Крещение Руси — это принятие Православного Христианства в качестве государственной религии на Руси, которое произошло летом 988 года (по современному летоисчислению). Праздник «День крещения Руси» — 28 июля.
Считается, что Русь крестил князь Владимир Святославович.
«Крещение Руси», художник К. В. Лебедев, XX в.
День Крещения Руси — 28 июля
Этот праздник отмечается именно 28 июля т. к. в этот день Русская православная церковь отмечает день равноапостольного князя Владимира (Владимир Красное Солнышко).
Считается, что в 988 году именно князь Владимир сделал свой выбор в пользу православия.
День Крещения Руси: традиции праздника
В этот праздник обычно проводится торжественное церковное шествие. Принято прославлять князя Владимира, вспоминать своё крещение, думать о значении Бога в своей жизни.
В этот день лучше не употреблять алкоголь, не работать, стараться избегать негативных слов и эмоций.
Христианство до крещения: первые попытки князей крестить Русь
Первые христиане оказались в славянских поселениях и торговых постах уже в 9-м веке, а возможно и раньше — во всяком случае, именно этим столетием датируются археологические находки характерных ритуальных артефактов в Старой Ладоге, куда прибудет полулегендарный Рюрик.
Ископаемые данные хорошо коррелируют с сообщениями письменных источников, согласно которым некоторые «русы» приняли христианство в середине — второй половине 9-го века: эти события часто связывают с княжением в Киеве Аскольда и Дира.
Гравюра Ф. Бруни «Смерть Аскольда и Дира». Источник: Очерки событий из российской истории, сочинённые и гравированные профессором живописи Ф. Бруни
К 10-му веку в Киеве и Новгороде, крупнейших городах созданного Вещим Олегом объединённого государства, проживало большое количество христиан. Это также подтверждается итогами археологических раскопок. Важные изменения в конфессиональном составе населения Древней Руси совпадают и с ключевым политическим событием того периода — принятием христианства княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами Игоря Рюриковича.
Крещение княгини Ольги. Источник: wikipedia.org
Уже в это время намечаются серьёзные проблемы, связанные с христианством. В 959 году на Русь отправляется немецкий епископ Адальберт Магдебургский — этот визит стал результатом удовлетворения просьбы княгини Ольги, адресованной императору Германии Оттону I, касавшейся помощи в распространении христианства на русских землях. Однако миссия клириков не увенчалась успехом. Спустя некоторое время епископ вернулся на родину, а некоторые его сподвижники были убиты язычниками — считается, что не без участия сына Ольги, Святослава.
Новые попытки установить контакты с религиозными деятелями Запада зафиксированы во время кратковременного правления Ярополка Святославича, брата будущего крестителя Руси. В 979 году он обратился к папе римскому с просьбой прислать в Киев клириков для проповедей, чем умудрился обратить против себя не только языческие круги столицы, но и проживавших в городе христиан, тяготевших к восточным практикам исповедания веры. Этот недальновидный шаг во многом предопределил поражение Ярополка в борьбе с Владимиром.
Ярополк Святославич в окружении дружины. Источник: commons.wikimedia.org
Значение принятия Христианства
Категория значения | Содержание |
Политическое |
|
Международное |
|
Духовное |
|
Нравственное |
|
Почему именно христианство?
Когда Владимир стал рассуждать, какую бы религию принять его подданным, у него были варианты: православие, иудаизм, ислам или католицизм. Он послал во все страны своих гонцов, чтобы они на деле посмотрели, как выглядят устои и традиции в тех краях, где существуют эти веры. Больше всего посланников впечатлила Византия их вера. И тогда князь принял решение.
К тому времени на Константинополь пошел войной Варда Фоки, пытавшийся занять престол императора. Владимир с войском поспешил тому на помощь, и разбил нападающих, получив таким образом великую благосклонность императора Василия Второго.
Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий
В X веке мировые религии христианство, ислам и буддизм определяли уровень цивилизованности развитых государств. Для Руси буддизм был не актуален в силу отдалённости носителей культурной традиции. В то же время довольно сильное влияние здесь имел иудаизм (условно мировая религия), как рудимент разгромленного князем Святославом Хазарского каганата. Ислам исповедовали жители Волжской Булгарии – культурно и экономически продвинутого государства. Христианство было государственной религией Византии и европейских держав на западных рубежах Руси. Все эти религии культивировали единобожие, что являлось основной скрепой развитого государства той эпохи.
Причины принятия новой религии
Над необходимостью принятия Русью новой веры довлели как внутриполитические, так и внешние обстоятельства
Внутренняя необходимость | Международные условия |
Сплочение всех восточнославянских племён под властью Киевского князя | Упрочение культурных и социально-экономических связей с внешним миром |
Обоснование божественным промыслом общественного расслоения | Сближение с Византией – тогдашним центром цивилизации |
Поднятие авторитета киевских властей | Приобщение Руси к культурным и духовным ценностям христианской Европы |
Разрушение пережитков родового строя | Введение Киева в круг общеевропейской политики |
Сильное влияние православной общины Киева | Укрепление международного авторитета Киевской Руси |
Важной предпосылкой, склонившей князя Владимира принятию христианства византийского обряда, была его популярность в высшем слое киевского общества (пример княгини Ольги крещённой в Константинополе).
Княгиня Ольга и ее роль в становлении православия
В связи с этим вдова князя Игоря, женщина мудрая и дальновидная, посетила Византию, и приняла там крещение в православной вере с именем Елена. Интересно, что для осуществления задуманного Ольге пришлось пойти на хитрость. Тогдашняя Византия не очень то стремилась исправлять язычников, и просо так варваров не крестила.
Ольга пообещала императору, упадавшему за ней, что если примет христианскую веру, то станет его женой. Но при условии — только если он сам лично ее крестит. А потом, после осуществления таинства, отказалась, утверждая, что не может совершить грех, заключив брак со своим крестным отцом.
По приезду домой она пыталась образумить своего сына, князя Святослава и склонить его к христианству. Но тот, вместе со своей дружиной, был заядлым язычником, и веры матери не принял. Но, у него подрастал внебрачный сын Владимир. Именно он, под влиянием бабушки, и под натиском обстоятельств, проявив недюжинные способности мудрого правителя, крестится сам и привел к христианству весь свой народ.
Распространение Православия на Руси
В остальной Руси переход в Православие был растянут почти на столетие. Процесс протекал медленно из-за сопротивления местного населения, подстрекаемого жрецами языческих культов («кудесниками», «волхвами» и др.). Показателен пример Новгорода, где жители подняли антиклерикальное восстание. Доверенный воевода Владимира Добрыня (вероятно, его родной дядя) поджёг пригороды и под угрозой убийства загнал горожан в реку Волхов. Подобное «крещение огнём и мечём» происходило и в других регионах Древней Руси. Русский народ окончательно принял христианскую религию как свою только лет через 250–300.
Крещение Новгорода: на пороге гражданской войны
Проблемы возникли уже на первом этапе распространения христианства — очагом сопротивления стал Великий Новгород. Религиозный вопрос тесно переплетался с политическим: знатные люди бывшей столицы Руси с опаской относились к воле Киева, видя в крещении возможное ослабление своей самостоятельности. Проблемы осознавал и Владимир, поэтому в 990 году на северо-запад страны отправилась военная экспедиция под руководством воеводы Добрыни, дяди киевского князя.
Первоначально Добрыня и присланные из Киева клирики крестили несколько сотен согласившихся на это мероприятие новгородцев, чтобы убедить местное население в правильности этого решения. В следующем году, во время нового похода, новгородцы во главе с тысяцким Угоняем и волхвом Богомилом решили оказать киевлянам сопротивление. Началось восстание, в ходе которого язычники разгромили дом, где находился Добрыня. Тот принял решение действовать быстро — именно внезапность действий могла обеспечить ему победу над превосходящими силами восставших.
Его соратник Путята связал боем превосходящие силы новгородцев, а в это время сам Добрыня начал жечь дома язычников. Огонь быстро распространялся среди деревянных домов, что заставило восставших пойти на переговоры с киевлянами. На общегородском вече жители города позволили строить в Новгороде храмы и обещали не чинить препятствий христианским проповедникам, но креститься пожелало весьма малое количество горожан.
Это не устраивало Добрыню — он начал проводить религиозные обряды насильно, используя свои войска, а также разгромил языческие святилища и капища. Киевляне праздновали победу. И хотя многие новгородцы приняли христианство лишь из страха перед властью — долгое время языческие боги тайно почитались в городе, — тем не менее Владимир Святославич праздновал победу: ему удалось подчинить своей воле второй по значимости город государства.
Современный вид реки Волхов, где новгородцы приняли крещение. Источник: wikipedia.org
Процесс крещения русских земель затянулся на десятилетия. Фактически в новую веру обратились лишь жители крупных городов, но и их верность зачастую подвергалась большим сомнениям. Пограничные же территории государства долгое время оставались языческими: так, например, племя вятичей отказывалось обращаться в христианство, по некоторым данным, вплоть до 14-го века.
После крещения бывшие языческие священнослужители и сочувствующие Перуну ушли в подполье. По всей стране возводились храмы, из Византии прибывали клирики, чтобы обучать священнослужителей из местного населения. Волхвы лишь ждали удобного случая, чтобы показать себя во всей красе, и такие возможности неоднократно предоставлялись им на протяжении всего 11-го века.
Волхв. Фантазия современного художника. Источник: commons.wikimedia.org
Первое крупное выступление случилось в Суздале в 1024 году, когда регион поразили страшный неурожай и засуха: продовольствия не хватало, и простые люди пытались найти виновников ненастий. Рядом с ними вовремя оказались волхвы: они обвинили во всех бедах племенную знать. По языческим традициям, виновные приносились в жертву, чтобы умилостивить богов. Так поступили и восставшие, попутно предавая смерти престарелых людей, дабы «обновить» землю. Ярослав Мудрый никак не отреагировал на выступление жителей Суздаля — восстание затухло само по себе.
Самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. В 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие знатным людям, которые, как казалось, утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет.
В Новгороде, согласно «Повести временных лет», в 1071 году на улицах города появился безымянный волхв, который начал агитировать местное население против местного епископа. Летописец сообщает, что на стороне христианского клирика оставался лишь князь Глеб со своей дружиной — спустя 80 лет после крещения города Добрыней подавляющая часть горожан симпатизировала или хотя бы сочувственно относилась к языческим культам.
В Новгороде чуть не начались уличные бои, но князь быстро пресёк возможное выступление, просто убив волхва. Интересно, что после смерти лидера недовольные просто разошлись по домам.
Андрей Рябушкин. Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече. 1898 год. Источник: commons.wikimedia.org
В Ростове, также на фоне неурожаев, в 1071 году появились два волхва из Ярославля и начали клеймить христианских священнослужителей и местную знать — мол, они виноваты во всех бедах, которые обрушились на простой люд. Собрав некоторое число сподвижников, язычники приступили к разорению окрестных погостов, особым образом указывая на знатных женщин, обвиняя их в сокрытии продовольствия. Вскоре бунтовщики дошли до Белоозера, где находился Ян Вышатич, воевода князя Святослава Ярославича. Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем.
Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин.
Сергей Иванов. Ян Вышатич и язычники. 1912 год. Источник: commons.wikimedia.org
Суздальские, Новгородские и Ростовские события оказались самыми крупными восстаниями 11-го века. Однако летописцы сообщали и о всплеске разбоя на дорогах: «лихие люди» стали головной болью князей на рубеже 10−11 веков. По всей видимости, религиозные изменения, вкупе с постоянными междоусобицами, стали одной из причин ухудшения ситуации в стране. Крещение Руси разделило общество на долгие десятилетия.
Христианство в 10−11 веках смогло закрепиться в крупных городах Древней Руси, что тем не менее не помешало местным жителям периодически восставать под руководством языческих жрецов. В сельской местности и отдалённых от торговых путей регионах ситуация была ещё сложнее. Её можно реконструировать по данным, полученным с помощью археологических раскопок. Артефакты, обнаруженные в захоронениях, позволяют утверждать, что среди большей части населения царило двоеверие: христианские обряды и реликвии соседствовали с языческими.
Эхо этого явления можно наблюдать и по сей день: люди празднуют Масленицу, отмечают колядки, прыгают через костёр на день Ивана Купала. «Святая Русь» так и не смогла отделаться окончательно от языческого прошлого.