Краткая биография
Имя: Святой Николай
Годы жизни: 270 год — 345 год
Государство: Греческая колония Ликия (сейчас территория Турции)
Сфера деятельности: святой, чудотворец
Величайшее достижение: один из наиболее почитаемых святых как на Западе, так и на Востоке, своеобразный прототип Деда Мороза и Санта-Клауса
Святого Николая по праву можно назвать одним из самых любимых и почитаемых святых не только в православной, но и в католической религии. Его слава, как чудотворца, который мог исполнить желания и помочь в трудную минуту, распространилась среди верующих как при его жизни, так и после его смерти.
Святой Николай родился в 275 году в греческой провинции Ликия, в городке Патара на территории Малой Азии. Его родители были довольно обеспеченными людьми, способными дать сыну отличное образование. С детства мальчик отличался большой религиозностью. Его дядя был епископом Патары, поэтому религия, можно сказать, окружала Николая с самого рождения. Много времени он проводил за чтением Священного Писания и молитвами, вскоре понял, что ему это по душе. Вскоре Николай решил, что посвятит всю свою жизнь Богу.
Дядя-епископ не мог не заметить рвение племянника и взял его в помощники в церковь. Через несколько лет Николай получил сан священника и стал наставником прихожан. Так как семья была состоятельной, Николай ни в чем не нуждался, однако, когда родители скончались, раздал все богатство нуждающимся людям. Ведь главное богатство, которое у него было — вера в Бога и доброе сердце.
Когда Николай стал старше, он решил отправиться в Святую Землю. По пути ему было видение — дьявол сошел на корабль путников. Святой понял, что грядет буря, и корабль может затонуть вместе со всеми пассажирами. Он начал усердно молиться, и волны сошли на нет. Оказавшись в Иерусалиме, Николай вознес молитву Господу за помощь и чудесное спасение.
После небольшого путешествия по Святой Земле Николай вернулся в Ликию и стал епископом Миры. Это было начало 4 века, то есть страшные времена для христиан, когда римские императоры гоняли верующих, как могли.
Особенно старался Диоклетиан, который казнил даже собственную супругу, когда она, видя чудеса святого Георгия, перешла от язычества к христианству. В 305 году на престол вступил император Константин, и христиане вздохнули свободно. В западной части империи. На Востоке еще продолжались казни христиан, которые закончились лишь в 311 году. И к Николаю во всех концов Восточной Римской империи потянулись тысячи верующих.
Смерть
По приказу императора лекаря не переставали истязать. Его отдали в цирк на растерзание зверям, но те не посмели наброситься на Пантелеймона. Увидев это, зрители стали требовать прощения врача. В ярости Максимиан приказал казнить всех, кто восславлял целителя и зверей, которые не стали убивать его.
View this post on Instagram
A post shared by ФЕРАПОНТОВСКАЯ ИКОНА (@ikonaferapont) on Aug 9, 2018 at 1:12am PDT
Икона великомученика Пантелеимона
Правитель отважился на решительный шаг, приказав отрубить великомученику голову. Лекаря привели к масличному дереву и стали готовить к казни. Пантелеймон читал молитвы, и каждый раз, когда меч должен был вонзиться в шею, клинок становился мягким и не вредил ему. Воины, которые вели казнь, увидев это, признали Бога. Пантелеймону явился Господь и назвал своего сподвижника тем именем, которое сейчас знают прихожане.
Причиной смерти целителя стало его собственное желание. Он принял казнь, и из раны от меча вместе с кровью текло молоко. Маслина, на которой висел мученик, стала плодоносить целительными ягодами. Это заставило людей вокруг поверить в Бога. Тело святого предали огню, но пламя не тронуло его. Тогда останки погребли неподалеку от места казни.
Чудеса Святого Николая
Был некогда богатый человек, который потерял все и впал в нищету. У него было три дочери. Поскольку у них не было приданого, чтобы предложить потенциальным женихам, он впал в отчаяние по поводу того, что делать со своими дочерьми и как их выдать замуж. В отчаянии он решил отдать их в проституцию, так как считал брак невозможным для них. Святой Николай каким-то образом узнал о намерениях этого человека и однажды ночью тайно взял с собой в дом мешок золота. Он бросил мешок через окно в дом, и, как говорят некоторые, он упал в чулок или башмак старшей дочери.
Понимая, что это Божье провидение, мужчина выдал эту дочь замуж с приданым, которое она получила. Святой Николай сделал то же самое еще два раза, снабдив мешками золота двух других дочерей, сохраняя себя в тайне от мужчины и его троих красавиц.
Знакомая картина, не так ли? Именно отсюда и пошла традиция на Западе класть подарки в носки или чулки. И Святой Николай стал ассоциироваться, как святой с подарками, позднее «переименованный» в Санта Клауса и Деда Мороза.
За помощью и советом к Николаю обращались путники и моряки (недаром в Греции на берегу моря можно встретить небольшие церквушки, посвященные Святому — там издавна молились жены и матери моряков, ушедших в море, чтобы их мужчины вернулись домой). Одно из чудес как раз связано с морем. Однажды во время плавания в Александрию корабль настиг шторм, и один из моряков свалился за борт и погиб. Николай чудесным образом воскресил умершего.
Еще одно чудо связано с иконой Святого. Однажды Новгородский князь Мстислав серьезно заболел. В бреду ему было видение, что ему поможет икона из Софийского собора в Киеве.
Он повелел снарядить корабль, но в до Киева он не добрался — на реке Мсте разразилась страшная буря. Моряки уже начали прощаться с жизнью, как вдруг волны улеглись, и на поверхности воды показалась икона с изображением Николая. Подданные радостно вернулись в царские палаты и отдали ее князю, который, прикоснувшись к ней, сразу поправился.
Не забываем, что очень сильным воздействием обладает молитва Святому. Акафист Николаю может изменить судьбу, если читать ее подряд 40 дней. Если молитва идет от чистого сердца, искренне, перед зажженной свечой и иконой — Николай всегда слышит и помогает.
Православная Жизнь
Повседневная жизнь святых, их подвиги и чудеса – непостижимая тайна. Безусловно, все тайное притягивает. Как пишутся жития святых и какие существуют «законы жанра» в одном из важнейших видов церковного творчества – агиографической литературе, рассказывает архимандрит Сильвестр (Стойчев), старший помощник ректора КДА по учебно-методической работе, член епархиальной комиссии по канонизации святых.
Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
– Жития святых занимают центральное место в христианском воспитании человека. На житийных примерах угодников Божиих с первых веков христианства воспитывались многие поколения верующих. Вплоть до наших дней. Отче, расскажите, пожалуйста, что представляют собой жития святых и какова их функция?
– Написание жития святого – часть процесса канонизации. Житие создается на основании подробного изучения биографических материалов, свидетельств. Задача жития – не просто дать биографические сведения, а проиллюстрировать, по каким критериям Церковь опознает в человеке святого и как именно Она сделала это в конкретном случае.
– Каким образом пишется житие?
– В Древней Церкви основанием для написаний житий были мученические акты и свидетельства, оставленные очевидцами. Естественно, что со временем процесс канонизации несколько усложнился, в том числе и относительно составления жития. На современном этапе при канонизации собираются и подробно исследуются источники жизнеописания, нередко привлекаются узкие специалисты в различных областях: историки, юристы, само собой богословы и канонисты. Результатом такой кропотливой работы является в том числе и написание жития, если принято решение о канонизации.
– Почему говорят, что жития святых – это житие самого Господа?
У апостола Павла есть такие слова: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский, блж. Феофилакт объясняя их, акцентируют, что благодать Божья настолько меняет святого человека, что он не делает ничего своевольного, что бы противоречило учению Христа Спасителя, но все делаемое сообразует с евангельским словом настолько, что можно сказать: «Не я живу, но Христос живет во мне». Павел, как бы продолжая эту мысль, говорит в другом Послании: «В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе» (Фил 2:5).
– В силу Своей природы Бог не может быть познан людьми, как постигается сущность вещей чувственного мира: прямо, целиком и во всей полноте. Получение истинного представления о Боге превышает человеческие возможности. Как христиане могут познать Бога?
– Следует учитывать, что, с одной стороны, в христианском богословии присутствует учение о так называемом естественном Откровении, подразумевающем определенного рода пути, основанные на природных способностях, раскрывая которые человек может прийти к идее Творца.
Но двигаться далее посредством собственных природных способностей он не может, поэтому Господь открывает себя. Таким образом, Богопознание предполагает Откровение. Именно с Откровения Бога начинается Священная история человечества. Цель религии – не просто идея Бога, а связь с Ним, отношения. И в этом плане процесс познания включает в себя исполнение воли Божьей. Господь открывает Себя и одновременно показывает путь к Себе. Творец не просто говорит, что Он существует, а заявляет: чтобы прийти к Нему, нужно следовать Его закону. Православная Церковь, канонизируя святых, очередной раз за свою историю показывает всем: вот путь, по которому можно прийти к Богу, этим путем шел прославляемый нами святой, и все вы, желающие спастись, держите этот же путь, ибо его прошли до вас множество и множество людей Божьих.
Шебуев Василий Козьмич (1777–1855) «Димитрий Ростовский». Ростовский архитектурно-художественный музей-заповедник
– В 1689 году была выпущена первая книга «Жития святых» Димитрия Ростовского (сентябрь, октябрь, ноябрь). Что заставило взяться его за этот труд? Какими источниками он пользовался?
– Необходимо понимать исторические реалии того времени. В области богословия – это время западного влияния. На эту тему написано много исследований. Было бы наивным полагать, что влияние ограничивалось только богословскими системами. Степень влияния оценивается по-разному, но в любом случае оно было достаточно масштабным и касалась многих сторон церковной жизни.
Перед святителем Димитрием стояла трудная задача написать жития святых, при том что количество источников было ограниченным. Есть святые, о жизни которых сохранилось много материалов или, наоборот, сведения скудные. Об отдельных святых нам известно всего лишь, что они родились, удалились куда-то для христианских подвигов и почили праведно, к примеру, через 50 лет. И все. Написать пространное житие на основании этих данных невозможно. Задача автора житий в таких случаях многократно усложняется. При таких условиях работу автора житий можно сравнить с трудом иконописца, нередко не имеющего данных о святом, которого будет писать. В таких случаях в иконописи существует традиция изображения согласно понесенным подвигам: мученики в такой-то цветовой гамме, святители так-то, монахи такими-то. То есть создается именно образ, отображающий представление Церкви о подвиге мучеников, архиереев, праведных мирян и т. п. А указание имени говорит о том, кто именно изображен. Составитель житий иногда при недостатке данных использует подобные методы. И это закономерно, так как, повторюсь, житие святого – это не биография в общепринятом значении этого слова и не воспоминания современников, но вербальная икона святого. Существуют исследования на тему, как именно развивался такой жанр духовной литературы, как житие, в Византии и на Руси.
Собор всех святых
– Отче, а были какие-то стандарты в агиографическом творчестве?
– В исследованиях, посвященных агиографической литературе, можно встретить утверждение, что в Византии своеобразным эталоном, на который ориентировались составители, было житие прп. Федора Студита и некоторых других святых. Но это не означает вовсе, что факты его биографии приписывались другим святым, а лишь говорит о том, что указанное житие было неким ориентиром при написании схожих текстов. Например, если я хочу написать хорошую проповедь, то буду руководствоваться уже существующей хорошей проповедью, например, святителя Филарета Дроздова.
– Примерно такая же схема использовалась по отношению к житиям?
– Да. В каждом жизнеописании необходимо было указать первичное мирское положение: происхождение святого, воспитание, внутренний духовный переворот, приведший или к вере во Христа, или к решению принять мученичество, или к желанию уйти в монастырь. И, наконец, венец жизни – мученичество, исповедничество, приобретение даров: молитвы, слез, прозорливости и т. п. Вот примерно по такому лекалу, если можно так выразиться, составлялись жития. Но для освещения всех этих обстоятельств не всегда была и есть информация. И речь идет не только о древних святых.
Возьмите жития новомучеников. Зачастую нам известно, что учился священник, например, в Киевской семинарии, которую закончил в таком-то году, рукоположен во священники и направлен в такую-то епархию, и все. Из следственного дела узнаем, что он обвинялся в том-то и том-то. И далее – смертный приговор. Но мы не имеем никаких сведений о том, что заполняло жизнь этого человека, какие обстоятельства пришлось пережить, какие подвиги нести, какие переживания он испытывал в камере.
– То есть мы не имеем возможности знать в подробностях, как жил и что чувствовал человек во время испытаний веры, пыток и надругательств?
– Безусловно. Но нужно понимать, что даже краткое житие раскрывает перед нами величие подвига того или иного подвижника, а тем более – мученика.
Когда святитель Димитрий писал свои тексты, он также сталкивался с подобными вещами. Поэтому нужно учитывать, что для написания каждого отдельного жития он имел разные объемы исходного материала. У агиографа есть жития не очень подробные, которые можно назвать житийной справкой. Но в любом случае он проделал грандиозную работу, которая свидетельствует о том, что в Православной Церкви явлен целый сонм святых, что они были, есть и будут.
Потому что не может существовать Церковь без святых, ибо Ее задача – это святость. Мы призваны к святости. Задача церковного писателя – указать на эту святость.
– Жития святых – это вечно недописанная книга…
– Совершенно верно. Так как святые в Церкви есть и будут, ибо в Ней пребывает Дух Святой.
– Какими материалами пользовался святитель Димитрий, где он их искал?
– Думаю, что исследовать источники, которыми пользовался святитель, это будущая задача церковной науки. Главное понимать, говоря о его трудах, что на нем лежала миссия обогатить церковную письменность житийной литературой. В этом направлении он проделал огромную работу.
– Отец Сильвестр, какой Вам представляется Церковь будущего?
– Хороший вопрос. Я не футуролог, в будущее не заглядываю (смеется). Могут случиться самые разные обстоятельства, возникнуть различные ситуации и положения. Но основная задача Церкви была, есть и будет – спасение. Уверен, что Церковь с этой миссией справлялась и в византийскую эпоху, и во времена средневековой Руси, и в советское лихолетье. Исполнит она свое предназначение и сейчас, и в будущем тоже.
Беседовала Наталья Горошкова
Мощи
Николай скончался в 345 году и похоронен в церкви в Мире (сейчас город Демре в Турции). В конце 11 века ( в 1087 году) в город приехали итальянские торговцы, которые за неимением украсть что-то более приземленное, незаконно вывезли почти все мощи Святого и привезли их на остров Бари. Спустя несколько лет по этой же схеме сработали венецианские купцы, украв оставшиеся части мощей и добавив их к уже имеющимся на Бари. Сейчас мощи святого Николая хранятся в Базилике на острове, небольшая часть мощей привезена в Венецию в храм Святого Николая на острове Лидо. Согласно преданиям, мощи обладают чудодейственной силой, поэтому к ним приезжают поклониться миллионы верующих. Например, летом 2021 года, впервые за почти 100 лет, часть мощей покинула Бари и была привезена в Россию. И в Москве и Санкт-Петербурге почтить святого приехали более 3 миллионов россиян.
Храмы Георгия Победоносца
Естественно, такой могущественный святой не может «обходиться» только одним храмом. Во многих христианских странах есть хотя бы один собор, названный в честь воина-мученика. Достаточно перечислить такие страны, как Россия, Беларусь, Грузия, Греция, Казахстан (даже там есть православные храмы, названные в честь святого), Кипр, Литва, Латвия, Молдавия, Израиль, Польша, Румыния, Германия, Франция, Норвегия, Турция. Наверно, нет ни одной страны (может быть, за исключением строго мусульманских, например, Саудовской Аравии), где бы не встречались храмы, посвященные Святому Георгию.