Русская Православная Церковь — история и структура


Что такое РПЦ?

Крупнейшей по численности верующих среди Поместных Православных Церквей является Русская Православная Церковь (сокращенно РПЦ, другое название — Московский Патриархат). До 20 века ее именовали также «Российская Православная Церковь», «Греко-восточная Российская Церковь», «Греко-Российская Церковь» и так далее. Для каждого православного важно знать, что представляет собой РПЦ.


Собор Василия Блаженного — самый известный храм Русского Православия

«Изучение истории Русской Церкви помогает нам, во-первых, оставаться в Церкви, быть верными ее Преданию; во-вторых, жить в Церкви, то есть духовно возрастать самим, а также учить народ Божий.

К предмету любви всегда есть ин­терес, о нем хочется знать больше и подробнее. Если мы любим нашу Церковь, то мы будем изучать ее ис­торию не по долгу, а по любви» (иеромонах Тихон Васильев).

Митрополит Алексий. Сердце монашества

В возрасте девяти лет Дмитрий Иванович становится великим князем московским. Предки оставили ему в наследство богатое «хозяйство»: множество городов и земель, постепенно богатевших и поднимавшихся от тяжелого бремени ордынских погромов и непосильных поборов. Пока князь Дмитрий Иванович рос, со всеми важными делами разбирались боярское правительство и митрополит Алексий. Они действовали в добром единстве.

Без политического такта Алексия и в то же время без его твердости Московская Русь под ударами внешних врагов могла бы утратить внутренние связи, распасться, растерять силу, которую давало ей единство. А если бы не его благочестие, русское монашество тех времен не испытало бы невиданного взлета.

Митрополит Алексий как политик пользовался в Москве огромным влиянием. Ему позволительно было заключать договоры о мире и войне, и даже начинать крепостное строительство. Святитель последовательно действовал в пользу Москвы. Бывало, даже отлучал от Церкви политических противников великого князя московского. Этот курс отчасти объясняется стремлением Алексия продлить стабильное существование Московского княжества — ведь именно там теперь находилась митрополичья кафедра! Любые войны, мятежи, разорения на Московской Руси могли поставить под вопрос спокойное и безмятежное существование Русской Церкви. Но имеются и другие причины: нет ничего доброго в усобицах с точки зрения христианской нравственности; наличие мощного центра единения в Москве избавляло Русь от бесконечного междукняжеского «раздрасия» и «нелюбия»; поддерживая Москву, святитель Алексий поддерживал мир. Митрополит был сторонником мирных отношений и с ордынцами. Он дважды посещал Орду и совершил там чудо — исцелил от слепоты ханшу Тайдулу, снискав тем самым у ее сына, хана Джанибека, благорасположение к Православной Церкви.

Кроме того, святитель Алексий начал большую монастырскую реформу. До середины XIV столетия большинство русских монастырей, как правило, содержались на средства основателя (ктитора). Такими ктиторами могли быть, например, великие и удельные князья, бояре. Конечно, они могли оказывать самое широкое влияние на иноческую жизнь обителей. Большие «общежительные», независимые от ктиторов обители времен домонгольской Руси были забыты. Монахи жили каждый в своей келье, одевались и питались в соответствии с личным достатком. Основатели таких монастырей могли обрести там нешумное место для богомолья, для отдыха от дел на старости лет, да и для семейной усыпальницы.

Но в середине XIV столетия положение изменилось. Московская митрополичья кафедра возвратила судьбу русского монашества к изначальному руслу. В новых обителях (и прежде всего, в Троицком монастыре игумена Сергия Радонежского) вводится общежительный или, иначе, «киновиальный» устав иноческой жизни. Этот устав — строже «особножительного», процветавшего в русских обителях того времени. В соответствии с ним все имущество монастыря принадлежало иноческой общине во главе с настоятелем. Монахам не полагалось иметь собственного имущества. Трапезу они принимали за одним столом, одежда их никак не различалась. Все они были равны перед властью игумена и «старцев» — располагавших наибольшим духовным авторитетом монахов. Община могла быть больше и меньше: до двухсот и более иноков. Но во всех случаях на долю монашества приходилось немало ручного труда («рукоделия») и забот о проживании всей общины. Количество новых, киновиальных монастырей росло стремительно. В XV столетии обители с «особножительным», или «келиотским», укладом уступили им численное первенство. А духовное и политическое влияние общежительных монастырей существенно превосходило влияние их предшественников. Монастыри были форпостами высокой культуры в диких, неосвоенных землях, первостепенными центрами живописи и книжности. Монастыри становились также центрами православного миссионерства, и они же могли сыграть роль крепостей — основных баз сопротивления неприятелю в военное время.

В XIV столетии начинается один из самых главных, самых ярких в исторической судьбе Руси процессов: монастырская колонизация северных и восточных окраин страны. Но прежде всего иночеством наполнилась Московская Русь — бедный лесистый край, прежняя золушка среди областей Древней Руси. Земля, лишенная древней истории, древних традиций. Она очень долго оставалась бедна монашеством, бедна значительными обителями. Но всего за несколько десятилетий всё переменилось. Невеликая по размерам область вокруг Москвы неожиданно сделалась средоточием православного иночества всеевропейского значения. Это был ни с чем не сравнимый выплеск духовной энергии!

XIV век наградил Московскую Русь безмерно: пребывая на заре его духовной нищенкой, к исходу столетия она сделалась богаче всех соседей своих звонким металлом святости.

Поместные Церкви как части Единой Церкви Христовой

С момента своего появления христианская религия активно проповедовалась по многим странам и народам. Уже в первые века образовалось пять Поместных Церквей — Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская, Константинопольская. Римская Церковь со временем подчинила себе весь христианский Запад и вышла из семьи Православных Церквей. Сейчас это Римско-Католическая Церковь, исповедующая католическую версию христианства.

Остальные Поместные Церкви, равные между собой, продолжали следовать догматам Православия. Со временем число этих Церквей возросло. Зачастую их границы совпадают с государственными и административными границами тех стран, на территории которых они исторически сложились. Их обряды и обычаи отражают сохранившиеся национальные особенности.

В настоящее время существует 15 Поместных Православных Церквей. Все они признаются равноправными и автокефальными, то есть независимыми друг от друга.

В Православном мире существует утвержденный список Церквей, который называется диптихом. В нем Поместные Церкви стоят по «рангу чести» — с учетом происхождения, провозглашения автокефалии и значения городов-центров.

Константинопольская Церковь считается старшей по чести и первой среди равных Поместных Церквей. РПЦ — пятая по диптиху Поместная Церковь. Согласно указанному в диптихе порядку предстоятели Поместных Церквей стоят у престола в алтаре во время совместных богослужений.

Русская Православная Церковь: история от Крещения Руси до Петра I

Киевская митрополия была образована Константинопольской Церковью сразу после Крещения Руси в 988 году. После разорения Киева монголами в 13 веке кафедра митрополита Киевского была перенесена в Москву. Новый виток в истории Русской Церкви начался в 1448 году после созыва первого Московского Собора. На нем русские иерархи самостоятельно (без вмешательства Константинопольской Церкви) решили избрать предстоятелем Русской Церкви рязанского епископа Иону. Поводом стало то, что Константинопольский Патриархат заключил с Римом Ферраро-Флорентийскую унию (1438-1445). Данный шаг означал гибель Византийской империи как оплота Православия.

В 1589-1593 годах московские митрополиты получили право именоваться патриархами. Русская Церковь стала независимой в управлении от других Поместных Православных Церквей.

В середине 17 века в РПЦ произошел раскол, связанный с проводимыми патриархом Никоном (1605-1681) церковными реформами. Верующие, не признавшие этих реформ, были объявлены еретиками. Так возникли разнообразные старообрядческие (раскольнические) течения.

Синодальный период

В 1700 году царь Петр I запретил избирать патриарха. Общецерковное управление осуществляла Духовная Коллегия, переименованная впоследствии в Святейший Правительствующий Синод. Фактическое управление Церковью принадлежало императору. Церковные учреждения получали содержание из государственной казны.

В 1764 году императрица Екатерина II закрыла множество монастырей, в основном опустевших. Государство изъяло в свою пользу часть церковных владений.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) РПЦ активно оказывала помощь армии и флота. Во многих монастырях открывались госпитали для раненных, приюты для детей-сирот погибших солдат.

К этому времени во внутрицерковной жизни накопилось много проблем. Требовалось изменить существующую Синодальную систему управления. Встал вопрос о возрождении патриаршества.

Возрождение Патриаршества и Советский период

В августе 1917 года в Москве прошел Всероссийский Поместный Собор, принявший решение возродить русское патриаршество. Предстоятелем РПЦ был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин). Однако после его смерти в 1925 году советские власти всячески препятствовали избранию нового предстоятеля Церкви. Так в РПЦ появился местоблюститель (то есть временно исполняющий обязанности) патриаршего престола

Суровые испытания Русское Православие перенесло в 20-30-х годах прошлого века. Политика государства заключалась в уничтожении Православия как религии. Большое количество духовенства и верующих были расстреляны или сосланы в лагеря. Только в 1937-1938 годах было арестовано 46820 «служителей религиозных культов». Любое религиозное образование было запрещено.

Ситуация несколько изменилась во время Великой Отечественной войны. С разрешения Сталина в 1943 году был проведен Собор, избравший предстоятеля Церкви — Сергия Страгородского. В 1944-1947 годах с ведома властей были открыты 1270 православных церквей по всей стране.

В 1965 году в СССР действовало 16 (в 1914 году их было 1025). С началом эпохи Перестройки (середина 1980-х) отношение государства к РПЦ начало меняться. В пользование епархий стали возвращать многие бывшие церковные здания. Так, что в 1988 году в 76 епархиях по всей территории СССР насчитывалось 8500 действующих приходов.

Русская Православная Церковь в наше время

Сегодня каноническая территория Московского Патриархата распространяется за пределы государственных границ России. Приходы и епархии РПЦ зарегистрированы во многих странах по всему миру. Самыми крупными по численности верующих конфессии находятся в пяти государствах: России, Белоруссии, Украине, Молдове и Латвии.

В составе РПЦ находится Белорусский экзархат (Белорусская Православная Церковь). Экзархатом (от греческого «ἔξαρχος» — «внешняя власть») называется крупная церковная область, лежащая за пределами страны. Ее наместничество находится за пределами митрополии. Избрание главы экзархата осуществляется Священным Синодом РПЦ и назначается Патриархом Московским и всея Руси.

В Церквях Латвии, Эстонии и Молдовы имеются собственные органы власти и предстоятели, кандидатуры которых утверждает Патриарх Московский и всея Руси. Принятие решений по учреждению епархий, определению их границ и избранию епископов в самоуправляемых Церквях также осуществляется патриархом и Священным Синодом РПЦ.

Правом широкой автономии в РПЦ обладает Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (сокращенно УПЦ МП). Она имеет своего предстоятеля и Устав, подлежащий одобрению Патриархом Московским и всея Руси.

К Русской Православной Церкви относятся Японская и Китайская Автономные Церкви.

Митрополит Петр. Семя святости

Московский княжеский дом поднимался очень трудно. Он редко получал сильных союзников. А потом потомки Даниила Московского мечтали Церковь сделать своим союзником и доброжелателем.

Когда на Русскую землю пришел митрополит Петр, московский князь Иван Калита сумел сделаться главнейшим его соратником, чуть ли не другом. Во время большого церковного съезда в Переславле-Залесском стронники Твери нападали на «пришлого» святителя, пытаясь низвергнуть его с кафедры и расчистить путь для своего человека, а Иван Данилович его защитил. Позднее, чтобы привлечь митрополита в Москву, он построил большой каменный собор — Успенскую церковь в Кремле. Петр нашел последнее упокоение под сводами еще не достроенного храма и тем самым символически перенес митрополичью резиденцию из Владимира в Москву. С именем митрополита Петра часть историков связывает появление знаменитого Высокопетровского монастыря, который впоследствии станет центром духовного просвещения. На заре своей исторической судьбы Высокопетровский монастырь был подмосковной обителью. Как, впрочем, и другие большие монастыри, драгоценными бусами окружавшие допетровскую Москву: Спасо-Андроников, Данилов, Симонов, Новоспасский и даже их более поздний собрат — Новодевичий. Все они находились в пригородах, все они могли стать центрами самостоятельных городов, как Троице-Сергиева Лавра. Все они жили уединенной, лишенной городского шума и суеты жизнью. И лишь через века после их появления городская черта Москвы передвинулась, и они оказались частью русской столицы.

С появлением нового митрополита, Феогноста, пришлось начинать строительство добрых отношений заново. Властный и самостоятельный политик, Феогност далеко не сразу стал другом Московского княжеского дома. Но в конечном итоге этот митрополит принес Москве немало пользы. Памятниками непрерывной борьбы Ивана Даниловича за митрополичью благосклонность, помимо Успенского собора, стали каменные церкви апостола Петра и Иоанна Лествичника (в Кремле), храм Спаса на Бору, кремлевский Архангельский собор. Ничто из этих построек не дошло до наших дней. Пос­ледняя из них, Спас на Бору, была варварски уничтожена большевиками. Но в середине XIV века вся Русь с изумлением смотрела, как юная Москва украшается каменным зодчеством пышнее древних городов Суздальской земли.

Летопись называет Ивана Даниловича «боголюбивым» и «мнихолюбивым». Эти слова соответствуют как его политике, так и природному складу его личности.

Древнейшие московские князья, и Калита в первую очередь, оценивали добрые отношения с Церковью как величайшее сокровище. Но… тут надо видеть не одну только политику. Да, в отношениях московских властителей и митрополитов содержалось много политического, однако этим вся полнота союза светской власти и духовной не исчерпывалась.

Чрез мудрых книжников-митрополитов, являвшихся из Константинополя и южнославянских стран на земли обнищалой, разоренной, униженной Руси, благодатным потоком лилась высокая культура. С ними приходили новинки богословской мысли. Они могли призвать на Русь опытных церковных живописцев. Дух древних иноческих школ Афона и иных святых мест православного Востока тянулся за ними на север. Московская земля, оказавшаяся, благодаря гениальной церковной политике Ивана Калиты, в особой близости к этому живоносному источнику, словно получила неугасимую лампаду в сердце свое. Со времен святого митрополита Петра, великого подвижника и иконописца, судьбы Московской Руси были как будто… подсвечены ею изнутри. Под действием ее сияния многое облагораживалось в сердцах и душах.

Всего несколько десятилетий прошло со времен, когда митрополит Петр связал свою жизнь с Москвой, и семя, попавшее в почву благоуханного смолистого края, обернулось плодоносным деревом. Святость Московской Руси начала обильно плодоносить в эпоху Дмитрия Донского.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]