Плоды Духа Святого (6). Милосердие – пятый плод Духа


Значение в православии

Иисус призвал нас быть милосердными подобно Ему. Все так просто, оказывается, для того, чтобы приблизиться к Создателю, необязательно совершать через силу подвиг молитвенной жизни, постов, если у тебя нет на это сил, достаточно уподобиться Христу в милосердии.


Милосердие Иисуса Христа проявлялось в Его делах

Как православие сообразуется с милосердием? Сделав хорошее дело, обязательно ожидаем награды, похвалы для своей славы, а Библия учит творить добро так, чтобы левая рука не знала, что дает правая.

В Нагорной проповеди (Матв.5:7) Иисус сказал, что милостивые помилованы будут, значит, им простятся все грехи. Творить милосердные дела — дар Божий. Только с сердцем, наполненным истинной любовью, можно делать добро, не ожидая вознаграждения или благодарения.

Дарящий добро благодарит Всевышнего за дарованную возможность стать руками Творца на земле, ибо по тому, насколько мы милосердны, люди могут видеть проявление в христианах Бога. Православное милосердие — добрые деяния, творимые по искреннему желанию сердца, для славы Господней.

По словам Святителя Иоанна Златоуста, именно милосердие делает человека человеком. Время, проведенное без милосердных дел, нельзя считать жизнью.

Иисус говорил, что даст жизнь с переизбытком, имея в виду радость и наслаждение от прожитых дней во славу Ему, а истинное счастье дарит милосердие и благость.

В послании Иоанна 15:16 Иисус подчеркивает, что Он избрал людей, чтобы они приносили плоды, по которым христиан можно будет отличить от неверующих. Многие творят дела именем Господним, но не всех Иисус признает Своими, ибо дела милосердные они делают для своей выгоды или славы.


Православное милосердие — добрые деяния, творимые по искреннему желанию сердца

Плод Духа Святого включает милосердие на основе любви, когда человеческое превращается в Божье. Это не внешнее проявление, а внутренняя трансформация, приобретение новых ценностей в жизни.

Опасный пассажир

С обидчиком ребенок может столкнуться не только в школе, но и, например, по дороге в парк. Вот история очевидца, которая произошла этим летом с Евгенией Корытиной на трамвайной остановке. Трамвай остановился, и из него вышла компания подростков – два неприметно одетых парня на вид меньше 18 лет и девушка. Вероятно, один из них был подвыпившим, и у них уже в трамвае произошла стычка. Когда они выходили, рядом проезжал автомобиль, и водитель, не успев притормозить, наехал парню на ногу. Парень закричал, обложил матом сначала водителя, потом подошедшую с остановки на помощь Евгению, а потом достал перцовый баллончик и брызнул им в глаза своему спутнику, который всего лишь попросил помощницу: «не трогайте его, он просто пьяный».

Пострадавшему мальчику повезло – он был в очках, и это ослабило ожог, из-за которого он мог потерять зрение. Евгения вызвала скорую и полицию. Пьяный парень скрылся, а пострадавшего доставили в больницу.

По мнению детского психолога-педагога Дарьи Дугенцовой, столкнувшись с детским хулиганством на улице, нельзя оставаться в стороне. Конечно, случай с пьяным подростком, скорее, исключение, когда взывать к совести бесполезно. Можно только постараться минимизировать последствия для него самого и других участников инцидента.

Но в остальных случаях вполне можно следовать советам педагога:

  • Если родителей нет рядом, и вы видите, как ребенок хулиганит, необходимо подойти к ребенку и спокойно пояснить, что именно он делает не так и почему. Для того, чтобы он воспринял ваши слова правильно, нужно как можно подробнее объяснить ситуацию, при этом опустившись на уровень его глаз.
  • Если родители ребенка стоят рядом, начните разговор именно с ними. Поясните, что их чадо нарушает границы социально-культурных норм или ваши личные границы. Дарья советует, начиная разговор, сдерживать эмоции и говорить без лишней жестикуляции, чтобы собеседники могли выслушать вас, а не «уйти в оборону».

Если вы столкнулись с хулиганом, и он часто пересекается с вами или вашим ребенком

Остановить. Резко пресечь попытку ребенка кому-то или чему-то навредить. Делать это нужно спокойно, твердо и уверенно. Установить четкие границы дозволенного. Понять. Когда ребенок придет в себя и будет способен воспринимать информацию, нужно выяснить, что случилось. Диалог нужно строить без угроз, в доверительной форме, с намерением дать ребенку инструменты для разрешения конфликта. Вопросы можно задавать так: «Ты сейчас ударил Машу кулаком в живот. Почему ты захотел это сделать? Как думаешь, что Маша почувствовала? Как можно было поступить по-другому?» Быть рядом. Стабилизировать ситуацию. Сделать так, чтобы рядом с ребенком как можно чаще находился взрослый со стабильной психикой. Если его родители сами склонны к травмирующему поведению, им нужно заняться восстановлением гармонии в семье. Если это не получается, найти значимого взрослого, который будет направлять ребенка в нужное русло.

Телесные и духовные дела проявления милосердия

Святые наставники, в том числе Иоанн Златоуст, уделяли вопросам христианских добродетелей немалое внимание. Духовные проявления человеческого внимания и пожертвования, безусловно, угоднее Богу в отличие от телесных проявлений человеческой доброты, к которым можно отнести:

  • накормить голодного;
  • напоить жаждущего;
  • одеть бездомного;
  • посетить больных и заключенных;
  • выслушать;
  • утешить.

Однако если в сердце нет душевных сопереживаний, тогда трудно человеку осуществить духовное милосердие, суть которого заключается в ходатайственной молитве за других, прощении, умении научить Божьей истине и показать пример христианства собственными делами.

Важно! Милосердные дела для истинного христианина являются лакмусовой бумажкой проверки его веры, любви. Только тогда, когда душа будет жаждать творить добро, получать наслаждение от помощи другим, можно говорить о плоде Духа Святого.

Как принимать милостыню?

  1. Человек должен принимать помощь со стыдливостью и скромностью.
  2. С благодарностью и долгой памятью о том, что нам сделали. Человек быстро забывает о том, что ему оказали помощь. А это важно – быть благодарным, очень долгое время помнить, молиться за этого человека.
  3. С молитвенным поминовением. Когда человек помогает нам, мы должны за него молиться, это есть первейшая наша обязанность. В поминальной молитве вечернего правила, мы говорим: «Благотворящим благосотвори, милующим нас грехов оставление даруй». Мы молимся о тех, кто милует нас, питает, греет, потому что Господь принимает молитвы тех, кого облагодетельствовали.

Парадоксальное милосердие

Возможно, это звучит парадоксально, но помогая бомжу из жалости, видя в нем опустившегося человека, мы сами возвращаемся к язычеству. Чем наше отношение к нищему лучше отношения к голодной собачонке?

Святитель Иоанн Кронштадтский часто выходил из дома в шикарной одежде и обуви, а возвращался раздетый и босой, ибо в каждом нищем он видел образ Божий, поэтому старался одеть и обуть каждого нуждающегося. Сердце святого наполнялось искренней любовью, видя в человеке, терпящем нужду, избранника Творца. Внутренне ощущая тяжесть креста падшего человека, мы, как можем, должны разделить с ним скорбь, и помочь по мере наших сил.


Новый Завет призывает человека к милости и состраданию

Среди славян, как правило, все христиане, пусть разных конфессий, это люди, которые приняли крещение в образ Спасителя. Тогда, как понять, наличие злобы и жестокости в православном мире? Бог в Библии 365 раз сказал: «Радуйтесь», тогда почему на каждом шагу раздражение, недовольство, ревность, зависть. Проклиная ближнего своего, каждый хочет и ищет любви к себе любимому.

Интересно! Милосердие — бумеранг, как бросишь его, так и вернется. Мечтая о милости Божьей по отношению к каждому христианину, мало кто из верующих готов хоть в малом уступить ближнему, войти в его сложное положение, простить, понять, помочь.

Проявление милосердия в современном мире заменили благотворительностью и спонсорством, о них трубят на всех углах, от этого имеют льготы при уплате налогов.

ЖИЗНЬ СВЯТОЙ ФАУСТИНЫ

Святая Фаустина (Хелена Ковальская) родилась 25 августа 1905 года в Польше. Из десяти детей в бедной крестьянской семье она была третьим ребенком — сообразительной, одаренной необычайной памятью, очень прилежной в учебе девочкой. Хелена закончила только три класса начальной школы, так как началась Первая Мировая война, и девочке надо было помогать матери в доме. Религиозное образование она получила от своих набожных родителей, в школе и церкви, во время подготовки к первому Святому Причастию, которое она приняла в девять лет. С тех пор Хелена часто очищала свою душу в таинстве покаяния и каждое воскресенье принимала Христа в Евхаристии. Постоянная молитва соединяла ее с Богом. 1 августа 1925 года Хелена поступила в монастырь сестер Матери Божьей Милосердной. В 1928 году она принесла первые временные обеты и в монастыре получила монашеское имя — сестра Мария-Фаустина. В 1933 году сестра Фаустина принесла вечные обеты, пожертвовав себя Богу без остатка и навсегда. В 1931 году Господь просил ее написать такой Его образ, в каком Он Сам ей явился. Ее здоровье было уже очень слабым. Она не только терпеливо переносила страдания, но и благодарила Бога, ниспославшего их. Осенним днем 1938 года, устремив взор на крест, она спокойно, без скорби, предала душу Милосердию Божьему. Ее останки покоятся в Кракове, в монастырской часовне. Во второе воскресенье Пасхи, в торжество Божьего Милосердия, Папа Римский Иоанн Павел II провозгласил сестру Фаустину Ковальскую святой.

Ангелина расцвела

…Двухлетняя Ангелина живет в нижнетагильском специализированном доме ребенка. Когда ей понадобилось лечение в Екатеринбурге, целый месяц рядом с ней круглосуточно находились добровольцы, участвующие в уникальном проекте «Мама на час».

— Я пока не замужем, у меня нет детей. Я представила, каково девочке остаться одной, будучи обездвиженной, на несколько часов в больничной палате, — и решилась! — рассказывает Елена Благинина. — Ангелина очень дружелюбная, контактная, ласковая. Все заметили, что она стала лучше говорить, буквально расцвела от внимания.

Отец Евгений называет добровольцев «золотым прииском». Это более 800 человек всех возрастов и профессий, только в прошлом году присоединилось более ста новичков. Работы — непочатый край. Уже 13 лет работает «Автобус милосердия». Шофер, медсестра и доброволец три дня в неделю ездят по городу, чтобы накормить бездомных, раздать одежду, оказать доврачебную помощь или вызвать скорую, купить билеты домой.

Еще одно направление называется модным термином рro bono (от латинского pro bono publico — ради общественного блага) — профессиональная помощь на безвозмездной основе. В центре работают юристы, дизайнеры, редакторы, журналисты, психологи. Семья Ладиных — настоящая творческая династия. Мама Светлана Львовна — руководитель медиапроектов службы. Старшая дочь Алена — юрист, средняя и младшая, Марина и Валя, — фотографы, а сын Иван не раз участвовал в благотворительных акциях.

— Помню, как было тяжело снимать в детском онкоцентре, я даже плакала после съемки, — признается Валя Ладина. — Но потом берешь в руки себя, фотоаппарат — и вперед!

Как не должно принимать?

  1. Когда нам дают, как мы не должны принимать милостыню? Очень часто у нас бывает так: когда нам человек хочет помочь, мы начинаем отговариваться: «Этого не надо, да что вы, я сам, ни в коем случае». Такие отговорки – это неправильно. Есть такая хорошая русская поговорка: «Дают – бери, бьют – беги». Св. Иоанн Кронштадтский говорит о том, что если дают деньги (например, священнослужителям за требы) – надо брать, потому что если люди хотят помочь, не надо из себя строить самостоятельного, независимого, сильного, смелого. Да, ты такой и есть, но ты временно нуждаешься, и если тебе кто-то хочет помочь – ты должен принять это с радостью и с благодарением, а не умничать. Вот это так нехорошо, когда, бывает, встанут в коридоре двое: один дает, второй не принимает. И этот подарок они друг другу двигают. Надо принимать, с благодарением, со смирением, и не переговариваться.
  2. Также нам нужно бояться чувства, что нам мало дали, когда нам жертвуют или милуют. Если тебе кто-то вообще нисколько не дает, ни в коем случае нельзя обижаться.

Влияние милостыни на природу человека

Святые Отцы говорят следующее:

  1. Милость врачует страсти, пороки, вытесняет их, изгоняет (прежде всего, от милосердия погибает страсть сребролюбия).
  2. Милость изгоняет страсть сребролюбия, потому что это два антипода. Две противоположные точки, которые вместе никогда не могут быть. Либо сребролюбие в нашем сердце, либо милосердие. Одно изгоняет другое.
  3. Милостыня очищает грех, – сказано в Притчах. И у пророка Даниила сказано, что милостыня очищает человеческие беззакония. Помните заветы Отцов наших, когда человек обращается от греха к добродетели, первое, что ему говорят, – «твори милостыню, дабы Господь простил тебе твои грехи». Т.е. преклони Милосердие Божие к себе творением милостыни, добрых дел.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]