Как-то за трапезой наш (теперь уже присно поминаемый) мудрый настоятель отец Георгий сказал: «Кто молится святому Спиридону Тримифунтскому, никогда не будет нуждаться. Молитесь ему и без куска хлеба не останетесь». И стал рассказывать житие святого.
Мы замерли, и перед глазами разлился свет яркого средиземноморского солнца, запестрели красные черепичные крыши над стенами из белого песчаника, закачались ветви старых олив, у прибрежных скал разбилась, обдав водяной пылью, морская волна, а сверху все накрыла безмятежная синева неба. Благословенная Богом земля, теплое море, солнце, ночная тишина со звоном цикад, близкие звезды.
Не просто куском хлеба, а благодатью Божией щедро напитал нас святитель Спиридон на Корфу. После рассказа отца Георгия о нем мы тут же собрались и, благословясь, полетели в Грецию, в Керкиру на остров Корфу.
Радость этой встречи до сих пор греет сердце, хоть и прошло уже немало лет. Отец Георгий учил нас дружить со святыми, знать их, любить, беседовать, призывать в помощь. С тех пор святитель Спиридон Тримифунтский стал близким и родным. И не за куском хлеба только бежишь к нему, хотя и в житейских делах он скорый помощник, но за духовным утешением и поддержкой. Особенно теперь, когда не стало рядом отца Георгия.
Икона 1514 г. Церковь Архангела Михаила и Божией Матери в деревне Галата, Кипр
Житие святого
Святой Спиридон (годы жизни 270г.-348г.) был обычным поселянином, как и все его соотечественники – киприоты (святитель родом с Кипра). Но отличие его от всех других пастухов и земледельцев было в том, что Спиридон имел истинную веру в Бога и безграничную любовь к Нему.
Эти любовь и вера из обычного пастуха сотворили святого и Божиего друга, как и сказано:
«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим»(Ин.14:23), «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин.14:20), и «если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14:14).
Святой Спиридон жил для Бога, молился вместе с Ангелами, и много чудес совершалось по его молитвам. А еще он всегда заступался за обиженных и помогал нуждающимся, поступая по слову от Господа:
«Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чём у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню» (Тов.4:16).
За веру и милосердие, ревность к «Авраамову страннолюбному нраву», Господь благословил Спиридона даром чудотворения — он исцелял недужных и бесноватых, как сказано:
«именем моим бесы ижденут» (Мк.16:17).
Народ уважал этого небесного человека – земного Ангела, и когда он овдовел, горожане вручили ему пастырский посох, поставив во главе церкви города Тримифунта на епископское служение.
Тримифунт (ныне Тремефусья, территория Турции) — город на острове Кипр, расположенный примерно в 25 км от центра Никосии.
Должны ли мощи быть нетленными?
Нетление мощей не является обязательным условием для канонизации подвижника. Главным является факт наличия чудотворной помощи по молитвам к нему. Сохранение мощей нетленными в христианстве воспринимается как чудо, способствующее быстрому распространению почитания святого. Однако мощи святых не совершают чудес сами собой.
«Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает» (решение Седьмого Вселенского Собора).
Однако мощи — не магический амулет. Само по себе прикосновение к мощам не является чудотворным. Главное и обязательное условие при этом — вера в святость подвижника и в милость Божью.
«В православном христианстве Податель всех благ только Бог. Он Источник, а Его святые – лишь провода. Он Солнце, а его святые – лишь зеркальца, отражающие Его свет. А если человек подходит к раке с мощами и загадывает желание или считает, что целованием её у него решатся все проблемы, – это язычество и идолопоклонство» (священник Святослав Шевченко).
Чудеса при жизни и после неё
Среди эпизодов жизни святого, явно знаменующих чудодейственную веру и особое избранничество, есть рассказ о его победе в споре с философом-ариянином на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году.
Тогда среди 318 членов Собора, мудрецов и мужей праведных, которые вели споры в защиту православной веры против учения нечестивого Ария, нашелся один простец – бывший пастух Спиридон, который без слов с помощью Божиего вдохновения просто и наглядно разбил доводы гностического изощренного ума, ограничивавшего бытие Сына Божия.
Потому что «проповедь Христова не в препретельных мудрости человеческия словесех, но в явлении духа и силы.»
Спиридон показал Троичность Бога — Отца, Сына и Святаго Духа — Троицы Единосущной и Нераздельной, взяв в руки кирпич, сжав его – вниз потекла вода, вверх устремился огонь, в руке сталась глина.
«Богомудр ты показался еси и, сжавши дланию глину, троичность Лиц всем очевидно уяснил еси»,- поет о нем Церковь.
Святости Спиридона боялась бесовская сила, сраженные Божией благодатию, от его приближения падали языческие идолы. Его животворной молитвой сосуды наполнялись до краев елеем, течение рек останавливало свой бег, губительные засухи оживлялись дождем, мертвые восставали, возвращаясь к жизни.
Он был прозорливцем и насквозь видел человеческую душу, исцелял тайные грехи, обращал к покаянию обманщиков.
Спиридон целитель страсти сребролюбия и лихоимства. Так, он исцелил купца, восхотевшего обманом удержать у себя взятое в долг золото.
Спиридон всегда предоставлял просящему взаймы самому взять нужное в кладовой. Заемщик воскликнул: «Неужели ты не пойдешь и не посмотришь, а вдруг я унесу больше, чем прошу?». Спиридон ответил: «Больше, чем тебе требуется, ты не унесешь, а вернешь столько, сколько сможешь».
Обманщик-купец, попользовавшись и принеся для возврата долг, сходил в кладовую, да только по жадности удержал его у себя и не вложил обратно. И от этой лихвы скоро разорился. Потеряв все, в нужде обманщик вновь пришел просить помощи у святого.
На просьбу купца о деньгах, Спиридон, улыбнувшись в седые усы, отправил его самого взять из казны сколько нужно. Но брать-то там было нечего. Пришлось лихоимцу просить прощения у Спиридона и каяться перед Богом. Только раскаявшись и испросив молитв святого, он смог изменить свое положение.
Интересный факт
Возвратившись с Никейского Собора, Спиридон нашел свою дочь Ирину умершей. Отец горевал и молился. Однажды к нему пришла женщина, сказавшая, что отдала Ирине на хранение некие золотые украшения. Теперь она требовала сокровище назад, но Спиридон не знал, куда его дочь спрятала золото. Обыскав все и ничего не найдя, но жалея о слезах женщины, потерявшей богатство, Спиридон пришел в усыпальницу и с молитвой обратился к дочери, говоря: «Дочь моя, именем Иисуса Христа ответь, где сокровище». По его молитве, пробудившись от вечного сна, Ирина открыла глаза и назвала место. Выслушав, отец сказал дочери: «Теперь, дитя мое, упокойся, пока не воскресит тебя Христос после Второго пришествия». Это было на глазах потрясенной женщины, пришедшей вместе со святителем ко гробу – чего стоит сегодняшняя забота о земном богатстве перед наступающей вечностью.
Чудеса продолжались и по преставлении святого Спиридона Тримифунтского. Когда через много лет после его смерти вскрыли могилу, то обрели нетленные мощи, с мягкой кожей и узнаваемыми чертами лица. В VII веке мощи святого были перенесены с Кипра по приказу императора Юстиниана II (685-695 гг.) от опасности захвата и осквернения в столицу Византии и пребывали там до середины XV века.
После падения империи святыню из Константинополя перевезли сначала в Сербию, а потом на Корфу. В 1589 году в Керкире был освящен храм в честь святителя Спиридона, где до сих пор и пребывает он своим честным телом. Местные жители считают его своим покровителем и хозяином острова.
Интересный факт
Интересно, что тело святого имеет обычную температуру 36,6 и вес взрослого мужчины, и у него, как у живого растут волосы и ногти, а главное – изнашивается одежда и обувь. Каждые полгода святого Спиридона переоблачают и переобувают. Вновь и вновь шьют монахини башмачки для труждающегося пастыря, не оставляющего заботой своих овец и по смерти.
В Керкире рассказывают, как один рыбак часто посмеивался над верой земляков в чудеса Спиридона, хоть и сам носил имя Спиро (Спиридон). Но однажды он, попав в шторм и свалившись за борт, утонул. Тонуть-то он тонул, но вдруг очутился на берегу. Придя в себя и вспомнив, как кричал последнюю молитву, и руку, тянувшую его из пучины, он кинулся бегом в храм, чтобы проверить догадку.
А в храме в это время священник с дьяконом никак не могли открыть раку Спиридона. Как только вбежал рыбак, рака открылась и все увидели, что тапочки на ногах святого мокрые, а к подошве прилипли песок и ракушки. Потрясенный Спиро отдал все свои сбережения на изготовление драгоценной лампады к раке святого в благодарность за спасение.
Поток паломников к мощам святого, в том числе и из России, каждый год все прибывает, множатся и чудеса.
Старожилы рассказывают, как во время второй мировой войны, когда остров подвергался бомбардировкам, все прятались в храме святителя Спиридона в центре Керкиры, потому что странным образом, нарушая законы физики, бомбы с низколетящих самолетов падали не прямо, а под углом, и их относило в море, так ни разу и не задело церковь.
Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому
О, всеблаженне святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче!
Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел, призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящий сильныя твоея помощи. Умоли благоутробие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониим нашим, но да сотворит с нами по милости Своей!
Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедрого Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления!
Избави всех верою несумненною к Богу приходящих от всяких бед душевных и телесных. от всех томлений и диавольских наветов! Буди печальным утешитель, недугующим врач, в напастех помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея требующим вся, яже ко спасению, полезная!
Яко да твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем в вечный покой и купно с тобою прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь
Собора перваго показался еси поборник, и чудотворец, богоносе Спиридоне отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси: и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащыя тебе имел еси священнейший. Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.
Кондак
Любовию Христовою уязвився священнейший, ум вперив зарею Духа, детельным видением твоим деяние обрел еси богоприятне, жертвенник божественный быв, прося всем божественнаго сияния.
Как выглядел старец
По внешнему виду святителя Спиридона безошибочно узнаешь на иконах, его не спутаешь ни с кем. На иконах его изображают в простой пастушьей шапке, называемой кидарь, сплетенной из пальмовых веток. Эта простая пастушья тиара стала ему славней всяческих благо украшенных епископских митр.
Народ в Тримифунте почитал своего пастыря, хоть и жил он просто и видели его всегда одетым в самую скромную одежду. В руках он носил пальмовый посох, а на шее глиняный сосудец, в котором обычно хранили святой елей от Креста Господня.
Однажды этот убогий наряд ввел в заблуждение надменного царедворца, который, увидев странника-бедняка, входившего во дворец, ударил епископа по лицу. А святой со смирением подставил гневливцу по заповеди и другую щеку. Опешивший вельможа только тогда, прозрев, увидел, кто стоит перед ним.
Устыдившись кротости святого и прося прощения, он повел Спиридона во дворец к императору Констанцию, давно страждущему от неизлечимой болезни.
Монарху приснился сон, в котором Ангел назвал имя человека, чья молитва может исцелить этот тяжкий недуг, и Спиридона ждал весь двор.
Как только Констанций, встав, склонил голову под благословение Тримифунтского епископа, входящего в тронный зал, и рука святого коснулась августейшей головы, император был избавлен от страданий, полностью исцелившись.
В благодарность за чудесную помощь государь стал предлагать епископу золото, но тот отказался, потому что пришел во дворец во славу Божию, а не за вознаграждением.
Император настаивал, тогда Спиридон дал государю и всему двору пастырский урок бескорыстного служения Богу и людям: приняв золото и выйдя из дворца, он все раздал нищим.
«Злато, яко кал, тебе вменися», — так потряс богатый Константинополь этот урок, и возросло уважение к духоносному отцу в народе, — «паче злата безстрастием сияющу и обогатившуся, преподобне, даровании всезлатыми Духа».
Потрясенный таким бесстрастием святого и равнодушием к земному богатству, император сам раздал беднякам богатую милостыню и с тех пор приказал освободить святую Церковь от податей в государственную казну, ибо «неприлично служителям Царя Бессмертного платить дань царю смертному».
О жизни Спиридона нам рассказывает его житие
Кипр стал местом рождения не только языческой Афродиты, но и одного из самых почитаемых христианских святых
О жизни Спиридона нам известно из его жития. Он родился на Кипре, в деревушке с названием Аския. С раннего детства он полюбил уединенную жизнь и время свое проводил с овцами, которых он пас.
Аския
так называется деревня на Кипре, где родился Спиридон
Женился он на благочестивой деве и она родила ему дочь. Но супружеское счастье было недолгим — жена Спиридона скоропостижно скончалась. Но он не впал в отчаяние и скорбь, молитвой укрепляя свой дух.
Святой Спиридон Тримифунтский был пастухом и поэтому на иконах изображается в пастушьей шапке
История обуви святителя
В раке, где положено тело святителя, он почивает сейчас одетый в дорогое епископское облачение. Каждые полгода совершается обряд переоблачения святого. И это не просто церемония, а необходимость.
Святого Спиридона приходится переодевать, потому что его облачение ветшает и особенно изнашивается обувь. Потому что угодник Божий все время путешествует, обходя призывающих его, подавая всем просящим свою чудесную помощь.
Раку двое служителей отпирают двумя ключами синхронно. Но, как говорят, иногда рака не отпирается. Считают, что святого нет там в это время, он ходит по земле. Приходится ожидать.
Документально освидетельствовано, что специально изготовленная на ноги святителя обувь – мягкие красные бархатные башмачки, или как иногда говорят – тапочки, со временем имеет заломы и потертости. Поэтому старую пару снимают и надевают новые башмачки.
После замены тапочек на новые, обветшалую обувь прямо в храме разрезают на маленькие части и раздают всем желающим. Эти крошечные кусочки ткани, упакованные в маленькие конвертики, и снабженные синей печатью Керкирской церкви, называются филахто – святыня.
И это самая желаемая награда и благословение от святого каждому паломнику.
Деятельность прихода
При храме работает Воскресная школа для детей, которые изучают Закон Божий, основы христианской нравственности и церковно-славянский язык. Помимо этих уроков, дети могут записаться в кружки пения, хореографии, ИЗО, английского языка, игры на музыкальных инструментах, шахмат и рукоделию. Преподаватели в школе имеют специализированное образование, поскольку для служителей в храме важно заботиться о растущем поколении и их образованности.
Все участники школы принимают активное участие в деятельности храма: играют в Рождественских и Пасхальных постановках, поют в церковной хоре, совершают паломнические поездки.
Где находится частичка «филахто» в Москве
Иногда по благословению действующего епископа Корфу снятые с ног святого башмачки полагают в ковчежец и дарят другим православным церквям. Башмачки Спиридона известны в русских церквях с XVIII века (чаще, правда, не сами башмачки, а частицы — филахто).
- Частица мощей Спиридона есть в храме, построенном в честь Тримифунтского епископа в Нагатинском Затоне. Адрес: Москва, Судостроительная ул., 48А. Метро Технопарк, Кожуховская, Печатники.
- В храме свт. Спиридона в Филях, на улице Барклая сапожок. Адрес: Москва ул.Барклая, вл. 9 (м. Багратионовская).
- В храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке находится чудотворная икона святителя с ковчежцем-мощевиком. Еженедельно перед иконой совершается акафист.. Адрес: Москва, Брюсов пер., 15/2. Метро Тверская, Охотный Ряд, Чеховская.
В Даниловом монастыре
Башмачок святого Спиридона в особом киоте был подарен в 2007 году митрополитом Керкирским Нектарием в Данилов монастырь. Святыня с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского хранится здесь и сейчас в Покровском храме. Адрес монастыря: Москва, ул. Даниловский Вал, 22. Метро Тульская, Шаболовская, Авто src=»https://pravoslavie.wiki/wp-content/uploads/2019/03/svt.-Spiridon-i-Vlasij.jpg» class=»aligncenter» width=»400″ height=»559″[/img]
О чём молятся
- Святитель Спиридон Тримифунтский чтится православной Церковью как милостивый покровитель бедняков, бездомных и больных.
- Святого верующие считают помощником при затруднениях в безденежье, при неимении необходимых средств для содержания семьи, при потере работы и источника дохода.
- Замечено, что молитва к Спиридону помогает нуждающимся обрести жилье, разрешает всякие проблемы при покупке или обмене квартиры, чудесно претворяются в жизнь планы на свое жилье, даже если не было никаких реальных возможностей прибрести его, например, молодым семьям.
- Опытно знают о помощи святого деловые люди, нуждающиеся в инвестициях на развитие бизнеса.
- Однако, помощь подается только тем, кто и сам делится, помогает людям, ведет свое дело, не забывая, что все под Богом ходим, не лихоимствует и не обирает нищих.
В чем помогает святитель Спиридон Тримифунтский
Святой Спиридон, будучи до зрелого возраста обычным миряниным, был хорошо знаком с различными житейскими и семейными заботами. Поэтому верующие обращаются к святителю со своими житейскими нуждами как к понимающему и близкому для них святому. По молитвам к нему многие получают разрешение жилищных и финансовых проблем, налаживается взаимопонимание в семье. Нередко просящие получают исцеление от болезней.
Однако нельзя забывать, что посылаемые блага подаёт не лично святитель Спиридон Тримифунтский по своему желанию. Полностью властвует над миром Милостивый Господь, Который помогает нам по молитвам святых угодников. В данном случае таким небесным просителем и заступником выступает святитель Спиридон Тримифунтский.
«Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа. Они наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним» (иерей Дионисий Свечников).
День памяти
День памяти святителя Спиридона Тримифунтского 25 декабря (12 декабря по ст.ст.).
На Корфу празднования в честь святого Спиридона совершаются еще несколько раз:
11
Август
1716 года
Празднуется память избавления от турецкого нашествия по заступничеству святого.
- В Вербное Воскресение празднуют избавлении жителей Керкиры от бубонной чумы в 1629-1630 годах. Тогда видели чудное сияние над храмом Спиридона и город был спасен.
- В Великую Субботу совершается литания с мощами святого (крестный ход) в воспоминание спасения от голода в XVI веке. Моряки пришедшего тогда на остров судна с хлебом говорили, что их заставил изменить курс старец-священник, шедший по морю впереди и звавший за собой корабль к острову.
- В первое воскресенье ноября совершается ход со святыми мощами святителя Спиридона в признательность за второе спасение жителей Керкиры от эпидемии чумы в 1673 году.
Православное учение о мощах святых
Почитание мощей (останков) святых восходит к первым временам христианства. Об этом начиная со 2 века упоминают письменные свидетельства. Уже тогда ценность останков угодников Божиих ставилась верующими превыше всех земных богатств и сокровищ. Например, в Окружном послании о мученичестве Поликарпа Смирнской Церкви (Малая Азия) кости данного святого названы «драгоценнее золота и дорогих камней».
«Как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными каменьями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные как бы драгоценными камнями, язвами, подъятыми за Господа, драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны» (святитель Иоанн Златоуст, 347- 407).
Догмат о почитании мощей святых был окончательно сформирован на Седьмом Вселенском соборе (787, Никея). При земной жизни тела угодников Божьих — это жилище, храм Святого Духа. Поэтому и после разлучения с душой тела (то есть мощи) не лишаются небесной благодати, обильно изливая ее на верующих. Святыми мощами признаются не только неистлевшие тела и костные останки, но даже прах и пепел.
Например, блаженный Иероним Стридонский (342-430) упоминал об этом в своих трудах. Христиане почитали и мощи пророка Самуила, существовавшие в виде праха, и мощи апостолов Петра и Павла, которые сохранились в виде костей.