В продолжение слов Серафима Саровского: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».


Русская Православная Церковь

Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на открытии международной конференции «Мир без границ», состоявшейся в Мадриде 15 сентября 2021 года.

Господин Президент!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Ваши Превосходительства!

Уважаемый профессор Риккарди и члены Общины святого Эгидия!

Дорогие братья и сестры!

Великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский наставлял своих духовных чад словами: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Духовная глубина этих слов такова, что в каждую новую эпоху их истина звучит с новой силой. Кажется, будто они сказаны для нашего времени, отмеченного многочисленными конфликтами, войнами, терактами, социальной несправедливостью и глобальным экологическим кризисом.

В наставлении преподобного Серафима, продолжающего традицию христианского подвижничества, содержится глубокая истина: преображение окружающего мира начинается с преображения внутреннего мира человека. Другими словами, если мы хотим изменить обстоятельства нашей жизни, в первую очередь, мы должны начать с себя. «Когда человек придет в мирное настроение, — говорил преподобный, — тогда может от себя и на прочих изливать свет просвещения разума».

Нам известны многочисленные примеры попыток радикального переустройства общества, которые, как правило, несли насилие, ненависть и гражданское противостояние. Они были неудачны именно потому, что, стараясь изменить общество, человек не стремился изменить себя и был движим духом вражды, а не мира. К сожалению, в наши дни мы становимся свидетелями эскалации насилия, прикрывающегося религиозными лозунгами. Радикальные группировки устраивают теракты, в результате которых погибают тысячи ни в чем неповинных людей. Террористы доходят до такого кощунства, что совершают свои акции даже во время богослужения в храмах, тем самым ясно свидетельствуя, каким духом они руководствуются. Это не Дух Божий, ибо, по слову святого апостола Павла, «плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). В ходе исторической встречи в Гаване Его Святейшество Папа Римский Франциск и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с новой силой подчеркнули: «Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33)» (п. 13).

Христос по воскресении Своем из мертвых приветствовал Своих учеников словами: «Мир вам!» и заповедал апостолам благовествовать этот мир Божий даже до края земли. Эта миссия возложена на всех, кто называет себя учениками и последователями Иисуса Христа. Христиане призваны «стяжать дух мирен», то есть возрастать в духе мира и любви ко всему творению, уподобляясь своему Творцу, и нести мир и любовь окружающим ради их спасения. Пророк Исаия, говоря о высоте этого призвания, восклицает: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение» (52:7).

История христианства являет поистине прекрасные примеры служения мира в лице многочисленных святых, через которых действовал Дух Божий. Это примеры кротости, милосердия, прощения и долготерпения: достаточно назвать имена Серафима Саровского, изливавшего любовь и на людей, и на животный мир, и Франциска Ассизского, проповедавшего мир мусульманам и любовно относившегося ко всему творению.

Святой Дух и в наши дни воздвигает тружеников на ниве миротворчества, которые отдают свои силы преодолению предубеждений, поиску диалога, достижению взаимопонимания между религиями и народами. Один из ярких примеров служения делу мира в наше время являет Община святого Эгидия, которая каждый год организует международную встречу высоких представителей различных христианских Церквей и других религий, мира политики и культуры с одной целью — навести мосты между представителями разных убеждений и культур во имя прекращения вражды и установления прочного и благотворного мира. Все мы здесь собрались благодаря неустанным усилиям членов Общины святого Эгидия, и я хотел бы выразить сердечную признательность ее основателю уважаемому профессору Андреа Риккарди, президенту профессору Марко Импальяццо и всем дорогим друзьям из Общины за верность служению, вдохновляемому Словом Божиим вот уже более 50 лет.

Пользуясь случаем, хотел бы особо поздравить архиепископа Болоньи монсеньора Маттео Дзуппи с предстоящим 5 октября возведением в сан кардинала. Данное решение Его Святейшества Папы Франциска является красноречивым признанием трудов Его Высокопреосвященства, в том числе и в области миротворчества, а также заслуг всей Общины святого Эгидия в самых разных сферах ее служения. Убежден, что это признание послужит вдохновением для новых инициатив по продвижению диалога между религиями и народами.

Сейчас такой диалог становится все более востребованным и актуальным. Хотел бы снова напомнить слова, обращенные Папой Франциском и Патриархом Кириллом к представителям разных религий: «В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям» (п. 13). Только диалог во имя мира поможет народам подняться выше сиюминутных интересов и сплотиться, чтобы противостать насилию и терроризму, принести слово мира и утешения туда, где еще недавно свирепствовала война. Это станет возможным только тогда, когда мир воцарится в наших душах, когда проповедь о мире будет не только словами, но свидетельством всей жизни, воплощаемым в конкретных делах каждого дня.

«Стяжание духа мирна» — это школа духовного совершенствования, предполагающего возрастание в любви. Именно поэтому Папа Франциск и Патриарх Кирилл в Совместном заявлении обращают особое внимание на воспитание верующих в духе уважения к другим. С этого элементарного уважения к другой личности, простого внимания к нуждам ближнего, заботы об окружающем мире начинается усвоение человеком духовных даров, одним их которых является внутренний мир.

Отрадно, что уже сейчас верующие разных религий объединяют усилия для достижения мира и уврачевания ран, нанесенных войной. В России уже несколько лет действует группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, в которой бок о бок работают не только христиане различных исповеданий, но и мусульмане. Благодаря трудам этой группы обездоленные войной сирийские жители разного вероисповедания получают необходимую помощь. Такое сотрудничество становится школой мира для всех его участников, потому что учит преодолевать свой эгоизм и открывать сердце навстречу другому.

Все мы, собравшиеся на этот форум в Мадриде, желаем внести свой посильный вклад в дело проповеди и укрепления мира, призывая в помощь нашей человеческой немощи милосердие Божие. Поэтому в завершение своего выступления хотел бы обратить ко всем собравшимся слова пастырского призыва Папы и Патриарха: «Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа» (п. 11).

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

МИРЕН ДУХ

Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи.

Преподобный Серафим Саровский

Иисус Христос (Спаситель)

Мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу», ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю (Ин.14:26-31).

Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29).

Преподобный Никодим Святогорец

Смущенному тотчас надо восстановить мир душевный

Всякий раз, как впадешь в какое простительное погрешение, хотя бы то тысячу раз случилось на день, как только заметишь то, не мучь себя и не трать времени напрасно, но тотчас смирись и, осознав немощь свою, обратись уповательно к Богу и воззови к Нему из глубины сердца:

«Господи, Боже мой! Я сделал это потому, что уж я таков, что от меня ничего другого и ожидать нельзя, кроме таких погрешений или чего-нибудь и больше того, если благодать Твоя не поможет мне, оставя меня с одним собою. Сокрушаюсь о сделанном потому особенно, что не отвечаю исправностью жизни Твоим о мне попечениям, но все падаю и падаю. Прости мне и дай мне силу не оскорблять Тебя более и ни в чем не отступать от воли Твоей. Ибо я усердно желаю работать Тебе и благоугождать и во всем быть Тебе послушным».

Сделав это, не томись думанием, простил ли тебя Бог. Господь близ и внемлет воздыханиям рабов Своих. Успокойся же в этой уверенности и, успокоившись, продолжай обычные занятия, как бы с тобой ничего не случилось.

Так тебе не один раз поступить должно, но если нужно – сто раз и каждую минуту, и в последний раз с таким же совершенным упованием и к Богу дерзновением, как и в первый. Действуя так, ты будешь воздавать великое чествование беспредельной благости Бога, Коего всегда долженствуешь ты созерцать беспредельно к нам благоутробным. Вследствие сего ты непрестанно будешь преуспевать в жизни своей и все подвигаться вперед, не теряя напрасно времени и труда.

Охранять мир свой внутренний при впадении в указанные выше погрешения можешь ты еще, поступая так: с внутренним действием осознания своего окаянства и смирения себя пред Богом подвигнись и на теплое воспоминание великих милостей, тебе лично явленных Богом, и тем, оживив в себе любовь к Нему, расположи себя к благодарению и славословию Его и самым делом возблагодари и восславословь Его тепло из глубины души. Поелику благодарение и славословие Бога есть самое высшее проявление живого союза нашего с Богом, то плодом падения твоего, если разумно к нему отнесешься, будет с помощию Божиею большее возвышение твое к Нему. Это следовало бы поиметь во внимании тем, которые слишком мятутся и мучаются при малых погрешениях, чтоб увидеть, как велика слепота их в сем случае и как они сами себе вредят по нерассудительности своей. Для них, собственно, и делаем мы последнее указание, дающее в руки наши ключ, которым душа отверзает великую духовную сокровищницу и в короткое время обогатиться может благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и во веки веков. Аминь

Преподобный Серафим Саровский

Стяжи мирный дух

Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух! – сказал о.Серафим иноку и тут же начал объяснять, что значит стяжание мирного духа. Это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым. Ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное. Так спасались все праведники и наследовали Царствие Небесное, а перед Ним вся слава мира сего как ничто, все наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях – там вечная радость и торжество. Для того, чтобы дать духу нашему свободу возноситься туда и питаться от сладчайшей беседы с Господом, нужно смирять себя непрестанным бдением, молитвою и памятованием Господа.

Стяжи мир и вокруг тебя спасутся тысячи

Преподобный настойчиво советовал всячески хранить “мир душевный”, за чем особенно следил и в самом себе: “Всеми мерами надобно стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других”; “Ничтоже лучше есть во Христе – мира”; “Святые отцы имели мирное устроение, и, будучи осеняемы благодатию Божиею, жили долго”; “Стяжи мир, – говорит он впоследствии, – и вокруг тебя спасутся тысячи”. А “когда человек придет в мирное настроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума”; “Сей мир как некое бесценное сокровище оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею” (Ин.14:27).

О нем также говорит и Апостол: и мир Божий… да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил.4:7). Для сего он, прежде всего, советовал “погружать ум внутрь себя и иметь делание в сердце своем, тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении”. Затем должно приучаться “оскорбления от других переносить равнодушно… как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью Самого Бога”.

“Если же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по Псалмопевцу: смятохся и не глаголах (Пс.76:5)”.

“Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других…”; “А чтобы избавиться осуждения, должно внимать себе”…” и спрашивать: где я?” В особенности же для мира душевного “должно отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха: Печаль бо многих уби, и несть пользы в ней (Сир.30:25)”.

Старец Серафим

На этом “радостном духе” подобает остановиться с особым вниманием в жизни преподобного: он был отличительным свойством его, особенно впоследствии. Но не без борьбы достался даже ему сей благодатный дар, столь спасительный для притекавших потом к нему страждущих душ. Есть основание думать, что бес уныния нападал в начале монашества и на него самого. “Трудно, – говорит преподобный, – избежать этой болезни начинающему жизнь монашескую, ибо она первая нападает на него. Потому прежде всего и должно остерегаться ее”.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Да не будет ничто дороже мира и любви взаимной

Мир имей и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр.12:14). Не нарушай мира из-за тленного и преходящего, из-за своего греховного самолюбия. – Возлюби мир больше всего, как Самого Господа. Да не будет ничто дороже мира и любви взаимной. Мир возлюбим, – мир, мир!

Преподобный Макарий Оптинский
Мир душевный
Вы еще не победили страстей и имеете залоги оных в сердцах своих, но при мире не знаете об них, а враг, оными возмущая, вас борет. Вам есть случаи к истреблению оных: самоукорением, самосознанием и объяснением друг другу, но это дело не одного дня или случая, но многого времени и искуса потребно, чтобы от пажитей сердца прогнан был враг и вселился неотъемлемый мир. Все, что скоро спеет и без труда получается, непрочно.

Рано иметь покой, не потрудившись истребить страсти

Когда Господь сказал Своим ученикам: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин.14:27), то как же, получив от Бога такой великий дар мир, душа не может иметь спокойствия? Но когда кто не имеет спокойствия, то причина тому наши страсти, внутри нас кроющиеся и не побежденные и не истребленные деланием заповедей Божиих; и ежели мы удаляемся случаев, которые нам показывают наши страсти, то никогда не возможем оных истребить, а иногда и бывают случаи оскорбления от других, но мы, вместо того, чтобы попещись об исцелении своей страсти, укоряем других, нанесших нам неприятность, не понимая того, что не они вложили в нас страсть, но залог ее лежит внутри нас, а они токмо показали нам, смотрением Божиим, гнилость нашего устроения, коих бы нам должно считать своими благодетелями, ибо без них мы не познали бы нашей немощи. Вот причина, почему душа не имеет спокойствия наши страсти. А что человеку возможно иметь спокойствие души, то веруйте относительно этого не моим словам, но словам Самого Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа; Он сказал: научитеся от Мене, яко кроток семь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Итак, когда нет спокойствия, то явно, что нет и смирения. Если мы исполняем, по-видимому, долг христианский: ходим в церковь, читаем книги и другие обязанности исполняем, и при всем том увлекаемся в высокоумие и мнение о себе, то уже нельзя ожидать мира и спокойствия, но при всем оном исполнении благого, надобно быть смиренным и нищим духом, тогда и спокойствие водворится в нас.

Ты желаешь мира и спокойствия душевного, но ведь это награда от Божией благодати за труды, подвиги и понесение искушений, а ты что понесла, а ищешь награды? Смиряйся и считай себя недостойною сего. И напомню от старцев духовных: «кто ищет покоя, он бежит от него, а кто предает себя на крест смиренным мудрованием, обретает покой».

Сердечно радуюсь, что у вас водворился мир. Да оный и не мог бы нарушаться, когда бы самоукорение не отступало, а как сего еще не стяжали, то по временам покушается быть и возмущение да смиримся. И не только в сообществе с людьми, но хоть бы и в совершенном были уединении, и тогда бы являлось возмущение внутреннее и лишение мира [по причине гордости и действия страстей], которое еще опаснее теперешнего.

Что делать, мы все пока находимся вне смиренного пути, по стремнинам и дебрям и холмам скитаемся. Видно, еще рано иметь покой, не потрудившись истребить страсти. Но милостив Бог, силен послать Свою помощь ко исцелению ее.

Мир не достигается без борьбы со страстями и победы над ними, а когда они наши господа, то где мир? не всегдашний ли плен?

Немирство наше происходит от нашего неустроения, а не от чужих страстей: они своими пороками не влагают в наши сердца немирства, но только обличают и показуют нам, что в нас есть и какой залог мы имеем в себе.

Как скоро поносительный слух касается тебя, то сердце перевернет. Это что значит? Прочти у Марка Подвижника 209 главу, а св. Симеона 31 главу, и увидишь, отчего оное происходит и чем избавиться от оного. Познание нашей немощи и самоукорение всегда нам нужно и полезно.

Здание мира и любви разрушается гордостию и созидается смирением

Злокозненный враг стал крепко вооружать вас друг против друга, и не без вины вашей: а верно, было возношение о мире, ибо где падение, там предварила гордость, по слову Иоанна Лествичника. Смотрите же: как возношением ниспровергается здание мира и любви, так смирением паки воссозидается. Гасите искру вражды, пока она еще мала, а возгорится, тогда труднее будет. Я вам говорил и писал, что мир и любовь противными искушаются. Покажи любовь твою сестре, когда видишь ее возмущаемую от врага, она, бедная, не рада тому, но и скорбит, но прилог вражий колеблет устроение, подай милостыню душе в это время, она дороже той, которую подаем бедным, это настоящая монашеская милостыня. Это я пишу к обеим вам, каждая в свою очередь делай так, и сети вражии сокрушатся, помощию Божиею.

Меня много утешает ваше мирное согласие, чему я радуюсь как собственному благу, оно много подаст вам силы к вашему подвигу, впредь предлежащему на поприще жизни вашей, вы, кажется, довольно поискусились и узнали, какая тягость происходит от смущения, а что оному причиною? Явно, что самолюбие и гордость, от которых и зависть у А. возмущалась, а у М. рвение воспламенялось.

Сколько ни старались об них, все одно и то же: все правы, нет ни одной виноватой, какому же тут быть миру? О капризах же нечего и говорить: не хотим познавать, что страсти нами господствуют, а думаем люди виноваты. Горе нам! оставили смиренный путь, а идем гордым, строптивым, за то лишаемся мира и спокойствия.

Вражду надо пресекать в самом начале, чтобы из искры не возгорелся пламень

Бога ради, прошу, не допускайте западать искре немирства в сердцах ваших, да не возгорится сильный огонь.

Более всего да не закрадается искра вражды между вами: враг не дремлет, с обеих сторон старается сделать возмущение, а вы низлагайте его самоукорением и объяснением, не без труда же это быть может, ибо враг сопротивляется сему, а когда смирим себя, то после мир обретаем, это вы на опыте дознали.

Не давайте западать искре немирства и вражды, чем далее, тем более старается враг делать между вами возмущения; да не поругается он вами, блюдите. Смирение разрушает все его козни.

Согрешая пред Богом, теряем мир, который возвращается через наше самоукорение и смирение

Все, все, кажется, хорошо и приятно подает надежду к успокоению, но иногда бывает тишина морская предвозвестница бури, и если не будет между вами и у вас самоукорения и смирения, то что будет? враг же не дремлет, а будет всеми мерами стараться возмутить вас.

Ныне только прочитал ваши письма, и скорбно было видеть ваши волнения, кои хотя и прекращались объяснениями, но все видно, что что-то запало между вами неладное. Всякая видит свою правость и обиду от другой: какой же будет тут прочный мир? Ежели бы считали каждая себя последнейшею, то при таком уготовании не мог бы враг успевать насевать плевелы свои посреди вас, а хотя бы и приняли что одна на другую, то объяснением и оное бы потреблялось… О любви же и смирении сих спасительных средствах много твердил вам, теперь уже нечего о них поминать, кажется, вы их далеко от себя удаляете, когда закрался залог вражды, так что и после мнимого примирения остается язва, и только стоит коснуться малым приражениям, она паки растравляется. Сохрани, Господи, до чего это вас доведет! Такое попущение последовало с вами, как и с М., за возношение ваше и мнение, что вы мирно живете и лучше других, увлекшись сими помыслами, смотрите, в какую сеть запутались. Пишете обе: «разберите меня, наставьте»; как же разбирать и наставлять, когда много было писано и наставляемо, чтобы принимать с самоукорением, а не с самооправданием, или, по смущении, скорее изгонять сего змия объяснением!

Вот вам урок не увлекаться в тщеславие и ради Бога творить все: Бог нам заповедал мир и любовь, а враг влагает вражду, подозрение и смущение, заметьте ж, где Божие дело, там мир и спокойствие, а где вражие прилоги и наущения, и по принятии их что бывает в душе? Какая буря и смущение? Просто ад! В это время был ли у тебя, А., хотя след смирения? А о любви нечего и говорить, мне крепко жаль вас, что так пострадали. Бога ради оставляйте пустые дрязги и подозрения, хоть бы и точно что случилось, то надобно считать оное поводом к любомудрию и научению тому, что мы читаем и поучаемся и даже желаем исполнять, смиряться и любить.

Мы, согрешая пред Богом, теряем мир, а покаянием оный возвращается милосердием Божиим. Подобно лишаемся мира, приемля скорбь и враждуя на людей, а когда самоукорением угасим сей пламень, то водворяется и мир.

Не истребив память прежних обид, нельзя надеяться иметь мир

Вот как непрочен мир ваш, и хотя ты пишешь в конце письма, что сердце успокоилось и совершенно умиротворилась к сестре, но пока совершенно не истребится память прежнего друг друга оскорбления и не убиется самолюбие смирением, нельзя надеяться иметь мир.

«Собрание смиренных яко же собрание Серафимов»

Слава Богу, что вы, по возможности, стараетесь о сохранении мира и любви о Господе, но чем оные, совершаются и укрепляются? Вы довольно это знаете смирением и самоукорением. Постарайтесь о сем, Господа ради, умоляю вас. «Собрание смиренных яко же собрание Серафимов», пишет св. Исаак.

Все мы несовершенны и находимся в подвиге на духовной брани нашей, а как оную побеждать, учат нас святые отцы: самоукорением и смирением, дондеже достигнем врат любви.

Семя вражие не принесет плода добра, спокойствия и мира, ищи сих плодов в самоукорении и смирении.

Слава Богу, что вы были мирны между собой, когда будете себя укорять и смиряться, то ничтоже успеет враг с своими кознями.

Благодарение Господу, сохраняющему между вами мир и согласие, когда будете наблюдать за собою и всегда во всем смиряться, то стрелы вражии все сокрушатся, они все борют вас то тем, то другим, то одною, то другою страстию, но где истинное самоукорение, там ничтоже успеют, и всегда будет оставаться на вашей стороне победа, помощию Божиею, на смиренные призирающего. Берегитесь же самомнения, помните слово Исайи пророка, паче же Божие: «горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни».

Слава Богу, что между вами мир сохраняется, меня это весьма утешает, ибо я знаю, что оный по Бозе, а не по страсти, и потому часто враг старается нарушать оный между вами0 но самоукорением, сознанием своей худости и смирением сохраняйте оный. Всякая добродетель трудом, подвигом и временем исправляется, а скоро приобретенное нетвердо, непрочно, неполезно. Теперь Господь благословил вас миром и согласием, но какие же были между вами потрясения и смущения?.. Блюдите же и цените мир, как он дорог на пути нашем, вменяйте вся за уметы, да приобрящете мир, дарованный нам Христом.

За возношение сердца попускается немирствие

И о том не возноситесь и не высокомудрствуйте, что теперь между вами мир, но смиренно оный сохраняйте, помня слово: идеже рекут мир, тамо всегубительство и погибель (1 Фес.5:3), а это за самонадеяние, как видим из псалма: Аз рех во обилии моем: не подвижуся… отвратил же еси лице Твое, и бых смущен (Пс.29:7,8).

После мира, пишешь ты, постигло тебя волнение и буря смущения и немирства. Этого и надобно было ожидать, я заметил, как вы обе увлечены были каким-то самонадеяннем на мир ваш, а враг и без того старается чем бы нибудь нарушить оный, и какие ж были предлоги? после и сами дивитесь сему, ни самоукорения, ни смирения, ни любви тут недостало, а напротив, все противное было. Тут ему и удобно было ругаться вами. К тому же тебя постигло малодушие за неисправление; а оно еще более смутило тебя и вместо того, чтобы, раз укорив себя, объясниться и сказать: «прости», как прежде бывало, и успокоиться, до тех пор страдала, пока довольно сама себя наказала.

Я писал к вам, дабы не был самонадеян ваш мир, но поставьте стражу: любовь и смирение. Любовь не падает, а смирение еще более не допустит и укрепит, но тут нужна работа, а не слова.

Советую не дерзать крепко самонадеянием, что сохраню мир, ни смущаться, что не будет оного: это две крайности, противные друг другу и бесполезные. А когда сохраняется между вами мир, не высокомудрствуйте, и ежели явится смущение, не закосневайте, а обвинением и самоукорением низвращайте оное.

Вы мирны между собой, но да не возносятся о сем сердца ваши и не приписуйте каждая себе, что от тебя или от твоего старания мир устроивается, но паче пусть каждая предпочитает другую и ей приписывает несение немощи, а себя да укоряет.

Вы мирны между собою и спокойны по келлии, но храните сей дар смирением, берегитесь возношения и мнения, что вы лучше других живете, напротив, считайте себя хуже всех.

«Егда обрящешь на пути твоем мир неизменен, тогда убойся»

Рать и заступление, смущение и мир, скорбь и утешение» поочередно посещают нас в подвиге нашем, что вижу и на тебе: то «томно и скорбно», то паки «радостно и приятно», и от сего приходит человек во смирение и преуспеяние духовное. Ежели всегда будешь иметь или желаешь иметь «мир неизменен, тогда убойся», пишет св. Исаак (Слово 78), а в постепенном изменении познается истинный путь, коим шествуем.

В 78 Слове [св. Исаака Сирина] мы писали тебе прочитать статью: «егда обрящешь на пути твоем мир неизменен, тогда убойся», которая очень удобовразумительна и дающая познать, что когда думает человек иметь мир всегдашний, то сего бы опасаться. Ибо в борьбе со страстями, пока они не будут совершенно побеждены и мы не приидем во смирение, нельзя иметь всегдашнего мира, но бывает рать и заступление, страх и надежда, мрак и свет.

Мы должны сами в себе искать мира и любви, а не от людей их требовать

Вопрос твой на Евангельские слова: и на земли мир «где же мир?» не совсем ловок. Мир дан нам, но мы сами причиною, что лишаемся его, исполним заповеди Божии, то ничто не может отнять от нас мира. Мы должны сами в себе искать любви и мира, а не от людей оных требовать. Когда не могло быть нам оскорблений к нашему искусу, то на что ж бы и заповедь о терпении и люблении врагов? До пришествия Христова люди были под клятвою и мира не имели, а оным (пришествием) примирены с Отцем.

Как стяжать мир Божий?

Всегда имейте Бога помощника себе, не уповайте на свой разум и на свои силы, считайте себя последнейшими всех и между собою имейте любовь о Господе и смирение, да не будет между вами старшей, но каждая считай себя последнею, и всех сестер считайте лучшими себя, не глядите ничьих пороков и не судите, то и мир Божий будет с вами!

Прочный мир вместе живущих достигается через искушения

Мир не может быть прочен, когда нет никаких приражений, и не опытен, а ежели являются в чувствах друг против друга оскорбления, то надобно оные в себе уничтожить смирением и любовию. Враг не оставит, чтобы не воздвигать друг против друга рвения и укоризн, но вы испытали на опыте самоукорение и смирение низлагают его козни, а когда одна скажет что, хотя и с любовию, другая оскорбится, и по прошествии смущения, по откровении, возьмет помысл: «теперь не буду говорить», сего не могу похвалить. В простоте сердца с любовию предостерегайте друг друга и советуйтесь во всем, хотя и случится какое смущение, но оно паки низложится, сохрани Бог, ежели западет в сердце искра и утаится, то может и большой пожар произвести, не допускайте до сего: у вас по келлии нет старшей, но каждая считай себя меньшею другой, то и старшая будет каждая… Смотрите ж, да не вознесется сердце ваше, что будто вы хорошо живете и мир имеете, за мнение большой искус можете потерпеть, считайте себя худшими и последнейшими всех.

Я сердечно радуюсь, что у вас мир между собою и что вы познали, откуда происходит смущение каждой от себя и от своего устроения, знайте же и то что, когда бы не было брани, не было бы и искуса, вы видели брань, победу и побеждение, познали оружие против злокозненного врага самоукорение и смирение, коими привлекается и помощь Божия.
Кто с благодарением терпит все скорби — обретает мир
Терпеть скорби за грехи наши в здешней жизни мы должны, если желаем помилованы быть на Страшном Суде, потому лучше терпеть те, какие Господь посылает: считайте себя недостойною спокойствия, и тогда все, находящие со стороны, от родственников ли то или от N.. вам оскорбления будут сноснее и легче, другого средства к сохранению мира душевного, среди сего мира, исполненного бед и несчастий, не могу указать. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21:19), говорит Сам Господь, и все отцы святые учат, что в терпении скорбей заключается спасение наше.

Нарушение заповедей Божиих приводит к брани и лишению мира, что есть уже наказание Божие

Он [Бог] оставил нам и даровал мир Свой, заповедал иметь любовь и научаться от Него смирению и кротости, чем можем обрести покой душам нашим. Когда вникнем в глубину сердец наших, обрящется ли хотя искра покорности нашей к исполнению сего любвеобильного Господня к нам заповедания? Почему и имеем нестроения, ссоры, споры, брани, и все только виним других, а не себя, а за это и есть Божие наказание самое то неустроение и лишение мира.

Особые партии разрушают мир и любовь

Избави Боже вас от особых партий и чтобы одна другой не знала, это значит истребить любовь, насажденную Богом и утвержденную Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он заповедал нам: тогда познают вси, яко ученицы Мои есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35), а когда оной нет, то чьи же будут ученицы? И св. апостол Иоанн все свои Послания пронзил любовию, желая оную утвердить в учениках Христовых… Впрочем, любовь к ближним не тем являть, чтобы обходить все келлии, но тем, чтобы не избегать сообщества и братского приветствия, не так, как некоторые считают, что одной матери дочери не должны иметь с другими уже никакого сношения, это не угодно Богу, и я вам не советую следовать сим правилам, ежели бы случилось что подобное.

Сребролюбие разрушает мир

Ты пишешь: «счет дружбы не теряет»; это мирская пословица, а духовное мудрование: «твое и мое» есть пекул [опека] лукавого и это в отношении к стяжательности и сребролюбию корню всех злых, а у тебя, как и сама ты видишь, из другого смрадного источника истекают расчеты, из самолюбия и гордости, равно и у той тоже, а может, и другое. Все это дружбы не созидает, а разоряет. Советую, сколько можно, избегать мелких расчетов и тебе и ей и не питать страсти сребролюбия, не желая быть обязанными друг перед другом. Это в полном смысле: «мир»! Сердечный мир и согласие дороже всех сокровищ мира, храните его больше, чем деньги, или самолюбие.
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам»
Вы мирны между собою и спокойны, а это всего дороже, этот дар Господь наш Иисус Христос, отходя от здешней жизни, оставил св. Апостолам и всем верующим в Него: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). Как не дорожить оным, когда оный пребывает с нами! вот то беда, когда смущение водворится где, там сопротивный с своей колесницей ездит и потрясает ум, сердце и душу и что сего горестнее? а где мир царствует, там и Бог пребывает. Где два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20), глаголет Господь. Будем же стараться сохранять сей мир с помощию Божиею.

Где мир, там Господь, а где вражда, там диавол

Где мир, там Господь посреде вас, а где смущение, там сопротивный. Первого да возжелаем и привлечем, а от последнего да отвращаемся, средства к сему известны: самоукорение и смирение. Где мир, там Бог! а где вражда, там сопротивный, от которого да избавит вас Господь!

Мир внутренний дается смирению

Спокойствие снискивается не столько от дел, сколько от смирения (сим не отметаю дела они нужны), как и Господь научает нас: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). И св. Исаак в начале 34 Слова пишет: «аще сотвориши добродетель добру, и не ощутиши вкуса заступления ея, да не удивишися: дондеже бо не смирится человек, не приемлет мзды делания своего. Воздаяние же не деланию дается, но смирению. Обидяй второе, первое погубляет».

Жизнь наша вся брань есть

Жизнь наша здешняя вся брань есть, и брань духовная, невидимая; сильнейшее на оную оружие есть смирение, что бы мы ни делали, ни предпринимали к своему спокойствию, но без смирения не обрящем его.

В продолжение слов Серафима Саровского: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Человек многое знает с рождения, но не помнит, потому что информация содержится не в мозгу, и мозг с ней не в контакте. Носителем знаний и разума является душа, и человек чувствует её подсказки, но не всегда может разобраться в своих чувствах. Подсказки совести – это душа, дитя высшего Разума и житель вечности, старается не допустить, чтобы человек совершал дела, которые приводят к плохому результату. Но есть и иные силы влияния на человека, их называют нечистыми, тёмными силами, бесами, и они его склоняют к делам с плохим итогом. Их влияние тоже чувствуется человеком, когда он чувствует раздражение, злобу, ненависть, все соблазны.

Зная эти вещи, соображаешь, когда тебя потянуло на грешное дело, что это тебя старается увлечь нечистая сила, и если ты ей поддашься, итог будет для тебя плачевным. Но чтобы об этом соображать и удерживаться от худых дел, надо загрузить в свой мозг сдерживающую программу. Её принёс Иисус Христос, и загрузить её в мозг можно при обычном чтении Евангелий.

При её загрузке человек всё так же чувствует влияние противоположных сил, и если усвоить наставления Христа, как программу действий, не даётся, это препятствуют тёмные силы. Против них никто не поможет, кроме воли, направленной на поиск истины и проявленной работой ума над поданным устами Иисуса Христа Словом Божьим. Если есть такая воля и человек старается вникнуть в смысл евангельского Слова, будут ему и находки, вооружающие против бесовских сил. Они выглядят, как откровения, при которых неожиданно и впечатляюще открываются важные вещи. И когда человек при чтении наставлений Христа начинает им верить, это его душа подсказывает ему, что здесь говорится правильно.

Об этом можно сказать, что Слово Божье побуждает к росту зародыш веры. В советском народе он был обессилен и задавлен до предела, и народ только весело смеялся над разговорами о Боге, как над глупыми выдумками. Но убить божественное начало в человеке до конца просто невозможно. И когда человек начинает читать Слово Божье, зародыш веры даёт побеги. Рост веры Иисус обрисовал притчей о зёрнышке горчицы – как из семечка вырастает куст, в листве которого могут прятаться птицы. И вера в человеке растёт, начинаясь от слабого ростка, а не так, чтобы вера была постоянной величиной. Когда растёт вера, это растёт внутренняя сила. Она помогает человеку держаться в бедственных обстоятельствах, помогает сдерживать возмущение, помогает прогонять напрасные страхи и суетные беспокойства. И получается, что верующему жить гораздо легче, чем неверующему – имея веру, человек имеет силу, а сильному жить всегда легче, чем бессильному.

Со всем этим можно подсказать бедствующим людям, что они могут наполняться силой, чтобы им жилось легче. Для этого надо думать над Словом Божьим. Умственный труд над Словом приносит добрую силу ума в виде понимания жизненных основ. Умственный труд над Словом приносит и добрую силу духа в виде любви и веры, а также неразрывной с ними надежды на обретение вечной жизни. А главное, усвоение человеком Слова Божьего и затем верное исполнение заповедей располагает к нему Бога и ведёт к тому, чтобы Небесный Отец ему открылся, отвечая, как и обещано в Слове, на его просьбы и вопросы. И когда это произошло, он начинает жить с Богом, как с Отцом и высшим Учителем, что является началом совсем другой жизни – несравненно более яркой и насыщенной.

Все эти рассказы записываются в надежде на то, что они найдут отклик в вашей душе, потому что любая душа знает о Боге, и если вы почувствуете в душе, что о возможности обрести Его отзывчивость вам рассказали правду, то обратитесь к Слову Божьему.

«Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», – сказал Серафим Саровский, и можно продолжить, что когда спасутся тысячи, вокруг них спасутся миллионы. И когда русские люди начнут искать и находить спасительную отзывчивость Божью, это движение приведёт к тому, что с Богом будет жить весь русский народ, вся Русь.

Как спасти себя?

Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

© Серафим Саровский

Слова Преподобного Серафима Саровского часто могут быть истолкованы неверно. Не вникая в их смысл, многие люди считают, что они означают — думай лишь о себе, остальные пусть думают о себе сами. Но истинный их смысл состоит в другом — сначала спаси себя, обрети себя, и лишь тогда ты сможешь помочь другим. Внутри нас должна обитать гармония и умиротворение, смирение — состояние, в котором мы находимся в потоке с миром, принимаем все его дары и испытываем чувство благодарности за них. Находясь в таком состоянии, мы радуемся жизни, и способны вдохновлять окружающих людей своим примером.

Часто мы недооцениваем своих возможностей, и считаем, что мы ничего не делаем во благо этого мира. Но на самом деле многие проявления добра — незаметны на первый взгляд, и часто мы даже не представляем, насколько сильно может повлиять на жизнь другого человека наше вовремя сказанное доброе слово. В целом, чем чище наше сознание, тем более высокие вибрации мы излучаем в мир, и тем светлее становится мир вокруг. Это то, к чему стоит стремиться. Но не следует корить себя, если что-то не получается и не складывается. Процесс роста всегда сопровождается кризисами и откатами назад. Наш мир дуален, и любые его проявления вполне естественны. Поэтому очень важно начинать именно с себя. Глупо пытаться спасти утопающего, если ты сам не умеешь плавать. Но ты можешь сделать всё, что в твоих силах — например, позвать на помощь.

Отсюда также возникает вопрос — «А как же спасти себя?». Речь здесь идет об обретении той самой внутренней гармонии и лада с собой и с миром. Это длительный и трудоемкий процесс очищения себя от негативных убеждений и того неблагоприятного опыта, который тянет нас вниз, на дно. Это процесс длиною в жизнь, но он очень увлекателен и интересен. Многие люди боятся развиваться, поскольку в процессе им приходится сталкиваться со всеми своими застарелыми страхами и обидами, поднимать в себе весь негатив, всё то, что убивает и разрушает нас изнутри, рубит на корню любые начинания и разбивает всю нашу жизнь на мелкие осколки. Им привычнее ничего не делать для своего развития и катиться вниз, в пропасть, чем принять решение изменить свою жизнь к лучшему, сделать её более счастливой. Каждый из нас здесь делает свой выбор сам, и не нужно осуждать тех, кто пока не готов вступить на этот путь. Но те, кто встает на путь развития, проходя через трудности, очищают свою душу от накопленного негатива, и получают бесценный опыт. Жизнь становится многограннее и светлее. Путь развития — не означает сплошное счастье и удовольствие, негативные эмоции на нем неизбежны. И нужно учиться гармонично их выражать и проживать их в согласии с миром и с самим собой.

Информации очень много, и я остановлюсь на этой теме более подробно в дальнейших своих материалах, а сейчас дам краткий ответ на вопрос — «А как же спасти себя?». Хочу заметить, что я не претендую на истину в последней инстанции и делюсь тем опытом, который прошла лично я и многие из окружающих меня людей. И буду лишь рада, если он поможет кому-то еще стать счастливее!

Спасение себя начинается с изучения законов мироздания и изменения своего мышления. Необходимо понимать устройство мира, знать те законы, которым подчиняется наша Вселенная, уметь их применять в любых ситуациях, а также внедрять это знание в свою повседневную жизнь и жить в соответствии с ним. Этот пункт очень важен и серьезен. И здесь я рекомендую без фанатизма обращаться к различным учениям, объясняющим устройство мира. Примерно на 70% во всех учениях говорится одно и то же, только разными словами. Оставшиеся 30% различий в информации появляются в результате нашего мировосприятия. При этом наставник также получает информацию сквозь призму своего ума и опыта, что также влияет на некоторые неточности в изложении материала. Вкратце все эти законы есть и в интернете, например, закон притяжения, закон причины и следствия, и другие. Более подробно мы будем говорить о них в других статьях.

Второй момент — очищение своей жизни. Человеку нужно стремиться к благости, к чистому образу жизни — как внешней, так и внутренней. Поскольку если наша среда грязная, то мы не сможем получить высшее руководство — все эти импульсы сверху затеряются. Поэтому на начальных этапах личностного роста лучше руководствоваться какими-либо принципами. Во многих религиях это есть как заповеди. Не убий, не укради и так далее… Поэтому дается руководство правил, как нужно действовать. Важно очищать свою жизнь постепенно, без фанатизма, с искренним желанием жить иначе. Избавляясь от негативных привычек и неэффективных убеждений, наше сознание очищается, мы начинаем излучать в мир более высокие вибрации, и мир реагирует — изменяется, трансформируется, и наша жизнь меняет свое качество — становится светлее и гармоничнее.

Затем необходимо обрести доверие к миру. Мы должны понимать, что есть высшие силы, которые намного мудрее нас, что наша душа знает истинную картину событий и как для нас будет лучше. Она как бы смотрит сверху на всё происходящее, и видит прошлое, настоящее и возможное будущее. И именно она может направлять нас, наставлять на правильный путь. Здесь важно открыться миру, довериться ему, встать в позицию ученика — чтобы позволить высшим силам направлять себя, позволить своей душе реализовывать своё предназначение в этом мире, и получать тот опыт, за которым она пришла. Самое благоприятное для человека — принять это руководство высших сил, тех самых, которые любят нас безусловно, и всё происходит только для нашего блага. Мы должны понять, что мы не ведущие, а ведомые. Что не всегда тот путь, который мы избрали для себя — является самым лучшим и тем самым истинным, и нужно уметь читать знаки мира, слышать себя, найти контакт со своей душой — и принять это руководство. Но первым шагом в этом процессе является именно принятие — принятие того, что есть высшие силы, Бог, который безусловно нас любит, и делает всё для нашего же блага. Нужно открыться миру, довериться ему. Только тогда мы сможем получить высшее руководство — что стоит делать, что не стоит делать, научимся читать знаки мира и жить в состоянии счастья и легкости.

Следующий пункт спасения себя — умение слушать себя, находить контакт со своей душой. Здесь в основном предстоит практическая работа в виде медитаций и запросов своему менталу. Также очень важно учиться оценивать поступающую информацию, мыслить аналитически и формировать собственное мнение, а также адаптировать её под себя и под свою жизнь — иначе велик риск фанатично следовать чужим учениям и пытаться скопировать чей-то успех. Не лучше ли создавать свой собственный? А чтобы определить свой истинный путь, на котором и возможен успех и полная самореализация, необходимо научиться слушать себя и прислушиваться к себе, советоваться со своей интуицией. При этом существует два вида интуиции — интуиция на уровне ума — ложная интуиция, которая связана с нашими привязанностями к чувствам, и истинная, на уровне души, когда дается руководство сверху как поступить в той или иной ситуации. Для раскрытия истинной интуиции необходимо всё то, о чем мы говорили выше — чистая жизнь и раскрытие знания, а именно — изучение законов мироздания, изменение своего мышления. А также — умение довериться миру, встать в позицию ученика.

Маленькая ремарка по поводу адаптации информации под себя: При выполнении каких-то практик и упражнений, сначала лучше повторять всё в точности так, как советует автор, а когда появится соответствующий опыт — трансформировать их в соответствии со своей жизнью, так, как удобно лично тебе и как ты считаешь нужным. Это похоже на приготовление нового блюда — сначала стараешься сделать всё по рецепту, и лишь впоследствии, когда уже есть достаточный опыт, меняешь процесс приготовления так, как считаешь нужным.

И последнее — необходимо применение этих знаний в своей жизни. Часто мы прослушаем какую-то информацию, соглашаемся с ней, но не применяем её на практике. Поэтому происходит движение по синусоиде — мы меняем свою жизнь, встречаем сопротивление старых привычек, откатываемся назад — к прошлому. А затем опять начинаем всё заново. И это вполне естественно и обосновано. Нашей психике необходимо время для изменения и привыкания к новому образу жизни. И хотя личностный рост — это процесс длиною в жизнь, внедрение этих знаний помогает сделать жизнь легче и счастливее. Ведь счастье — это не отсутствие проблем. Счастье — это когда мы имеем способность решать проблемы и преодолевать трудности, которые приходят в нашу жизнь.

И помни — нет тех, кто выше, нет тех, кто ниже. Все мы разные. И каждый находится в том месте, где он должен быть, на том этапе развития, который выбрала его душа, и получает тот опыт, который необходим именно ему для его же блага. И каждый из нас выбирает сам между развитием и деградацией. Поэтому не стоит кого-то спасать, принуждать и уговаривать, если они того не просят. Достаточно дать им поддержку и участие, поддержать и подбодрить, указать направление движения, но не пытаться тащить их весь путь на себе. Спасай себя сам, изучай знание, очищай свою жизнь и своё сознание, доверяй миру, открывайся высшему руководству, слушай себя, вдохновляй окружающих своим примером. Спасись сам — и тысячи вокруг тебя спасутся. И станешь счастливее и ты, и весь мир вокруг!

С любовью и пожеланиями мира и добра, Наталия Романова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]