотий на иконах изображается старцем, с густой бородой, скромным, худощавым лицом; на нем — саккос, омофор, палица, митра и на груди — панагия. В руке может быть евангелие и хартия.
Святитель Фотий, митрополит Московский. Прорись с иконы
Святитель Фотий, митрополит Московский
Боголюбский образ Пресвятой Богородицы с избранными святыми (правая створка: святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Истома Савин. Москва, конец XVI — начало XVII веков. Москва, ГТГ Святители Киприан, Фотий и Филипп. Москва, Иоанн Дмитриевич Краузов, 1890 год