Нечего оплакивать: как в России восстанавливают утраченные соборы и храмы

В предстоящее воскресенье, 2 мая, в 10:10 на телеканале «МИР»

смотрите сериал «Батюшка», в котором пойдет речь о том, какими необычными путями люди приходят к вере. Это история о бывшем моряке, который приехал в родную деревню и оказался захвачен общим делом односельчан – восстановлением храма, разрушенного при советской власти. Это настолько меняет жизнь главного героя, прежде далекого от веры, что в итоге он решает сам стать священником.

Смотрите 2 мая в 10:10 на телеканале «МИР» сериал «Батюшка».

Не только в кино происходят такие удивительные вещи. В наши дни находится не так уж мало людей, которые в свой отпуск или каникулы занимаются восстановлением полуразрушенных православных храмов. Есть даже и такие, кто, как в сериале, меняют всю свою налаженную жизнь и остаются жить там, где они нужны больше всего. Что же движет этими людьми?

«Скауты пришли, да так и остались»

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Изборске Псковской области – не очень большая, каменная. В 90-х годах прошлого века она была в аварийном состоянии: не то чтобы разрушена, но сильно повреждена, а из купола росла береза. Ее восстановление идет с 1997 года, правда, очень медленно. Сначала этим занимались всего несколько местных мужиков. Позже один из них был рукоположен и стал диаконом в том же храме, а два других – пономарями. В то время храмом занимались только они, да престарелый батюшка, архимандрит Никодим Миронов, бывший до этого духовником Вильнюсского монастыря Святого Духа. Сейчас он уже умер, перепоручив заботы о храме молодому священнику, отцу Алексею из другой областной церкви.

«Минувшим летом я почти случайно через знакомых оказался в качестве добровольного помощника в отряде, который занимался восстановлением этой церкви. Местным жителям она была так важна потому, что ее основал в XVII веке преподобный Серапион Изборский – необыкновенно чтимый священник, который в результате своей духовной деятельности стал считаться местными жителями почти что святым. Мощи его покоятся под этим храмом. Поэтому современные жители Изборска в память о нем очень хотели восстановить именно этот храм, тем более что он тесно связан с Богородичными целительными источниками, которые бьют из-под земли до сих пор», – рассказывает доброволец, студент магистратуры МГУ Никита Чистяков

.

Как рассказал корреспонденту «МИР 24» Никита Чистяков, работа значительно оживилась после того, как в 2001 году в Изборск приехала группа подростков-скаутов. Они искали место под свой палаточный лагерь. Кроме того, им нужен был поблизости храм, чтобы по воскресеньям бывать на службах и причащаться. Обнаружив в Изборске наполовину восстановленный храм, они попросили разрешения принять участие в работах.

С тех пор скаутские отряды каждое лето в одну-две смены работают на восстановлении этого храма, и они там реально очень много сделали. Подключились и местные власти. Бывшим скаутам из самого первого отряда сейчас уже по 29-30 лет, и они до сих пор бывают в Изборске почти все, и продолжают восстанавливать этот храм вместе с новым поколением скаутов.

Сейчас как раз идет набор подростков в отряд, который поедет туда в этом году, если, конечно, в этом году не отменят все лагеря. Поедут московские ребята, и скауты из Пскова.

Пожертвования на храм

Изменить ситуацию на поприще благотворительной помощи нашей церкви к лучшему можно только общими силами всего православного общества, которое неравнодушно к состоянию дел христианства в целом и утраченных святынь, в частности. На сегодняшний день присутствует положительная тенденция, которая касается восстановления и реставрации заброшенных или разрушенных церквей и храмов, и мы искренне надеемся, что эта тенденция будет только расти.

Помогите храму – приобщитесь к благородному делу возрождения святынь! Покажем достойный пример нашим потомкам, которые будут видеть плоды нашей деятельности еще много и много лет и после нас.

АНО «Чудотворная Столица» от всего сердца благодарит всех неравнодушных и добрых людей! Мы уверены, что благодаря вашей помощи, нам вместе удастся помочь и восстановить еще большое количество нуждающихся в этом храмов.

«Я бросила себе вызов и решила хотя бы один раз попробовать»

Фото: Екатерины Литвиненко, Ирины Рахманиной, Светланы Городовой и некоторых других из архивов команды «Небо зовёт»
«Для чего едут люди? Во-первых, восстанавливать храм – это Божье дело, ими движет чувство долга. Второе – это дружная компания, возможность жить на природе, романтика, особые отношения, которые выстраиваются внутри команды: очень тёплые, человеческие отношения», – говорит Светлана Городова

, которая уже три года участвует в экспедициях по восстановлению деревянных храмов Русского Севера. В тех краях насчитывается более 600 уникальных деревянных храмов, памятников народного зодчества. Большая их часть находится в плачевном состоянии.

«Существует огромная организация людей, которые работают в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Там несколько отрядов, а штаб этой организации находится в храме Серафима Саровского в Медведково, – говорит Светлана. – Можно прийти туда и заявить о своем желании участвовать в экспедиции. Нужны, в основном, мужчины, имеющие рабочие навыки: плотники, строители, монтажники. Очень нужны архитекторы. Я ездила как фотокорреспондент, плюс вела отчет об экспедиции в соцсетях и помогала на кухне. Там постоянно нужно было что-то делать, и работы всегда хватало».

Все проекты заранее готовятся в Москве, при необходимости они проходят согласование с Министерством культуры. Есть архитекторы, супервизоры, которые ведут проект, намечают план работ и на месте проводят инспекцию по их выполнению.

Фото: Екатерины Литвиненко, Ирины Рахманиной, Светланы Городовой и некоторых других из архивов команды «Небо зовёт»
«Я сама городской житель, и когда я поехала в первую поездку, то, честно говоря, думала, что мне будет тяжеловато, – говорит Светлана. – Но я бросила себе вызов и решила хотя бы один раз попробовать. И во второй раз я уже просто ждала следующей экспедиции! Оказалось, что и в палатке жить можно, и с комарами справляться, и купаться удавалось то в реке, то в бане. А жить на природе – это здорово: вечером пели песни под гитару у костра, общались, разговаривали».

Сейчас в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» ежегодно в те края отправляются десятки экспедиций, в которых принимают участие сотни добровольцев из Москвы и других городов России. За 13 лет существования проекта состоялось более 70 экспедиций, в ходе которых было обследовано 360 храмов и часовен, а в 153 из них проведены противоаварийные реставрационные работы. Летом девятнадцатого года работы были проведены в 30 храмах и часовнях. В этих экспедициях в приняли участие 750 добровольцев.

«Всякий раз, когда мы работаем, мы участвуем в службах, и это самое главное, – говорит Светлана. – Там все исповедуются, причащаются, мы поем хором, и это получается очень дружно и проникновенно. Эти поездки необыкновенно сплачивают, и мы потом дружим, помогаем друг другу, общаемся. У нас есть общий чат в вотсапе, в котором мы постоянно переписываемся, публикуем новости, планируем новые поездки».

«Просто мы воплощаем великие мечты»

Фото: Екатерины Литвиненко, Ирины Рахманиной, Светланы Городовой и некоторых других из архивов команды «Небо зовёт»
«У каждого свои причины участвовать в этом общем деле, – сказал корреспонденту «МИР 24» командир экспедиций «Небо зовет» в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов русского Севера» священник Дмитрий Николаев

. – Кто-то хочет послужить, кто-то хочет отвлечься, кто-то хочет приключений, кто-то хочет не просто пойти в поход, а отправиться в такие же условия, но ради достойного дела. В любом случае, люди едут с одними мыслями, а там встречаются с совсем другими, более глубокими смыслами. Они получают такие впечатления, о которых они даже не подозревали. Потому что там происходит единение человека и святого дела. И, конечно, все это под рукой самого Господа. Связь с Богом в таких поездках очень осязательна. Понимаете, там обстановка постоянного делания. Люди не сидят, не медитируют, не думают о том, что они ощущают или чувствуют. Люди постоянно что-то делают вместе – ради Бога, ради Христа! Находясь внутри всего этого процесса, они напитываются благодатью. Когда они ехали первый раз, они не думали, что так будет. Они просто не знали, что так бывает».

По словам отца Дмитрия, люди приходят очень разные. Бывают и неверующие, они меняются. «За пять лет у меня было 12 поездок, – говорит он. – И в каждой поездке есть люди, которые впервые исповедуются и причащаются прямо там, в восстанавливаемых храмах. Люди, которые благодаря этим поездкам открывают для себя Церковь. Чудес там хватает. Что-то в нас меняется навсегда, мы становимся после экспедиции немного другими. И ждем, когда будут новые поездки. Ведь каждый раз открывается что-то новое. Любая такая поездка бесследно не проходит».

Фото: Екатерины Литвиненко, Ирины Рахманиной, Светланы Городовой и некоторых других из архивов команды «Небо зовёт»

Отец Дмитрий Николаев рассказывает, что в поездках его команды постепенно создалось четыре семьи. В состав первой экспедиции в 2013 году входило 10 человек. А потом число всё время росло, и в прошлом году в экспедиции было уже 55 участников. Среди них есть и те, кто был в самых первых экспедициях.

«Последние два года у нас очень большие объекты, – говорит священник. – Мы работали очень быстро и очень плодотворно. Реально совершались чудеса: за две недели аварийный храм превращался в нормально функционирующий, в котором мы служили литургии, детей крестили. А ведь были руины! Ни крыши, ни полов – ничего не было!».

«Строго говоря, то, что мы делаем, называется консервация, нечто временное, но у нас сложилась традиция делать так, чтобы это простояло еще очень долго. Неизвестно, в каком году или веке в этих храмах появятся реставраторы», – рассказывает священник.

Фото: Екатерины Литвиненко, Ирины Рахманиной, Светланы Городовой и некоторых других из архивов команды «Небо зовёт»

Всё это делается на личные деньги волонтеров и на те средства, которые удается собрать всем миром на краудфандинговых платформах. «Мы собираем конкретно, по смете. Сейчас, например, мы готовим крупный проект, и, как только он будет окончательно утвержден и создана смета, мы начнем собирать средства.

Русский Север, он затягивает. Почему едут люди? Душа просит чего-то, чего не находит в мегаполисе. Потому что жизнь в мегаполисе неестественная. Человеку нужно трудиться на земле, человеку нужно дышать, человеку нужно смотреть вдаль. И когда человек вырывается отсюда и оказывается там, он начинает смотреть на мир ясными глазами, и это производит на него ошеломляющее действие!

«Помните фильм «Курьер»? – говорит отец Дмитрий. – Там главный герой подарил другу пальто, о котором тот мечтал, и пожелал мечтать о чем-то великом. Так вот, отправляясь на север, мы воплощаем великие мечты».

Как сельская учительница храм восстанавливала

Чтобы не спились ее ученики, она решила восстановить сельский храм. В итоге спасла и учеников, и храм, и все село. А главное – сама обрела веру. С учительницей Верой Васильевной Реутовой я познакомился в селе Арамашево Свердловской области. Несмотря на множество забот, Вера Васильевна согласилась со мной поговорить.


Вера Васильевна Реутова

– Мы находимся в храме, которому 385 лет, он наречен в честь Казанской иконы Божией Матери, – начинает рассказывать Вера Васильевна, когда мы входим в трапезную.

Из придела доносится красивое пение, в дверную щель виден богатый иконостас, образа вдоль всех стен, человек 40 прихожан, из окна открывается вид на бескрайние заснеженные просторы и намертво покрытую льдом реку, змейкой уходящую к горизонту.

– Храм стоит на высокой скале, ее высота 43 метра. Я сама туристка с 47-летним стажем, поэтому я все уже тут измерила, исследовала.

Вера Васильевна рассказывает об истории церкви интонациями экскурсовода. Ей так привычно, к тому же заметно волнуется: журналисты к ним в село за 130 километров от Екатеринбурга приезжают редко.


Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, село Арамашево. Современный вид

– Построили наш храм кочевники. Они кочевали с места на место до поры до времени, но когда они вышли на этот высокий берег, увидели красоту необыкновенную, то сразу решили здесь остановиться насовсем. Первое, что они возвели, не жилища себе, а деревянную церковку. А Казанской почему нарекли? День, когда они прибыли сюда в 1631 году, это день Казанской, 8 июля по старому стилю, и они посчитали, что Сама Богоматерь привела их на это место. К тому же в одной из подвод оказалась Ее икона.

– А когда возвели каменную церковь?

– Белокаменный-то храм – в 1800 году. К тому времени поселение уже разрослось. В Пермской летописи даже написано: «И возвели на высоком берегу реки Реж белокаменную красавицу церковь». Церковь удивительна по своему местоположению: она до сих пор видна со всех четырех сторон, откуда бы ни подъезжали к Арамашево.

– Но грянула революция. Я прочитал в интернете, что храм закрыли только в 1929 году, то есть он долго при большевиках еще держался. Впрочем, это для многих храмов на Урале характерно. Большевики будто все эти годы после Гражданской войны копили злобу в себе, чтобы потом как можно жестче расправиться с церквями. Какова была судьба вашего храма?

Колокол упал с 80-метровой высоты. Все думали: разбился. Но даже трещинки не было. И тогда все встали на колени

– Как раз с ним обошлись очень жестко. Действительно, в 1929 году потомки тех, кто строил этот храм, пришли сюда как разрушители. Их, конечно, было немного – два десятка человек, но они такое здесь сотворили! А перед этим согнали к храму всех жителей, развели костры, кидали в костры иконы, книги. Потом подогнали сюда ломовых лошадей. А каждая ломовая лошадь приравнивалась к маленькому трактору. Двенадцать лошадей запрягли – это рассказывала мне наша долгожительница Анна Яковлевна Телегина, видевшая все это шестилетним ребенком. Она навзрыд плакала, когда вспоминала: поднялись большевики на колокольню, набросили на нее канатные веревки, подвязали к лошадям и начали их бить кнутами. Лошади рванули разом и сдернули колокольню. И вместе с ее верхушкой упал на землю большой вестовой колокол. Он упал почти с 80-метровой высоты. Все думали: разбился. Но колокол оказался целым, даже трещинку не смогли найти. В тот момент все жители встали на колени перед разрушителями и заплакали. И, представьте себе, они не растопили их сердца. Дальше произошло страшное. Варвары подвязали колокол к лошадям, подвели лошадей на самый край скалы и колокол столкнули в реку. Этот колокол до сих пор не найден.


Вид с колокольни на село

– Но это же не море, разве здесь трудно найти вестовой колокол?

– Да вы что! Даже дайверы сюда ездили два года подряд. Говорят, что ил очень глубокий тут. Я думаю, колокол ушел бесследно от людей, которые так жестоко с ним расправились.

После разгрома восемь десятков лет наша церковь разрушалась. Она сначала была домом культуры. В алтаре сцену устроили. Потом сгорело здание. А после этого она уже никому не нужна стала.

– Я помню, как в середине 2000-х проезжал мимо этого храма. Он очень разрушен был, хоть и смотрелся величественно. Но я даже подумать не мог, что его восстановят, это казалось чудом. А вы всегда хотели его восстановить? Что вас подтолкнуло к этому?

Чтобы мои ученики не спились, я решила отвлечь их – позвала храм восстанавливать

– Дело в том, что я учительница русского языка и литературы, 30 лет проработала в местной школе. И завучем была по воспитательной работе, и туризмом занималась, и краеведением. Поэтому все ребятишки сельские на моих глазах росли. Я каждого помню. И так получилось, что в 1990-е годы все мои ученики, мои мальчики – они на самом деле уж дяденьки были и отцы семейств, многие седые – все остались без работы. Лихие годы. У нас тогда все базовое хозяйство разрушили – лучший семеноводческий совхоз в области. И вот, чтобы мои ребята не спились, а тогда многие пошли по этой дорожке, я решила их отвлечь тем, что мы начали храм восстанавливать.


Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, село Арамашево. Фото до июня 2005 г.

– Почему именно храм выбрали, чтобы сельчан отвлечь? Много же было еще разрушенных зданий в селе.

– Здесь был большой фронт работы. Непочатый край. И причем ее можно было делать, так сказать, во славу Божию. Кирпичи выпавшие складывать, прокосить вокруг – все стояло в сорняках, в крапиве. Очень много работы было такой: бери, неси, подай.

– Сельчане согласились сразу? Это из уважения к вам? Или жажда веры?

– Уж этого не знаю, но, когда я их пригласила – а я просто написала объявление, пришло 63 человека. Причем третья часть пришли с детками. И я помню, мы рассортировали кирпичи – плохие вывезли, а хорошие оставили на будущее, – сели тогда на эти кирпичи и уже поняли, что отсюда не уйдем. Я даже не знаю почему, это не объяснимо, это только Господь может сказать, как Он нас вел.

– Мы еще вернемся к этому. А сами вы были воцерковленной на тот момент? Как сами к Богу пришли?

– У меня была верующая бабушка. И она мне привила если не глубокую веру, но, по крайней мере, то, что непозволительное мы никогда не делали, мы знали: над нами есть Судия. Но воцерковленной я никогда не была, нет.

– А когда наступил тот момент, после которого вы уже осознанно пришли к вере?

– А в этом храме и наступил. Когда восстанавливать-то начали, мы за всю церковь сразу не взялись. У нас денег не было. Батюшки не было. Мы же сами инициативу проявили – снизу. Поэтому мы решили только один придел отреставрировать. Как только мы это сделали, я пригласила отца Моисея с братией из монастыря Новомучеников Российских на Межной. И когда они в этом маленьком алтаре запели – через 80 с лишним лет зазвучала снова молитва здесь (Плачет.), а это было Рождество Христово, 7 января 2006 года, – вы знаете, мы обнялись все и плакали от счастья. В нашем селе восемь лет всё разрушалось, а тут мы сами частичку духовности вернули. Именно с того момента я поняла, что больше из этого храма не уйду. Что бы ни говорили про меня. А меня некоторые осуждали, говорили, что с ума сошла, потому что всех зовет храм восстанавливать. А в то время денег ни у кого не было, и они всё недоумевали: как так, в лучшие годы церковь не восстановили, а тут…


Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, село Арамашево. Этапы разрушения и востановления

– Да, и правда, чудесное Рождество вы пережили тогда. А как потом события разворачивались? Деньги же на восстановление с неба не упали.

– А потом к нам начали приходить иконы. Да непростые, а из этого храма, спасенные в 1929 году смелыми людьми. Одна из икон – ростовая икона Иоанна Богослова. Спас ее диакон. Дом диакона сохранился, его екатеринбуржцы, муж с женой, купили под дачу. Стали они прибираться на чердаке, и вдруг из мусора на них выглядывает святой лик. Дома где ее поставишь? Принесли в храм. Муж у меня учитель труда. Самый главный помощник. Без него я ничего бы не могла тут сделать. Он смастерил подставочку, и мы поставили эту икону. И не знали, что это за икона.

«Это самый судьбоносный знак, – говорит владыка, – если икона возвращается в свой храм. Она будет творить чудеса»

Но тут случилось невероятное. К нам заехал владыка Викентий – в те годы архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Он ехал из Алапаевска, а там ему батюшки все уши пропели про наш храм. Мы, говорят, удивляемся: армашевцам восемь лет зарплаты не платят, батюшки своего нет, а они пошли восстанавливать храм! Владыка, видимо, решил сам на такие чудеса посмотреть. И когда он в эти двери вошел, а за ним свита большая, я, знаете, как вздрогнула! Я ведь не представляла, как с ним обращаться-то. И со страху начала ему рассказывать: вот, к нам икону на днях принесли… Он вдруг снял головной убор, встал на колени и на коленях молился минут десять, потом и говорит: «Это самый судьбоносный знак, если в храм приходит икона из этого же храма. Она будет творить чудеса в благодарность за то, что она возвратилась в свой храм».

Ну вот, разве это не чудо?! Мы с чего начали? С руин! И посмотрите теперь на наш храм!


Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, село Арамашево. Внутреннее убранство

– Это епархия помогла вам восстановить храм?

Я и не думала идти в Архитектурную академию. Промысл Божий направил меня туда

– Нет, тут другое чудо. Я поехала в Екатеринбург, в епархию, конечно, заехала. Но там говорят: «Доброе дело затеяли вы. Как отреставрируете, мы вас припишем». И всё. Я, огорченная, после этого еду на трамвае мимо Архитектурной академии. А у меня с собой фотографии храма были. И зашла я в эту академию – не поверите, по Промышлению Божию, как будто бы Он стопы мои направил туда…

– Вы не собирались туда изначально?

– Конечно, нет! Но прочитала вывеску: «Архитектурная академия». Подумала: они мне хоть расскажут, чего дальше-то делать. Я ж простота душевная! Меня, конечно, охранник не пускает. А я вижу: номера телефонов написаны, и телефон ректора академии Александра Александровича Старикова. Отвернулась от охранника, набрала этот номер… и он поднял трубку. Главное, сам поднял! Не было в ту минуту секретарши, она бы меня точно не допустила к нему. Я кричу от волнения в телефон: «Я из села Арамашево, мне нужна ваша помощь!» Стариков говорит: «Заходите». Оказалось – он мне потом уже рассказывал, – ректор отдыхал когда-то в наших краях и часто ходил к храму этому пешком. Говорит: «У меня душа болела, что храм разрушается в таком красивом месте». Он ко мне тут же послал студентов шестого курса. Мы с ними поработали хорошо. Потом он послал своих преподавателей. Они сделали проект восстановления храма. И вот так Промыслом Божиим работа шла.

Вскоре у нас появился благотворитель из Екатеринбурга, человек не бедный, еще и воцерковленный, построивший дом у нас в селе. Он нам помог сильно. Поначалу только его средства шли на восстановление, потом другие подтянулись, в том числе руководители предприятий из Екатеринбурга. Все они очень большую работу сделали. Нам бы никогда пол теплый не настелить, никогда бы не заштукатурить высоту такую огромную.

– А сколько лет понадобилось, чтоб восстановить от и до?

– Одиннадцатый уже год пошел.


Краеведческий музей села Арамашево

– Мне еще рассказали, что вы в селе открыли музей, отреставрировали святой источник и стали проводить экскурсии, а вырученные деньги вкладывали в восстановление… Вы понимаете, что вы героиня? Что вы пример для страны?

– Я не думаю, что я молодец. Я думаю, каждого из нас ведет Господь, мы идем не по своей воле, нас поставили на тропу, как несмышленых ребятишек, и сказали: «Иди туда». Я ведь к тому времени уже на пенсию вышла, сидела в тепле в школьном музее, могла бы, наверное, там и оставаться. Но вы уже слышали, что я по другому пути пошла.

– А ваши ученики, помогавшие вам, ходят в церковь?

– Надо сказать честно: они не завсегдатаи храма. Но это люди, которые ничего плохого никогда в этой жизни не сделают, я это гарантирую, потому что они прониклись… я не скажу, что верой прониклись, но добром, духовностью. Тем не менее, на службах их иногда можно увидеть. Многие с внуками уже приходят.


Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, село Арамашево. Современный вид

– А последний мой вопрос будет о том, что сейчас происходит в мире. Вы ведь знаете, какие угрозы над Россией нависли. Вот вы, живущие в русской глубинке, можно сказать – в сердцевине страны, как оцениваете все происходящее? Есть ли надежда?

Наше единение храм спасло, соборность. Это спасет и всех нас

– Именно надеждой и живет русский человек, я думаю. Верой, надеждой и любовью к окружающим. Это три ипостаси, на которых всегда держалась наша Россия. Почему мы сейчас должны их предать и продать? Нет! Я не люблю громких фраз, но вот смотрите еще что. Мы в селе живем, мы все друг друга знаем, отказать мы друг другу не можем. И за счет этого, в том числе, мы храм восстановили. Ведь не только мои ученики приходили потом, но и бабушки с дедушками 90-летние – они помнили еще храм действующим. Когда мы начали его восстанавливать, они поверили, что еще при своей жизни увидят его снова. И чем могли, помогали. Это наше единение храм спасло. Соборность. Вот это, мне кажется, спасет и всех нас.

«Нам открылся такой глубокий и интересный мир!»

Из архива Надежды Петровой
И еще одна история, перевернувшая судьбу женщины, которая начала с росписи храма, и осталась жить при храме навсегда. Церковь Николая Чудотворца в селе Васильково, Кувшиновского района Тверской области – это большой каменный храм, построенный в первой половине XIX века. «К нашему времени с архитектурной точки зрения он был в общем-то в нормальном состоянии, но внутреннее убранство пришло в полную негодность. – рассказывает Надежда Петрова, поющая на клиросе этого храма. – В тридцатые годы его стены закрасили грубыми темными красками. Наш батюшка, отец Дмитрий Волгин – художник, и потерпеть этого он, конечно же, не мог, да и прихожане были недовольны. Они все вместе хотели отремонтировать и обновить храм».

Отреставрировать его официально не получалось, но о ремонте храма попросили местные власти. Батюшка им сказал, мол, если вы хотите, чтобы мы сами отремонтировали храм, то присылайте ко мне молодежь, которая может на энтузиазме в этом участвовать. «Так, через знакомых, мы с подружкой и узнали об этом, – говорит Надежда. – И вот мы все бросили и приехали. Поскольку мы художники, то, когда мы познакомились с миром иконы, нам открылся такой глубокий и интересный мир, что захотелось в него войти через какую-то деятельность. В конце концов, вокруг храма собралась небольшая команда, которая занималась его реставрацией. Жили при храме и расписывали его. С нами работал один очень хороший художник, иконописец Алексей Вронский. Батюшка тоже расписывал храм, а мы в основном занимались орнаментами. В то время туда приезжало большое количество молодежи, которая сменяла друг друга. И вся эта работа была необыкновенно вдохновенной. Весь храм мы расписали за два года. Я и еще несколько человек жили постоянно, остальные приезжали, когда могли. При храме есть несколько домов и сторожка – там и обитала наша маленькая община. И до сих пор эта община существует, хотя из того состава почти все разъехались, но она пополняется уже другими людьми. Только я продолжаю жить при храме».

Потом появилась новая работа. В Кувшиново не было своей церкви, а до села Васильково жителям было далеко добираться. Сначала местные власти отдали под храм старое деревянное здание – бывший детский садик. Его расчистили, отремонтировали и переоборудовали под церковь. Но потом один за другим случились два пожара, и это здание сгорело.

Фото: из архива Надежды Петровой

«Тогда мы стали строить деревянный храм в стиле старинной деревянной русской архитектуры. – говорит Надежда. – Чертежи для этого проекта сделала архитектор, духовная дочь нашего батюшки. И, конечно, тоже бескорыстно, как работали мы все. Богатых спонсоров у нас не было, поэтому храм в честь Преподобного Амвросия Оптинского мы строили долго – целых 10 лет. Теперь-то там уже идет активная храмовая жизнь».

Мы постепенно сделали иконостас, витражи, резные иконы. Наш батюшка отец Дмитрий Волгин там служит, и украшает его по мере сил. Сейчас в нижней части храма мы сделали крестильню: установили большую купель в виде креста, заканчиваем росписи для стен. Работы хватает.

Работы действительно много, и на наш век еще хватит. Впереди лето, восстановительные проекты опять оживятся. Уже сейчас формируются экспедиционные команды. Все, кто хочет поучаствовать в этом деле, может заявить о себе, найдя в интернете проект по душе. Или, если на участие своим трудом духу пока не хватает, то можно помочь деньгами: пожертвования принимаются, и информацию о сборе средств найти совсем не сложно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]