Молебен — требное богослужение, которое совершается по просьбе одного или нескольких верующих. Молебен может быть просительным (совершается с особыми просьбами к Богу, Пресвятой Богородице и святым), водосвятным (во время которого освящается вода) и благодарственным. Обычно молебны служатся в храме или на улице, и во время них молятся о здравии (то есть о живых).
Одним из видов церковного богослужения является благодарственный молебен, во время которого верующие славят Спасителя за благодеяния. Из Евангелия известно о десяти прокаженных, исцеленных Господом, один из которых вернулся к Христу с благодарностью и тем самым был спасен. Этот евангельский отрывок читается во время такого молебна. По словам преподобного Амвросия Оптинского именно благодарность вместе с любовью последует за нами в вечную жизнь.
Благодарственная молитва Господу Богу
Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена
), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве.
Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.
Как заказать молебен в храме
Святое Евангелие гласит об исцелении Христом десятка людей, больных проказой. Один из них, став здоровым, вернулся и отблагодарил Спасителя, за что и был оправдан, других же Господь осудил. Чтобы не встать в ряд с осужденными, Церковь советует следовать благочестивому примеру выздоровевшего человека и совершать благодарение за всякое Божие благодеяние.
Еще о благодарственных молитвах:
- Благодарственная молитва Николаю Чудотворцу
- Молитва в день Нового Года
- Акафист Иисусу Сладчайшему
Для заказа благодарственного молебна Отцу Небесному, необходимо:
- прийти в храм, написать записку с названием молебна и именами благодарителей;
- записать их следует в столбик, в родительном падеже (то есть от кого: Ирины, Светланы, Василия) и ни в коем случае не от Володи, Машеньки, Сережи;
- указываются имена крещеных в православии людей;
- разрешается приписать к именам «статусы»: болящий, отрок, младенец, непраздная, воин;
- отдать заполненный бланк свечнице и внести рекомендуемое пожертвование;
- причину благодарности указывать не нужно;
- желательно приобрести свечу и поставить ее перед молебном в подсвечник, установленный перед ликом Христа.
Благодарственная молитва Всевышнему
Собор святых Ангел и Архангел, со всеми небесными силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Спаси мя, Иже еси в вышних Царю, спаси мя и освяти, Источниче освящения; от Тебе бо вся тварь укрепляема есть, Тебе безчисленнии вои трисвятую песнь поют. Тебе и аз недостойный, седящему во свете неприступнем, егоже ужасаются всяческая, молюся: ум мой просвети, сердце очисти, и устне отверзи, яко да достойно возмогу пети Тебе: Свят, Свят, Свят еси Господи, всегда, ныне, и присно и в безконечныя веки веков. Аминь.
Способы проведения
Благодарственный молебен Господу проводится в разных формах, среди которых ключевыми являются:
- общий обряд, применение которого происходит при исполнении большинства молитв;
- уединенные моления, направленные на разрешение личных, тайных проблем.
Общий
Общий обряд используется в церквях при проведении больших празднеств, когда в церковь приходит большое количество верующих для вознесения хвалебных молитв Господу Богу. В такие дни священник обращается к Всевышнему от лица всех прихожан, собравшихся в храме, что укрепляет веру и успокаивает дух.
Как правило, такие молитвенные богослужения затягиваются на длительный период времени, так как озвучиваются прошения множества людей. Также организуется ритуал последования молебна, который может проводиться как в самом храме, так и на свежем воздухе.
Уединенный
Уединенные моления применяются в том случае, когда верующему требуется обратиться к Господу Богу лично, а его переживания не предназначены для большого количества ушей. В таких обращениях к Всевышнему человек смиренно просит помощи в делах, на реализацию которых у него нет духовных и физических сил. Подобные молитвы разрешается проводить дома.
Благодарственная молитва Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, милость Которого безмерна и человеколюбия – неизмеримая пучина! Мы, припадая к Твоему величию, со страхом и трепетом, как недостойные рабы, приносим благодарение Тебе о милостях, оказанных нам. Как Господа, Владыку и благодетеля, мы Тебя славим, хвалим, поем и величаем и, припадая, снова благодарим! Твое несказанное милосердие смиренно молим: как ныне Ты принял наши мольбы и исполнил их, так и в будущем дай нам преуспевать в любви к Тебе, к ближним и во всех добродетелях. И сподоби нас всегда благодарить и славить Тебя, вместе с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и единосущным Твоим Духом. Аминь.
Заказать молебен
Из каких частей состоит
Любой благодарственный молебен, направленный на восхваление деяний Всевышнего, состоит из:
- канона;
- тропаря;
- ектении;
- чтения святого Евангелия;
- благодарственной молитвы.
Канон
Каноном при чтении молитв называют особый жанр церковного гимна, основная цель которого заключается в вознесении хвалебных речей святым или значимым событиям для всего христианского мира. Канон делится на отдельные молитвенные песнопения, которые называются:
- тропарь;
- ирмос.
Обратите внимание! Из-за нарушения единства слога во время перевода молитв на славянский язык тропарь в православных церквях не поют, а читают.
Тропарь
Тропарем именуют небольшое молитвенное песнопение, в процессе которого происходит пояснение сути празднуемого события. В каноне тропарь следует после чтения ирмоса. Их молитвенный речитатив совпадает, что позволяет исполнять хвалебное песнопение в едином ритме.
Структура тропаря выглядит следующим образом:
- вначале идет текст молитвы с перечислением заслуг святого или краткое описание церковного праздника;
- далее озвучивается перечень просьб, адресованных святому или славословие.
Ектения
Под ектенией подразумевают совместное моление, в процессе проведения которого священник озвучивает молебные прошения, а церковный хор подчеркивает каждое из них фразами «Подай, Господи» или «Господи, помилуй».
Ектения бывает:
- просительной;
- великой;
- сугубой;
- об оглашенных;
- заупокойная;
- с особыми прошениями, приносящаяся во время проведения церковных таинств.
По мнению большинства священников, ектения – молитва, предназначенная для пробуждения внимания прихожан. Из-за этого она разбита на ряд коротких обращений, которые усиливаются при помощи восклицаний.
Чтение святого Евангелия
Святое Евангелие – слово Божье, при помощи которого верующим открывается Воля Его. Чтение Святого Писания должно сопровождаться повышенным вниманием к тексту и благоговением перед Господом Богом.
Каждое слово в тексте имеет глубокий смысл. Не стоит относиться к тексту пренебрежительно, как к очередному рутинному ритуалу.
Многие богословы сходятся во мнении, что Евангелие – ключевая книга для всего человечества, в которой заключены воля и величие самого Христа. В процессе чтения священного текста у многих прихожан складывается ощущение, что сам Бог снисходит с небес, прислушиваясь к человеческим нуждам.
Обратите внимание! «Евангелиос» в переводе с греческого означает «благая весть».
Благодарственная молитва
Благодарственная молитва – обращение к Господу Богу, основная цель которого – отблагодарить Всевышнего за помощь и заботу. Целью молитвы является напоминание верующим о том, что даже в тяжелых жизненных ситуациях стоит не только просить о помощи, но и благодарить за ее ниспослание.
Святые отцы рекомендуют возвести эту традицию в ряд ежедневных привычек. Таким образом вы существенно повысите свой духовный настрой, а в жизни намного чаще станут происходить добрые события, поднимающие жизненный тонус и уверенность в собственных силах.
Молебен
Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.
Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.
Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией.
Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков.
Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…
Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.
По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.
В Чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.
О недопустимости молебнов после литургии
Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня.
Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.
Глава из книги «Евхаристия»профессор Архимандрит Киприан (Керн)
Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.
Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!
После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.
Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения.
Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.
Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери.
И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.
Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты.
Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.
Мы ссылаемся на авторитет, научный и литургический авторитет церковности покойных митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после Литургии и их не служили никогда.
«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва.
Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час.
У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».
4 февраля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).
Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)
– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.
– Вот и владыка (митрополит Сурожский Антоний) и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.
Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»
Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова.
И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами.
Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.
Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений.
И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид.
Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?
И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии.
Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.
Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.
Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие.
И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было.
Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.
Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека.
Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих.
И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.
• алфавитный указатель •
Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Господом Богом и потусторонним невидимым миром. протоиерей Валентин Свенцицкий.
Что значит “призвание к монашеству”? – Это, прежде всего, призвание к одиночеству, любовь к богослужению, к молитве. Если человек принимает иночество из-за чего-то другого, то он не выдержит бремени одиночества.
Нельзя становиться монахом только потому, что не нашлось подходящей невесты. Нельзя принимать монашество исключительно потому, что на это благословил старец или духовник, без сердечного стремления к внутренней молитвенной жизни.
епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев)
Источник: //azbyka.ru/moleben