Кто такой Ной — библейская легенда о Ное и его сыновьях


Это всеми известная история про Ноя и его ковчег, тайна спасения, которая сокрыта в Библии. История человечества от Адама до Ноя, которая, к сожалению, закончилась трагично для большинства людей.

Так кто же такой Ной? Что он сделал, что бы заслужить спасение? Какими качествами обладал? Особенный ли он или нет?

На все эти вопросы ответ мы можем найти, изучая Библию и смотря на всю картину в целом. Господь как художник рисует на холсте времени свой план — замысел относительно человека.

План Божий

Господь создал первого человека, по образу и подобию Своему. Творец дал Адаму во владение всю землю для управления ей, одел его в Божью славу и поместил в самое прекрасное место «Эдем» (Быт 1:26).

Но, вскоре, непослушание Богу привело человека ко греху, изгнанию из сада и потере близкого общения с Богом. Человечество в дальнейшем плодилось и размножалось уже не с праведностью Божьей, а с греховной натурой, которая противилась путям Творца. Непослушание росло из поколения в поколение.

Человек все меньше и меньше стал походить на Создателя. Каждый имел свободную волю в мыслях, поступках, сам выбирая свой путь.

Но без Божьего водительства жизнь каждого обречена на жалкое подобие «счастливой» жизни. Положение, статус, финансы, слава, признательность окружающими, власть — все это не дает и не гарантирует человеку настоящего счастья, мира, покоя и, тем более, спасения.

Вода стояла на земле целый год

Считается, что вода не уходила с земли целый год. Как жил Ной все это время? Заключенный в ковчеге, не имея возможности даже увидеть небо, Ной должен был претерпеть большую скорбь. Сожалел он и о погибающих людях.


Так, предположительно, выглядел ковчег Ноя

Только через 150 дней вода начала убывать. Еще через месяц Ной почувствовал, что движение ковчега прекратилось. Писание называет место, где остановился ковчег: гора Арарат на границе нынешних Армении и Турции.

Еще два месяца Ной не решался выйти из ковчега, ожидая повеления Божия. Его вера и доверие Богу были абсолютны. Видимо, они еще укрепились за год, проведенный без света, среди волн, в одной надежде на Господа. Только после прямого указания от Господа Ной вышел на землю. Вместе с ним вышли его жена, сыновья и их жены.

Библейская история Ноя

На 182 году жизни Ламех, отец Ноя, родил сына. Дали ему имя означающее «утешение» (Быт 5:29). О воспитании Ноя ничего не сказано, но можно предположить, что он рос в почтении и уважении к Богу, о Котором рассказывал его отец.

Об этом свидетельствует то, что Ной общался с Создателем. Господь предупредил его о том, что Он хочет сделать, как и каких размеров построить ковчег и т.д. Писание характеризует Ноя, как человека праведного и непорочного в роде своем, ходившего пред Богом (Быт 6:9).

Он был послушен слову Господа, не только в строительстве ковчега, но и по жизни, чем и угождал Богу. Удивительная стойкость характера, мужество и твердость Ноя говорят о его доверии Богу, любви и уважении к Творцу. Руководствуясь здравым смыслом, Ной поступал правильно — это не значит, что он не делал ошибок, но жизнь, которую он прожил, говорит о стремлении всеми силами угодить Богу.

Что же окружало Ноя? Абсолютная противоположность. Люди, живущие в то время, не заботились в своем разуме иметь Бога, были непослушны Его заповедям, своевольны, злы, надменны, в них отсутствовала моральная чистота (Быт 6:5-7).

Ной — Ноах, прародитель человечества

Оглавление

Рождение Ноаха. Ноах — праведник в поколении Потопа ↓
Всемирный Потоп ↓

Мир после Потопа ↓

Бней Ноах — потомки Ноаха ↓

Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега

.

Рождение Ноаха. Ноах — праведник в поколении Потопа [↑]

Ноах бен Лемех (נח; 1056—2006 гг. /2704—1754 гг. до н.э./) — выдающийся праведник, один из родоначальников человечества.

Десятое поколение от Адама — правнук Ханоха и внук Метушелаха. Его мать Эшмоа, дочь Элишуа, сына Ханоха, вступила в брак с Лемехом в 1055 году /2705 до н.э./ (Сефер аяшар; Седер адорот

).

Родился в 1056 году, когда его отцу Лемеху было 182 года (Берешит 5:28

). Появился на свет без крайней плоти — «обрезанным» (
Авот дераби Натан 2:5; Шохер тов 9
).

Метушелах назвал его именем Ноах, а отец дал ему дополнительное имя Менахем, сказав: «Этот принесет нам утешение (йенахмейну

)» (
Берешит 5:29; Сефер аяшар; Ялкут Шимони, Берешит 42
).

Учился у своего деда Метушелаха, который был правителем всего человечества (Седер адорот

).

В тот период истории многие обитатели земли извратили свои пути, перестав следовать наставлениям мудрого Метушелаха. По свидетельству Торы, нравственное разложение началось с того, что «сыновья властелинов …брали себе женщин, всех, кого выбирали» (Берешит 6:2, Раши

). «Любая брешь начинается с лидеров поколения», и тогда сыновья царей и вельмож стали силой забирать себе чужих жен. Они блудили также с мужчинами и со скотом (
Берешит раба 26:5, Маарзо
) — нечестивцы «скрещивали домашний скот с дикими зверьми и зверей со скотом, и всех животных с людьми, а людей со всеми животными» (
Санхедрин 108а
). Многие женщины в том поколении ходили, открыв свою плоть и подкрасив глаза, подобно блудницам, а мужчины осквернялись всеми видами разврата — открыто и прямо на улице, вступая в связь даже со своими матерями и дочерьми (
Пиркей дераби Элиэзер 22
). И особенно бесчинствовали именно те, кто был призван следить за соблюдением закона, — и остановить их было некому (
Рамбан, Берешит 6:2
).

В течение долгих лет Ноах жил в уединении, стремясь уберечься от влияния нечестивцев своего поколения. Он сосредоточенно изучал книги Адама и Ханоха, чтобы познать пути служения Творцу (Зоар 1, 58б

), — и в Торе сказано, что «Ноах снискал приязнь в глазах Г-спода» (
Берешит 6:8
).

В 1536

году /2224 г. до н.э./ Ноах удостоился пророчества: Всевышний открыл ему, что, если человечество не раскается в своих преступлениях и не вернется к праведному образу жизни, то спустя 120 лет оно будет уничтожено водами потопа (
Берешит 6:3, Раши; Сефер аяшар
). Ведь Творец «никогда не вершит в мире суд до тех пор, пока не объявит о нем и не известит подсудимых», как Он «известил поколение потопа через Ноаха» (
Зоар 1, 58а
).

День за днем Ноах и его дед Метушелах, который тоже получил подобное пророчество, призывали своих современников к раскаянию, но их не слушали (Сефер аяшар

). Ноах говорил: «Совершите раскаяние! Иначе Творец приведет на вас потоп, и ваши тела поплывут по водам, как кожаные мехи!» (
Санхедрин 108а, Раши
). Он выступал перед толпами людей, но однажды почувствовал, что озлобленные слушатели замыслили его убить. И тогда он в страхе бежал из населенных мест (
Седер адорот
).

В тот же год Всевышний повелел Ноаху построить большой корабль — ковчег, на котором он сможет спастись в день всемирной катастрофы (Берешит 6:14, Раши; Седер адорот

). Ноах сразу же посадил саженцы кедров, указанного ему вида (
гофер
), чтобы, когда они вырастут, построить из них корпус ковчега, который должен был, согласно повелению Всевышнего, достигать трехсот локтей (ок. 150 м.) в длину и пятидесяти (ок. 25 м.) — в высоту (
Берешит 6:14—15; Берешит раба 30:7, Радаль; Оцар Ишей аТанах, Ноах
).

В 1554

году /2206 до н.э./, в возрасте 498 лет, Ноах, следуя прямому повелению Всевышнего, женился на Нааме, дочери праведного Ханоха и сестре Метушелаха, которой к тому времени уже было 580 лет (
Сефер аяшар; Седер адорот
). Согласно другой версии, Наама происходила из рода Каина (
Берешит раба 23:3; Раши, Берешит 4:22
).

В 1556

году /2204 до н.э./ у Ноаха родился сын-первенец Йефет, в 1557 году второй сын — Хам, а еще через год — третий, Шем (
Берешит 5:32, Раши; Санхедрин 69б; Седер адорот
).

Когда выросли могучие кедры, люди стали спрашивать Ноаха, для чего он их посадил. И он объяснял, что Всевышний намеревается уничтожить землю потопом, и для того, чтобы спастись, ему необходимо изготовить из этих кедров ковчег. Но все смеялись над ним (Танхума, Ноах 5

).

В 1604

году /2156 г. до н.э./ Ноах начал строить корпус ковчега (
Пиркей дераби Элиэзер 23
).

В 1651

году /2109 г. до н.э./ умер отец Ноаха — Лемех, и в тот же год ушли из жизни последние праведные люди его поколения. Изо всех, кто служил Творцу, остались лишь семья Ноаха и его дед Метушелах.

В тот же год Ноах приступил к окончательной отделке ковчега, и эта работа продолжалась в течение пяти лет.

Он вновь и вновь предупреждал людей о грозящей катастрофе, но его не слушали и говорили: «Если и обрушится потоп и мор, то только на семью этого человека». Ведь в короткий срок умерли его отец Лемех и множество других порядочных людей. Ноаха всячески бесчестили и позорили — в том поколении его называли бизая сава

(«опозоренным стариком») (
Берешит раба 30:7; Санхедрин 108б
).

В самом начале 1656

г. /2104 г. до н.э./, когда работа над ковчегом была окончательно завершена, Ноах взял своим сыновьям жен — трех дочерей Эльякима, сына Метушелаха (
Сефер аяшар; Седер адорот
). Вскоре после свадеб, 11 Хешвана
1656
года, умер Метушелах, и в течение семи дней Ноах и его семья были в трауре.

Но еще в день смерти Метушелаха Ноах вновь удостоился пророчества, и Всевышний сказал ему: «Войди ты и вся твоя семья в ковчег, ибо тебя я увидел праведным передо Мной в этом поколении» (Берешит 7:1; Седер адорот

).

В Талмуде указано, что, хотя поколение потопа преступило все мыслимые запреты, их приговор был скреплен печатью именно за грабеж (Санхедрин 108а

). В самой Торе основное преступление этого поколения названо словом
хамас
(«разбой»; см. Берешит 6:13), и комментаторы поясняют, что понятие
хамас
включает в себя также кражи по мелочам, при которых невозможно обратиться в суд для восстановления справедливости. Именно такой вид преступлений был особенно распространен в поколении перед потопом: этот «разбой» (
хамас
) совершался открыто, при свете дня, с общего согласия (
Берешит раба 31:5, Нехмад лемаръэ
). По определению р. Овадьи Сефорно, разбой принял тотальный характер, и люди перестали видеть в нем зло: ведь «все воровали друг у друга» (
Сефорно, Берешит 6:13
). А автор книги Ор Ахаим — раби Хаим ибн Атар — добавляет: «В поколении потопа воровали каждый, что мог, …а если ситуация складывалась так, что невозможно было ограбить или украсть, они прибегали к мошенничеству и обману» (
Ор Ахаим, Берешит 6:13
).

Вместе с тем, согласно более широкому определению, понятие хамас

включает в себя не только грабеж, но и «все виды мерзостей» (
Маарзо, Берешит раба 31:1
) — включая идолопоклонство, кровопролитие и разврат. По свидетельству мидрашей, обитатели земли буквально «погрязли в разврате», а «разврат (
знут
) неизбежно приводит цивилизацию к всеобщему уничтожению» (
Берешит раба 26:5, 31:6
).

И все же «поколение потопа не было стерто с лица земли до тех пор, пока они не стали составлять брачные договоры между мужчинами и между людьми и скотом» (Берешит раба 26:5; Раши,Хулин 23а, «Ки ишхит»

). А поскольку люди того поколения не просто раз от разу поддавались своим страстям, но разврат приобрел у них силу закона, — раскаяние стало практически невозможным (
Маарзо на Берешит раба 26:5
).

В Талмуде сказано, что «приговор был вынесен и в отношении Ноаха», — ведь, поскольку мир судится по большинству, а большинство его современников было нечестивцами, приговор распространялся на всё человечество (Санхедрин 108а, Яд рама и Маарша

), — но он и его семья были помилованы (
Санхедрин 108а, Яд рама и Маарша
). И хотя в Торе сказано: «Ноах — праведный муж» (
Берешит 6:9
) и «Тебя Я увидел праведным в этом поколении» (
там же 7:1
), тем не менее, его праведности оказалось недостаточно, чтобы защитить от гибели его современников (
Зоар 1, 67б-68а
).

А, по мнению некоторых мудрецов Талмуда, Ноах был «праведником» именно в своем поколении: по сравнению с окружающими его законченными нечестивцами. Но другие полагают, что, если Ноах сумел остаться праведным среди законченных нечестивцев, то, тем более, он бы стал великим праведником в другом, не столь испорченном поколении (Санхедрин 108а; Раши, Берешит 6:9; Зоар 1, 67б

). Во всяком случае, он был спасен от вод потопа не за свои заслуги, а потому что в будущем от него должен был произойти Моше Рабейну (пророк Моисей), через которого еврейскому народу будет дана Тора (
Берешит раба 26:6
).

Всемирный Потоп [↑]

Следуя прямому повелению Всевышнего, Ноах сложил в ковчег большие запасы пищи для своей семьи, а также для тех животных и птиц, которых предстояло в нем собрать: лепешки из прессованного инжира — для людей, черенки виноградных лоз — для слонов, сено — для оленей и т.д. Кроме того, он внес в ковчег саженцы плодовых растений, чтобы высадить их после потопа (там же 31:14, 36:3

).

На семнадцатый день

месяца Хешван
1656 года
/2104 г. до н.э./ Ноах и его семья вошли в ковчег, а вслед за ними, повинуясь безмолвному приказу Творца, в ковчеге собрались пары всех животных и птиц, предназначенных для спасения (
Берешит 7:7—11, 13—16; Седер олам раба 4
).

В тот день по всей земле начался сильный дождь, и вода значительно поднялась, затопляя низкие места. Перепуганные люди сбегались к ковчегу Ноаха, и постепенно там собралось около семисот тысяч человек. Они требовали: «Открой нам ковчег, и мы спасемся с тобой. Почему мы должны погибнуть?!» «Вы все восстали против Творца и утверждали, что Его не существует, — напомнил им Ноах. — И вот теперь Он воздает вам за ваше зло, сметая вас с лица земли. Сейчас наступает то, о чем я предупреждал вас в течение ста двадцати лет, — но вы не слушали. А теперь вы хотите уцелеть на земле?!». И люди ответили Ноаху: «Теперь мы все раскаиваемся и возвращаемся к Творцу. Открой нам ковчег, чтобы мы не погибли!» «Только теперь, увидев в лицо беду, вы готовы раскаяться, — говорил им Ноах. — Но почему вы не возвращались к Всевышнему на протяжении тех ста двадцати лет, которые Он вам дал для раскаяния. А в этот день Б-г не станет внимать вам, и сегодня ваши слова уже не помогут». И тогда люди подступили, чтобы силой открыть ковчег и, расправившись с Ноахом, спрятаться от надвигающейся воды. Но Творец наслал на них диких зверей, которые тоже пытались спастись у ковчега от вод потопа. Хищники пожирали людей, и те разбежались в разные стороны (Сефер аяшар; Танхума, Ноах 7; Ялкут Шимони 57

).

В течение сорока дней дождь усиливался. К нему присоединились хлынувшие на поверхность подземные потоки, и «ковчег поплыл по воде» (Берешит 7:18

). Воды поднялись на пятнадцать локтей выше самых высоких гор — и «погибла всякая плоть: …от человека до животного, до пресмыкающегося и до птицы небесной, …и остался (в живых) лишь Ноах и те, кто был с ним в ковчеге» (
там же 7:20-23
).

Все эти дни буря швыряла ковчег, как щепку, угрожая разбить его. Звери выли и рычали в своих отсеках, а Ноах и его сыновья в трепете и страхе молили Творца об избавлении от верной гибели (Седер адорот

).

Сорок дней спустя, 27 Кислева 1656 года

, дожди прекратились, но только через пять месяцев воды, впитываясь в землю, начали медленно опускаться. Семнадцатого Сивана «ковчег опустился …на горы Арарат» (
Берешит 7:12, 24, 8:3—4, Раши; Седер олам раба 4
). Все дни и ночи, проведенные в ковчеге, Ноах и члены его семьи, не зная отдыха, ухаживали за животными и кормили их: ведь одни звери питаются только днем, а другие — именно ночью. Однажды Ноах запоздал с кормлением льва, и разъяренный зверь серьезно поранил его ногу (
Танхума, Ноах 9
).

В первый день месяца Ав, на десятый месяц от начала потопа, из окна ковчега «стали видны вершины гор» (Берешит 8:5, Раши; Седер олам раба 4

).

Еще через два месяца, в первый день месяца Тишрей нового, 1657

года, «Ноах снял крышку с ковчега и увидел, что поверхность земли начала высыхать» (Берешит 8:13).

И, наконец, на 27 день месяца Хешван, через полный солнечный год от начала потопа, Ноах и его семья покинули ковчег (там же 8:14—18, Раши; Седер олам раба 4

).

Когда Ноах вышел из ковчега и увидел разрушенный водами мир, он, рыдая, упрекнул Бога: «Ты, которого называли Милосердным, должен был сжалиться над Своими созданиями!» «Безумный пастырь, — возразил ему Б-г, — сейчас ты говоришь Мне об этом?! Почему же ты молчал, когда Я предупреждал тебя о потопе? Ведь Я называл тебя “праведным” именно для того, чтобы ты попросил о милосердии для всего человечества. Но ты услышал, что спасешься в ковчеге, и не стал просить за других, — а построил ковчег и спасся! И теперь ты упрекаешь Меня?!» (Зоар хадаш, Ноах 23а

). И поскольку Ноах, получив пророчество о том, что Творец уничтожит человечество, даже не просил о помиловании, Всевышний называет истребляющие воды потопа «водами Ноаха» (
Йешая 54:9
) — так, как будто именно Ноах затопил мир (
Зоар 1, 67б
).

Мир после Потопа [↑]

Спустившись с гор Арарата, Ноах и его семья проделали путь в юго-западном направлении, достигнув страны, в который жили и были похоронены первые люди — Адам и Хава. В дни потопа только над этой землей не было дождей, и там не вырывались на поверхность мощные подземные воды. И хотя и эту землю залила вода, проникшая из окружающих стран, все же там уцелели деревья. Во всем же остальном мире не только деревья были сломаны и выкорчеваны, — но даже каменные мельничные жернова были раздроблены потопом (Пиркей дераби Элиэзер 23; Ваикра раба 31:10; Рамбан, Берешит 8:11

).

На горе Мория Ноах нашел остатки сложенного Адамом жертвенника. Он восстановил этот жертвенник, и его сын Шем вознес Творцу многочисленные жертвы всесожжения. Сын заменил его в качестве коэна (священнослужителя) потому, что сам Ноах был тогда непригоден для служения у жертвенника из-за своего физического дефекта (бааль мум

): еще не зажившей раны, нанесенной ему львом во время пребывания в ковчеге (
Берешит 8:20; Берешит раба 30:6, 34:9; Зоар хадаш 22б
).

Приняв жертвоприношение, Всевышний благословил Ноаха и его сыновей, сказав им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Берешит 9:1

). И Он заключил с Ноахом союз, согласно которому человечество никогда больше не будет подвергнуто тотальному истреблению «водами потопа» (
там же 9:11
).

После потопа Ноаху и его потомкам была разрешена не только растительная, но и мясная пища. Поэтому к шести заповедям, данным Адаму, была добавлена седьмая: запрет есть мясо, оторванное от еще живого животного — «эвер мин ахай»(там же 9:3—4; Рамбам, Мелахим 9:1

). Таким образом, всем его потомкам — всему человечеству — даны семь заповедей (7 законов Ноаха).

В последующие годы Ноах поселился в стране, которая позднее получила название «Италия». Там он посвятил все свое время постижению мудрости (Седер адорот

). В частности, он составил книгу по медицине, в которую включил методы исцеления и рецепты лекарственных снадобий, полученные им от ангела
Рефаэля(Оцар ишей аТанах, Ноах
).

Бней Ноах — потомки Ноаха [↑]

Потомки трех сыновей Ноаха вместе заселили просторную долину Шинар

в междуречье Тигра (Хидекеля) и Евфрата (
Берешит 11:2
).

В 1788

году /1972 г. до н.э./ над ними воцарился правнук Ноаха Нимрод, и в 1791 году /1969 г. до н.э./ они стали возводить в этой долине город, названный впоследствии Бавель (Вавилон), а в нем — высотную башню (Вавилонскую башню) (
Берешит 11:4; Сефер аяшар, Ноах; Седер адорот
).

Всё это поколение оставило служение Творцу мира: люди поклонялись различным силам природы, воплощенным в изваяния из дерева или камня (Сефер аяшар, Ноах

).

Только четверо благочестивых людей отдалились от всего человечества, сохранив веру в единого Творца, — и это были Ноах, его сын Шем, правнук Шема — Эвер, и потомок Эвера Аврам (праотец Авраам) (Оцар ишей аТанах, Шем

). С 1958 по 1997 год /с 1802 по 1763 до н.э./ Аврам жил и учился в доме Ноаха (
Сефер аяшар, Ноах; Седер адорот
).

В 1996

году /1764 г. до н.э./ потомки Ноаха были вынуждены прекратить строительство вавилонской башни, и Всевышний рассеял их по всей земле (
Берешит 11:8—9
).

От них произошли семьдесят основных народов: 14 — от Йефета, 30 — от Хама и 26 народов — от Шема (Берешит 10:1—32; Седер олам раба 1; Седер адорот

).

Перед смертью Ноах разделил землю между тремя своими сыновьями, и страна, в которой расположена гора Мория, была отдана его младшему сыну Шему (Раши, Берешит 12:6, Сифтей хахамим; Оцар ишей аТанах, Шем

).

В мидраше Ноах назван одним из трех праведников, заложивших «основы мира»: Адам, Ноах и Авраам (Шохер тов 34:1

).

Ноах умер в 2006

году /1754 г. до н.э./ в возрасте 950 лет (
Берешит 9:29; Седер адорот
).

Составленная им Книга исцеления (Сефер рефуот

) перешла на хранение к его сыну Шему (
Оцар ишей аТанах, Шем
). По мнению некоторых комментаторов, этой книгой пользовались в Земле Израиля еще в эпоху Первого Храма, но затем по повелению царя Хизкияу она была изъята из употребления, поскольку люди настолько полагались на указанные в ней лечебные средства, что в случае болезни вообще не просили Творца о поддержке и исцелении (
Песахим 56а, Раши; Седер адорот
).

Согласно многочисленным данным, остатки ковчега Ноаха сохранились до наших дней. Всевышний уберег их, чтобы на земле осталось свидетельство о всемирном потопе (Ялкут Шимони, Бешалах 256

).

В исторической хронике «Седер адорот» указано, что «горы Арарат», о которых говорится в стихе Торы, представляют собой четыре вершины, расположенные двумя парами. Горный массив, на который опустился ковчег по завершении потопа, назывался в древности Кадрон, а крупнейшие горы — Кардения и Армения. Недалеко от них был расположен столичный город Армении (Таргум Йонатан, Берешит 8:4

).

В течение многих поколений люди использовали останки ковчега в качестве целебного средства (Седер адорот

). В Талмуде рассказывается, что ассирийский царь Санхерив поклонялся как идолу одному из бревен, отломанному от ковчега и привезенному к нему во дворец (
Санхедрин 96а
). Сын первого министра Персии Амана, Паршандата, был наместником в стране Кардении (Армении), и именно он привез в царскую столицу Персии Шушан (Сузы) бревно от ковчега Ноаха, достигающие в длину 50 локтей (ок. 25 метров). На этом столбе Аман планировал повесить своего главного врага, еврейского мудреца Мордехая, — а впоследствии на нем был вздернут сам Аман (
Эстер 7:9—10, Ялкут Шимони, Бешалах 256
). А в результате произошедших в то время событий и возник веселый еврейский праздник Пурим. Вавилонский историк Берусус свидетельствовал, что «часть корабля Ноаха еще находится в Армении, у горы Кардения». Уже в наше время остатки корабля видели целый ряд исследователей, а также летчики, пролетавшие над горами Арарат, и были сделаны фотографии (
Эмет меэрец тицмах 2, стр. 60-62
).

Господь раскаялся

В Библии мы видим, что Бог раскаялся, что сотворил человека (Быт. 6:5-7). За злые деяния пришел суд Божий — потоп. Никто, кроме Ноя и его семьи не избежал наказания. Грех, который разложил общество — захватил, поработил и извратил морально до такой степени, что это не подлежало восстановлению. Общество «прогнило» основательно.

Человек был способен выбирать жить так, как он хотел, слушать или не слушать Бога. Результат его выбора — та жизнь, которую он избрал.

Господь не имеет ничего общего с грехом и никак его не поощряет. Творец праведен и непорочен, добр и милостив, творит добро и хочет, чтобы Его творение также походило на Него.

Среди распущенности того времени Ной сохранил веру в Создателя. В возрасте 500 лет у него родилось трое детей : Сим, Хам и Иафет. Ной впоследствии предсказал будущность своих сыновей — Сим продолжит служить Богу, а Хам будет в рабстве у братьев.

Воды потопа изливались на землю 40 дней


Фрагмент картины И.К.Айвазовского «Всемирный потоп»
Через 7 дней по всей земле начался ливень. Он продолжался 40 дней. Иоанн Златоуст пишет, что эти 40 дней были последним шансом для людей покаяться.


В ковчеге не было окон: Господь избавил Ноя от необходимости видеть гибель людей

Современники Ноя имели возможность принести покаяние хотя бы перед смертью. Православные св. Отцы считают, что такие люди, конечно, были.

Строительство ковчега

Когда Ною исполнилось 600 лет, Бог проговорил к нему о том, что хочет уничтожить все живущее на земле, от людей до животных. Создатель заключил завет с Ноем, что он и его семья — его жена и сыновья с их женами — войдут в строение под названием ковчег (Быт 6:18).

Господь рассказал, как построить его и какого он должен быть размера. Ковчег напоминал трехэтажный корабль, в котором должны уместиться семья Ноя, все виды животных, птиц, млекопитающих, и запасы пропитания для всех. Ковчег являлся первым прототипом корабля (Быт 6:14-16).

Очень вероятно, что над Ноем смеялись и считали его ненормальным, но, несмотря на все унижения, он продолжал строить. Когда ковчег был готов, Сам Бог закрыл дверь корабля спасения (Быт. 7:16), после чего начался потоп.

Вода изливалась 40 суток, поднимаясь как из-под земли, так и потоками с неба, достигнув отметки выше вершин самых высоких гор (на 15 локтей= примерно 675 см). Никто не мог спастись (Быт 7:19-21).

После спасения Ноя и его семьи Бог заключил с ним завет, что никогда больше не наведет потоп на землю (Быт 8:21-22). Знамением этого завета явилась радуга на небе, появляющаяся по сегодняшний день после дождя.

Имя Ноя означает «утешение»

Согласно Библии, во времена, когда жил Ной, люди еще не утратили связь с Истинным Богом и потому жили долго. Первый человек, Адам, прожил почти 1000 лет. От 600 до 800 лет жили его потомки. Поэтому отец Ноя, Ламех, мог быть современником Адама, хотя отстоял от первого человека на 9 поколений.

600 лет:столько лет прожил Ной к началу потопа

undefined

Из Библии мы знаем, что имя Ноя означает «утешение» (по-еврейски – Ноах). Это значило, что на Ноя возлагались надежды, связанные с судьбой людей. Род людской все больше и больше удалялся от Бога, предаваясь страстям и порокам.

Ной же, согласно Библии «ходил перед Богом» в вере. Он действительно должен был служить утешением для всех, своей жизнью напоминая об Истине. Но современники не внимали Ною.

После потопа Ной прожил 350 лет, проклял одного из своих сыновей и благословил других

О жизни Ноя после потопа Библия говорит немного. Известно, сколько лет прожил праотец после потопа – 350.

Сообщается еще такой эпизод. Ной, занимавшийся земледелием, посадил виноградник, вырастил ягоды и сделал вино.

Он впервые попробовал вино, опьянел и уснул нагим в шатре.

Это увидел его сын Хам. Сын посмеялся над отцом и рассказал о случившемся братьям.

Но сыновья праведника, взяв одежды, вошли в шатер, пятясь задом, чтобы не видеть наготы отца, и прикрыли его. Проснувшись, Ной узнал о поступке Хама и произнес проклятие на сына, не уважающего родителя. От имени Хама происходит слово «хамство», означающее крайнее проявление неуважения.

Ноев ковчег — правда или вымысел?

Споры о том, существовал ли ковчег Ноя на самом деле, или это просто красивая библейская легенда, продолжаются по сей день. Сыскная лихорадка охватывала не только ученых. Американский анестезиолог Ронн Уайетт так вдохновился фотографиями, опубликованными в журнале Лайф в 1957 году, что пустился на поиски ноева ковчега.

На фото, сделанном турецким летчиком в районе гор Арарат, был изображен лодкообразный след. Энтузиаст Уайетт переквалифицировался в библейского археолога и нашел то место. Споры не утихали – то, что Уайетт объявил останками ноева ковчега, то есть окаменелым деревом, по данным геологов было ничем иным, как глиной.

У Рона Уайетта появилась целая толпа последователей. Позже были опубликованы новые снимки с места «швартовки» знаменитого библейского корабля. Все они изображали лишь очертания, напоминавшие формой лодкой. Все это не могло сполна удовлетворить ученых исследователей, которые и вовсе подвергали сомнению существование знаменитого судна.

https://youtu.be/-i9NlM3IMvk

Проблема с животными

Противники того, что данная библейская история происходила на самом деле, тоже оперируют вопросами времени. Чтобы построить Ноев ковчег, нужно было очень много времени, но конкретных указаний на это в Библии нет. Зато точно указано, что «каждой твари по паре» нужно было погрузить за семь дней.

Во-первых, возникают вопросы с вместимостью судна, ведь на планете имеется около 30 млн видов животных. Задача выискивания и поимки в столь сжатые сроки в любом случае была непосильной обычному человеку. Во-вторых, сколько должен был длиться отлов этих видов, сложно даже предположить. В-третьих, скорость погрузки животных при таком количестве должна приближаться к 50 парам в секунду, что невозможно осуществить даже при нынешних технологиях, не говоря о древних временах. Если предположить, что погрузка происходила более или менее правдоподобными темпами, она заняла бы около 30 лет.

На данный момент большинство учёных и специалистов считают все факты о Ноевом ковчеге довольно противоречивыми, но можно предположить, что подобный эпизод когда-то действительно произошёл, а масштабы потопа каждый может себе домыслить сам.

Вопросы времени

В Библии не указывается точно, сколько лет было Ною в тот момент, когда он приступил к постройке судна для спасения своей семьи и животных от потопа. Из повествования понятно, что за 100 лет до начала этого события у него уже было трое сыновей, с которыми вместе проводились работы по постройке судна.

Зато точно указано, что окончилось строительство в возрасте 600 лет 2 месяцев и 17 дней. Первую неделю люди были заперты внутри Ноева ковчега, стоящего на суше, а затем начался невиданный ранее ливень, который не прекращался ни на секунду на протяжении 40 дней. Здесь начинаются первые споры касательно продолжительности плавания: если учитывать время вместе с периодом ливней, то до момента прибытия к «Араратским горам» прошло 150 дней, а если сроки указаны без учёта ливней, то они достигают 190 суток.

После окончания этого сложного и страшного периода обнажилась вершина горы Арарат, но ступить на неё ещё было невозможно. Началось ожидание момента высыхания суши, длившееся 133 дня, то есть ровно полгода. Учёные и специалисты, изучающие Библию, провели подсчёты и поняли, что всё плаванье исчислялось в сроках согласно еврейского лунного календаря. Если перевести его к нашей стандартной схеме летоисчисления, то получится на 11 суток меньше, то есть – ровно один солнечный год.

Доводы археологов

Благодаря данным, полученным от археологов всего мира, удалось укрепить положение сторонников того, что история о великом потопе и Ноевом ковчеге не является выдумкой. Дело в том, что при раскопке большого количества древних городов и поселений обнаруживается большой слой, разделяющий доисторические и современные грунты. Его толщина составляет около трёх метров и находится он приблизительно на одинаковом уровне.

В этой прослойке обнаруживается пласт из песка, ила и глины, который свидетельствует о масштабной катастрофе с участием огромного количества воды, не известной современной истории.

Выпуск из ковчега ворона и голубя

Первым вестником отступления воды стал ворон. Увидев, что земля постепенно освобождается от воды, Ной выпустил из ковчега ворона. Но ворон вернулся. Потом – снова и снова прилетал ворон в ковчег, пока не осушилась земля.

Тогда Ной выпустил голубя, но тому не нашлось места на земле, и он вернулся. Семь дней спустя, вновь выпущенный, он прилетел с масличным листом. А в третий раз — не возвратился вовсе, что означало окончательное осушение земли. Тогда Ной, его семья и спасшиеся с ними животные вышли наружу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]