Монастырь
См. также наш сайт «Азбука паломника»
Монасты́рь (от греч. μοναστήριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности монашествующих, объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого устава; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители.
Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля, казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник, гостиник, больничный.
Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая схима.
Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в).
***
Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря:
«Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни.
Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19:21) положенные в основу обета нестяжания.
Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:21) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1Kop. 7, 32).
К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Притч. 11:14).
Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец. Святой Василий Великий в одной из своих бесед дает обстоятельную характеристику монашеского жития: «Монаху, – говорит он, – должно, прежде всего, стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, иметь голос умеренный и слово скромное, пищу и питие не причиняющие мятежа, есть в безмолвии; перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в словах, не допускать излишеств в разговоре, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословие не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за все благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов…, заботиться о страждущих, плакать с ними…, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, служить недужным…, заботиться… о братолюбии».
Монах более полно и совершенно должен стремиться в своей жизни воплотить одну из главнейших заповедей Христовых – заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; …и возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39). Любовь к Богу инок творит чрез непрестанные молитвы, беседуя с Ним, исповедуя Ему свои немощи, грехи и прославляя Его благость и милосердие во всем. Любовь к ближним монах совершает в терпении их недостатков, в постоянной молитве о них, в различной помощи и милости к ним.
Истинные работники Божии, кои в чести хранят имя Божие, носят Его в сердце своем, как величайшую святыню, ею питаются, ею наслаждаются и в этом Имени имеют себе залог будущего блаженства. На имени Иисуса Христа содержится все: и вера наша Православная, и все церковное Богослужение, всякий чин, его обряд и порядок и все молитвенное последование, – и всякий христианин, моляся, обязан всенепременно возносить свою молитву к Единому Сыну Божию, иже Един есть Ходатай пред Богом за человеки (1Тим. 2:5), и только к Нему и через Него бывает действенна наша молитва. Он Сам заповедал, говоря: «еже аще чесо просите от Отца во Имя Мое – Аз сотворю» (Ин. 16:23–24).
Господь Иисус Христос содержит и всю вселенную, и всю тварь видимую и невидимую, и всякое дыхание, а в особенности обвеселяет тех, кои носят сие наидражайшее Имя внутри сердца своего. Если бы мы отдалили от себя имя Иисус Христа, то исчезло бы все: и вера Православная, и Церковь, и Богослужение, все Таинства и обряды, все духовное служение и самое Евангелие. Так нужно разуметь и о человеке: если не живет в нем Иисус Христос Своею благодатною силою, то там нет ничего духовнаго, – тут движется жизнь только душевно-телесная, по стихиям века сего, потому что корень и беспредельная полнота духовной жизни есть Иисус Христос, Которого и нужно возлюбить более, чем свою душу, и всеми силами, во всю жизнь стараться о том, чтобы и имя Его вседражайшее водрузить в свое сердце и так, чтобы оно было там коренным, действующим началом и занимало господственное положение, чтобы по слову апостола, «не мы жили, а жил в нас Христос» (Гал. 2:20). От преискреннаго соединения сердца с Господом, когда Господь Иисус Христос творит в нас обитель Свою, ощутительно и действенно вселяется в сердце, и слышится Его Божественное присутствие ясно и осязательно, что называется, по словам Святых Отцов, живое Богообщение. И тогда Христос Бог, будучи Искупитель и Спаситель наш, нисходит в человека Своими Божественными силами, иже к животу и благочестию (2Петр. 1:3) и как бы творит в нём для Себя постоянную обитель (Ин. 14:23), так что человек становится храмом Духа Божия (1Кор. 6:17), церковью Бога Жива (2Кор. 6:16). Един есть Дух с Господом (1Кор. 6:17). Бог Любы есть. Пребывая в Любве в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин. 4:16); и еже живет – Богови живет (Рим. 6:10) и не тому себе живет, но живет в нем Бог (Гал. 2:20).
Христос есть тогда в человеке, еже хотети и деяти (Фил. 2:13). В это духовное состояние человек входит, если разуметь обыкновенный порядок течения дел, не вдруг, а уме в конце своих духовных подвигов и трудов. Оно составляет цель стремлений всякаго разумно живущаго монаха. Достигши сего, он: входит в свободу и покоится в Боге, носит в сердце своем источник живота – Самаго Господа Бога, – и сие есть несомненная надежда вечнаго спасения. (Схимонах Иларион: «На горах Кавказа»).
Пока монахи были лишь одиночки, так называемые анахореты, они спасались каждый по правилам, данным им отцами и их наставниками, но с появлением монастырей и многочисленного братства потребовался Устав, который мог бы регулировать монашескую жизнь в них и способствовать к лучшему освоению монашеского духа. Преподобный Пахомий Великий, подвижник 4‑го века, такой общежительный Устав получил от Святого Ангела, и он лег в основу всех остальных монашеских Уставов: преподобного Антония Великого, Святителя Василия Великого, Саввы Освященного и преподобного Феодора Студита (его Устав был принят впоследствии преподобным Феодосием для Киево-Печерского монастыря и стал потом образцом для всех других русских обителей)».
***
См. ОБИТЕЛЬ, МОНАШЕСТВО, ПОСТРИГ МОНАШЕСКИЙ, КАЗНАЧЕЙ, БЛАГОЧИННЫЙ, РИЗНИЧИЙ, ЭКОНОМ, ДУХОВНИК, НОВОНАЧАЛЬНЫЙ, ПОСЛУШАНИЕ, ПОСЛУШНИК, КИНОВИТ, АНАХОРЕТ, ЛАВРА, СХИМОНАХ, CТАРЕЦ, КЕЛЬЯ
Формы монашеского жительства
С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество(анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество
Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.
Скитское житие
Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие
Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.
В словаре Д.Н. Ушакова
МОНАСТЫ́РЬ, монастыря, ·муж. (·греч. Monasterion). 1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти (поступить) в монастырь. | собир. Члены этой общины. Собрались всем монастырем. 2. Церковь и жилые помещения, принадлежащие этой общине. «Наш монастырь сверкал зубчатою стеной.» Лермонтов. «Цельный день сидите в комнате, словно в монастыре.» Чехов.
Доклады
Епископ Туапсинский Дионисий
Старец, игумен и отец: духовно-нравственный облик и жизненный подвиг архимандрита Авеля (Македонова)
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Епископ Лидрский Епифаний
Взаимоотношения монаха с игуменом и братией в современном монастыре – актуальные вопросы
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Основные этапы духовного пути монаха. Главные трудности и препятствия. Роль игумена как духовного руководителя
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Духовно-нравственный облик и служение старцев в России в XX веке
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия
Игумен монастыря апостола Варнавы архимандрит Гавриил Сиокурос (1923–2013): святое лицо кипрского монашества
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Архимандрит Дионисий (Коптидис)
Настоятельница священной обители священномученика Ираклидия игумения Харифея как пример современной духовной жизни среди женского монашества на Кипре
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Епископ Туапсинский Дионисий
Старец, игумен и отец: духовно-нравственный облик и жизненный подвиг архимандрита Авеля (Македонова)
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Епископ Лидрский Епифаний
Взаимоотношения монаха с игуменом и братией в современном монастыре – актуальные вопросы
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Основные этапы духовного пути монаха. Главные трудности и препятствия. Роль игумена как духовного руководителя
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Духовно-нравственный облик и служение старцев в России в XX веке
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия
Игумен монастыря апостола Варнавы архимандрит Гавриил Сиокурос (1923–2013): святое лицо кипрского монашества
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Архимандрит Дионисий (Коптидис)
Настоятельница священной обители священномученика Ираклидия игумения Харифея как пример современной духовной жизни среди женского монашества на Кипре
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Численность монашествующих в 1825-1914 гг.*
Год | Монахи | Послушники | Монахини | Послушницы | Итого |
1825 | 3727 | 2015 | 1882 | 3456 | 11080 |
1840 | 5122 | 3259 | 2287 | 4583 | 15251 |
1850 | 4978 | 5019 | 2303 | 6230 | 18530 |
1860 | 5648 | 5554 | 2931 | 7669 | 21802 |
1870 | 5750 | 5710 | 3226 | 11412 | 26098 |
1880 | 6481 | 2902 | 4759 | 14071 | 28213 |
1890 | 7189 | 5523 | 7306 | 20268 | 40286 |
1900 | 8578 | 8090 | 10082 | 31533 | 58283 |
1914 | 11845 | 9485 | 17283 | 56016 |
[] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.