Святой Симеон Богоприимец — это благочестивый праведник, житель Иерусалима. Симеон упоминается в Евангелии от Луки.
«Сила Духа Божия воздвиже во он день старца приити в церковь, и егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем, и той, узрев Отроча, абие уразуме Духом, яко Сей есть обетованный Спас миру Христос, и радуяся возопи Богу: Аллилуиа»
— строчки из акафиста святому Симеону Богоприимцу.
Святой Симеон Богоприимец встречается в евангелии от Луки. Фото: k-istine.ru
Праведный Симеон был приглашен в Александрийскую библиотеку царя Птоломея
Апостол Лука дает совсем немного информации о Симеоне. Святой Симеон узнал, что не умрет до тех пор, пока в мир не придет обещанный Мессия. Он долго ждал, когда же наступит тот день, когда он увидит Его. Тем временем египетский царь Птоломей второй хотел наполнить свою Александрийскую библиотеку текстами священных книг. Это была самая знаменитая тогда библиотека.
Тогда царь решил пригласить из Иерусалима всех книжников. Синедрион решил послать своих мудрецов в Иерусалим. Среди этих книжников, которые прибыли для перевода, был и праведный Симеон.
Симеон начал тогда переводить книгу пророка Исаии. Когда он прочитал слова:
«…Се, Дева во чреве приимет и родит Сына»
(Ис.7:14)
то решил, что слово Дева здесь написано ошибочно, вместе слово Жена. Тогда он решил исправить этот текст. В этот же момент святому Симеону явился Ангел Господень, он удержал его руку от написанного и сказал:
«…Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».
Именно с того самого дня старец Симеон стал ожидать пришествия Мессии.
На фото мы видим тот самый момент, когда святой Симеон Богоприимец хотел исправить слово в книге пророка Исаии, но святой Ангел Господень остановил его, сказав, что все, что написано, все исполнится. Фото: icons.pstgu.ru
Бог из книжки
— В праздник Сретенье мы вспоминаем, как старец Симеон встретил живого Бога. Сегодня у нас очень много знаний «про Бога» — книги, комментарии о том, как жить христианину. И возникает малоуловимая подмена: читаешь книжки «про Бога», и кажется, что «встретился». Что делать с этим зазором между «богом из книжки» и тем Богом, которого встретил Симеон?
— А что сам читающий ищет в книге? Руководство к действию или «сделайте мне духовно»? Знание из книжки – как зерно в Евангельской притче о Сеятеле, — засыхает, если нет питательной среды – опыта, делания.
Книги, неправильно прочитанные, могут стать эрзацем. Как эрзац чего-то, они некоторым образом гасят жажду познания, и на какой-то момент чувство внутреннего голода притупляется.
Но это лишь дает подобие насыщения, потому и возникает ощущение подмены, самообмана. Если я, не практикуя первое, берусь за второе, третье, пятое, то весь мой опыт «Бога» остается исключительно фантазией и умозрением и лишь отдаляет от встречи.
Иногда жажда познания «через чтение» парадоксально свидетельствует не о поиске Бога, а о закрытии вопроса о Боге.
Я готов читать «про Бога» и восхищаться. Я не готов где-то смиряться, а где-то, наоборот, — дерзать, да просто молиться не готов – времени-то нет. А почитал – вроде как что-то «сделал», приобрел некоторую порцию духовности и свободен, гештальт закрыт.
И не факт, что эта проблема как-то системно осознается человеком.
Симеон Богоприимец встретил в храме Иерусалима Богоматерь и Иосифа Обручника
Однажды Симеон пришел в храм Иерусалима. В евангелии от Луки говорится, что он пришел туда не просто так, а по наитию Святого Духа. Он призывал его прийти в этот день, в это место.
Это произошло в тот самый день, когда туда пришли Дева Мария и Обручник Иосиф. Они пришли туда, чтобы совершить обряд, который необходим по еврейскому закону, то есть предстать перед Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву.
Святой Симеон держит на руках Мессию — Иисуса Христа, когда Богоматерь и Иосиф Обручник принесли его в храм для того, чтобы предстать перед Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Фото: ikonavdom.ru
Как только Симеон увидел Божию Матерь с Младенцем на руках, то тут же Дух Святой открыл ему, что этот Младенец и есть тот самый Мессия, которого он так долго ждал. Тогда Старец Симеон взял Младенца на руки и сказал такие пророческие слова:
«…Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля».
Когда святой Симеон увидел Младенца Иисуса Христа, то Дух Святой сказал ему, что Младенец и есть тот самый Мессия, которого он ждал. Фото: xn--b1algoccq.xn--p1ai
Когда он благословил Богоматерь и Иосифа Обручника, он обратился к Божией Матери с такими словами:
«…Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец»
(Лк.2:22-35)
Этот праздник в Русской Православной церкви называется Сретением. Сретение Господне отмечается 15 февраля.
Сретение Господне — один из самых древних праздников православной церкви.
Также евангелист Лука сообщает:
«…Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме»
(Лк.2:36-38)
Богослужебное употребление
Молитва Симеона Богоприимца упоминается в числе вечерних песней в Апостольских постановлениях (7:48), датируемых концом IV века. В часословах VIII века она уже упоминается в составе вечерни, причём её место в этом чинопоследовании (между стихирами и «Святый Боже») сохранилось в Православной церкви по настоящее время. У католиков — одна из основных песней библейских, поётся на повечерии с антифоном («Спаси нас»). Англиканская церковь, не имеющая повечерия, использует эту песнь на вечерне.
В Православной церкви Типикон указывает, что песнь Симеона Богоприимца за богослужением не поётся, а читается. Песнь, согласно богослужебным указаниям, «глаголет настоятель», а следующие за ней Трисвятое по Отче наш читает чтец (на будничней вечерне песнь Типикон разрешает читать чтецу). Но, несмотря на указания Типикона, в Русской православной церкви чаще всего именно поётся. Читается же только в период Великого поста в те дни, когда не положено совершать литургию (обычно это понедельник, вторник и четверг), а также в составе «Благодарственных молитв по Святом Причащении» по окончании литургии.
Песнь Симеона Богоприимца читается в Православной церкви также при крещении младенцев мужского пола во время их воцерковления, то есть при внесении младенца в алтарь и обнесении его вокруг престола через горнее место.
В Католической церкви Песнь Симеона Богоприимца поётся также во время процессии со свечами в день праздника Сретения.
Святому Симеону написана икона
Святому Симеону написана икона. Икона Симеона заключает в себе его изображение с длинной седой бородой. Одет он в монашеское одеяние. На руках он держит Богомладенца. В правой руке своей он держит пергамент со словами Бога. Иногда на иконе святой Симеон изображен с Анной Пророчицей.
Так выглядит икона святого Симеона Богоприимца. Фото: xn--80ancrr3a.xn--p1ai
Мощи пророка
Как уже говорилось, святой Симеон прожил 360 лет. О месте его захоронения точных данных нет. В Иерусалиме указывают на могильную яму в одном из приделов греческой церкви как на возможное место погребения святого. Согласно другим источникам, Симеон Богоприимец был убит во время избиения младенцев, когда стражники царя
Ирода допрашивали его, пытаясь узнать о месте нахождения Иисуса. Как утверждают апокрифические сказания, после воскресения Христа Симеон, как и другие праведники, воскрес в жизнь вечную.
В шестом веке мощи его были перенесены в Константинополь в Халкопратийский храм, расположенный у Медных ворот столицы Византии. О поклонении его гробу в 1200г. сообщает святитель Антоний Новгородский, совершавший паломничество на Святую Землю.
В настоящее время в германском городе Ахен в специальном ларце реликварии хранится десница (правая рука) святого. Поклониться святыне можно только раз в семь лет, когда ее выставляют для паломников.
Реликварий, сделанный искусными древними мастерами, представляет собой небольшой ларец, украшенный драгоценными камнями, со скульптурами Богородицы и святого Симеона, принимающего в свои руки младенца Спасителя.
Сами мощи появились в 1243 году в хорватском городе Зара (Задар), где они находятся в специальном саркофаге в церкви святого Симеона.
Святому Симеону написан тропарь и кондак
В день празднования Симеона Богоприимца в храме поется тропарь и кондак. В день праздника, если вы придете в храм, то можете их услышать. Песнопения эти можно исполнять и у себя дома перед иконой святого.
Тропарь, глас 4:
Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови.
Кондак, глас 4:
Старец днесь отрешитися от юз молящеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа.
Симеону Богоприимцу написаны молитвы
Святому Симеону написаны молитвы, которые можно читать дома перед его иконой. Вы всегда можете обратиться к святому своими простыми словами. Самое главное, чтобы ваши мольбы шли от самого сердца и были искренними. Только самые искренние слова будут услышаны.
Одна из разновидностей икон Святого Симеона Богоприимца
Молитва Симеону Богоприимцу первая:
О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Призри на мя грешнаго, ко святей иконе твоей припадающа и просяща твоего заступления и помощи: скорбь бо обдержит мя от обстоящих мя ныне бед и зол, и утешения не имам многоболезненней души моей. Исках помощи от человек, и не обретеся.
Возопиях ко Господу, и не услыша мя, аз прогневах пречистую благость Его беззаконьми моими, и множеством многих грехов моих преогорчих человеколюбную утробу Его. И кто ми ныне помощь явит; кто ми скорбь утолит; кто даст отраду и успокоение многомятежней душе моей?
К тебе, великий угодниче Божий, прибегаю грешный и недостойный аз, ведый, яко велие дерзновение имаши ко Христу Богу и многомощен предстатель еси о всех, с верою к тебе прибегающих, и твоего заступления и помощи требующих.
Моли убо Человеколюбца Господа, яко да простив ми безчисленная моя прегрешения, не отвратит милость Свою от мене, но яко благ и сострадателен, явит и мне безконечное Свое милосердие, и в лютем напастей и бед моих озлоблении подаст ми всесильную помощь Свою, и преогорченной душе моей ослабу, мир, укрепление, утешение и успокоение дарует.
Ей, великий угодниче Божий, вознеси Богоносныя руце твоя ко иже во объятиих твоих носитися изволившему Христу Богу нашему и моли благость Его, да не отринет моления сердца моего недостоинства ради моего, но явит мне благовременне милость Свою, во славу безконечных щедрот Своих и многомощнаго предстательства твоего, о немже подобает Ему всякая слава и благодарение купно со Отцем и Пресвятым Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Симеону Богоприимцу вторая:
О Богоприимче Симеоне! Услыши нас, грешных раб Божиих (имена), и не отыми покров твой святый от нас, моли благость Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих утвердит нас.
Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу и во всем благом благое поспешение испроси, вся к животу и благочестию потребная нам даруя, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже всякая слава подобает, со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Также Симеону Богоприимцу молятся за детей, особенно за их здоровье. Третья молитва как раз читается за детей. Читать ее можно в любое время перед иконой святого Симеона.
Молитва святому Симеону Богоприимцу третья:
О, великий угодниче Божий Богоприимче Симеоне! Предстоя Престолу Великаго Царя и Бога нашего Иисуса Христа, велие дерзновение имаши к Нему, во объятиих твоих нашего ради спасения носитися изволившему. К тебе убо, яко многомощному предстателю и крепкому о нас молитвеннику, прибегаем мы, грешнии и недостойнии.
Моли Благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих утвердит нас.
Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение испроси, вся яже к животу и благочестию потребная нам даруя. Якоже древле Великий Новоград явлением чудотворныя иконы твоея от губительства смертнаго избавил еси, тако и ныне нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити.
Яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и, тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего. Ему же всякая слава подобает со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Вот, что писали о старце в Журнале Московские церковные ведомости в 1902 году:
На старом упразднённом кладбище, находившемся около бывшей деревянной церкви, погребён известный своею строго благочестивою жизнью прихожанин, крестьянин деревни Скоково Симеон Иванов, или по народному названию – «Семёнушка». Сведения о его жизни весьма краткие, — почерпаемые из церковной летописи 1868 года, и из народной памяти, достаточно ясно обрисовывают его, как истинного христианина, послушного сына Церкви и строго благочестивого человека.
Симеон Иванов родился, как можно заключить из исповедных книг и метрической записи о его смерти в 1748 году. На двадцатом году женился, а вначале 1800-х был уже вдов. В исследованных книгах 1806 года он значится вдовым, 61 года и имеет сына 40 лет и внуков. Неизвестно с какого времени он принял на себя трудный подвиг юродства. Всегда, во всякое время он ходил босым, в длинной белой холщёвой рубашке с открытой головой и не чувствовал холода.
Жизнь его проходила в трудах, молитве, в посте и любви к ближним. Не любя быть праздным, он всегда был занят каким-либо делом или помогал крестьянам в их работе, например, мял лён и посконь, щипал шерсть и др. С малых лет он неотступно присутствовал за богослужением – в воскресные и праздничные дни в своей приходской церкви, а в будни дни отправлялся в Саввин монастырь. Вместе с тем он был строгим постником и воздержником. По средам и пятницам не употреблял никакой пищи, в некоторые посты по нескольку дней сряду ничего не ел. Не принимал он никаких горячих напитков и не вкушал мяса. Хранил чистоту слова: бранных слов от него никто не слышал. Грамот не знал, но отличался умом и памятью. В праздничные дни любил ходить в селе по дворам и говорить крестьянам кто, когда бывает именинником и у кого, когда будет приращение скота, предостерегая тем хозяек от опасности заморозить в зимнее время новый плод скота. В этом выражалось его любовь к народу.
Но особенную любовь он имел к детям. Семён Иванов любил быть с малыми детьми, утешал их разными играми и разговорами. Но свои занятия с детьми старался скрыть от взрослых и тотчас оставлял детей и уходил, когда кто-либо подходил к нему, чтобы видеть игры или слышать разговоры. О смерти его в копии метрической книги написано за 1812 год, хранящейся в архиве церкви села Ершово, в июле месяце под №10 записано: «10 умер по христианской должности в покаянии в деревне Скокове крестьянин Семеон Иванов, коему от роду было 67 лет, погребён 11 дня при церкви оное погребение исправляли священник Андрей Иванов причтом». Могила почившего содержится в большом почёте, в летнее время украшается цветами, на ней лежит камень с истершеюся уже надписью и стоит крест с небольшой иконой святого праведного Симеона Богоприимца.
Прошло почти 90 лет со дня смерти раба Божия Симеона, а память об истинно-христианской и благочестивой жизни его не изгладилась и доселе хранится и чтится среди жителей не только окрестных селений, но и весьма дальних. Многие издалека приходят на могилу и просят местных прихожан совершить панихиду об упокоении души почившего. Особенно часто являются для этой цели родители, имеющие страждущих и недугующих детей. В народе считается, что молитва на могиле Семёнушки имеет сильное действие на детей, прекращает их страдания или скорым выздоровлением или скорой смертью. Многие берут с могилы песок и кладут под подушку больного младенца. местному причту приходилось видеть на своих детях и неоднократно слышать заявления от других посторонних лиц, молившихся на могиле почившего о таком благодатном действии на детей этой молитвы. Все подобные заявления предложено вносить в церковную летопись. Так, любовь «Семёнушки» к детям, которых он питал при жизни, продолжается и после смерти!!!
Народное почитание памяти почившего и вера в силу его молитвы убеждает нас в том, что в лице раба Божия Симеона мы имеем одного из подвижников благочестия истекшего19 века, содеявшего себе спасение в мире, жившего с такими же мирскими людьми, погружёнными в постоянные заботы о своём внешне благополучии.
Журнал Московские церковные ведомости, 1902 года.