Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.
В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.
Описание иконы
Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.
Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.
Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».
К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.
У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.
Тип «Живоносный источник» относится к Оранте, но соответствует ей не всегда
Последний тип иконы называется «Живоносный источник». История восходит к византийскому императору Льву
Ему, простому воину, Богоматерь указала место чудотворного источника и исцелила слепого. Когда Лев стал императором, то приказал воздвигнуть на месте источника храм.
Богородица с младенцем изображается сидящей или стоящей в огромной чаше, стоящей в водоеме. Водоем наполнен целительной водой: люди пьют воду и исцеляются
Тип «Живоносный источник» иногда отличается от других икон Богоматери Оранты. Иногда Богородица находится не в позе Оранты.
Такая иконографическая традиция ближе к изображению Никопеи Кириотиссы, которая сама, в свою очередь, восходит к иконографическому типу «Знамение»
На некоторых иконах типа «Живоносный источник» Богоматерь изображена в традиции Богородицы Никопеи, которая просто поддерживает Христа
Перед иконой читают молитву:
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х.
Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́,
Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и,
прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная.
Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных;
Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль;
Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших,
но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния.
Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая,
не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших,
но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м.
От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с,
да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́,
велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь
Одно из самых распространенных изображений Богоматери Оранты находится в Киеве, в Софийском соборе
Икона получила название «Нерушимая стена», потому что сохранилась неповрежденной на протяжении всей трудной истории Киева.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Значение иконы Божией Матери «Оранта»
В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.
На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.
Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви
В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.
Оранта — древняя молитвенная поза иудеев и язычников
Латинское слово orans переводится как «молящийся».
Для вознесения молитв в разных религиях существуют разные положения тела. Молитвенная поза «оранта» была известна иудеям с древних времен.
Человек стоит прямо, руки подняты и согнуты под углом, ладони открыты и обращены от человека.
Первые христиане были членами иудейской общины и соблюдали иудейские обряды
Позу заимствовали христиане. Сначала они изображали так ветхозаветных персонажей: Ноя, Авраама, Исаака, Даниила. Потом Оранта закрепилась за Богоматерью.
Первоначально Богоматерь Оранта изображалась без младенца Христа
В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)
Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.
Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.
Божья Матерь Оранта
/ > Иконография > Божья Матерь > Оранта
Оранта. Мозаика «Нерушимая стена», XII в., Софийский собор, Киев
Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве католических храмов, и в русской иконописи. Более того, оранта, как называется данный иконографический тип, встречалась у ранних христиан, о чем свидетельствуют росписи в катакомбах древнего Рима. Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.
Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение». Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта. Общее что объединяет их все — это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте.
Сам по себе образ оранты известен с древнейших времен и связан более с монументальным и декоративным искусством (фрески, мозаики, скульптура), нежели с иконописью. С окончанием эпохи иконоборчества он получил широкое распространение в оформлении византийских, а позже и русских храмов. Традиционно изображения молящейся Божьей Матери располагаются в верхнем регистре росписей, на алтарных преградах и в конхах апсид и достигают порой внушительного размера. Так, высота мозаичной оранты в Софийском соборе в Киеве, датированной XII веком и почитаемой чудотворной, составляет чуть менее пяти с половиной метров. Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.
В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи. Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии — картуше. В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.
Оранта. Новгородское Знамение Божьей Матери, XII в., Софийский собор, Великий Новгород
Композиция молящейся Божьей Матери с Христом происходит из византийской культуры, однако широкое распространение она получила в русской иконописи. Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы. По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.
Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси. Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней. Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.
Молитва перед иконой
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Икона типа «Неупиваемая чаша» в качестве предыстории имеет осаду Никеи
Другой тип икон, написанный в стиле Оранты, называется «Неупиваемая чаша» и восходит к Никейской иконе Божьей Матери.
Некто Константин во время осады Никеи в 304 г. надругался над иконой Богоматери и был наказан.
Богоматерь и Христос Эммануил стоят в позе Оранты. Христос при этом стоит в Чаше Причащения.
Икона Божией матери «Неупиваемая чаша» хранится в монастыре в Серпухове
Перед иконой «Неупиваемая чаша» молятся так:
О, Преми́лостивая Влады́чице! К Твоему́ заступлению ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостивно услы́ши нас, жен, дете́й и матере́й,
и исцели́ тя́жким неду́гом пия́нства одержи́мых и того́ ра́ди от матери своея́,
Це́ркве Христо́вы, и спасе́ния отпада́ющих бра́тий и сесте́р и сро́дник на́ших.
О Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных,
ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего,
да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х,
но да укрепи́т нас в трезве́нии и целому́дрии. Приими́, Пресвята́я Богоро́дице,
моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих,
чад, си́рых и убо́гих, заблу́дшими оста́вленных, и всех нас, к иконе Твое́й припа́дающих.
И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго.
Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ проити́ непреткнове́нно возду́шная мыта́рства моли́твами Твои́ми, изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния,
да покро́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емыя ве́ки. Ами́нь.
Празднование иконе совершается 18 мая.