Чтобы понять, покровителем чего является Серафим Саровский, нужно, в первую очередь, узнать его жизнь, чем он занимался и какой след оставил в истории.
Родился в городе Курске в семье простых рабочих. При рождении получил имя Прохор. Еще с детства мальчика приучали к физическому труду. Родители занимались строительством церкви.
Еще в детском возрасте с ребенком происходили странные вещи. Например, один раз мальчик залез на церковную колокольню и упал с нее на землю. Высота была большая, однако малец выжил и остался практически невредим. У него не было переломов или серьезных ран, лишь маленькие синяки.
После этого инцидента Прохор понял, что это божий знак, и начал увлекаться религией. Взрослея, он захотел посвятить себя служению Господу. В Саратовской области он стал работать священником и получил имя Серафим.
Серафима Саровского причисляют к лику святых. По преданию, он имел дар исцеления, поэтому многие люди обращались к нему за помощью. По преданию, он мог лечить смертельные болезни внутренних органов.
Его почитают в православной и католической религиях.
Серафим Саровский является покровителем помощи нуждающимся. Еще при жизни к нему обращались с просьбой освободить разум от скорби, уныния или искушения. Люди молятся ему в состоянии отчаяния и обиды. Они просят духовного спокойствия и удовлетворения.
Иконография
Икона Серафима Саровского являет собой великую ценность для православных людей. При ней постоянно совершаются немыслимые и долгожданные чудеса, происходит помощь по разным жизненным аспектам. Люди обращаются к святому во всех ситуациях, просят не только за себя, но и за родных, близких людей.
Еще при жизни великого старца был создан его портрет. Сейчас он хранится в Америке в монастыре Новое Дивеево.
На иконописном образе старец изображен в возрасте моложе своих лет. Его лицо худое, волосы зачесаны назад, гладкая и струящаяся борода. Взгляд инока спокойный, уверенный, самоуглубленный, глаза смотрят прямо в сердце молящегося. Внешний вид старца выражает доброту, умиротворение, милосердие и смирение.
Существует 4 главных иконографических образа Серафима Саровского:
- его руки молитвенно сложены у сердца крест накрест: десница возлежит поверх левой руки;
- благословляющий жест: правая рука благословляет, а левая держит четки для моления (непременный атрибут монахов);
- коленопреклоненное моление на камне (подвиг стояния, продолжавшийся 1000 дней), руки святого воздеты к Небу;
- образ старца с посохом.
Совет! Молиться старцу можно как в церкви, так и дома. Зажгите свечу и прочитайте молитву, и богоносный старец исполнит просимое!
Икона Серафима Саровского
LiveInternetLiveInternet
Преподобный Серафим Саровский. Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин;
19 (30) июля 1754 (или 1759), Курск — 2 (14) января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители.
Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II.
Один из наиболее почитаемых православных святых.
Народное почитание саровского старца намного опередило его официальное причисление к лику святых.
Из-за этого множество изображений старца расходились по России, как осколки камня на котором он молился – еще задолго до появления канонических икон.
Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»
Серафим Саровский с житием (икона, н. XX века).
Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Очень рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим.
В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.
Картина священника Сергия Симакова. Падение с колокольни Прохора Мошнина. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.
Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.
В XIX веке сложилось несколько сюжетов из жизни преподобного, которые были повторены в самых разных литографиях и лубках. Один из них – «Стояние на камне».
Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне.
Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных).
Неизв. художник. Преподобный Серафим Саровский.
Св. Серафим кормит медведя. Миниатюра в технике эмали на медной основе начала XX века, Ростов. Хранится в ЦАК МДА.
Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г. Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью.
Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком.
В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились.
Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.
В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года.
После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I.
Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».
М. Маймон. Преподобный Серафим Саровский и Император Александр I. 1904 Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.
Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Живописный портрет кисти неизвестного художника. Вероятно является копией прижизненного портрета.
Преподобный Серафим Саровский. 1840 год. Литография. ИЗО РГБ. Одно из первых литографических изображений святого. Вероятно на литографии воспроизведен прижизненный портрет старца, где он представлен идущим в «малую пустыньку». Первое «Сказание о жизни и подвигах» старца Серафима вышло в 1841 году в Москве за подписью I. C. В 1844 году в XVI томе журнала «Маяк» вышло более подробное сказание о старце Серафиме — автор его не был обозначен, но московский митрополит Филарет в письме к архимандриту Антонию приписывал этот труд Некоему Георгию (вероятно настоятелю Николо-Барковской пустыни, жившему при отце Серафиме в качестве гостинника в Сарове под именем Гурия; в 1845 году это сказание вышло отдельной книгой в Санкт-Петербурге.
Сайда Мунировна Афонина. Моление о даровании источника. Преподобный Серафим Саровский. в 1863 году, по желанию Саровского монастыря — по его архивным документам и рассказам очевидцев, вышло самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима; автор этого труда, Н. В. Елагин, был указан только в 5-м издании, в 1905 году.
Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения.
Картина священника Сергия Симакова. Гряди откуда ты пришел. (Серафим Саровский прогоняет масона). Серафим Саровский вообще никаких письменных сочинений после себя не оставил.
В.Е. Раев. Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому: Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи. И хлебом обожраться можно. Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе. Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более. На хлеб и воду ещё никто не жаловался. Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа. Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.
Ю.И. Пешехонов. Св. Серафим Саровский. Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела. Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями. Смирение может весь мир покорить.
Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего. У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце. Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.
Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному. Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы. Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.
Вид Свято-Троицкого Серафимо – Дивеевского женского монастыря. Литография. Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок помещика Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С. А. Нилусом и изданных им в 1903 году.
С. Ивлева. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. 2010 Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал .
Сергий Симаков. Серафим Саровский благославляет семью Николая II.
По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги — весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<�…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима.»
Вышитая дочерьми царя Николая II икона. Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Шитье. Иоанновский монастырь на Карповке. Санкт-Петербург. Подпись «Сей святой образ вышит руками Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.»
11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике.
Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.
Гроб-колода, в котором был погребен о.Серафим. Своим Деянием от 29 января 1903 года Святейший Синод извещал: «Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение: 1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою, 2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода». Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.
Перенесение святых мощей преподобного Серафима Саровского в Успенский собор Саровской пустыни 18 июля 1903 г. Мастерская Е. И. Фесенко. Одесса. Хромолитография. ИЗО РГБ.
Крестный ход в Саровском монастыре со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. 19 июля 1903 г. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Музей при храме святителя Митрофана Воронежского. Москва.
Канонизация прп. Серафима Саровского. Преп. Серафим широко почитается в среде православных верующих и в настоящее время. Неоднократно сообщалось о чудесах и исцелениях у его мощей, а также о явлениях его людям (например, об одном из них св. прав. Иоанн Кронштадский пишет в своей книге).
Павел Рыженко. Серафим Саровский. В ноябре 1920 года прошедший в Темникове IX уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками Преподобного Серафима Саровского. Оратором, требовавшим вскрытия мощей, был известный мордовский поэт, переводчик «Интернационала» на мокшанский язык З. Ф. Дорофеев. 17 декабря 1920 года было произведено вскрытие мощей с составлением акта.
В 1922 году мощи были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев (этот крематорий назывался ещё «кафедрой безбожия»).
Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи.
В декабре 1990 года останки были освидетельствованы комиссией в составе епископа Тамбовского Евгения (Ждана) и епископа Арсения (Епифанова); комиссия, руководствуясь актом освидетельствования останков о. Серафима в 1902 году и актом вскрытия мощей, установила, что останки были мощами преподобного Серафима Саровского.
11 января 1991 года состоялась передача мощей; 6—7 февраля 1991 года мощи при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор.
28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года при большом стечении народа преподобного встречали в Дивеевском монастыре. 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии Успенской Саровской пустыни.
С 29 по 31 июля 2007 года в селе Дивеево Нижегородской области проходили торжества, посвящённые Дню памяти преподобного Серафима Саровского.
Их посетили свыше 30000 паломников.
В 1991 году известный скульптор Вячеслав Клыков изготовил и подарил городу Саров памятник преподобному Серафиму Саровскому. Монумент установили в районе Дальней пустыньки, в лесу. В сентябре 2007 года впервые совершён молебен преп. Серафиму как покровителю ядерщиков. В 2011 г. именем Серафима Саровского была названа улица в Батайнице, пригороде Белграда (Сербия); ранее улица, названная в честь святого, носила название «Партизанские базы».
В августе 2011 года освящён памятник святому отцу чудотворцу в Екатеринбурге.
Памятник Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни.
источник
О чем молятся пред иконой чудотворца
Еще во времена земного жития батюшку Серафима народ почитал как святого. Сразу по его смерти было написано множество молитв, акафист, прославления, хотя чудотворец еще не был канонизирован. Просто люди верили в его святости и ожидали скорого прославления.
Перед ликом старца Серафима молятся:
- в моменты отчаяния, скорби и уныния;
- ради защиты от искушений;
- для наставления на путь истинный оступившимся;
- ради разрешения различных бытовых проблем;
- во исцеление духовно и физически болящих;
- о даровании помощи кающимся;
- о помощи в удачном замужестве;
- о долгожданном зачатии ребенка;
- в трудных родах;
- о налаживании рухнувших семейных отношений;
- об обретении любви и согласия между супругами;
- о помощи в бизнесе и торговле:
- о поддержке благих дел.
Читайте о святом:
- Серафимо-Дивеевский монастырь
- Акафист преподобному Серафиму Саровскому
- Мощи преподобного
Важно! При молитвенном обращении к отцу Серафиму следует помнить, что он, как и другие святые, не специализируется на помощи в каких-то определенных делах. При обращении к нему с верой в Силу Божию, а не в силу иконы, молитвенник всегда получает просимое.
При обращении к святому необходимо иметь чистые помыслы и открытую душу. В противном случае корысть станет страшным препятствием, и молитва не будет исполнена.
Факты о святом
Жизнь преподобного немало отличалась от жизней большинства других людей с раннего детства. Приведем самые интересные факты, известные историкам, о подвижнике:
- В детстве упал с колокольни, но остался невредим.
- Будучи ребенком, три года болел водянкой, из них полтора не вставал с постели. Был исцелен после причастия и явления Пречистой Девы.
- Прожил в подвигах отшельничества 47 лет.
- Тысячу дней провел, молясь на камне.
- Кормил с руки медведей.
- Келейный образ преподобного – «Умиление» Пресвятой Богородицы.
- Прославлен через 70 лет после земной кончины – в 1903 году.
Земная жизнь подвижника достойна внимания каждого православного верующего. Подвиги праведника не теряют актуальности и спустя практически два столетия после их совершения. Поэтому рекомендуем ознакомиться с житием святого подробнее, если вы ещё этого не делали.
Дни памяти – 15 января, 1 августа. Однако молиться преподобному можно в любой день года. Просто в день празднования святому Серафиму следует молиться сугубо.
В каких храмах есть чудотворные иконы отца Серафима
- Данилов монастырь — часть святых мощей и два чудотворных списка;
- Елоховский Богоявленский кафедральный собор — чудотворное изображение с частицами камня, на котором святой совершал подвиг стояния;
- Серафимовское кладбище в Старом Петергофе — чудотворный лик;
- Храм Воскресения Христова (Нарва, Эстония) — чудотворное изображение.
Икона Серафима Саровского
К чему снится икона Серафима Саровского
Во всех религиях икона является символом высшей духовной силы. Перед тем, как начать толковать сон с иконой, нужно вспомнить несколько вещей: во-первых, как икона фигурировала во сне (стояла на столе, упала на землю, держалась на руках и т.д.), во-вторых, кто был изображен на иконе.
Второй пункт более важен, так как каждый святой является покровителем того или иного дела. Толкование усложняется, если человек не помнит изображение или не знает, кто на ней был изображен.
К сожалению, образ Серафима Саровского в сновидениях не несет хороших новостей. Святой предупреждает, что скоро человека настигнет неудача и несчастье. Однако нельзя опускать руки. Надо самому попытаться решить проблему. Следует обратиться за помощью к Богу, а не к близким друзьям. В таком случае плохие моменты быстрее пройдут, а в жизни все наладится.
Не нужно надеятся только на божественную помощь. Лишь собственными руками человек может проложить себе путь в светлое будущее. Молитва иконе Серафима Саровского предупреждает человека, чтобы он не делал поспешных выводов и необдуманных действий (об этом же предостерегают и другие иконы).
Святые мощи
Мощи преподобного покоятся в стенах Саровского монастыря, расположенного в Нижегородской области.
Поклониться частице мощей можно в храме Георгия Победоносца в Ендове, в котором находится Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
Совет! Священники советуют во время стояния в многочасовой очереди к мощам не просто стоять, а молиться старцу. Он все видит и слышит! Святой Серафим заповедовал молиться ему как живому, тогда и он будет живым для всех молитвенников.
В молитве следует помянуть имена всех близких и родственников. Желательно испросить серафимового предстательства пред Господом о вразумлении, о даровании утешения в проблемах.
Когда подойдет очередь к мощам, необходимо сделать два поклона пред ними и после каждого наложить Крестное знамение. Подойдя к святыне, сначала ее нужно поцеловать (приложиться губами), только потом прикоснуться к ней лбом. Затем следует совершить поклон и перекреститься. Если нужно освятить на мощах святого иконку, то лучше отдать ее сестре-монахине, стоящей у изголовья мощей. Она приложит ее к раке, и образ станет освященным. Освящать можно православные крестики, пояс «Живый в помощи», иконы, четки.
Читайте о христианской атрибутике:
- Что такое ладанка и как ее носят
- Зачем носить крестик (беседы с детьми)
- Зачем нужны четки
Молящийся на камне:
Когда Серафим Саровский стал монахом, то он выстроил келью для жизни недалеко от монастыря. Сам себе искал еду: в основном это была сныть и другие травы. Какое-то время выращивал овощи, разводил пчёл и делал хлеб своими руками. Животные приходили к нему и буквально ели с рук: это тоже запечатлели художники. В то же время своего отшельничества, Серафим принял обет беспрерывного чтения молитвы, который длился 1000 дней и ночей. Для этого он выбрал огромный камень для простираний, а на дерево возле камня повесил икону с изображением Богородицы. Этот образ в иконографии Серафима Саровского так же весьма популярен среди верующих, как знак ревностной веры в Божью силу.
После выполнения обета в 1000 дней, Серафим Саровский с ещё большей силой и упорством решил отдаться в руки Божии. Он почти не ел и принял обет молчания на несколько лет. Всё время он непрерывно молился. А после обета молчания и вовсе ушёл в затворники. Затворничество укрепило его собственную и веру людей в его прозорливость и способность к исцелению. Люди приходили к нему и просили благословить, направить на верный путь. Он же предсказывал будущее, а перед смертью наказал в молитве обращаться, как к живому.
По этой причине до сих пор в домах людей можно встретить икону с Серафимом Саровским, который, как живой, обитает в доме и помогает людям обрести покой и веру.
Нюансы правильной молитвы
Православному человеку молитва необходима для видения своих грехов. А для того чтобы Господь и святые услышали мольбу, необходимо соблюсти некоторые условия:
- Внимание. Необходимо сосредоточиться на молитве, внимательно относиться к своим мыслям и произносимым словословиям. Это труд. Механическое прочтение молитв без осмысления — опасное занятие, к нему легко привыкнуть, а в результате забудется сама молитва и возможно проявление гордыни в своей «молитвенности».
- Покаяние. Оно должно исходить из глубины души, а желание исправить свою жизнь должно быть искренним, чистосердечным.
- Смирение и благоговение. Без наличия этих важных факторов молитва будет богопротивной. У молящегося выработается привыкание к молитвам и разовьется чувство праведности, а это «пахнет» фарисейством. А без смирения возможно вхождение в прелесть.
Важно! Богоносный инок Серафим при жизни стяжал святость, хоть и не имел церковного сана. Его чудотворные иконы напоминают потомкам о монашеском подвиге и сподобленных ему Дарах Духа Святого.
Серафим Саровский в лесу
Молитвы преподобному старцу
Тропарь, глас 4
От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́,/ умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.
Перевод: От юности ты возлюбил Христа, блаженный, и, Ему Одному служить пламенно возжелав, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался, и умиленным сердцем любовь Христову стяжав, избранником возлюбленным Божией Матери явился. Потому мы взываем тебе: «Спасай нас молитвами твоими, Серафим, преподобный отче наш!»
Кондак, глас 2
Ми́ра красоту́ и я́же в не́м тле́нная оста́вив, преподо́бне,/ в Саро́вскую оби́тель всели́лся еси́,/ и та́мо а́нгельски пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́, о́тче Серафи́ме, просла́ви/ и да́ром исцеле́ний и чуде́с обогати́./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.
Перевод: Мира красоту и все, что в нем тленного, оставив, преподобный, в Саровскую обитель ты вселился и, там ангельски пожив, стал для многих путем ко спасению. Оттого и Христос тебя, отче Серафим, прославил и даром исцелений и чудес обогатил. Потому мы взываем тебе: «Радуйся, Серафим, преподобный отче наш!»
Молитва первая
О, пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от Тебе́ тощ и неуте́шен оты́де, но всем в сла́дость бысть ви́дение ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе яви́ся. Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к Небе́сному упокое́нию, николи́же любы́ твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившася, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния. Те́мже и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющия тя отрева́яй! Вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да научи́т нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́вши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в. Аминь.
Молитва вторая
О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, преподо́бне и богоно́сне отче наш Серафи́ме! При́зри от го́рния сла́вы на нас, смире́нных и немощны́х, обремене́нных грехми́ мно́гими, твоея́ по́мощи и утеше́ния прося́щих. Прини́кни к нам благосе́рдием твои́м и помози́ нам за́поведи Госпо́дни непоро́чно сохраня́ти, ве́ру правосла́вную кре́пко содержа́ти, покая́ние во гресе́х на́ших усе́рдно Бо́гу приноси́ти, во благоче́стии христиа́нстем благода́тно преуспева́ти и досто́йным бы́ти твоего́ о нас моли́твеннаго к Бо́гу предста́тельства. Ей, свя́тче Бо́жий, услы́ши нас, моля́щихся тебе́ с ве́рою и любо́вию, и не пре́зри нас, тре́бующих твоего́ заступле́ния: ны́не и в час кончи́ны на́шея помози́ нам и заступи́ нас моли́твами твои́ми от зло́бных наве́тов диа́вольских, да не облада́ет на́ми тех си́ла, но да сподо́бимся по́мощию твое́ю насле́довати блаже́нство оби́тели ра́йския. На тя бо упова́ние на́ше ны́не возлага́ем, О́тче благосе́рдый: бу́ди нам вои́стину ко спасе́нию путево́ждь и приведи́ нас к невече́рнему свету жи́зни ве́чныя богоприя́тным предста́тельством твои́м у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, да сла́вим и пое́м со все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья
О, преподо́бне о́тче Серафи́ме! Вознеси́ о нас, рабе́х Бо́жиих (имена), благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да нау́чит нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
1760-е
В 60-е годы XVIII века, когда Прохор (имя святого Серафима в миру) только начинал свой жизненный путь, ситуация в России меняется. Несмотря на приход к власти в 1762 году Екатерины II Великой и наступавших успехов во внешней политике, для Православной Церкви это были тяжелые годы.
Указом Екатерины Великой от 26 февраля 1764 года в стране начинается секуляризация монастырей. Созданы так называемые монастырские штаты, которые регламентировали количество, структуры, категории православных обителей.
Число монастырей начинает резко сокращаться. Количество закрытых по всей России обителей составило около 600, еще 160 выведено за штат – то есть они лишились государственной поддержки. Конечно же, это был серьезный удар, особенно если учесть, что многие из тех монастырей были основаны святыми подвижниками. Усугубляет обстановку и то, что в 1765 году выходит указ, ужесточающий крепостное право. Все это не могло не выявить многих острых вопросов во внутренней жизни страны.
Во внешней жизни тоже происходят перемены. В 1763 году завершается Семилетняя война, блистательные успехи которой сводятся на нет недолгим правлением Петра III, который боготворил проигравшую в войне Пруссию. Фактически он отдал все завоеванное Россией назад проигравшей стороне.
В конце 60-х (1768 год) Россия втягивается в тяжелую войну с Турцией.
Прохор в это время получает от Господа первые испытания духа в виде физических недугов.