В Священном писании говорится, что «нехорошо человеку быть одному». Таким образом, можно сказать, что любовь и семья считаются основными православными ценностями. Неудивительно, что большинство незамужних девушек мечтает о семейном счастье с достойным человеком, а потому, спрашивают иконам каких святых можно молиться о замужестве и счастье в семье.
Божества любви – как архетипы планеты Венера
Логично, что большинство божеств, дарующих энергию любви и красоты имеют женскую природу. В астрологической системе эти качества связаны с планетой Венерой, которая обожествлена как прекрасная утренняя звезда.
То, что объединяет все венерианские образы из различных мировых мифологий:
- рождение происходит чаще всего из вод, от Бога Неба;
- славится своей красотой, способностью к наслаждениям, силой любви и сексуальностью;
- соединяет в себе функции созидания, плодородия;
- может являться главным женским божеством пантеона;
- покровительствует любовникам, семейной жизни и благополучию, искусствам;
- образ богини любви претерпевает эволюцию в веках: от гетеры и любовницы до верной жены и хранительницы брака.
Наблюдается связь образа богинь любви со звездой, зарей, популярен зооморфный образ коровы. Другие животные, связанные с богинями любви – голубь, кошка.
Цвета – природные, зеленый, розовый, цвета зари.
Богини любви в разных мифологиях
Разные народы изображали своих дев во всевозможных ипостасях. Богиня любви и красоты — не просто хрупкая девушка, а олицетворение высших благ, единства духа и разума. Ставилась она наравне с другими божествами. Для чествования прекрасной девы возводились храмы, а в дар приносили жертвы, чтобы задобрить и получить благословение на долгую и счастливую семейную жизнь. Имена богинь разных мифологий – разнятся.
- Лада – славянская красавица.
- Фрейя – скандинавское божество.
- Эйн – ирландский идол.
- Хатхор – египетская созидательница.
- Богиня любви – Афродита.
Изображали их всех по-разному. У каждого народа свое понятие о прекрасном, свои эталоны женской красоты. У кого-то это небожительница с крупными чертами лица, сбитого телосложения и упругими мышцами, а для кого-то – хрупкое худенькое создание. Институт брака ценился очень высоко, поэтому люди очень бережно относились к своим традициям и пытались их привить детям и внукам.
Египет
Изида – «трон», в Египте олицетворяла утреннюю звезду – Венеру. Вечно молодая богиня, чей образ меняется во времени, обновляется и предстает новой в каждой цивилизации.
Древняя богиня – матриархальная царица, добивается своего законом, коварством и хитростью. Вместе с тем, часто проявляет осторожность и мудрость в завоевании жизненного благополучия. После чего может почивать на лаврах, выполняя женскую функцию пассивного сохранения энергии.
Есть птичий образ Изиды – ласточка, создающая ветер взмахами своих крыльев. Очень искусна и действенна, побеждает других богов.
Чаще всего её изображение представляло собой:
- женщину с крыльями;
- корову;
- женщину (на троне) с полумесяцем коровьих рогов (иногда существо с женским телом и коровьей головой), кормящую своего ребенка – младенца Гора.
Изида – любящая жена Осириса, при всей страстности характера, проявляющая супружескую верность и материнскую любовь, демонстрировала чудеса стойкости в достижении собственных целей – воскрешении мужа и воспитании сына.
Греция
Афродита – греческая богиня любви, её одежда усыпана звездами. «Пенорожденная» Афродита является последним созданием древнего демиурга – появилась из упавших в воду капель крови бога Неба Урана – оскопленного Кроносом.
Афродита – кисти Ботичелли
Рисуется в окружении прекрасных Харит и диких зверей, укрощенных любовным желанием. Её символы: зеркало, пояс, кольцо, венок, ассоциирующиеся с женским органом.
Её образ менялся в веках, окультуривался вместе с человеческой цивилизацией. Когда-то она была богиней гетер и сама занималась этим же делом. Далее ей приписывали больше кокетство и игру в любовные игры, разжигание в богах и людях страстей, сеющих распри (пример – Троянская война, история Федры и Ипполита).
Она была покровительницей родов, оберегала беременных и рожающих женщин, и даже имела имя «детовоспитательницы».
Эта богиня любви и красоты в Древней Греции могла наделять людей чувствами, дающими силу и видение прекрасного, помогающими включаться в живой процесс истинной реальности, а не в искусственный ментальный мир. Она не выносит легковесности чувств и преследует тех, кто отвергает любовь. Именно она олицетворяет принцип: бог – есть любовь.
И наконец, развитие мифа Афродиты привело эту богиню любви к роли любящей матери и жены. Хотя её любви домогались боги стихий (воды – Посейдон, Огня – Арес) и она имела с ними общих детей, но законным мужем богини стал самый культурный бог – Гермес, славящийся среди богов своими талантами и ролью мастера-созидателя.
После замужества, Афродита завязывает с разгульной жизнью (ну, почти…), усмиряет свои природные страсти и становится покровительницей брака. И её неистовая сила любви находит себе наиболее достойное приложение – создание семейного благополучия и счастья.
Гименей – спутник Афродиты, бог семьи и брака, накладывающий на супругов «узы Гименея».
Эрот – «любовь», шаловливый греческий бог любви – сын Афродиты и Ареса (в некоторых легендах, говорят, что отцом Эрота был все-таки муж, хитрый Гермес). Изображался в виде красивого крылатого мальчика, изначально с цветком и лирой, чуть позже со стрелами и луком. Иногда у него в руках был факел, зажигающий любовную страсть.
Эрот забавлялся тем, что летал по миру и пускал в богов и в людей свои стрелы страстного желания, заставляющие забывать обо всем и добиваться любви своего избранника. Именно Эрот – с помощью любовного желания обеспечивает продолжение жизни.
Антэрот (Антерос) – еще один сын Афродиты, младший брат Эрота, рожден позже шаловливого братца. Поэтому, он уже по своей природе является более гармоничным божеством, символизирующем разделенную любовь. При его присутствии, братишка Эрот смог вырасти из малыша до состояния юноши, что означает формулу: взаимность помогает любви расти.
Хариты – «милость, доброта», благодетельные богини, которые воплощают самые лучшие стороны природы, охраняющие сезонный порядок и урожай: «сияющая» Аглая, «благомыслящая» Евфросинья, цветущая «Талия».
У разных народов имена харит были разными, как и их количество. Им близки Музы и богиня убеждения с помощью чувственных проникновения в суть – Пейто.
Канон мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, глас 1.
Песнь 1
Ирмос: Твоя победительная десница Боголепно в крепости прославися. Та бо, Безсмертне, яко всемогущая, противныя сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая.
Премирныя Твоея, Христе, и несказанныя премудрости осияние даруй мне, Владыко, благолепныя и благославныя Твоея мученицы, яко да воспою Софиина прозябения.
Нарицание Твое яве жительством, Богомудрая, украсися: всю бо проводила еси жизнь твою премудрости желанием, славная Софие, мудрости осиявшися благодатию.
Твой всеблаженный плод, Пребожественныя Троицы количеством украшаемь, страдальчески за Ону подвизася, всемудрая Софие, премудрости Божественныя тезоименитая.
Тело и душу добродетельми очистивше, девы отроковицы, три Тебе приведошася, мученически, умному Жениху Христу, Вера с Надеждею, и Любовь славная.
Богородичен: Весь зрак мой приим, иже во зраце Божии прежде зримь, всего обнови, в Твоем чреве Боголепно вселився, Пречистая. Темже Богородицу вернии Тя вси славим.
Песнь 3
Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь, и милостивно в не воображся, препояши мя с высоты силою, еже вопити Тебе, Святый, одушевленный храме неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.
Гласа послушавше Христова, зовуща к беземертней и безстрастней жизни, последоваша венценосицы девы и мученицы, еже вопити Тебе, Святый, храме одушевленный Пречистыя славы Твоея, Человеколюбче.
Крепость дарова Христос, стоящим пред судищем мученически вам, яко обещася, и Богодохновенныя мудрости исполни, и светлы показа победоносныя мученицы, девства сияюща благодатию.
Притуписте ум вражий девы великохвальный, и того гордыню низложисте, великомудренно подвигшеся, и прежде хвалящагося истребити море, теченми кровей потописте.
Мудрости вышния Христовы богатно насытившеся, избранныя мудрости и благоумныя, дщери три посрамиша мучащих сверепства, и неистовство недержное, витийствующе Божественная учения.
Богородичен: Святых Святаго Христа свято породила еси, святыни святое селение, во святых почивающаго. Емуже вопием: Свят Храм одушевленный неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.
Кондак, глас 1
Софии честныя священнейшия ветви, Вера, и Надежда, и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Седален, глас 1
Агницы словесныя Агнца и Пастыря, огню и лютым мукам предани бысте, и явистеся ангелом равночестни. Тем вси священную вашу память празднуем в веселии сердца, девы Богомудрыя.
Песнь 4
Ирмос: Гору Тя Благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрив очима, из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление.
Укрепльшеся Божественною благодатию, добропобедныя, Вера, Любовь и Надежда, мучителей прещения мужественно посрамиша, огнем всесожегаемы всемудрыя, и Жениху Христу приводимы.
Возмогоша, Креста всеоружием оградившеся, Вера, Любовь и Надежда, мучений благомощно раны стерпети святыя, даже до кровей крепчайше ко греху противльшеся.
Свещи тричисленныя мудрости сияющия, Вера, Любовь и Надежда, Троицы просвещенми яве блистающияся, пресветло Церкви просвещают, ко спасению нашему и защищению.
Богородичен: Святых святая Богородице Всепетая, ожидание языков и спасение верных, из Тебе возсия Избавитель, и Жизнодавец, и Господь, во спасение нас поющих Тя.
Песнь 5
Ирмос: Просветивый сиянием пришествия Твоего Христе, и осветивый Крестом Твоим мира концы, сердца просвети светом Твоего Богоразумия, православно поющих Тя.
Терпением мудрований муки подъемляху, и мудрости сущия в Бозе глаголюще тайны: держащаго посрамиша три девы Богоносныя, верою и естеством связуеми.
Радуется прамати, видящи побеждаема льстиваго, из Едема древле изгнавшаго сию, женами Богомудрыми, Надеждею, Верою и Любовию, Софии рожденьми.
Ядовитаго мучителева ласкания избегоша, и мучений язвы вольне претерпеша, честныя отроковицы твоею любовию уязвльшеся, Христе, и Божественным Твоим рачением.
Богородичен: Веселятся небесныя силы видяще Тя, радуются с ними человеков состояния: Рождеством бо соединишася Твоим, Дево Богородице, Егоже достойно славим.
Песнь 6
Ирмос: Обыде нас последняя бездна, несть избавляяй, вменихомся яко овцы заколения, спаси люди Твоя, Боже наш: Ты бо крепость немощствующих и исправление.
Радующеся, во Твои Владыко пречистыя длани возложиша надежды, отроковицы три, Троицы количеством и числом почтенныя и похваляемыя.
Светящеся девства добротами, мученическими увязенми украсишася, и венец сугуб свыше достойне прияша, от Христа Жизнодавца и Всещедраго.
Приведошася Владыко в храм Твой всех царствующаго девственная сокровища честная, приобщитися царствию Твоему: Ты бо тех и Свет еси и веселие.
Богородичен: Радуются о Тебе, Дево Пречистая, рода нашего праотцы, Едем восприемше Тобою, егоже преступлением погубиша. Ты бо Чиста и прежде рождества и по рождестве еси.
Песнь 7
Ирмос: Тебе умную Богородице пещь разсмотряем вернии, якоже бо отроки спасе три превозносимый, мир обнови, во чреве Твоем всецел, хвальный отцев Бог и препрославлен.
Трисиянною единства благодатию, озаряеми яве девы, демонское разрушиша тмонеистовство, свет Триипостасный богословяще и поюще: хвальный отцев Бог и препрославлен.
На небесех чертоги имуще свещеносныя души, со ангелы весело ныне ликовствуете, славу присносущную зряще, и глаголюще: хвальный отцев Бог и препрославлен.
Терпеливо яко отроцы противление показавше, огнь попраша мужественно: тех бо равночисленнии разум равностатный Богоносныя стяжаша, хвальнаго отцев присно Бога и препрославленнаго.
Богородичен: Даеши, Чистая, оставление прегрешений воспевающим Тя верно, избавляющи напастей, и всякаго обстояния: Тя бо ныне стяжахом прибежище, Богоневестная, яко Хвальнаго отцев Бога руками носившая.
Песнь 8
Ирмос: В пещи отроцы Израилевы, якоже в горниле добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите во вся веки.
Девы Богосветлыя, Вера, Надежда, Любовь, добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите во вся веки.
Сияющия, и световидныя мучением проявленно бывшия девы, вернии воспоим глаголюще: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите во вся веки.
Врачевств струю обильно, довольно и богатно раки страстотерпиц источают присно, верою зовущим: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите во вся веки.
Богородичен: Земля святая была еси Чистая, жизноносный Клас рождшая, присносущныя жизни Ходатая Христа, Емуже вси зовем: благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите во вся веки.
Песнь 9
Ирмос: Образ Чистаго Рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная, и ныне на нас напастей свирепеющую угасити молимся пещь, да Тя Богородице непрестанно величаем.
Светом Трисиянным исполняеми и сияния Божественнаго ныне насыщающеся, купноименныя добродетелей и тождеименныя, Любве, Надежди, и Веры, надеждею и любовию ны и верою утвердите.
Да вышняя крепость ныне укротит, обдержащую бурю ереси, о страстотерпицы непобедимии, и подаст верным единоумие, просите, молим непрестанно, добродевы.
Нощь жития всемудрыя прешедше, день постигосте невечерний, мученически веселящеся, и девственно хвалящеся благодатию, и Божественнаго царствия нетленнаго сподобляеми.
Богородичен: О како Дева роди присносущее Слово и Ипостасное, сияние Отчия Ипостаси, нашего Благодетеля и Господа, из Нея воплощшася, Егоже достойно величаем.
Рим и Этруски
Венера – «милость богов», римская богиня любви, настроена благожелательно к людям. У нее есть разные ипостаси, например Венера Доритис или Фрутис – покровительница садов и плодов. Венера Эриника – покровительница незаконной любви, то есть любви вне брака, между любовниками. Венера Вертикордия – наоборот, покровительствует законному браку и супружеской любви и т.д.
Один из символов Венеры связан с любовью, мирным небом и миролюбием в человеческих сердцах – это античный символ белого голубя мира. Этот образ слился с христианским образом Духа Святого, который приносит людям помощь и благие вести. В этом аспекте Венера проявляется милосердной и созидательной, её естественность и красота приносит людям истинную радость жизни.
Влияние Венеры на человеческую жизнь обычно заключается в благоприятном и участливом внимании небес к любви и доброте самого человека.
Амур – «любовь», (Купидон – «сильная страсть») символизирует торжество природной страсти в человеке, которая берет верх над разумом.
Аналог греческого Эрота. Амур больше связан с платонической, романтической любовью, тогда как Купидон – символ страстного желания, сексуального обладания.
Богиня любви у кельтов
Бригитта, Немона и Клиодна
. Мифология и религия кельтских народов не совсем ясна многим из нас. Как зовут богиню любви ирландских народов сказать затруднительно. Каждый бог олицетворял не только природную стихию, но и духовную черту. Самой древней небожительницей была Немона – покровительница и хранительница очага и общины. Примерно та же символизация проводится и для Бригитты:
- знаменует стихию огня;
- покровительствует плодородию, гаданиям, искусству, помогает в родах.
В дальнейшем, с приходом христианства ее образ соединился в Святой Бригитте, дочери друида, которая была кузнецом и целительницей. Самый яркий пример перехода язычества в православие, с сохранением древнего идола. Клиодна — королева фей. Богиня, хранившая целомудренность до встречи с любимым человеком. Любовь была настолько сильна, что божественная красавица покинула свое жилье и стала обитать на земле. Остальные боги были недовольны таким ходом событий и создали коалицию, чтобы вернуть Клиодну назад.
Скифы и славяне
Лада – славянская богиня любви, сочетает в себе лунный и венерианский архетипы. Супруга Сварога, её дети – Перун, Морена, Леля, Жива, Лель и Полель. Лада – покровительница помолвок (лады – «помолвка»), согласия между мужчиной и женщиной (сладить), семьи (семейного лада) и семейных благ.
Лада помогает сохранять позитивное состояние – созидательное, светлое состояние души и именно из этого состояния принимать правильные решения в сложные жизненные моменты.
Услад (Ослад) – бог наслаждений и блаженства, которое можно получать от жизни во всех ее проявлениях. Покровитель искусств, праздников и пиров, чуть позже – также стал покровителем доброго сна и ярких сновидений. Изображается в виде прекрасного юноши, радостного и румяного. К нему близок бог Припегала – божество дионисийского типа, пиров, гуляний и получения наслаждения от этого действа.
Красопани – божество западных славян (Моравия), имя подчеркивает её красоту. Изображалась в виде обнаженной красавицы на колеснице, которую несут три лебедя.
У славян образ лебедей связан с чистотой и верностью, пограничный между Солнцем и Венерой.
Славянская богиня любви
Лада
. Хранительницей очага, согласия в семье, символом весны, благополучия и благоденствующей природы была Лада – богиня любви у славян. Это божество дарило самое ценное в мире – жизнь. Воины, отправляясь на войну, вырезали лик небожительницы на камнях, в надежде на то, что она спасет их. Прародитель всего женского племени. Изображалась, как великолепная молодая красавица. Являлась частичкой восприятия, мировоззрения брачных отношений и межличностных. Празднество, посвященное божеству – Ивана Купала. В этот день молодые люди встречались и знакомились между собой.
Символизация
- Белый лебедь – знак девственной чистоты, верности.
- Круг с перевернутым треугольником внутри – ознаменование огромной вселенной и ее сердца.
Семиты
Астарта – «богиня», иногда изображается в образе коровы, как плодородного существа. Способна воскрешать своей любовью, чувственным теплом, даровать жизненную силу. Может быть целительницей.
Еще один из ее обликов – нагая всадница, с луком и стрелами. Семитская богиня любви одновременно славилась как богиня сражений. Этот ее образ символизирует эгоистическую любовь, которая способна сеять вражду между людьми. А также примирять их, посредничая в конфликтных ситуациях, поддерживая закон и мир. В образе этой богини заключены силы воинственности и одновременно миролюбия.
Асират – мать богов и людей, дочь и супруга западносемитского бога Илу, превратившегося в наши дни в единого и одновременно множественного бога Кабалы Элохима. С Асират связан фаллический культ.
Кудшу – сирийская богиня плодородия, одна из персонификаций Астарты. Изображается стоящей на льве, в одной руке – цветок, в другой – змея. Также отождествляется в божественной коровой Хатор.
Двуречье и Малая Азия
Иштар – «звезда», может изображаться в виде коровы, но с птичьими лапами и крыльями.
Аккадская богиня любви, отцом которой является бог Неба Ану. Её любовь воинственна, она может быть коварной и мстительной. Она больше похожа на амазонку, носящую за спиной стрелы.
Культ Иштар, богини плотской любви, принимал характер оргий. При этом её функции в этой сфере разнообразны: изначально она покровительствует любовникам, гетерам и даже гомосексуалистам, далее она заботится о рождении человека, поэтому считается помощницей женщин при родах.
Её образ со временем окультуривается и Иштар начинает оказывать покровительство браку и сексуальному взаимодействию супругов, но для этого необходимо их посвящение в культ Иштар.
Инанна – «владычица небес», шумерская богиня любви.
Изначально считалась дочерью бога Неба, после перехода его функций к младшим божествам, люди называли её дочерью бога Энки или лунного бога Нанны. Инанна привлекает с помощью красивых одежд (все цвета зари), которые ей дал Энки – владыка судеб. Она распоряжается чувствами богов и людей, обладает женской силой и мощным обаянием. Проявляет воинственность лишь в крайних ситуациях.
Крылатая богиня, владеющая небесной ладьей, хитростью добывает у Энки божественные силы Ме (власть над судьбами), после чего только ей ей принадлежит божественный венец, царственный престол и первосвященство. Получение этих благ зависят от милости богини любви.
Шавушка – «оружие», хурритская богиня плодородия, любви и войны.
Владеет любовными чарами, способными обольщать и побеждать даже те силы (например, змея), которые не покорились другим богам. При довольно опасном смысле имени, выступает покровительницей семейного счастья и благополучия.
Нанайя – шумерская богиня любви, в том числе плотской, отличалась особой божественной красотой. Иногда отождествлялась с Инанной, иногда считалось, что Инанна обучила Нанайю всему, что она знает и умеет.
Её помощи просили для повышения собственной сексуальной привлекательности. Также покровительствовала людям искусства, особенно поэтам.
Греческая богиня любви
Афродита
. Перед ее чарами не мог устоять ни бог, ни человек. Богиня любви в греческой мифологии Афродита помогала влюбленным и жестоко мстила тем, кто пренебрегал ею и культом богини. На изображениях божество всегда в окружении фиалок, роз, лилий, сопровождаемая эскортом нимф и харит. Представлялась всегда в облике, соответствующем эталонам красоты времени, в котором творил художник.
По преданиям появилась дева из пены морской. Будучи хтонической богиней, обладала силой внушать и чувствовать всепоглощающие эмоции, которые по сути своей разрушительны. Описывается, как любвеобильная красавица, любящая негу и ласки. Более поздние мифологические издания приписывают богине любви духовность. Гомер же в своих произведениях ослабляет хтонические возможности божества, что свидетельствует об измене человеческого отношения к природным процессам.
Индия и Иран
Вишну-Мохини – «проникающий во все, всеобъемлющий», мужское воплощение функции созидательной любви. Ведь Творец Брама родился из лотоса, который вырос из пупа Вишну, что символизирует женскую способность рождать.
Вишну сам по себе прекрасен, но особенно он неотразим тогда, когда пользуется женскими чарами. Например, предстает перед богами в женском образе Мохини – «сводящей с ума чаровницы», в результате похищает у асуров амриту – напиток, дарующий бессмертие.
А Шива настолько проникся женским обликом Вишну, что влюбленный, слился с ним в единое существо Харизару.
Воплощением Вишну также считается Кришна, исповедующий принцип «бог – есть любовь» и так нежно привязанный к богу, что чувства его превращаются в божественный эмоциональный экстаз.
Лакшми – «жизнь, как счастье, красота, добрый знак», является женой бога Вишну, которая подобно Афродите появилась из вод, всплыв на цветке Лотоса, окруженная группами Апсар (индийский аналог русалок).
Лакшми дарует любящим ее счастливые предзнаменования, её ипостась Шри Лакшми – является богиней плодородия. Также Лакшми имеет имя Индира, что совмещает в себе два смысла: прекрасная и могущественная.
Ушас – индийская богиня Зари, изображается в виде красавицы, девушки-танцовщицы в ярких прекрасных одеждах, с украшениями. Она бессмертна и не стареет, её красота и гармония вдохновляют людей искусства.
Её именуют «наиболее подобной Индре», она может вступать в конфликт с ним, как принцип любви и красоты, противодействующий богу-громовержцу. Отождествляется в созвездием Тельца.
Рохини – «розовая», её зооморфный образ – священная корова, связана с качествами плодородия, любви и брака.
Кама – «любовь», «желание», сын Лакшми, его оружие – лук из пчел, стреляющий стрелами из цветов. Кама обладает такой энергией и влиянием на богов и людей, что никто кроме Шивы не способен ему противиться.
Но даже Шива, пораженный пятью стрелами Камы, из своих пятью чувств создал мир Майи, привычной нам иллюзии, где мог удовлетворить собственную страсть.
Кама убит Шивой за вмешательство в его медитации, из-за которого бог-разрушитель вынужден испытывать любовные желания, иначе прекратится игра миров, прервется бесконечность жизни.
Боги Кама и Рати
Рати (Бхага) – жена Камы, «удовольствие, наслаждение», богиня неумирающей любви, которая приняла «дело жизни» своего убитого Шивой божественного супруга. Оплакала своего мужа, обратилась за помощью к богам и ей было даровано вновь обрести Каму уже в виде своего ребенка, произведя и взрастив его со всей нежностью и добротою чувств.
В этом образе чувственная любовь жены сведена воедино с творящей материнской любовью, именно эти слитые воедино энергии дают женщине ощущение победы над смертью, над разрушением.
Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
Кондак 1
Избранным рабам Господа Вседержителя, Вере, Надежде и Любви, и мудрей матери Софии, похвальная вам пения умиленно возносим. Вы же, яко дерзновение ко Христу Богу имуще, молитися за ны, во еже избавитися нам грехов и скорбей, да благодарственно вопием вам:
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Икос 1
Ангели на Небеси радовахуся, добродетельное житие ваше зряще, еже провождасте в чтении Писаний Божественных, в трудех, посте, молитве и милостыни, материю вашею непрестанно сущи поучаеми, да явитеся образи живии триех богословских добродетелей, ихже именами наречены бысте. Мы же, таковей мудрости матере вашея и совершенному благоразумию вашему дивящеся, благоговейно рцем вам:
Радуйтеся, единомысленныя сестры, трием добродетелем тезоименитыя; радуйтеся, в повиновении богомудрей матери вашей на степени совершенствования вшедшия.
Радуйтеся, аки три райския ветви, в зловернем Риме возрасшия; радуйся, Софие, дщерем твоим имена добродетелей нарекшая, яже вещию исполняти научила еси.
Радуйся, Веро, верою невидимое, яко видимое, зрети нам помогающая; радуйся, в нетление облеченная.
Радуйся, Надеждо, надеждою страдания наша во юдоли скорби ослабляющая и в горняя десницею указующая; радуйся, Царствие Небесное унаследовавшая.
Радуйся, Любы, любовию Божественною блаженство безсмертныя жизни нам открывающая; радуйся, благодатию Духа Святаго осиянная.
Радуйся, Софие, сиесть премудрость, премудре дщери твоя воспитавшая; радуйся, в добродетелех веры, надежды и любве нас утверждающая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 2
Видящи мудрая София слуги, пришедша звати ю со дщерьми ко царю Адриану, и познавши вину призвания своего, ста со чады своими на молитву, помощи Бога просящи: по молитве же, емшеся за руце, якоже венец уплетенный, идяху вкупе, поюще Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум несумненный имели есте, святыя, егда бо в палаты царския введены бысте, цареви Адриану предстасте с лицем светлым, очесы веселыми и сердцем мужественным. Царь же, зря честная лица ваша неустрашенна и мудрость Софии уведев, отложи на ино время суд свой и отсла вы к некоей благородней жене, у неяже пребысте три дни, матери вашей премудрей богодухновенными словесы день и нощь вас поучающей. Темже ублажающе вас, взываем сице:
Радуйтеся, три непорочныя агницы Христовы, венец добродетелей в себе совокупившия; радуйтеся, три добродетельныя сестры, твердую веру, несумненную надежду и нелицемерную любовь ко Господу Богу явившия.
Радуйтеся, не пощадившия красоты и младости вашея, Краснейшаго ради добротою паче сынов человеческих; радуйся, Софие, чада твоя возлюбленная на подвиг мученический за Христа наставлявшая.
Радуйся, Веро, мучением за Христа веру твою исповедавшая; радуйся, сестры твоя крепкою верою воздвизавшая.
Радуйся, Надеждо, твердое надеяние на Христа возлагавшая; радуйся, сестры твоя неослабною надеждою укреплявшая.
Радуйся, Любы, муками за Христа любовь твою действенную показавшая; радуйся, сестры твоя огнем любве ограждавшая.
Радуйся, Софие, сладкая чада твоя увещававшая презрети славу и богатство и всю сладость мира сего тленнаго; радуйся, добрыя дщери твоя до крове стати за Господа и умрети за Него усердно учившая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 3
Силою Божественною осенени бяху мученицы, яже добродетели имен своих явиша делом в подвизех мученических, воспевающе Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще в себе святыя мученицы столп веры, криле надежды и огнь любве, в сладость послушающия от словес матере своея, едина другую в долготерпении утверждаху и радостно идяху, желающе честнаго мученичества, еже за Христа. Тому покланяющеся, яко Богу нашему, сицевыми вас воззваньми почитаем:
Радуйтеся, ни мало не поскорбевшия о лишении временнаго сего живота вечныя ради жизни; радуйтеся, чести ради Христовы плоть на муки предавшия.
Радуйтеся, три многоценныя сосуды веры, надежды и любве Богу в дар принесшия; радуйся, Софие, яко, любве ради презельныя ко дщерям твоим, всем сердцем возжелела еси, да Царствие Божие наследуют.
Радуйся, Веро, души наша верою озаряющая; радуйся, к тихому пристанищу нас возносящая.
Радуйся, Надеждо, сердца наша сладостию надежды оживляющая; радуйся, из пучины отчаяния нас извлекающая.
Радуйся, Любы, страдания и скорби наша в радость прелагающая; радуйся, окамененная сердца наша во умиление преводящая.
Радуйся, Софие, мудростию на благое нас наставляющая; радуйся, потемненное око душ наших просвещающая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 4
Буря ярости мучителевы нападе на тя, святая Веро, но не поколеба тя: кто бо возможет веру неодолимую подвигнути, адаманта крепчайшую, яже верных научила есть пети с тобою Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышащи мудрая мати дщери своя пред царем небоязненно Христа исповедающия и глаголющия, яко того единаго желают, еже бы страдати и терпети горкия муки сладкаго ради Иисуса Христа, радовашеся вельми и моляше Бога, да укрепит я в предлежащих муках. Сие убо изволение похваляюще, первейшей дщери мудрыя матере тако воспоем:
Радуйся, Веро, немилосердая биения Сладчайшаго ради Иисуса сладце приемшая; радуйся, урезанная сосца твоя, аки два крина чистоты, в жертву Господу принесшая.
Радуйся, яко от язвы твоея вместо крове млеко истече; радуйся, яко на раскаленное железо положена была еси.
Радуйся, яко в коноб кипящ ввержена сущи, ни мало не опалилася еси, ниже вредилася еси; радуйся, зной страстей наших небесною прохладою утишающая.
Радуйся, огнь мучений наших в болезнех угашающая; радуйся, знамением веры посреде напастей нас знаменающая.
Радуйся, щитом веры во брани со врагом нас покрывающая; радуйся, честную главу твою за Главу Церкве, Христа Бога, под мечь радостно преклоншая.
Радуйся, яко обагрением крове твоея, аки червленицею одеяна, явилася еси очесем Безсмертнаго Жениха твоего; радуйся, к желанному краю пришедшая и любимаго Спаса Господа узревшая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 5
Богоданным звездам уподобилися есте, Веро, Надеждо и Любы, всем бо сердцем прилепившияся ко единому вечному Животу и Красоте неизреченней, Иисусу Христу, скоро шествовасте, во еже умрети за Него и насладитися Божественнаго Его видения, поюще Ему: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше добропобедныя сестры святую Веру радостно за Христа пострадавшу, и сами хотяху души своя за Него положити: царь же Надежду святую начат испытовати, и видев ю с сестрою единомысленну сущу, на муки вдаде ю, обаче ничтоже успе. Мы же, Надежду святую о сицевом ея мудровании ублажающе, воспоим и прославим ю:
Радуйся, Надеждо, жестоко биенная, обаче пресветлую надежду на Господа не потерявшая; радуйся, муки твоя безропотно в молчании терпевшая.
Радуйся, и нам крепкое терпение подающая; радуйся, яко в разжженней пещи неопаляема бывши, хвалу Богу возсылала еси.
Радуйся, яко и нас во страданиих хвалити Бога научаеши; радуйся, яко ногтьми железными строгана была еси.
Радуйся, нас, сущих в скорбех, лучами надежды осиявающая; радуйся, яко чудное некое благоухание от язв твоих исхождаше.
Радуйся, непоколебимое упование на Господа Иисуса неизменно сохраншая; радуйся, безнадежность и безсилие в сердцах наших истребляющая.
Радуйся, мечное посечение за Христа радостно приимшая; радуйся, ясная деннице, нам, печальми земными угнетенным, мир вечный раскрывающая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 6
Проповедником и Апостолом Богоносным подобны бысте, Богомудрыя сестры: добродетельми бо вашими проповедасте всем верным веру, надежду и любовь ко Господу, Владыце всех, Тому поюще: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси, аки солнце, Любы святая, кто бо сице за возлюбленнаго Господа своего можаше стати, якоже Любы, понеже писано есть: крепка яко смерть любы, вода многа не может угасити любве, и реки не потопят ея. Молим ти ся ныне, Любы святая, серафимским пламенем любве ко Господу горящая, обнови окамененная и изсохшая сердца наша, возжги в нас, оскудевших любовию, свет любве, да возлюбльше Господа и вся ближния наша, тебе яко молитвенницу нашу, восхвалим сице:
Радуйся, Любы, яко любве твоея ко Христу води многи прелестей мирских не угасиша; радуйся, яко вся ласкания и дары царевы отвергши, душу твою за Господа положила еси.
Радуйся, яко любве твоея реки бед и страданий не потопиша; радуйся, за Господа Иисуса на колеси протягнутая, жезлием биенная, свердлами прободенная и в пещь огненную вверженная.
Радуйся, яко в лютых муках твоих силою Божиею укрепляема была еси; радуйся, кровию твоею, любве ради к Безсмертному Жениху твоему Христу излиянною, в хладных сердцах наших любовь возбуждающая.
Радуйся, яве показавшая нам, яко любве ради вся мучения сладце претерпеваются; радуйся, явившая нам, яко любы Божественная приводит к животу вечному.
Радуйся, самою вещию уверившая, яко любы Божественная откровение есть безсмертия; радуйся, яко никаяже мучительства возмогоша разлучити Любовь от любве Христовы.
Радуйся, в муках апостольски вещавшая, яко не разлучит тя от любве Божия ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч; радуйся, любве ради Христовы мечем во главу усеченная.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 7
Хотяще скорее от тела разлучитися и со Христом быти, святыя девы, егда на мечное посечение идяху, едина другую и матерь свою Софию объемлюще лобызахуся, дружескому нас люблению поучающе, да вси купно поем Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новое чудо показа Господь, егда помощь Свою посла страдавшим за исповедание имене Его толико юным девам: верою бо, надеждою и любовию укрепляеми и возносими бывше, доблественне подвиги своя скончаша. Мы же в единомыслии и единодушии до конца живота пребывших молим вас, да и нам низпослете единомыслие в совершении добрых дел, умиленно величающим вас:
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, единем путем мучений до врат небесных шедшия; радуйтеся, в пресветлый чертог прелюбезнаго Жениха вашего во гласе радования вшедшия.
Радуйтеся, яко Иисус Христос просвети, якоже звезды на небеси, раны на телесех ваших; радуйся, Софие, доблественне на муки чад твоих взиравшая.
Радуйтеся, яко небесною красотою, еяже око не виде, украси Господь доброту вашу, муками отъятую; радуйтеся, венцы воздаяния приемшия.
Радуйтеся, аки три звезды, Солнцем правды озаренныя; радуйся, Софие, в мужественнем исповедании дщерьми твоими имене Христова утешение велие обретшая.
Радуйтеся, мглу сомнений наших разсеявающия; радуйтеся, нас удрученных страданьми душевными и телесными, подкрепляющия.
Радуйтеся, красотою любве сердца наша украшающия; радуйся, Софие, крепосте и утешение изнемогающих в бедах и нуждах.
Радуйтеся, Веро, Надежно и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 8
Странное и непонятное нам немощным, в мирских сластех погрязнувшым, зрим дело, яко София святая возлюбленных чад своих видящи лютыя и горькия муки и смерти, ни мало не поскорбе, но возрадовася зело духом, поющи Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся бе в вышних мудрая София, егда дщери своя сладкими словесы и мудрыми увещаньми на мучения подвизаше. Аще же от естества к слезам преклоняшеся абие, от любве Христовы прелагашеся на радость, печаль бо сердечную и болезнь о чадех матернюю победи в ней любы Божия. Велиею убо любовию дщери своя любящи, паче всего тем Царствия Небеснаго желаше. Сего ради, чудящеся мудрости и велицей любви твоей ко дщерем и славяще тя, взываем:
Радуйся, Софие, яко возвеселися душа твоя о блаженней кончине дщерей твоих, святое имя Господа дерзновенно исповедавших; радуйся, в мученичестем венчании чад твоих честь и славу приявшая.
Радуйся, участия мученическаго и спребывания со дщерьми в небесней славе Христа Бога сподобльшаяся; радуйся, честная телеса дщерей твоих с радостными слезами погребшая.
Радуйся, три дни гробу их приседевшая и сном смерти о Господе почившая; радуйся, аще и не плотию, обаче сердцем за Христа страдавшая.
Радуйся, яко три добродетельныя дщери, сими веру, надежду, любовь к Богу явивши, в дар Пресвятей Троице принесла еси; радуйся, яко чадородия ради спаслася еси.
Радуйся, дивная мати, благия памяти достойная; радуйся, дщери твоя, да кровь свою за Христа пролиют, молившая.
Радуйся, умудряющая ны, да блюдем непреложно добродетели веры, надежды и любве; радуйся, Животворящей Троице за ны молящаяся.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 9
Вси Ангели дивляхуся о страданиих ваших, святыя мученицы, и победу вашу над диаволом торжествующе, души же ваша к Небеси провождающе, воспеваху Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии велеречивии вся страдания ваша за Христа не возмогут изрещи, дивящеся же толиким подвигом, во младых летех подъятым, немотствуют. Мы же о честней кончине вашей Бога прославляюще, величаем вас сице:
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, поющия хвалу Богу, на небо небесе возшедшему; радуйтеся, щите веры, броне надежды и светильниче любве.
Радуйтеся, зрением пресветлаго лица Божия наслаждающияся; радуйся, Софие, благочестивыя матери на мудрое воспитание чад их наставляющая.
Радуйтеся, поучающия ны, да взыщем Господа, и жива будет душа наша; радуйтеся, с верою, надеждою и любовию прибегающих к вам теплыя молитвенницы.
Радуйтеся, вразумляющия ны, яко вся сладость и прелесть мира сего яко дым изчезает, яко прах от ветра разметается и в персть обращается; радуйся, Софие, всем сердцем Господа Бога возлюбльшая.
Радуйтеся, аки трие светлии ключи, ко единому Источнику жизни притекшии; радуйтеся, аки трие благовоннии цвети, на единей благоплодней ветви прозябшии.
Радуйтеся, аки три зерцала, безпредельную красоту Божию в себе отражающая; радуйся, Софие, аки маслина, три ветви, отягченныя изобильными плоды даров Божиих, произрастшая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 10
Спасти хотяще души своя святыя мученицы, любве ради Христовы ласкания царева и богатства мира сего тленнаго презреша и радостно кончину мученическую за Христа прияша, поюще Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стенами веры, надежды и любве являются святыя мученицы всем, прибегающим к ним с теплою и усердною молитвою и сице в печалех и напастех к ним взывающим:
Радуйтеся, язв греховных добрыя целительницы; радуйтеся, во тьме печали нашея светом упования ны озаряющия.
Радуйтеся, посреде напастей и скорбей дивный покой нам посылающия; радуйся, Софие, о нас, в злостраданиих поверженных, мудрое попечение являющая.
Радуйся, Веро, крест спасения пред нами воздвизающая; радуйся, немощи наша по молитвам к тебе изцеляющая.
Радуйся, Надеждо, якорь избавления нам подающая; радуйся, уныние сердец наших благостно отъемлющая.
Радуйся, Любы, твоим ко Господу ходатайством в злей напасти от нечаянныя смерти ны ограждающая; радуйся, изнемогающия силы наша на бодрость возставляющая.
Радуйся, Софие, прилежная о нас к Богу молитвеннице; радуйся, в добрех делех наших мудрая наставнице.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 11
Пение сие похвальное, аще бы и тмочисленное приношахом вам, святыя мученицы, не бы довлело ко прославлению добродетелей и подвигов ваших: обаче хвалу Богу возсылающе за вся, яже во святых Своих нам являет, Тому поем: Аллилуиа.
Икос 11
Светом небесным пред Господем горящим свещам подобны Вера, Надежда и Любы, купно с материю их Софиею, к нимже припадаем, моляще, да просветят ны, омраченныя печальми и из глубины сердец зовущия:
Радуйтеся, ризы ваша в крови Агнчи на земли убелившия; радуйтеся, живота вечнаго нам ходатаицы.
Радуйтеся, душ, ищущих покоя в милосердии Божии, утверждение и хранение; радуйся, Софие, от суеты мирския ны ограждающая.
Радуйся, Веро, доброценная кадильнице, фимиам хвалы Богу возносящая; радуйся, нас грешных верою просвещающая.
Радуйся, Надеждо, в скорби утешение и прибежище наше; радуйся, в печалех наших лучезарная вестнице избавления.
Радуйся, Любы, незлобие и кротость в сердца наша вливающая; радуйся, таинственная звездо, от тесноты земныя горе ны возносящая.
Радуйся, Софие, мудрая и пречестная детоводительнице; радуйся, богомудраго жития молящимся ти устроительнице.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 12
Благодать Божию прияти сподобившияся, молите о нас, святыя мученицы, Пречистаго Владыку Христа, да милостив будет к нам грешным, с верою, надеждою и любовию Ему Единому, Господу и Спасу нашему, смиренно поющим: Аллилуиа.
Икос 12
Поем ваша крепкия подвиги, верою, надеждею и любовию проникновенныя, почитаем страдания ваша презельная, хвалим дивное терпение ваше, ублажаем кончину, за Христа вами радостно подъятую, величаем необоримое мужество ваше, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие, и прославляюще вас, взываем сице:
Радуйтеся, аки три струи молниины, от восток даже до запад добродетельми своими просиявшия; радуйтеся, фиали веры, надежды и любве, животворным питием души наша напаяющии.
Радуйтеся, трие светозарнии путие, ко престолу славы Господни нас ведущии; радуйся, Софие, чад ради твоих от лика святых похваленная.
Радуйся, Веро, цвете веры, паче снега белейший; радуйся, услаждение страждущих.
Радуйся, Надеждо, угнетенных сердец возношение; радуйся, аки поток цельбоносный, жажду скорбящих душ утоляющая.
Радуйся, Любы, венче из мира, радования и благости соплетенный; радуйся, умная зарнице вечности.
Радуйся, Софие, жезле силы, кротце и мудре чада наказуяй; радуйся, Боговедения пресветлая луче, душам нашим возсиявающая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 13
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие, ныне приемше малое сие моление наше, от всяких ны бед, болезней и скорбей молитвами вашими избавите, да сподобльшеся во Царствии Небеснем зрети безсмертнаго Господа Иисуса, с вами вкупе воспоем Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели на Небеси…» и 1-й кондак «Избранным рабам…».
Германцы и Кельты
Фрейя – «госпожа», германская красавица – богиня плодородия и любви, в пантеоне имеет отца – морского бога Ньёрда. Была объектом постоянного вожделения великанов, вышла замуж за поэта Ода. С ее образом ассоциируются пушистые кошечки – самые милые и ласковые зверюшки, которых Фрейя использует в качестве ездовых животных, запрягая в свою повозку.
В мифах может выступать женской параллелью бога-громовержца, принимая облик тучи в форме коровы, таким образом, возвращая земле влагу и даруя расцвет природе, напоенной дождем Фрейи.
В честь этой богини в германских языках названа пятница, день недели, связанный с влиянием и проявлением планеты Венера.
Аналог Фрейи – богиня Фригг, «возлюбленная», супруга бога Одина, покровительница брака, семьи и деторождения.
Прибалты
Лайма – «счастье», богиня счастливой судьбы балтийских народов. Лайма является дочерью Диеваса, бога Неба, по образу сопутствует Солнцу как Заря. Именно эта богиня ведет на свадьбах жениха и невесту, является покровительницей беременных женщин и коров.
Находится в вечном противостоянии с богиней Гильтиной, несущей людям несчастья и смерти.
Милда – литовская богиня любви, её имя означает «полюбить, влюбиться». Летает на воздушной повозке, которую носят по небу голуби. Милде раньше был посвящен месяц апрель, сейчас её день – 13 мая, считающийся Праздником Любви.
Рождение Афродиты
Одно только имя Афродиты указывает на самую распространённую версию о её происхождении. В переводе с греческого “афрос” значит “пена”. Однако о рождении богини любви известно целых два варианта мифа.
В «Теогонии» говорится, что во время противостояния богов и титанов детородный орган оскоплённого Урана упал в море у острова Кифера. Взбив воду и превратив её в пену, он дал жизнь прекрасной Афродите.
Впрочем, более популярным стал миф о появлении Афродиты у берегов Кипра, из-за чего богиню называли Кипридой. Согласно ему, у берегов острова появилось скопление пены, из которой на поверхность всплыла прекрасная раковина. Раскрывшись, она подарила миру покровительницу любви.
Рождение Афродиты / Alexandra GaudiBuendia Khitrova / gaudibuendia.artstation.com
Индейцы
Шочикецаль – «цветочное перо», божественная жена громовержца ацтеков Тлалока, её функция, конечно же – любовь. Она покровительствует женщинам, всем домашним делам и цветам. Её влияние распространяется не только на семейные союзы, но и на всех любящих, она могла помогать даже распутным женщинам и мужчинам-гулякам.
Наибольшее влияние Шочикецаль распространяется на людей, занятых творчеством – скульптурой, художественным искусством и ткачеством.
Уитака – богиня индейцев чибча-маисков, связана с женской силой плодородия. Ей также отводили роль богини чувственных наслаждений, учившей людей радоваться жизни.
По теме рубрика “Боги и ритуалы“
Метки: Божества
- Похожие записи
- Боги Хаоса и Океана
- Боги Солнца
- Духовные верования инопланетных миров
Когда Бог поможет?
Если женщина просит послать ей мужчину для помощи друг другу, взаимного познания, духовного роста, то святые, покровители любви, обязательно прислушаются к вам. Конечно, комфорт, секс и денежная мотивация тоже прилагаются, но они не должны стоять на первом месте. Союз по эгоистическим соображениям партнеров быстро развалится, ведь две эго-программы будут постоянно конфликтовать. Отношения, впрочем, могут выйти на новый уровень, если люди осознают, что любовь подразумевает душевную самоотдачу каждого участника пары.