Религиозные люди знают, какая большая ответственность лежит на церковном хоре, однако энтузиастов это не пугает. Уважительное отношение к религии и страсть к своему любимому делу помогает справляться со стрессом при выступлениях в храме. Такая работа подходит даже студентам, которые умеют и любят петь.
Журналу Reconomica удалось пообщаться со студенткой Академии Искусств из Владивостока. Алина уже давно поёт в церковном хоре и не собирается прекращать это делать. Все подробности интересной профессии вы найдете в её рассказе.
Кому пригодятся курсы
Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:
- Людям, желающим связать жизнь с пением, улучшить голосовые данные. Русская вокальная академическая школа становилась под заметным влиянием профессионального церковного хора.
- Дирижерам и руководителям вокальных коллективов. Практика церковного песнопения, опыт регентства пригодятся в построении музыкальной карьеры.
- Прихожанам, желающим нести повиновение через песнопения в хоре.
Песнопения действуют умиротворяюще и приравниваются к медитации и как нельзя лучше подойдут жителям больших городов.
Как он начал петь?
Маленький Глеб родился в декабре 1978-го. Учился в Московской Хоровой Капелле Мальчиков № 122, где углубленно изучал музыку и предметы искусства.
Позже паренек признавался, что в детстве он не обладал особым слухом и голосом. К тому же он жутко стеснялся. Спустя время перестал заниматься музыкой, ушел из хора, но в школе остался.
Глеб старался петь самостоятельно, записывал на кассеты свои труды и дал однажды прослушать родителям.
Он до сих пор помнит ужас в их глазах. Тогда никто, кроме бабушки в мальчика, как вокалиста, не верил. Именно она и решила как-то раз попробовать внука в качестве солиста и вывела его впервые на сцену перед большой аудиторией.
Благодарность к педагогу Глеб ощутит только спустя десятилетие. А в тот момент у него случился горловой спазм, страшный шок, потеря голоса. Он расхотел петь на публике и хотел уйти из хоровой капеллы.
В программе «Звезды сошлись» Скулкина рассказала, как ведет себя вне камер
Первый в мире летающий автомобиль со складными крыльями дебютирует в 2022 году
КАМАЗ и альтернативные источники энергии: идет разработка водородомобилей
И все-таки старался научиться петь сам, без всякой помощи. Он много слушал и подражал манере исполнения Александра Градского, Муслима Магомаева, Элвиса Пресли, Фредди Меркьюри. К музыке он вернулся спустя пару лет.
После окончания школы он учился в ГИТИСе на актерском факультете. После выпуска немного проработал в театре, но не впечатлился и вернулся к музыке.
Как и где можно применить полученные знания
Выпускники используют полученные знания, работая в храмах. Несмотря на то что церковное пение – это служение богу, за него можно получать небольшое вознаграждение. Плата за одно участие в богослужении составит не более 300 рублей. Однако большая часть певчих работает бесплатно.
Также выпускники курсов занимаются организацией образовательной и просветительской деятельности в приходах и епархиях.
График работы и заработная плата
Обычно воскресная служба длится 2,5 часа, субботняя – 3 часа. Праздничные службы длятся дольше, например, 7 января служба длится всю ночь. Оплата, естественно, зависит от длины самой службы.
Если говорить про оплату, то обычно это от 500 до 1000 рублей. Оплата зависит от навыков и умений, как хорошо ты спел, а также она напрямую зависит от того, в каком именно храме ты поешь. 1000 рублей платят в том случае, если ты сделал свою работу идеально и совсем без нареканий, просто идеально держишь партию.
Существуют также учебные службы, это для новичков, и я с таким не столкнулась. Но за такие службы могут начислить максимум 200-300 рублей. Некоторые приходят петь по доброй воле, им ничего не платят, и они на этом никак не зарабатывают.
Отзывы тех, кто прошел курсы
Елена, 24 года:
«Для меня было открытием, что певческие курсы можно пройти онлайн, по скайпу. Учеба, работа, маленький ребенок… Не хватало времени, чтобы посещать занятия в храме. Организация процесса через интернет стала настоящим спасением. Я планировала прослушать подробно осмогласие, церковный устав, но получила огромную практику взаимодействия с участниками хора, разобралась в последовательности песнопений, упорядочила имеющиеся скудные знания о церковном обиходе. Помимо практических занятий, огромная часть работы проводилась самостоятельно по рекомендованным учебным материалам.
В теории помогла книга Клавдии Никольской – Береговской «Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века» В аудировании полезно слушать пособие «Школа церковного пения. Осмогласие» для понимания и практики в песнопении смешанного четырехголосного хора. Курсы систематизировали имеющиеся знания, дали много дополнительного материала и практики».
Михаил, 37 лет:
«До того как я пришел в храм и попросился в церковный хор, за спиной было обучение в консерватории П. И. Чайковского. Обучение проходило при монастыре Московской Сретенской Духовной Семинарии. После прохождения певческого курса я участвовал в песнопениях при храме. Иногда меня просили руководить хором. Еще через некоторое время был собран и организован коллектив певчих, которым мне предстояло управлять. То есть из певчих я дорос до регента. Но, кроме работы при храме, я занимаюсь оперным пением, к чему меня подтолкнуло во многом церковное пение и работа в храме. Сейчас регентство – это скорее хобби, чем основная работа. Однако это огромный вклад в духовное и профессиональное развитие музыканта и приобретение опыта».
Наталья, 41 год:
«Я всегда была человеком воцерковленным, посещала литургии и богослужения. Постепенно появилось желание петь в хоре. Мне казалось, что это очень приближает к богу, создает атмосферу благодати и одухотворения. Когда подошла к регенту с просьбой, получила рекомендацию пройти певческие курсы и не пожалела об этом. Помимо певческого опыта, получила много базовых знаний о церковном обиходе, нотной грамоте, развитии голоса и работе в хоре. Планирую в будущем пройти обучении регентству».
церковный хор
Я на клиросе в совокупности работаю лет 7. И за это время накопил весьма серьезный опыт, ибо столкнулся практически с полным спектром клиросных проблем. Какие то проблемы у меня получалось решить, некоторые — нет, но в любом случае опыт никуда не денешь, и вот что я выяснил на личном опыте о клиросной работе вообще.
Итак, клирос, он же — место, где стоит/работает церковный хор и он же — название церковного хора. В большинстве храмов церковный хор формируется по простой схеме. Формируется коллектив из приглашенных музыкантов, владеющих вокалом, какими то вокальными данными, и навыками чтения с листа. Устанавливается некая оплата за службу (выход) — например, условные 100 рублей (эта цифра может быть одной для солидных столичных храмов и сильно другой для глубинки). Чем чаще музыкант выходит на службы, тем больше у него выходов, и тем больше, соответственно, денег он заработает.
Казалось бы, а почему вообще разговор идет за деньги? Разве служение Господу можно измерить в монетарном эквиваленте? Моя многолетняя клиросная практика показала, что к людям, работающим на клиросе бесплатно, отношение даже ХУЖЕ, чем к тем, что работает за деньги.
Что рождает этот феномен? Элемент ответственности. Не получаешь деньги — вольная птица, захотел пришел на службу, не захотел — не пришел. Клиросы, составленные из поющих во Славу Божию не профессионалов, не стабильны. Не редки ситуации, когда на крупной службе вместо благолепного пения невразумительное квакание.
Ну вот сложилось так. Тот не может, у этого работа, у этого ребенок заболел. И все.
И даже попрекнуть особо не получится (пою как могу во Славу Божию). У регента (руководителя хора) даже зачастую рычагов влияния нет на таких людей. Монетой их не накажешь. Вдобавок те, кто работают бесплатно, вполне закономерно обидчивы.
Как же, мы столь сильно и времени бесплатно отдаем храму, а нам еще и замечания делают?
Тут еще и такой момент, как «срок обучения». Любого певчего надо обучать. Долго. ОЧЕНЬ. Чтобы вырастить классного певчего, иногда уходят несколько лет. Например, я до своего текущего уровня рос примерно 3 года. Когда человек зарабатывает на клиросе деньги, есть хоть какая то обоснованная надежда, что у человека планы зарабатывать на клиросе, и, следовательно, в епархии появится новый профессиональный (профессиональный — значит, зарабатывающий на этом) певчий.
А что взять с того, кто поет во Славу Божию?
У него своя работа, своя специальность и для него клирос — хобби. Да, хорошее, да богоугодное. Но — хобби. Силы, вложенные в такого человека, в любой момент могут раствориться в воздухе, не породив никаких плодов. Человек или устанет, или перегорит или столкнется с проблемами и уйдет с этой деятельности, ведь зарабатывает то он в другом месте. И все…огромные, несуразно большие затраты на его обучение канули в никуда.
Так что, моя практика показала, что профессиональные хоры более живучи. А вот создание и выживание профессионального хора на приходе (в храме) очень сильно зависит от личности настоятеля.
Казалось бы, ну ведь редкий настоятель музыкант, или вообще имеет слух. Как он может влиять на хор? Во первых, равнодушный к пению настоятель не будет поощрять формирование сильного коллектива, руководствуясь принципами минимальной достаточности.
Вроде служба идет и ладно. А уж как там поют…ну не сильно страшно и будет. И платить меньше надо.
Поэтому более менее хорошему музыканту, заинтересованному в том, чтобы работать было интересно, нужно поинтересоваться, насколько настоятель вообще заинтересован в красивом пении. На словах то они все заинтересованы, а вот реально…как проявляется его интерес, чем он его демонстрирует? Такие вещи перед устройством на клирос нужно узнавать.
Заинтересованный в пении настоятель будет поощрять пение и проявлением интереса (а интерес настоятеля всегда чрезвычайно поднимает уровень пения…музыканты в своей душе артисты и им нужен отзыв на пение, и если у настоятеля есть практика давать объективный отзыв на то, как прошла та или иная служба, это на мой взгляд, всегда сильно подстегивает поющих выкладываться по полной, чаще внедрять интересные произведения, ибо появляется азарт исполнителя).
Плохой настоятель может не объективно (или объективно, но грубо) критиковать клирос, распугивая коллектив, и по сути, принуждая уволиться. Плохой настоятель может отдать бразды правления клиросом своей жене (матушке), которая вовсе не обязательно профессионал в своем деле, но зато обладает самомнением, которого хватит на десять профессионалов. Такая женщина способна распугать весь клирос, и разогнать всех неугодных.
Мало кто понимает со стороны, насколько не проста жизнь музыканта-певчего. Во первых, музыканты во все времена жили плохо. Плохо — это значит, зарабатывали мало, жили бедно, еле сводили концы с концами, и всегда есть риск стать проф-непригодным, например, потерять голос (что, само собой, спокойствия за твою судьбу тебе явно не добавляет).
Поэтому музыкант зачастую это ранимый, очень скромный по достатку, и очень горделивый человек (раз нет ни денег ни власти, только и остается, что кичиться своим исполнительским талантом, проще говоря, жаждать исполнительской славы).
Все это предъявляет к настоятелю интересные требования. Он должен быть хорошим психологом и уловить ту тонкую грань между объемом оплаты, степенью своей придирчивости и требовательности, и требуемым им качеством хора. Если настоятель платит очень щедро, у него есть больше права на некий кураж, и музыканты в принципе, простят жесткость в критике и требованиях. Вроде как человек требует, но и платит.
Проблемы начинаются, когда певчий ясно ощущает, что оплата за работу очевидно не соответствует уровню дискомфорта. Я по молодости видел настоятеля, который недостаток оплаты компенсировал просто боготворением певчих. Он их хвалил после каждой службы, персонально обращаясь к хору, он их упоминал в проповедях, обнимал при встрече отдельных участников хора. Музыканты — люди падкие на признание, и зачастую признание им важнее, чем лишние 15% к зарплате.
Мне в основном встречались сложные настоятели. Которые платили мало, требовали много, и не упускали случая обидеть тебя каким либо словом. Что ж, хороший настоятель — это редкий дар.
Дак ведь настоятель и его отношение к хору — это лишь часть проблем потенциального певца церковного хора. Целая куча проблем зарыта в самом певческом процессе. Во первых, это физически сложно. Стоишь службу на ногах, в зачастую очень тесном помещении, в условиях скученности народа (клиросы редко бывают просторными), поэтому часто певчие на клиросе толпятся как сельди в бочке.
Сравните это с комфортом исполнителя на огромной пустой сцене и ощутите разницу. Часто на клиросе некомфортные температурные условия. Я видел как минимум два клироса, на которых просто ну очень холодно. Я всерьез опасаюсь подхватить там воспаление легких. Иногда петь приходится просто в одежде. Кроме того, что это очень дискомфортно — постойте ка в помещении два часа в верхней зимней одежде, как я уже упомянул выше, если на клиросе мало места, то одежда еще дополнительно увеличивает объем места, занимаемого каждым певчим.
Казалось бы, а зачем вообще нужно свободное пространство на клиросе? Ну вроде как в тесноте, да не в обиде? Да вот если бы…
Дело в том, что довольно много песнопений, то есть, того что должен петь певец церковного хора, размещено без всяких нот в виде обычного (или церковногославянского) текста в богослужебных книгах. Представьте себе ОДНУ книгу, возле которой сгрудилась толпа весьма не худых тетенек и дяденек )) Представьте, как можно петь в скрюченном положении, когда и текста то почти не видно. Представили? А вот зачастую так процесс и выглядит.
А еще на клиросе бывают сложные отношения. Один певчий не любит другого. По любой причине. Например, кому-то может не нравится, как поешь именно ты (ну мешаешь ты ему своим голосом).
Кому то хочется больше выходов, а ты посмел претендовать тоже выходить чаще. Кто-то, устав на службе, начинает всех вокруг оскорблять. Я такое видел. Я видел, как руководители хора унижали певцов во время службы и даже били их ))
Всех проблем клироса в одной статье не опишешь, ибо это целая вселенная, про которую можно писать и писать. Ибо на клиросе проявляются все грани человеческой природы. А человек как атом — неисчерпаем и всегда способен удивлять. Кстати, и по этой статье не стоит судить об авторе и его отношении к клиросу и клиросному пению. Есть смысл изучить все труды автора, чтобы составить более-менее адекватное представление о том, что же творится в уставшей от клиросного служения головушке…
p.s Любите пение, и помните Кому служите…
Для чего поют в храме
Часто посетителям непонятно, для чего петь во время богослужения, ведь молитвы можно просто читать.
Опытные прихожане, настоятели храма, регенты на это отвечают, что церковь без пения – церковь без души. Песни в храме — это выражение душевной боли человека, его переживаний.
Все службы в церквях и храмах поются:
- хором;
- священнослужителем;
- прихожанами.
Человек, который приходит в церковь с болью, вопросом, духовными переживаниями получает вдохновение и облегчение благодаря церковному пению, приближающему прихожанина к богу. Текст молитвы в виде песни легче проникает в сердце и душу. Церковное благолепие быстрее достигается через пение, чем через сухое чтение псалмов и молитв.
Стоимость пения в хоре
Хоровое пение для взрослых
- Состав группы: от 10 участников.
- Занятие длится 90 минут.
Цена 4000 руб за 8 уроков
Мы набираем хоровые группы по различным возрастным категориям и уровню подготовки. Если вы никогда раньше не пели и не занимались у нас, то вам необходимо записаться на пробный урок, по результатам которого вы будете определены в группу для занятий пением: начальный уровень (группа вокального сольфеджио), продвинутый уровень, хор для взрослых или детский хор.