Вера сопровождает человека с рождения до завершения цикла существования. Все крупнейшие войны — результат столкновения религиозных предпочтений. Статья содержит краткие описания десяти самых древних религий на Земле.
Зороастризм − самая древняя религия на Земле (пункт № 3)
Буддизм
Буддизм − самая древняя, мировая религия на земле. Зародилась в Древней Индии в VI тысячелетии до н. э. Возникновением обязана Сиддхартхе Гаутаме – сыну королевской особы. Наследник решил покинуть дворец и увидел, что мир вокруг погряз в страдании и нищете. Пораженный окружающей реальностью, Сиддхартха принял аскетический образ жизни и ушел жить к монахам. Путем духовного перерождения он стал Буддой.
Религиозная система признает страдания человека как результат стремления к наслаждению и невозможности получить желаемое. Отказ от желаний пропагандируется как путь к спасению.
Буддизм пропагандирует перерождение, поэтому человек в земной жизни не должен грешить, чтобы в следующем мире не стать пренебрегаемым обществом существом.
Какая религия признана самой древней?
При определении самой древней веры нужно учесть несколько фактов. Есть некоторые религии, упоминания о которых остались только в старых преданиях и легендах. Среди таких можно выделить религию инков и ацтеков. Это развитое вероисповедание, имеющее в своих рядах множество последователей. Вера инков богата разнообразием богов. Это обусловлено военной деятельностью племен. При захвате новых народов божества из преданий и легенд пленников добавлялись в существующее вероисповедание. Благодаря возможности появления новых божеств данное верование не исчезло бесследно, а просто трансформировалось в новые течения.
Из ныне существующих одним из первых было вероисповедание шумеров. Оно отличалось множеством богов, у каждого из которых были свои последователи, именуемые ануннаками. Они были жрецами, помогавшими обычным людям общаться со своими идолами и передавали народу пожелания богов.
Древнейшая из мировых религий – это иудаизм, зарожденный на учениях ведизма. В его основе лежит вероисповедание, в дальнейшем положившее начало христианству. Но несовершенство существующих богов и множество противоречивых высказываний этого вероисповедания послужило тому, что оно стало одним из самых краткосрочных.
Зороастризм
Зороастризм − самая старая, древнеарийская религия VII века до н. э., унаследованная иранцами. Возникла на почве поклонения природе, справедливости и мудрости, из-за чего и главенствующие боги были Дэва, Ахура и Мазда. Из всех стихий лидерство было у огня; при помощи его совершались жертвоприношения.
По версии «Авесты», бог мудрости преобладает над остальными, а пророк Зуратушутра наделяется нечеловеческими возможностями. Следование заветам — база зороастризма.
Какая религия появилась одной из последних?
Понятие «молодая» весьма относительно, ведь когда счет идет на тысячелетия, несколько веков большого значения не имеет. Именно поэтому самая ранняя вера — «ислам» кажется нам уже давно известной и распространённой.
В основе верования лежит служение Аллаху, мусульманин ставит учение бога выше собственных пожеланий. В наше время ислам довольно популярен, мусульмане проживают в 50 странах мира. Почти четверть всего населения земного шара являются приверженцами мусульманства. Это вероисповедание появилось в седьмом веке нашей эры, когда пророк Мохаммед получил первые аяты Корана. Распространенному учению уже больше тринадцати веков, но более молодые религии современности не известны.
Популярность этого верования обусловлена строгими правилами и праведным образом жизни. В мусульманских семьях рождается много детей, отчего приверженцев ислама становится все больше. Для общения между богом и человеком служит мулла. Он проводит обряды и читает молитвы, будь то никах, аят или другие церемонии.
Гипотезам несть числа.
Происхождение и развитие религии — относительно новая область познания. Веками люди в большей или меньшей степени принимали знакомые с детства религиозные традиции. Обычно они довольствовались рассказами отцов и дедов, считавших свою религию непреложной истиной. Людям и в голову не приходило в чем-то усомниться или попытаться выяснить, как, когда и почему возник тот или иной обычай. Из-за ограниченной свободы передвижения и узкого круга общения не так-то много людей вообще знали, что на земле есть еще какие-то религии.
Однако в XIX веке ситуация стала меняться. Умами интеллигенции завладела теория эволюции. С приходом эры научных открытий люди стали подвергать сомнению все, в том числе и религию. Некоторые ученые пришли к заключению, что, изучая современные религии, до их истоков все равно не докопаться. Поэтому они переключились на изучение памятников древнейших цивилизаций или отправились в отдаленные уголки мира, где люди еще жили в примитивных общинах. Вооружившись методологиями разных научных дисциплин — психологии, социологии, антропологии,— они стали штурмовать вопросы, как возникла религия и почему.
К чему же это привело? Ученые выдали на-гора целую серию разноголосых теорий, соревнуясь друг с другом в смелости и экстравагантности выводов. Причем теорий, пожалуй, было не меньше, чем самих исследователей. Одни вывели ценные положения; усилия других ушли в забвение. Краткий обзор их исследований будет познавателен и поможет лучше понять религиозные воззрения наших современников.
Английский антрополог Эдуард Тайлор (1832— 1917) выдвинул так называемую теорию анимизма. Он предположил, что сны, видения, галлюцинации и безжизненность мертвых тел привели первобытных людей к заключению, что в их теле живет душа (лат. anima). Поскольку им часто снились умершие родственники, они, согласно этой теории, думали, что душа продолжает жить после смерти: покидает тело и вселяется в деревья, скалы, ручьи и тому подобное. В итоге люди стали обожествлять умерших и те предметы, в которые, по их мнению, переселялись души. Так, по словам Тайлора, и появилась религия.
Другой английский антрополог, Роберт Маретт (1866—1943), модифицировал теорию Тайлора и предложил свою версию, которая стала известна как теория аниматизма. Изучив поверья меланезийцев, живущих на островах Тихого океана, и коренного населения Африки и Америки, Маретт пришел к выводу, что у первобытных людей не было понятия о человеческой душе. Они скорее верили в некую безличную или сверхъестественную силу, которая все одушевляет. Такая вера вызывала в человеке чувство благоговения и страха, ставшее основой его примитивной религии. По Маретту, религия появилась прежде всего как эмоциональная реакция человека на неведомое. Маретт любил говорить, что религия «не столько выдумывается, сколько вытанцовывается».
В 1890 году шотландский этнограф-фольклорист Джеймс Фрейзер (1854—1941) опубликовал свою знаменитую книгу «Золотая ветвь», в которой заявил, что своим происхождением религия обязана магии. Согласно Фрейзеру, вначале человек пытался оказывать влияние на свою жизнь и окружающий мир, подражая тому, что видел в природе. Например, человек думал, что если покропить водой землю под грохот барабанов (имитация грозы), то можно вызвать дождь, а если исколоть шипами изображение своего врага, то можно навести на него порчу. Так получили распространение ритуалы, заклинания и магические предметы. Когда они не действовали, человек, вместо того чтобы подчинять себе высшие силы, пытался договориться с ними полюбовно и всячески их задабривал. Заклинания и ритуалы преобразились в молитвы и жертвоприношения — так возникла религия. Сам Фрейзер объяснил: «Под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека».
Даже знаменитый австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856—1939) в своей книге «Тотем и табу» пытался объяснить происхождение религии. Верный своему ремеслу, Фрейд утверждал, что религия появилась из так называемого отцовского комплекса. По его мнению, так же, как в табунах диких коней и быков, в человеческой «первобытной орде» вожаком был отец. Сыновья одновременно ненавидели его и восхищались им. Чтобы завладеть отцовской силой, говорил Фрейд, эти дикари «соединились, убили и съели отца». Однако позже угрызения совести заставили их придумать различные обряды и церемонии, чтобы искупить свою вину. Согласно фрейдовской теории, образ отца стал Богом, обряды и церемонии — первейшей религией, а поедание убитого отца — традицией причастия, которую практикуют многие религии.
Это, конечно, не все теории, которыми пытались объяснить происхождение религии. Многие из них были навсегда забыты. Но и те, что остались, нельзя назвать бесспорными и надежно обоснованными. Просто-напросто они не подтвердились никакими историческими фактами и свидетельствами. Они были всего лишь плодом воображения исследователей, гипотезами, которые быстро сменяли одна другую.
Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в Мекке
Ислам в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя [Единому] Богу». Это самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. Число приверженцев — более 1,8 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира.
В 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Большинство мусульман (85-90 %) составляют сунниты, остальные — шииты, и бадиты. Проповедник ислама — пророк Мухаммед (571 — 632).Священная книга — Коран.
28
в стольких странах мира ислам — государственная религия
Второй важнейший источник исламского вероучения и права — Сунна, представляющая совокупность преданий (хадис) об изречениях и деяниях пророка Мухаммеда. Язык богослужения — арабский. Приверженцев ислама называют мусульманами.
Мечеть Аль-Масджид ан-Набави, Саудовская Аравия. Здесь находится могила прока Мухаммеда. Пророк Муххамед — основатель ислама. Фото: upload.wikimedia.org
Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в Мекке, где господствовало язычество. Мухаммед был одним из активных мекканских ханифов Основатель ислама родился в племени куршайтов, был пастухом, занимался караванной торговлей.
В 610 году, в возрасте 40 лет, объявил себя посланником (расуль) и пророком (наби) единого Бога (Аллаха) и начал проповедовать в Мекке новую монотеистическую религию, названную им исламом. В своих проповедях Мухаммед призывал к вере в единого Бога, говорил о братстве верующих и соблюдении простых норм морали.
Призывы пророка не встретили понимания и сочувствия у знати Мекки, которая отнеслась к нему враждебно. В 622 году Мухаммед вместе с немногочисленными приверженцами бежал от преследований многобожников из Мекки в Медину.
Ислам возник в начале VII века, его основатель — пророк Мухаммед.
В Медине Мухаммед сплотил вокруг себя арабское население города и создал первую мусульманскую общину (умма). После завоевания мусульманами Мекки в 630 году ислам стал общеарабской религией, а Мекка превратилась в центр ислама.
После смерти Мухаммеда образовалось теократическое государство — Халифат. В руках халифов сосредоточилась вся полнота светской и духовной власти. Первыми халифами были Абу Бакр, Умар, Усман и Али. После них Халифатом правила династия Омейядов (661 — 750) и Аббасидов (750 — 1258).
Завоевательные войны, которые вело первое исламское государство в VII—VIII веках, привели к распространению ислама в странах Передней и Средней Азии, Северной Африки, части Индии и Закавказья. Через Турцию ислам также проник и на Балканский полуостров.
Мечеть аль-Харам и Мекка в XX веке. Мекка — центр ислама. Фото: upload.wikimedia.org
Исламское богословие говорит о том, что первыми мусульманами на земле были первые люди Адам и Хава (Ева) К исламским пророкам они относят Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Давуда (Давида), Мусу(Моисея), Ису (Иисуса) и других.
Именно поэтому в исламе считается, что прок Мухаммед не был основателем ислама, а лишь последним пророком («Печатью пророков»), восстановившим истинную веру.
Мусульмане называют иудеев и христиан «людьми Писания». Библейские истории о пророках, о сотворении мира и человека, о всемирном потопе и т. д. в немного трансформированном виде отражены в Коране.
Даосизм
Даосизм (на упрощенном и традиционном китайском: буквально «дорожное учение») – это философская и религиозная традиция китайского происхождения, которая подчеркивает жизнь в гармонии с Дао (на упрощенном и традиционном китайском: «путь», также обозначается как ущерб). Китайское слово «тао» (или «дао», в зависимости от используемой латинизации) обычно переводится как «путь», хотя оно имеет бесчисленные нюансы в популярной китайской философии и религиях.
Дао является фундаментальной идеей в большинстве школ, которые являются частью китайской философии; однако для даосизма он упоминается как принцип абсолютного единства и в то же время изменчивости, которая формирует высшую реальность и космогонический и онтологический принцип всех вещей. Таким образом, для даосов Дао составляет Источник, структуру и сущность всего, что существует.
Дао Де Цзин, также известный как Дао Те Кинг или Тао Те Чинг, – это книга, в которой сведены учения, приписываемые философу Лао-Цзы (также называемому Лао-Цзы, Лао-Цзы, Лаоцзы (на упрощенном и традиционном китайском: буквально «старый мастер») или Лаосио. И хотя историческое существование такой личности все еще обсуждается, книга считается ключом к даосской традиции.
Шаманизм
Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего — добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).
Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.
Анимизм
Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.
Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.
Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах — все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.
Тотемизм
Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.
Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.
Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.
Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.
В наши дни в мире живет 450 — 500 миллионов буддистов
На 2010 год численность буддистов оценивалась в 450 — 500 миллионов человек. Согласно одной из оценок, 360 миллионов буддистов являются приверженцами махаяны, 150 миллионов представляют тхераваду и около 18 миллионов принадлежат тибетскому буддизму.
7 млн
столько буддистов проживают за пределами Азии
При этом число буддистов, проживающих за пределами Азии, оценивается в 7 миллионов человек. Количество монахов среди всех буддистов составляет около 1 миллиона человек.
Основное число буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии.
Улан-Удэнский дацан «Хамбын Хурээ». В России буддизм распространен в Бурятии, Калмыкии и Тыве. Фото: upload.wikimedia.org
Буддизм в России традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы.
В последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и некоторых других наиболее крупных российских городах, не связанных с традиционными регионами буддизма.
1%
именно столько приверженцев буддизма проживают на территории России
Число буддистов в этих городах, согласно опросам, составляет около 1 % их жителей.
Такой же процент составляет число буддистов в масштабе всей страны. Связанно это с тем, что в XX веке буддизм стал распространяться по миру, выйдя из его естественных границ.