Существовала ли живопись у древних евреев?
В иудейской традиции существовал запрет на изображения Бога. Однако, по воле Божьей, Скиния, а затем и храм Соломонов были украшены рядом священных изображений. Так, на покровах и завесе Скинии специально избранными на то мастерами были изображены херувимы искусной работы (Исх.26:1–31). Говорится в Ветхом Завете и об украшении живописными изображениями стен (Иез.23:14–15), которым симпатизировали некоторые представители Израиля, домов (2Мак.2:30), языческих идолов (Прем.15:4), при этом последние названы «лукавым человеческим изобретением», «бесплодным трудом художников».
Православие и изобразительное искусство
Содержание
- Введение
- 1. Образы спаса нерукотворного и их воплощение в изобразительном искусстве
- 2. Образ богоматери и её духовное начало в живописи
- 3. Особенности праздничных образов в изобразительном искусстве
- 4. Изображения ангелов, архангелов, серафимов и херувимов
- 5. Святые, пророки, праотцы и мученики в изобразительном искусстве
- Заключение
- Литература
Введение
Древнерусская живопись, все ее образы неразрывно связаны с церковью, с самим зданием храма. Связь эта чрезвычайно глубока, живопись не просто украшает православный храм, а составляет с ним стройное смысловое и художественное единство. Дело в том, что само здание церкви истолковывалось как образ Церкви иной. Церкви духовной, как образ того единения всех верующих во имя спасения, во главе которого стоит Иисус Христос. И для того чтобы этот смысл храма, духовный, символический смысл самого здания церкви выступал как можно яснее, еще в Византии была выработана стройная система расположения живописных изображений на его стенах. Эту систему в главных чертах усвоила Древняя Русь, И хотя древнерусское искусство создало непревзойденные фрески и мозаики, большую часть в нем составляют иконы-образы, написанные на одной доске. Поэтому тема работы и актуальна
и практически значима.
Объект
исследования — православие.
Предмет
исследования — православие и изобразительное искусство.
Цель
исследования — определение места православия в изобразительном искусстве.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи
: дать определение Спаса и его образов в изобразительном искусстве; рассмотреть образ Богоматери и её духовного начала в живописи; выявить особенности праздничных образов в изобразительном искусстве; изучить изображения ангелов, архангелов, серафимов, херувимов, святых, пророков, праотцов и мучеников в изобразительном искусстве.
Методы
исследования: изучение теории вопроса; анализ литературных источников; наблюдение; анализ полученных результатов.
Контрольная работа базировалась на трудах: Н.А. Барской, Ф.М. Ацамба, Г. Островского и других.
1. Образы спаса нерукотворного и их воплощение в изобразительном искусстве
Главный, центральный образ всего древнерусского искусства — образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) — это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос — Человек и одновременно Бог и Сын Божий, принесший спасение человеческому роду. Основой этих представлений является Евангелие. (Само слово «евангелие» означает «благая весть».) Составляющие его четыре книги, написанные апостолами, учениками Иисуса Христа, несут «благую весть» о самой личности Спасителя, о принесенном им в мир спасении История религии в 2-х т.Т. 2 [Текст] / Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, И.П. Давыдов и др.; Под общ. ред. проф. И.Н. Яблокова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: «Высш. шк.», 2004. — С. 34. .
Спасом называлось и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве — и это не было простое перенесение на него имени изображенного. Спасителем мира предстает Иисус Христос на фресках и иконах, в мозаиках и миниатюрах, т.е. глубоко понятая суть евангельского предания лежит в основе его образов, созданных во все времена существования древнерусского искусства.
Чтобы приблизиться к пониманию этой сути, а тем самым к настоящему восприятию этих образов, надо представить евангельский рассказ хотя бы до некоторой степени полно. Он очень краток, но удивительно емок и во многом таинствен, заключенный в нем смысл выступает постепенно, предстает в закономерном соединении эпизодов, деталей, подробностей. Древнее и глубокое истолкование Евангелия, которое Русь унаследовала из Византии, понимало заключенный в нем рассказ об Иисусе Христе как рассказ о великом, непостижимом Боге, «вочеловечившемся» во имя людей. Соединив со своей божественной природой всю полноту природы человеческой, он несет людям свой «завет», свою проповедь и, испытав присущие этой природе страдание, унижение, смерть, искупает человеческие грехи. И в Византии, и в Древней Руси огромное значение придавалось, поэтому, изображению Иисуса Христа: сама возможность изобразить его, представить «по плоти» была подтверждением этого свершившегося ради людей радостного воплощения.
Но, чтобы быть подлинными свидетельствами этого воплощения, чтобы создать образ того Иисуса Христа, который предстает в Евангелии, эти изображения должны были отвечать двум требованиям, которым они всегда и отвечали в искусстве Византии и Древней Руси: передавать со всей возможной точностью реальный облик человека Иисуса, о земной жизни которого повествует евангельский рассказ, и одновременно раскрывать в его облике то таинственное, божественное начало, на присутствие которого этот рассказ также постоянно указывает Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х томах. Т. 3 [Текст]. — М.: Высш. шк., 1995. — С. 534. .
Само Евангелие никаких сведений о внешности Иисуса Христа не содержит. Предание считает, что источником представлений о ней послужили его прижизненные изображения. Действительно, есть исторические свидетельства, что в первые века новой эры в Палестине и Сирии существовали изображения, почитавшиеся прижизненными, портретными образами Иисуса Христа.
Вполне вероятно поэтому, что к этим не дошедшим до нас образам восходит тот облик Спаса, который мы неизменно видим в древнерусском искусстве: характерный облик зрелого мужа с длинными волосами и небольшой бородой, который всегда безошибочно узнается людьми. Такими чертами наделен Иисус Христос уже на рельефах и фресках IV века; как исторически достоверные их бережно хранило искусство всего византийского мира, их унаследовала, сберегла живопись Древней Руси.
К византийской, глубочайшей древности восходят и те обязательные знаки, которыми обозначается высокая, таинственная и божественная суть Спаса в этой живописи. Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы буквы IC XC — обозначение словом его личности, сокращенное обозначение его имени — Иисус Христос («Христос» по-гречески — помазанник, посланник Божий). Также традиционно окружает голову Спаса нимб — круг, чаще всего золотой, — символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую, безначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом, и на его перекрестии располагаются греческие буквы COОN, означающие «вечно сущий», утверждающие предвечное существование принесшего эту жертву.
И тогда же, в древности, в византийском искусстве сложились чисто художественные, живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало в самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа, представить «преображенной» этим началом его человеческую плоть. Эти приемы на протяжении всей своей истории развивало само византийское искусство, замечательно развили их и художники Древней Руси. Это позволило раскрывать в образах Спаса разные грани его личности, создать почти бесконечное разнообразие этих образов.
Нерукотворный Образ, или иначе Спас Нерукотворный, — важнейший образец, которому следовали мастера во все времена, пока существовало древнерусское искусство, икона, созданная, по преданию, не только при жизни, но и по воле самого Иисуса Христа. Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это изображение было создано по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было создано им в помощь страждущему человеку. И эти свойства помощи и защиты связывались на Руси не только с тем изображением, которое почиталось как подлинный Нерукотворный Образ, но и с его повторениями, поэтому «Спас Нерукотворный» часто на Руси помещали над вратами крепостей, на воинских стягах.
Таким образом, складывались как бы отдельные, связанные общими чертами, общим смыслом типы, или «изводы» (как говорили на Руси), изображений Спаса, куда входили произведения, созданные в разное время и разными художниками.
2. Образ богоматери и её духовное начало в живописи
Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери — Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, — образы его земной Матери.
Следуя преданию, Богородицу называют «начатком спасения» в прославляющих ее церковных песнопениях. Жительница Земли, она дала плоть вочеловечившемуся ради людей Богу. В ней первой достигнута была и та цель, ради которой совершилось это вочеловечение: в ней, Матери Спаса, ставшей «невместимого Бога вместилищем», наиболее полно приблизившейся к своему великому Сыну, было свободно, очищено от греха и искажения человеческое естество. Так, как очищено оно было в самом Христе, так, как оно должно очиститься, по христианскому вероучению, в конце концов, у всего пошедшего за Спасителем человеческого рода Основы религиоведения: учебник [Текст] / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2004. — С. 121. .
И тверда у христиан вера, что, став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, «пронзенное» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.
Евангелие упоминает о Богоматери скупо. Но с глубочайшей древности первые христиане собирали и хранили предания о ней — апокрифы, существовавшие в Палестине. Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К этим иконам возводили в Византии и на Руси все существовавшие изображения Богородицы. До конца подтвердить или опровергнуть эту легенду современная наука не может: до нашего времени просто не дошло ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком новой эры — предполагаемым временем жизни ее и евангелиста Луки. Но зато ее изображения II-III веков дошли до нас, и вполне вероятно, что многие их устойчивые черты, которые и впоследствии сохраняло искусство, восходят к еще более ранним, возможно, и прижизненным иконам.
Некоторые древнейшие русские иконы прямо приписывались апостолу Луке. По существующим сейчас историческим свидетельствам, все они — и дошедшие до нашего времени, и не сохранившиеся до наших дней — были написаны много позднее I века. И хотя в ряде случаев не могли не знать на Руси того обстоятельства, что эти произведения не мог написать сам апостол Лука, но в том, что их приписывали апостолу Луке, не было ни лжи, ни противоречия: авторство здесь понималось не только буквально, в нашем смысле слова, но оно могло указывать, что эти приписываемые Луке иконы представляют собой чрезвычайно точные списки (повторения) с произведений, почитавшихся его собственным творением.
К произведениям художника-евангелиста причислялась и икона «Богоматерь Владимирская», которая считалась палладиумом, покровительницей России, сейчас находящаяся в коллекции Третьяковской галереи Мир русской культуры. Энциклопедический справочник [Текст]. — М.: Вече, 2000. — С. 324. .
Существует летописное известие, что икона эта была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь). Имя «Владимирская» она получила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северовосточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире, икона обрела свою славу.
изобразительное искусство православие спас
Таким образом, образ Богоматери является вторым по значению после образа Иисуса Христа в Библии и изобразительном искусстве.
3. Особенности праздничных образов в изобразительном искусстве
В центре древнерусской живописи — образ Иисуса Христа, образ Бога, воплотившегося ради человеческого спасения, и образ его земной Матери, Девы Марии, Богородицы, давшей ему плоть для этого воплощения, сделавшей возможной его прожитую во имя людей жизнь. Поэтому очень важное место занимают здесь образы событий из жизни Иисуса Христа и Богоматери, понимаемых как вехи на пути человеческого спасения. Также как вехи на пути человеческого спасения понимались и события из жизни апостолов, с которых началось распространение в мире «благой вести» о воплотившемся Боге и принесенном им учении, и события, связанные с утверждением этого учения в мире, — их также очень часто изображало древнерусское искусство. Живописные образы всех этих событий, как правило, назывались праздниками.
Дело в том, что еще в глубокой древности в честь большинства из них были установлены и повторялись из года в год торжественные праздники. В тот день, когда, по преданию, произошло какое-либо из этих событий, в храмах совершалась (и совершается) служба, где событие это осмысляется и прославляется, где раскрывается его неотменимый для людей, для человеческого спасения смысл. Образ должен был помочь и помогал в этом осмыслении. Древнерусское искусство унаследовало из Византии и развило способы и приемы, которые позволяли представить священное событие в строгом соответствии с преданием, в максимальном приближении к исторической достоверности и вместе с тем, свободным от житейских мелочей — таким, каким оно должно жить в вечной памяти людей, каким предстает оно в церковном празднике.
Главных, основных церковных праздников в году насчитывается двенадцать (поэтому они называются двунадесятыми). В их число входят четыре праздника в честь событий из жизни Богородицы: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм. Благовещение, Успение; шесть — в честь событий земной жизни Иисуса Христа: Рождество Христово, Сретение, Крещение (Богоявление), Вход в Иерусалим, праздник в честь — обретения благодати Святого Духа апостолами — учениками Иисуса Христа Сошествие Святого Духа на апостолов и праздник в честь утверждения христианства в мире — Воздвижение честного и животворящего Креста. Кроме двунадесятых, важнейшим праздником — праздником праздников — является Пасха, Воскресение Христово. Поэтому главное место среди живописных изображений праздников занимают образы тех событий, что празднуются в двунадесятые праздники и на Пасху.
Но достаточно многочисленны в древнерусской живописи и образы некоторых событий, празднование которых в число двунадесятых не входит: образы Воскрешения Лазаря — последнего чуда, совершенного Иисусом Христом перед смертью, которое празднуется накануне Входа в Иерусалим, в так называемую «Лазареву субботу»; образы Жен-мироносиц у гроба. Уверения Фомы — событий, подтверждающих великую и радостную тайну Воскресения Иисуса Христа, которые вспоминаются в две первые недели после Пасхи.
Но церковных праздников в прямом смысле слова нет в честь очень важных событий из жизни Христа: в честь его страданий и смерти, ценою которых куплено человеческое спасение, в честь его мук, которые называют «Страсти Господни». Действительно, муки, страдания, смерть трудно, да и, как кажется, просто невозможно соединить со словом «праздник». Церковь вспоминает страдания и смерть Христа на службах особой, Страстной недели, предшествующей Пасхе, совпадающей по времени с самым суровым, Великим постом. Но «спасительными» именуются страсти Христа в посвященных им службах. И вспоминая всю полноту пережитых Спасителем страданий, всю бездну горя, сопровождающего его муки и крестную смерть, в службах Страстной недели неуклонно раскрывается глубинный, светлый спасительный смысл Страстей Христовых.
Страсти Христовы вместе с праздниками входят в единый круг годовых богослужений, который, преодолевая время, делает нас соучастниками великих событий, послуживших делу человеческого спасения.
Страсти Христовы с древнейших времен изображала древнерусская живопись, до наших дней дошли их очень ранние изображения в росписях храмов. И так же, как в службах Страстной недели, изначально стремились художники передать муки Иисуса Христа со всей исторической достоверностью и вместе с тем раскрыть их спасительный, светлый и радостный смысл Основы религиоведения: учебник [Текст] / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2004. — С. 239. .
Таким образом, праздничные иконы отражают все события жизни, мученической смерти и воскресения Иисуса Христа.
4. Изображения ангелов, архангелов, серафимов и херувимов
В Священном Писании, и в Ветхом, и в Новом Завете, утверждается существование неких бесплотных сил, служащих Богу. Эти бесплотные силы, исполняя волю Бога, участвуют в людской жизни. Древнее богословие, основываясь на текстах Ветхого и Нового Завета, полагало, что силы эти различаются по своей близости к Богу, что на основании этого они разделяются на отдельные чины. Оно насчитывало девять чинов этих бесплотных сил и называло их «девять чинов ангельских». Считалось, что наиболее близки к Богу три чина — серафимы, херувимы, престолы (не путать со словом «престол», употребляемым в смысле «трон», а также «престол» — стол в алтаре для свершения таинства). За этими чинами следуют три других чина — господства, силы и власти. Последние три чина из девяти отмечены близостью к миру и человеку. Это начала, архангелы и ангелы (ангелы в собственном смысле слова). Влекущие «подобие человека» понимались как «чины ангельские»: огненные и крылатые — херувимы, движущиеся колеса — престолы, а колеса с ободьями, усыпанными глазами, — силы Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х томах. Указ. изд.С. 278. .
На священные тексты о видениях пророка Исайи и пророка Иезекиля опиралась и византийская и древнерусская живопись. Из них были почерпнуты все сведения о внешнем виде «девяти ангельских чинов», об их служении Богу. Исходя из этих библейских текстов, древнерусская живопись шестикрылыми изображала серафимов, крылатыми и огненными — херувимов. Образы тех и других, воспевающих и стерегущих Бога, древнерусские мастера помещали в храме под барабаном, под образом Вседержителя. Бесплотных стражей, серафимов и херувимов, писали они иногда на иконах Богородицы, которую песнопения прославляют как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим». Огненному херувиму, стерегущему древо жизни, отводили место, как правило, в изображениях рая.
Изображения престолов в виде крылатых колец и сил в виде колец с глазами входили обычно в композиции «Спаса в силах». Других высших из «девяти чинов ангельских» древнерусские иконописцы не изображали, так как в Библии нет ни описаний, ни сведений об их прикосновенности к миру.
Зато всего чаще в искусстве Древней Руси можно найти изображения собственно ангелов, ближе всего стоящих к человеку из всех сил бесплотных и относящихся к последним трем ангельским чинам — началам, архангелам и ангелам.
Ангелы участвуют во многих евангельских событиях: они присутствуют при Рождестве Христа, приносят весть о его Воскресении, участвуют в Вознесении. И в композициях, изображающих эти события, предстают ангелы в том виде, который, опираясь на тексты писания, придавало им искусство Византии, — в виде прекрасных существ, близких по облику к людям, но наделенных крыльями. Отдельные изображения ангелов редки в древнерусском искусстве, чаще изображало оно ангелов верховных — архангелов Гавриила и Михаила.
Архангел Гавриил — светлый, послушный Богу вестник. Он приносит весть Богородице в Благовещении и Успении, он приносит весть и о рождении у Елизаветы и Захарии будущего Иоанна Предтечи.
Одно из знаменитейших изображений архангела Гавриила — икона, называемая также «Ангел Златые власы», написанная в Новгороде в XII веке. Икона когда-то входила в оглавный деисусный чин, где все изображены «оглавно», по шею, и лишь голова архангела Гавриила представлена на ней. Об ангельской природе изображенного говорит здесь особый атрибут: вьется справа «слух» — «торок», с помощью которого ангелы слышат Бога.
Таким образом, в живописи отражаются образы последних трех чинов, состоящих на службе у Бога и ближе всех стоящих к людям.
5. Святые, пророки, праотцы и мученики в изобразительном искусстве
В древнерусском искусстве очень широк круг образов, представляющих святых. Согласно христианскому вероучению, святые — люди высокой праведности, прославившие себя служением Богу. Этой праведностью они «стяжали благодать»: очистилось, преобразилось в них затемненное грехом, но изначально созданное по образу и подобию Божию человеческое естество, обрели они жизнь вечную. Считалось, что в святых уже воплотился замысел Иисуса Христа о человеке: ради искупления человеческих грехов принес он себя в жертву. Как толковали это богословы, «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] / Н.А. Барская. — М.: Просвещение, 1993. — С. 123. .
Считалось, что о таких людях, о святых, повествует уже Ветхий Завет. Вслед за рассказом о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы в нем говорится о начавшемся восстановлении связи человека и Бога, о людях, своей праведностью послуживших этому восстановлению. Эти люди почитались в христианстве святыми.
Новый Завет, рассказавший о воплощении Бога ради людей, о принесении им спасительного вероучения, говорит и о многих людях, воистину приблизившихся к Богу. По мере распространения христианства в мире множество людей прославились своей праведностью, считались обретшими благодать, были причислены к лику святых.
Святыми почитались погибшие за веру мученики во время гонений на христиан; иерархи церкви, утверждавшие ее вероучение; монахи, отрекшиеся от мирских соблазнов ради служения Богу. Вместе со святыми, унаследованными Древней Русью с принятием христианства, были у нее и свои праведники. В своей обретенной высоте святые — это связующие между Богом и людьми, их заступники и ходатаи перед ним.
О тех из них, кто прославился праведностью уже после распространения христианства, тщательно собирались сведения (иногда это начинали делать еще при жизни праведника), и, когда прославившийся человек после смерти канонизировался, он причислялся к лику святых, на основе этих сведений составлялось житие, помогавшее понять, в чем состояла его праведность. И, помогая этому пониманию, святые обязательно поминались, прославлялись на церковных службах.
Этой же цели постижения, приближения к святому, на которого уповал, к которому обращался с молитвой человек, должны были служить и служили его образы — иконы. Стремясь к этой цели, к выражению правды об изображенном, тщательно в течение веков сохранялись черты его внешности, почерпнутые когда-то из прижизненных изображений или из древних словесных описаний, — живую, конкретную человеческую личность воплощала икона святого. Но, достигая подлинной глубины этой правды, иконописцы никогда не останавливались на этом портретном сходстве, хотя оно и было для них обязательным. С помощью средств самой живописи они показывали эту живую человеческую личность, реальное человеческое естество преображенным, просветленным великой свободой от греха. Иконы святого делали зримым, сохраняли в человеческой памяти то о святом, что сообщало о нем слово: текст Библии, текст Евангелия, жития, написанные в честь святого песнопения службы.
Святых, почитаемых на Руси, было великое множество. Но среди этого множества были особо любимые и чтимые народом — в их числе те, о ком рассказал Ветхий и Новый Завет, и те, кто прославился после распространения христианства, и те, кто «просиял в русской земле». Те святые, на заступничество которых особенно крепко уповал народ, и изображались чаще других. Наиболее заметное место занимают их образы в древнерусской живописи, составляя ее яркую неповторимую страницу.
Праотцы, библейские патриархи — так называют описанных в Ветхом Завете прародителей всего человечества и народа израильского, от времени Адама до времени получения Моисеем Закона от Бога. Праотцы начали своей праведностью восстановление связи человека и Бога, нарушенной грехопадением Адама и Евы. Они стремились постигнуть Бога, и с одним из них, с Авраамом, Бог заключил свой первый Завет с человеком.
Христианство чтит за это праотцев, чтит в них и предков Иисуса Христа по плоти. Кроме того, истолковывая Ветхий Завет как прообраз Завета Нового, видит в самих постижениях Бога ветхозаветными праотцами предчувствия, предсказания Спасителя. Поэтому праотцев признавали святыми. Изображали праотцев значительно реже, чем святых новозаветных, чем тех, кто жил и действовал уже после прихода в мир Иисуса Христа, тем не менее, древнерусское искусство создало их прекрасные, очень значительные образы.
Пророки — в прямом значении слова — те, кому дан дар прорицания, озаренные Богом провозвестники будущего. Это святые, о которых повествует Ветхий Завет. О пророках в Библии повествуется там, где рассказана история израильского народа после получения им от Бога скрижалей Завета, после дарования ему Богом Закона, по которому следует жить. И пророки, исполненные божественного вдохновения, обличают народ и правителей, когда те отступают от Закона, пророчат судьбы отступников, пророчат и грядущие судьбы мира и свершения Бога в нем. Христианство чтило в пророках постижение ими единого Бога, каким он раскрывался людям в Ветхом Завете, ту верность этому Богу, в которой стяжали они благодать, обретали пророческий дар. И как весь Ветхий Завет понимается христианством как приготовление к Новому Завету, так прорицания пророков толкуются как предсказания о воплощении Бога, о пришествии Мессии Иисуса Христа.
Пророки из всех лиц Ветхого Завета чаще всего изображались древнерусским искусством. Сила личности, которую проявляли они, отстаивая веру в истинного Бога, глубина их пророчеств, в которых видели не только предсказания Иисуса Христа, но и Богородицы, привлекали художников, вдохновляли их на создание ярких и очень разнообразных образов. Глубоко почитался на Руси и очень часто изображался древнерусским искусством ветхозаветный пророк Илия.
Иоанн Предтеча — Предтеча Иисуса Христа и его Креститель — величайший христианский святой. Сведения об Иоанне Предтече восходят к Евангелию. О нем повествуют все четыре евангелиста. Кроме того, некоторые подробности о жизни Иоанна. Предтечи содержат апокрифы, в том числе такие, как «Протоевангелие» и «Евангелие Никодима».
«Концом пророков» называли Иоанна христиане, так как он не только предсказал явление Иисуса Христа, но и видел это пророчество сбывшимся, видел Иисуса Христа явившимся во плоти. За это пророчество, за то, что по своей проповеди Иоанн является предшественником, Предтечей Иисуса Христа, высоко чтит его христианство. Церковные песнопения прославляют его, подчеркивая его пророческий дар, добровольное отшельничество, его мученичество за правду.
Иоанна Предтечу начало изображать еще искусство первых христиан, сначала в сцене «Крещения», а потом и одного. Оттуда почерпнуло искусство Византии, а затем и Древней Руси характерные черты Иоанна, всегда узнаваемые черты длинноволосого зрелого мужа. Почти обязательной стала и его одежда из верблюжьего волоса.
Среди изображений святых в древнерусском искусстве важное место занимают образы апостолов Петра и Павла. Апостолами («апостол» по-гречески — посланный) называют учеников Иисуса Христа, посланных им проповедовать его учение и ставших основателями христианской церкви. Все апостолы, все ученики Иисуса Христа глубоко почитаются христианским миром, но главными из них, верховными апостолами признаны Петр и Павел.
Таким образом, люди стремились приблизиться к святым, постичь их, донести до них свою молитву. С этой целью тщательно береглась память о святых: осмысливалось все сказанное о них в Ветхом и Новом Завете, в древних, дополняющих это сказанное, повестях и апокрифах.
Заключение
Главный, центральный образ всего древнерусского искусства — образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) — это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Спасом называлось и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве. Спасителем мира предстает Иисус Христос на фресках и иконах, в мозаиках и миниатюрах.
Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери — Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, — образы его земной Матери. Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука.
В Священном Писании, и в Ветхом, и в Новом Завете, утверждается существование неких бесплотных сил, служащих Богу. Эти бесплотные силы, исполняя волю Бога, участвуют в людской жизни. Считалось, что наиболее близки к Богу три чина — серафимы, херувимы, престолы. За этими чинами следуют три других чина — господства, силы и власти. Последние три чина из девяти отмечены близостью к миру и человеку. чаще в искусстве Древней Руси можно найти изображения собственно ангелов, ближе всего стоящих к человеку и относящихся к последним трем ангельским чинам — началам, архангелам и ангелам.
В древнерусском искусстве очень широк круг образов, представляющих святых. Согласно христианскому вероучению, святые — люди высокой праведности, прославившие себя служением Богу.
Таким образом, православное изобразительное искусство в полной мере отражает представления людей о боге, его окружении и отражает все сюжеты Евангелия.
Литература
1. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] / Н.А. Барская. — М.: Просвещение, 1993. — 223 с.
2. История религии в 2-х т. Т.2 [Текст] / Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, И.П. Давыдов и др.; Под общ. ред. проф. И.Н. Яблокова. — Изд.2-е, испр. и доп. — М.: «Высш. шк.», 2004. — 676 с.
3. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник [Текст]. — М.: Вече, 2000. — 624 с.
4. Основы религиоведения: учебник [Текст] / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова.4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2004. — 511 с.
5. Островский, Г. Рассказ о русской живописи [Текст] / Г. Островский. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 360 с.: ил.
6. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х томах. Т.3 [Текст]. — М.: Высш. шк., 1995. — 676 с.
Каковы истоки христианской живописи?
Истоки христианской живописи следует искать не в иудейской, а в греко-римской и египетской традициях, где изобразительное и пластическое искусство было широко развито. В какой-то мере христианская икона является преемницей античного погребального изображения, что подтверждает сравнительный анализ раннехристианских икон и т. н. фаюмских портретов – египетских погребальных изображений, найденных археологами в Фаюме и других городах Египта.
Православное искусство
Как показывает самый неумолимый судья – время – разделение православной церкви и государства не пошло на пользу последнему. В прежние времена христианская идеология наполняла собой все уровни и сферы жизни человека, все общественные институты. Надо ли говорить о том, что религиозные установления находились под охраной государства, а сознание общества и духовная культура являлись взаимосвязанными между собой, если не сказать, однородными явлениями. Как же нам найти православие в искусстве?
Господствующий класс поощрял духовное влияние на общество. Таким образом, Православие находило свое отражение в культовой архитектуре, скульптуре, искусстве витража, ювелирном искусстве… В то же время, народное творчество было в определенной степени свободно от христианского влияния, и, даже больше склонялось к забытым языческим традициям, свободолюбивым идеям, граничащим с атеизмом. Такие проявления можно было наблюдать в искусстве бродячих театров, скоморошестве, в произведениях светских авторов средневековья, таких, как «Слово о полку Игоревом», былинах, разнообразных фольклорных жанрах.
Однако, ни народное, ни светское искусство не могло соперничать с проникнутым четкой идейностью христианским искусством, имеющим определенный установленный канон, сюжетность, и, главное, наполненным духовностью. Религиозный канон, в общем, являет собой набор принципов христианского мировоззрения, а так же, определенных приемов задач и норм, которые ставились перед художественно-образным творчеством. Православная церковь выработала и утвердила единый канон, на котором и сегодня зиждется православное искусство – как образец или шаблон для подражания всеми, кто подвизается на поприще художественного искусства, являющийся неким идеалом святости, и наиболее приемлемым отражением божественного.
Так, например, Православный канон живописи учрежден был для того, чтобы лики святых, божеств и мучеников на всех иконах и фресках были одинаковыми. Образцами такого канонического подхода сегодня являются иконы Новгорода и Пскова, а также, фрески, относящиеся к XIII—XIV вв. Такой религиозно-художественный канон Русь заимствовала у Византии, откуда, по сути, и пришло к нам христианство. Православный иконописный канон, представляющий православную культуру — требует, чтобы в образе Господа Христа, а также, в ликах всего пантеона православных святых и великомучеников присутствовала божественность и отрешенность от земных деяний, некая бесплотность, святость.
Православные иконы, написанные по канону, достаточно неподвижны, определенно статичны, плоскостны. Эти качества отображают неизменное Вечное. Примечателен тот факт, что на православных иконах пространство изображается всегда достаточно условно: совмещаются несколько проекций с применением обратной перспективы. Православные иконы обогащены золотым сиянием и золотыми нимбами. Этим художественным приемом особенно знамениты иконы православные. Золотое свечение призвано переносить зрителя не просто в прошлое, в момент, когда происходила данная изображенная сцена, а в иное, духовное измерение, представляя собой его суть.
Комментарии к статье
Добавить комментарий
24 Июля 2021
Можно ли назвать иконами настенные изображения в римских катакомбах?
Данные изображения, датируемые периодом со II по VI век, можно назвать предтечами икон, но не иконами в современном смысле этого слова. Между тем, поскольку икона, в буквальном значении слова, осмысливается как образ, а эти изображения являют либо образы святых лиц, либо образы значимых для Церкви событий, иконами их назвать можно, условно. Все катакомбные изображения можно разделить на несколько категорий: 1) символы и символические изображения; 2) полусимволические изображения; 3) изображения, навеянные античными образами, переосмысленными в христианском духе; 4) картины на христианские сюжеты. Все эти изображения имеют нравственно-дидактический характер и призваны отразить основные истины христианского вероучения. Большинство изображений выполнено в технике фрески, однако встречаются и мозаики.
Безусловно, искусство и православие не могут существовать порознь, так как и одно, и другое непосредственно связано с самыми тонкими гранями человеческой души. Архитектура, живопись, музыка, литература и многие другие виды искусства нашли свое место в православии. Искусство и православная вера на протяжении многих столетий переплетались, перетекали друг в друга, в результате чего возникло православное искусство. Пожалуй, самыми яркими и фундаментальными в православном искусстве являются архитектура и живопись. Православные храмы – это не только святыни для миллионов людей, а и бесценные памятники мирового архитектурного искусства. Только на территории России на сегодняшний день насчитывается около 25 тысяч храмов. Среди них известные во всем мире крупнейший в Русской Церкви Храм Христа Спасителя, уникальный монастырский комплекс — Киево-Печерская Лавра и многие другие. Именно в них живет не только история Руси, а история православной веры и искусства в целом. Не менее важное место в православном искусстве занимает изобразительное искусство. Иконопись – это создание изображений, цель которых быть связующим звеном между земным миром и Божественным. По словам князя Е.Трубецкого, икона – это «умозрение в красках». Величайшим русским иконописцем считают Андрея Рублева. В наше время создают иконы такие творцы, как Л.Винницкая, В.Морозов, Л.Завгородняя и многие другие. Также от иконописи отделяют другие формы изобразительного искусства, такие как монументальная живопись (фрески), декоративно-прикладное искусство и другие. С другой стороны выделяют живопись православного содержания, в которой просто используются библейские сюжеты в авторской интерпретации. С развитием современного искусства в православие медленно начало входить и киноискусство. Помимо документальных фильмов, с недавнего времени начали сниматься и художественные фильмы, которые по праву можно считать православными. Примером этому есть картина Павла Лунгина «Остров». Итак, искусство и православие тесно связаны и переплетены между собой. А, главное, они едины в своей главной цели – объединении и воспитании людей, задевая самые тонкие струны человеческих душ.
2010-03-29 16:58:13
Статьи. Новое в данном разделе. |