Тысячелетие крещения Руси: почему этот юбилей в СССР не запретили?

1000-летие крещения Руси – это крупные религиозные праздники, которые проходили в СССР в 1988 году. Организатор – Русская православная церковь.


Владимир Святославич — князь новгородский (970—988), князь киевский (978—1015), при котором произошло крещение Руси, 988 год. Москва, Боровицкая площадь

Атеистическое государство предлагает провести церковный праздник

Князь Владимир крестил Русь в 988 году. Юбилей в 1000 лет пришелся на атеистический период в жизни страны. Но государство участвовало в подготовке к празднику.

Вот что говорит об этом заведующий кафедрой истории Русской православной церкви БФ ПСТГУ, протоиерей Александр Щелкачев:

«Юбилейная дата Тысячелетия Крещения Руси — важное событие для Русской Церкви, но тогда в России были гонения, и Церковь не могла выступить с инициативой проведения церковных торжеств на государственном уровне, поэтому предложение провести праздник исходило от коммунистической партии.

В Церкви казалось, что никаких торжеств не будет. Можно только догадываться, почему компартия решила провести торжества. Может быть, для того чтобы продемонстрировать всему миру, что у нас нет гонений на Церковь, может, из-за опасения, что если праздник не будет отмечаться у нас, то инициатива будет перехвачена Зарубежной церковью. Но, вместе с тем, чувствовался промысл Божий. Чем ближе приближалось время праздника, тем яснее это становилось.

Я слышал небольшой рассказ, который характеризует церковно-политическую обстановку того времени. Во время подготовки к празднику вызывали всех настоятелей московских храмов. Отец Владимир Рожков, настоятель Николо-Кузнецкого храма до отца Владимира Воробьева, был вызван к уполномоченному по делам религий. Причем, отправляясь к нему, он спрятал крест и рясу.

Вдруг уполномоченный начал говорить, что у нас вами задача как следует отметить Тысячелетие Крещения Руси: «Что для этого нужно сделать»? Отец Владимир понял, о чем будет разговор и что за обстановка, надел рясу, крест и сказал, что нужно, прежде всего, ликвидировать лужу, которая была перед входом в Николо-Кузнецкий храм».

Источник pravmir.ru


Встреча с М. С. Горбачева и Патриарха Пимена в Екатерининском зале Кремля для подготовки к 1000-летию введения христианства на Руси. 29 апреля 1988 года

История Крещения Руси

Киевский князь Владимир Святославич принял крещение в 988 году. Согласно древнейшей русской летописи — «Повести временных лет», обряд состоялся в византийском поселении в Крыму — Корсуни (греческое название — Херсон, ныне территория города Севастополь). По другим источникам, Владимир был крещен в Киеве или в одной из своих резиденций близ него.

После принятия христианства Владимир приказал уничтожить в русских городах языческие капища, организовал крещение киевлян, а позднее и остальных жителей Древнерусского государства. В 996 году в Киеве была учреждена русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в других центрах Руси (в частности, в Новгороде) установлены епископские кафедры. В 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей. В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII-XIII векам. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства.

По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации государственной власти. Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус. Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о матери его отца, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах.

5–12 июня 1988 года отмечали юбилей крещения

Основные юбилейные торжества были в Загорске и Москве 5–12 июня. Тогда же назначили и Поместный собор — это крупное религиозное собрание, на котором епископы, пресвитеры, диаконы и миряне обсуждают вопросы веры, реформы церковной жизни, утверждают новых святых.

В Москву съехались участники Поместного собора, а также 517 гостей, в том числе предстоятели поместных православных церквей:

  1. Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
  2. Патриарх Иерусалимский Диодор.
  3. Каталикос-Патриарх всея Грузии Илия II.
  4. Патриарх Болгарский Максим.
  5. архиепископ Кипрский Хризостом I.
  6. митрополит Варшавский Василий.
  7. митрополит Пражский Дорофей.
  8. митрополит всей Америки и Канады Феодосий.

13 июня 1988 года в Москве, патриарх Пимен заложил камень в основание храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси. Храм находится в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе.

Праздники начались в московском Богоявленском соборе с Божественной литургии.

Патриарх Пимен в Богоявленском соборе открывает торжества, посвященные празднованию 1000-летия крещения Руси

Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах были праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Это особое торжественное богослужение, которое проходит вечером.

Всенощное бдение состоит из:

  1. Вечерни
    – первая служба, которая напоминает и изображает ветхозаветные времена. Вспоминают как Бог сотворил мир, как согрешили первые люди, как их изгнали из рая, они раскаялись и молились о спасении. Также в службе упоминают о надежде согласно обетованию Бога и о том, как обетование исполнилось.
  2. Утрени
    – вторая служба, которая напоминает о новозаветных временах: как Иисус Христос явился в мир, жил, умер и воскрес.
  3. Первого часа
    – короткого молитвенного чтения на 15–20 минут, где верующие просят Бога, чтобы Он услышал их голос и исправил дела рук их в течение дня.

В древности всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Во время такой службы храм освещают больше, чем в другие дни.


Празднование в Москве


Памятная медаль в честь празднования 1000-летия крещения Руси. Такие продавались в лавке Троице-Сергиевой лавры в 1988 году

На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря прошла Божественная литургия. Ее совершили:

  • Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
  • Патриарх Иерусалимский Диодор I.
  • Патриарх Московский Пимен.
  • Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II.
  • Патриарх Румынский Феоктист.
  • Патриарх Болгарский Максим.
  • Архиепископ Кипрский Хризостом I.


Обряд Божественной литургии в Даниловом монастыре

Поместный собор 6–9 июня 1988 года


Поместный собор. Это был четвертый Поместный собор для Русской православной церкви.
6 июня открылся Поместный собор в Троице-Сергиевой Лавре. Он проходил до 9 июня.

Решения собора:

  1. Приняли новый Устав, по которому духовенство контролировало хозяйственные дела приходов. До этого церковь подчинялась реформе приходского управления 1961 года — в результате церковные деньги зачастую распределяли неверующие люди со стороны.
  2. Девять новых святых причислили к лику святых: князь Димитрий Донской, преподобный Андрей Рублев, преподобный Максим Грек, святитель Макарий Московский, преподобный Паисий Величковский, блаженная Ксения Петербургская, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник.

Причины

Поворот власти лицом к церкви объяснялся неудачами перестройки. Экономический эффект от политики «ускорения» и создания кооперативов оказался незначительным. В то же время общественное обсуждение болезненных тем, прежде всего связанных с историей раннесоветского периода, вскрыло противоречия, которые нужно было сгладить отказом от самых одиозных «перегибов» внутренней политики. Наконец, и для успеха международной дипломатии Горбачеву требовался явный символ перемен, означающий, что СССР — больше не «империя зла», как когда-то утверждал Рональд Рейган.

Активизация церковной жизни в Советском Союзе совпала по времени с общественно-экономическим кризисом 1980—90-х. Вера в Бога помогла пережить тяжелые времена многим людям, столкнувшимся с крушением прежних идеалов.

В честь праздника в Москве построили колокольню, часовню и храм


Московское патриаршее подворье в честь 1000-летия Крещения Руси
Постройки возвели на берегу Борисовских прудов. Здания видны с Каширского шоссе, от которого к надвратной колокольне ведёт белокаменный арочный пешеходный мост.

У подворья 11 колоколов (самый большой — весом почти 2500 кг) привезли в 2001 году.

В 2002 году их установили на колокольне, а в 2003 году — соорудили помост и смонтировали «систему управления» звоном.

Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове


Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове
Вместимость массивного храма — до трёх тысяч человек, высота с крестом — 70 метров. Это однокупольное кубическое здание, к которому со всех четырёх сторон пристроены полуциркульные экседры, что сделало план храма крестообразным.

В восточной экседре расположен главный алтарь, в боковых — приделы, а западная является притвором. Храм перекрыт мощным парусным сводом, опирающимся на стены, как в древних византийских постройках. Завершает здание полусферический ребристый купол. В его барабане двенадцать окон по числу апостолов. Полукупола экседр повторяют форму купола и почти равны ему по диаметру, из-за чего храм кажется многоглавым.

Александро-Невская часовня


Александро-Невская часовня
Часовня во имя благоверного великого князя Александра Невского — первое сооружение, которое возвели на патриаршем подворье. Расположена к юго-западу от храма. Здание увенчано полусферической главой на высоком гранёном барабане.

Высота часовни — 16,4 м

Колокольня Московского патриаршего подворья


Колокольня Московского патриаршего подворья
Постройка расположена на западной стороне подворья, у края пешеходного моста, ведущего от Каширского шоссе. Колокольня завершена куполом и полукуполами подобными храмовым, но меньшего размера.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]