Намоленные места Самары. Десять храмов, которым сто и больше лет


09.11.2016
Православных святынь в нашем крае немало, причем интерес к ним проявляют как верующие, так и далекие от набожности туристы, которых во все времена привлекали необычные, подчас необъяснимые явления. Поездка к святым местам может носить не только паломнический, но и просто познавательный характер.
Автор:

Светлана Келасьева

Богослужение или познание?

Не стоит смешивать паломничество и туризм. Паломники и туристы могут посещать одни и те же места, но с разной целью. Если туристы стремятся увидеть новые места, то для паломников главное – молитва и поклонение святыням ради очищения души.

Русская православная церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения и относится к этому явлению с пониманием и уважением.

Возможность совершить паломническую поездку к православным святыням Самарского края предоставляет епархиальная паломническая служба «Китеж», организацией же светско-ознакомительных экскурсий занимаются самарские , «У-ра», Профцентр», «Сказка странствий», «Альянс-тур».

К святым местам Самарской области относится и Никольский родник в Жигулях, в урочище Каменная Чаша. Урочище – это естественное расширение Ширяевского оврага в месте впадения в него оврага Каменного. Здесь образовалась огромная «чаша» из каменных блоков, окруженная гребнями гор. На склонах в зелени деревьев белеют скалы, а из-под каменных карнизов пробивается родник со святой целебной водой. Считается, что купание в этом источнике приносит здоровье и долголетие.

Чудотворный источник

Одна из самых известных самарских святынь, представляющая интерес не только для наших верующих, но и для жителей других регионов, – небольшая деревушка Ташла в Ставропольском районе. Здесь в октябре 1917 года Пресвятая Богородица явила свою икону «Избавительница от бед» и оставила чудотворный источник, на котором в дальнейшем произошло множество удивительных исцелений.

История гласит, что в октябре 1917 года одной молодой ташлинке явилась во сне царица небесная и указала место, куда нужно пойти и выкопать там из земли ее чудотворный образ. Девушка рассказала о видении своим подругам. Втроем они пошли к ташлинским оврагам. Когда начали копать землю, собрался народ, который счел затею пустой и глупой. Но когда девушки достали из земли икону, а из вырытой ямы начал бить родник, люди поняли, что им действительно явилось чудо.

Священник отнес икону в храм, и уже в дороге случилось первое исцеление: болевшая тридцать два года прихожанка приложилась к иконе и неожиданно почувствовала прилив сил.

До 1925 года люди со всего Поволжья шли к иконе и к источнику. Когда новая власть объявила войну религии, церковь была закрыта, а икону от поругания спасли верующие, тайком передавая ее из избы в избу. Потом новая власть решила покончить и с родником. Возле него поставили скотный двор, и святое место вскоре завалили навозом. Однако родник выжил. Он пробился в другом месте.

Сегодня икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» хранится в Троицкой церкви села Ташла, а к купальне, сделанной на месте явления иконы, по-прежнему едут люди со всей страны в надежде на исцеление.

Из Самары в Ташлу 2-3 раза в месяц организуются автобусные паломнические поездки. Организатором выступает Самарская епархиальная паломническая служба «Китеж» совместно с русской духовной миссией. Нередко паломников сопровождает священник, который в этой поездке выполняет миссионерскую функцию: беседует с людьми, отвечает на вопросы.

«В Ташле участники туров обязательно посещают храм, ведь паломничество подразумевает не только механическое погружение в источник, а прежде всего поклонение святыне, – рассказывает сотрудница епархиальной паломнической службы «Китеж» Екатерина Самсонова. – Паломники прикладываются к иконе, могут помолиться, поставить свечки, заказать требы, и лишь потом автобус доставляет их к источнику, где верующие могут окунуться в купель и набрать воды из колодца».

Стоимость такой поездки – 300 рублей. Дополнительные подробности в статье «Ташла»

Первым Подгоры с Афоном сравнил архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, когда посетил национальный парк «Самарская Лука» и обратил внимание на сходство Жигулевских гор с видами Святой горы в Греции. По благословению владыки Сергия в 2003 году в этом месте были заложены два монастыря: Ильинский женский монастырь и в честь Креста Господня мужской.

Вход только для мужчин

Еще одно интересное для паломников место – Подгоры, «Волжский Афон». Первым Подгоры с Афоном сравнил архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, когда посетил национальный парк «Самарская Лука» и обратил внимание на сходство Жигулевских гор с видами Святой горы в Греции. По благословению владыки Сергия в 2003 году в этом месте были заложены два монастыря: Ильинский женский монастырь и в честь Креста Господня мужской.

Паломническая поездка в Подгоры – теплоходно-пешеходная, рассчитана она на целый день. Ее стоимость 350 рублей. Летом такие туры организуются раз в неделю по субботам. Обычно собирается небольшая группа в 5-7 человек.

Полуторачасовая теплоходная прогулка позволяет насладиться волжскими пейзажами и настроиться на нужный лад. Далее, от пристани до села, паломники идут пешком. «Отправляясь в такого рода путешествие, рекомендуется здраво оценить свои силы, – советует Екатерина Самсонова. – Ходить придется много, поездка весьма насыщенная, так что людям с ограниченными физическими возможностями лучше от нее воздержаться».

В программе тура – посещение мужского и женского монастырей, а также источника, где можно окунуться в купель и набрать святой воды. У мужского монастыря есть скит, отдельное от монастыря поселение с более строгим уставом. Вход женщинам туда строго-настрого запрещен. Мужчины же, получив благословение, могут посетить это место и приложиться к мощам греческого святого Нектария Эгинского.

В женском Ильинском монастыре не так давно была восстановлена церковь, разрушенная в 1920-е годы. Сейчас у монастыря есть своя территория, идет строительство паломнических и игуменских корпусов, иконописной мастерской. С благословения игуменьи паломники могут остаться здесь на несколько дней и помочь монастырю в строительстве.

В Жигулевском заповеднике

К святым местам Самарской области относится и Никольский родник в Жигулях, в урочище Каменная Чаша. Урочище – это естественное расширение Ширяевского оврага в месте впадения в него оврага Каменного. Здесь образовалась огромная «чаша» из каменных блоков, окруженная гребнями гор. На склонах в зелени деревьев белеют скалы, а из-под каменных карнизов пробивается родник со святой целебной водой. Считается, что купание в этом источнике приносит здоровье и долголетие. Еще в 30-х годах прошлого столетия источник был хорошо известен и занесен во все туристические справочники как одна из главных достопримечательностей Жигулевского заповедника. Потом о нем забыли. Но сегодня многочисленные паломники из разных городов вновь стремятся попасть в Каменную Чашу, к источнику святого Николая Чудотворца. Источник с благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия входит в число паломнических маршрутов по святым местам области, России и всего православного мира. Силами верующих рядом с источником возведена часовня, во время освящения которой очевидцы видели свечение на лике Николая Чудотворца. На сделанных при обряде фотографиях запечатлено свечение над часовней. Стоимость экскурсии в Каменную Чашу – 650 руб. при условии, что набирается группа из 40 человек.

Два села, два храма, два источника

Неподалеку от города Жигулевска есть село Большая Рязань, известное сразу двумя святыми источниками. Один освящен во имя основателей русского монашества святых Киево-Печерской Лавры Антония и Феодосия Печерских, второй — во имя иконы Божьей Матери «Всецарица». «Источники расположены в двухстах метрах друг от друга, – рассказывает генеральный директор туристической Мария Бондарева, причем каждый обладает своими, отличными от других источников, целительными свойствами. Паломники уверяют, что вода из источника во имя иконы Божьей Матери «Всецарица» способствует избавлению даже от онкологических заболеваний!».

Когда-то в селе была своя церковь, которую после революции постигла судьба большинства православных храмов. Новую церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы освятили в мае 2002 года. Более подробно с историей храма и находящихся в нем святынь можно познакомиться во время светской экскурсии, которая предусматривает также посещение этнографическо-краеведческого музея, знакомящего посетителей с животным миром Самарской Луки, с бытом и жизнью крестьян.

Некоторые светские экскурсии в Большую Рязань подразумевают посещение села Брусяны, где вам предложат побывать в старинном храме во имя Косьмы и Домиана. Славится этот храм мироточивыми иконами. Кроме того, здесь потрясающая акустика. Когда звучит голос кого-то из прихожан, кажется, что ангелы вторят ему с небес. Пол церкви устлан коврами, привезенными в знак благодарности людьми, чьи просьбы и молитвы в этом храме были услышаны.

Экскурсионная программа, включающая в себя посещение Большой Рязани и Брусян, рассчитана на 10 часов, ее стоимость 650 рублей. Вход в музей оплачивается дополнительно.

По степному Заволжью

Еще одно место, куда нередко организуются религиозные туры, – святой родник у села Знаменка Богатовского района. Дорога туда лежит по степному Заволжью. Экскурсовод рассказывает о селах и деревнях, встречаемых по дороге. Первая остановка в селе Беловке у храма Покрова Богородицы. В этом храме, построенном на деньги местного предпринимателя, чудесным образом явилась чудотворная икона «Достойна есть». К ней приходят люди со своими бедами и чаяниями, и она помогает им найти пропавших, встать на путь истинный – словом, врачует тела и души.

Справиться со своими бедами многим помогает общение с местным священником, который готов выслушать каждого пришедшего в храм и помочь ему советом. Дальше путь странников лежит к Никольскому источнику, что у села Знаменка. Местное предание гласит, что в 70-е годы 19 века в этом роднике явилась чудотворная икона святого Николая Мирликийского. Источник бьет из-под корней деревьев и образует небольшой ручей-водопад.

«Заказать любую экскурсию светского характера можно на любой день, но при условии, что наберется группа не менее 40 человек, – рассказывает Мария Бондарева. – Если желающих отправиться в поездку будет меньше, стоимость тура несколько увеличится. Летом мы предлагаем сборные туры, когда количество паломников не имеет значения и каждый желающий может присоединиться к общей группе. В период же с осени до весны возможны только групповые туры. Конечно, приходится, отправляясь в паломническую поездку, учитывать погодные условия. Например, в Каменную Чашу или в Беловку при сильном дожде или снежных заносах ехать нежелательно».

Справка:

Монастыри Самарской и Сызранской епархии Заволжский мужской монастырь в честь Честного и Животворящего Креста Господня: с. Подгоры Настоятель: игумен ГЕОРГИЙ (Шестун) Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь: с. Подгоры Настоятель: игумения АНАСТАСИЯ (Шестун) Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь: с. Винновка Настоятель: иеромонах АРИСТАРХ (Безлапов) Вознесенский мужской монастырь г. Сызрань Настоятель:игумен МАРК (Алексеев) Воскресенский мужской монастырь: г. Тольятти Настоятель: наместник архим. ГЕРМОГЕН (Крицын) В честь Благовещения Божией Матери: г. Тольятти Настоятель: игумен СОФРОНИЙ (Баландин) (занимает должность благочинного). Иверский женский монастырь: г. Самара Настоятель: игумения ИОАННА (Капитанцева) Свято-Воскресенский мужской монастырь: г. Самара Настоятель: игумен СЕРАФИМ (Глушаков)

Версия для печати

Теги места паломничества, монастыри, храмы, тестовый тег

Комментарии

Авторизоваться через:

Живые родники

Накануне Святой Пасхи в Самаре вышла книга «Святые источники Самарского края». Ее автор, заместитель руководителя пресс-службы Самарского Епархиального управления Олег Бедула, ответил на вопросы нашего внештатного корреспондента.

— Олег Иванович, о чем эта книга?

— Взяться за работу над ней помог случай. Однажды в архиве епархии сотрудники обнаружили разрозненные сведения о нескольких святых источниках — так возникло желание собрать всю их полноту, «объединить историю и современность». Впервые о святых источниках Самарского края рассказали журналисты газеты «Благовест». Семнадцать лет назад ими была издана книга «Хождение по Самарским святыням», вскоре ставшая библиографической редкостью. В ней кратко повествуется о девяти святых источниках. Сколько мы ни искали, сведений о святых источниках в литературе советского периода найти не удалось.
— Кто же помог вам в составлении путеводителя?
— Помогли приходы сельских храмов, верующие, которые сохранили где письменные исторические сведения, а чаще — устные предания о благодатных источниках и родниках. Так, например, фотографию Феодоровского источника передала Нина Торгашкина из Сызрани. Жительница поселка Садгород Лариса Колчина прислала тетрадку с рассказом о том, как строилась купальня на святом источнике в честь Царственных Мучеников, а также фотографии самого источника. Журналист из села Шентала Надежда Таирова собрала информацию о двух местных родниках. Школьная учительница поселка Кировский, краевед Александра Алехина указала место, где находится святой колодец в честь святого Александра Чагринского. Библиотекарь села Зуевка Татьяна Шацких провела нас к Никольскому источнику…
— И у святых источников, наверное, есть своя история?
— Она во многом схожа с историей Православных храмов — рождение в жизнь, гонение и разрушение, осквернение, забвение, возвращение к жизни… В старину источники очень почитались. Их берегли так же, как святые храмы. Наверное, поэтому большевистская власть с ними постоянно боролась. Например, в селе Ташла святой источник несколько раз заваливали навозом, в Феодоровский источник под Сызранью коммунисты вылили три бочки фенольной присадки с местного сланцеперерабатывающего завода, в роднике села Русская Селитьба пытались топить щенят…
— Сколько на территории области святых источников?
— Около пятидесяти. Говорю приблизительно, потому что время от времени освящаются новые источники. Не все, наверное, знают, что в Самарской области находится 1536 родников. Больше всего их в Клявлинском районе — 215. Около 150 источников в Исаклинском районе. Много сел, где находятся пять и более родников, а вот в селе Ключи Исаклинского района сразу 14 родников! Тот факт, что источники освящались в честь чудотворных икон Пресвятой Богородицы, угодников Божиих, вовсе не случаен. Дело в том, что известность в народе источники получали по явленным в них святым иконам. Например, в селе Ташла на месте обретения иконы «Избавительница от бед» сразу забил родник. Похожая история произошла в селе Русская Селитьба. Когда местная крестьянка стала копать под горой глину, она обрела небольшого размера Владимирскую икону Божией Матери, а из выкопанной ямки забил родник. В селе Токмала Казанскую икону Божией Матери нашли на дне ручья. Также из воды был поднят святой образ Великомученицы Параскевы Пятницы, что в селе Владимировка Хворостянского района. Икону Святителя Николая Чудотворца крестьянки села Зуевка подняли из колодца… Во многих деревнях верующие сохранили и старинные названия родников, например, «Поповский родник», «Крестик», «Святой родник», «Молящаяся баба», «Церковный источник», «Авраам родник». Из нашей истории известно, что в старину поселения, как правило, возникали рядом с водными источниками. Для нашего лесостепного региона это особенно характерно. Обустраивалось поселение — и сразу строился храм, часто в непосредственной близости от водного источника, что было немаловажно, скажем, при праздновании Богоявления, при совершении Таинства Крещения, водосвятных молебнов.

В сохранившихся исторических сведениях о храмах Самарской области часто упоминаются и святые родники. Например, в клировых ведомостях Шигонской волости за 1740 год сохранилась такая запись: «От храма села Кузькино совершаются Крестные ходы на источник святых безсребреников Космы и Дамиана». В Сызрани есть документы, в которых повествуется, как в 1730 году одна крестьянская девица умылась водой из родника, в котором была обретена икона Божией Матери, и после этого исцелилась от проказы. — От каких болезней исцеляются сегодня на святых источниках?

— Главной «лечебницей» Самарской епархии люди называют святой источник в селе Ташла. К воде живой приезжают со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь исцеляются от аллергии, язвы желудка, астмы, женских болезней. По молитве к Богородице исцелился больной СПИДом, выздоровел наркоман. Особенно же часто исцеляются те, у кого болят суставы, плохое зрение, кожные заболевания. Был случай, выздоровела парализованная женщина. В поселке Большая Царевщина (Волжском), на источнике в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», выздоравливают страждущие от пьянства, наркомании, больные ревматоидным артритом и остеохондрозом. Уникальными признаны святые источники в селе Большая Рязань. Здесь исцеляются от болезней рук и ног, рака, а также кожных заболеваний. О даровании бездетным ребенка молятся на двух Никольских источниках — в поселке Спиридоновка и поселении Солнечная Поляна, а также на роднике в честь Феодоровской иконы Божией Матери, что в селе Кашпир под Сызранью. На источнике в честь преподобного Александра Свирского, что в селе Степное Дурасово, просят о даровании ребенка мужского пола. В нашей области есть святые источники, на которых бесноватые получают облегчение от своих страданий. Об одном таком источнике, в поселке Садгород, рассказала местная жительница Лариса Колчина.
— Кто возвращает к жизни святые источники?
— Как правило, все восстановительные работы, в том числе благоустройство прилегающей территории, выполняют прихожане Православных храмов. Несколько лет назад Правительство Самарской области выделило два миллиона рублей на благоустройство нескольких источников. Но это разовый, единственный случай помощи. Радует, что администрации нескольких районов сейчас принимают участие в благоустройстве местных родников. Например, власти Исаклинского района построили на источнике Спаса Нерукотворного красивую часовню, купальню и ограду. После освящения источник подключили к главной водопроводной сети райцентра. Также по водопроводу получают целебную воду жители села Шигоны — с источника в честь Святой Троицы. А вот власти Клявлинского района разработали проект экокультурной зоны «Жемчужина», главным объектом которого является возрожденный святой источник в честь преподобного Александра Свирского. На областной ярмарке социокультурных проектов, проведенной Правительством Самарской области, «Жемчужина» заняла первое место. Еще пример — власти Хворостянского района выделили деньги на реконструкцию источника в честь Великомученицы Параскевы Пятницы. Еще раньше, в 1990 году, председатель колхоза села Сиделькино Челно-Вершинского района И. Фролов восстановил святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери. Скажу и о вкладе простых граждан. В селе Старое Вечканово предприниматель Юрий Васильев, в прошлом местный житель, на свои средства воздвиг на источнике грандиозный архитектурный комплекс из дикого камня, гранита и бетона. Открывающаяся панорама приводит паломников в изумление своими масштабами. Многие источники освящены Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием, другие — местными священниками.
— В книге вы рассказали обо всех святых источниках?
— Не обо всех. Этому были разные причины. Например, такая. Недавно в одной из восстанавливаемых церквей, прямо в центральной ее части, забил родник. Вода его оказалась целительной. Этот чудесный случай по просьбе местного благочинного решено до времени не предавать огласке, чтобы массовое паломничество в деревню Н. не воспрепятствовало восстановительным работам. Надеюсь, во втором издании книги мы расскажем и об этом чудесном источнике.

На снимках: святой источник во имя Святителя Николая Чудотворца в с. Зуевка Нефтегорского района; святой источник во имя преподобного Александра Свирского в с. Степное Дурасово Клявлинского района; Святое озеро возле с. Съезжее Богатовского района.
Подготовил Владислав Подмарьков 07.05.2009

Намоленные места Самары. Десять храмов, которым сто и больше лет

Десять самарских храмов, которым сто и больше лет. Наш город, увы, небогат памятниками церковной архитектуры, да и просто старыми храмами небогат. Всё, что было построено предками, рьяно уничтожалось потомками, которые приходятся предками уже нам. Немногое осталось. В миллионном городе, которому больше четырехсот лет, всего-навсего десять храмов разных конфессий, от века и старше. Вы можете обойти их за день. Из них только один был открыт всегда — со дня своего освящения.

Собор в честь Святого Вознесения Христова Освящен в 1848 году.

Единственный самарский храм в стиле классицизма. Деревянная Вознесенская церковь стояла на углу Водников и Комсомольской, но после пожаров, когда город выгорал почти полностью, церковь решили поставить повыше. Здесь побывало три императора и здесь же объявили 154 года назад о создании Самарской Епархии. Долгое время собор был крупнейшим в Самаре. После революции закрыт. Передан церкви в 1991 году, восстанавливался по проекту Самогорова-Пастушенко. Первая служба состоялась в мае 1993 года. При соборе созданы церковная библиотека, богадельня и воскресная школа. Адрес: Степана Разина, 78

Иверский женский монастырь Основан как община в 1850 году, переименован в монастырь в 1860.

Единственный уцелевший монастырь в черте города. Сейчас быстро разрастается и приближается к масштабам столетней давности. Тогда Иверский монастырь состоял из трех храмов: Сретенский (Успенский с 1896 года), храм в честь Иверской иконы Божией Матери, колокольня, 10 женских жилых корпусов, 4 деревянных флигеля, 2 каретника, 4 амбара, конюшня, каменная баня, прачечная, погреба. Монастырская территория, расположенная на крутом волжском склоне, была равна 7 десятинам (7,65 Га). В 1876 году монахинями монастыря было вышито знаменитое Самарское знамя, врученное болгарскому ополчению. Монастырь был закрыт в 1925 году и значительную часть построек снесли. Однако, сами здания церквей, хоть и без куполов, сохранились и после возвращения церкви, стараниями игуменьи Иоанны (Капитанцевой) вернули себе первоначальный вид. Сейчас практически полностью восстановлена и колокольня. Адрес: Волжский проспект,1

Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери Освящен в 1861 году.

Единственный в городе собор, который никогда не закрывался. Службы не прекращались даже после прихода советской власти. Почти полвека (!) Покровский и Петропавловский были единственными действующими храмами в Куйбышеве. В притворе собора погребены епископ Куйбышевский Митрофан (Гутовский) и митрополит Мануил (Лемешевский). 7 ноября 1977 года, в день шестидесятилетия Октябрьской революции, собор был подожжён неизвестными лицами, отчего почти полностью погибла роспись начала века. Его ремонт занял три года. В 1996 годухрам был отреставрирован, а его шатровые покрытия украсились покрытием «под золото». Сейчас Покровский снова реконструируют, но храм открыт. Адрес: Ленинская, 75-а

Подробнее: СамКульт. Область культуры
*** Метки история храмы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]