Опыт прочтения: «Мастер и Маргарита» – свящ. Андрей Дерягин


Предисловие

Михаил Бул­га­ков унес из этого мира тайну твор­че­ского замысла сво­его послед­него и, навер­ное, глав­ного про­из­ве­де­ния[1] “Мастер и Маргарита”.

Миро­воз­зре­ние автора ока­за­лось весьма эклек­тич­ным: при напи­са­нии романа были исполь­зо­ваны и иуда­и­сти­че­ские уче­ния, и гно­сти­цизм, и тео­со­фия, и масон­ские мотивы[2]. “Бул­га­ков­ское пони­ма­ние мира в луч­шем слу­чае осно­вано на като­ли­че­ском уче­нии о несо­вер­шен­стве пер­во­здан­ной при­роды чело­века, тре­бу­ю­щей актив­ного внеш­него воз­дей­ствия для сво­его исправ­ле­ния”[3]. Из этого сле­дует, что роман допус­кает массу тол­ко­ва­ний и в хри­сти­ан­ской, и в ате­и­сти­че­ской, и в оккульт­ной тра­ди­ции, выбор кото­рой во мно­гом зави­сит от точки зре­ния исследователя…

“Роман Бул­га­кова посвя­щен вовсе не Иешуа, и даже не в первую оче­редь самому Мастеру с его Мар­га­ри­той, но — сатане. Воланд есть несо­мнен­ный глав­ный герой про­из­ве­де­ния, его образ — сво­его рода энер­ге­ти­че­ский узел всей слож­ной ком­по­зи­ци­он­ной струк­туры романа”[4].

Само назва­ние “Мастер и Мар­га­рита” “затем­няет под­лин­ный смысл про­из­ве­де­ния: вни­ма­ние чита­теля сосре­до­та­чи­ва­ется на двух пер­со­на­жах романа как на глав­ных, тогда как по смыслу собы­тий они явля­ются лишь под­руч­ными глав­ного героя. Содер­жа­ние романа состав­ляет не исто­рия Мастера, не лите­ра­тур­ные его зло­клю­че­ния, даже не вза­и­мо­от­но­ше­ния с Мар­га­ри­той (все это вто­рично), но исто­рия одного из визи­тов сатаны на землю: с нача­лом оного начи­на­ется роман, кон­цом его же и завер­ша­ется. Мастер пред­став­ля­ется чита­телю лишь в три­на­дца­той главе, Мар­га­рита и того позд­нее — по мере воз­ник­но­ве­ния потреб­но­сти в них у Воланда”[5].

“Анти­хри­сти­ан­ская направ­лен­ность романа не остав­ляет сомне­ний… Неда­ром так забот­ливо мас­ки­ро­вал Бул­га­ков истин­ное содер­жа­ние, глу­бин­ный смысл сво­его романа, раз­вле­кая вни­ма­ние чита­теля побоч­ными част­но­стями. Но тем­ная мистика про­из­ве­де­ния помимо воли и созна­ния про­ни­кает в душу чело­века — и кто возь­мется исчис­лить воз­мож­ные раз­ру­ше­ния, кото­рые могут быть в ней тем про­из­ве­дены?..”[6]

При­ве­ден­ная выше харак­те­ри­стика романа пре­по­да­ва­те­лем Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии, кан­ди­да­том фило­ло­ги­че­ских наук Миха­и­лом Михай­ло­ви­чем Дуна­е­вым обо­зна­чает серьез­ную про­блему, воз­ни­ка­ю­щую перед пра­во­слав­ными роди­те­лями и педа­го­гами в связи с тем, что роман “Мастер и Мар­га­рита” вклю­чен в про­грамму по лите­ра­туре госу­дар­ствен­ных сред­них обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных заве­де­ний. Как убе­речь рели­ги­озно индиф­фе­рент­ных, а зна­чит, без­за­щит­ных перед оккульт­ными вли­я­ни­ями уче­ни­ков от воз­дей­ствия той сата­нин­ской мистики, кото­рой насы­щен роман?

Один из глав­ных празд­ни­ков Пра­во­слав­ной Церкви — Пре­об­ра­же­ние Гос­подне. Подобно Гос­поду Иисусу Хри­сту, пре­об­ра­зив­ше­муся перед Сво­ими уче­ни­ками (Мф. 17:1–9, Мк. 9:1–9), пре­об­ра­жа­ются ныне через жизнь во Хри­сте и души хри­стиан. Это пре­об­ра­же­ние может быть рас­про­стра­нено и на окру­жа­ю­щий мир — роман Миха­ила Бул­га­кова не явля­ется исключением.

Ниже пред­ла­га­ется опыт истол­ко­ва­ния неко­то­рых эпи­зо­дов этого про­из­ве­де­ния, даю­щий воз­мож­ность пре­по­да­ва­те­лям свет­ских учеб­ных заве­де­ний позна­ко­миться самим и поде­литься с уче­ни­ками эле­мен­тами пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния, взяв за основу роман “Мастер и Мар­га­рита”. Эта цель обу­слов­ли­вает неко­то­рую одно­бо­кость и тен­ден­ци­оз­ность под­хода к роману, что, впро­чем, неиз­бежно при попытке рас­смот­ре­ния вся­кого зна­чи­тель­ного худо­же­ствен­ного произведения…

Главы о Понтии Пилате, сатане и Христе


Фото: Flickr.com
Те, кто не знакомы со Священным Писанием, его историей, могут принимать то, о чём пишется в «Мастере и Маргарите» за исторические факты, но не следует забывать о том, что автор писал роман под воздействием наркотического опьянения и при его жизни рукопись так и не была закончена. Булгаков употреблял запрещённое вещество как обезболивающее после прививки от дифтерии, со временем он сгубил здоровье — в конце жизни у писателя отнялась речь. За него концовку придумала Елена Сергеевна, его последняя жена. Поэтому главы о сатане, Пилате, Христе не соответствуют даже исторической действительности, хотя и побуждают атеистов немного задуматься о том, что выше их.

Разумеется, у тех, кто не крепок в вере, главы о Пилате могут вызвать смятение в чувствах, вере, поэтому священники не рекомендуют читать роман новообращённым. Это может вызвать мрачные мысли, исказить представление о добре и зле, у некоторых людей вызвать уныние, нездоровые мысли.

Портрет эпохи

Из био­гра­фи­че­ских све­де­ний известно, что сам Бул­га­ков вос­при­ни­мал свой роман как некое пре­ду­пре­жде­ние, как сверх­ли­те­ра­тур­ный текст. Уже уми­рая, он попро­сил жену при­не­сти руко­пись романа, при­жал к груди и отдал со сло­вами: “Пусть знают!”[7]

Соот­вет­ственно, если наша цель не про­сто полу­чить от чте­ния эсте­ти­че­ское и эмо­ци­о­наль­ное удо­вле­тво­ре­ние, а понять идею автора, понять, ради чего чело­век потра­тил две­на­дцать послед­них лет своей жизни, в сущ­но­сти, всю жизнь, мы должны отне­стись к этому про­из­ве­де­нию не только с точки зре­ния лите­ра­тур­ной кри­тики. Чтобы понять идею автора, надо хотя бы что-то знать о жизни автора — зача­стую ее эпи­зоды нахо­дят свое отра­же­ние в его творениях.

Михаил Бул­га­ков (1891–1940) — внук пра­во­слав­ного свя­щен­ника, сын пра­во­слав­ного свя­щен­ника, про­фес­сора, пре­по­да­ва­теля исто­рии Киев­ской Духов­ной Ака­де­мии, род­ствен­ник извест­ного пра­во­слав­ного бого­слова о. Сер­гия Бул­га­кова. Это дает осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что Михаил Бул­га­ков хотя бы отча­сти был зна­ком с пра­во­слав­ной тра­ди­цией вос­при­я­тия мира.

Сей­час для мно­гих в дико­винку, что суще­ствует какая-то пра­во­слав­ная тра­ди­ция вос­при­я­тия мира, но тем не менее это так. Пра­во­слав­ное миро­воз­зре­ние на самом деле очень глу­боко, фор­ми­ро­ва­лось в тече­ние более чем семи с поло­ви­ной тысяч лет и совер­шенно ничего общего не имеет с кари­ка­ту­рой, нари­со­ван­ной на него, по суще­ству, неве­же­ствен­ными людьми в ту самую эпоху, в кото­рую появился на свет роман “Мастер и Маргарита”.

В 1920‑е годы Бул­га­ков увле­ка­ется изу­че­нием каб­ба­ли­стики и оккульт­ной лите­ра­туры. В романе “Мастер и Мар­га­рита” о хоро­шем зна­нии этой лите­ра­туры гово­рят имена бесов, опи­са­ние сата­нин­ской чер­ной мессы (в романе она названа “балом сатаны”) и прочее…

Уже в конце 1912 года Бул­га­ков (ему был тогда 21 год) совер­шенно опре­де­ленно заявил своей сестре Надежде: “Вот уви­дишь, я буду писа­те­лем”[8]. И он стал им. При этом необ­хо­димо иметь в виду, что Бул­га­ков рус­ский писа­тель. А чем все­гда по пре­иму­ще­ству зани­ма­лась рус­ская лите­ра­тура? Иссле­до­ва­нием чело­ве­че­ской души. Любой эпи­зод жизни лите­ра­тур­ного пер­со­нажа опи­сы­ва­ется ровно настолько, насколько это необ­хо­димо для пони­ма­ния того, какое вли­я­ние он ока­зал на чело­ве­че­скую душу.

Бул­га­ков взял запад­ную попу­ляр­ную форму и напол­нил ее рус­ским содер­жа­нием, ска­зал в попу­ляр­ной форме о серьез­ней­ших вещах. Но!..

Для рели­ги­озно несве­ду­щего чита­теля роман в бла­го­при­ят­ном слу­чае оста­ется бест­сел­ле­ром, так как у него нет того фун­да­мента, кото­рый необ­хо­дим для вос­при­я­тия пол­ноты вло­жен­ной в роман идеи. В худ­шем слу­чае эта самая неосве­дом­лен­ность при­во­дит к тому, что чита­тель видит в “Мастере и Мар­га­рите” и вклю­чает в свое миро­воз­зре­ние такие идеи рели­ги­оз­ного содер­жа­ния, кото­рые самому Миха­илу Бул­га­кову вряд ли бы при­шли в голову. В част­но­сти, в опре­де­лен­ной среде эта книга ценится как “гимн сатане”. Ситу­а­ция с вос­при­я­тием романа ана­ло­гична завозу в Рос­сию кар­тошки при Петре I: про­дукт заме­ча­тель­ный, но из-за того, что никто не знал, что с ним делать и какая его часть съе­добна, люди тра­ви­лись и уми­рали целыми деревнями.

Вообще, надо ска­зать, что роман писался в то время, когда в СССР рас­про­стра­ня­лась свое­об­раз­ная эпи­де­мия “отрав­ле­ний” на рели­ги­оз­ной почве. Дело вот в чем: 1920–30‑е годы в Совет­ском Союзе — это годы, когда огром­ными тира­жами изда­ва­лись запад­ные анти­хри­сти­ан­ские книжки, в кото­рых авторы либо вовсе отри­цали исто­рич­ность Иисуса Хри­ста, либо стре­ми­лись пред­ста­вить Его как про­стого еврей­ского фило­софа и не более того. Реко­мен­да­ции Миха­ила Алек­сан­дро­вича Бер­ли­оза Ивану Нико­ла­е­вичу Поны­реву (Без­дом­ному) на Пат­ри­ар­ших пру­дах (275)[9] и есть кон­спект подоб­ных кни­жек. Об ате­и­сти­че­ском миро­воз­зре­нии стоит пого­во­рить более подробно, чтобы понять, над чем поте­ша­ется Бул­га­ков в своем романе.

Евангелие от сатаны или обращение к атеистам 30-х?


Фото: Flickr.com
Чтобы точнее понять запрещённый роман Михаила Афанасьевича Булгакова, важно вспомнить время его творчества. Такие произведения как «Собачье сердце», «Белая гвардия» и многие другие были созданы автором как критика революции, нового времени, когда нельзя было открыто критиковать атеизм, власть, так как за это можно было попасть под расстрел или сесть в тюрьму.

Страшно представить, каким гонениям подвергались священнослужители в то время, да и простые христиане. Сам же Булгаков был сыном священника, профессора академии Богословия и очень образованным человеком, однако, будущий писатель, не выдержав натиска атеизма, вынужден был отречься от религиозных взглядов, хотя, возможно, это происходило только внешне. Это случилось в 18 лет, когда он снял с себя крестик.

Роман «Мастер и Маргарита» был написан автором как обращение к атеистам 30-х годов, которым нельзя было проповедовать о Боге открыто. Причём Михаил Афанасьевич замаскировал его под своеобразную сказку для людей того времени, в которой добро и зло практически поменялись местами.

Воланд предстаёт в виде обаятельного всемогущего хулигана, его деяния оказываются безнаказанными, от действий страдают вполне невинные люди. Влюблённая Маргарита, чтобы найти своего избранника, бросает мужа и становится ведьмой, а Иуду, по версии автора, за предательство убили ученики Христа, что противоречит Евангельскому учению.

Смесь каббалистики, истории, философии, волшебства и реальности заставляет задуматься об относительности атеизма, хотя христианским, этот роман назвать нельзя и это подтверждает в своём письме сам Булгаков – «я пишу роман о дьяволе». Именно по этой причине зло остаётся безнаказанным, добро поверженным, а сами ценности, в том числе и христианские, преподносятся в крайне искажённом виде.

Отношение и мнение православной церкви о романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова

Роман «Мастер и Маргарита» и в наши дни продолжает волновать умы и сердца читателей. Его восхваляют и ругают одновременно. Особенно неоднозначно отношение к произведению Михаила Булгакова у православных верующих. О чём роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова Безусловно, данное произведение относится к очень талантливым работам. И прочтение его может происходить на разных уровнях. Здесь есть много граней, которые не каждый способен разглядеть. В романе идёт параллельное повествование о событиях, которые происходили в эпоху Понтия Пилата и в современности писателя, то есть в советские времена 30-х годов. Несмотря на своё название, произведение Булгакова не о Мастере и его возлюбленной Маргарите. Эти два персонажа появляются позже и играют второстепенную роль. Главным же героем выступает Воланд, пришедший в Москву накануне Пасхи. В романе используется необычное противопоставление. Это не традиционный контраст сил света и тьмы, а сопоставление ветхого сатанизма, в лице Воланда, и большевистской адской машины. На фоне кровавых событий тридцатых годов проделки Князя Тьмы и его свиты выглядят безобидно и старомодно. Некоторые, после прочтения книги, обвинили писателя в надругательстве над Евангелием, отрицании Бога и в симпатиях к сатане. Но так ли это в действительности На этот счёт есть разные мнения. Отдельные критики склоняются к позиции, что кощунственным является не сам роман Михаила Афанасьевича, а жизнь москвичей, описанная в нём, их атеистические взгляды и радикальный материализм. К тому же в романе сам Воланд говорит о реальности Христа. Следовательно, читатель, после вдумчивого прочтения, должен задаться вопросом о том, кто же всё-таки был Христос Очевидно, что это не Иешуа Га-Ноцри, описанный в романе. Произведение побуждает человека искать другую, более развёрнутую информацию из других источников о Христе. В своём романе Булгаков, скорее, демонстрирует абсурдность идеи атеизма, чем пропагандирует сатанизм. Что касается глав о Пилате, то сам автор признавался, что это пародия на атеистическое толкование Евангелия. В своей истории писатель через образ Мастера хотел показать мучения человека, отрёкшегося добровольно от Бога и одержимого демоническими силами. Мастер это лишь марионетка в руках Воланда, посредством которого дьявол пишет своё антиевангелие для совершения чёрной мессы. За искажение Святого Письма Мастер навсегда оказывается во власти своего тёмного покровителя. Маргарита это инфантильная женщина, которая томится от скуки и не слишком печётся о верности законному супругу. Она продаёт свою душу и становится ведьмой за возможность быть рядом с любовником. В конце романа Воланд и вся его свита отправляются в преисподнюю. Вместе с ними Мастер и Маргарита, которые обретают покой в царстве тьмы. Без Бога и света. Православный взгляд на роман «Мастер и Маргарита» Богословы Православной Церкви разделились в своих мнениях насчёт романа «Мастер и Маргарита». -Так, одни считают, что это утончённая апология сатанизму. Люди, читая историю Булгакова, могут подумать, что договорённость с сатаной допустима и в этом нет ничего страшного. Вся опасность в том, что в своём откровенном, истинном обличии зло отталкивает, пугает человека. Но если его «упаковать» в импозантную обёртку и добавить элегантности, оно будет притягивать необъяснимым образом. А в романе Булгакова Воланд со своими слугами представлен именно в таком амплуа обаятельных негодяев. -Также высказывается мнение, что писатель благодаря своему таланту очень умело создаёт новый вариант Священнописания, который не имеет ничего общего с истинным. А дьявола он выставляет чуть ли не поборником справедливости. -В то же время патриарх Кирилл высоко оценил этот художественный шедевр. По его мнению, Михаил Афанасьевич очень умело показал в послереволюционные времена безбожность советского человека. В то время передать всю падшую природу людей, их искажённое отношение к добру и злу, иначе как через метафизическое повествование, было невозможно. Патриарх отметил своё критическое отношение к комментариям по поводу отступничества Булгакова от Господа. А учитывая его происхождение из христианской семьи, это утверждение оказывается и вовсе под сомнением. Булгаков писал в период гонений на христианство. Вряд ли тогда бы удалось написать о Христе. Такой роман, возможно, дошёл бы до нас только сейчас. Писатель пошёл на рискованный эксперимент. В то же время о соответствии православным канонам священнослужитель не стал ничего добавлять и давать какую-либо оценку. Таким образом, о единогласии священников в отношении романа «Мастер и Маргарита» говорить не приходится. «Мастер и Маргарита»: четыре разных прочтения Особенностью произведений, которые пишутся во времена жёсткого давления со стороны властей и общественности, является их зашифрованный характер. Поэтому в них каждое поколение читателей находит то, что актуально именно в конкретную эпоху. Свой роман Булгаков писал, очевидно, для своих современников, которые жили в 30-е годы двадцатого века. Тем не менее, впервые прочитала книгу совсем другая аудитория. Это люди, живущие в 60-е годы. Они увидели в этой истории трогательную любовь Мастера и Маргариты, диалоги Иешуа и Пилата истолковали, как взаимоотношения поэта и власти. Иван Бездомный олицетворил тягу к знаниям. Именно тогда Воланду приписали аристократическое обаяние. В 1980-е к изданиям прилагались комментарии в таком же духе. Спустя десять лет произведение писателя начали считать эпатажным и вызывающим. В театральных постановках во всю игрались сцены с обнажённой Маргаритой на сатанинском балу. В начале нового XXI века роман получил жёсткую критику со стороны некоторых священнослужителей. Николай Гаврюшин и Михаил Дунаев резко высказывались в адрес книги. Булгакова назвали поклонником сатанизма, а роман охарактеризовали, как чёрную мессу. Но после обнародования писем и черновиков писателя, эта теория потерпела фиаско. В настоящее время современники, в том числе и богословы, стараются дать внятную трактовку загадочному роману. Исследователи пытаются понять, действительно ли «Мастер и Маргарита» это зашифрованное христианское послание Михаила Афанасьевича людям того безбожного времени. Следует отметить, что многие читатели, никогда не помышлявшие о Боге, церкви и вере, после прочтения романа, по их словам, пришли к Православию. А это подталкивает к определённым выводам.

Источник

Смерти, смерти, смерти

Впрочем, о «проклятии» романа никто забывать не собирался, ну а само проклятие не было бы полным, если бы не сопровождалось загадочными смертями — как в случае с Тутанхамоном. Правда, в случае с «Мастером и Маргаритой» речь обычно идет только о сериале Бортко: по данным СМИ, за несколько лет после премьеры скончались восемнадцать актеров. Конечно, не все эти актеры играли главные роли. Но в 2007-м умер Кирилл Лавров (он играл Понтия Пилата), в 2008-м — Александр Абдулов (Коровьев), в 2010-м — Владислав Галкин (поэт Иван Бездомный). И если Лаврову было 83 года, то Абдулову — всего 55, а Галкину — 39.

Статья по теме
«Явление незаконное». Загадочная и необъяснимая судьба Михаила Булгакова Вроде бы мистика налицо, но ситуация тут точь-в-точь как в случае с гробницей Тутанхамона. Большая экспедиция, в которой работало множество работников (в случае с сериалом — огромный актерский состав); часть из них действительно умерла в последующие годы — чаще всего по причинам, с фараонами (или с «Мастером и Маргаритой») не связанным. «Проклятье фараонов» вообще появилось как ответ мировой прессы на эксклюзивное освещение эпохального открытия только лондонской «Таймс», права которой передали Карнарвон и Картер. Городская легенда оказалась очень красивой и стойкой, а также идеально подходящей к любой ситуации, в которой был хотя бы налет мистики. В 2021 году проклятию романа Булгакова был посвящен один из выпусков детективного сериала «Московские тайны» канала ТВЦ (серия «Проклятие Мастера»). По сюжету этого фильма, следователи расследуют смерть игравшего Воланда актера прямо во время съемок на Патриарших прудах. Видимо, так загадочней, таинственней, а «проклятие» — сильнее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]