Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия
Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.
Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.
За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.
В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.
Подробнее о храме на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия.
Монастырь Святого Антония, провинция Суэц, Египет — 356 г. н. э.
Монастырь Святого Антония стоит в оазисе в Восточной пустыне Египта. Он был построен в 356 году и является действующим монастырем по сей день, где проживает более 100 монахов. Проживающие здесь монахи до сих пор следуют традициям, установленным святым Антонием, святым Павлом и их первыми последователями 16 веков назад.
Церковь, которая является самой старой частью монастыря, была построена над могилой святого Антония. Посетители монастыря, которых часто называют паломниками, могут побывать на экскурсии, которые проводят монахи по его старинным залам и зданиям, и осмотреть коллекцию средневековых коптских настенных росписей, украшающих стену над могилой святого.
Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.
В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.
Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.
В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.
Подробнее о храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.
Церковь Мегиддо, Тель-Мегиддо, Израиль – конец III — начало IV века н. э.
Самая интересная история открытия касается церкви Мегиддо, расположенной в Израиле. Остатки церкви были найдены на территории современной тюрьмы, и заключенные были первыми, кто обнаружил ключи к археологическим раскопкам в 2005 году.
Затем археологи Тель-Авивского университета провели дальнейшие раскопки и собрали замечательную информацию об этой древней церкви.
Основание церкви Мегиддо восходит к III веку, за десятилетия до того, как христианство было узаконено в этом районе. Огромная мозаика площадью почти 55 кв. м. – самая интересная особенность этого места. Надпись внутри церкви упоминает римского офицера по имени Гайан, который пожертвовал «свои деньги» на изготовление мозаики.
Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде
Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.
Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.
Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.
В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.
Подробнее о соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде.
Трирский собор, Трир, Германия – 340 г. н. э.
Трирский собор – самая старая церковь в Германии, а также самое старое здание, которое до сих пор служит своей первоначальной цели как собор. Но что делает собор Трира поистине увлекательным, так это его реликвии.
В нем находится один из Святых Гвоздей, который, как говорят, удерживал Иисуса на кресте, а также артефакт, известный как Бесшовное одеяние Иисуса. Этот халат, который носил Иисус незадолго до распятия, хранится в пристройке к часовне и демонстрируется публике лишь в редких случаях. Последний раз он выставлялся в 2012 году.
Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)
Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.
В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.
В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.
Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.
Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).
Церковь Бориса и Глеба села Кидекша
Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.
Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.
В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.
В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.
Подробнее о церкви Бориса и Глеба села Кидекша.
Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире
Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.
В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.
В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.
На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.
В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.
Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.
Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.
Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.
Базилика Святого Петра, Ватикан, Италия – 326–360 гг. н. э.
Базилика Святого Петра, вероятно, самая известная церковь из этого списка. Первоначально построенный по заказу римского императора Константина I в 326 году н. э. собор Святого Петра считается одним из самых известных произведений архитектуры эпохи Возрождения и самой большой церковью в Ватикане, папском анклаве в Риме.
Католическая традиция считает, что в этой базилике захоронен святой Петр, один из апостолов Иисуса и первый епископ Рима (Папа). Могила святого Петра предположительно находится прямо под главным алтарем, и по этой причине многие Папы были похоронены в базилике с раннехристианского периода. Это не только важное место поклонения, но и место, где находятся многие художественные шедевры великих мастеров уровня Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини, среди прочих. Неудивительно, что эту великолепную церковь ежегодно посещают 10 миллионов человек.