Тема 6. Святость в миру: благоверные, юродивые, праведные


Святой благоверный великий князь Александр Невский (1263)

Дни памяти — 5 июня, 12 сентября, 6 декабря

Святой Александр был не только талантливым стратегом, но и сам принимал участие в сражениях. По преданию, он ударил копьем в лицо предводителю шведского войска во время сражения на Неве. Князь не потерпел ни одного поражения в битвах и при этом был хорошим дипломатом — именно он сумел договориться о частичной независимости Руси от Орды. Личность святого окружена многими мифами, которые мы детально разобрали в отдельном материале.

Сотник Лонгин (I век)

День памяти — 29 октября

Один из первых святых-христиан. Лонгин — тот самый воин, который находился возле Креста Господня во время распятия. О нем упоминает евангелист Матфей: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). По преданию, именно Лонгин проткнул копьем Тело Господа после смерти на Кресте. Сотник уверовал во Христа и стал проповедовать Его учение, за что был обезглавлен.

В одиночку отдал долги целой армии

Генерал Михаил Воронцов был удостоен хлёсткой и не вполне справедливой эпиграммы Пушкина. К сожалению, многие и впрямь помнят его по строкам: «Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда…» Гораздо реже вспоминают его реальные заслуги. А ведь один эпизод является почти идеальной иллюстрацией к молитве «Отче наш» — к тому моменту, где просят Бога простить все долги, подобно тому, как и молящийся прощает своим должникам.

Михаил Семёнович был начальником русского корпуса в Париже с 1815 по 1818 г. И он мог бы предъявить французам серьёзный счёт. Например, за мясорубку Смоленска, где получил удар штыком. За свой разграбленный московский дом. В конце концов, за Успенский собор Московского Кремля, превращённый французами в конюшню. Однако вышло так, что счёт предъявляли ему. Русские были выше того, чтобы грабить парижан, — мы расплачивались щедро. Правда, в том числе и долговыми расписками. Перед отъездом из Франции Михаил Воронцов навёл справки о долгах офицеров. Отпущенных казной средств на миллионные долги не хватило. Тогда генерал продал могилёвское имение Круглое, доставшееся ему от родной тётки княгини Екатерины Дашковой, и покрыл долги.


Из Парижа — с любовью. Что писали русские офицеры о французах в 1814 году Подробнее

Преподобный Илья Муромец (XII век)

Дни памяти — 11 октября, 1 января

Илья Муромец — не только персонаж сказок, но и реальный человек. По преданию, он родился в селе Карачарово под Муромом. В детстве он был калекой и не мог ходить, но после чудесного исцеления стал воином. В конце жизни Илья принял монашество и позже был причислен к лику святых — его мощи до сих пор находятся в Киево-Печерской Лавре. В 1990-е годы ученые провели экспертизу мощей святого Илии. Ее результаты подтвердили «былинные предания» о богатыре.

«Мы видели, как молятся русские!»

«Святой праведный воин» — в таком чине Русская православная церковь прославила адмирала Фёдора Ушакова. Даже в распоряжениях по флоту Ушаков постоянно брал равнение на церковные дела: «Моряк — как и монах, постоянно должен пребывать в трудах и в молитве». В XVIII веке, «веке просвещения», это многим казалось смешным. Но на практике давало потрясающие результаты. Греческое население Ионических островов было поражено рыцарским отношением русских моряков и к войне, и к налаживанию мирной жизни. Купец Николай Пасхалис, которому довелось наблюдать, как русские ведут себя после изгнания французов с архипелага, о.


Свидание у Тендры. Как адмирал Ушаков излечил турок от гордыни Подробнее

Святой великомученик Георгий Победоносец (303)

Дни памяти — 6 мая, 16 ноября

Святой родом из Бейрута, служил в Римской армии при императоре Диоклетиане — одном из самых свирепых гонителей христиан. Георгий был талантливым вином и хорошим руководителем, за что был удостоем звания «тысяченачальника», то есть командовал тысячей солдат. Приняв христианство, святой сам явился к императору с обличительной речью против почитания языческих богов. За это его тяжело мучили — колесовали и бросили в негашеную известь, а затем отрубили голову. Одно из самых частых изображений святого на иконах — в виде всадника, поражающего копьем змею.

«На воды пусть посылают всякую сволочь!»

«С крестом священника я взял Измаил!» — эти слова знаменитого полководца Александра Суворова гораздо больше говорят о его религиозном чувстве, чем многочисленные свидетельства о том, как он соблюдал посты. Да и его завет «Молись Богу — от Него победа!» когда-то помнили не хуже, чем всем известное «Пуля — дура, штык — молодец».

Слова подтверждались делами. Награды раздавались только после благодарственного молебна. Это — на виду. Тайно же Александр Васильевич перед каждым праздником Пасхи жертвовал по 1000 рублей на выкуп должников из долговых тюрем. А на предложение лейб-медика Екатерины Великой Адама Вейкарда: «Для поправки здоровья вам необходимо отказаться от соблюдения постов и отправиться на минеральные воды в Карлсбад» — ответил: «Я хоть и фельдмаршал, а солдат, и другие солдаты с меня пример берут. Где ж это видано — пост не соблюдать? На воды же посылают здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна, прежде всего, молитва, а потом деревенская изба, баня, каша и квас».


Другой Суворов. Почему памятник полководцу поставили ещё при жизни Подробнее

Святой благоверный великий князь Димитрий Донской (1389)

День памяти — 1 июня

Святой Димитрий объединил русские земли и освободил их от татаро-монгольского ига. Это произошло во время Куликовской битвы в 1380 году. Перед боем князь обратился за благословением к великому святому — преподобному Сергию Радонежскому. Он благословил Димитрия и дал ему в помощники двух насельников, которые в прошлом были опытными воинами: Пересвета и Андрея Ослябю (они также причислены к лику святых). После победы в Куликовской битве князя Димитрия стали именовать Донским, потому что поле боя находится между реками Доном и Непрядвой.

Тема 6. Святость в миру: благоверные, юродивые, праведные

Христиан, благочестно поживших в миру, но не принадлежащих к числу благоверных или юродивых, обычно канонизируют как праведных

(праведный Иов Многострадальный, праведные Симеон Богоприимец, Иоаким и Анна, праведная Иулиания Лазаревская, праведный Феодор Ушаков, праведный Иоанн Русский, праведный Иоанн Кронштадтский).

Рассматривая жития византийских святых мирян, можно выделить несколько путей к святости, несколько видов подвига в миру.

Прежде всего, это обильная милостыня

. Добродетель милосердия, приобретаемая через подаяние
вещественной
милостыни, является, по учению святых отцов, преимущественно принадлежностью подвига благочестия в миру. Иноку, давшему обет нестяжания и «ничего не имеющему на земле», «не поставлено в обязанность подавать милостыню». «Но кто занят делами житейскими, собственными руками работает и сам берет у других, тот обязан подавать милостыню» (св. Исаак Сирин. Слово 14) 869. За этот подвиг прославлен такой известный святой, как
Филарет Милостивый.870
История св.
Петра Мытаря
свидетельствует, что милостыня, даже данная с гневом, может оправдать человека перед Богом. Интересно, что житие этого святого написал святитель
Иоанн Милостивый,
Александрийский патриарх (память 12 ноября ст. ст.), который сам прославился своей необычайной щедростью и милосердием.
См. Приложение к теме 6.
Одной из составляющих милосердия к ближнему является самоотверженное служение больным. За подвиг безвозмездного оказания врачебной помощи христиане прославляются как бессребреники

(безмездные врачи).

Исцеляя телесные болезни, святые бессребренники увещевали страждущих вести добродетельную жизнь, неверующих обращали ко Христу. Успех их врачебного искусства был делом благодати Божией. Святые целители это знали и потому не брали награды за свои труды по заповеди Спасителя: «туне приясте, туне дадите»

(Мф.10:8). Через любовь к ближним они выражали свою любовь к Богу и трудились для прославления имени Господа, даровавшего им силу врачевать недуги. Добродетельную жизнь безмездных целителей Бог нередко увенчивал мученической кончиной.

Наиболее известными святыми бессребрениками являются братья Косма

и
Дамиан Ассийские
(память 1 ноября ст. ст.), жившие в Малой Азии не позднее IV века. Об их нестяжательности свидетельствует такой случай. Исцеленная святыми братьями женщина тайком уговорила Дамиана, заклиная его Богом, взять в награду три яйца во имя Святой Троицы. Святой Косма, узнав об этом, завещал не погребать его вместе с Дамианом. Но когда оба брата почили в мире, Бог чудесным образом известил похоронить их вместе, потому что Дамиан взял дар не как награду, но ради имени Божия.

Церковь почитает еще две пары святых братьев бессребреников с такими же именами: Косму

и
Дамиана Римских
(память 1 июля ст. ст.) и
Косму
и
Дамиана Аравийских (Киликийских)
(память 17 октября ст. ст.).

Косма

и
Дамиан Римские
жили в III веке. Они прославлены как мученики, хотя их кончина была кончиной страстотерпцев. Святые братья исповедали верность Христу во время гонений при допросе у имп. Карина (283–285), были отпущены с честью после исцеления императора от внезапной болезни и вскоре убиты из зависти своим учителем – врачом (он позвал их в горы собирать лечебные травы и побил камнями сначала одного, потом другого).

О Косме и Дамиане Аравийских

известно совсем немного: что они родом из Аравии, что были искусными врачами, но исцеляли не столько своим умением, сколько силою Христовой и прославились всюду своим учением и чудесами. Братья были казнены за исповедание христианства в конце III века при Диоклетиане и Максимиане и прославлены Церковью как мученики и безмездные врачи.

Еще одна пара святых врачей – бессребреников – это Кир

и
Иоанн
(память 31 января ст. ст.).

Святой Кир был знаменитым врачом в Александрии. Во время гонения Диоклитиана (284–305) он удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал там лечить людей своей молитвой. Воин Иоанн

, услышав о святом Кире, пришел в Аравию и стал его верным последователем. В Египте, в городе Канопе, была схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми 15 лет, 13 лет и 11 лет. Святые Кир и Иоанн, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа, посетили исповедниц в темнице, чтобы укрепить их перед предстоявшим подвигом. Правитель города схватил святых Кира и Иоанна и предал их пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна †311).

Требуя в награду только веру во Христа, безмездно исцеляли больных великомученик и целитель Пантелеймон
,
мученики
Трифон
и
Орест Таинский.
За подвиг христианского милосердия к недугующим и страждущим прославлен Сампсон странноприимец

(27 июня/10 июля). Он жил при имп. Юстиниане, был родом из богатой римской семьи, получил хорошее образование, особенно основательно изучил врачебное искусство, причем изучил с одной только целью – послужить ближнему. После смерти родителей Сампсон раздал наследство нуждающимся, отпустил всех рабов на свободу и ушел в пустыню. Однако вскоре Бог призвал его на другой подвиг: он поселился в небольшом доме в Константинополе и стал принимать странников, больных, нищих. Когда Сампсон исцелил от тяжелой болезни императора Юстиниана (527–565), он, отказавшись от богатых даров, просил построить странноприимный дом с больницей. Император выполнил просьбу святого и назначил этим учреждениям необходимое содержание. Святой безболезненно почил в глубокой старости ок. 530 г., к его гробнице стекалось множество болящих в надежде на его предстательство пред Господом.

Служение св. Сампсона в XX веке повторила святая мученица Великая княгиня Елизавета
,
основавшая в Москве Марфо-Мариинскую обитель, в которой была бесплатная больница, приют, курсы для сестер милосердия, библиотека и др. Уход за больными, забота о нищих и бездомных в обители были соединены с назиданием их в вере и добродетели.

Еще один подвиг мирянина – это православное воспитание детей, которое, конечно, немыслимо без личного благочестия. В лике святых прославлены христиане, давшие миру великих святителей, мучеников, преподобных.

Напомним их имена. Это мать свт. Григория Богослова св. Нонна

; бабушка свт. Василия Великого св.
Макрина
(исповедница веры) и его мать
Эмилия;
мать свт. Григория Двоеслова
Сильвия
; блж.
Моника,
мать блж. Августина; мать прп. Симеона Дивногорца св.
Марфа
; мать вмч. Пантелеймона св.
Еввула;
родители мученика Конона, современники апостолов
Нада
и
Нестор
; мать святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских
Феодотия;
родители преподобного Сергия Радонежского
Кирилл
и
Мария
.

Святые отцы придают огромное значение воспитанию детей в духе христианства, ставя это дело мирянина в прямую связь с его собственным спасением. «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, – пишет свт. Иоанн Златоуст,– то это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за свои собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание» 871. «Какое неизъяснимое горе, – говорит свт. Игнатий Брянчанинов, – обымет на Страшном Суде Христовом тех родителей, которых гневно и грозно обличит и осудит нелицеприятный Судия за принесение чад их в жертву миродержцу! Какая ни с чем не сравнимая радость обымет тех родителей, которых этот Судия благословит и восхвалит за принесение чад в жертву Богу, за приготовление их в жители светлого рая!» 872.

Родительский подвиг особой силы и тяжести – вымолить своих детей, отпавших от веры и ведущих греховную жизнь. Пример этого подвига видим в жизненном пути блж. Моники

, матери блж.
Августина.
Как известно, блж. Августин до своего крещения в 33-летнем возрасте вел распущенную греховную жизнь, увлекался нехристианскими и еретическими учениями. И все это время блж. Моника не переставала за него молиться. Известен ответ свт. Амвросия Медиоланского, видевшего ее скорбь и молитвенные труды: «Не может погибнуть дитя стольких слез». И ее сын не погиб. Он принял Святое Крещение и потом около 43 лет трудился для блага Церкви. Напоминание о подвиге блж. Моники встречаем у русских святых XIX века, в письмах, адресованных матерям, скорбящим о неверии детей. «Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой его матери», – напоминает прп. Амвросий Оптинский 873. «Поминайте матерь блаженного Августина, – пишет свт. Феофан Затворник. – Плакала-плакала, молилась-молилась! И вымолила, и выплакала, что Августин опомнился – и стал, как следует быть» 874 .

Среди святых мирян, имена которых находятся в славянских печатных святцах есть благочестивые воины:
Иоанн Воин
и
Михаил Болгарин воин.
Об Иоанне Воине говорилось в разделе, посвященном истории гонений на христиан. Его подвиг близок к подвигу исповедников (при Юлиане он был заключен в темницу за тайную помощь христианам, а после смерти императора прожил оставшуюся жизнь чисто и богобоязненно). А вот в жизненном пути другого воина –
Михаила Болгарина,
со всей ясностью проступают новые черты святости, характерные именно для воинского служения: доблесть в бою, укрепляемая верой и упованием на Бога, и защита граждан в мирное время.
См. Приложение к теме 6.
В списке святых мирян есть диакониссы: современница свт. Иоанна Златоуста Олимпиада Цареградская

(†410),
Поплия Антиохийская
(жила при Юлиане Отступнике, IV в.) и
Феозва,
сестра свт. Григория Нисского (IV в.).

Путь к святости этой группы святых мирян напрямую связан с их служением. В диакониссы избирались благочестивые девы и вдовы в возрасте не моложе 40 лет, после очень тщательного испытания их жизни. Диакониссы принадлежали к клиру и на свое служение поставлялись молитвой с возложением рук епископа (хиротесией). Хотя диакониссы не были монахинями, они давали строгий обет безбрачия, который должны были хранить до самой смерти. В обязанности диаконисc входила подготовка женщин к Крещению, помощь священнику при совершении Таинств над ними, посещение домов женщин для назидания и пр., то есть они служили посредницами между женщинами и священнослужителями 875. Святые диакониссы известны также своими делами милосердия – обильной милостыней, ревностной заботой об обездоленных, больных, странниках. Путь к святости для диакониссы, таким образом, объединял в себе два подвига – подвиг иноческий с его обетом безбрачия, со всецелой преданностью Богу и Церкви, и подвиг мирянина, посвятившего себя «внешнему» служению милосердия, «вещественной милостыне». Для диаконисc из вдов добавляется еще один «мирской» подвиг, еще одно обязательное условие для вступления в служение диакониссы – благочестивое супружество (и воспитание детей) в единственном браке. См. Приложение к теме 6.

Анализ житий русских святых дает нам еще несколько типов подвига в миру. Один из них назван Г. Федотовым социальным опрощением

. Так спасался св.
Симеон Верхотурский
(†1642). Таков подвиг местночтимого в лике Сибирских святых прав.
Феодора Томского,
известного под именем «старца Федора Кузьмича».
См. Приложение к теме 6.
Еще один замечательный образец святости в миру – св. прав. Иулиания Лазаревская

(†1604), многодетная мать, молитвенница и постница, известная своим необычайным милосердием к нуждающимся. Смиренная красота подвига праведной Иулиании показывает, как глубоко Евангелие могло войти в жизнь древнерусского человека и преобразить всю его личность. Хотя Иулиания прошла через суровую аскезу и мечтала о монашестве, но, тем не менее, осталась верной своему христианскому призванию – служению деятельной христианской любви.
См. Приложение к теме 6.
Подвиг святости священников 876 – это продолжение их ежедневного пастырского служения, доведение его до полного самоотречения, это подвиг любви к своей пастве и подражания в этом Христу. Пастырское служение проходит в миру, где, в отличие от монастыря, священника окружают не одни единомышленники, посвятившие свою жизнь Христу, но самые разные люди: теплохладные и ревностные, опытные и неофиты, верующие и неверующие. Жизнь священника протекает в разнообразных житейских попечениях, в которых он должен сохранять молитвенный настрой и мирный дух.

В этих непростых условиях пастырь приводит духовных овец ко Христу, оберегает их, окормляет и молитвенно предстоит за них. Сама пастырская деятельность объединяет в себе и духовничество, и миссионерство, а зачастую и исповедничество.

Знаменитый пастырь, проповедник и чудотворец прав. Иоанн Кронштадтский

(1829–1908, память 20 декабря ст. ст.) недаром назывался в народе «Всероссийским батюшкой». Его пастырское служение, помимо ежедневного предстояния пред Престолом, состояло и в многочисленных и успешных благотворительных предприятиях. После своего рукоположения отец Иоанн начинает неустанную проповедь в храме и в частных домах, преподает в гимназии, учреждает в Кронштадте «Дом трудолюбия» для бедняков, «Иоанно-Предтеченское братство трезвости». Им была основана женская монашеская община, которая позже была преобразована в Сурский Иоанно-Богословский общежительный женский монастырь. Слава о нем как о знаменитом пастыре и чудотворце распространилась по всей Русской земле, и в Кронштадт стекались десятки тысяч богомольцев.

Почти ежедневно отец Иоанн совершал Божественную Литургию, призывая свою паству как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин. Его имя стало известным и уважаемым в православном мире также благодаря изданию его духовных дневников (наиболее известна его книга «Моя жизнь во Христе»). Св. прав. Иоанн Кронштадтский канонизирован в 1990 г.

Другой знаменитый московский пастырь святой праведный Алексий (Мечев)

(1859–1923, память 9 июня ст. ст.) подвизался в центре Москвы, в храме святителя Николая в Кленниках. Пройдя искус служения псаломщиком в Знаменской церкви Пречистенского благочиния, где с ним зачастую очень грубо обращались, о. Алексий был рукоположен и начал свое служение Никольском храме, где в то время был очень небольшой приход. Он ввел ежедневное богослужение и 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Но постепенно скорбящие и обремененные горестями люди потянулись в этот храм, от них и пошла молва про его доброго настоятеля. Отец Алексий имел дар прозорливости, который сочетался у него со смирением и кротостью. Познав личное горе, связанное с кончиной горячо любимой супруги, он получил благодать и опыт утешения всех приходящих к нему со своими бедами и житейскими проблемами. Он способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (впоследствии монахиня Иулиания). Истинными духовными друзьями отца Алексия были Оптинские старцы иеросхимонах прп. Анатолий (Потапов), игумен Феодосий. Святой праведный Алексий Мечев прославлен на Архиерейском Соборе 2000 года.

К лику святых причислен и еще один священник XX века – праведный Иона (Атаманский)

(1855–1924, память 17 мая ст. ст.), настоятель портовой Свято-Никольской церкви в Одессе. Его духовная жизнь была настолько высока, что киевские подвижники того времени говорили о нем, белом священнике, имеющем детей и внуков: «Мы, монахи, его не стоим». Когда из Одессы верующие приезжали к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, тот говорил им: «Зачем вы трудитесь приезжать ко мне? У вас есть свой Иоанн Кронштадтский – отец Иона». В Одессе его называют «человеком – легендой».

Служение о. Ионы выпало на тяжелое время – русско-японская война, восстание на броненосце «Потемкин», революция, Гражданская война, автокефальный и обновленческий расколы, гонения на Церковь. В это время праведный Иона творил чудеса, достойные древних святых: изгонял бесов, исцелял больных, непостижимым образом являлся вне тела в Благовещенском монастыре под Одессой, предсказывая мученическую кончину 200 сестрам этой обители. За свою борьбу с духами злобы он терпел тяжелые скорби и раздоры в семье, несчастья с детьми 877.

Одесские моряки старались не выходить в море без благословения о. Ионы. В 1905 году во время бунта на броненосце «Потемкин» прот. Иона уговорил городские власти разрешить отпевание зачинщика восстания, матроса Г. Валенчука, что предотвратило дальнейший обстрел города и Спасо-Преображенского собора из бортовых орудий корабля.

В период распространения властями обновленчества храм, где служил прот. Иона, был единственным православным храмом в городе. Во время кампании по ликвидации церковных ценностей о. Иона был арестован, но был выпущен по требованию горожан и вскоре скончался от тяжелой болезни. В последний путь, несмотря на противодействие властей, его провожали огромные толпы народа 878 .

Прот. Иона Атаманский канонизирован в 1996 году решением Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Эти пастыри показали миру пример смирения и любви и привели ко Христу огромное множество людей. Личной святости они достигли в служении людям и полном самоотречении. Их жизнь показывает, как можно в миру угодить Богу и достигнуть святости через заботу о ближних и мирскую деятельность, если ей сопутствуют молитва и истинная любовь к ближним.

Святой великомученик Димитрий Солунский (ок. 306)

День памяти — 8 ноября

Святой родился в Греции в городе Солунь (современные Салоники). Димитрий воспитывался в семье тайных христиан — в Римской империи на них продолжались гонения. Став военачальником Фессалоникийской области, святой отказался преследовать единоверцев, а наоборот — всячески им помогал и истреблял языческие обряды. За это по приказу императора его проткнули копьями. На Руси память святого Димитрия Солунского всегда ассоциировалась с воинским подвигом, поэтому в 1380 году в честь павших воинов Куликовской битвы установили Димитриевскую родительскую субботу — особый день памяти усопших.

Святые Русские Воины — Возвращение к истокам!

Огромное многотысячное войско подходит к берегам Непрядвы и Дона. Повсюду блестят шлема и позвякивает кольчуга. Слышатся команды военачальников, ржание коней, топот тысяч Русских витязей. Впереди великий князь Дмитрий Иванович. Рядом с ним Хоругвь Спаса Нерукотворного. Он еще помнит тепло старческого благословения. Великий святой Сергий Радонежский, основатель духовного воинства Руси благословил и земную рать на очищение Русской земли от поганых иноверцев.

Войско выстраивается для битвы. Где-то в рядах стоит Андрей Ослябя, еще недавно стяжавший дар молитвы, для победы над врагами душ, теперь же готовящийся душу свою отдать ради своих братьев по Крови и Духу. Но вот все стихло, только в сердцах людей не смолкает горячая молитва к Богу. На поле сходятся Александр Пересвет и Челубей. Басурманин огромен ростом, самоуверен и опытен в схватках. Но все это не поможет ему и не убережет от копья Пересвета. Потому что с Русью – Бог! И вот – столкновение всадников. Челубей убит наповал, а сраженный копьем Александр остается в седле. Великий знак воспринят всеми однозначно – умрем, но не проиграем!

Позади – 140 лет позора и угнетения. Но ничто не может сделать Руса рабом. Мы подвластны Богу и поэтому мы будем сражаться за свою Веру и Волю. Страшная схватка началась: вперед идут богатыри с разных весей и городов – все они наконец-то едины в своем праведном гневе, все они сейчас – лишь карающий меч над грязной восточной заразой. Орда многочисленна. На Руссов смотрят маленькие косые глазки из-под кожаных шапок. Небольшие воины сидят на такого же размера лошадях, закутанные в стеганые халаты. Нельзя сказать, что они храбры, но они слушаются своего повелителя беспрекословно. Страх наказания и жажда наживы двигает ими. Они думают, что и в этот раз смогут сесть нам на шею…

Первые ряды вступают в схватку. Больше ничего, никаких слов, только тихая работа мечей и топоров. Лязг кольчуг, глухие удары щитов, хруст переломанных челюстей, ребер. Со свистом проносятся мечи и басурманские сабли. На землю летят отрубленные головы и руки, кровь льется ручьями из разрубленной плоти. Идет танец смерти – красивое и страшное зрелище, где воины показывают свое мастерство. Простые Русичи валят врага рогатиной и топором, дружинные воины – мечами и булавами. Орды много, она несметна, тысячи и тысячи встают взамен убитых. Но стоит в засаде полк – конный полк, который ждет только сигнала великого князя.


И вот – татары дрогнули. Не то чтобы они перестали биться, но в каждой схватке, одиночной или многочисленной воин чувствует, когда пыл противника остывает и видно, что враг больше не хочет продолжать битву. Дмитрий Иванович это увидел – увидел и Мамай, но последний не успел среагировать. И вот уже несется конная лава Русских всадников с хоругвями, в алых плащах с копьями на перевес. Они срубают нерусь одним своим напором, насаживают многих на копья, как цыплят на вертел. Нечисть бросается бежать, но ее догоняют, рубят и колят. Победа! Все Русское воинство, видя гибель врага, начинает ликовать и славить Бога! Нет… этот урок, говорят себе Русичи, мы не забудем никогда. Сколько же крови нам понадобилось, чтобы что только вместе мы сможем жить. Слава Богу, слава Победе!..

Ужель давно это было? Давно ли мы покоряли Сибирь и Кавказ, Среднюю Азию и Крым? Мы были сильны и поэтому захватывали новые земли. Меня всегда пленяло то время, время Средневековья. Представьте себе здоровые терема городов, деревянные мостовые и каменные дороги. Множество людей разных сословий и ремесел. Бояре в шубах, со слугами, крестьяне из глубинки с возами убитой дичи. Храмы полные народа, долгая и смиренная молитва и война, постоянная война.

Когда читаешь, какого рода постройки были в городах на Руси, то вплоть до Петра I этот перечень был очень скуден. Жилые дома, крепости, государственные избы и храмы. Все! Все растраты казны описывались и в точности отмечались. А тратилось на изготовление пушек (их у русских было больше чем в Европе), оружия, сооружения кремлей и храмов. Церковь воинствующая в правильном смысле. Не может здесь праведный народ жить в мире с остальными. И он воевал. Действительно, а что еще нужно человеку, кроме общения с Богом и войны против Его врагов.

Суровые бородатые молодцы, также смиренные перед Господом и также непокорные перед врагом. Кроткие в молитве и беспощадные в бою. Максималисты во всем – есть только черное и только белое. Тотальный радикализм и жизнь по Евангелию: «кто не со мной, тот против меня, кто не созидает, тот разрушает». Это были не просто слова, о которых можно спорить, принимать или не принимать во внимание, оплевывать или кощунстовавать. За это убивали. Уничтожали всех врагов подряд: иностранные захватчики пришли – проламывали булавой нерусские головы, жид закрался, смуту наводит – подвешивают его крюком под ребра – пусть орет, свинья, жидам не место в Святой Руси, кто-то колдует, ворожит, гадает – на костер.

Чистота Веры ни в чем не должна быть поругана. Чистота нравов должна быть идеальна. Будь храбрым, не пей спиртного, не объедайся как свинья, не блуди как козел, молись и славь Бога, живи по Евангелию и только тогда ты будешь в Раю. Только тогда ты по праву станешь Сыном Божиим. Сама по себе твоя оболочка никому не нужна. Ты ничем не отличаешься от тех же узкоглазых, если ведешь себя таким же образом: если не можешь держать свои желания в узде своей Воли и Разума. Если не отличаешь доброго от злого. Ты никому не нужен и ты такой же, как инородцы, бесово племя. Это логика и мысли наших Предков.

Все предельно просто – черно-белый режим, и никаких светотеней. Куда же все подевалось? Неужели мы настолько испоганились, что не восстановим уже былого величия Святой Руси? Восстановим… или умрем! Победа или Смерть! Будьте прокляты все те, кто вольно или невольно желает нам гибели. Нет такой жертвы, какую бы мы не принесли на Алтарь нашей Победы. Мы выжгем любую заразу, четвертуем каждого предателя, враги заплатят нам своими жизнями. Мы отомстим за поругание нашей Веры и нашей Руси в полной мере. Враги выпьют чашу страданий в стократном объеме. Ибо с нами Бог, и Он поругаем не бывает.

Псалтырь гласит (Пс.57): «Возвеселится праведник, когда увидит отмщение: руки свои умоет в крови грешников». И мы умоемся в крови врагов и предателей. Мы возрадуемся стерев с лица земли все эти синагоги и рынки, все их жидовские театры и супермаркеты, все это дерьмо, которое они здесь развели. И пусть кто-либо из мнимо своих попробует нам воспрепятствовать под любым предлогом. Он будет уничтожен, как и в былые времена огнем и мечом. Петля и топор довершат дело. Здесь снова будет благоденствие и процветание. Здесь снова будет колокольный звон и шум лесов. Ничто не нарушит наш идеал. Мы возведем нашу Русь обратно к своему великому Отцу, ибо не могут не любить дети Отца.

Эта сыновняя любовь поможет нам превозмочь все трудности, пойти на любые жертвы, ибо ничего не может быть важнее Святой Руси. Вперед, православные Русичи к славным Победам. Возродите поруганные храмы и крепости нашей Руси. Разорвите в клочья любого, кто позволит себе опорочить святое имя нашей Родины. Будьте беспощадны к врагам Святой Руси, также как враги беспощадны к ней. Видит Бог – мы искренни в своем праведном гневе. Мы скорее умрем, чем выпадем из седла, чем проиграем в этом поединке.

Слава Победе! Слава Руси! Слава Христу!

Василий Кривец

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]