Что означает фраза «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь»?

Каждое утро православный христианин, открывая глаза, чувствуя пробуждение и силы начать новый день, осеняет себя крестным знамением и торжественно произносит «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Этот обряд стал настолько для всех привычным, что, порой, мы говорим эти слова наспех, зевая и потягиваясь в постели. Правильно ли мы поступаем?

Конечно, начинать день с упоминания имени Господа – это великое благо. Но делать это рутинно, без благоговения — это большая ошибка, лишающая нас Благодати, той бесконечной помощи, на которую единственно мы можем надеяться и уповать без сомнений.

Первая молитва


Фото: Elitsy.ru
Именно эта краткая молитва является первой, которой добрая мать и ответственный крестный учат своего ребенка. Показывая малышу, как нужно креститься, родители говорят ему и слова главной молитвы, которую он должен запомнить и произносить на протяжении всей жизни, начиная каждый день и каждое дело. Именно в этих словах заключены прошение, благодарение и славословие Господу.

2) ‘’Во имя Сына…’’ или ‘’Бог Исаака’’

  1. Интересно то, что Исаак был приносим в жертву на горе Мориа (Быт.22:2.).
  2. Впоследствии, на этом же месте, Давидом, праотцом Христа, был устроен жертвенник для искупления грехов Израиля (2Цар.24:1,18,25.).
  3. Далее, Соломон [который был пророческим образом Христа – 2Цар.7:12-17.], построил на этом же месте храм (2Пар.3:1.).
  4. И только там, весь Израиль, с того времени, исполняя пророческое действие, должен был приносить в жертву агнцев [как образ Агнца Христа].

Перед тем, как Израиль вошёл в обетованную землю, Всевышний предупреждал:

‘’Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои…’’ (Втор.12:13,14).

Итак: на этом месте [горе Мориа – впоследствии, часть города Иерусалим], было совершено знамение с Исааком, которое пророчески указывало на Сына Бога. После чего, Аврааму было сказано:

‘’благословятся в Семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего’’ (Быт.22:18. Галат.3:16.).

Что означают слова молитвы?

«Во имя» – это означает не только имя, но и «во славу». То есть мы славим, величаем Бога первыми же звуками своего голоса, начиная свой день. Недаром с молитвы начинается не только утреннее правило, но и каждое богослужение, проповедь и любое действие, связанное с Господом. То есть, славя Бога, мы обещаем ему служить, трудиться ради Него, делать добро и исполнять Его волю, Его заповеди.


Фото: Flickr.com

Сам Спаситель дал людям слова этой молитвы через Евангелие, повелев апостолам крестить «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Не во «имена», а «во имя». То есть Иисус Христос обозначает единство Святой Троицы, подчеркивая, что у всех ее составляющих одно имя – Отец, Сын и Святой Дух. То есть Троица — единый Бог. И все они обладают одной властью, силой и единосущностью. А это значит, что им всем надлежит одинаковая власть, честь и поклонение.

Завершает молитву слово «аминь». Это одно из слов, которое не переводилось и не изменилось с тех времен, как его употребили в Ветхом Завете. Его произносили и уста Бога, когда он находился на земле среди людей. То есть это слово поистине Божье, такое же важное и неотъемлемое от молитвы, как и другие слова. «Аминь» означает: правда, истинно, именно так, несомненно. То есть оно говорит о том, что человек верует всем сердцем, всей душой своей, не сомневаясь ни на секунду в том, что Господь поможет ему в каждом полезном и добром деле, которое он начнет с этой молитвы и закончит словом «аминь».

Говоря в конце молитвы «аминь», верующий выражает этим кратким словом фразу: «Я верю, что для людей многое невозможно, для Бога же — возможно все!»

1) ‘’Во имя Отца…’’ или ‘’Бог Авраама…’’

Авраам, являлся пророческим образом Небесного Отца и был назван отцом всех верующих. Апостол Павел писал:

‘’Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог’’ (Евр.11:8-10). ‘’

…что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность’’ (Рим.4:3,10,11).

Будучи образом Всевышнего [‘’Ветхого днями’’ – Дан.7:9,13.], Авраам был стар, когда ему было дано обещание многочисленного потомства (Быт.17:1,2,5-7.). Однако, когда его сын Исаак достиг подросткового возраста, Всевышний Яхве сказал:

‘’возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе’’ (Быт.22:2).

Это являлось пророческим действием [знамением] того, о чём сказал Сын Божий:

‘’так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную’’ (Иоан.3:16).

Аналогии Святой Троицы

Познать до конца тайну Святой Троицы человеческий ум не может. Но мы можем использовать некие аналогии, которые, правда, являются весьма упрощенными и ограниченными, для того, чтобы хотя бы частично понять единство и отношение между собой лиц Святой Троицы.

Святые отцы приводили в качестве образа Троицы солнце. Видимая часть солнца – это круг, от него рождается свет и исходит тепло.

Образом Святой Троицы может служить человеческая душа, созданная по образу и подобию Божию. Такой пример приводит Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.

Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Троица в Ветхом Завете, всё указывает на то, что Сын Творец

Уже в Ветхом Завете имеются указания на тайну Божественной Троицы. Уже в начале святой Библии Бог говорит о Себе во множественном числе:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26-27).

Слова «сотворим человека» указывает на множественность лиц, а «сотворил его» указывает на единство Бога. В книге Бытия есть еще два таких места:

— И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Быт.3:22).

— И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их (Быт.11:6-7).

Когда патриарх Авраам сидел под деревом у дубравы Мамре он увидел трех пришедших путников. Он побежал им навстречу и, поклонившись до земли, обратился: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего»(Быт.18:3). Явились три мужа, а Авраам обращается как к ним, как к одному – Владыка.

В скольких Богов верят христиане?

Если коротко: христианская Церковь верует в одного Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах.

Теперь чуть подробнее.

Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.

Каждое из Лиц есть Бог во всей Своей полноте, весь Бог, целиком. Каждая Ипостась Троицы обладает всей Божественной силой, всей полнотой власти, всей славой и т. д. Любое действие Святой Троицы совершается всеми тремя Лицами, так что православные богословы говорят о едином действии и единой воле трех Ипостасей. Тем не менее, это именно три самостоятельных Лица, а не три, скажем, «маски», которые попеременно надевает и в которых являет Себя Божество.

О троичности Бога говорится в Символе веры — ключевой вероисповедной формуле, утвержденной на двух первых Вселенских Соборах в 325 и 381 годах по Р. Х. Когда мы произносим Символ веры, то исповедуем веру «во Единого Бога Отца Вседержителя… и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… и в Духа Святого, Господа животворящего…».

Попытка решения проблемы

В общем, дабы немного поправить сложившуюся ситуацию, давайте раскроем затронутую тему подробнее. Что такое филиокве, в двух словах уже было сказано, и, думаю, те, кто не сталкивался с данной проблематикой, уже поняли, что этот догмат католики принимают, а православные – нет. Казалось бы, к чему эти разговоры, неужели различия столь принципиальны? Да, принципиальны, потому что догматы являются не просто отвлеченными умопостигаемыми определениями, а тем кордоном, который определяет границы Церкви – нашего спасительного Корабля. Не зря ведь ради сохранения чистоты веры святыми отцами было потрачено колоссальное количество интеллектуальных и духовных сил, а некоторые из них даже претерпели лишения и муки. Поэтому филиокве в православии по определению быть не должно. Кроме того, как говорится, Истина – интолерантна, поэтому если мы утверждаем одно, а латиняне – противоположное, то кто-то из нас прав, а кто-то нет, кто-то верит истинно, а кто-то ложно.

История и Символ веры

Догмат о филиокве в католичестве закончил свое формирование в XV столетии, тогда как первые его употребления относятся VI веку и были произведены на Толедских Соборах в Испании. В то время филиокве использовал св. Леандр Севильский для подчеркивания Божественного достоинства Сына в полемике с арианствующими готами. Как мы понимаем, спор вокруг этого догмата продолжался долго и далеко не все западные христиане сразу приняли его, даже после великого раскола 1054 года.

Помимо сочинений свт. Фотия, всякому, кто хочет подробнее разобраться в затронутой нами теме, стоит еще обратиться к трудам таких известных богословов, как:

  • митр. Иерофей (Влахос),
  • прот. Максим Козлов,
  • прот. Иоанн Романидис,
  • Ярослав Пеликан.

В завершение стоит сказать, что прибавку об исхождении Духа «и от Сына» католики внесли в Никео-Цареградский Символ веры, что напрямую запрещают определения III Вселенского Собора. Поэтому догмат о филиокве в православии не может быть принят ни при каких условиях, а всякий, кто себя считает православным, должен помнить и понимать, что есть границы, переступать которые нельзя.

Протоиерей Владимир Долгих

Сын творец.Вторая ипостасть Троицы – Христос

Итак, второй член Символа веры говорит нам, что вторая ипостась Святой Троицы является Единородным Сыном Божиим, который рожден Отцом прежде сотворения всего видимого и невидимого, даже до сотворения времени.

Он рожден, а не сотворен, это сказано, чтобы опровергнуть лжеучение Ария, учившего о тварности Сына Божия, а также всех последующих еретиков.

Имя Иисус означает – Спаситель, а Христос, значит Помазанник. Помазанниками с древности называли царей, пророков и первосвященников. Спаситель соединил в себе все три этих служения.

Бог Отец сотворил весь мир видимый и невидимый Сыном Своим, Сын Творец и это осознание приходит к каждому православному христианину. Сын Творец, а значит Бог, об этом говорится в Евангелии от Иоанна:

«Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3).

Вы узнали о том – что Сын Творец, что Сын – это Христос, Сын Творец – Бог, также как Святой Дух – Бог и Отец Бог. Но это не три Бога, а это Единый Бог в трёх ипостасях.

Группа вконтакте

Крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа или во имя Иисуса Христа?

Одинаковы ли крещения во имя Иисуса Христа и во имя Троицы? А что об этом говорит Библия?

В Деян.22:16 записан образец крещения полным погружением во имя Иисуса Христа: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись (греч. баптисаи – погрузись) и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса». На протяжении нескольких десятков лет, описанных в «Деяниях Апостолов», все крещения были только «во имя Господа Иисуса Христа» (Деян.2:38; 8:12-16; 10:43,48; 16:31,33; 19:5; 22:16), исцеления людей и изгнания бесов были только именем Иисуса Христа.

Иисус, возносясь на 40-й день, якобы сказал: «дана Мне вся власть и Я с вами до скончания века Церкви, но крестить будете во имя Троицы». А всего через десять дней Петр уже забыл наставления Иисуса крестить в Троицу, но при этом Пётр находился под воздействием Духа Святого, Который пришел напомнить нам всё, что говорил Иисус (Ин.14:26)?! Неужели апостолы самовольно поменяли формулу крещения и Дух Святой был согласен с этим?

Только в 381 г. на Втором Вселенском Соборе было официально внедрено учение о Троице (Гал.1:8,9). Матфей написал евангелие на арамейском языке, об этом пишут отцы ранней церкви, но евангелие было уничтожено после перевода на греческий, а мы теперь имеем вставку Мф.28:19 о крещении в Троицу, которая противоречит учению Христа. И вставили 1Ин.5:7- «сии три суть едино», а в Ин.10:30 наоборот, вытерли «лишнее» — Я и Отец одно Мы Есмь, то есть — Мы оба Сущие.

Хотя всегда была надежда, что евреи сохранили хоть одно неисправленное Евангелие от Матфея на арамейском языке без указания крестить в Троицу (Мф.28:19).

Вот Евангелие от Матфея на иврите в издании Шем-Това ибн-Шапрута:

esxatos.com/evangelie-ot-matfeya-na-ivrite-v-izdanii-shem-tova-ibn-shapruta.

Доказательство подлинности Евангелия от Матфея на иврите в лекции Неемии Гордона: ЮТЮБ/watch?v=RfAkYeGdH_8

Именно поэтому Апостолы крестили во имя Иисуса Христа, потому что не было другого указания.

1Тим.2:5- Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, — что в переводе – Помазанный Спаситель, и это единственное имя, данное человекам, которым надлежало бы нам спастись и нет ни в ком ином спасения (Деян.4:11,12).

Нам велят: креститесь в Троицу, так как евреи знали Отца и Духа, поэтому им нужно было только в имя Иисуса Христа креститься, а вы, язычники, не знаете никого, поэтому крести́тесь в Троицу. Я не уверен, что Павел крестил евреев в Деян.19, но они не знали Духа Святого, а крещены были во имя Христа. А вот в доме Корнилия в Деян.10:48 все были язычники, а крестились во имя Христа.

Нам велят: креститесь в Троицу, там есть имя Сын. Лк.1:31- и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Сын, Брат, Мать – не имена, а – Мария, Иисус – имена).Рим.6:3- Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Кто умер за нас?).

Нам говорят: крещение в имя Отца, Сына и Духа одинаково с крещением в имя Иисуса Христа, но Отец и Сын – это степень родственных отношений, а не имена. Иисус крестит огнем и Духом, а не в имя Духа.

Гал.3:27- Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Кол.2:12- Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. Ин.3:17- не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 1Кор.1:12,13- …»я Павлов»; …»я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Нет, во имя Троицы! Бог поставил нам Иисуса Христа Спасителем и Начальником (Деян.3:15; 5:31), и нельзя прыгать через голову начальства, крестя в Троицу!

В древности существовало много видов ритуальных омовений, а какой-нибудь господин, купив рабов, снимал с них старую одежду, крестил их в своё имя и выдавал другую одежду – крещенные в его имя рабы становились его рабами по всем законам, духовным и физическим.

Павел часто пишет, что он раб Христа, ведь он был крещён во имя Иисуса Христа (посвящен Христу).

Кто лучше понял Иисуса Христа, как учить и крестить – Апостолы Христа или любой из проповедников и богословов нашего времени? Павел предупреждал, что после апостолов в церковь войдут лютые волки в овечьих шкурах, что не позволит их узнать и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою, что и произошло через пару сотен лет после апостолов.

Ин.17:3- Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 2Кор.5:19- потому что Бог во Христе примирил с Собою мир. Ин.5:39- Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

Ин.10:9- Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется.

Ин.10:1- Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник.

2Ин.9- Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

Ин.14:6- Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Будем перелазить через забор или войдем Дверью???

Домостроительство спасения человеческого

Учение о Троице не является лишь богословско-теоретическим. В новозаветных священных книгах оно раскрывается в теснейшей связи с великими событиями Боговоплощения и Искупления.

Господь Иисус Христос неоднократно говорит и о Своем Богосыновстве, и о том, что Отец послал Его (Ин.5:36), чтобы «мир спасен был чрез Него» (Ин.3:17). Святой Дух участвует во всех делах Домостроительства спасения человечества. Он оживотворяет и освящает.

Участвующий в Святых Таинствах и молитвенной жизни Церкви не сомневается в этой истине, она – неотъемлемая принадлежность его религиозного сознания. Изучавший догматическое учение нашей Церкви не мог не изумляться внутренней согласованности его частей. Такой человек убежден, что это стройное и величественное здание немыслимо без краеугольного камня – догмата о Пресвятой Троице.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]