Глава I. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ ПЕТРА I

Русская Православная Церковь управляется сегодня Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.

Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.


Святейший Правительствующий Синод создан по приказу Петра I

Это была не просто реорганизация Церкви, а полное ее подчинение воле монарха, который получал возможность манипулировать и управлять священнослужителями. Святейший Синод существовал на протяжении 1721–1917 годов и стал заключительным событием церковной реформы Петра I.

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами.

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.


В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

Полномочия Синода

Синод обладал полномочиями, необходимыми для осуществления цензуры богословских книг, церковно-исторических и канонических трудов. Данный орган осуществлял судопроизводство в первой инстанции относительно дел епископов, которых обвиняли в допущении антиканонических деяний. Синодом выносились решения окончательного значения по делам расторжения браков, а также снятия сана с духовенства. Предавал он мирян анафеме, одновременно осуществляя духовное просвещение народных масс.

Состав Синода назначался императорским указом. Представителем российского монарха в этом органе выступал Обер-прокурор.

Выбери ответ

История создания

Осенью 1700 года священник Адриан умирает и император Пётр I, стремясь избежать выборов нового руководителя РПЦ, назначает митрополита Стефана Яворского блюстителем престола — он занимался Петербуржской епархией, но не имел права выполнять прочие его обязанности.

Временно все кадровые и административные функции Патриарха были отданы под руководство Монастырского Приказа (он был восстановлен зимой 1701 года). В таком состоянии пребывала РПЦ до 1718 года.


Все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность

Петр I начал активное преобразование государственных органов в 1717 году, и через год предложил создание Духовной Коллегии для управления административными и судебными делами Церкви. Для создания Устава, по которому бы работал орган, был призван епископ из Пскова Феофан Прокопович, который и создал регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.

Он обосновывал свои действия желанием защиты народа от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, могущественная фигура во главе Церкви скорее вредит духовному состоянию народа. В будущем Манифест был подписан всеми действующими епископами и архимандритами Империи, при этом почти на всех было давление со стороны светской власти.

Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, который обосновывал учреждение Духовной Коллегии и официально наделял ее Патриаршими функциями. Он также позаботился о мировом принятии созданного им органа, для чего направил обращение в Константинополь к действующему патриарху Иеремии III.

Президентом нового органа стал Стефан Яворский, который в целом не одобрял действия самодержца, но не вступал с ним в открытую конфронтацию. В 1723 году такая форма власти была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриаршие права Совета.

Свою деятельность Духовная коллегия начала в феврале 1721 года, еще до признания мировых патриархов, и продолжила вплоть до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, который назначался непосредственно императором.

Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв.

На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он стал ненадолго именоваться «Духовным») его члены должны были публично приносить клятву, в которой были слова о полном подчинении власти монарха Российской империи. Помимо основной административной и судебной деятельности Коллегия до 1742 года выполняла и работу епископа в области, которая ранее управлялась Патриархом.


Духовный Регламент 1721 года — устав Святейшего Синода

В первые годы существования были открыты тиунская контора, духовная дикастерия, канцелярия и приказ инквизиторских дел, однако все они были закрыты в следующие 20 лет. Также на протяжении 18-19 вв. менялся и состав: изначально в нее входило 12 человек, однако впоследствии их количество менялось от 10 до 15 человек.

В 1888 году появилось официальное собственное печатное издание — журнал «Церковные ведомости», где были рассказаны все новости РПЦ и важные события в ее жизни.

Последние годы (1912-1918)

В 1912 году ситуацию вокруг Совета обострилась, поскольку усилилось вмешательство в его дела не только монарха, но и доверенного лица императрицы — Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший должность председателя за несогласие с Распутиным был переведен в Киев, а атмосфера в Совете установилась напряженная.

Дело в том, что некоторые члена были напрямую подчинены Распутину и доносили обо всем, что происходило и говорилось на заседаниях в Царское Село. Даже обер-прокуроров назначали по решению Распутина, что откровенно возмущало всех членов Церкви. Именно поэтому обстановка внутри Совета накалилась и многие откровенно стали оппозицией престолу.

Священный Совет принял революционеров еще до отречения Николая II, поскольку днем 2 марта решил вступить в связь с Исполнительным Комитетом. Уже 6 марта вышло постановление молится не о самодержце, а о новом Временном Правительстве.


Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода, 26 июля 1911 года

Летом 1917 года была упразднена должность обер-прокурора, а 31 января 1918 года постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной Коллегии перешли Патриарху и коллегиальным органам при нем. Как государственная структура была ликвидирована соответствующим указом Совета Комиссаров в том же году.

Первенствующие члены[ | ]

  • Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 — 27 ноября 1722), митрополит Рязанский Феодосий (Яновский)
    , первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 — 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
  • Феофан (Прокопович)
    , первый вице-президент Синода (1725 — 15 июля 1726), архиепископ Новгородский
  • Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 — 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский
      К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы
  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754), архиепископ Московский
  • Сильвестр (Кулябка) (1754—1757), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
  • Гавриил (Кременецкий) (1767—1770), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Гавриил (Петров) (1775[24] — 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — митрополит Новгородский)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 — митрополит Новгородский)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843), митрополит Новгородский
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900), митрополит Киевский
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — митрополит Киевский)
  • Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 — 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)
  • Состав

    Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:

    • президент;
    • два вице-президента;
    • пять асессоров;
    • четыре советника.

    Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.

    Обер-прокурор

    По структуре работы Совет не отличался от Сената или коллегии, а в качестве непосредственного императорского представителя был назначен обер-прокурор. В 1722 году им стал полковник Иван Болтин, в чьи обязанности входило не только донесение о всех действиях Петру I, но и контроль за взаимоотношениями Синода с гражданской властью, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле императора.


    В результате реформы Петра І Церковь полностью утратила независимость от светской власти

    Обер-прокурор назначался и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть наблюдательной, а превратилась в руководящую. Прокурор контролировал не только работу и принятые Синодом решения, но и все его связи с государственными учреждениями и светской властью. Со временем полномочия прокурора стали идентичными с министерскими, а сам чиновник заседал в Комитете министров.

    Первенствующие члены

    Со временем светские названия должностей членов Совета были заменены на более церковные и должности «президент», «вице-президент» стали именоваться «первенствующими членами». Первыми первенствующими членами в истории Синода стали:

    • Стефан Яворский;
    • Феофан Прокопович;
    • Амвросий Юшкевич.

    Первенствующим членом Синода чаще всего являлся митрополит Петербуржский.

    Примечания[ | ]

    1. 12345Цыпин В. А.
      Церковное право. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во МФТИ, 1996. — 442 с. — ISBN 5-89155-005-9.
    2. Св. Зак. Основн. Т. 1. Ч. 1. Ст. 43.
    3. Указ Императора Петра I Объ учрежденіи Монастырскаго приказа… (неопр.)
      .24 января (4 февраля) 1701 года
    4. Указ царя и великого князя Фёдора Алексеевича «Объ уничтоженіи Монастырскаго приказа» (неопр.)
      .19 (29) декабря 1677 года
    5. Указ № 3718 // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собрание Первое. — Санкт-Петербург, 1830. — Том 6. — С. 314—346
    6. Опубликован осенью 1721 года под заглавием Регламент или устав духовныя коллегии, по которому оная знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет
      : Указ № 3718 // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собрание Первое. — Санкт-Петербург, 1830. — Том 6. — С. 314-346
    7. Указ Императора Петра I «Объ именованіи Монастырскаго приказа Синодального Правительства Камеръ-Конторою» (неопр.)
      .14 (25) января 1725 года
    8. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. Т. 2. Гл. 51. Отношение русских царей к церкви (неопр.)
      . Дата обращения: 30 января 2014.
    9. Шавельский Г. И.
      Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 78, 87. — ISBN 5-98574-011-0
    10. Шавельский Г. И.
      Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Гл. XIX. Церковные дела. Тобольский скандал.
      (неопр.)
      . Дата обращения: 30 января 2014.
    11. Шавельский Г. И.
      Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 486.
    12. Цит. по: «Правительственный Вѣстникъ». 5 () марта 1916, № 52, стр. 2.
    13. Великій актъ довѣрія. // «Московскія Вѣдомости». 6 () марта 1916, № 54. — С. 1.
    14. 12Сапелкин Н.
      «Сеющий скудно, скудно и пожнёт» Архивная копия от 1 июля 2016 на Wayback Machine // Историческая правда, 30.01.2015
    15. Православная церковь и государственный переворотъ. // «Церковный Вѣстникъ, издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтомъ при Святѣйшемъ Сѵнодѣ». 1917, апрель — 14 мая, № 9—17. Стб. 181—182.
    16. «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». 22 апреля 1917, № 16—17. — С. 83.
    17. Губонин М. Е.
      Современники о патриархе Тихоне. Т. II. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. — С. 220. — ISBN 978-5-7429-0303-1
    18. «Вѣстникъ Временнаго Правительства». 3 () мая 1917, № 46 (92). — С. 1.
    19. «Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3—4 (31 января). — С. 22.
    20. «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3. — С. 1.
    21. Государственность России. Кн. 4. — М.: Наука, 2001. — С. 108. — ISBN 5-02-008746-7
    22. Об отделении церкви от государства и школы от церкви (Декрет Совета Народных Комиссаров) (неопр.)
      . Дата обращения: 30 января 2014.
    23. Архивированная копия (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 июля 2021. Архивировано 25 августа 2021 года.
    24. Культура Ленинградской области

    Литература[ | ]

    • Алексеева С. И.
      Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856—1904. — СПб.: Наука, 2003. — 276 с.
    • Алексеева С. И.
      Святейший Синод и Государственный совет в России (вторая половина XIX в.) // Страницы российской истории. Проблемы, события, люди. Сборник в честь Бориса Васильевича Ананьича. — СПб., 2003. — С. 10—16.
    • Алексеева С. И.
      Проекты реформы Святейшего Синода // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской православной церкви. — 2005. — № 1. — С. 5—23.
    • Алексеева С. И.
      Традиция «Симфонии» и церковно-государственные отношения в пореформенной России // XVI Ежегод. богословская конф. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та: мат-лы. Т. 1. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. — С. 99—102.
    • Алексеева С. И.
      Т. И. Филиппов — чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода // Сборники Президентской библиотеки. Сер. «Электронный архив». Вып. 1. Святейший Синод в истории российской государственности: Сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием. — СПб.: Президентская биб-ка, 2021. — С. 115—130.
    • Алексеева С. И.
      Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856—1904 гг. // Нестор. Ежекварт. тематич. журн. истории и культуры России и Вост. Европы. Православная церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография. — СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2001. — № 1. — С. 291—310.
    • Бабкин М. А.
      Святейший синод Православной российской церкви и свержение монархии // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — СПб.: 2021. Т. 62. Вып. 3. С. 522—544.
    • Барсов Т. В.
      Святейший Синод в его прошлом. — СПб, 1896. — 446 с.
    • Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1. / отв. сост. Д. И. Раскин, отв. ред. Н. П. Ерошкин. — СПб.: Наука, 1998. — С. 134—147. — ISBN 5-02-028394-0 ; 5-02-028386-X
    • Прот. А. М. Иванцов-Платонов.
      О русском церковном управлении. — СПб., 1898.
    • Кедров Н. И.
      Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого. — М., 1886.
    • О жалованьи членам Св. Синода. Материалы. / Сообщ. Г. В. Есиповым // Русский архив. — 1870. — Стлб. 1953—1959.
    • Прот. В. Г. Певцов.
      Лекции по церковному праву. — СПб., 1914.
    • Святейший Синод в истории российской государственности : сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием / науч. ред. С. Л. Фирсов, П. В. Федоров. — 2021. − 738, [1] с.
    • Смолич И. К.
      Гл. II. Церковь и Государство // История русской церкви. 1700—1917 гг. В 8 кн. = Geschichte der Russische Kirche. — Лейден, 1964.
    • Тихомиров Л. А.
      Монархическая государственность. — Ч. III. Гл. 35. Бюрократия в Церкви.
    • Тихомиров П. В.
      Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению. // Богословский вестник, издаваемый Имп. Моск. духовною академиею. — 1904. — № 1 и 2.
    • Прот. Георгий Флоровский.
      Пути русского богословия. — Париж, 1937.
    • Шавельский Г. И.
      Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 56—147. — ISBN 5-98574-011-0

    Синодальные учреждения.

    В 1839 г. во главе с синодальным обер-прокурором было учреждено хозяйственное управление, в ведении которого находилось все имущество и денежные средства Синода. В 1867 г, при Святейшем Синоде был открыт Учебный Комитет. Его Председатель и 9 членов назначались Синодом: председатель — непременно из духовных лиц, а члены — из духовных и светских. Причем светские члены утверждались Синодом по представлению обер-прокурора. Помимо постоянных членов к участию в деятельности Комитета Председателем приглашались и другие лица (с ведома Синода или обер-прокурора) из проживающих в Петербурге ученых и педагогов. Учебный Комитет осуществлял общее административное управление и научно-методическое руководство семинариями и духовными училищами.

    В непосредственном ведении Синода находились также две синодальные конторы: Московская и Грузино-Имеретинская. Первая из них, под председательством Московского митрополита, а в его отсутствии — первого викария епархии, состояла из архиереев, находящихся на покое в московских монастырях, архимандрита одного из московских ставропигиальных монастырей и протопресвитера Успенского собора. Эти кандидатуры утверждались по представлению Святейшего Синода Высочайшими приказами. Синодальная контора в Москве заведовала Успенским собором, Московскими ставропигиальными монастырями, синодальным домом, Церковью 12 Апостолов, синодальной ризницей и библиотекой. Кроме того, она ведала приготовлением святого мира.

    Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха Грузии состояла из 4 членов: 3 архимандритов и 1 протоиерея. Она имела гораздо более широкие полномочия, чем Московская, являясь своего рода синодальным отделением по управлению грузинскими епархиями. Синодальная контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные грузинские кафедры и представляла их для утверждения Синоду. Епископы Грузии, управляя своими епархиями, в своей деятельности находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]