Коневская икона Божией Матери: история храма-реабилитационного центра
Церковь Коневской иконы расположена в Приозерском районе, в поселке Саперное. Красивая и ухоженная территория создает впечатление уюта и защищенности. Над ее благоустройством трудились служители храма и живущие здесь послушники. Все, что здесь есть – фонтаны, цветники, роскошные розарии, резные ставни и перила, выложенные камнем дорожки, чуть поодаль – в идеальном порядке огороды и теплицы, – создано руками служителей, прихожан и реабилитантов.
Хотите узнать, как все начиналось? Присоединяйтесь к нашим путешествиям, выгодно заказывайте горящие туры и с удовольствием знакомьтесь с историей края.
Итак, что мы знаем об этом уникальном месте? Храм Коневской иконы (Саперное) был заложен в конце 1994 года. И уже на крещенские праздники в январе 1995 состоялось первое освящение воды. Решением приходского собрания церковь была посвящена покровительнице Карельской земли, и Коневская икона Божией Матери в Саперном стала ее хранительницей. Летом 1995 года храм освятили, и на Приозерской земле началась жизнь еще одного центра духовного возрождения.
Преображение в Храме – Храм Коневской иконы Божией Матери
Коневская икона Божией Матери, день памяти которой отмечают 23 июля, является покровительницей обители. Через год после освящения церкви в пос. Саперное произошло чудо – икона замироточила. Это явление настоятели храма восприняли в качестве благословения, что и стало решением для открытия центра для реабилитации алко- и наркозависмых.
С апреля 1996 года при храме работает духовная лечебница, ставшая первым в России епархальным реабилитационным центром
Множество страждущих приезжает в Саперное: церковь Коневской иконы Божией Матери дает надежду на жизнь и возрождение.
Реабилитация – Храм Коневской иконы Божией Матери
Скит Коневской иконы Божией Матери
Около 1393/1394 года преподобный Арсений устраивает монастырь на берегу небольшой бухты на юге острова. Сюда переселяются монашествующие с Коневецких скитов, находившихся в Филипповой Лахте и на Святой горке. А в 1398 году здесь строится храм Рождества Пресвятой Богородицы. Сама же бухта (или лахта) с XV века стала называться Владычной в память о том, что сюда в 1444 году пристал корабль святителя Евфимия, архиепископа Новгородского. Здесь же его встречали и провожали насельники обители. К тому времени сам монастырь находился уже в другом, более высоком, месте. В память о посещении острова владыкой на берегу бухты был поставлен крест. Позднее здесь была возведена небольшая деревянная шестиугольная часовня размером 5 на 6 метров и высотой до карниза 3 метра. Здание было покрыто куполом, обитым белой жестью. Внутри часовни находился деревянный, выкрашенный голубой краской иконостас, а потолок был покрыт изображением Святого Духа в виде голубя.
Церковь Коневской иконы Божией Матери и часовня.
Рис. из альбома «Виды и описания Коневского монастыря» (издание 1876 года).
К XIX веку Владычная (или на местный манер — Лодыжная) лахта была сильно занесена песком и камнями, ее берега поросли травой и мхом. Правда, напротив бухты было традиционное для монастыря место, где закидывался большой невод и ловился сиг и ряпушка. История умалчивает имя инициатора строительства рядом с ветхой часовней целого скита. Возможно, им был сам архимандрит Израиль. В начале 1874 года в Строительном отделении Санкт-Петербургского губернского правления был тщательно рассмотрен проект храма и служб при нем. Автором проекта стал уже потрудившийся на Коневце архитектор — Иван Блажеевеич Слупский. Закладка скита состоялась 30 июня (12 июля) 1874 года. Строился комплекс на средства трех санкт-петербургских благотворителей: известного на Северо-Западе России церковного жертвователя Ефрема Никифоровича Сивохина и купцов Мартынова и Николаева. Освящение скита произошло в 1876 году.
Скит в 1910-е годы
Центром его стала возведенная в кирпиче на мощном гранитном цоколе церковь, в облике которой прослеживается дань характерному для того времени увлечению так называемым «русским стилем XVII века». Это небольшой каменный бесстолпный храм с притвором, выделяющийся богатым узорочьем. Изящность постройке придают 3-частные кокошники с килевидным верхом, завершающие фасады четверика, выложенные в кирпиче 8-конечные кресты, сухарики, ширинки, арочки, руст. Длина храма составляет 18 м, ширина 7,5 м, а высота до карниза 8,5 м. Храм венчает традиционное для русских церквей пятиглавие. Центральный купол значительно массивнее остальных, что, тем не менее, придает всей церкви красивый внешний вид. Остальные купола небольшие, с маленькими луковичным главками. Над притвором находится небольшая одноярусная колокольня с шатром, также увенчанным небольшой главкой.
Интерьер храма. 1910-е годы
Внутри церковь отличалась богатым убранством. 3-ярусный «разделанный под малахит» иконостас с чертами русского стиля был украшен позолоченной резьбой.
Рядом с церковью располагается двухэтажный келейный корпус в «кирпичном» стиле, перекрытый простой кровлей. Здание выглядит довольно скромно по отношению к храму. Всё небольшое внутреннее пространство обнесено высокой кирпичной оградой с тесовой кровлей. По углам ограды устроены башенки с шатровым завершением и главками с крестами. С западной стороны в ограде находятся трехчастные ворота с килевидными арками.
Жизнь насельников скита подчинялась общим правилам: круглогодичная молитва, чтение Евангелия и святоотеческий книг; летом — огород, ловля рыб, заготовка дров; осенью — заготовка овощей; зимой — рукоделие. В день храмового праздника 10/23 июля к началу Божественной литургии сюда из монастыря совершался крестный ход. Коневский скит мало посещался паломниками, как правило, по пути на Валаам немного времени проводившими на острове. Однако небольшой храм был хорошо заметен при приближении к острову. Он же провожал паломников. Иван Шмелев в своих путевых очерках «На скалах Валаама» так описывает свое отправление с острова: «Монашек сбрасывает причал и смотрит, как наш пароход, вздымая пену винтом, медленно отодвигается от пристани. Дальше и дальше уходит лесом поросший Коневец. Белеет собор на зеленой стене лесов. Вправо чуть виден тихий скит, задернутый густой сеткой тумана».
Финские солдаты у скита. Фото 14 февраля 1942 года (с сайта «SA-Kuva»).
Подготовка лыж в ските. Фото 9 февраля 1943 года (с сайта «SA-Kuva»).
Обычная жизнь скита, как и всего монастыря, была нарушена войной в 1939 году. Коневский храм не пострадал, но насельники скита, как вся остальная братия в связи с переходом острова в состав Советского Союза были вынуждены оставить его. Убранство и иконостас храма остались практически нетронутыми. Однако, когда во время Великой Отечественной войны монахи вернулись на остров, то обнаружили, что иконы в храме были изрезаны ножами, а рядом со скитом попадались разрубленные образа и порванные книги. Так скит постигла единая со всем монастырем участь.
Расположившийся на острове военно-испытательный полигон военно-морского флота СССР использовал храм для обжига торпед, для чего была разрушена часть стены, а внутри устроена печь. В районе ловли рыбы напротив Владычной бухты проходили испытания силовых атомных установок. К моменту передачи монастыря Русской православной церкви здания Коневского храма и келейного корпуса находились в плачевном состоянии.
В 2002 году настоятель Коневского монастыря игумен Исидор (Минаев) передал Коневский скит Софийскому собору Царского Села, начался процесс воссоздания храма и расчистки территории от многочисленных следов пребывания военных.
Еще до этого Царскосельское благочиние, с благословения монастырского начальства, стало устраивать на берегу Владычной бухты детский лагерь. Первые сезоны дети проживали в палатках, готовили на костре. В этот период произошло зарождение традиции ежегодных детских сборов на острове Коневец. В 2007 году было решено перенести лагерь непосредственно к стенам Коневского скита. Для детей были построены небольшие домики, в келейном корпусе организована кухня. В 2011 году, по благословению благочинного Царскосельского округа протоиерея Геннадия Зверева, детский лагерь «Коневец» был передан под попечительство прихода Екатерининского собора Царского Села. Ныне каждое лето на остров приезжают более 250 детей разного возраста: от 8 до 16 лет. За сезон в лагере проходит шесть смен. Каждую смену окормляет свой духовник из числа клириков Царскосельского благочиния. Священник — духовный наставник как для детей, так и для взрослых. Божественная литургия, утренние и вечерние молитвы в Коневском храме, послушания, молитвы перед едой — все это позволяет укрепиться в своей вере, в ее значимости и значении.
Так восстановленный за 13 лет скит стал «детской обителью». В 2015 году в монастырь вернулся список Коневской иконы Божией Матери, который до разорения скита находился в храмовом иконостасе. А 3 сентября 2015 года состоялось освящение скитской церкви. Его совершил епископ Выборгский и Приозерской Игнатий. В основание престола была вложена частица мощей священномученника Иоанна Царскосельского, тем самым укрепив связь Коневца и Царского Села.
Церковь Коневской иконы Божией Матери: как добраться из Санкт-Петербурга
Всего час с небольшим, и вот уже блестят на солнце купола церкви в Саперном. Вы можете самостоятельно отправиться в путь, а можете присоединиться к турам с «Шарм Тревел». В этом случае за один выходной день вы увидите не только знаменитый храм, но и множество других интересных туристических объектов:
- Выборг.
- Рускеалу.
- Ладожское озеро.
- Знаменитые водопады и т.д.
Возможно, для кого-то поездка в Саперное станет возможностью не только увидеть уютный почти райский сад, но и прочувствовать гармонию места. Вы сможете понять, почему именно сюда приезжают врачевать свои больные души люди, у которых почти не осталось надежды на нормальную жизнь в социуме.
Кто знает, может быть, именно Ваш отзыв об этом месте станет для кого-то той самой соломинкой, за которую хватается утопающий. Приезжайте, прикоснитесь к святыне, поделитесь своими впечатлениями о путешествиях с «Шарм Тревел».
Заблудшие души. Как в храме Коневской иконы Божией Матери спасают наркозависимых
За четверть века в обители исцелили 2,5 тысячи человек.
Статья 228 Уголовного кодекса. Ее называют «наркотической». Достаточно беглого взгляда на судебные процессы, чтобы понять — больше половины приговоров выносят по 228-й.
Наркомания — это болезнь или нет? Если да, то можно ли ее вылечить? Православный священник отец Сергий уверен, что зависимость от наркотиков — это не болезнь. Это страсть. Ее нельзя вылечить. С ней можно только бороться.
Четверть века назад отец Сергий с двумя исцеленными на православном острове Коневец приехал в поселок Саперное, в чистое поле, и начал строить храм. Сегодня «Обитель исцеления» известна во всей стране. Спасены более 2,5 тысяч человек. 2,5 тысячи — это население небольшого города. О месте, где происходит чудо. Специальный репортаж корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Владислава Белякова.
Храм Коневской иконы Божией Матери. Небольшая церковь в ста километрах от Петербурга. Построена в середине 90-х. Именно здесь творятся настоящие чудеса — исцеляются наркозависимые.
ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ,настоятель храма Коневской иконы Божией Матери, основатель и руководитель реабилитационных : «Есть так называемые помогающие профессии: МЧС, правоохранительные органы, медики и священники. Мы — помогающая профессия».
Настоятель храма отец Сергий — уникальный человек. Полковник МВД в отставке, кандидат в мастера спорта по боксу, три высших образования. На пике карьеры уволился из органов, чтобы спасать наркозависимых.
ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ,настоятель храма Коневской иконы Божией Матери, основатель и руководитель реабилитационных :
«Я просто понял, что правоохранительные органы — они нужны, но это вершки, а нужны корешки. А корешки — это душа человеческая, это сердце человеческое».
Сначала батюшка спасал заблудшие души на православном острове Коневец на Ладоге. В 94-м с двумя подопечными приехал в Саперное. Своими силами начали строить храм. Через год там произошло первое чудо — замироточила икона, в честь которой была названа церковь. Написал ее бывший наркозависимый.
ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ,настоятель храма Коневской иконы Божией Матери, основатель и руководитель реабилитационных :
«Обильно с виска стекает миро, лик спасителя и Божьей матери. Как вот испарина, как человек покрывается испариной при высокой температуре, так мелкими капельками было покрыто лицо. Это мы расценили, как укрепление молодого прихода в вере и благословение на дальнейший путь».
Наркозависимость — вовсе не болезнь, уверен отец Сергий. А потому бороться с ней нужно верой и молитвой.
ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ,настоятель храма Коневской иконы Божией Матери, основатель и руководитель реабилитационных :
«Наркомания — это страсть. А борьба со страстями — это и есть область церковной аскетики. Соответственно, исцеление людей, которые попадают в церковь и хотят получить через веру, через общение с Богом исцеление, они его получают».
Он помнит каждого, кто прошел здесь реабилитацию. Самый трудный случай был с девушкой, над которой надругались в раннем детстве. Росла без отца, с матерью наркоманкой. В юности она стала проституткой.
ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ,настоятель храма Коневской иконы Божией Матери, основатель и руководитель реабилитационных :
«У нее клиенты были садисты и мазохисты, которые ее избивали и душили. Когда она у нам поступила, она была глухая и немая. То есть, даже не разговаривала, а просто сидела и раскачивалась. Потом она стала разговаривать. Потом потихонечку мы ее подготовили. Ну, по сути, за три месяца».
Труд — залог успешной реабилитации. В Саперном есть ферма и огород, пилорама, столярный и слесарный цехи.
— Я никогда в жизни не держал ни сварки, ни болгарки в руках. Я здесь только всему этому научился.
Александр, 25 лет. В обители уже год. К наркотикам пристрастился в школе. Умудрился сделать карьеру в банке, но с пагубным пристрастием сам справиться не смог.
АЛЕКСАНДР,послушник храма Коневской иконы Божьей Матери:
«Здесь я понял, что проблема не только в наркотиках, а вообще в страстях».
Егор, 26 лет. Зависим почти десять лет. Ушла жена, забрала ребенка, отвернулись родители.
ЕГОР,послушник храма Коневской иконы Божьей Матери:
«Я не избавился от зависимости. Я просто четко для себя принял решение, что я больше не хочу употреблять наркотики, а хочется почти ежедневно».
В часе езды от Саперного — женская обитель. Отца Сергия и отца Александра встречают послушницы, чтобы получить благословение.
Реабилитация женщин тоже проходит в трудах праведных — они делают свечи, шьют, готовят еду.
Ксения, 22 года. В прошлом — тяжелые наркотики. Четыре месяца в обители считает чудом.
КСЕНИЯ,послушница храма Коневской иконы Божьей Матери:
«Раньше для меня православные были какие-то унылые, непонятные люди, которые долго стоят, что-то молятся, это так все странно. Когда ты участвуешь в таинствах, причащаешься, исповедуешься, когда ты понимаешь, что тебе от этого становится легче, то все вопросы отпадают сами собой».
ВЛАДИСЛАВ БЕЛЯКОВ,корреспондент:
«Чтобы попасть на загородную реабилитацию, необходимо пройти мотивационный этап. В течение месяца наркозависимые ходят в дневной стационар. Он расположен здесь — прямо на территории храма Воскресения Христова.
Если сотрудники стационара увидят, что человек действительно хочет встать на путь исправления, его направят в Саперное. Статистика поражает: 80 процентов пациентов, прошедших такое лечение, больше не возвращаются к употреблению наркотиков».
Под началом отца Сергия четыре . Они могут принять не более 40 человек одновременно.
ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ,настоятель храма Коневской иконы Божией Матери, основатель и руководитель реабилитационных :
«По крайней мере, до двух лет мы мониторим жизнь каждого человека: хочет ли он трезвости, сорвался, ходит ли он в храм, где он работает, женился-крестился. Восемь из десяти к наркотикам не возвращается».
Обители исцеления почти четверть века. Реабилитацию там прошли более двух с половиной тысяч человек. Около двух тысяч — а это население небольшого города — освободились от зависимости навсегда.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
Читайте нас в Telegram.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»