Религии откровения: авраамические и дхармические религии

Авраамические религии берут свои корни на ближнем востоке, а точнее в древнем Ханаане, территории которого поделены теперь между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Их главное отличие от других религий это монотеизм, то есть вера в единого Бога Творца.

Начало этих религий восходит к патриарху семитских племен Аврааму. Но надо отметить, что он родоначальник именно иудейской религии, в культуре которой появилось христианство и позже, в начале VII века, ислам.

Что такое авраамические религии?

Иудаизм, христианство и ислам — главные мировые религии. Важнейшие факторы, которые объединяют их, — это Священное Писание (точнее Тора) и вера в богооткровенность своего учения.

Значение понятия

Авраамическими они называются потому, что народы, у которых они возникли, происходят от Авраама. Во всех трех религиях он почитается как праотец, но только в иудаизме — как основатель. Надо отметить, что не все представители ислама согласны с таким наименованием.

Авраамические и дхармические религии

Дхармические религии (буддизм, джайнизм, сикхизм, индуизм) в основном находят свое начало в Индии. Дхармическими они называются потому, что их объединяет вера в дхарму. Говоря простым языком, дхарма — это совокупность учений, которые помогают понять устройство жизни, вселенной, духовного мира. Их цель — совершенствование путем исполнения предлагаемых законов.

Общие черты дхармических и авраамических вероисповеданий сводятся к тому, что и те, и другие предлагают своим последователям некую концепцию, содержащую свод правил, которые помогут им достичь духовного совершенства.

Что касается их учения и философии, то отличия достаточно серьезные.

Дхармические религии исповедуют учения о множестве богов (кроме буддизма, где идея существование Бога отвергается).

Понятие о божественности у них отличается. В монотеистических учениях Богом называется только творец вселенной, а в дхармических это понятие искажено и расплывчато. Источники учения у них абсолютно разные: у одних основа — это божественное откровение, у других — философские воззрения их учителя или учителей .

Ограничения в питании

Иудаизм и ислам соблюдают строгие диетические правила. Эти два верования запрещают употребление свинины. Ислам не разрешает употреблять алкогольные напитки любого вида.

За редкими исключениями христиане не считают строгие пищевые законы Ветхого Завета актуальными для сегодняшней церкви.

Римско-католическая церковь верит в соблюдение воздержания и покаяния. Так, все пятницы в течение года и дни Великого Поста становятся покаянными днями. Закон воздержания требует от католиков с 14 лет отказаться от употребления в пищу мяса по пятницам в память о страданиях Иисуса в Страстную пятницу.

Согласно христианской Библии употребление задушенных животных и крови было запрещено Апостольским указом и по-прежнему запрещено в Греческой православной церкви.

Свидетели Иеговы воздерживаются от употребления в пищу крови.

История появления термина

Авраам (первоначально Аврам) родился около XIX века до н.э. в шумерском городе Ур, одном из важнейших городов Древней Месопотамии. Фарра, отец Авраама, взяв его, свою дочь Сару и племянника Лота, покинул Ур и отправился в Ханаан, но умер в пути. Авраам женился на Саре (в последствии Сарра), своей кровной сестре. Она была дочерью его отца от другой женщины.

У Авраама был заключен завет с Богом. В нем Бог обещал, что у него будет огромное потомство. Отсюда и берет свое начало библейская фраза «Бог Авраама». Знаком завета было обрезание.

Жена Авраама Сарра была бесплодной, и она разрешила мужу зачать ребенка со своей рабыней Агарь. Агарь родила сына, которому было дано имя Исмаил. Сарра же родила, уже будучи в глубокой старости. Ее сына, Исаака, Авраам признал первенцем, а Агарь с Исмаилом выгнал из-за того, что тот посмехался над Исааком.

После смерти Сарры у Авраама родилось еще несколько детей, которые, по преданию, вместе с Исмаилом были родоначальниками арабских племен. А Исаак продолжил еврейский род.

В сознании потомков Авраама сохранилась память о Боге их отца. Это и положило начало развитию авраамических религий.

Что относится к авраамическим религиям

Основными представителями данной группы являются: иудаизм, христианство и ислам. Первые два имеют больше общего между собой в религиозном и историческом плане. Ислам зародился позднее и в другой культуре.

Иудаизм

Самая древняя из вышеперечисленных религий — иудаизм. Она напрямую связана со своим родоначальником. Ее название происходит от имени Иуды, одного из сыновей Иакова (внука Авраама). В основном иудаизм исповедуют евреи, хотя расовых ограничений для принадлежности к ней сейчас нет. В прошлом существовали достаточно суровые ограничения. Только евреи могли исповедовать данную религию.

Иудейский канон священных книг называется «Танах».

Он делится на три части:

  • Закон (Тора);
  • Пророки (Невиим);
  • Писания (Ктувим).

Бог воспринимается как творец мира, человека и всего живого. Отношение к Богу регламентируется строгими правилами. Это первые четыре из десяти заповедей, данные Моисею на горе Синай. Также в иудаизме практикуется обрезание как символ завета с Господом.

Последователи иудаизма пребывают в ожидании Мессии, искупителя и царя, который обещан им в Танахе.

Христианство

Основатель христианства — Иисус Христос. Религия зародилась около I века н.э. Христианство является продолжением и совершенствованием иудаизма. В данной религии никогда не существовало ограничений для обращения в нее, она универсальна. Самые многочисленные христианские конфессии — православие и католицизм.

Бог в христианстве рассматривается как творец, единый в трех ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух. Иисус Христос является сыном Божиим, одной из ипостасей Св. Троицы, Мессией, обещанным в Ветхом Завете. Роль Христа рассматривается как спасителя душ и примирителя человека с Богом.

В канон Священного Писания входит:

  • Ветхий завет (который содержит те же книги что и Танах);
  • Новый Завет (Евангелие и Апостол).

Евангелие (благая весть) написано четырьмя авторами: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Апостол содержит книгу деяний, послания Св. апостолов и Апокалипсис.

Последователи этой религии принимают заповеди, которые содержит Танах, но в христианском истолковании: заповеди должны исполнятся не только во внешнем аспекте, но и в нравственном.

Ислам

Ислам — самая молодая из этих трех религий. Последователи ислама принимают Тору и почитают Иисуса Христа как пророка, отвергая его божественное происхождение. Главным пророком является Мухаммед. Вероучение ислама утверждает, что мир духов состоит из ангелов и джиннов.

В плане почитания Бога (Аллаха) ислам отличается более строгим отношением к своим доктринам. Поклонение кому-либо, кроме Аллаха, строго запрещено.

Священное Писание в исламе:

  • Таурат (Тора);
  • Забур (псалтирь);
  • Инджиль (Евангелие);
  • Сухуф (Свитки);
  • Коран.

В основном священные книги ислама содержат пересказ библии и дополнения, написанные пророками.

Источник религий

Данные религии носят еще одно название — религии откровения . Их так называют потому, что источником познания божественных тайн для них является откровение.

Откровение — это процесс, в котором Бог открывает себя, свои свойства, тайны и планы. Оно происходит невидимым образом через избранных людей, которых называют пророками.

Большинство самых важных откровений содержится в Торе.

Происхождение и история религий

Иудаизм считают вероучением потомков Иакова, внука Авраама. В отличие от других древних богов Ближнего Востока, еврейский Господь изображается унитарным и одиноким.

Этический монотеизм является центральным во всех священных или нормативных текстах. Но он не всегда соблюдался на практике. Еврейская Библия осуждает поклонение другим богам в древнем Израиле. В греко-римскую эпоху в иудаизме существовало множество разных толкований монотеизма, включая интерпретации, породившие христианство.

Христианство возникло как еврейская секта на Ближнем Востоке в середине I века. Помимо иудаизма первичными религиозными влияниями на раннее христианство являются зороастризм и гностицизм. Христианские идеи, такие как конец света, окончательный суд, воскрешение, рай и ад, возникли из зороастрийских убеждений. Раннее развитие этой религии происходило под руководством оставшихся двенадцати апостолов, особенно Петра и Павла, за которыми следовали ранние епископы, которых христиане считают преемниками апостолов.

Согласно писаниям христиане с самого начала подвергались преследованиям со стороны некоторых еврейских и римских религиозных властей, которые не соглашались с учением апостолов.

Сходства

Авраамов Бог ― вечный, всемогущий, всеведущий создатель Вселенной. Свойства Бога:

  • святость;
  • справедливость;
  • всемогущество;
  • вездесущность.

Сторонники веры Авраама верят, что он трансцендентный, но в то же время личный и вовлеченный, слышит молитвы и реагирует на действия своих созданий.

В документах всех трех вероисповеданий встречаются описания одинаковых мест, событий и персонажей, хотя их значения не похожи.

Для евреев Авраам предстает патриархом сынов Израилевых. Господь обещал ему: «Я сделаю из вас великий народ, и я благословлю вас». С Авраамом Бог вошел в «вечный завет на протяжении веков, чтобы быть Богом для вас и для будущего вашего». Эта заповедь делает Авраама и его потомков детьми Завета. Подобным образом новообращенные, которые присоединяются к Завету, все идентифицированы как сыновья и дочери Авраама.

Авраам ― почитаемый предок, или патриарх, которому Господь дал несколько обещаний, чтобы у него было бесчисленное количество потомков, которые получили бы землю Ханаанскую («Землю обетованную»).

Христиане рассматривают Авраама как важный образец веры и духовного и физического предка Иисуса. В христианской конфессии Авраам ― это ролевая модель веры, рассматривается как предвестник приношения Богу его сына Иисуса.

Для мусульман Авраам ― пророк, которому Господь дал откровения.

Ибрагим (Авраам) стал первым в генеалогии Мухаммада. Ислам считает его одним из первых мусульман ― первым монотеистом в мире. Так же, как иудаизм, ислам считает, что Авраам отверг идолопоклонство через логические рассуждения. Авраам также вспоминается в некоторых подробностях ежегодного паломничества ― хаджа.

Различия

Поклонение и религиозные обряды

Поклонение и обряды отличаются. У авраамических религий имеется сходство: семидневный цикл, когда один из дней отводится для поклонения или молитвы ― шаббат, суббота или джумуа. Этот обычай связан с библейской историей Бытия, где Господь сотворил Вселенную за шесть дней и отдыхал на седьмой.

Иудаизм руководствуется толкованием Торы и Талмуда. До разрушения храма в Иерусалиме еврейские священники приносили там жертвы два раза в день. Еврейский мужчина обязан молиться три раза в день. Другие практики включают:

  • обрезание;
  • диетические законы;
  • Пасху;
  • изучение Торы и другие.

Обязательства по молитве еврейских женщин различаются по деноминации. В современной практике женщины не читают заповеди из Торы.

Все ответвления иудаизма имеют общий календарь, содержащий множество мероприятий, с лунными месяцами и солнечным годом (дополнительный месяц добавляется каждый второй или третий год, чтобы сделать более коротким лунный год, «догнать» солнечный год).

Христианское поклонение варьируется от деноминации до деноминации. Индивидуальная молитва обычно не ритуализируется, а групповая молитва ― ритуальная или не ритуальная, по случаю. Во время церковных служений часто сопровождается какая-то литургия. Ритуалы выполняются во время таинств, которые также варьируются от деноминации до деноминации и обычно включают:

  • крещение;
  • причастие;
  • исповедь.

Последователи ислама (мусульмане) должны соблюдать пять столпов ислама.

  1. Первый столп ― это вера в единство Аллаха, а в Мухаммеде ― его последний и самый совершенный пророк.
  2. Второй ― обязанность молиться пять раз в день в направлении Каабы в Мекке.
  3. Третий ― подача милостыни, часть богатства, предоставляемая бедным, что означает предоставление определенной доли своего богатства и сбережений для людей, как это предусмотрено в Коране. Нормальная доля, которую нужно заплатить, составляет два с половиной процента от заработка. Она увеличивается, если это незаработанное богатство (обнаружение сокровищ).
  4. Четвертый ― соблюдение поста в месяц Рамадан. Постятся только люди с крепким здоровьем по достижении ими 18 лет. Могут не поститься женщины во время менструального цикла или больные сахарным диабетом. Дни пропуска поста обязательно возмещаются ― постящийся должен накормить бедных.
  5. Пятый ― совершение паломничества в Мекку. Каждый уважающий себя мусульманин делает это раз в год.

История и происхождение вероисповеданий

Начальной точкой происхождения иудаизма можно считать завет Бога с Авраамом. Но становление иудаизма как религии произошло при Моисее, после выведения евреев из Египетского рабства. Именно тогда у них начали появляться писания, доктрины, законы, культ и т.д. Это не означает, что всего этого у евреев не было и раньше — было, но в устном виде и упрощенной форме, и утратилось за время пребывания в рабстве.

Христианство возникло как реакция на деградацию иудаизма того времени. Такое суждение возникает из того, что Христос часто входил в конфликт с иудейскими течениями, такими как фарисейство, саддукейство и т.п. Оно берет начало в I веке с выхода Христа на проповедь.

Возникновение ислама же можно назвать реакцией на язычество, которое господствовало в то время в Западной Аравии. Основал ислам пророк Мухаммед в VII веке в городе Мекка. Затем он был изгнан в Медину, откуда, укрепившись и собрав достаточное число последователей, вернулся обратно. Распространяя свое вероучение, пророк Мухаммед обращал внимание больше на политико-правовые вопросы, чем на теологические. В исламском богословии прослеживается влияние христианства и иудаизма, но оно характеризует последние как искажающие учение Св.Писания.

Иудаизм, христианство и ислам

Тремя наиболее влиятельными монотеистиче­скими религиями в мировой истории являются иудаизм, христианство и ислам. Все они воз­никли на Ближнем Востоке, и каждая испытала влияние других.

Иудаизм

Иудаизм является древнейшей из указанных трех религий, датируется приблизительно пер­вым тысячелетием до н. э. Древние евреи были кочевниками, жившими в Древнем Египте и вокруг него. Их пророки,или религиозные вожди, частично заимствовали свои представ­ления из религиозных верований данного ре­гиона, но отличались своей приверженностью к единому всемогущему Богу. Большинство же их соседей были политеистами. Древние евреи верили, что Бог требует подчинения суровым моральным законам, и с упорством настаивали на том, что обладают монополией на истину, считая свои верования единственно истинной религией (Zeitliti

1984, 1988).

До создания государства Израиль вско­ре после окончания Второй мировой войны не существовало государства, в котором иуда­изм был бы официальной религией. Еврейские общины продолжают существовать в Европе, Северной Америке и Азии, хотя они часто под­вергались преследованиям, кульминацией ко­торых было убийство миллионов евреев наци­стами в концентрационных лагерях во время войны.

Христианство

Многие понятия иудаизма были переняты и включены в христианство. Иисус был орто­доксальным евреем, и христианство возникло первоначально как секта иудаизма; не впол­не ясно, хотел ли Иисус основать отдельную религию. Его ученики воспринимали его как Мессию

(древнееврейское слово, означающее «помазанник», которому в греческом языке со­ответствует слово «Христос»), ожидаемого ев­реями. Павел, гражданин Рима, говоривший

Разновидности религии

Таблица 17.1

Религиозная принадлежность населения земного шара. 1993 г.

РелигияЧисло приверженцевПроцент от общего числа
Христиане1869282 47033,5
Католики1 042 501 00018,7
Протестанты382 374 0006,9
Православные173 5600003,1
Англикане75 847 0001,4
Прочие христиане195 0004703,5
Мусульмане1014 372 00018,2
Неверующие912 874 00016,4
Индуисты751360 00013,5
Буддисты334 002 0006,0
Атеисты242 852 0004,3
Китайские народные религии140 956 0002,5
Последователи новых религий123765 0002,2
Последователи племенных религий1,8
Сикхи0,4
Иудеи0,3
Прочие49280 0001,0

Источник:

Statistical Abstract of the United States. 1994. P. 855.

по-гречески, был главным инициатором рас­пространения христианства, широко пропо­ведуя христианство в Малой Азии и Греции. Хотя христиане подвергались жестоким гоне­ниям, император Константин в конце концов принял христианство в качестве официаль­ной религии ■ Римской империи. Распростра­нившись, христианство стало доминирующей силой западной культуры на последующие две тысячи лет.

В наши дни христианство имеет большое число приверженцев и больше распростране­но в мире, чем любая другая религия. Свыше миллиарда человек считают себя христиана­ми, но существует много подразделений хри­стианства, расходящихся между собой по во­просам теологии и церковной организации; основными ответвлениями являются католи­цизм, протестантизм и православие.

Ислам

Происхождение ислама, в настоящее время второй самой крупной религии в мире (см. табл. 17.1), во многом совпадает с происхожде­нием христианства. Ислам восходит к учению пророка Мухаммеда в VII в. н. э. Единый бог ислама — Аллах — властвует, как считается, над жизнью всех людей и над всей природой. «Столпы ислама» — это пять основных религи-

озных обязанностей мусульман (так называют приверженцев ислама). Первая — это повторе­ние исламского символа веры: «Нет Бога кро­ме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его». Вторая обязанность — пятикратное ежедневное со­вершение установленной молитвы с предше­ствующим ритуальным омовением. Во время молитвы молящийся должен быть обязательно обращен лицом к священному городу Мекке в Саудовской Аравии, как бы далеко от Мекки он ни находился.

Третьим столпом является соблюдение Ра­мадана, длящегося месяц поста, в течение ко­торого в дневное время нельзя ни принимать пищу, ни пить. Четвертая обязанность мусуль­ман — раздача милостыни (денег бедным), которая определялась согласно закону ислама и часто использовалась государством как ис­точник налогообложения. Наконец, от каждого верующего ожидается, что он хотя бы один раз в жизни совершит паломничество в Мекку.

Мусульмане верят, что сначала, до Му­хаммеда, Аллах говорил устами более древ­них пророков — включая Моисея и Иисуса — но учение Мухаммеда более непосредствен­но выражает его волю. Ислам получил в ми­ре очень большое распространение, у него насчитывается свыше миллиарда последовате­лей, большинство из которых сосредоточено

Глава 17. Религия

в Северной и Восточной Африке, на Ближ­нем Востоке и в Пакистане. (Мусульманские верования кратко рассматриваются в разделе «Исламский фундаментализм» на с.488).

Религии Дальнего Востока

Индуизм

Существуют важные различия между иудаиз­мом, христианством и исламом, с одной сто­роны, и религиями Дальнего Востока, с дру­гой. Древнейшей из всех великих религий, известных в современном мире, является ин­дуизм,

основные верования которого датиру­ются примерно шестым тысячелетием до н. э. (из этой религии был заимствован пример, приведенный в начале данной главы). Ин­дуизм — религия политеистическая. Он на­столько внутренне неоднороден, что некото­рые ученые предложили рассматривать его как совокупность родственных религий, а не как единую религиозную систему; многие местные культы и религиозные обычаи связаны между собой немногими общими верованиями.

Большинство индуистов придерживается учения о цикле реинкарнации

— учения о том, что все живые существа являются частью веч­ного процесса рождения, смерти и повторного рождения. Второй ключевой признак — это ка­стовая система, основанная на вере в то, что люди при рождении попадают в определен­ное положение в социальной и ритуальной иерархии в соответствии с характером их де­ятельности во время прежних воплощений. Для каждой касты существует свой особый на­бор обязанностей и обрядов, и судьба каждого человека в будущей жизни зависит, главным образом, от того, насколько хорошо он выпол­няет свои обязанности в этой своей жизни. Ин­дуизм признает возможность многочисленных различных религиозных взглядов, не проводя четкого различия между верующими и неверу­ющими. В мире насчитывается свыше 750 млн индуистов, из которых практически все живут на полуострове Индостан. В отличие от хри­стианства и ислама, индуисты не стремятся обратить других в «истинную веру».

Буддизм, конфуцианство, даосизм

Этические религииВостока включают буд­дизм, конфуцианство

и
даосизм.
В этих рели­гиях нет богов. Напротив, в них на первый план выдвигаются этические идеалы, которые

связывают верующего с естественной гармо­нией и единством вселенной.

Буддизм

восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы, прозванного Буддой (санскр. «про­светленный»), индийского принца небольшо­го царства в Южном Непале в VI в. до н. э. Согласно учению Будды, человеческие суще­ства могут избежать круга реинкарнации, от­решившись от желаний. Путь к спасению за­ключается в жизни, полной самодисциплины и медитации и отделенной от забот мирской жизни. Конечной целью буддизма является до­стижение
нирваны,
полного духовного совер­шенства. Будда отвергал индуистские ритуалы и власть каст. Подобно индуизму, буддизм име­ет много местных разновидностей, связанных с верой в местных богов, и не требует от сво­их приверженцев единства взглядов. Буддизм в настоящее время представляет собой влия­тельную силу в нескольких государствах Даль­него Востока, в том числе в Таиланде, Мьянме, Шри Ланке, Китае, Японии и Корее.

Конфуцианство

составляло основу куль­туры правящих групп в традиционном Китае. Конфуций (латинизированная форма имени Кун-фуцзы — «учитель Кун») жил в VI в. до н. э., в ту же эпоху, что и Будда. Подобно Лао-цзы, основателю даосизма, Конфуций был учите­лем, а не религиозным пророком в отличие от религиозных вождей на Ближнем Востоке. Последователи Конфуция не считают его бо­гом, но видят в нем «мудрейшего из мудрых людей». Конфуцианство стремится приспосо­бить человеческую жизнь к внутренней гар­монии природы, обращая особое внимание на почитание предков.
Даосизм
придержива­ется сходных принципов, делая упор на ме­дитации и неприменении насилия как пути к высшей жизни. В результате целенаправ­ленной оппозиции со стороны правительства конфуцианство и даосизм утратили в Китае значительную часть своего влияния, хотя не­которые элементы этих религий сохранились в верованиях и обычаях многих китайцев до наших дней.

Теории религии

Социологические теории религии до сих пор находятся под сильным влиянием трех «клас­сиков» — теоретиков социологии: Дюркгейма, Маркса и Вебера. Ни один из трех указанных ученых сам не был приверженцем какой-либо религии, и все они придерживались мнения,

Теории религии

что значение религии в современном обще­стве уменьшится. Каждый из них считал, что религия, в некотором фундаментальном смыс­ле, есть иллюзия. Вполне возможно, что сто­ронники различных вероучений абсолютно уверены в обоснованности верований, кото­рых они придерживаются, и ритуалов, в ко­торых они участвуют, и тем не менее само многообразие религий и их очевидная связь с разными типами общества, как полагали три упомянутых мыслителя, делают подобные при­тязания изначально несостоятельными. Чело­век, родившийся в обществе австралийских охотников и собирателей, совершенно очевид­но, будет иметь иные религиозные верования, чем тот, кто родился внутри кастовой систе­мы в Индии или в лоне католической церкви средневековой Европы.

Маркс и религия

Несмотря на то, что взгляды Маркса оказа­ли влияние на понимание данной проблемы, он никогда не занимался религией специаль­но. Его взгляды по данному вопросу восходят по большей части к трудам нескольких более ранних теологов и философов начала XIX в. Одним из них был Людвиг Фейербах, автор знаменитой работы «Сущность христианства» (Feuerbach

1957, первоначально опубликова­на в 1841 г.). Согласно Фейербаху, религия состоит из понятий и ценностей, созданных человеческими существами в ходе развития их культуры, но ошибочно проецируемых на бо­жественные силы или богов. Поскольку чело­веческие существа не вполне понимают свою собственную историю, они обычно приписы­вают созданные обществом ценности и нормы действиям богов. Так, история о десяти запо­ведях, полученных Моисеем от Бога, представ­ляет собой мифическую версию происхожде­ния моральных предписаний, которыми руко­водствуются в своей жизни верующие иудеи и христиане.

По словам Фейербаха, «до тех пор, пока мы не поймем природу религиозных симво­лов, которые мы сами же создали, мы об­речены быть пленниками неподвластных нам сил истории». Фейербах использует термин отчуждение

для обозначения создания богов и божественных сил, отличных от человече­ских существ. Ценности и понятия, создан­ные людьми, начинают восприниматься как продукт
чужих
или посторонних существ — религиозных сил и богов. Хотя последствия

отчуждения в прошлом были негативными, понимание религии как отчуждения является, по Фейербаху, многообещающим для будуще­го. Как только человеческие существа осозна­ют, что ценности, проецируемые ими на ре­лигию, в действительности являются их соб­ственными, появляется возможность реализо­вать эти ценности на земле, а не откладывать их на загробную жизнь. Могущество, которым, по убеждению христиан, обладает Бог, может быть присвоено самими человеческими суще­ствами. Согласно христианской вере, Бог все­могущ и всемилостив, тогда как человеческие существа являются несовершенными и пороч­ными. Однако Фейербах считал, что потенциал любви и доброты, а также способность контро­лировать свою собственную жизнь заложены в социальных институтах людей и могут быть претворены в жизнь, как только люди поймут их подлинную природу.

Маркс был согласен с мнением о том, что религия представляет собой самоотчуждение человека. Многие считают, что Маркс не при­знавал религии, но это далеко не так. Рели­гия, — писал он, — это «сердце бессердечного мира», прибежище от жестокости повседнев­ной жизни. По мнению Маркса, религия в ее современной форме исчезнет и должна исчез­нуть, однако это произойдет потому, что по­зитивные ценности, воплощенные в религии, могут стать руководящими идеалами для улуч­шения судьбы человеческого рода на земле, но отнюдь не потому, что эти идеалы и цен­ности сами по себе ошибочны. Мы не должны бояться богов, которых сами создали, и следу­ет перестать наделять их ценностями, которые мы можем воплотить в жизнь сами.

Широко известно высказывание Маркса, что религия — это «опиум для народа». Религия откладывает счастье и вознаграждение на по­том — на загробную жизнь, приучая к покор-‘ ному принятию существующих условий жизни. Внимание, таким образом, отвлекается от не­равенства и несправедливости в этом мире путем обещания надежды на то, что должно прийти в следующем мире. Религии присущ сильный идеологический компонент: религи­озные верования и ценности часто служат оправданием неравенства в распределении бо­гатства и власти. Например, учение о том, что «нищие духом обретут весь мир», воспиты­вает отношение смирения и непротивления угнетению.

Глава 17. Религия

Дюркгейм и религиозный ритуал

В отличие от Маркса, Эмиль Дюркгейм значи­тельную часть своей научной деятельности по­святил изучению религии, сосредоточив осо­бенное внимание на религии в небольших традиционных обществах. Книга Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни»,’ впервые опубликованная в 1912 г., представ­ляет собой, вероятно, одно из самых влия­тельных исследований в социологии религии (Durkheim

1976). Дюркгейм не связывает рели­гию преимущественно с социальным неравен­ством или властью, но соотносит ее с общей природой общественных институтов. Основу его книги составляет исследование тотемизма в том виде, в каком он существует в обществах австралийских аборигенов, и он считает, что тотемизм являет собой религию в ее самой «элементарной», или простой, форме — отсю­да и название его книги.

Тотем, как уже упоминалось, — это пер­воначально животное или растение, которому приписывается особое символическое для дан­ной группы людей значение. Это сакральный

объект, вызывающий поклонение и сопрово­ждаемый различными ритуальными действи­ями. Дюркгейм определяет религию исходя из различия между
сакральными мирским.Он утверждает, что сакральные объекты и сим­волы рассматриваются как стоящие особнякам
от рутинных сторон существования, образую­щих царство мирского. Обычно запрещается, за исключением специальных ритуальных це­ремоний, есть тотемное животное или расте­ние, и в качестве сакрального объекта тотем, согласно верованиям, обладает некоторыми священными свойствами, которые полностью отделяют его от других животных, на кото­рых можно охотиться, или растений, которые можно собирать и употреблять в пищу.

Почему тотем считается сакральным? Со­гласно Дюркгейму, потому, что это символ са­мой группы: он замещает ценности, централь­ные для этой группы или сообщества. Благого­вение, которое люди испытывают по отноше­нию к тотему, в действительности возникает из почтения, которое они чувствуют к основ­ным социальным ценностям. В религии объект поклонения — это, по существу, само общество.

Дюркгейм настойчиво подчеркивал, что религия — это не просто верования. Любая религия предполагает регулярную церемонию и ритуальные действия, в которых принима­ет участие вся группа верующих, собравшись

вместе. В таких коллективных церемониях поддерживается и усиливается чувство группо­вой солидарности. Обряды отвлекают людей от забот мирской социальной жизни и уносят в возвышенные сферы, где люди чувствуют контакт с высшими силами. Эти высшие силы, приписываемые тотемам, божественным вли­яниям или богам, на самом деле есть не что иное как выражение влияния коллективного начала на индивидуальное.

Церемония и ритуал, по мнению Дюрк­гейма, играют важную роль в объединении членов групп. Вот почему они наблюдаются не только в регулярных ситуациях богослуже­ния, но и в случаях различных жизненных кризисов, когда люди переживают основные социальные изменения, например рождение, брак и смерть. Практически во всех обществах в указанных ситуациях соблюдаются ритуалы и обрядовые процедуры. Дюркгейм доказыва­ет, что коллективные обряды поддерживают групповую солидарность в те моменты, когда люди вынуждены приспосабливаться к основ­ным изменениям, происходящим в их жиз­ни. Похоронные ритуалы демонстрируют, что ценности данной группы не умирают со смер­тью отдельного конкретного человека, и та­ким образом предоставляют людям, потеряв­шим близких, возможность приспособиться к своим изменившимся обстоятельствам. Тра­ур — это не спонтанное выражение горя, или по крайней мере, он является таковым только для тех, кто лично затронут понесенной утра­той. Траур — это долг, навязываемый группой.

В небольших традиционных культурах, утверждал Дюркгейм, почти все стороны жиз­ни пронизаны религией. Религиозные обряды одновременно и порождают новые понятия и категории, и подтверждают существующие ценности. Религия — это не просто некоторая совокупность воззрений и действий; в тра­диционных культурах она в действительности обусловливает способ мышления

человека. Да­же самые фундаментальные категории мышле­ния, включая понимание категорий времени и пространства, первоначально были сформу­лированы в терминах религии. Например, по­нятие «время» первоначально возникло из сче­та перерывов в религиозных ритуалах.

Дюркгейм считал, что по мере разви­тия современных обществ влияние религии ослабевает. Научное мышление все больше за­меняет религиозное объяснение, а обрядовые и ритуальные действия постепенно ограничи-

Теории религии

ваются и занимают только малую часть жиз­ни отдельного человека. Дюркгейм согласен с Марксом в том, что традиционная религия, т.е. религия, связанная с верой в божествен­ные силы или богов, находится на грани ис­чезновения. «Старые боги мертвы», — пишет Дюркгейм. Вместе с тем он говорит о том, что существует функция, в которой религия, в из­мененных формах, вероятно, будет существо­вать и дальше. Даже в наши дни единство со­временных обществ зависит от ритуалов, под­держивающих их ценности, и можно, таким образом, ожидать, что на смену старым ри­туальным действиям возникнут новые. О том, что они будут собой представлять, Дюркгейм говорит несколько неопределенно, но, по-ви­димому, он имеет в виду празднования в честь таких гуманистических и политических цен­ностей, как свобода, равенство и социальное сотрудничество.

Общие и отличительные черты

Хотя теология данных религий развивалась в разной культуре и при разных обстоятельствах, в основе их концепций сохранились некоторые общие доктрины.

Общие черты, которые объединяют данные вероисповедания:

  1. Вера в Бога как творца, в его вездесущность и всемогущество.
  2. Один и тот же источник их основного учения и вера в божественное откровение, посредством которого он получен.
  3. Вера в ангельский мир и загробную жизнь.
  4. Учение о необходимости нравственной жизни.
  5. Почитание Авраама

Развитие богословской мысли каждой из них пошла своим путем. Появление все больших отличий между ними было неизбежно. Помимо богословия, этому способствовала история, политика и другие факторы.

Отличительные черты:

  1. Исповедание Бога в трех ипостасях присуще только христианам.
  2. Отношение к личности Христа. Для мусульман он — пророк, для иудеев — самозванец, для христиан — сын Божий.
  3. Культ. Во всех трех случаях он различается. Разные праздники, обряды, другое время для поста и пр.
  4. Хотя все верят в загробную жизнь, представления о ней разнятся.
  5. Иконы разрешены только в христианстве.

Взаимоотношения между религиями

Ислам и иудаизм находятся ближе друг к другу. Иудаизм признает ислам из-за того, что последний проповедует монотеизм. И исторически в исламских странах к иудеям относились лучше. Османская империя была убежищем для евреев, изгнанных с территории Испании католической Церковью.

У христианства с иудаизмом были сложные отношения с самого начала своего существования. Иудейские первосвященники просили Пилата распять Иисуса Христа.

Ислам и христианство враждовали больше во времена территориальных споров. Таким примером являются крестовые походы и т.д.

В современном мире отношения между ними терпимые. Богословские споры происходят в форме диспутов. Совместные богослужения между их представителями, конечно, не совершаются, но братские встречи проводятся.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]