Современные юродивые живут почти во всех крупных российских городах


Современные юродивые живут почти во всех крупных российских городах

Архив NEWSru.com

Известно, что на Руси только в XIV-ХVI веках канонизировали не менее 10 юродивых Архив NEWSru.com

О современных юродивых, пожалуй, не узнаешь ни от экскурсовода, сопровождающего туристическую группу, ни из глянцевого путеводителя..Однако юродивые в нашей стране есть и сейчас. Причем некоторые из них не просто неплохо живут, но и процветают. Если раньше сумасшедшие предрекали, как правило, пришествие антихриста и рождение людей с песьими головами, то теперь они странствуют по городам и весям, рисуют лики святых, читают лекции о международном положении, а порой пишут песни для известных музыкантов.

Что известно о людях, из чьей среды вышло немало почитаемых святых? Известно, что на Руси только в XIV—ХVI веках канонизировали не менее 10 юродивых. Вспомним хотя бы Ваську Нагого, который, согласно легенде, обличал Ивана Грозного и предсказал взятие Казани. Когда блаженный умер, отпевал его сам митрополит. В его же честь народная молва переименовала Покровский собор на Красной площади в храм Василия Блаженного.

Но блаженные — очень разнородная социальная группа. Есть среди них «обыватели» и «деятели искусства», «политики» и даже «бизнесмены».

В том, кто они, – эти блаженные, калики, чудаки и дурачки, которые придавали городам особый «старорусский» шарм, попыталась сегодня разобраться газета «Версия»

Сема-книголюб находил печатную продукцию на городской свалке

Так, был некогда такой старик — Пиня. Юродствовал он в основном на самарских улицах, хотя добредал и до Казани, и до Москвы. Когда-то Пиня был талантливым ювелиром, потом свихнулся и пошел странствовать с самодельной холщовой сумкой. Одна навязчивая мысль задержалась в его голове: что он, Пиня, золотых дел мастер. Более полувека, бродя по улицам городов, юродивый собирал камушки, складывал их в суму и карманы. Иногда камушки рассыпались — тогда бывший ювелир плакал от огорчения. Набрав достаточно «товара», Пиня раскладывал «драгоценности» на тряпке и начинал торговать. Согбенный, с унылым носом и птичьей головой, он размахивал руками, ловил за полу воображаемых покупателей и что-то убедительно шептал себе под нос. Да и сейчас можно услышать от самарцев: «Ты ведешь себя, как Пиня!»

Духу коммерции был не чужд и липецкий блаженный Сема-книголюб. Печатную продукцию он находил на городской свалке. Комнатушка, которую Сема делил с матерью, вся была завалена книгами и журналами. Некоторые он тщательно мыл и сушил — готовил на продажу. Мог днями напролет «торговать» напротив городских школ, перекладывая свои размытые книжки и терпя насмешки и пинки от старшеклассников. Сему в детстве покалечил отец-алкоголик — повредил мальчику позвоночник, — так что он ходил боком, а на спине вырос горб.

Надо заметить, что не каждый юродивый коммерсант жалок и беззащитен. К примеру, пензенский Вольдемар-таксист весьма успешно зарабатывал себе на жизнь. Вечерами юродивый подстерегал припозднившихся гражданок и заставлял их вместе с ним скакать на метле несколько кварталов. Довезя до места назначения, Вольдемар никогда не забывал стребовать у обессилевших женщин плату за проезд.

Саратовский блаженный писал песни для Алены Апиной

Отличительная черта современных юродивых — страсть к переодеванию. Так, волгоградские дурачки Андрюша и Сережа — одаренное поколение городских чудаков-артистов. Парнишки используют форму сотрудников правоохранительных органов и солдат. Благо этого добра в российских семьях навалом и им охотно делятся с убогими. Ряженые кривляются на центральных улицах города, изображая то батальные сцены из жизни самураев, то исполняя самодельные песни. Например, выпрашивая подаяние, высвистывают на пустой пивной банке: «Давай за нас, давай за вас, и за спецназ, и за ХАМАС, и за горгаз, и за КамАЗ, и за мороз, и за Давос!» И им дают.

Одним из самых талантливых блаженных нашего времени следует признать и небезызвестного саратовского поэта Юру Дружкова — автора всех хитовых песен группы «Комбинация». Благодаря его текстам Алена Апина и иже с ней вознеслись к вершинам славы и благосостояния. Юра же писал стихи разноцветными фломастерами на огрызках бумаги, старательно выводя завитушки. С удовольствием дарил вирши встречным и поперечным. Он не получал за свои песни ни гроша, бродил по улицам родного Саратова в рванине, за что не раз бывал бит. Месяц назад Юру нашли зарезанным в собственной квартире.

Король Абрикос рассказывает о взрыве сверхновой звезды

Русское юродство всегда было сильно политизированным. Блаженный мог в лицо сказать боярам и царям такое, за что обычному человеку отвинтили бы голову. Например, из истории известно, что один из московских юродивых, Иван Большой Колпак, возбуждал народ против царя Бориса Годунова. Безумцы смело указывали на грехи знати и предсказывали политические перемены. Пророчества юродивых в былые времена ценились дороже нынешних прогнозов Германа Грефа.

В той же Пензе в одной из пивных можно услышать громогласный голос пристойно одетого мужчины в шляпе и галстуке. «Король политологии», блаженный со странной кличкой Абрикос, читает посетителям пивной лекции о международном положении, жуликах-олигархах, противостоянии западной и восточной цивилизаций, о взрыве в центре Вселенной сверхновой звезды. За разнообразные познания лектора награждают «пенным». Несмотря на широкую тематику выступлений, обилие цитат, версий и контрверсий, свои спичи Абрикос заканчивает одинаково грустно: «Глупая Россия, долбанутая страна!»

Ну и, конечно, политически озабоченных сумасшедших можно встретить на всяком мало-мальски значительном митинге, независимо от цвета знамен, которые там поднимаются.

Юродивая Наталья мечтает выйти замуж за полковника

Есть среди блаженных и свои, так сказать, «обыватели» — люди, не стремящиеся ни к политической, ни к артистической карьере, ни к богатству. К таким относится, например, Лида Казанская. В молодости она была натурщицей, относила себя к культурной элите, ходила в модном парижском пальтишке с муфточкой. Что произошло с ней, неизвестно, но дама быстро обнищала и помешалась. С руками, покрытыми коростой, она гордо вышагивает по мостовой — в неизменном парижском пальтишке, которое давно превратилось в рубище. И все бормочет по-французски. Побираться ей аристократизм не позволяет. Одежду, которую ей из жалости дают люди, не берет. Брезгует.

Еще один известный городской сумасшедший — тюменский Леша-банщик. Он отличается отменным здоровьем, в любую погоду возвращается из бани домой в мокрой одежде. Леша терпеть не может, когда до него дотрагиваются — он с остервенением трет мочалкой «запачканное» место. Этим часто пользуются мужики-шутники: невзначай притрагиваются к безумцу, заставляя его часами оттираться в мыльной. Больше всего Леша боится крыс. Городская шпана вьется за ним хвостом, горланя: «Леха, тебе крыса в штаны залезла!» Юродивый крутится на месте, бьет себя по ляжкам и грозит хулиганам пальцем.

Иные юродивые женщины по-своему ищут семейного счастья. Так, в районе волгоградской фабрики «Аора» можно встретить исполинского роста девицу, настоящего гренадера в юбке, которая с радостными воплями кидается на незнакомых мужчин. Рыжеволосая Наталья сдавливает прохожих в своих стальных объятиях, освободиться от которых непросто. Дело в том, что Наталья мечтает выйти замуж за полковника и настойчиво разыскивает своего суженого. Впрочем, во всем остальном она девушка вполне безобидная.

Странница Марфа хотела обойти все известные святые места России

Наконец, самая многочисленная категория русских блаженных — непосредственно убогие, то есть вечные паломники, кликуши и околохрамовые безумцы. Это, например, паломница Марфа-фотограф, с которой корреспонденту «Версии» удалось познакомиться в Саратове. Марфа собирает у прихожан поминальные записки и разносит их по знаменитым монастырям. В некоторых деревнях ее считают чуть ли не святой: матери думают, что, если эта юродивая приласкает в люльке ребенка, тот непременно выздоровеет.

Марфа производила впечатление заурядной бабушки, но поглядывала не прямо, а из стороны, склоняя голову набок. Ее ноги были абсолютно черны и босы в мороз.

— Хожу по святым монастырям. В Киевской лавре была, в Оптиной пустыни, в Дивееве, — нараспев перечисляла странница. — Без пищи иду, иногда картошку с огородов ем, подсолнухи у дороги. А водичку пью болотную, озерную и росу травяную. В лужу крестик надо опустить и перекрестить трижды, с молитвой, тогда здоровью убытка не будет. Иду с посошком и пою Иисусову молитву.

Если в деревнях не приглашают в дом, странница ночует в банях или в стогах, а то и прямо в поле. Есть у Марфы и цель: она надеется обойти все известные святые места России и в каждом сфотографировать какое-либо чудо. Свой аппарат, дешевую мыльницу, она нашла разбитым на тротуаре и не подозревает, что ему как минимум требуется пленка. С ней скитается друг, паломник Алексей. «Мы с ним вместе в Саров ходили, — охотно рассказала блаженная. — Он в муравейниках купается, а ест как — ужас! Ухватит калачик и, держа в зубах, весь калач исщиплет и размечет, а что во рту — то у него и пища. Он «иерусалимец», носит с собой щепочки от Гроба Господня и кусочки от той лестницы, которую Иаков видел во сне. Еще у него есть пузырьки, он их всем показывает и уверяет, что там Тьма Египетская. Совсем тронутый».

Однажды юродивую избили и хотели обобрать бомжи, да только ничего не нашли в ее котомке, кроме поминальных записок.

А вот Тверь в прошлом году лишилась своего самого любимого юродивого — Степаныча, которого многие называли символом этого города. Ночами блаженный ютился в сторожке храма Покрова Богородицы, а днем мелом рисовал на асфальте, на набережной реки Тьмаки. Рисовал разноцветные храмы и лики святых. Знавшие его люди отзывались о нем как о трогательном и беззащитном человеке, считали, что дедушка этот не простой нищий, а святой. В то же время на Степаныча не раз нападали агрессивные подростки, которые избивали старика, отнимали у него поданные людьми деньги и мелки.

Когда к Степанычу подходили и восхищались его рисунками, он расцветал. Говорил: «Вишь, как церкви горят, людям нравится! Я ко всем хорошо отношусь, я не делю по вере, для меня нет ни мусульман, ни иудеев, ведь Бог един…» Побеседовать с блаженным приезжали священнослужители и городские чиновники.

Прошлым летом художника забили и закололи ножами бродяги. Так Тверь лишилась своего блаженного. Хоронили беднягу на деньги, собранные прихожанами Покровского храма.

Большинство же юродивых — все эти «гаишники», «таксисты» и «книголюбы» — уходят тихо, будто в никуда, и люди этого даже не замечают. Ведь, как говорит народная мудрость: на Руси дураков на 100 лет вперед припасено.

Никола Салос

В 1570-м войска Ивана Грозного подошли к воротам Пскова. Навстречу царю вышел маленький грязный оборванец. «Покушай, Иванушка» — произнес он, протягивая жестокому правителю кусок сырого мяса. Как ни странно, тиран не тронул наглеца — спокойно отказался от «угощения», сославшись на пост. И тогда оборванец произнес фразу, ставшую легендарной, — «Мясо ты не ешь, а кровь человеческую пьешь!».


Никола Салос (справа фрагмент картины Андрея Рябушкина)

Того человека звали Никола Салос. В 1570 году он спас от верной гибели тысячи псковичей. Юродивый предсказал тирану скорую гибель.

«Сдохнешь как твоя лошадь, если не оставишь город!» — прокричал безумец, и в этот момент к царю подбежал слуга и сообщил о смерти его любимого коня. Тиран вернулся в Москву несолоно хлебавши. Подальше от странного человека и его обличительных речей.

Почему юродивого не встретить сейчас?

Юродство ради Христа — это «штучный товар». Настоящего юродивого ради Христа всегда было сложно встретить. За 2000 лет своей истории, Церковь причислила к лику юродивых ради Христа около 60 человек по всему миру. Из них, большая часть — около 35 подвижников, была прославлена в Русской Церкви.

Часто в литературе можно встретить наименование «блаженный» применительно к юродивым ради Христа. В то же время мы часто называем «блаженным» святителя Августина Иппонского или же преподобного Иеронима Стридонского. Термин «блаженный» официально не применяется Православной Церковью и обусловлен католическим влиянием, где существует двухступенчатое признание святости и перед канонизацией подвижника принято беатифицировать — признавать «блаженным».

Юродство ради Христа глубоко проникло в душу русского общества и даже нашло отражение в русских народных сказках, где, зачастую, главный герой юродствует. Вспомните Ивана-дурака, который скрывает свои подвиги, прикидываясь никчемным и глупым — это спасает его от тщеславия и гордыни, которые губят старших братьев героя.

Но примерно со второй половины XIX века юродство исчезает из жизни нашего общества, так как само общество стремительно секуляризируется. Сегодня юродивого ради Христа встретить уже невозможно. Невозможно по тем же причинам, по которым этого нельзя было сделать в первые три века от Рождества Христова — большей части общества сегодня христанские ценности чужды или мало знакомы.

И всё же некоторые святые последних веков принимали на себя подвиг юродства ради Христа, пусть и на краткие периоды. Из подвижников последних лет элементами юродства в своей жизни известен святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (1896–1966).

Где и когда появились первые юродивые

Родиной юродства ради Христа является отнюдь не Россия. Первые такие святые появились в Сирии. Жители этой страны, как и жители России, отличаются тягой к особенному горению духа, напряжению всех своих сил в служении Богу. Отсюда и возникновение многих экстремальных форм подвижничества: сидения в ящике (преподобный Варадат), столпничества, юродства ради Христа и т. п.

Корни юродства восходят к ветхозаветным пророкам, среди которых многие прибегали к этому способу проповеди. Совершая какие-либо странные поступки они, через это, показывали миру его безумие. Например, пророк Осия женился на блуднице и назвал первенца «Изреелем», чтобы показать, в какое сильное беззаконие впал народ Израильский.

Подвиг юродства не встречался в ранней Церкви. Первые юродивые появляются на Сирийской земле лишь в IV столетии, когда христианская идея столь глубоко проникла в сознание тогдашнего общества Римской империи, что стала в нём доминировать.

Когда людям известны нормы христианской нравственности, но они лицемерно именуют себя христианами, а на практике не спешат исполнять заветы Божии, появляются юродивые. Своим подвигом они подчёркивают противоречия между истиной во Христе и мирским «здравым смыслом», который нередко оказывается вовсе не здравым, и возвращают общество на путь христианского самосовершенствования.

Подвиг юродивых ради Христа не может существовать в языческом обществе. Он для него бесполезен. Так как язычники ещё ничего не знают о Христе. Им нужна проповедь, а не скрытое обличение пороков. Поэтому до IV века в истории Церкви можно встретить пророков и апостолов, святителей и мучеников, но не юродивых.

Самой известной из первых юродивых была монахиня Исидора Тавенская, жившая в Египте в IV столетии. На Руси одним из первых юродивых считается насельник Киево-Печерского монастыря преподобный Исаакий Печерский (IX век).

Аннушка

При Нико­лае I в Петер­бурге боль­шой попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лась юро­ди­вая ста­рушка «Аннушка». Малень­кая жен­щина, лет шести­де­сяти, с тон­кими кра­си­выми чер­тами лица, бедно одетая и с неиз­мен­ным риди­кю­лем в руках. Про­ис­хо­дила ста­рушка из знат­ной фами­лии, бегло бол­тала по-фран­цуз­ски и по-немецки. Гова­ри­вали, что в моло­до­сти она была влюб­лена в офи­цера, кото­рый женился на другой. Несчаст­ная поки­нула Петер­бург и яви­лась обратно в город через несколько лет юро­ди­вой. Аннушка ходила по городу, соби­рала мило­стыню и тут же раз­да­вала ее другим.

Боль­шей частью про­жи­вала она то у того, то у иного доб­ро­серд­ного чело­века на Сенной пло­щади. Бро­дила по городу, пред­ска­зы­вала собы­тия, кото­рые не пре­ми­нули сбы­ваться. Добрые люди опре­де­лили ее в бога­дельню, но там милая ста­рушка с риди­кю­лем про­явила себя на ред­кость вздор­ной и отвра­ти­тель­ной особой. Устра­и­вала с бога­дел­ками частые ссоры, вместо платы за провоз могла отхо­дить извоз­чика палкой. Зато на родной Сенной пло­щади поль­зо­ва­лась неве­ро­ят­ной попу­ляр­но­стью и ува­же­нием. На ее похо­роны, кото­рые она сама себе и устро­ила, на Смо­лен­ское клад­бище пришли все оби­та­тели этой извест­ной пло­щади: тор­говцы, масте­ро­вые, чер­но­ра­бо­чие, духов­ные лица.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]