День святой Варвары: приметы, молитвы и что нельзя делать

Пример крепкой и непоколебимой веры в единого Господа является жизнь святой Варвары, родившейся в доме знатного и богатого язычника. Отец ее, рано потерявший жену, всю свою любовь дарил дочери и тщательно оберегал от появившихся в то время в округе христиан. Варвара же, втайне от отца приняла крещение и отказалась отрекаться от Бога, за что отец жестоко наказал ее.

После Варвара приняла мученическую смерть, а история ее любви к Богу до сих пор живет и служит хорошим назиданием в вере.

Житие святой великомученицы Варвары

Святая великомученица Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Ее отец Диоскор являлся представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (ок. 250-310 гг.). Варвара была очень хороша собой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть девицу от посторонних глаз. Во время своего заточения Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя всего живого. Желая выдать дочь замуж, Диоскор разрешил Варваре выходить из башни. Тогда она познакомилась с христианами Илиополя и крестилась.

Когда Диоскор узнал о христианском крещении дочери, он разгневался и отвел дочь к Максимиану. Уговорами Варвару пытались склонить к отречению от христианской веры. Но она была непреклонна. Тогда ее подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнем. Максимиан дал отцу право совершить суд над дочерью. Язычник Диоскор стал палачом своей дочери: он обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскора и Максимиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, которая объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары.

Библиотека Русской веры Житие святой великомученицы Варвары. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Обращение Варвары

К Диоскору стали приходить богатые женихи, просившие руки его дочери. Но Варвара всем отказывала. Отец решил, что пора выпустить ее из башни, чтобы она смогла увидеть, как счастливо живут в браке ее сверстницы.

Когда Варвара вышла из заточения, то познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей о Творце и Единородном Его Сыне. Когда Диоскор был в отъезде, то Варвара пригласила священника, который научил ее основам христианской веры и тайно ее крестил.

В доме отца в это время велись постройки купальни с двумя окнами. Но девушка велела рабочим сделать третье окно. Потом она на мраморе начертила пальцем знамение креста, которое изобразилось как будто выбитое железом. Также на камне отпечатался след от ноги Варвары, из которого забил источник. С тех пор люди исцеляются от этой святой воды.

Когда вернулся Диоскор, то увидел, что в купальне сделано три окна. Он спросил в гневе у рабочих, те ответили, что им так велела сделать его дочь. Когда он потребовал от нее ответа, Варвара сказала, что велела сделать три окна в память Пресвятой Троицы. Также она указала ему на крест, который начертила на камне.

Диоскор узнав, что его дочь стала христианкой, воспылал гневом и схватил меч, чтобы тут же убить ее. Но она убежала от него и спряталась в пещере. В это время там находились два пастуха, которые видели ее. Диоскор спросил у них, куда побежала девушка. Один из пастухов сказал, что никого не видел, а другой указал на пещеру, где скрылась Варвара. За это пастух превратился в каменный столб, а его овцы – в саранчу.

Мучения святой Варвары

Диоскор нашел свою дочь в пещере и стал жестоко избивать. Потом он за волосы потащил ее домой. Там он заточил Варвару в темнице и не велел давать ей воду и пищу. После нескольких дней заточения отец решил отвести Варвару к правителю Мартиану, гонителю христиан.

Диоскор рассказал ему о том, что его дочь уверовала во Христа. Мартиан увидел Варвару, удивился ее красоте и стал уговаривать ее пожалеть свою молодость, отречься от Христа и принести жертву идолам. Но Варвара дерзко отвечала, что никогда этого не сделает.

Тогда правитель приказал раздеть Варвару. Стоять перед толпой народа обнаженной было мучением для целомудренной девицы. Затем он приказал бить ее железными прутьями так, что земля вся стала красной от ее крови.

Потом раны мученицы стали терзать черепками и тереть власяницей. Но Варвара не сдавалась. Ее бросили в темницу на ночь, чтобы придумать злейшее наказание. В темнице ей явился Христос и исцелил ее раны. Некая женщина по имени Иулиания наблюдала за страданиями Варвары, последовала за ней и смотрела в окно темницы, где она находилась. Ей тоже захотелось стать мученицей за Христа и она молилась, чтобы Бог укрепил ее.

На утро Варвару вывели из темницы и повели к правителю. Иулиания шла следом. Правитель сказал, чтобы она возблагодарила богов, которые исцелили ее. На это Варвара отвечала, что не идолы, а Христос исцелил ее. Разгневанный мучитель велел повесить девушку на дереве, строгать железными когтями и жечь раны свечами. Потом стали бить ее по голове большим молотом.

Иулиания, наблюдая за мучениями Варвары, стала громко укорять мучителя. Тогда и ее повесили рядом и стали строгать когтями. После этого Иулианию бросили в темницу, а Варвару повели обнаженную по городу с побоями и издевательствами.

Варвара горячо помолилась, и ей был послан Ангел, который закрыл ее наготу светлой одеждой. После этого мученицу возвратили к правителю. Тот, устав уже мучить ее, велел обезглавить мечом ее и Иулианию.

Почитание святой великомученицы Варвары

Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвященный Варваре, находился в Едессе. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого (390–461 гг.), был построен в ее честь в храм. В VI веке мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина. Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары.

Из «Хроникона» Андреа Дандоло (1305–1354 гг.) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы (958–1025 гг.) и сестрой императора Романа III Аргира (968–1034 гг.). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно преданию, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 – 1118 гг.) и жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050–1113 гг.), перед отъездом на Русь попросила в дар у своего отца мощи святой великомученицы Варвары. Великий князь Святополк Изяславич, выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место.


Рака с мощами святой Великомученицы Варвары в Златоверхом монастыре. Фотография 1872 года

В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле (1596/1597 – 1647 гг.) часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В тот же период левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл (1612–1655 гг.), взяв приступом Киев, получил две частицы мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому (ум. 1675 г.), а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь святителя Николы, где мощи почитались как источающие чудесные исцеления. В 1656 году киевский митрополит Сильвестр (Коссов; кон. XVI / нач. XVII века – 1657 гг.) передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию III (ум. 1675 г.). При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой великомученицы Варвары были изъяты и переданы в музей. В настоящее время они покоятся во Владимирском соборе в Киеве, который принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата. Левая стопа святой великомученицы Варвары находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада), поскольку она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык; 1898 – 1968 гг.), который с 1952 года служил в Канаде.

О чем молиться Варваре

Угодница Божия способна разрешить любые проблемы верующих христиан, среди них:

  • покровительство шахтерам и артиллеристам;
  • спасение от внезапной смерти без покаяния;
  • предохранение от несчастий и бед, душевных мучений и уныния;
  • спасение от пожара, морской бури;
  • исцеление от различных, даже не поддающихся лечению недугов;
  • благостный исход тяжелых родов;
  • христианское воспитание детей.

Святые мощи великомученицы обладают чудотворными свойствами, заряжают божественной энергией притекающих к ним. Вещи, освященные на раке с мощами, православные люди носят на теле в качестве неких «талисманов». Известно, что русские императрицы взамен своих дорогих перстней надевали на пальцы скромные колечки, освященные на мощах Варвары.

Читайте о мощах других святых:

  • Мощи святой равноапостольной княгини Ольги
  • Мощи святого преподобного Амвросия Оптинского
  • Мощи святого преподобного Сергия Радонежского

Совет! Среди русских женщин считалось грешным делом в день памяти святительницы заниматься домашними делами: шить, вязать, стирать, месить глину. Рукоделием дозволено было заниматься лишь после прочтения специальной молитвы Варваре.

Хозяюшки в Варварин день готовили вареники с начинкой из мака и творога. Считалось, какая погода будет на Варвару, так же и будет на улице в праздник Светлого Рождества Христова.

Интересно! Чудотворный образ совершил путешествие в космос и некоторое время пребывал на орбитальной станции.

Кондак, тропарь и канон святой великомученице Варваре

Тропарь, глас 4

Агница всеблаженная, божественне озарившися светом Святыя Троицы. Трисолнечное утвердивши в купели, в побежение льсти отеческия. И веру исповедавши Христову. Тем ти честная Варваро, свыше благодать даровася, сцеляти болезни и недуги вся. Тоя молитвами Христе Боже, спаси душа наша.

Кондак, глас 4

Иже в Троице благочестно певаемому присно, последовавши Богу страстотерпице, еллинския оставила еси жертвы. Посреде же судища страждущи Варваро, мучителей не убояся прещения богомудрая. Велегласно поющи присно. Троицу чту едино Божество.

Библиотека Русской веры Канон святой великомученице Варваре →

Читать онлайн

Молитва святой Варваре

Молитва первая: Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая: Премудрая и всекрасная святая великомученице Христова Варваро! Блаженна еси, яко Премирная мудрость Божия плоть и кровь не яви тебе, но Сам Бог, Отец Небесный, Иже тебе, веры ради от невернаго отца оставленную, изгнанную и умерщвленную, в дщерь Себе возлюбленную прият; за тленное земнаго имения наследие плоти нетление дарова; труды мученическия упокоением Небеснаго измени Царствия; временное твое житие, смертию Его ради пресеченное, сицевою воспрослави почестию, яко душу с лики Небесных вчини духов, тело же, на земли в храме их ангельском положенное, Ангелом заповеда сохранити цело, честно и многочудесно. Блаженна еси, Христу Сыну Божию, Жениху Небесному, уневещанная дево, Егоже доброты твоея Рачителя имети желающи, всю себе страданием, ранами, удов резанием и самыя главы усечением, аки утварьми дражайшими, потщалася еси украсити: да тако, яко жена, верна главе своей — мужу, Христу духом и телом соединишися неразлучно, глаголющи: «Обретох, Егоже возлюби душа моя, удержах Его и не оставих Его». Блаженна еси, яко Святый Дух на тебе почил есть, имже духовными духовная разсуждати научена, вся духи лукавствия во идолех яко пагубныя отринула еси и Единаго Бога Духа познавши, яко истинная поклонница, духом и истиною кланятися изволила еси, проповеднически глаголющи: «Троицу чту, Едино Божество». Сию Святую Троицу, Юже в животе и смерти исповеданием и страданием своим прославила еси, умоли о мне, предстательнице моя, яко да и аз всегда тройственною веры, любве и надежды добродетелию, Туюжде Святую Троицу почитаю. Имам светильник веры, но празден благих дел елеа; ты, мудрая дево, страдальческую плоть твою, крове исполненную и ранами преливающуюся, аки светильник имущая, даждь от елеа твоего, да тем душевную мою свещу украсивши, сподоблюся по тебе в Чертог Небесный внити. Пресельник аз есмь на земли и пришлец, якоже вси отцы мои; благ вечных наследнице и блаженныя вечери в Царствии Небеснем причастнице, яко в странствии жития, Трапезы Божественныя угодения, сице и во исходе от мира желаемаго сподоби мя напутствования; и егда в конец сном смерти начну усыпати, коснися тогда изнемогающия плоти моея, яко иногда Ангел Илии, глаголющи: востани, яждь и пий; яко да благодатию Божественных Тела и Крове Тайн укреплен, преиду в крепости яди тоя далекий путь смерти, даже до Горы Небесныя: и тамо, Егоже ты чрез три окна банныя прежде верою Бога Троицу узрела еси, Сего купно с тобою лицем к лицу да удостоюся видети и славити Его в некончаемыя веки. Аминь.

Святая великомученица Варвара. Иконы

Один из первых сохранившихся образов святой великомученицы Варвары представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост, с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат.


Святая великомученица Варвара. Середина VII в. Рим, Италия, Церковь Санта Мария Антиква. Фреска на западной стене пресбитерия

Святая великомученица Варвара. Минея Декабрь (фрагмент). Икона. Русь, начало XVII века. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X веку. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой или без венца и плата, с покрытой головой. В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории, а иногда с непокрытой головой.


Святая великомученица Варвара. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.


Святые Симеон Столпник и Варвара. XIII в. Синай, Египет, монастырь св. Екатерины

В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам.


Святая великомученица Варвара. 1199 г. Новгород, Церковь Спаса на Нередице. Фреска на склоне арки у южной стены


Святая великомученица Варвара. Икона. Русь. Вторая половина XIV в. Москва, ГТГ


Святые Варвара, Параскева, Иулиания. Икона. Псков, последняя четверть XIV в. Москва, ГТГ


Святая великомученица Варвара. Икона. Псков, XIV век

Святая великомученица Варвара. Икона. Москва, конец XV века. СПГИХМЗ, «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»


Деисус со святыми Варварой и Параскевой. Псков, первая четверть XV в. Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Параскева Пятница, Варвара и Ульяна с житием. Псков, первая половина XVI в. Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Пророк Иеремия, Параскева, Екатерина и Варвара; Богоматерь Одигитрия и Иоанн Златоуст. Первая половина XVI в. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Источники

Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что Варвара пострадала в 237 г. при императоре Максимине (235-238); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309-313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата 306 год, т. е. скорее всего Варвара пострадала при императоре Галерии Максимиане (284-305, ум.311), соправителе императора Диоклетиана. В большинстве греческих текстов, в том числе у Симеона Метафраста, а также в латинском житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины Варвары назван Илиополь (Гелиополь) (город с этим названием известен в Малой Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Узуарда и Адона, архиепископа Вьеннского, и других указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам Блаженного Иеронима и Беды Достопочтенного — Рим или Антиохия.

Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях её жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Илиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражения в древнейших житиях Варвары, её учителем был Ориген.

Варвара не упомянута в одном из древнейших источников — Мартирологе Блаженного Иеронима ( в.). Наиболее ранние редакции текстов жития Варвары восходят к VII в. Известны акты Варвары, приписываемые преподобному Иоанну Дамаскину и похвальное слово того же автора, анонимные жития. Сохранилось житие Варвары, написанное Иоанном, архиепископом Сардским. Её житие включено в собрание Симеона Метафраста и другие минологии, начиная с в. Сохранилось армянское житие Варвары и два сирийских жития. Варваре посвящены похвальные слова Арсения, архиепископа Керкирского, Георгия Грамматика, Феодора Патрикия (или Петра, епископа Аргосского), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора), Феодора Продрома и др.

На Руси получило распространение житие Варвары [3], которое дошло в списках XIV в., но было известно уже в в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (около 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца [4]. Это житие вошло в состав Великих Четьих Миней [5]. Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. [6]. Судя по другим сохранившимся редакциям Студийского устава — Мессинскому Типикону 1131 г. и Евергетидскому Типикону 1-й половины XII в. [7], имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом. В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика [8], которое отсутствует в русских списках.

Мощи св. великомученицы Варвары в Владимирском соборе города Киева.

Храмы во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящена церковь в Пскове. Храм был построен в 1618 году. Ныне это единственная в Пскове деревянная срубная клетская церковь трехсотлетнего возраста.


Церковь святой великомученицы Варвары в Пскове

Во имя святой великомученицы Варвары освящен придел Кирилло-Белозерской церкви в Рощенье (середина XVII века). В советское время храм был закрыт. Сейчас в церкви Кирилла Белозерского находится Вологодская обойная фабрика. Колокольня и купол храма утрачены.

Во имя святой Варвары имеется придел в соборе Сошествия Святого Духа в Минске. Собор построен между 1633 и 1642 гг.


Собор Сошествия Святого Духа в Минске

Во имя святой великомученицы Варвары освящены церкви в Болгарии (г. Асеновград Пловдивской обл., храм построен между приблизительно 1000 и приблизительно 1100 гг.), Грузии (с. Лагами, церковь построена между приблизительно 800 и приблизительно 900 гг.; с. Хе, храм датируется приблизительно 1000 и приблизительно 1050 гг.) и Турции (Гёреме; датируется приблизительно 600 и приблизительно 900 гг.).

Почитание в Украине и в мире


Святая великомученица Варвара. Коптская икона.
Сохранились интересные подробности празднования 800-летия Свято-Михайловского Златоверхого монастыря в 1908 году. Мощи святой великомученицы были главной святыней этих торжеств. Особенно умилительным было обнесение мощей святой великомученицы вокруг храма при стечении большого количества народа. Среди верующих того времени ходили сборники, которые назывались варварниками, в них повествовали о необыкновенной жизни великомученицы, наподобие сборников николайников про св.Николая. В этот день всегда освящали воду и служили панихиды по умершим. В Киеве есть традиция – всем, кто приходит поклониться великомученице Варваре, дарят цветные ленточки, освященные на ее мощах. В древности девушки вплетали их в косы, а путешественники брали с собой, что вернуться домой.

Грузинская церковь отмечает Барбароба – День Святой Варвары. В этот день в грузинских церквях и храмах на службе в честь праздника всегда присутствует много детей. В честь святой только в Тбилиси возведены четыре храма — первый из них был построен в восьмом веке.

В Ливане, на родине великой святой, праздник ее памяти отмечается большими семейными празднествами и называется «бурбара». В этот день после Литургии дети наряжаются в костюмы и маски, обходят дома, прославляя святую, и получают подарки. Такие торжества характерны не только для Ливана, но для верующих Сирии, Палестины, Иордании, Греции, Македонии, Болгарии и других стран.

Старообрядческие храмы во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящен храм РПсЦ в Новосибирске и часовня РДЦ в Улан-Удэ в Республики Бурятия.


Церковь святой великомученицы Варвары в Новосибирске. Фото с сайта sobory.ru


Часовня святой великомученицы Варвары в Улан-Удэ

Погода

Специфический климат странджанской области формируется под влиянием Черного и Средиземного морей. Среднегодовая температура относительно высока — 11.1 до 12.8 градусов Цельсия. Осадки (от 100 до 800 мм) распределяются неравномерно на летний минимум и осенний максимум. Климат изменяется с проникновением в горы — осадки увеличиваются, температура падает, зима становится более холодной. Средняя температура воздуха летом колеблется в районе +24…+35 градусов, зимы очень мягкие, а температура морской воды летом +23…+29.

Образ святой великомученицы Варвары в искусстве

В западно-христианском искусстве святая великомученица Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок, страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка. Были распространены сцены ее мучений. Многие мировые живописцы изображали великомученицу на своих полотнах, среди них Ян ван Эйк (ок. 1385/1390 – 1441 гг.), Джованни Антонио Больтраффио (1466/1467 – 1516 гг.), Джироламо Франческо Мария Маццола (1503–1540 гг.), Лукас Кранах Старший (1472–1553 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942 гг.) и многие другие.


Святая Варвара. Ян ван Эйк, 1437 г., Королевский музей изящных искусств, Антверпен


Святая Варвара. Джованни Антонио Больтраффио. 1502 год


Святая Варвара. Франческо Пармиджанино. 1522 год, Музей Прадо


Мученичество святой Варвары. Лукас Кранах Старший. Ок. 1510 года


Святая Варвара. М.В. Нестеров

Народные традиции в день святой великомученицы Варвары

Близость к большому годовому празднику — Николе зимнему — предопределила отношение к Варвариному дню как началу праздничного периода, как времени гуляний и праздности. «Варвара мосты мостит (на юге) — домащивает (на севере)!». «На Варвару зима дорогу доваривает!», «Все тепло да тепло, погоди — придет Варвара: заварварят и морозцы!», «Трещит Варюха — береги нос да ухо!» — можно услышать в народе в эту пору. Имя этой домащивающей, по народному представлению, зимние ледяные мосты святой также тесно связано с памятуемым в следующий день преподобным Саввою. По записанным В. И. Далем поговоркам, «Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит!», «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует!»

Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служили Никольщину: приносили в дома свои образа из церкви, служили молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, св. Власию, св. Николе Чудотворцу, освящали воду и вместе с тем служили панихиды по умершим родственникам.

Восточные славяне в этот день молятся святой Варваре о защите от внезапной, скоропостижной смерти, чтобы не умереть без исповеди и причастия, за умерших без принятия причастия и исповеди, за детей и об исцелении от различных болезней, а также об умягчении родительского гнева и своеволия, об избавлении от уныния и печали.

Существовали запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день как нерабочее время, что вытекало из осмысления святой Варвары как покровительницы женских ремёсел, строгой святой, наказывающей за непочтение к ней. В Сибири этот день почитался беременными женщинами, которые молились и давали обет Варваре при трудных родах.

Чтобы лучше плодился домашний скот, в одних местах пеклись пироги с маком, которые называли «варенье», в других уголках лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, уши и кормили печеньем скот. Здесь просматривается культ Варвары как покровительницы домашнего скота. Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни варили кутью и компот. Чешские девушки в день Варвары ставили дома веточку вишни в воду, а словацкие ставили в землю и каждый день поливали изо рта, чтоб она к Рождеству распустилась. Существовало поверье, что если веточка ещё и зацветёт — в наступающем году быть свадьбе. В Словении срезали и ставили в воду вишнёвые веточки по числу членов семьи, и если какая-либо веточка к Рождеству не распускалась, это было дурной приметой для того, кому она предназначалась. В некоторых местах Хорватии в блюдце проращивают пшеницу, чтобы она зазеленела травкой к Рождеству.

У южных славян как православное, так и католическое население довольно широко отмечало этот день. В большинстве сербских и хорватских областей в этот день или накануне специально варили обрядовое блюдо, сходное с коливом сочельника, — из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, сушеных слив, яблок, орехов и т. д. — варица. Воду для приготовления варицы брали из разных источников; опускали туда различные сухие травы и цветы, а потом вынимали их и добавляли туда святую воду. В этот день за водой шли тщательно причесанными и чисто одетыми, здоровались с ней, как с одушевленным существом. Варицу ели холодной на второй или чаще третий день; бытовала даже особая поговорка: «Варварица варит, Савица студит, Николица ест». Сваренную кашу оставляли в котле на ночь и по застывшей поверхности определяли, урожайным ли будет год.

Слагатели русских народных духовных стихов посвятили великомученице Варваре целый ряд своих песенных сказаний. В разных местах поются разные стихи: в одном именуется она «красной невестой небесна чертога», в другом — «красною девой», которую «кровь (пролитая за Христа) украшает»; третий заканчивается возгласом: «Царствуй, девице, со Христом вовеки, Варваро прекрасная!»; по словам четвертого, она — «закон благодати». Большую ценность также имеет сочиненное народом повествовательное сказание, в котором пересказывается все житие великомученицы, приукрашенное цветами простонародной цветистой речи.

Почитание праведницы – обычаи и традиции

Первые упоминания о святой Варваре относятся к VII-IX ст. – её история описана в «Мартирологе» (собрании религиозных текстов о мучениках) Симеона Метафраста. Оттуда взят и день памяти подвижницы: 17 (по старому стилю – 4) декабря.

В Украине эта дата считалась женским праздником. Девушки готовили вареники с маком и сыром, а ещё украдкой ломали веточки вишни и ставили их в воду. Если почки распускались к Рождеству, юная красавица могла готовиться к скорому замужеству. Существовали и другие приметы, связанные с торжеством. Так, осевший на деревьях иней сулил богатый урожай фруктов, а безоблачное небо с яркими звёздами – холодную зиму. А когда днём люди замечали на деревьях стайки громко чирикающих воробьёв, следовало готовиться к оттепели.


Икона из янтаря Святая Варвара великомученица

Скульптуры святой великомученицы Варвары

Скульптурные изображения святой великомученицы Варвары установлены в Челябинской области, Новокузнецке и Кемерове.


Скульптура великомученицы Варвары в Пласте Челябинской области


Скульптурная композиция святой великомученицы Варвары в Новокузнецке


Скульптурная композиция святой великомученицы Варвары в Кемерово

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от ни́х// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.

Ин тропарь, глас 4

А́гнице всеблаже́нная Варва́ро,/ Боже́ственне озари́вшися све́том Святы́я Тро́ицы Трисо́лнечным/ и в купе́ли утверди́вшися/ в побежде́ние ле́сти оте́ческия,/ ве́ру испове́дала еси́ Христо́ву./ Те́м, всечестна́я, свы́ше благода́ть тебе́ дарова́ Бо́г,/ исцеля́ти неду́ги и боле́зни вся́./ Его́же моли́, великому́ченице,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

В Тро́ице благоче́стно пева́емому,/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси чти́лища;/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту́, Еди́но Божество́.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]