Поминальные молитвы — что это, и для чего они нужны?

См. так­же: Обы­чай молить­ся перед едой

  • Перед каж­дым при­ё­мом пищи Отче наш. Молит­ва Господня
  • На бла­го­сло­ве­ние пищи и пития мирянам
  • Молит­ва после еды
  • Молит­вы в осо­бых случаях
      Молитвосло́вия на поми­наль­ной трапе́зе
  • Моли́тва на благослове́ние пас­халь­ных сне́дей
  • Молит­ва иная при скуд­ной пас­халь­ной трапе́зе
  • Молит­ва на бла­го­сло­ве­ние ско­ром­ных сне­дей в празд­ник Рож­де­ства Христова
  • Молит­ва на бла­го­сло­ве­ние ско­ром­ных сне­дей в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Богородицы
  • Молит­ва на бла­го­сло­ве­ние ско­ром­ных сне­дей (в празд­ник пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Павла)
  • Ста­рец Нико­лай Гурья­нов перед вку­ше­ни­ем пищи, как обыч­но, про­чи­тал над ней дол­гую молит­ву. Рядом была ком­па­ния несми­рен­но настро­ен­ных моло­дых людей. Они это заме­ти­ли и реши­ли немно­го под­шу­тить над батюш­кой. Под­са­жи­ва­ют­ся и один из них гово­рит: – Батюш­ка, а у Вас там в дере­вен­ской забы­той глу­хо­ма­ни все так перед едой молят­ся? На что батюш­ка, не заду­мы­ва­ясь, отве­тил: – Да нет, милый чело­век, не все. Сви­ньи, соба­ки, да лоша­ди пря­мо так едят.

    * * *

    Молитва перед обедом

    Вставши пред святыми иконами, по при­готовлении трапезы, говори:
    За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

    Отче наш, Иже еси́ на́ небесех. Да свя­ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго (поклон).

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

    И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

    Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

    За моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

    Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному (поклон).

    Созда́выи мя, Го́споди, и поми́луй мя (поклон).

    Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя гре́шнаго (поклон).

    С благоговением садись за стол. Пред на­чалом пищи старший должен вслух сказать молитву Исусову, а присутствующие дол­жны ответить: «Ами́нь».

    И потом говорят: «Благослови́те поку­́шать». Старший отвечает: «Бог благослови́т». И с молитвой и молчанием кушают во славу Божию.

    Если прилучится кому-либо из християн войти в горницу во время трапезы, то он должен сказать: «Ангел за трапе́зой». Сидящие за столом отвечают: «Неви́димо предстои́т».

    Молитвы на поминальной трапезе

    молитва

    МОЛИТВОСЛОВИЯ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

    Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш… и следует благословение трапезы.

    Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

    Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

    Слава, и ныне. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй (Трижды).

    Слава, и ныне. Аминь.

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    И заупокойные тропари: Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея), Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

    В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея), яко Един еси Человеколюбец.

    Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый. Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея) упокой.

    И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его (ея).

    Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоея) имя (поклон). Елика в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, помилуй (поклон), и вечныя муки избави (поклон), и Небеснаго Царствия причастником (причастницей) учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон).

    После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

    В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

    Зряще мя безгласна, / и бездыханна предлежаща, / восплачите о мне, братие и друзи, / сродницы и знаемии: / вчерашний бо день беседовах с вами, / и внезапу найде на мя страшный час смертный; / но приидите вси любящии мя, / и целуйте мя последним целованием, / не ктому бо с вами похожду / или собеседую прочее; / к Судии бо отхожду, / идеже несть лицеприятия: / раб бо и владыка вкупе предстоят, / царь и воин, богатый и убогий / в равнем достоинстве: / кийждо от своих дел / или прославится, или постыдится. / Но прошу всех и молю, / непрестанно о мне молитеся Христу Богу, / да не низведен (низведена) буду по грехом моим на место мучения, / но да вчинит мя, идеже Свет животный.

    Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

    Плачу и рыдаю, / егда помышляю смерть, / и вижду во гробех лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту, / безобразну, безславну, / не имущую вида. / О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство?/ Како предахомся тлению, / како сопрягохомся смерти?/ Воистинну Бога повелением, / якоже писано есть, / Подающаго преставльшемуся (преставльшейся) упокоение.

    Затем иерей: Во блаженном успении рабу Божию (рабе Божией) имя, преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

    В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Божию (рабе Божией) преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

    Все: Вечная память (трижды).

    Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

    К списку молитв

    Молитва после обеда

    По окончании трапезы огради себя кре́стным зна́мением и выходи из-за стола; встав пред святыми иконами, говори:

    За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

    Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло­́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя ве­лича́ем (поклон поясной).

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

    И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

    Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй. Го́споди благослови́ (поклон).

    За моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

    И 12 поклонов с Исусовой молитвой:

    Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй мя гре́шнаго.

    Далее помолись о здравии и спасении ми­лующих и питающих, по три раза произнося с поклонами:

    Ми́лостиве Го́споди, спаси́ и поми́луй раб Свои́х, ми́лующих и пита́ющих нас (имя рек, поклон).

    Изба́ви их от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жди (поклон).

    От вся́кия боле́зни, душе́вныя и теле́с­ныя (поклон).

    И прости́ им вся́кое согреше́ние, во́ль­ное и нево́льное (поклон).

    И душа́м на́шим поле́зная сотвори́ (поклон).

    Затем три поклона с молитвою мытаря: «Бо́же, ми́лостив».

    После этого поблагодари за трапезу и скажи:

    «Спаси́ вас Христо́с и сохрани́ на мно́гая ле́та!»

    В некоторых местах имеется обычай: после молитвы «О здра́вии и спасе́нии» поют три раза «И сохрани́ их на мно́гая ле́та», а после этого молятся три поклона с молитвою мытаря и благодарят за трапезу.

    Как помянуть усопшего молитвой перед вкушением пищи

    Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш. и следует благословение трапезы.

    Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

    Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

    Слава, и ныне. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй (Трижды).

    Слава, и ныне. Аминь.

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    И заупокойные тропари: Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея), Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

    В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея), яко Един еси Человеколюбец.

    Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый. Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея) упокой.

    И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его (ея).

    Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоея) имя (поклон). Елика в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, помилуй (поклон), и вечныя муки избави (поклон), и Небеснаго Царствия причастником (причастницей) учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон).

    После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

    В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

    Зряще мя безгласна, / и бездыханна предлежаща, / восплачите о мне, братие и друзи, / сродницы и знаемии: / вчерашний бо день беседовах с вами, / и внезапу найде на мя страшный час смертный; / но приидите вси любящии мя, / и целуйте мя последним целованием, / не ктому бо с вами похожду / или собеседую прочее; / к Судии бо отхожду, / идеже несть лицеприятия: / раб бо и владыка вкупе предстоят, / царь и воин, богатый и убогий / в равнем достоинстве: / кийждо от своих дел / или прославится, или постыдится. / Но прошу всех и молю, / непрестанно о мне молитеся Христу Богу, / да не низведен (низведена) буду по грехом моим на место мучения, / но да вчинит мя, идеже Свет животный.

    Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

    Плачу и рыдаю, / егда помышляю смерть, / и вижду во гробех лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту, / безобразну, безславну, / не имущую вида. / О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство?/ Како предахомся тлению, / како сопрягохомся смерти?/ Воистинну Бога повелением, / якоже писано есть, / Подающаго преставльшемуся (преставльшейся) упокоение.

    Затем иерей: Во блаженном успении рабу Божию (рабе Божией) имя, преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

    В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Божию (рабе Божией) преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

    Все: Вечная память (трижды).

    Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

    Перед вкушением пищи

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Краткая молитва перед вкушением пищи

    Очи всех, на тя Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаешь Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

    После вкушения пищи

    Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

    Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

    Помяни, Господи, души усопших рабов твоих, родителей моих, и всех сродников по плоти; прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

    Прежде всего, перед тем как приступить к приготовлению еды, надо обязательно помолиться Богу.

    Что значит молиться Богу? Молиться Богу — значит прославлять, благодарить и просить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.

    Для чего нужно молиться Богу? Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни. Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.

    Как мы молимся? Молимся мы иногда внутренне — умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

    Когда нужно молиться? Молиться следует во всякое время, непрестанно.

    Когда особенно надлежит молиться? Утром, по пробуждении от сна, — чтобы благодарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благословения на наступающий день. При начале дела — чтобы просить Божией помощи. По окончании дела — чтобы благодарить Бога за помощь и успех в деле. Перед обедом — чтобы Бог благословил нам пищу во здравие. После обеда — чтобы благодарить Бога, питающего нас. Вечером, перед отходом ко сну, — чтобы благодарить Бога за проведенный день и просить Его о прощении наших грехов, о мирном и безмятежном сне. На все случаи положены Православной Церковью особенные молитвы.

    Молитва перед обедом и ужином

    Отче наш. или: Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всяко животно благоволения.

    На Тя — на Тебя. Уповают — обращаются с надеждой. Во благовремении — в свое время. Отверзаеши — открываешь. Животно — живое существо, все живущее. Благоволение — доброе расположение к кому-нибудь, милость.

    Чего мы просим в этой молитве у Бога? В этой молитве мы просим, чтобы Бог благословил нам пищу и питие на здоровье.

    Что разумеется под рукой Господней? Под рукой Господней разумеется здесь подаяние нам благ.

    Что означают слова исполнявши всяко животно благоволения? Эти слова означают, что Господь заботится не о людях только, но и о зверях, птицах, рыбах и вообще о всех живущих.

    Молитва после обеда и ужина

    Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.

    Земные блага — все нужное для земной жизни, например, пища и питие.

    О чем мы молимся в этой молитве? В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питием, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

    Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе, которая непременно должна находиться на кухне, вслух или про себя, совершая крестное знамение в начале и в конце молитвы.

    Если за столом сидят несколько человек, молитву читает старший по возрасту человек вслух.

    Что можно сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится или стыдится креститься?

    Такой человек не желает исповедовать веру свою в Бога; того постыдится Сам Иисус Христос на Страшном Суде Своем (Мк. 8,38).

    Как нужно креститься? Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки — большой, указательный и средний — складываем вместе; два последние пальца — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.

    Что мы выражаем таким складыванием пальцев? Складыванием вместе трех первых пальцев мы выражаем веру в то, что Бог — Один по Существу, но троичен в Лицах. Два же пригнутые пальца показывают нашу веру в то, что в Иисусе Христе, Сыне Божием, два естества: Божеское и человеческое. Изображая на себе крест сложенными пальцами, мы показываем, что спасаемся верой в Иисуса Христа, распятого на Кресте.

    Для чего мы осеняем крестом лоб, живот и плечи? Для просвещения ума, сердца и для укрепления сил.

    Быть может, современному человеку покажется странным или вовсе фантастическим утверждение, что от молитвы или настроения может зависеть вкус обеда. Однако в житиях святых есть очень убедительный рассказ на эту тему.

    Однажды к святому преподобному Феодисию Печерскому (преставился в 1074 году) приехал в монастырь князь Киевский Изяслав и остался отобедать. На столе были лишь черный хлеб, вода да овощи, однако эти простые кушанья показались князю слаще заморских яств.

    Изяслав спросил Феодосия, отчего монастырская трапеза показалась есть столь вкусной. На что преподобный отвечал:

    «Князь, наша братия, когда варят пищу или пекут хлеб, вначале берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку от лампады перед иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и пекарне.

    Когда же нужно вливать воду в котел, служитель также испрашивает на это благословение у старца. Таким образом, у нас все делается с благословением.

    Относительно приема пищи Церковь не дает особых рекомендаций, однако перед утренней службой и уж тем более перед причащением есть нельзя. Этот запрет существует для того, чтобы отягощенное пищей тело не отвлекало душу от молитвы и причастия.

    В чем состоит таинство причащения? В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинную Кровь Христову для соединения с Господом Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (Ин. 6, 54—56).

    Как должно приготовляться к святому причащению? Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен прежде говеть, т.е. поститься, больше молиться в церкви и дома, примириться со всеми и потом исповедоваться.

    Часто ли должно причащаться? Должно причащаться как можно чаще, по крайней мере, раз в месяц и обязательно во все посты (Великий, Рождественский, Успенский и Петров); иначе несправедливо называться православным христианином.

    За какой церковной службой совершается таинство причащения? За Божественной литургией, или обедней, почему эта служба и считается важнее других служб церковных, например, вечерни, утрени и других.

    В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется Типиконом. Типикон, или Устав — богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.

    В Типиконе также уделяется большое внимание и вкушаемой верующи ми пище. Однако светскому человеку не стоит буквально выполнять все указания, содержащиеся в Уставе, ибо ориентирован он прежде всего на монастырскую братию.

    Поминальная трапеза (поминки)

    Обычай этот, поминать умерших за поминальной трапезой, известен очень давно. Обычно поминальную трапезу устраивают родственники и близкие после похорон ( на 3-й день), на 9-й день, на 40-й день, годовщину смерти, а также в дни его именин и рождения. Основная цель поминальной трапезы — общая молитва за усопшего. Поминают покойного за столом прежде всего христианскими молитвами и добрыми словами, а затем «преломлением хлеба».

    В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).

    В любые дни поминок читают молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

    Перед тем как приступить к очередному блюду, надо прочитать такую краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного, и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и дáруй ему Царствие Небесное» или: «Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной, и прости ей вся согрешения ея вольная и невольная и дáруй ей Царствие Небесное».

    Если же поминальная трапеза устраивается в другие дни (в девятины, в сороковины, в годовщину смерти или день Ангела усопшего), то возглашается только Вечная память.

    В конце стола попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

    Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

    Первое блюдо поминальной трапезы – кутья (коливо). Это отваренные зёрна пшеницы или риса с мёдом (изюмом, курагой). Зёрна в данном случае – это символ воскресения, а мёд – сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Божием.

    Если нет возможности осветить кутью в храме, то надо самим окропить её святой водой. Блины и кисель – традиционные поминальные блюда на Руси. Затем подаются другие блюда.

    Если поминки совершаются во время одного из многодневных или однодневных (среда, пятница) постов, то необходимо соблюдать его требования. А во Время Великого поста поминки можно устраивать только в субботу или воскресенье. Поэтому, если они приходятся в будние дни, то надо их перенести вперед на субботу или воскресенье.

    Христианину, которого пригласили на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше отказаться под достойным предлогом, чтоб не грешить, нарушая пост или винопитием.

    По Церковному Уставу, поминальные трапезы нельзя устраивать в двунадесятые и великие праздники, в воскресные дни, а также в Лазареву субботу, на Светлой седмице, в дни преполовения и отдания Пасхи, в Четверток, Пяток и Субботу Страстной седмицы, во вторые дни Рождества, Крещения и Святой Троицы.

    Все молитвы, упомянутые в данном материале, могут читать миряне.

    Молитва перед ужином

    За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди. Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

    Ядя́т ни́щии и насы́тятся, и восхва́лят Го́спода взыска́юшии Его́, жива́ бу́дут сердца́ их в век ве́ка.

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

    И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

    Го́споди помилуй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

    За моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

    Затем три поклона с молитвою мытаря: «Бо́же, ми́лостив». И далее все, как указано в молитвах пред обедом.

    Поминальные молитвы: что это и для чего они нужны?

    Молитва за упокой – это слова, успокаивающие душу умершего, а также некое продолжение жизни усопших, поскольку сами они уже не могут обратиться к Богу. А их родственники, произнося молитвенные слова, помогают им в этом, сохраняя светлую память и совершая во имя них добрые дела. Молитва об упокоении имеет важное значение не только для души почившего, но и для самого молящегося. В Писании сказано – молясь за других, сам прощен будешь. Через нее человек, поминающий умершего, очищается сам, избавляясь от своих грехов.

    После смерти человека, душа его какое-то время еще находится на земле. В течение сорока дней родными усопшего должна произноситься молитва об упокоении новопреставленного. Если же они далеки от веры и не знают слов, поминальная молитва заказывается в церкви. Здесь же ставятся свечи за упокой, пишутся ритуальные записки о поминовении души умершего. Можно пригласить священника домой, где им читается молитва за упокой души.

    Молитва о упокоении усопших несет в себе некий посыл Господу Богу. Молящийся просит помочь и защитить душу умершего, оградить от болезней, простить ему все грехи, показать новый путь в ином мире. Самое главное, чтобы текст поминальной молитвы произносился искренне, от всего сердца, без каких-либо злых помыслов. Поскольку, читая молитву об упокоении души умершего или любую другую, человек на духовном уровне соприкасается своей душой со Всевышним. С помощью нее ведется своеобразный диалог с Господом и чем самозабвеннее будут мольбы, тем больше вероятности того, что они будут услышаны.

    Молитва об упокоении души — своего рода долг перед преставившемся, который должны отдать его родные и близкие, оставшиеся в этом мире. Поговорив с Богом, человек обретает душевный покой, утихает боль и наступает облегчение. Поэтому чем чаще будут возноситься мольбы, тем быстрее он исцелится от сердечных ран и всепоглощающего горя потери близкого. Ему будет легче пережить это испытание, собраться с силами и снова почувствовать вкус жизни.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]