Псалтирь Божией Матери святителя Димитрия Ростовского

С тех давних пор, как воссиял на Руси свет христианской веры, среди православных людей прочно установилось почитание Пречистой Богородицы – Матери Господа Бога нашего Иисуса Христа. В её честь сложено много хвалебных гимнов, к Ней обращаются в покаянных молитвах и у Неё же просят заступничества в житейских бедах. О своде таких молитв, получившем название «Псалтирь Божией Матери», пойдёт разговор в нашей статье.

Ростовский святой – пастырь, проповедник и педагог

Его автором является выдающийся духовный писатель, проповедник и педагог эпохи Петра I – митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий (Туптало). Почти через полстолетия после своей блаженной кончины, последовавшей в 1709 году, он был причислен к лику святых Русской православной церкви. О его богоизбранности неопровержимо свидетельствовали как нетленность мощей, так и многочисленные чудеса, явленные по молитвам на его могиле.

В своей земной жизни святой угодник Божий прославился, кроме пастырской и преподавательской деятельности (в Ростове им было основано славяно-греческое училище), ещё и как выдающийся духовный писатель, перу которого принадлежат многочисленные труды по изучению святоотеческого наследия и гимнографии. Одной из наиболее известных таких работ является Псалтирь Божией Матери.

Преемник царя Давида

При её составлении автор брал за основу общеизвестную Псалтирь (заметим, что это слово женского рода) – ветхозаветную библейскую книгу, авторство которой приписывается царю Давиду. Название книги не случайно происходит от наименования древнего восточного музыкального инструмента – псалтирии. Когда-то под звон её струн сыны Израилевы воспевали Бога, выведшего их из страны рабства.

Псалтирь Божией Матери Дмитрия Ростовского, так же как и творение царя Давида, разделена на двадцать кафизм – отдельных частей, включающих в себя как псалмы и хвалебные песни, так и молитвы. Разница заключается лишь в том, что древнееврейский псалмопевец обращается в своём произведении к Богу, а его российский подражатель — к Царице Небесной.

В отличие от творения царя Давида, Псалтирь Божией Матери является гораздо менее известным произведением, и даже большинство верующих и воцерковлённых людей не знает о её существовании. Причина этого явления кроется, очевидно, в том, что эта Псалтирь не включена в состав молитвенного правила и читается лишь в тех случаях, когда в том возникает духовная потребность.

Псалтырь, Псалтирь. Молитвы по Псалтири

Псалтирь, Псалтырь (название музыкального инструмента псалтерия) — библейская книга Ветхого Завета.

Псалтирь состоит из 150 или 151 псалмов — «песней», или «гимнов», излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.

Словом «Псалтирь» также называются отдельные издания Псалтири, предназначенные для использования в христианском богослужении.

Псалтирион, по-гречески, — струнный музыкальный инструмент, в сопровождении которого в глубокой древности пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения. Сами песнопения получили поэтому название псалмов, и сборник их стал называться Псалтырью. Псалмы были объединены в одну книгу в V веке до Рождества Христова.

На славянский язык с греческого Псалтирь переведена братьями святыми равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями славян, в середине IX века, как упоминает об этом преподобный Нестор Летописец (умер ок. 1114 года).

Псалтирь впервые издана по-славянски типографским тиснением с древних рукописей в Кракове в 1491 году.

В Церкви Христовой Псалтирь получила особенно широкое применение в богослужении. У христиан богослужебное употребление Псалтири началось уже во времена апостольские (1 Кор. 14, 26; Еф. 5, 19; Кол. 3, 16). Псалтирь послужила источником большей части вечерних и утренних молитв. Псалмы входят в состав почти каждого чина православного богослужения.

На Руси Псалтирь была широко распространена. Она имела немаловажное, значение в жизни русского человека: она употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой.

В Псалтири из 150 псалмов, часть относится к Спасителю — Господу Иисусу Христу; они важны в сотериологическом плане (сотериология — учение о спасении человека от греха). Эти псалмы называются мессианскими (Мессия, с еврейского, значит — Спаситель). Различают псалмы мессианские в прямом и в преобразовательном смысле.

Первые говорят только о грядущем Мессии — Господе Иисусе Христе (Пс. 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109). Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь (Пс. 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117). 151-й псалом посвящен псалмопевцу Давиду.

Этот псалом содержится в греческой и славянской Библии.

Псалтирь вначале делилась на пять частей применительно к древнему богослужебному порядку.

В современном богослужебном Уставе Православной Церкви принято деление Псалтири для удобства при употреблении ее за богослужением и в домашнем (келейном) правиле на 20 разделов — кафизм (кафисм) каждая из которых делится на три «Славы», или статии. После каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!».

Псалмы читаются в храме ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой недели (то есть седмицы, а Великим постом — дважды в течение седмицы).

Домашнее молитвенное правило находится в глубокой молитвенной связи с богослужением храмовым: утренняя келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и внутренне готовит к нему верующего, вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу.

Если верующий не был в храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Число псалмов при этом может быть различным — в зависимости от намерений и возможностей верующего.

В любом случае отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца.

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Разумно да будет, како подобает пети Псалтырь

Аще иерей, глаголет:Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.Аще ли ни, глаголи умиленно:Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный… Трисвятое. И по Отче наш:…

Тропари сия, глас 6:Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.Слава:Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели.

Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.И ныне:Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй 40. И поклонися, елико ти мощно.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице:Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы сие: “Блажен муж…” тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри

По совершении же неколиких кафисм или всей Псалтири

Достойно есть… или О Тебе радуется… Трисвятое. И по Отче наш….

Тропари, глас 6:Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений: к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя. Посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Таже, Господи, помилуй (40). И поклонов, елико мощно, с молитвою Господи и Владыко живота моего…

Посем глаголи молитву сию со вниманием:Многомилостиве и Премилостиве Господи и всего добра Дателю, Человеколюбче, и всея вселенныя Царю, многоименитый Владыко и Господи! Нищ и убог есмь аз, дерзаю призывати чудное и страшное, и святое имя Твое, егоже вся тварь Небесных сил страхом трепещут.

Низу на земли неизреченнаго Твоего человеколюбия смотрение удивил еси, посланием возлюбленнаго Твоего Отрока, Егоже от безначальных недр Твоея Отеческия славы, неразлучным Божеством отрыгнул еси, да человеки со Ангелы во един состав устроит.

Помяни, Господи, моего уныния смирение, кал сый и персть, Тебе, Неизглаголаннаго Света призываю, немощию плоти обложен, юже милостивне слово Твое понесе, и смертию Своею от работы вражия свободил есть душы нашя, да общники вся, иже верою ярем работы Твоея на ся вземшыя, славы Твоея сподобит их, от неяже сатана льстивый отпаде.

Помилуй мя, омраченнаго греховными помыслы, возведи ум мой удавленный тернием лености и лядиною непокорства. Утверди сердце мое по Тебе горети, очима моима источник слез посли, и на конец исхода души моея сотвори мя безпорочна Твоего угодника, наставляя мя к Тебе подвизатися усердно.

Помяни, Господи, родители моя милосердием Твоим и вся ближния моя, и братию, и други, и соседы, и вся православныя христианы, и спаси мя молитвами всех святых.

И приими в честь сия псалмы и молитвы, яже глаголах пред Тобою за ся, и немерзко Ти буди с воздыханием моление сие, яко милостив Сый и Человеколюбец, и Тебе Безначальнаго Отца славим со Единородным Твоим Сыном и со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Посем Честнейшую Херувим… Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Господи, благослови.

Аще иерей, кончает священнически, аще ли простый, кончает сице: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Псалтирь Божией Матери как правильно читать?

Почитание Пресвятой Богородицы неотделимо от православной веры. Благодарность Матери Спасителя человечества от мрака вечной смерти испокон века выражалась в акафистах, молитвах, хвалебных песнопениях и гимнах. Именно благоговейная любовь народа подвигла некогда митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия к написанию сборника, целиком посвящённого славословию нашей Заступницы Небесной, и озаглавленного им «Псалтирь Божией Матери».

Как нужно читать этот свод псалмов и молитв? Об этом нет конкретного указания в церковной литературе, поскольку канонически он не включён в состав ни одного богослужения, а рассчитан исключительно на домашнее молитвословие.

Но и без посторонней помощи каждый верующий человек, руководствуясь лишь голосом своего сердца, чувствует, что псалмы, сложенные ростовским святым, способны сделаться как источником чистых покаянных слёз, так и глубоким утешением – залогом заступничества Владычицы нашей Небесной, Пресвятой Девы Богородицы.

Святитель Димитрий Ростовский

Псалтирь Божией Матери

Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии, Богородице.

Составлены по подобию Псалмов.

МОЛИТВА

Во славу Святыя, Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в честь же и похвалу небесныя Царицы, Пречистыя Девы Богородицы.

Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная.

Госпоже, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою.

Госпоже моя, в помощь мою вонми. Слава Тебе, сирот Мати, сотвори нам милостива Вседержителя Бога.

О, Пресвятая Владычице, Пречистая Дево Богородице, Господа Бога моего Иисуса Христа Мати! Припадаю и молютися, яко Матери Царевой, предначиная к Тебе недостойное мое сие моление, еже приемши, о. Мати Царя небесе и земли, принеси к Царю царствующих, всех Господу, Сыну Твоему и Богу, и прощение всем согрешениям моим испроси, житию моему подаждь исправление и на кончине от воздушных врагов немятежное прешествие, царствия божественный вход отверсти исходатайствуй ми и тамо райския пищи наслаждения, горняго онаго града, вышняго прекраснаго Иерусалима, веселия и неизреченных того красот, светлости же трисияннаго Троичнаго света и сладкаго гласа ангельских пений наслаждатися: еяже славы и радости наследника мя и святым всем сопричастника сотвори, вся бо можеши, яко Мати Царя Всемогущаго; и ныне убо, изряднее же в час сей, услыши мя, Всемилостивая Владычице, предстояща Ти, вонми, Госпоже Царице, молебное пение приносящу Ти.

Поклонение Пресвятей Богородице

Придите, поклонимся Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся и припадем к самой Госпоже Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Покланяемся Тебе, Пресвятая Богородице, Твоим рождеством явльшая нам свет истинный, Царице небу и земли, надежде ненадежных, помощнице немощным, ходатаице всем грешным; Ты нас покрый и заступи от всех бед и нужд, душевных и телесных, и буди нам, молимся, заступница святыми Твоими молитвами.

Покланяемся Твоему благословенному зачатию и рождению от святых Ти родителей, от Иоакима и Анны; молим Тя, Госпоже наша, даждь нам житие безгрешно зачати и родити плоды покаяния.

Покланяемся Твоему введению в церковь Господню, трилетствовавшая Отроковице, и молим Тя, свете наш, церковь нас соделай Святому Духу молитвами Твоими.

Покланяемся благовещению Твоему, Пречистая Богородице Дево, егда действием Святаго Духа со гласом Архангельским зачала еси Слово Отчее, и молим Тя, свете наш, нам, отчаянным, благовести спасение.

Покланяемся рождению Твоему, егда воплотила и родила еси Христа, Спаса миру, и явилася еси Матерь Богу, от всея твари славима и превозносима, и молим Тя, свете наш, являй себе Матерь милосерду ныне и во век будущий.

Покланяемся очищению Твоему, нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая, и молим Тя, свете наш, очисти нас от всякия скверны плоти и духа молитвами Твоими.

Покланяемся и почитаем болезни Твоя, яже претерпела еси во время вольныя страсти Сына Твоего, егда сбыстся Симеоново проречение: Тебе же самой душу оружие пройдет, и молим Тя, свете наш, болезни душевныя и телесныя избави нас.

Покланяемся Тебе, Госпоже, воспоминающе радость Твою, юже имела еси во время воскресения Сына Твоего, и молим Тя, свете наш, радости духовныя не лиши нас.

Покланяемся честному и славному успению Твоему, и молим Тя, свете наш, успи страсти наша плотския помощию Твоею.

О, Пресвятая Владычице Богородице! приими сие малое моление и принеси е Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет и просветит Тебе ради души наша.

На Твой пресвятый образ взирая, яко истинную самую Тя зрим сущую Богородицу, верою сердечною и любовию от души припадаем и покланяемся с предвечным и на руку Твоею держимым младенцем, Господом нашим Иисусом Христом.

О, Пресвятая Госпоже наша Царице небесная, преславная Владычице, Дево Богородице, печальных всех праведное утешение и всем уповающим на Тя живот и воскресение! Приклони, о, Госпоже, пречистыя Своя ушеса к молитве нашей, приносимой Тебе от нас, непотребных и недостойных рабов Твоих.

О, Мати наша милосердая! яви на нас милость Свою, в печали сущих и во гресех всегда пребывающих, и не презри нас, многогрешных рабов Твоих.

О, Мати наша прекрасная! всех благих Ты еси вина, смертных человек оживление и погибших избавление, приими недостойное наше сие моление, падших и многогрешных рабов Твоих, в час сей горькаго, и плачевнаго, и болезненнаго нашего прошения, яко дерзаем ныне глаголати к Тебе, Пресвятей Госпоже Царице Богородице, сие моление и радостное со Ангелом приглашение сицево: Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, яко зачала еси плотию Сына Божия. Радуйся, яко Его во чреве Твоем носила еси. Радуйся, яко Его родила еси. Радуйся, яко сосцы питала еси. Радуйся, яко Ему волсви покланялися. Радуйся, яко Христа в церкви по триех днех обрела еси. Радуйся, яко Христос воскресе из мертвых и взыде на небеса. Радуйся, яко Ты сама на небо взята еси. Радуйся, яко Ты девством Ангелов и славою Святых превосходиши. Радуйся, яко Ты на земли мир твориши. Радуйся, яко Тебе жители небеснии вси послушны суть. Радуйся, яко Ты еже хощеши, у Сына Твоего, Христа Бога нашего, испросити можеши. Радуйся, яко сподобилася еси быти близь Пресвятыя Троицы. Радуйся, яко Ты Мати людей озлобленных, иже к Тебе прибегают. Радуйся, яко Твоя радость во век не скончается. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Сила, заключённая в молитве

То, насколько ощутимое действие в каждом конкретном случае может оказать на человека Псалтирь Божией Матери, зависит лишь от самого читающего её строки или внемлющего им. Едва ли следует упоминать общеизвестную истину, что сила молитвы определяется прежде всего искренностью и верой, с которой она произносится.

Евангельские слова Иисуса Христа о том, что каждый получает по своей вере, так же актуальны сегодня, как и две тысячи лет назад. И не важно, к кому обращены молитвенные песнопения — к Нему ли Самому или к Его Пречистой Матери, имеет значение лишь вкладываемая в них глубина сердечного чувства.

Псалом 1

Псалом 1- текст с ударением и переводом Объяснение и краткое толкование 1-го псалма

1 ПСАЛОМ- ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

https://azbyka.ru/audio/audio1/Svjashhennoe_pisanie/psaltir_tsl_mohov/002_kafizma_1_psalom_1.mp3
КАФИЗМА 1

Псалом 1 Псалом Давиду, не надписан у еврейПсалом 1 Псалом Давида, не надписанный у евреев.
1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечисти́вых и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де,1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в зако́не Госпо́дни во́ля его́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь.2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист его́ не отпадет́, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет.3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, его́же возмета́ет ветр от лица́ земли́.4 Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.
5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечисти́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных.5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Яко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечисти́вых поги́бнет.6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 1 ПСАЛМА

В первом псалме изображается блаженное состояние праведника в противоположность гибельному состоянию нечестивых, блаженство есть основание и начало учения о нравственной жизни людей, и оно сообщается только людям праведным, то есть охотно исполняющим закон Господень.

Пс.1:1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе.

Здесь слово «муж» нужно понимать, как «человек», а не только мужчину. По учению св. Афанасия совет нечестивых-

это «собрание, или сходбище, людей лукавых» , а по словам св. Василия Великого, к
совету нечестивых
можно отнести нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело.
Не иде, не ста, не ceдe
, – означает: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Т.е. блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов; а если и увлечен в зло, то не стоит в нем, не закостневает; блажен – кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности, кто удаляется от согласия и соучастия с нечестивыми.

Пс.1:2 Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь.

Благочестие верующего человека держится в неуклонном исполнении воли Божией.

Пс.1:3 И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

Эти слова практически те же, что и слова Божии, изреченными через пророка Иеремию (17 глава пророчеств Иеремии), обличавшего нечестие евреев: «Благословен человек, иже

(который)
надеется на Господа, и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной
(жара, засуха),
и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода»
Пс.1:4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.

Благочестивые люди, в отличие от нечестивых, все делают с надеждой на помощь Божию, поэтому на них изливается благодать Божия, и труды эти всегда благоуспешны. А дела нечестивых

лишены благодатного Божия содействия и потому,
как прах, возметаемый ветром от лица земли
, дела эти уничтожаются и не приносят плода. Они, по долготерпению Божию, пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова,
они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?»
Будучи безбожниками, они живут во грехе и предаются всем порокам, всем постыдным страстям (Рим. 1:24–32). Будучи сами злы и безумны, они преследуют верующих (Ин. 16:23).

Пс.1:5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

В переводе с еврейского: Не устоят нечестивые на суде

, не устоят потому, что подобны земному праху, не утверждены верою во Христа и уже осуждены, по слову Самого Спасителя:
«Иже не имет веры, осужден будет»
(Мк. 16:16). Нечестивые, грешники будут
осуждены
, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или – что то же –
в жизнь вечную
, как говорит и Сам Спаситель:
«Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот»
(Ин. 5:24).

Пс.1:6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Это значит, что Всеведущему и Праведному Судии все известно

. Он и до суда все знает и не имеет потому нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. Под
путем
имеется ввиду не дорога, по которой ходим, а наши дела, мысли и намерения, а потому и эти слова псалма:
путь нечестивых погибнет
означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они
погибнут
.

Блаженны все те, которые ищут

Господа Бога всем сердцем своим, которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем
день и ночь
(Пс. 11:1, 1:2), которые слушают Слово Божие и поступают по нему. Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия:
«Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира»
(Мф. 25:34). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные!

Поделиться:

Современные критики святителя Димитрия

В завершение разговора необходимо остановиться ещё на одном важном аспекте проблемы, связанной с тем, что Псалтирь Божией Матери, тект которой, хоть и составлен религиозным деятелем, прославленным в лике святых, не вошёл в перечень материалов, используемых во время церковных богослужений.

Дело в том, что, несмотря на одобрение, данное Издательским Советом Русской православной церкви, ряд современных священнослужителей скептически относятся к духовной ценности этого произведения.

Труды, проверенные временем

Такая позиция вызывает крайнее недоумение и может являться лишь следствием непонимания сути и смысла псалмов, написанных выдающимся богословом конца XVII и начала XVIII века. И в годы земной жизни святителя Димитрия Ростовского, и после блаженной кончины его сочинения неизменно получали высокую оценку даже у самых строгих критиков.

Со всей определённостью их можно отнести к тем плодам творчества, которые прошли проверку временем, а потому заслуживают нашего внимания. Следует также учесть, что они не находятся под запретом, а следовательно, нет повода исключать их из круга своего духовного чтения. Окончательное же решение каждый вправе принимать сам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]