Апология встряски, или с чего начать воцерковление

сайт Горловской и Славянской епархии

Первые шаги на пути воцерковления бывают сложны, потому что новоначальным христианам многое в Церкви кажется непонятным, чужим и даже страшным. К кому обратиться с вопросами? Как получить возможность пообщаться со священником? Как и сколько молиться? Протоиерей Андрей Байков, клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки, рассказывает, что нужно предпринять, чтобы воцерковление привело к глубокой и осознанной жизни в Церкви.


Какие вопросы себе задать?

Человеку, который хочет воцерковиться, прежде всего нужно обратиться к истокам, к своему прошлому. Важно знать, крещён ли он, кто его крёстные родители. Каждый из нас носит имя православного святого — своего небесного покровителя. У него есть своя история, жизнеописание — мы называем его житие. Это житие нужно прочитать обязательно. По мере ознакомления с ним у человека обязательно возникнет множество духовных и практических вопросов: можно ли достичь подобной святости? Не сказка ли это? Как мы связаны с невидимым миром Бога и святых? Все эти вопросы нужно задать священнослужителю при живом общении с ним.

Воцерковляться самому по какому-то учебнику или книге сложно, а порой и опасно. Дело в том, что сейчас много ложных религиозных течений, которые так или иначе предлагают свои учения под видом идей добра, мира и всеобщего счастья. Человек до прихода в Церковь обычно так себе и представляет духовные ценности. Но часто за этими красивыми словами кроются вещи, которые могут нанести серьёзный духовный вред. Во избежание таких ошибок нужно живое общение со священником.

Для начинающих церковную жизнь

После Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви, а член­ство в любом обще­стве или орга­ни­за­ции пред­по­ла­гает нали­чие прав, обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти. Цер­ковь важ­нее любой зем­ной орга­ни­за­ции, так как имеет незем­ное про­ис­хож­де­ние и ее Гла­вой явля­ется Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Кре­ще­нием откры­ва­ется дверь в Цар­ство Небесное…

Что делать после Крещения?

— Прежде всего осо­знать, что после Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви, а член­ство в любом обще­стве или орга­ни­за­ции пред­по­ла­гает нали­чие прав, обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти. Цер­ковь важ­нее любой зем­ной орга­ни­за­ции, так как имеет незем­ное про­ис­хож­де­ние и ее Гла­вой явля­ется Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Кре­ще­нием откры­ва­ется дверь в Цар­ство Небес­ное и чело­веку дается право в эту дверь войти и при усло­вии испол­не­ния обя­зан­но­стей, кото­рыми явля­ются запо­веди Божии, насле­до­вать жизнь веч­ную. Ответ­ствен­ность озна­чает ответ или отчет о про­де­лан­ной работе по испол­не­нию обя­зан­но­стей, кото­рый каж­дый чело­век даст Богу на част­ном суде, то есть по окон­ча­нии зем­ной жизни и на все­об­щем Страш­ном суде, кото­рый будет после Вто­рого При­ше­ствия Хри­ста Спа­си­теля на землю. Путь ука­зан, дверь открыта, оста­ется только при­ло­жить уси­лия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.

Как быть, если чув­ству­ешь себя неуве­ренно при посе­ще­нии храма, боясь сде­лать что-то не так?

— Не надо этим сму­щаться. Неуве­рен­ность быстро прой­дет, если начать регу­лярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о пра­ви­лах пове­де­ния в храме можно при­об­ре­сти в цер­ков­ной лавке соот­вет­ству­ю­щую литературу.

Не сле­дует оби­жаться, если кто-то в храме не вполне кор­ректно сде­лал заме­ча­ние, напри­мер о том, что не той рукой и не так постав­лена свеча или что-то дру­гое сде­лано не верно. Надо поста­раться таких людей не осуж­дать, а ска­зать им: «Про­стите Хри­ста ради». Или отойти молча, помо­лив­шись: «Гос­поди! Про­сти мне грехи мои, как и я этому чело­веку прощаю!»

Что озна­чает слово «воцер­ко­в­лен­ный»?

— Воцер­ко­в­лен­ный хри­сти­а­нин — это тот, кто ясно пони­мает цель хри­сти­ан­ской жизни — спа­се­ние. Он сораз­ме­ряет свои мысли и поступки с Еван­ге­лием и Свя­щен­ным Пре­да­нием, хра­ни­мым Цер­ко­вью. Для такого чело­века хри­сти­ан­ского — норма жизни, пост для него не про­сто огра­ни­че­ние в пищи и питии, но и время пока­я­ния о своих гре­хах, цер­ков­ные празд­ники — время тор­же­ства о собы­тиях, име­ю­щих пря­мое отно­ше­ние к Про­мыслу Божию о спа­се­нии чело­века, а глав­ное — к нему самому.

Воцер­ко­в­ле­ние чело­века прямо вли­яет на его слу­жеб­ные и лич­ные отно­ше­ния. Они ста­но­вятся ярче, глубже и ответ­ствен­нее. Нару­шая цер­ков­ные уста­нов­ле­ния, он пони­мает, что посту­пает не про­сто непра­вильно, но обед­няет и губит этим свою жизнь. И при пер­вой же воз­мож­но­сти он при­бе­гает к Таин­ствам Испо­веди и При­ча­ще­ния, видя в них един­ственно воз­мож­ное лекар­ство для исце­ле­ния своей души. Нако­нец, воцер­ко­в­лен­ный чело­век — это тот, кто ощу­щает себя сыном Церкви, для кото­рого вся­кое отда­ле­ние от нее мучи­тельно и тра­гично. Нево­цер­ко­в­лен­ному чело­веку лишь пред­стоит обре­сти в себе такое сынов­ное чув­ство и понять, что вне Церкви нет спасения.

С чего начать воцерковление?

— Молитва, посе­ще­ние храма, регу­ляр­ное уча­стие в Таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния — явля­ются нача­лом и осно­вой цер­ков­ной жизни пра­во­слав­ного христианина.

Какие могут быть пре­пят­ствия на пути воцерковления?

— Пре­пят­стви­ями на пути воцер­ко­в­ле­ния могу слу­жить те соблазны и нестро­е­ния, кото­рые ино­гда встре­ча­ются в цер­ков­ной жизни. Эти соблазны и пороки бывают дей­стви­тель­ные, реаль­ные, но бывают и кажу­щи­еся, наду­ман­ные. Но в любом слу­чае для пра­виль­ного отно­ше­ния к ним необ­хо­димо все­гда пом­нить о том, что Цер­ковь по своей при­роде одно­вре­менно и небес­ная, и зем­ная. Небес­ное в Церкви — это дей­ству­ю­щий в ней Гос­подь, Его бла­го­дать, Его угод­ники и бес­плот­ные ангель­ские силы. А зем­ное — люди. Поэтому и в церкви можно столк­нуться с чело­ве­че­скими недо­стат­ками, совер­шенно «зем­ными» инте­ре­сами, немо­щами людей. В этом слу­чае очень легко соблаз­ниться и разо­ча­ро­ваться. Но надо попы­таться это пра­вильно понять. Люди при­хо­дят в цер­ковь спа­саться, но при этом они не ста­но­вятся авто­ма­ти­че­ски свя­тыми. Они при­но­сят сюда свои болезни, стра­сти, свои гре­хов­ные навыки. Мно­гие с Божией помо­щью побеж­дают себя, свои худые наклон­но­сти, но на это ино­гда ухо­дят годы.

Необ­хо­димо познать себя самого, свою соб­ствен­ную немощь, чтобы никого не осуж­дать. Важно не судить Цер­ковь как бы со сто­роны, нужно жить в ней, ощу­щать себя ее неотъ­ем­ле­мой частью , счи­тать ее недо­статки сво­ими недостатками.

Также необ­хо­димо знать, что враг спа­се­ния все­гда стре­мится поссо­рить, раз­об­щить людей, вос­ста­но­вить их друг про­тив друга. И тут глав­ное его ору­жие — это ложь. Он пока­зы­вает то, чего реально нет, мел­кие про­махи пред­став­ляет страш­ными преступлениями.

Надо все­гда пом­нить, что очень мно­гое зави­сит от того, с каким помыс­лом, с каким внут­рен­ним устро­е­нием оце­ни­вает чело­век окру­жа­ю­щую его реаль­ность. Заме­ча­тельно рас­суж­дает о том, на сколько зави­сит оценка этой реаль­но­сти от «помысла», ста­рец Паи­сий Афон­ский: «Когда неко­то­рые гово­рили мне, что соблаз­ня­ются, видя в Церкви много непо­до­ба­ю­щего, я отве­чал им так: «Если спро­сить муху, есть ли здесь в окрест­но­стях цветы, то она отве­тит: «Насчет цве­тов не знаю. А вот кон­серв­ных банок, навоза, нечи­стот вон в той канаве пол­ным-полно». И муха нач­нет по порядку пере­чис­лять тебе все помойки, на кото­рых она побы­вала. А если спро­сить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрест­но­стях какие-нибудь нечи­стоты?», то она отве­тит: «Нечи­стоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много бла­го­ухан­ных цве­тов!». И пчела нач­нет пере­чис­лять тебе мно­же­ство раз­ных цве­тов — садо­вых и поле­вых. Видишь: муха знает только о помой­ках, а пчела — о том, что непо­да­леку рас­тет лилия, а чуть подальше рас­пу­ститься гиацинт.

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а дру­гие на муху. Те, кто похож на муху, в каж­дой ситу­а­ции выис­ки­вает что-то пло­хое, и зани­ма­ются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доб­рого. Те, кто похож на пчелу, нахо­дят доб­рое во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу испра­вится одна частичка Церкви. Если бы это все, есте­ственно, испра­ви­лась бы Церковь».

Чело­век, осуж­да­ю­щий чужие недо­статки и грехи, сам со вре­ме­нем при­хо­дит в пол­ное духов­ное рас­строй­ство и никому таким обра­зом помочь не может, а может только навредить.

И, напро­тив, хри­сти­а­нин, про­во­дя­щий вни­ма­тель­ную жизнь, рабо­та­ю­щий над собой, борю­щийся со сво­ими стра­стями, ста­но­вится доб­рым при­ме­ром и помощ­ни­ком для тех, кто нахо­дится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему при­зван каж­дый на своем месте, ста­ра­ясь, чтобы это было по Богу) заклю­ча­ется самая реаль­ная польза, кото­рую может при­не­сти веру­ю­щий чело­век всей Церкви.

Как и с чего начать духов­ную жизнь? — «Обра­тись к Гос­поду и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои пре­ткно­ве­ния. Воз­вра­тись ко Все­выш­нему, и отвра­тись от неправды, и сильно воз­не­на­видь мер­зость» (Сир. 17:21–23).

Духов­ная жизнь — это внут­рен­няя жизнь. Надо больше вни­мать внут­рен­нему состо­я­нию души, состо­я­нию сове­сти, стре­миться жить по запо­ве­дям Божиим, посто­янно сле­дить за мыс­лями, чув­ствами, никого не осуж­дать, ни на кого не раз­дра­жаться и всех прощать.

Для жела­ю­щего начать духов­ную жизнь необходимо:

1) Обра­титься с молит­вой к Богу, прося Его даро­вать чистую, глу­бо­кую веру, без кото­рой нет спа­се­ния души.

2) При­об­ре­сти Свя­щен­ное Писа­ние и про­чи­тать Новый Завет. При­чем, про­чи­тав его пер­вый раз пол­но­стью, вновь открыть сна­чала и каж­дый день читать по одной или две главы, не торо­пясь, вни­ма­тельно, раз­мыш­ляя над про­чи­тан­ным, ста­ра­ясь вник­нуть в смысл зало­жен­ного в тек­сте Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Хорошо и полезно при этом читать Тол­ко­ва­ния на Новый Завет (напри­мер, блаж. Фео­фи­лакта Бол­гар­ского).

Можно начи­нать зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием с про­чте­ния Дет­ской Биб­лии, в кото­рой про­стым доступ­ным язы­ком изло­жена вся исто­рия вза­и­мо­от­но­ше­ний Бога и чело­века, кратко и ясно опи­саны зем­ная жизнь Гос­пода Иисуса Хри­ста и Его уче­ние о Цар­ствии Божием.

Жела­тельно также при­об­ре­сти и про­чи­тать «Закон Божий», состав­лен­ный про­то­и­е­реем Сера­фи­мом Сло­бод­ским, книгу, в кото­рой объ­яс­ня­ются основы веро­уче­ния, запо­веди Божии, основ­ные молитвы, пра­вила пове­де­ния в храме.

3) Начать чте­ние свя­то­оте­че­ских книг, состав­ля­ю­щих сокро­вищ­ницу духов­ных знаний.

Под­бор свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры для чте­ния есть дело сугубо инди­ви­ду­аль­ное, совер­ша­е­мое по бла­го­сло­ве­нию духов­ного настав­ника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епи­скоп Фео­фан Затвор­ник, свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский. Из совре­мен­ных авто­ров — книги архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина). И, конечно, душе­по­лезно для всех читать жития святых.

4) Для того чтобы начать обу­че­ние молитве, необ­хо­димо при­об­ре­сти «Пра­во­слав­ный молит­во­слов» — сбор­ник молитв, состав­лен­ных свя­тыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвя­тив­шими слу­же­нию Богу и настолько очи­стив­шими свои души, что Гос­подь сотво­рил их сосу­дами Бла­го­дати, про­вод­ни­ками Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Можно ска­зать, что Сам Дух Божий про­дик­то­вал свя­тым отцам тек­сты молитв, кото­рые Цер­ковь впо­след­ствии вклю­чила в сбор­ник для все­об­щего употребления.

5) Соблю­дать уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью пост­ные дни и все мно­го­днев­ные посты.

6) Регу­лярно участ­во­вать в таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной явля­ется частота При­ча­ще­ния один раз в три недели. Воз­можно это делать и чаще, испро­сив бла­го­сло­ве­ния у священника.

7) Необ­хо­димо молить Бога о даро­ва­нии духов­ного руко­во­ди­теля — свя­щен­ника, кото­рому можно было бы дове­рить свою душу для духов­ного руководства.

Чего надо осте­ре­гаться, чтобы не повре­дить своей душе? — Не сле­дует всту­пать в пре­ния и слу­шать сек­тан­тов, убеж­да­ю­щих, что их вера — самая правильная.

Прежде, чем войти в незна­ко­мый храм, надо узнать, не «слу­жат» ли в нем раскольники.

Не сле­дует ходить для молитвы и к «ино­слав­ным» (т.е. не пра­во­слав­ным христианам).

Нельзя общаться с пред­ста­ви­те­лями оккуль­тизма, «Белого брат­ства», «Бого­ро­дич­ного цен­тра», мор­мо­нами, восточ­ными и псев­до­во­сточ­ными криш­на­и­тами, рери­хов­цами, экс­тра­сен­сами, кол­ду­нами и «баб­ками», мно­го­чис­лен­ными «пра­во­слав­ными цели­те­лями». Обще­ние с ними нано­сит силь­ный вред не только духов­ному, но и телес­ному здоровью.

Не нужно слу­шать людей, рас­про­стра­ня­ю­щих раз­лич­ные суе­ве­рия. Не стоит брать ни у кого само­дель­ных, пере­пи­сан­ных от руки или отпе­ча­тан­ных на машинке молитв и закли­на­ний, хоть даю­щий и будет убеж­дать: «Это очень силь­ная молитва!» Если же что-то подоб­ное уже взято, надо подойти к свя­щен­нику и пока­зать ему, свя­щен­ник ска­жет, как с этим поступить.

Со всеми про­бле­мами сле­дует обра­щаться к духов­нику или к слу­жа­щему в храме свя­щен­нику. Не надо оби­жаться на свя­щен­ника, если пока­жется, что он ока­зал недо­ста­точно вни­ма­ния, важно пом­нить о том, что есть и дру­гие люди, кото­рые также нуж­да­ются в пас­тыре. Надо ста­раться вни­ма­тельно слу­шать про­по­веди свя­щен­ни­ков, читать пра­во­слав­ную духов­ную лите­ра­туру, в кото­рой можно найти ответы на все каса­ю­щи­еся духов­ной жизни вопросы.

Не сле­дует увле­каться поли­ти­че­скими стра­стями — народ имеет таких пра­ви­те­лей, каких заслу­жи­вает по сво­ему духов­ному состо­я­нию; изме­нять нужно, прежде всего, свою соб­ствен­ную гре­хов­ную жизнь, улуч­шит каж­дый себя — улуч­шится и окру­жа­ю­щий мир.

Важно пом­нить, что у чело­века нет ничего дороже соб­ствен­ной души, не стоит увле­каться без­удерж­ной пого­ней за мир­скими цен­но­стями, отни­ма­ю­щими силы и время, опу­сто­ша­ю­щими и уби­ва­ю­щими душу.

Нужно бла­го­да­рить Бога за все посы­ла­е­мое: радо­сти и скорби, здо­ро­вье и болезни, богат­ство и нужду, так как все при­хо­дя­щее от Него есть благо; и даже скор­бями, подобно горь­кому лекар­ству Гос­подь исце­ляет гре­хов­ные язвы чело­ве­че­ских душ.

Встав на путь хри­сти­ан­ской жизни, надо не мало­ду­ше­ство­вать, не суе­титься, «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) — все необ­хо­ди­мое даст Гос­подь в свое время.

Во всех своих поступ­ках и сло­вах надо руко­вод­ство­ваться глав­ной запо­ве­дью любви к Богу и ближним.

Можно ли хри­сти­а­нину пить вино? — «Вино полезно для жизни чело­века, если будешь пить его уме­ренно. Что за жизнь без вина? Оно сотво­рено на весе­лие людям. Отрада сердцу и уте­ше­ние душе — вино, уме­ренно упо­треб­ля­е­мое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раз­дра­же­нии и ссоре. Излиш­нее упо­треб­ле­ние вина уве­ли­чи­вает ярость нера­зум­ного до пре­ткно­ве­ния, ума­ляя кре­пость его и при­чи­няя раны. На пиру за вином не упре­кай ближ­него и не уни­жай его во время его весе­лья: не говори ему оскор­би­тель­ных слов и не обре­ме­няй его тре­бо­ва­ни­ями» (Сир. 31:31–37). «И не упи­вай­тесь вином, от кото­рого бывает рас­пут­ство» (Еф. 5:18).

Почему куре­ние — грех? — Куре­ние потому при­зна­ется за грех, что эта при­вычка, име­ну­е­мая даже в свет­ском обще­стве вред­ной, пора­бо­щает себе волю чело­века, застав­ляет вновь и вновь искать сво­его удо­вле­тво­ре­ния, в общем, имеет все при­знаки гре­хов­ной стра­сти. А страсть, как известно, достав­ляет душе чело­века только новые муки, лишает ее сво­боды. Ино­гда куриль­щики гово­рят, что сига­рета помо­гает им внут­ренне успо­ко­иться и сосре­до­то­читься. Однако известно, что нико­тин дей­ствует раз­ру­ша­юще на мозг и нерв­ную систему. А иллю­зия успо­ко­е­ния воз­ни­кает потому, что нико­тин ока­зы­вает еще и тор­мо­зя­щее воз­дей­ствие на рецеп­торы голов­ного мозга. Гре­хов­ным явля­ется все, чем чело­век нано­сит вред сво­ему здо­ро­вью. Здо­ро­вье — дар Божий.

Чем опасна нецен­зур­ная брань? — Слово играет боль­шую роль в жизни чело­века, кото­рый, в отли­чие от всех осталь­ных живых существ назван суще­ством сло­вес­ным. Слово есть вопло­щен­ная мысль и выра­же­ние чувств чело­века. У каж­дого чело­ве­че­ского слова есть свой дух, сокро­вен­ное содер­жа­ние, кото­рое вли­яет на душу чело­века в зави­си­мо­сти от того, какое это слово. Слова молитв обла­го­ра­жи­вают и при­бли­жают душу к Богу, а гряз­ные и нечи­стые слова при­бли­жают душу к тем неви­ди­мым суще­ствам, кото­рые сами нечи­сты. Известно, что одер­жи­мость нечи­стыми духами ино­гда про­яв­ля­ется в виде жут­кого сквер­но­сло­вия. И потому тот, кто при­учает себя про­из­но­сить сквер­ные слова, невольно скло­няет самого себя к одер­жи­мо­сти. Дей­стви­тельно, не одер­жи­мость ли тот слу­чай, когда матер­шин­ники уже про­сто не могут гово­рить без сквер­ных слов, и если вынуж­дены в опре­де­лен­ных усло­виях долго сдер­жи­вать себя, то чув­ствуют внут­рен­нее побуж­де­ние к мату, как будто внутри кто-то тре­бует про­из­не­сти злое слово. Так что погу­бить свою бес­смерт­ную душу можно про­стой при­выч­кой про­из­но­сить нечи­стые слова. «Ибо от слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осу­ди­шъся» (Мф. 12:37).

Нака­жет ли Бог тех, кто смот­рит телевизор? — Цер­ковь не запре­щает смот­реть теле­ви­зор, она пре­ду­пре­ждает, как опасно быть зави­си­мым от теле­ви­зора. Даже не говоря о пере­да­чах, раз­ру­ша­ю­щих созна­ние и души детей и взрос­лых. Надо уметь выби­рать, что полезно, а что вредно и губи­тельно для души. Есть немало и хоро­ших пере­дач, в том числе пра­во­слав­ных, но немало в дру­гих пере­да­чах и откро­вен­ного раз­вра­ще­ния, наси­лия, нена­ви­сти к чело­веку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною» (1 Кор. 6:12).

Могут ли пра­во­слав­ные хри­сти­ане содер­жать в своем освя­щен­ном жилище собаку? — Мне­ние о недо­пу­сти­мо­сти нахож­де­ния собак в квар­ти­рах и иных поме­ще­ниях, где есть иконы и дру­гие свя­тыни явля­ется суе­ве­рием. Собака, равно как и иные не опас­ные для людей живот­ные, могут жить в жилище хри­стиан. При этом необ­хо­димо пред­при­ни­мать меры предо­сто­рож­но­сти, чтобы домаш­ние питомцы не имели доступа к свя­ты­ням (ико­нам, свя­тым кни­гам, анти­дору, свя­той воде и т.д.).

В чем раз­ница между рели­гией и наукой? — Рели­гия и наука — две раз­ные и оди­на­ково закон­ные обла­сти чело­ве­че­ской жизни. Они могут вхо­дить в сопри­кос­но­ве­ние, но про­ти­во­ре­чить друг другу они не могут. Рели­гия дви­жет науку в том смысле, что она про­буж­дает и поощ­ряет дух иссле­до­ва­ния. Сама Биб­лия учит: «Сердце разум­ного ищет зна­ния, уста же глу­пых пита­ются глу­по­стью» (Притч. 15:14). «Послу­шает муд­рый — и умно­жит позна­ния, и разум­ный най­дет муд­рые советы» (Притч. 1:5).

Обе — рели­гия и есте­ствен­ная наука — тре­буют для сво­его обос­но­ва­ния веры в Бога, только для рели­гии Бог стоит в начале, а для науки — в конце всего мыш­ле­ния. Для рели­гии Он явля­ется фун­да­мен­том, для науки — вен­цом раз­ра­ботки миро­со­зер­ца­ния. Чело­век нуж­да­ется в есте­ствен­ных нау­ках для позна­ния, а в рели­гии — для дей­ство­ва­ния (пове­де­ния).

Для чего чело­век живет на земле? — Зем­ная жизнь дана чело­веку для под­го­товки к жизни веч­ной. Под­лин­ный смысл жизни может заклю­чаться лишь в том, что не исче­зает со смер­тью чело­века, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бес­смерт­ной души — в ее доб­ро­де­тель­ных каче­ствах, с кото­рыми она пой­дет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред суди­лище Хри­стово, чтобы каж­дому полу­чить соот­вет­ственно тому, что он делал, живя в теле, доб­рое или худое» (2 Кор. 5:10). Душа бес­смертна, и насла­ждаться при­об­ре­тен­ным даром бла­го­дати смо­жет вечно. «Бла­го­да­тию вы спа­сены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хва­лился. Ибо мы — Его тво­ре­ние — созданы во Хри­сте Иисусе на доб­рые дела, кото­рые Бог пред­на­зна­чил нам испол­нять» (Еф. 2:8–10). Однако, чтобы душа смогла насла­ждаться не только здесь, на земле, необ­хо­димо ее про­све­щать, вос­пи­ты­вать, обу­чать, чтобы духовно воз­рас­тать и совер­шен­ство­ваться, чтобы она смогла вме­стить ту радость, кото­рую Гос­подь преду­го­то­вил всем любя­щим Его.

Именно в поиске добра и тво­ре­нии его, посте­пен­ном, но неуклон­ном взра­щи­ва­нии в душе всей пол­ноты любви, на кото­рую она по своей при­роде спо­собна, в посту­па­тель­ном про­дви­же­нии души на пути к Богу — в этом обре­та­ется един­ствен­ный истин­ный, непре­хо­дя­щий смысл жизни чело­века. Цель жизни — под­ра­жа­ние Хри­сту, стя­жа­ние Духа Свя­того, посто­ян­ное бого­об­ще­ние, позна­ние и испол­не­ние воли Божией, то есть в бого­упо­доб­ле­нии. Цель жизни дости­жима при усло­вии вопло­ще­ния глав­ного смысла ее, кото­рый заклю­ча­ется в непре­стан­ном воз­рас­та­нии в любви к Богу и людям: «Воз­люби Гос­пода Бога Тво­его…, и ближ­него тво­его, как самого себя» (Мк. 12:30–31). При­мер все­со­вер­шен­ной жерт­вен­ной любви дал Сам Спа­си­тель, пойдя на крест­ные стра­да­ния ради спа­се­ния всех людей (см. Ин. 13:15). «Подобны будьте мне, как я Хри­сту» (1 Кор. 4:16).

Если нет стрем­ле­ния к этому, то жизнь, с хри­сти­ан­ской точки зре­ния, бес­цельна, бес­смыс­ленна и пуста. Но чтобы стя­жать Духа Свя­того, надо очи­стить сердце от стра­стей и, прежде всего, от гор­дыни — матери всех поро­ков и грехов.

Всю зем­ную жизнь чело­век дол­жен посвя­тить заботе о своей бес­смерт­ной душе, кото­рая будет жить вечно, а не о теле и не о при­об­ре­те­нии зем­ных вре­мен­ных благ. «Какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит?» (Мк. 8:36).

Источ­ник: Пра­во­слав­ная газета, Екатеринбург.

Как «поймать» священника?

Сейчас все священники в конце каждого богослужения дают объявления о том, какие службы будут совершены в храме в течение недели. По этому объявлению, как по дорожной карте, и нужно ориентироваться. В храме у любой свечницы или человека в облачении можно спросить, в какое время заканчивается Божественная литургия (утром) или вечернее богослужение. Если к священнику подойти после окончания службы, ему будет проще найти время для беседы с вами. Особенно удобно подойти для беседы после вечерней службы.

Не нужно ничего бояться! Отвечать на вопросы новоначальных — прямая задача любого священнослужителя. Не представляю среди них такого, кто отказал бы во внимании воцерковляющемуся человеку.

Как начать духовную жизнь

про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов

Самый началь­ный этап, первое, чему мы должны научиться, – это каждое вос­кре­се­нье быть в храме. Если мы этому не научимся, мы не научимся нико­гда ничему. Если чело­век не посе­щает храм хотя бы раз в неделю, то ни о какой духов­ной жизни вообще речи быть не может, за исклю­че­нием осо­бен­ных обсто­я­тельств: чело­век служит в армии, лежит в боль­нице и так далее. Но явля­ется ли посе­ще­ние храма каждое вос­кре­се­нье духов­ной жизнью? Нет, конечно, нет. Можно всю жизнь каждое вос­кре­се­нье ходить в храм и так ничего и не понять; но и без этого невоз­можно.

В мате­ма­тике исполь­зу­ется такое поня­тие: необ­хо­ди­мое и доста­точ­ное усло­вие. Так вот это усло­вие необ­хо­ди­мое, но не доста­точ­ное. А что же еще? Нужно научиться читать утрен­ние и вечер­ние молитвы, молитвы перед едой и после еды. Если мы себя еще к этому не при­учили, ника­кого сле­ду­ю­щего шага сде­лать невоз­можно. Но даже если мы уже регу­лярно, не опус­кая нико­гда, читаем молитвы утрен­ние, вечер­ние, перед едой, после еды, на всякое дело, после вся­кого дела, можно ли это назвать молит­вой? Конечно, нет, избави Бог, кто так думает, – это еще не молитва, это просто чтение пра­вила, более или менее вни­ма­тель­ное. Но без этого необ­хо­ди­мого шага мы не сможем при­бли­зиться к Цар­ствию Небес­ному.

Дальше нужно испра­вить свою жизнь по вет­хо­за­вет­ным запо­ве­дям, кото­рые даны были за пол­торы тысячи лет до Христа. Если мы этого не сде­лаем, мы вообще, строго говоря, не можем даже в храм ходить. Какие это запо­веди? Знай Бога еди­ного, не покло­няйся другим богам, чти Его. Что это значит? Это значит, что в нашей жизни Бог должен быть на первом месте. Ни дача, ни работа, ни друзья – ничто, а только Бог. Пока этого нет, ни о какой духов­ной жизни речи тоже быть не может. «Не сотвори себе кумира»– это подоб­ная запо­ведь, то есть ничто не должно от нас засло­нять Бога: ни чело­век, ни пред­мет, ни какое-то заня­тие. «Помни день суб­бот­ний» – это отно­сится как раз к вос­крес­ному посе­ще­нию храма. Не убивай, не блуди, не ври, не зави­дуй, не воруй – если какую-то из этих древ­них, дохри­сти­ан­ских запо­ве­дей мы нару­шаем, то как же мы можем стать хри­сти­а­нами? Если мы врем, зави­дуем, не дай Бог, еще блудим, мы нахо­димся вне Церкви. Поэтому надо этим запо­ве­дям научиться.

А если чело­век научится вет­хо­за­вет­ным запо­ве­дям, уже не будет уби­вать, воро­вать, блу­дить, врать, тво­рить себе кумира, будет ходить каждое вос­кре­се­нье в храм – будет ли это духов­ная жизнь? Нет, избави Бог так думать, это будет только шаг по направ­ле­нию к ней. Юноша бога­тый пришел к Иисусу и сказал: я все это имею с дет­ства. Но все-таки он не стал уче­ни­ком Хри­сто­вым, то есть испол­не­ния вет­хого закона для хри­сти­а­нина еще недо­ста­точно. А мы даже из него мно­гого еще не умеем делать – и уже меч­таем о том, чтобы у нас была чистая молитва и так далее. Это совер­шенно невоз­можно. В духов­ной жизни можно идти только по сту­пе­ням, от более про­стого к более слож­ному, как в любом деле, возьми хоть фигур­ное ката­ние или архи­тек­туру.

Раньше, лет триста тому назад, если чело­век не постился в среду и пят­ницу, уж не говоря о том, чтобы, напри­мер, Успен­ский пост не соблю­дать, он не счи­тался членом Церкви. Один из вопро­сов на испо­веди был: как ты соблю­да­ешь пост? А для многих из нас и это еще трудно, мы забы­ваем иногда, что пост идет. Боль­шой ли это грех, если чело­век не помнит о посте? Да нет, в этом нет греха, это просто сви­де­тель­ствует о том, что жизнь Церкви для чело­века чужда; он зани­ма­ется какими-то своими делами и так далек от Церкви, что о ней забы­вает. Его соб­ствен­ная жизнь настолько увле­ка­тельна, что жизнь Церкви для него пред­став­ляет инте­рес побоч­ный. Это сви­де­тель­ство несо­вер­шен­ства дан­ного чело­века. Поэтому, если мы стре­мимся к тому совер­шен­ству, кото­рое нам Гос­подь пред­пи­сы­вает, тогда, конечно, надо эту неис­прав­ность обя­за­тельно устра­нить.

Но и соблю­де­ние поста по всем пра­ви­лам, по всем уста­вам – это еще не есть духов­ная жизнь. А что же такое духов­ная жизнь? Духов­ная жизнь не зави­сит от чело­века, она пода­ется Богом, если чело­век соблю­дает неко­то­рые усло­вия. Усло­вия эти есть запо­веди Хри­стовы. Пред­ста­вим себе, что мы уже научи­лись вет­хо­за­вет­ные запо­веди испол­нять, соблю­даем закон, соблю­даем поря­док, чин, то есть стали по всему бла­го­че­сти­выми иуде­ями. Тогда нам нужно сде­лать сле­ду­ю­щий шаг – научиться испол­нять запо­веди Хри­стовы. Нам надо изу­чить Нагор­ную про­по­ведь, посмот­реть, что Гос­подь от нас тре­бует. А Он тре­бует от нас новой нрав­ствен­но­сти. Он гово­рит: «Не нару­шить пришел Я закон, но испол­нить»– то есть вос­пол­нить, новое содер­жа­ние туда влить, еще боль­шее. Влить в мехи новое, моло­дое вино запо­ве­дей Хри­сто­вых. Тут уже совер­шенно другие тре­бо­ва­ния: о любви к врагам, напри­мер, о про­ще­нии обид. И вот если чело­век испол­нит эти тре­бо­ва­ния, испра­вит свои поступки, слова, мысли и чув­ства, если он по устро­е­нию своей души станет сродни Христу, тогда Гос­подь по Своей мило­сти все­ляет в него бла­го­дать Божию. Это все­ле­ние бла­го­дати Божией в чело­века и есть духов­ная жизнь.

Когда чело­век сам, своими соб­ствен­ными уси­ли­ями пыта­ется что-то сде­лать, то, есте­ственно, ничего не полу­ча­ется. Поэтому многие из нас очень удив­ля­ются: что же такое, вот я пра­вила читаю-читаю, а все у меня вни­ма­ние рас­се­и­ва­ется, все мне какие-то злые мысли при­хо­дят, какие-то нечи­стые помыслы оса­ждают. И не пони­мает чело­век, что изба­виться от этого он может только по бла­го­дати Божией, без нее это невоз­можно. А бла­го­дать Божия поэтому и назы­ва­ется бла­го­дать, что это благой дар от Бога. А как дар можно вос­хи­тить? Невоз­можно, потому что он пре­вы­шает всякую мыс­ли­мую, воз­можно дости­жи­мую чистоту чело­века. Дар – это всегда даре­ние. И все дело в том, захо­чет ли Гос­подь как лич­ность нам этот дар дать или не захо­чет. Какими мы должны для этого стать? Вот в чем задача жизни хри­сти­а­нина: стать таким, чтобы Гос­подь ему дар этот дал.

Свя­тыми отцами заме­чено, что если чело­век усерд­ствует в бла­го­че­стии, изо всех сил ста­ра­ется запо­веди Хри­стовы испол­нять, ста­ра­ется про­щать, никого не осуж­дать, всем ока­зы­вать любовь, ста­ра­ется быть таким, каким его хотел бы видеть Гос­подь, то Гос­подь, видя его усер­дие, начи­нает ему в этом помо­гать и помо­гает до тех пор, пока чело­век не осво­бо­дится от своего про­шлого, вет­хого чело­века. И тогда для него начи­на­ется новая жизнь во Христе. Вот так посте­пенно, начи­ная с малого и кончая вели­ким, каждый дости­гает в свою меру, кто сколько потру­дится. Для каж­дого из нас есть оби­тель в Цар­ствии Небес­ном; каждый может этого достичь, надо просто сде­лать выбор: а что для тебя слаще? Цар­ствие Небес­ное, о кото­ром ты не знаешь, что это такое, но выби­ра­ешь просто по одному дове­рию слову Божию, или грех, всю сла­дость и горечь кото­рого ты уже вкусил и испы­тал? Вот два пути, два образа жизни.

Что почитать?

Многие боятся напрямую обратиться к священнослужителю со своими вопросами. Чтобы избавиться от этого страха, можно немного подготовиться теоретически. Взять книги «Азы православия», «Духовные посевы» или «Закон Божий» в изложении для семьи и школы и читать начальные тезисы о нашей вере. Кто такой Иисус Христос? Зачем Он пришёл в мир? Каким образом раздаёт Себя в виде Тела и Крови во время причастия? Это фундаментальные вопросы. Когда человек озадачится ими, ему всё-таки придётся обратиться к священнику и поговорить с ним. Найти время для этого необходимо. Когда человек придёт с книжкой, в которой карандашиком отмечены непонятные места, любой священник уделит ему время и поможет понять самое главное: что Глава Церкви — Христос, Он пришёл, чтобы спасти человечество. Что Исповедь, Причастие и другие таинства, которые совершаются в Церкви — это не страшно. Все они — для нас, и даже он, человек пока ещё невоцерковлённый, может прийти, исповедовать свои грехи и причаститься — если крещён, конечно.

Ещё один способ воцерковиться — это посещение святых мест, то есть мест особого явления Божией благодати. Однако я больше склоняюсь к первому способу, потому что мирские люди не всегда осознают, что такое мощи, иконы и другие святыни храмов и монастырей, в которые они приезжают.

С чего начать воцерковление. 1 часть

Добрый день, дорогие наши посетители!

Мы уже писали о том, как воцерковить свою жизнь. Сейчас мы бы хотели разобрать подробнее некоторые моменты воцерковления нашей жизни. Например, для того, чтобы воцерковить свою жизнь, мы должны иметь твердое желание. Господь сказал: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:57).

Если мы хотим жить по Заповедям Господним, но, в то же время и хотим жить по законам мира сего – то ничего из этого не выйдет, ибо «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24).

Храм должен стать вашим вторым домом. Храм – это то место, где мы можем соприкоснуться с Богом, где можем послужить Богу, ибо Храм – это Дом Божий, место постоянного пребывания Божия. Поэтому, мы должны ходить в Храм – как на праздник, как в то место, где мы можем побыть вместе с Богом.

Был такой случай. Шла служба. Священник служил, люди молились. Вот пришла женщина, подошла к Распятию, обняла Его и стала горько плакать. Так плакать, как если бы вдруг ощутила в своем сердце всю скорбь людскую. Никто не потревожил ее. Служба продолжалась. Так и простояла женщина у Распятия еще долгое время и по окончании службы. Потом встала, лицо ее просветлено и умиротворилось, словно Сам Господь утешил ее, вдохнул в нее жизнь, дал сил и терпения.

К чему сказано? К тому, что Храм – это было единственное место, где эта бедная женщина смогла найти себе утешение. Так и мы с вами, искалеченные жизнью, проведенной без Бога, только в Храме сможем найти для себя утешение и радость, – больше нигде.

И вот, когда мы полностью осознаем, признаемся сами себе в том, что только в Боге и только для Бога наша жизнь имеет смысл, тогда мы сможем не оглядываясь на нашу прошлую жизнь – смело идти к Богу.

Однажды одна женщина написала нам. Она рассказывала, что очень хочет воцерковить свою жизнь, но, в то же время, ей хочется жить и в миру, а «не хоронить себя в стенах Церкви». Человек воспринимает воцерковление – как свои похороны для земной жизни. Как ни печально это слышать, а ведь в этих словах действительно есть немалая доля истины! Ведь мы, христиане, умираем для жизни мирской, и через покаяние – воскресаем для жизни Вечной!

Святые отцы учат искоренять в себе греховные страсти, постом и молитвой очищать свою душу от греховных скверн. Лишь умерев для жизни в миру, мы можем воскреснуть и жить церковной жизнью. «Моя жизнь во Христе» – так названа книга святого праведного Иоанна Кронштадского, так и наша жизнь должна протекать – во Христе и для Христа. Вот когда мы будем испытывать желание жить с Богом и для Бога, тогда и будет сделан наш первый шаг на пути к нашему воцерковлению.

Но мы должны быть готовы к тому, что мир не будет принимать нас. Господь сказал: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Матф.10:22). Будьте готовы к тому, что люди отвернуться от вас, будут смеяться над вами, будут плохо говорить о вас. Среди прежних своих друзей и знакомых, вы, вступившие на путь спасения, станете изгоями и прокаженными. Вас будут чураться, как смертельно больных, вас будут убеждать не «заморачиваться бредом глупых старух», вас будут тянуть и прельщать суетными удовольствиями мира сего, желая отвратить вас от пути спасения.

Когда же вы покажете Богу свое настойчивое желание жить по Заповедям Господним, когда Господь увидит вашу стойкость и твердое желание не возвращаться обратно в мир, тогда Господь откроет перед вами врата иного, духовного мира, дарует вам единоверцев, сделает вашу жизнь духовно богатой и насыщенной.

Предлагаем Вашему вниманию поучительное слово протоиерея Александра Торика, посвященную вопросам воцерковления нашей жизни:

Протоиерей Александр Торик

«Вопрос: «С чего должен начинать своё «воцерковление» современный человек, уверовавший в Бога и осознающий свою принадлежность к Русской Православной Церкви?»

Ответ: Прежде всего, каждый православный христианин должен иметь веру, знать и понимать основы вероучения Христианской Церкви и всеми силами стараться жить по вере. Для того, чтобы иметь веру, недостаточно надеть на себя нательный крест, зайти в храм и поставить там свечу, пребывая в уверенности что ты уже «православный».

Господь наш Иисус Христос неоднократно обличал в маловерии даже Своих учеников, свидетелей Его многочисленных чудотворений, которые сами совершали множество чудесных деяний полученной от Него Силой Святого Духа. «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда“, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас».

Истинная Вера – Дар Божий. А даётся этот Дар тем, кто искренне, «от чистого сердца», жаждет получить Его. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам». Но для того, чтобы в душе человека поселилась жажда обретения Веры, этот человек должен заставить себя осознать, что вопрос о Боге, о Вере есть не просто вопрос «жизни и смерти», но Жизни и Смерти вечных.

Очевидно, любой человек, хоть раз в жизни, но задумывался: кто я, зачем я живу, есть ли что‑нибудь после смерти? К сожалению, большинство людей не ищет ответа на эти вопросы, но поглощённое заботами о «хлебе насущном», а кто и о новом «мерседесе» или иных предметах роскоши или необходимости, старается вычеркнуть их из своего сознания или уж отложить на «когда‑нибудь потом».

Страшно то, что этого «потом» может и не наступить. Душа человека, живущего лишь одними заботами «века Сего», под грузом накапливаемых в течение жизни грехов, задыхается и умирает, становится неспособной к восприятию явлений духовных, не способной даже захотеть познать Бога. Как ни печально, но число таких «мёртвых душ» в наше время катастрофически увеличивается.

Те же, кто не заглушают в себе кроткий голос души, тоскующей от разлуки со своим Творцом, раньше или позже встают перед вопросами о Боге: есть ли Он; если есть, то какой Он; какая церковь имеет правильное учение о Нём? И если человек искренне желает получить на них ответы, не смущаясь своим окружением, национальными или какими‑нибудь другими предрассудками, то Бог, видя чистое желание его сердца, непременно открывает ему Себя, давая возможность познания Истины и приобщения ко Христу, который и есть: «Путь и Истина и Жизнь».

Необходимо также учесть, что, идя путём ума, путём анализа и размышления, особенно учитывая современный объём доступной всем информации, можно довольно быстро придти к пониманию того, что Бог есть. Но так и остаться с этим рассудочным бесплодным знанием.

Главный инструмент познания Бога – человеческое сердце, сердце страдающее, ищущее, томящееся в отсутствие Благодати. И, если оно не заполнено «через край» низменными страстями, завистью, злобой, сластолюбием, в нём всегда найдётся крошечный «живой» кусочек, способный почувствовать Бога, вместить в себя Его Любовь, стать начатком Спасения души.

Примером тому служит разбойник, распятый на кресте «по правую сторону» от Господа Иисуса Христа. Вот как повествует об этом Евангелие: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос избранный Божий».

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: “помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” Вот какова сила Божьей Любви к Своему созданию! В последние минуты жизни у разбойника проснулась совесть: он пожалел Распятого неповинно, и Распятый Бог простил ему все грехи и первым ввёл в Рай!

Все наши грехи простит нам Милосердный Господь, если покаемся. Если захотим. Если успеем. Если не убьём грехами свои души, сделав их неспособными к покаянию. Итак, для того, чтобы иметь Веру, нужно захотеть Её получить. А пробудив в себе это желание, нужно просить Веры у Бога, подобно человеку, пришедшему к Господу Иисусу Христу и просившему об исцелении своего сына, которому Христос сказал: «Если сколько‑нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию». Христос, видя искреннее желание этого человека, помог «его неверию» и даровал ему Веру, а вместе с Ней и исцеление сына.

Вот также и нам, желающим получить Веру, нужно просить Её у Господа, и не рассудочно, с «холодным сердцем», а горячо, «со слезами», как просят порой дети желаемого у своих родителей. И, если желание наше будет искренним и просьба неотступна, даст нам Господь и Веру, и бесчисленные подтверждения истинности Её.

Второе необходимое для «воцерковления» условие: знание основ вероучения, то есть: Кто такой Бог? Чего Он от нас хочет? Что Он нам обещает? Кто такой Иисус Христос? Зачем Он пришёл? Чему Он учил? Что такое Церковь? Зачем она нужна? Как нам жить по христиански? На все эти вопросы дают ответ «Священное Писание» и «Священное Предание» – два столпа, на которых стоит Святая Соборная Апостольская Православная Церковь.

Вопрос: Что такое «Священное Писание»?

Ответ: Священным Писанием называется собрание книг, в которых Сам Бог Духом Своим, через Святых Пророков и Апостолов, дал нам откровение о Себе, о истории взаимоотношений Бога и человека, о Царствии Небесном и о путях достижения Его. Это собрание священных книг, объединённое в одну Книгу, называется «Библия».

Вопрос: Что такое «Священное Предание»?

Ответ: Священное Предание – это собрание всех знаний о Боге, о духовной жизни, которые даны нам Богом, кроме Священного Писания, через творения Святых Отцов, Постановления Святых Вселенских Соборов, весь многовековой опыт жизни Церкви, Её богослужебные тексты. Священное Предание дополняет и раскрывает смысл и значение текстов Священного Писания, вводит нас непосредственно в практику духовной жизни христианина.

Итак, для познания основ христианского вероучения и для дальнейшего совершенствования в духовной жизни необходимо иметь и изучать Библию – Священные Писания Ветхого и Нового Завета, которые: «…могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Причём, в первую очередь и главным образом, читать и изучать нужно Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, потому что именно по Новому Завету живёт уже две тысячи лет Церковь Христова.

И, конечно же, невозможно начинающему христианину правильно развиваться и совершенствоваться в Духе и Истине, не прибегая к духовной сокровищнице Священного Предания, творениям Святых Отцов, руководству пастырей Церкви. Дорога, идущая ко Христу, неминуемо приводит в Храм».

чего начать воцерковление. Вступление

чего начать воцерковление. 2 часть

ля чего нам нужно ходить в Храм?

Как и сколько молиться?

Порой люди невоцерковлённые решают, что могут сами определить для себя молитвенное правило, но тут есть опасность, с одной стороны, не молиться вообще, с другой — наложить на себя бремена неудобоносимые. Для определения размеров правила в первую очередь надо обратиться к священнослужителю. Он порекомендует молитвы, которые не только наполнены смыслом, но и богодухновенны — с таких начинается утреннее и вечернее правило. Они дают не столько информацию, сколько духовные силы.

Как младенцу мы предлагаем сначала молоко, а потом твёрдую пищу, так и новоначальному — духовному младенцу — нужно предложить молитвы, которые безусловно усваиваются душой. Только спустя время можно перейти к длинным канонам и последованию ко Причастию: когда он уже поймёт, что молитва — это прямое общение с Богом, Божией Матерью и святыми.

Участвовать ли в таинствах?

Нужно стараться сподвигнуть себя к исповеди и причастию Святых Христовых Таин, потому что это чудесным образом даёт духовные силы. Тогда человек действительно начнёт воцерковляться, и это будет видно и ему самому, и священнику. Уже не страшно пойти на исповедь, приложиться к иконам, попросить помощи у Матери Божией, взять благословение. Он начнёт жить не только физическими понятиями и мерками, мир для него расширится. Воцерковлённый человек становится нужным не только на работе и в семье, но и членам семьи православной, Глава которой — Христос.

Внутреннее воцерковление надо продолжать всегда. Нужно стремиться всё время считать себя недостаточно просвещённым, недостаточно понявшим Бога. Если человек найдёт в своей жизни время, проявит искреннее желание понять, что такое Церковь и Кто такой Христос, то Господь всегда откроет ему Себя.

Записала Екатерина Щербакова

С чего начать путь к Богу?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день! Церковь как закрытый мир для меня, я как будто живу в другом мире, а верующие в другом, и я все никак не могу пробиться в этот мир. Не понимаю, как изучать этот мир, столько информации, если только как любую науку осваивать, идти в учебное заведение и по программе от простого к сложному пытаться изучить предмет, чтобы создать базу первоначальную, от которой можно дальше развиваться.

Не могу понять, как структурировать, как изучать. Искать ли учителя (духовного наставника), который провел бы или направил? Само не складывается, встреч судьбоносных не происходит, а сама как без почвы под ногами, болтаюсь и не знаю, куда- к кому-как.

Слушая воцерковленных людей — их воцерковление в основном это встреча с людьми, которые стали по сути Учителями. Стремлюсь к тому, чтобы воцерковление мое стало искренним и глубоко принимаемым и понимаемым, а пока только ощущение, что метафизическое можно интерпретировать разновариантно и подстраиваимо. Понимаю, что соблюдение церковных правил необходимо для внешнего форматирования, но это только средства.

Где же та точка отсчета и как к ней приблизиться?

Елена

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Протоиерей Андрей ЕФАНОВ

Дорогая Елена, здравствуйте!

Очень рад Вашему доброму и благому желанию — прийти в Церковь, я бы даже сказал, вернуться домой — к Богу. Ведь именно так часто христиане и называли путь к Богу — возвращение домой.

Вы очень верно расставляете акценты — и правильно понимаете, что важно, и верно задаете вектор. И теперь я Вам еще немного расскажу о Церкви.

На самом деле в Церкви все очень и очень просто. Только вот если пытаться все постигать через призму научного подхода, то будет очень и очень непросто. И может получиться горе от ума. Так что богословское образование — это, безусловно, хорошо и правильно, если есть такая возможность. Но самое главное — это личный духовный опыт и опыт церковной жизни. И вот его-то и надо начать приобретать.

Начать надо с начала, с главного и основополагающего — с исповеди и Причастия. Самое главное — принести Господу свои грехи, свою черноту души, свою духовную грязь. Принести и оставить на исповеди, не возвращаясь больше к этим нечистотам. И попалить всю эту темноту силой Крови и Тела Христова, освятить себя Причастием.

Исповедь — это потрясающее Таинство, в котором из души человека изглаживаются грехи и человек получает силу, благодать Божию, на то, чтобы залечились те душевные раны, которые были накоплены за годы предыдущей жизни. От исповеди к исповеди человек учится все трезвее, объективнее, глубже видеть и понимать себя. И чистит-вычищает свои душу и сердце.

Одновременно советую Вам договориться со священником о беседе. Без духовного руководства — тут Вы тоже верно говорите — в духовной жизни не обойтись, потому что кто-то должен Вам подсказывать, что и как делать с собой и своей душой, а где-то буквально за руку провести по правильному пути. Очень хорошо, если Вам встретился опытный священник, или Ваши родители, или Ваши крестные были духовно опытными людьми и смогли передать свои знаний и стать своего рода образцом того, как следует поступать с собой. Так повезло далеко не всем, и ничего страшного. Сейчас, сегодня вполне достаточно будет, чтобы Вы поговорили с тем священником, к которому будете потом приходить на исповедь и который, таким образом, станет Вашим духовником. Походите в храм, присмотритесь немного к батюшкам. А можете помолиться, от души попросить Бога о том, чтобы все сложилось, и просто прийти к храм и спросить за вечным ящиком (где свечи продают), как Вам можно договориться о беседе. Если сразу не сложится, приходите еще и еще раз. Вы начинаете добрый путь, и тут могут возникнуть искушения. А дальше Вы уже будете обсуждать Ваш путь и вопросы со священником лично.

Чтобы разобраться немного в догматике, купите самый простой «Закон Божий» и прочитайте его. Отметьте непонятные места и разберитесь с ними. На первое время этого будет достаточно, а там дальше уже Вы приобретете какие-то знания, да и батюшка подскажет.

Конечно, хорошо найти духовного отца, который направит и поможет. Но не всем получается сразу найти такого, потому я бы посоветовал найти священника, близкого по духу, не пренебрегая его образованием и познаниями. И попросить духовного руководства для новоначального. Если все пойдет правильно, то Вы сами будете расти в вере, находить информацию и изменяться. Но сперва нужно обратить все свое внимание внутрь себя, в эту бесконечную пропасть нашей греховной души.

Также начать читать Евангелие. Не стараться понять сразу умом, но попробовать постигнуть душой. Молиться по молитвослову, пытаясь душой понять слова. Можно прочитать перевод, чтобы язык молитвы стал более понятным. Также очень хорошо почитать святых отцов, но не много и запоем, а понемногу, пытаясь постигнуть смысл и глубину.

Помоги Вам Господь!

На заставке: Bernd Thaller

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]