Украшаем дом картинами маслом с изображением храмов

История русской земли неизменно связана с церковью и богослужением. Вокруг храмов возникали города, строили села. Деревянные, а после и каменные постройки служили местом, где люди приобретали душевный покой, разговаривали с Богом, были равны. Современные нравы изменились: шоппинг и развлекательные мероприятия заменили походы в церковь, молитвы стали редкостью в доме. Но архитектура церковных сооружений до сих пор вызывает благоговение и трепет. Поэтому картины маслом, на которых написаны храмы, востребованы в оформлении помещений.

Разнообразие сюжетных линий

Золотые маковки на фоне голубого неба, поддернутого белыми кучевыми облаками, не единственный вариант при создании подобных полотен. Храмы выступают главными объектами в написании летних, зимних, осенних и весенних пейзажей. Здания занимают центральный или боковой план, гармонично вплетаются в деревенский колорит или городскую архитектуру… В каком-то роде церквушки универсальны в отношении сюжета. И это облегчает поиск своего холста.

Картина маслом «Вид на ГУМ» 9000 руб.

Еще один момент связан с точностью изображения. Декорировать комнату полотном, подкупающим реализмом, — значит, любоваться каждый день строгостью линий и многообразие деталей, которыми так полны церковные постройки. Этюд, выполненный в жанре импрессионизма, со слегка размытыми очертаниями и свободными штрихами, обладает особой магией. Он передает настроение, в котором заключены трепет, торжественность и величественность этих зданий.

Храмы древних городов на картинах русских художников

Древние русские города и местечки неизменно привлекали художников, которые стремились запечатлеть старинную архитектуру, атмосферу, дышащую стариной, ритм повседневной жизни, протекающей на фоне храмов и соборов, которые на протяжении веков стали немыми свидетелями самых разных событий. Кто-то из художников пытался воссоздать картины из прошлой жизни старорусских городов. И исторические сцены, и современные для художников зарисовки с натуры в данной подборке имеют обязательный атрибут — купола и кресты русских православных храмов во всем своем многообразии. На картинах изображены старинные города — Владимир, Ростов, Псков, Новгород, Суздаль, Углич, Нижний Новгород и др.

В отдельных подборках на сайте также представлены:

Сельский храм в картинах русских художников >>>

Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра >>>

Виды монастырей России >>>

Выезды и походы на богомолье в русской живописи >>>

Монашеская жизнь на полотнах русских художников >>>

Златоглавая Москва в русском изобразительном искусстве >>>

Храмы имперской столицы в русской живописи >>>

Православная вера глазами русских художников >>>


Успенский собор во Владимире. Поленов, Василий Дмитриевич (1844 — 1927). 1860 г. Бумага, карандаш. 28 x 18. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва. Кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви; ныне также государственный музей. В 1992 году Успенский собор включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Церковь Покрова на Нерли. Герасимов, Сергей Васильевич (1885 — 1964). 1953 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Церковь Покрова на Нерли — выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Расположена во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова. Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С.В. Заграевский и Т.П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма — 1158 год. Белокаменная церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.


Церковь. Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1896-1942 гг. Бумага, акварель, графитный карандаш. Набросок. Частное собрание

Былое. Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 — 1954). 1910 г. Картон, темпера. 47 x 76. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань Инв. номер: Ж-646


Русский город-крепость XV-XVI веков. Измайлович, Владислав Матвеевич (1872 — 1959). 1936 г. Холст, масло. 90 x 148. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, С.-Петербург


Старорусский город. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). Холст, масло. Архангельский областной музей изобразительных искусств

Площадь перед церковью. Улица в городе. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1911 г. Эскиз. Бумага, акварель, уголь. 57 x 87. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва


Торг в Нижнем Новгороде. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1908-1913 гг. Бумага, акварель. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого


Вид Нижнего Новгорода Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). Холст, масло. 48 x 73. Эскиз к одноименной картине Государственный Русский музей, С.-Петербург


Вид Нижнего Новгорода. Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). 1878 г. Холст, масло. 155 x 245 см Государственный Русский музей, С.-Петербург


Вид на Нижний Новгород. Левитан, Исаак Ильич (1860 — 1900). Начало 1890-х. Холст, масло. 9 x 14 см Новокузнецкий художественный музей, Кемеровская обл.


Нижний Новгород. Нижний базар. Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). Холст, масло. 31 x 49. Государственный Русский музей, С.-Петербург


Рынок в Нижнем Новгороде. Верещагин, Петр Петрович (1834 — 1886). 1867 г. Холст, масло. 66 x 106 см Нижегородский государственный художественный музей


Рынок в Нижнем Новгороде. Верещагин, Петр Петрович (1834 — 1886). 1872 г. Холст, масло. 90 x 140 см Государственная Третьяковская галерея, Москва


Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. Маковский, Константин Егорович (1839 — 1915). 1890-е. Холст, масло. 273 x 233 см Государственный Русский музей, С.-Петербург


На площади у Ивановского съезда Нижегородского Кремля. Маковский, Константин Егорович (1839 — 1915). 1890-е. Холст, масло. 55 x 63. Этюд к картине 1896 года «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». Архангельский областной музей изобразительных искусств


Вид Нижнего Новгорода. Чернецов, Никанор Григорьевич (1805-1879). 1837 г. Холст, масло, 51 х 71 см Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

Вид на Волге близ Нижнего Новгорода. Маковский, Николай Егорович (1841-1886). 1878 г. Холст, масло. 69,8 x 59,7. Ярославский художественный музей


Нижний Новгород. Орловский, Владимир Донатович (1842 — 1914). Холст, масло. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.


Нижний Новгород. Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 — 1943). 1915 г. Холст, масло, бронза. 107 x 125. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Зима. Оттепель. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1910 г. Холст, масло. 111 x 138. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого Инв. номер: Ж-231


Русская провинция весной. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1922 г. Холст, масло. 74 x 90. Частное собрание


Ранняя весна. Город на реке. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1915-1916 гг. Холст, масло. Частное собрание

Пейзаж с церквями. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). Бумага, акварель, карандаш. 46 x 38. Частное собрание

Зимний пейзаж с церковью. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1925 г. Холст, масло. 91 x 121. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл. Инв. номер: ЖГ-33

Псков. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1905 г. Холст, масло. Частное собрание


Старый Псков. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1913 г. Картон, темпера. 70 x 89. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Зимний вечер. Псков. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1910 г. Бумага, гуашь. Частное собрание


Вид Пскова под снегом. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1922 г. Холст, масло. 23 x 31. Частное собрание

Ранняя весна. Псков. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1922 г. Холст, масло. 58 x 70. Архангельский областной музей изобразительных искусств


Осень в Пскове. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1930-е. Картон, масло. 49 x 59. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл.


Псков. Причалы. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1919 г. Холст, масло. Частное собрание

Псков (Жизнь на реке Пскова). Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1919 г. Картон, масло. 48 x 62. Частное собрание

Псков. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1930-е. Холст, масло. 45 x 60 см Частное собрание


Псков. 1930-е (?) Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). Холст, масло. 79 x 100. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл. Инв. номер: ЖГ-74


Вид Пскова. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1915 г. Холст, масло. Частное собрание

Вид Пскова. Закат. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1919 г. Холст, масло. Частное собрание


Рыбный рынок в Пскове Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). Картон, гуашь. 63 x 48. Частное собрание


Псков. Вид на кремль и Троицкий собор со стороны реки Псковы. Верещагин, Пётр Петрович (1834-1886). 1870-е. Холст, масло, 38 х 76. Государственная Третьяковская галерея


Вид Пскова. Добужинский, Мстислав Валерианович (1875 — 1957). Бумага, гуашь, уголь. 23 x 29. Частное собрание


Зима в Пскове. Лаховский, Арнольд (Аарон) Борисович (Беркович) (1880-1937). 1927 г. Дерево, холст, масло. 51 x 66. Частное собрание


Псков. Лаховский, Арнольд (Аарон) Борисович (Беркович) (1880-1937). 1914 г. Картон, масло. 67 x 51. Донецкий областной художественный музей


Вид с берега Псковы на храм Богоявления. Лаховский, Арнольд (Аарон) Борисович (Беркович) (1880-1937). 1922 г. Картон, масло, 46,8 х 61 Частная коллекция

Первое летописное упоминание о церкви Богоявления с Запсковья относится к 1398 году. Тогда церковь была деревянной, и сгорела во время большого пожара 1458 года. Строительство каменного, ныне существующего здания, завершилось к 1496 году. Некогда церковь Богоявления с Запсковья была центром большого района Запсковья — Богоявленского конца. Она была одним из крупнейших кончанских храмов, а позднее — и всего Пскова. До наших Богоявленская церковь дошла практически без изменений, сохранив свои первоначальные формы, хотя не раз перестраивалась, закрывалась в советское время, пострадала во время Великой Отечественной войны. В 1990-х годах в церкви начались реставрационные работы. В 2005 году храм был передан в ведение Псковской епархии.


Псков. Звонница. Стожаров, Владимир Федорович (1926 — 1973). 1969 г. Холст, масло. 90 x 121. Таганрогский художественный музей


Псков. Покровская церковь. Стожаров, Владимир Федорович (1926 — 1973). Холст, масло.


Лодки у берега. Псков. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). 1904 г. Бумага, акварель, белила. 30 x 22. Музей-квартира И.И. Бродского, С.-Петербург


Ледоход во Пскове. Бродский, Исаак Израилевич (1883 — 1939). 1913 г. Картон, масло. 34 x 42. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник


Старый Псков. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1922 г. Холст, темпера. 51 x 76. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка». Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк, США


Успенская Пароменская церковь в Пскове. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). Начало 1900-х.


Псковский погост. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1904 г.

Ярославль. Церковь Рождества Христова. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 30 x 40.

«Художник употребил часть истекшего лета на путешествие в западную и центральную Россию, побывав в Ярославле, Костроме, Нижнем, Юрьеве-Польском, Владимире, Суздале, Ростове Великом, в Смоленске, Вильне, Троках, Гродне, Ковне, Мерече, Риге, Вендене, в Печорах, Изборске и в Пскове. Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, отчасти уже разрушающиеся и даже разрушенные. Н. К. Рериху помогала его жена, работая фотографическим аппаратом». Русь. 1904. 8/21 января. № 27


Ярославль. Церковь Святого Власия. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 39 x 31.


Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 31 x 40.

Ярославль. Церковь Николы Мокрого. Портал. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло.


Ярославль. Интерьер церкви Богоявления. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 40 x 31.


Вид города Ярославля. Чернецов, Никанор Григорьевич (1805-1879). 1860 г. Холст, масло, 75 х 107 см Государственный Русский музей


Оттепель. Ярославль. Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 — 1897). 1874 г. Холст, масло. 53 x 75 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

Вид Юрьевца Повольского Чернецов, Никанор Григорьевич (1805-1879). 1851 г. Холст, масло, 72 х 106 см Источник: Государственный Русский музей Юрьевец — старейший город Ивановской области. Считается, что основан в первой половине XIII века — как укрепление, для защиты восточных рубежей Северо-Восточная Руси великим князем Владимирским Юрием II на месте явления ему иконы великомученика Георгия Победоносца и был назван в честь этого святого Георгия — Юрьев–Повольский.


Кострома. Чернецов, Никанор Григорьевич (1805-1879). 1862 г. Холст, масло, 102 х 151 Харьковский художественный музей


Входная дверь в Ипатьевский собор в Костроме. Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). 1890 г. Холст, масло, 35 х 27 Частная коллекция

Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 31 x 39.


Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 40 x 31.

Углич. Церковь Царевича Дмитрия. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1904 г. Фанера, масло.


Углич. Крыльцо церкви Иоанна Предтечи. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1904 г. Фанера, масло.


Путивль. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1908 г. Бумага на картоне, пастель, графитный карандаш, темпера, угольный карандаш. 48 x 63. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина «Князь Игорь». Государственная Третьяковская галерея, Москва


Путивль. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1914 г. Картон, темпера. 68 x 96. Эскиз декорации оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Частное собрание


Звенигород. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1933 г. Холст, темпера. 46 x 79. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк, США


Звенигород. Крыжицкий, Константин Яковлевич (1858 — 1911). 1895 г.Холст, масло. Архангельский областной музей изобразительных искусств


Закат. Крыжицкий, Константин Яковлевич (1858 — 1911). Холст, масло. 21 x 35 см Тюменский областной музей изобразительных искусств


Вид Звенигорода. Рабус, Карл Иванович (1800 — 1857). Вторая четверть XIX века. Холст, масло. 49 x 77 см Государственная Третьяковская галерея, Москва


Звенигород. Кондратенко, Гавриил Павлович (1854 — 1924)

Храм Рождества Богородицы. Звенигород. Жуковский, Станислав Юлианович (1873-1944). 1904 г. Холст, масло. 82,8 x 82 Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств


Общий вид Ростова Великого. Виллие, Михаил Яковлевич (1838 — 1910). Бумага, акварель.

Весенний вечер. Ростов Великий. Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1906 г. Холст, масло. 70 x 96 см Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл.


Ростовские соборы. Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1906 г. Бумага, акварель, белила 22,7 х 30,4 Частное собрание


Ростов Великий. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Этюд. Дерево, масло. 31 x 41 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ростов Великий. Вход в Кремль. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 40 x 31.


Ростов Великий. Церковь Иоанна Богослова. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Картон, масло. 45 x 35. Государственный Русский музей, С.-Петербург


Ростов Великий. Церковь на Ишне. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло.

Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). 1888 г. Холст, масло, 60 x 45 Государственный Русский музей

Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). 1888 г. Холст, масло. 60 x 45 см Государственный Русский музей


Ростов Великий. Церковь Спаса на Сенях. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 31 x 41.


Ростов Великий. Церковь Спаса на Сенях. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 40 x 31.

Ростов Великий. Церковь Спаса на Сенях. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 31 x 41 см

Ростов Великий. Паперть. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1903 г. Фанера, масло. 39 x 30.


Звонница Псково-Печерского монастыря (XVI в.). Маковский, Александр Владимирович (1869-1924). 1911 г. Холст, масло. 40 x 55. Запорожский художественный музей, Украина Картина атрибутируется как колокольня Псково-Печерского монастыря. На самом деле художник изобразил Ростовскую звонницу.


Ростов Великий. Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 — 1954). 1910-е. Бумага на картоне, гуашь. 50х71. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Зима. Ростовский Кремль. Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 — 1954). 1910-е. Холст, масло. 72 x 70. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого


Ростов зимой. Петровичев, Петр Иванович (1874 — 1947). 1910 г. Картон, темпера, гуашь. 70 x 98. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов, Ярославская обл.


Ростов Великий. Петровичев, Петр Иванович (1874 — 1947). Картон, темпера. 70 x 141. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого Инв. номер: Г-717

Уголок Ростовского Кремля. Петровичев, Петр Иванович (1874 — 1947). 1899 г. Холст, масло. 51 x 69. Киевский национальный музей русского искусства, Украина Инв. номер: Ж-1156

Торговые ряды у Ростовского кремля. Калмыков, Иван Леонидович (1866-1925). Начало XX века. Холст, масло, 75 x 110. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»


Ростов Великий. На озере. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1943 г. Холст, масло. 59 x 79. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл. Инв. номер: ЖГ-82


Новгород Великий. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1910-е. Бумага тонированная на картоне, гуашь, белила. 47 x 58. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл. Инв. номер: ГГ-88

Новгород. Пристань. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1919 г. Картон, масло. 38 x 54. Государственный Владимиpо-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Инв. номер: В-38033


Пристань в старом городе. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1913 г. Бумага на картоне, акварель, гуашь. 48 x 65. Частное собрание


Старый Новгород. Баржи. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1913 г. Холст, масло. 107 x 142. Частное собрание

Великий Новгород. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1919 г. Холст, масло. Частное собрание

Варяжские корабли в Великом Новгороде. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1902 г. Холст, масло. 101 x 99. Частное собрание

Пристань в Новгороде. Коровин, Константин Алексеевич (1861 — 1939). 1906 г. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Садко» Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская обл.


Новгород Великий (Ярославов двор, Вечевая башня). Добужинский, Мстислав Валерианович (1875-1957). До 1917 г. Картон, акварель, 24х30. Самарский областной художественный музей


Воспроизведение акварели М.В. Добужинского на почтовой карточке «в пользу Общества св. Евгении»

М.В. Добужинский родился 2 августа 1875 года в Великом Новгороде на улице Прусской в доме своего деда по матери священника Тимофея Егоровича Софийского. Старшая дочь его сына Елизавета Егоровна в 1869 году стала женой поручика лейб-гвардии конной артиллерии Валериана Петровича Добужинского. «…При крещении меня назвали Мстиславом в честь Мстислава Храброго, святого князя новгородского, жившего в XII веке…». (М.В. Добужинского «Воспоминания», том 1, Нью-Йорк, 1976 г.). Художник ребенком каждое лето приезжал из Петербурга в Новгород в гости к бабушке и дедушке, а потом, став уже взрослым, рисовал Софию с голубем на кресте, Сенную площадь, Ярославов двор. Он отмечал, что рос в Новгороде среди преданий, и окружающая его старина воспринималась им как святыня. Последний раз Добужинский побывал в Новгороде в 1914 году накануне Первой мировой войны. После революции больше туда не приезжал, чтобы сохранить город в памяти в неизменном виде. На рисунке изображена Вечевая башня Ярославова дворища (художник отобразил только одну проездную арку, на дореволюционных фото тоже одна, в настоящее время их две), известная также как Воротная башня Гостиного двора, выстроенная в 1686 году. С правой стороны от нее видна колокольня, построенная в XVII веке. Она возведена напротив Никольского (Николо-Дворищенского) собора, у стен которого с начала XIII века собиралось вече. Возможно, на месте Воротной башни когда-то стояла башня с вечевым колоколом и вечевой канцелярией, поэтому закрепилось название Вечевая башня и использовалось до революции. Еще правее от колокольни виднеется купол церкви Жен Мироносиц (1508-1511). Эта церковь была построена переселенцем из Москвы купцом Иваном Сырковым на месте более древнего сгоревшего храма. В ее нижних этажах и подвале размещались склады, в которых одно время хранилась часть казны Ивана Грозного. При строительстве были использованы сложные инженерные решения: система внутристенных лестниц, оконные шахты в стенах для освещения подвала, металлические связи для прочности стен, скрытые за монументальными и монолитными фасадами, все это выдает руку опытного зодчего. Возможно, были приглашены иностранные мастера или их русские ученики из московских земель. Но внешне храм был выполнен в традиционном новгородском стиле. В более поздние годы он неоднократно переделывался. В конце 1950-х – начале 60-х годов храм отреставрировали в формах XVI века.

Новгород. София. Кончаловский, Петр Петрович (1876 — 1956). 1925 г. Холст, масло. 90 x 117 см Национальная галерея искусств им. Бориса Возницкого, Львов, Украина Инв. номер: Ж-3585


Роспись в церкви Спаса в Нередице в Новгороде. Александр Владимирович Маковский. 1913 г. Масло, картон. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад

Церковь Спаса на Нередице построена в 1198 князем Ярославом Владимировичем. Последняя дворцовая княжеская церковь Новгорода. Была слегка перестроена под псевдовизантию при реставрации в 1904, колокольни лишилась в Великую Отечественную войну. Сейчас восстановлена в первоначальном виде. Частично сохранились фрески. Памятник ЮНЕСКО.

Спас Нередица (Древний Новгород). Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1935-1936 гг. Картон, темпера. 30 x 45. Частное собрание Церковь Спаса на горе Нередица — храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем. Возведена в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм знаменит своими фресками. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спас Нередицы в Новгороде. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1894 г. Уголь, картон. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад

Новгородский погост (Северная Русь). Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1943 г. Картон, темпера. 31 x 46. Государственный Русский музей, С.-Петербург


Март. Церковь в Новгороде. Герасимов, Сергей Васильевич (1885-1964). 1930-1940-е. Холст, масло. 62,6х87,8


Новгородская церковь. Рябушкин, Андрей Петрович (1861 — 1904). 1903 г. Картон, гуашь. 31 x 48. Государственный Русский музей, С.-Петербург


Михайловская улица в Новгороде. Рябушкин, Андрей Петрович (1861 — 1904). 1899 г. Этюд. Холст, масло. 13 x 21. Государственная Третьяковская галерея, Москва Инв. номер: 4842


Зимнее утро. Рябушкин, Андрей Петрович (1861 — 1904). 1903 г. Картон, гуашь. 21 x 43. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, С.-Петербург

Прогулка боярышни. Рябушкин, Андрей Петрович (1861 — 1904). 1893 г. Холст, масло Архангельский областной музей изобразительных искусств


Николо-Зарядская церковь. Куликов, Иван Семенович (1875 — 1941). 1916 г. Холст, масло. Муромский историко-художественный музей, Владимирская обл. Николо-Зарядская церковь стояла за торговыми рядами в центре Мурома. Она была построена в 70-х годах XVII века. На церкви были кресты с коронами вверху и Н.Г. Добрынкин предполагал, что храм был построен на государевы деньги.


Улица старого Мурома. Куликов, Иван Семенович (1875 — 1941). Холст, масло. Муромский историко-художественный музей, Владимирская обл.


Муром. Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович (1862—1930). 1910 г. Холст, масло, 74 х 89. Частное собрание


Углич. Александр Владимирович Маковский. 1910 г. Масло, картон. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад


Вознесенский собор в г. Угличе XVII в. Александр Владимирович Маковский. 1910 г. Масло, картон. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад


Утро в Угличе. Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1913 г. Холст, масло. 71 x 89,5. Музей-квартира И.И. Бродского


Базарная площадь в Угличе. Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1913 г. Бумага, акварель, белила, 52×69 Из коллекции А.В.Касьянова Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Инвентарный номер 11913


Тройка в Угличе. Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1913 г. Бумага, акварель, белила. 53х69. Государственный Русский музей


Древний град Углич. Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1913 г. Картина была представлена в Музее архитектуры им. А.В. Щусева на предаукционной выставке Sotheby’s 25-26 октября 2021 г. Фото: Sotheby’s


В провинции. Город Торжок. Юон, Константин Федорович (1875-1958). Холст, масло. 75 x 111. Калужский областной художественный музей


Торжок. Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1914 г. Холст, масло. 71 x 108 см Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары


Торжок. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1917 г. Холст, масло. 82 x 137 см Горловский городской художественный музей, Донецкая обл.


В старом Суздале. Кустодиев, Борис Михайлович (1878 — 1927). Холст, масло.


На Волге. Пейзаж с Преображенско-Казанской церковью. Романов-Борисоглебск Кустодиев, Борис Михайлович (1878 — 1927). Картон, цветной карандаш, пастель. 71 x 98. Частное собрание


Гулянье. Кустодиев, Борис Михайлович (1878 — 1927). 1910 г. Холст, масло, темпера. 160 x 214 см Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник На картине предположительно изображен собор Воскресения Христова в Тутаеве (бывш. Романов-Борисоглебск).


На Волге. Кустодиев, Борис Михайлович (1878 — 1927). 1910 г. Картон, масло. 27 x 27. Частное собрание

Сумерки в Судиславле Кустодиев, Борис Михайлович (1878 — 1927). Холст, масло. 25 x 38. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник На картине изображены собор Спаса Преображения и церковь Николая Чудотворца (утрачена)


Ярмарка. Кустодиев, Борис Михайлович (1878 — 1927). 1906 г. Бумага на картоне, графит, темпера. 66 x 88. Государственная Третьяковская галерея, Москва На картине изображена Базарная площадь в Кинешме

Улица в провинциальном городке. Кустодиев, Борис Михайлович (1878 — 1927). 1917 г. Эскиз. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 18 x 22. Частное собрание


На Волге. Лаховский, Арнольд Борисович (1880 — 1937). 1918 г. Холст, масло. 81 x 101. Художественный музей, Череповец, Вологодская обл.


Вологда. Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). 1893-1894 гг. Холст на картоне, масло 18 × 22 Вологодская областная картинная галерея


Вятка. Хохряков, Николай Николаевич (1857-1928). 1886 г. Холст, масло, 44,7 x 76 см Государственная Третьяковская галерея

Упавшие колокола. Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 — 1954). 1930-е. Картон, гуашь. 71 x 52. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого Возможно, розовая стена слева свидетельствует, что драматичное полотно, символизирующее конец старой России, написано по мотивам ростовских впечатлений автора и перекликается со столь любимой автором ростовской звонницей.

В поисках идеального места

Храмы — это символ чистоты, нерушимости и спокойствия. Их изображения создают вокруг умиротворяющую атмосферу. Поэтому картины с церквями или монастырями предпочтительнее размещать в комнатах, где планируется обустроить место отдыха. Холсты актуальны в оформлении гостиной и спальни. Нелишними они будут и в декоре личного кабинета. Повесьте их над диваном или напротив письменного стола, чтобы этюд всегда находился перед глазами.


Картина маслом «В Санкт-Петербурге» 15500 руб.

Покупая картины маслом с храмами, учитывайте стиль интерьера. Наиболее востребованы они в классике. Утонченность дизайна в сочетании с правильной геометрией изображенной на холсте архитектуры смотрится великолепно и элегантно. Дополнит картинку подходящая рама с фигурными элементами или без декора.

Неважно, какого формата или размера вы приобретете полотно с церковью или монастырем. Главное, чтобы оно дарило ощущения спокойствия и гармонии, которых так не хватает в современном мире. В нашем каталоге вы можете посмотреть и выбрать наиболее близкую по сюжету картину и привнести в дом чуточку тепла и уюта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]