Мария (Федина) Дивеевская, Христа ради юродивый (1931)


Безумная Палага

В монастыре подвижницу называли «безумная Палага». В свою келью Пелагея почти не заходила. Ела лишь хлеб, пила воду. Основное время суток проводила на улице. В монастыре ее чудачества продолжались (она кидала кирпичи в яму с грязной водой, месила грязь, бегала по монастырю с криками и руганью), и немало сестер откровенно сердилось на блаженную.

Лишь позже стало понятно, что таким поведением блаженная «говорила» о тяжких временах Дивеева, смуте, которая началась после смерти преподобного Серафима и угрозе тому укладу и духу монастыря, который заповедал устроивший его старец.

Но были те, кто и тогда, поговорив с блаженной, получив ответ на свой вопрос, понимали, что ее ум – духовный, а не земной, а ее молитва – действенна и доходит до Бога. И если вопрос серьезный – ответ Пелагея дает хоть и иносказательный, но краткий и разумный. Часто — прозорливый. Со временем у блаженной Пелагеи появилось много духовных детей. И поведением блаженной они не смущались, ведь жизнь святых — всегда тайна, которую знает только Бог и человек.

Исцеление ударом

Одним из любимых духовных детей ее был художник М. П. Петров. Он вспоминал, как блаженная ударила его по парализованной руке и рука стала здоровой. Пораженный художник забыл все, о чем хотел спросить. Святая сама ответила на его вопросы: рассказала прошлое, причем она указала некоторые мельчайшие детали, о которых никто, кроме самого Петрова, не знал. Она даже передала текст письма, которое в этот день он написал. Петров был так потрясен, что опустился на колени и поцеловал руку святой. С того дня он часто к ней приезжал.

Встреча с Серафимом Саровским


Серафим Саровский. изображение с сайта https://www.5-tv.ru/
После венчания Пелагея и Сергей поехали к старцу Серафиму в Саров. Отец Серафим проговорил с Пелагеей наедине около часа, как говорит житие блаженной, составленное по «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима (Чичагова).

Преподобный Серафим проводил будущую блаженную со словами: «Эта женщина будет великий светильник!», завещая жить в Дивеевском монастыре и «поберечь сестер», молясь за них, обличать ложь и являть правду. Предсказание о. Серафима сбылось спустя годы.

Обличение епископа

Святая Пелагея смело обличала виновных. Попало и самому архиерею. Однажды, когда епископ ехал после пасхальной службы, он, увидев Пелагею, к которой относился с уважением, остановил лошадь, протянул ей просфору: «Вот, раба Божия, тебе просфору моего служения!» Пелагея в ответ повернулась спиной.

Владыка понимал, что имеет дело с блаженной, но решил настоять. Он снова предложил взять просфору. Тогда Пелагея резко встала и ударила владыку по щеке. При этом она закричала: «Куда ты лезешь?!» (имея в виду неправильный суд владыки в разборе дел монастыря).

Епископ осознал свой грех и предложил ей ударить по другой щеке (вот так епископ!). Пелагея сказала, что достаточно того, что она ударила его по одной щеке, села и продолжила катать по земле яйца.

Суровый отчим

В 1809 году у богатого арзамасского купца Ивана Сурина и его жены Прасковьи Ивановны родилась дочка. Но в скором времени добрый отец умер.
Через год после смерти мужа молодая вдова повторно вышла замуж. Отчим невзлюбил детей жены от первого брака, бил, бранил, прогонял от матери, а потом велел отдать на воспитание бабушке с глаз долой.

Однажды Пелагея сильно заболела. А когда поднялась, стала порой странно вести себя, и с тех пор многие считали ее «испорченной».

Когда Пелагее исполнилось 16 лет, ее просватали за богатого мещанина Сергея Серебренникова. Мать Пелагеи хотела поскорее избавиться от «дурочки». Пелагея не хотела выходить замуж, поэтому при встрече с женихом как могла «чудила», но жених приметил, что она притворяется, и взял ее, несмотря на отговоры своей крестной.

Отношение сестер


Блаженная Пелагея Дивеевская. Рисунок. Изображение с сайта hram-troicy.prihod.ru
Сестры относились к блаженной по-разному: одни ее почитали, другие насмехались, считая «прельщенной». Ведь с виду блаженная не была примерной сестрой, соблюдающей должный порядок. На службах чинно не стояла, безобразила, аж за монастырь перед паломниками становилось стыдно. А то, что, мол, батюшка Серафим ей тут жить постановил, — так это кто уже помнит.

Но чем больше зла ей причиняли, тем с большей любовью Пелагея относилась к своим обидчикам. И не раз монахини убеждались в силе молитв подвижницы.

Одна из сестер не знала, как относиться к Пелагее и стала просить у Господа ответа.

Тогда сестре приснился сон, где она увидела блаженную: по монастырскому двору Пелагею сопровождали два ангела. Так монахиня уверилась в праведности Пелагеи и хотела ей рассказать о своем сновидении. Но как только сестра зашла в келью блаженной, Пелагея строго запретила ей кому-либо рассказывать о своем сне.

Наконец в Дивеево


Дивеево. Современность. Изображение с сайта https://diveevo-palomnik.ru/
Через несколько лет терпение мужа кончилось: он привел ее к теще и сказал, что больше жить с Пелагеей не в силах. Мать Пелагеи поехала к святому Серафиму Саровскому за советом. Преподобный велел отпустить Пелагею в монастырь в Дивеево – такова воля Божия. Мать не послушалась и еще четыре года мучения всех продолжились: Пелагея в лохмотьях бродила по городу, по ночам молясь на паперти, муж страдал, мать злилась.

Наконец родные разрешили Пелагее отправиться в Дивеево. Перед тем, как навеки покинуть Арзамас, святая низко поклонилась своим родственникам, попросила прощение за причиненные им страдания и пообещала, что больше не вернется, а они свободны.

Семейная жизнь не ладится

Муж Пелагеи надеялся, что молитвы о. Серафима помогут жене «остепениться», семейная жизнь наладится. Но жизнь не налаживалась. Дети умирали во младенчестве, в отношениях не было никакого понимания. Муж, по своему любивший жену, хотел спокойной жизни в достатке и уюте, жена не проявляла интереса ни к нему, ни к дому.

И чудачества не прекращались: Пелагея могла одеть на себя самые дорогие и красивые наряды, а голову прикрыть грязной тряпкой и в таком виде появиться на площади или в храме. Муж избивал ее за позор, морил голодом и даже сажал в клетку, а она не сопротивлялась.

Спустя годы, Пелагея вспоминала: «Сергушка-то во мне все ума искал да мои ребра ломал; ума-то не сыскал, а ребра все поломал».

Некоторые люди жалели «испорченную» и давали ей милостыню, но Пелагея все, что ей давали, тратила на церковные свечи и на помощь беднякам.

Бывало, муж, по просьбам Пелагеи и в надежде на исцеление (он считал ее «психической») отправлял жену с добрыми людьми в паломничества по монастырям. Но жена тратила все данные мужем деньги на милостыню, свои вещи раздавала и домой возвращалась «неисцеленной».

«Матушка, прости меня!»

Однажды к святой Пелагее приехал муж. Сергей предложил ей вернуться домой: «А ты полно дурить-то, будет; поедем-ка в Арзамас». Пелагея ему низко поклонилась и ответила: «Не ходила я в Арзамас, да и не пойду, хоть всю кожу сдери с меня!» Больше Сергей в Дивеево не появлялся.

Прошло пару десятков лет, и однажды сестры увидели, как блаженная резко встала со своего места и, словно согнувшись от боли, со стоном стала сновать по келье. Со слезами на глазах Пелагея всхлипывала: «Ох, батюшка! Ведь вот ты какой! Умирает он, да умирает-то как?! Без причастия!»

Блаженная являла таким образом поведения то, что происходило в это время с ее мужем. Он заболел холерой и, скорчившись от боли, ходил по своей комнате со словами:

«Ох, Пелагея Ивановна, матушка! Прости ты меня Христа ради! Не знал я, что ты терпишь Господа ради! А как я тебя бил-то! Помоги мне! Помолись за меня!»

Сергей действительно умер без Причастия. Святая Пелагея молилась об упокоении души своего почившего супруга всю жизнь. Она искренне простила его и желала ему душевного спасения.

Железная подушка

После 20 лет жизни в Дивееве Пелагея однажды сказала своей келейнице Анне, что ей явился батюшка Серафим и сказал больше молчать и находиться в келье. С тех пор святая почти не говорила и избегала общения с людьми. Вместо подушки блаженная подкладывала во время сна под голову железную цепь. Пелагия ложилась спать на полу возле входной двери или сидела там на своей подстилке. Получалось, что сестры, которые заходили в келью, невольно наступали на блаженную или проливали на нее воду.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]