Венец русской храмовой архитектуры
А сам Иван Грозный отметился строительством знаменитого храма Василия Блаженного. Зодчим его был пскович Барма Постник, религиозный человек с глубоким ощущением славянских корней. Царь потребовал от него создать что-то невиданное, необычайное – и русскому архитектору это удалось. Несмотря на полную асимметрию своих девяти куполов, храм выглядит очень гармонично, а цветовое разнообразие и орнаменты создают праздничное настроение.
По легенде, царю Ивану Васильевичу храм настолько понравился, что он приказал… ослепить архитектора, чтобы он нигде не мог больше сотворить подобного чуда.https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/kto-post…-rusi-5b7907cb5d4ed100a9277ec8
Разрушение и возрождение храмов
На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.
Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.
Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь – история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.
Каменное строительство
С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.
Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.
Софийский собор. Единственный сохранившийся древнерусский храм с византийскими мозаиками
Отделка мозаикой — техника довольно сложная и дорогая. Но киевские князья пытались равняться с византийскими императорами, и потому ряд столичных храмов, как и византийских, был украшен мозаикой. Увы, до наших дней дошел только один такой храм — собор св. Софии. Конечно, мозаикой отделывались также и другие церкви города: уже упомянутая Десятинная церковь, Успенский собор Киево-Печерской Лавры и Михайловский Златоверхий собор. Но от этих убранств почти ничего не осталось. Только некоторые мозаики Михайловского Златоверхого собора были сохранены, и ныне их можно увидеть на хорах Софийского собора и в Третьяковской галерее в Москве. А вот в Софийском соборе все мозаики находятся на своем месте. Об этом смотрите наш специальный материал.
Мистическая связь
Драматично сложились судьбы многих людей, имевших отношение к Десятинной церкви. Её основатель — князь Владимир — умер, собираясь идти войной на своего сына Ярослава. А после кончины крестителя Руси его сыновья немедленно ввязались в кровавую братоубийственную войну. Стоит вспомнить и курского помещика Александра Анненкова, который инициировал восстановление Десятинной церкви в XIX веке. Уже тогда у историков появились подозрения, что его благие намерения были лишь прикрытием. На самом деле им двигало стремление к материальной выгоде — он искал легендарные древнерусские клады. И даже, по слухам, нашёл. Впрочем, найденные сокровища не принесли Анненкову счастья: сам он спился, имущество промотал, доброй памяти не оставил, а его единственная гордость — отстроенная церковь — была разрушена. Археолог Кондрат Лохвицкий в своих очерках абсолютно не скрывал тот факт, что начал заниматься любительской археологией ради славы, чести и наград. Однако его план восстановления Десятинной церкви не был признан ни митрополитом Евгением, ни императорской комиссией из-за многочисленных недочётов. А вот русский профессор архитектуры Николай Ефимов сделал действительно достаточно точный план фундаментов церкви. Однако и его проект не прошёл. Совсем трагически сложились судьбы ряда археологов, исследовавших святыню в начале XX века. Дмитрий Милеев умер от тифа во время раскопок. Сергей Вельмин и Феодосии Молчановский были репрессированы в 1930-х годах. Единственным «счастливчиком» из этой группы исследователей старины оказался ленинградский археолог Михаил Каргер. Но его архив со всеми результатами раскопок Десятинной церкви исчез бесследно.
Освещение церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век
Итальянские зодчие в России
Следующая волна храмового строительства приходится на царствование Ивана III. Этот царь женился на Софье Палеолог, которая была потомком византийского императорского дома, но жила в Италии. Это была женщина, неспособная лично обогатить русскую культуру и мораль, зато с ней приехали в Россию выдающиеся художники и архитекторы.
Они талантливо объединили русский стиль с итальянскими архитектурными формами. Храм Михаила Архангела в Кремле украшен закомарами в форме ракушек – это приём всем понравился и стал активно использоваться в строительстве храмов.
Многим знакома красивейшая церковь Вознесения в Коломенском. Это новый шатровый стиль храмового зодчества. Построен был этот храм в честь рождения Ивана IV Грозного также итальянским архитектором.
Сохранившиеся автографы киевских князей
Софийский собор также уникален тем, что в нем можно увидеть автографы киевских князей, как утверждают археологи. И это не подписи на государственных актах, а молитвенные прошения, начертанные на храмовых стенах. На этот момент идентифицированы автографы княгини Олисавы и ее сына — князя Киевского Святополка II. Об этом также можно прочесть отдельную статью на нашем портале.
От игумена Назария до игумена Дамаскина
Валаамский монастырь при игумене Иннокентии
Иннокентий, игумен Валаамского монастыря. Неизв. художник к. XVIII – н. XIX в.
С 1801 года игуменом монастыря стал Иннокентий, неизменно помогавший Назарию во всех его делах. Судя по развернувшемуся при новом настоятеле строительстве, он обладал прекрасным художественным чутьем. Под руководством Иннокентия началось возведение внешнего монастырского четырехугольника, окружившего внутреннее каре. Не исключено, что идея создания дополнительных внешних корпусов была задумана еще при Назарии. Подтверждение тому — слишком короткий временной интервал между уходом Назария на покой и началом возведения внешнего каре.
Иннокентий энергично продолжил работу своего предшественника. С 1801 по 1809 год строились каменные двухэтажные корпуса наружного каре монастырских зданий с восточной, западной и южной сторон. При возведении каменных Святых ворот в 1805 году закончилось строительство надвратной каменной церкви Петра и Павла над ними.
В 1807 году на северной стороне наружного каре начинается строительство каменной больницы с больничной церковью иконы Живоносного источника, освященной в 1814 году. В 1809 году на Крестовом острове, при входе в залив, ведущий к монастырю, построили каменную часовню. В 1811 году все здания в монастыре были каменными.
При возведении внешнего каре неизвестные нам зодчие думали об ансамбле в целом. Оба каре обладают архитектурно-художественным и образным единством. У них общий характер построения, единая система как бы перетекающих пространств. Об ансамблевости говорит и решение церквей Петра и Павла и иконы Живоносный источник, расположенных симметрично относительно собора и исполненных в едином строе с его архитектурой.
Итак, за короткий промежуток времени вырос крупный монастырский комплекс, число монахов приближалось к сотне.
В апреле 1822 года последовал указ, которым «по уважению древнего существования и благоустройства Валаамского Спасопреображенского общежительного монастыря… велено возвести оный в 1-ый класс»[4].
Архитектурная страница: Внешнее каре
Ионафан I, игумен Валаамского монастыря
Валаамский монастырь при игумене Ионафане I
С 1823 по 1830 год, во время управления игумена Ионафана, велись строительные работы во внутреннем и внешнем монастырском каре. На северо-западной стороне внешнего монастырского корпуса был построен каменный двухэтажный, а на северо-восточной — одноэтажный каменный флигель. Кроме того, была возведена каменная ограда вокруг братского кладбища[5].