Шахтинская епархия | Донская Митрополия | Русская Православная Церковь

Мiръ

Россия Забайкальский край Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»400px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:52.2485209999999966612449497915804386138916015625,»lon»:115.9563250000000067529981606639921665191650390625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:7,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:true,»clustermaxzoom»:7,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%85_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85,_%D0%B2_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%8F%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%85_(%D0%90%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0)\» title=\»\u0416\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0412\u0441\u0435\u0445 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445, \u0432 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435 \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u044f\u0432\u0448\u0438\u0445 (\u0410\u0442\u0430\u043c\u0430\u043d\u043e\u0432\u043a\u0430)\»\u003E\u0416\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0412\u0441\u0435\u0445 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445, \u0432 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435 \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u044f\u0432\u0448\u0438\u0445 (\u0410\u0442\u0430\u043c\u0430\u043d\u043e\u0432\u043a\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0416\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0412\u0441\u0435\u0445 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445, \u0432 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435 \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u044f\u0432\u0448\u0438\u0445 (\u0410\u0442\u0430\u043c\u0430\u043d\u043e\u0432\u043a\u0430)»,»link»:»»,»lat»:51.92939100000000252066456596367061138153076171875,»lon»:113.6371170000000034860931918956339359283447265625,»icon»:»/palomnik/images/f/f8/Yellow_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC_(%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0)\» title=\»\u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u043e-\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0427\u0438\u0442\u0430)\»\u003E\u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u043e-\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0427\u0438\u0442\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u043e-\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0427\u0438\u0442\u0430)»,»link»:»»,»lat»:52.035167000000001280568540096282958984375,»lon»:113.4486169999999987112460075877606868743896484375,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0)\» title=\»\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0427\u0438\u0442\u0430)\»\u003E\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0427\u0438\u0442\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0427\u0438\u0442\u0430)»,»link»:»»,»lat»:52.03012600000000276168066193349659442901611328125,»lon»:113.4967570000000023355823941528797149658203125,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC_(%D0%90%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5)\» title=\»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0410\u0433\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435)\»\u003E\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0410\u0433\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0410\u0433\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435)»,»link»:»»,»lat»:51.10540999999999911551640252582728862762451171875,»lon»:114.543664000000006808477337472140789031982421875,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC_(%D0%A8%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0)\» title=\»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u041f\u0435\u0442\u0440\u043e\u043f\u0430\u0432\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0428\u0438\u043b\u043a\u0430)\»\u003E\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u041f\u0435\u0442\u0440\u043e\u043f\u0430\u0432\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0428\u0438\u043b\u043a\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u041f\u0435\u0442\u0440\u043e\u043f\u0430\u0432\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0428\u0438\u043b\u043a\u0430)»,»link»:»»,»lat»:51.854748999999998204657458700239658355712890625,»lon»:116.026599000000004480170900933444499969482421875,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0)\» title=\»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u041c\u043e\u043b\u043e\u043a\u043e\u0432\u043a\u0430)\»\u003E\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u041c\u043e\u043b\u043e\u043a\u043e\u0432\u043a\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u041c\u043e\u043b\u043e\u043a\u043e\u0432\u043a\u0430)»,»link»:»»,»lat»:51.98351000000000254885890171863138675689697265625,»lon»:113.525047000000000707586877979338169097900390625,»icon»:»/palomnik/images/f/f8/Yellow_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%9D%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA)\» title=\»\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u041d\u0435\u0440\u0447\u0438\u043d\u0441\u043a)\»\u003E\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u041d\u0435\u0440\u0447\u0438\u043d\u0441\u043a)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u041d\u0435\u0440\u0447\u0438\u043d\u0441\u043a)»,»link»:»»,»lat»:51.9787620000000032405296224169433116912841796875,»lon»:116.5885540000000020199877326376736164093017578125,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0)\» title=\»\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u0427\u0438\u0442\u0430)\»\u003E\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u0427\u0438\u0442\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u0427\u0438\u0442\u0430)»,»link»:»»,»lat»:52.03316499999999678038875572383403778076171875,»lon»:113.5137299999999953570295474492013454437255859375,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC_(%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0)\» title=\»\u0421\u043f\u0430\u0441\u043e-\u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0427\u0438\u0442\u0430)\»\u003E\u0421\u043f\u0430\u0441\u043e-\u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0427\u0438\u0442\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0421\u043f\u0430\u0441\u043e-\u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0427\u0438\u0442\u0430)»,»link»:»»,»lat»:52.03441600000000022419044398702681064605712890625,»lon»:113.4996859999999969659256748855113983154296875,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B0_(%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041d\u0435\u0440\u0443\u043a\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0430 (\u041a\u0440\u0430\u0441\u043d\u043e\u043a\u0430\u043c\u0435\u043d\u0441\u043a)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041d\u0435\u0440\u0443\u043a\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0430 (\u041a\u0440\u0430\u0441\u043d\u043e\u043a\u0430\u043c\u0435\u043d\u0441\u043a)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041d\u0435\u0440\u0443\u043a\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0430 (\u041a\u0440\u0430\u0441\u043d\u043e\u043a\u0430\u043c\u0435\u043d\u0441\u043a)»,»link»:»»,»lat»:50.09327400000000096724761533550918102264404296875,»lon»:118.03127299999999877400114201009273529052734375,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041b\u0443\u043a\u0438 \u041a\u0440\u044b\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0427\u0438\u0442\u0430)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041b\u0443\u043a\u0438 \u041a\u0440\u044b\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0427\u0438\u0442\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041b\u0443\u043a\u0438 \u041a\u0440\u044b\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0427\u0438\u0442\u0430)»,»link»:»»,»lat»:52.0367260000000015907062334008514881134033203125,»lon»:113.509219000000001642547431401908397674560546875,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B0_(%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0)\» title=\»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0410\u0440\u0445\u0430\u043d\u0433\u0435\u043b\u0430 \u041c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b\u0430 (\u0427\u0438\u0442\u0430)\»\u003E\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0410\u0440\u0445\u0430\u043d\u0433\u0435\u043b\u0430 \u041c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b\u0430 (\u0427\u0438\u0442\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0410\u0440\u0445\u0430\u043d\u0433\u0435\u043b\u0430 \u041c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b\u0430 (\u0427\u0438\u0442\u0430)»,»link»:»»,»lat»:52.02145500000000311047188006341457366943359375,»lon»:113.5129680000000007566995918750762939453125,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»}],»imageLayers»:[]}

Храм Спаса Нерукотворного Образа (Краснокаменск)

Забайка́льский край

— субъект Российской Федерации. Расположен в восточной части Забайкалья. Входит в состав Сибирского федерального округа, является частью Восточно-Сибирского экономического района. Административный центр — город Чита.

Содержание

  • 1 Православие в Забайкальском крае
  • 2 Населённые пункты
  • 3 Святыни Забайкальского края
  • 4 Монастыри Забайкальского края 4.1 Женский монастырь Всех святых, в земле Русской просиявших (Атамановка)
  • 4.2 Свято-Успенский монастырь (Молоковка)
  • 5 Храмы Забайкальского края
      5.1 Храм Спаса Нерукотворного Образа (Краснокаменск)
  • 5.2 Собор Воскресения Христова (Нерчинск)
  • 5.3 Свято-Никольский храм (Агинское)
  • 6 Где остановиться
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки
  • Православие в Забайкальском крае[править]

    После присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной тогда сибирской епархии — Тобольской. С 1727 года, когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в её состав, а с 1861 года числилось в составе селенгинского викариатства.

    12 марта 1894 году император утвердил решение Святейшего Синода об образовании самостоятельной Забайкальской епархии с кафедрой в городе Чите.

    Православного населения в епархии в 1900 году насчитывалось 401 758 человек, церквей — 338, молитвенных домов и часовен — 225, монастырей — 4 (два — женские); в 1902—1903 гг. за епархией числилось школ грамоты — 107, церковно-приходских — 197 (в том числе 8 — двухклассных). Церковно-приходские попечительства были при всех церквях, входящих в епархию. Раскольников, сектантов и протестантов в 1900 на территории епархии насчитывалось до 64 тыс. чел. В составе епархии были Читинское духовное училище, Епархиальное женское училище.

    После Октябрьской революции в Чите стали активны обновленцы, но однозначно определить принадлежность к ним Читинских архиереев 1920—1930 годов затруднительно. В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции патриаршего местоблюстителя Сергия (Старогородского) была упразднена. Обновленческий синод 21 января 1931 года разделил Сибирскую митрополию на Западную и Восточную, в составе последней определено было быть Читинской епархии.

    В 1948 году решением Священного Синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул Иркутский и Читинский.

    Решением Священного Синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским.

    10 октября 2009 в связи с образованием Улан-Удэнской и Бурятской епархии, правящему архиерею определено именоваться Читинским и Краснокаменским.

    Архипастыри

    • Георгий (Орлов) (12 мая 1894 — 27 сентября 1898)
    • Никодим (Преображенский) (27 сентября — 24 декабря 1898)
    • Мефодий (Герасимов) (24 декабря 1898 — 20 декабря 1912)
    • Иоанн (Смирнов) (20 декабря 1912 — 21 января 1916)
    • Мелетий (Заборовский) (26 января 1916 — 1920/1922 (1931))
    • Софроний (Старков) (1922 — 1923) в/y, еп. Селенгинский
    • Даниил (Шерстенников) (5 декабря 1924 — 18 ноября 1926, 1 февраля — май 1927) в/у, еп. Охотский
  • Евсевий (Рождественский) ((22 ноября 1926) 1927 — 16 апреля 1930)
  • Марк (Боголюбов) (июль 1930 — 1933)
    • Иоанникий (Попов) (5 октября 1933 — 11 октября 1934) в/y, еп. Верхнеудинский
  • Серафим (Зборовский) (5 декабря 1934 — 17 января 1935)
  • Фотий (Пурлевский) (21 сентября 1935 — 31 марта 1936)
  • Серафим (Шамшев) (29 апреля — 13 июня 1936)
  • Читинское викариатство Иркутской епархии

    • Венедикт (Пляскин) (30 января 1946 — 10 июля 1947) в/у, еп. Хабаровский

    Читинская епархия

    • Палладий (Шиман) (21 апреля 1994 — 11 октября 1996)
    • Иннокентий (Васильев) (11 октября 1996 — 6 октября 1999) [6]
    • Вадим (Лазебный) (6 октября 1999 — 30 января 2000) в/у, еп. Иркутский
  • Евстафий (Евдокимов) (30 января 2000 — 30 мая 2014)
  • Владимир (Самохин) (30 мая 2014 — 3 июня 2016)
    • Димитрий (Елисеев) (3 июня 2021 — 27 декабря 2016) в/у, еп. Нерчинский
  • Димитрий (Елисеев) (с 27 декабря 2016)
  • Святыни Забайкальского края[править]

    Казанский кафедральный собор (Чита):

    В приделе св. благоверного князя Александра Невского находится рака с мощами св. Варлаама, Чикойского чудотворца.

    Особо чтимые святые иконы:

    • икона прп. Сергия Радонежского с мощами;
    • св. Николая Чудотворца с мощами;
    • икона Божией Матери «Смоленская», именуемой Путеводительница, подаренная собору митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси);
    • икона св. Иннокентия, епископа Иркутского с мощами;
    • икона св. Матроны Московской с мощами;
    • список чудотворной иконы Божией Матери «Албазинская», подаренной архиепископом Благовещенским Гавриилом в 2006 г.;
    • икона св. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, апостола Сибири и Америки.

    Иоанно-Рождественский храм (Чита):

    • Чудотворная икона Божией Матери «Казанская»

    Женский монастырь Всех святых, в земле Русской просиявших (Атамановка):

    • Поклонный крест под сенью с частицей Древа Креста Господня.
    • Аналойное распятие с частицей Древа Креста Господня.
    • Ковчег с мощами Святых угодников Божиих — вмч. Пантелеимона, прмч. Евфимия, Космы Бессребреника, Иакова Афонского, прмч. Игнатия, Иулиании исповедницы, прмч. Акакия, св. Исаакия и частицей Древа Креста Господня.
    • Икона свт. Николая Чудотворца.
    • Икона свт. Иоанна Тобольского.
    • Икона свт. Димитрия Ростовского.
    • Икона свт. Иннокентия Иркутского.
    • Икона прп. Сергия Радонежского.
    • Икона прп. Варлаама Чикойского Забайкальского Чудотворца.
    • Икона прпмц. Елисаветы.
    • Икона прпмц. Рафаилы игумении Чигиринской.
    • Икона св. прав. Симеона Верхотурского.

    Примечание:

    все перечисленные выше иконы с частицами святых мощей.

    Храм Спаса Нерукотворного Образа (Краснокаменск):

    • Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей
    • Икона преподобного Варлаама Чикойског чудотворца с частицей мощей
    • Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть»

    Монастыри Забайкальского края[править]

    Все монастыри Забайкальского края

    Женский монастырь Всех святых, в земле Русской просиявших (Атамановка)[править]

    17 июня 2001 года, в день Всех святых, в земле Русской просиявших, в 20 км от Читы, на окраине поселка Атамановка на месте заброшенных совхозных полей было освящено место под строительство женской обители в честь всех русских святых.

    В основание монастыря были положены частицы мощей преподобного Сергия Радонежского и преподобных жен Дивеевских – Александры, Марфы и Елены – духовных чад преподобного Серафима Саровского. Настоятельницей с 2010 года является игумения Ольга (Василькова).

    Почтовый адрес

    : 672530 Забайкальский край, Читинский район, Атамановка, улица Облепиховая, дом 9, Женский монастырь в честь Всех святых, в земле Русской просиявших.

    Телефон

    : 8(3022) 99-21-13

    Электронный адрес

    Сайт

    : https://zabmonastyr.ru/

    Свято-Успенский монастырь (Молоковка)[править]

    В 2005 г. был основан Свято-Успенский мужской монастырь.

    Монастырь находится на территории бывшего пионерского лагеря, построенного в начале 1960-х гг.

    Наместник монастыря

    : иеромонах Софроний (Валов)

    Адрес

    : Россия, Забайкальский край, г. Чита, Молоковский тракт, 30

    Телефон

    : +7 (3022) 32-94-13,

    Монастыри

    • Атамановский Всехсвятский (женский)
    • Читинский Успенский (мужской)
    • Чикойский Иоанно-Предтеченский (недейств.)
    • Читинский Покровский (недейств.)

    Ранее подчинённые епархии

    • Батуринский Сретенский (женский, ныне в пределах Улан-Удэнской епархии)
    • Нерчинский Успенский (недейств., ныне в пределах Нерчинской епархии)
    • Посольский Преображенский (мужской, ныне в пределах Улан-Удэнской епархии)
    • Селенгинский Спасский (недейств., ныне в пределах Улан-Удэнской епархии)
    • Селенгинский Троицкий (мужской, ныне в пределах Улан-Удэнской епархии)

    Храмы Забайкальского края[править]

    Основные храмы Забайкальского края

    Храм Спаса Нерукотворного Образа (Краснокаменск)[править]

    В 2001 году был составлен проект Спасского храма, одобренный епископом Читинским и Забайкальским, а уже с 2002 года начались работы по его постройке.

    21 августа 2005 года состоялся праздник освещения первой Краснокаменской церкви. Храм пятиглавый, с золотыми маковками, увенчанными крестами.

    При храме действует Православный культурно-просветительский центр святого апостола Андрея Первозванного.

    Адрес:

    Россия, Забайкальский край г.Краснокаменск просп.Шахтеров,1

    Телефон:

    (302-45) 4-57-67

    Электронная почта:

    Собор Воскресения Христова (Нерчинск)[править]

    Среди монументальных сооружений Нерчинска первым было начато строительство Воскресенского собора, заложенного в 1814 году. Церковь каменная, крестообразная, двуглавая с таковою же колокольней. Престолов в ней три: во имя Воскресения Христова; южный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; северный – во имя святителя и чудотворца Николая.

    Главный престол был освящен 15 июня 1841г.; второй – 8 января 1825г., вторично по случаю поправки 7 октября 1829г., третично – 6 октября 1864г.; третий престол – 20 марта 1832г., вторично – по случаю перестройки иконостаса и поднятия пола в алтаре и под престолом 19 мая 1884г. В 1841 году был закончен резной иконостас, выполненный иркутским мещанином Иваном Гундериным. Иконы писал иркутский мастер Нефедьев.

    Собор располагается в наиболее возвышенной части города и имеет строго осевую композицию: вход, над ним колокольня, далее трапезная с пределами по сторонам, храм и алтарная часть.

    Воскресенский собор является памятником архитектуры XIX века.

    Адрес:

    Россия, Забайкальский край, Нерчинский р-н, г. Нерчинск, ул. Погодаева, 85.

    Свято-Никольский храм (Агинское)[править]

    Первая деревянная церковь была построена в 1859 г. Она имела один престол во имя святителя Николая Чудотворца, всё что от неё осталось — чугунная закладная алтарная плита, которая находится сейчас во дворе краеведческого музея. Для строительства новой церкви был образован строительный комитет который возглавил М.А. Зубов.

    Второй храм был заложен в 1897 г. и закончен в 1903 г.

    На строительство церкви было выделено Николаем II (1894-1918) 10 тыс. руб., кроме императора выделили деньги и другие жертвователи. Закупленные императрицей и царевной Татьяной (1897-1918) в Санкт-Петербурге священные сосуды, утварь для обустройства алтаря и иконостаса прибыли в Агу только в начале 1905 г.

    16 августа 1905 г. состоялось освящение храма.

    Адрес:

    Забайкальский край, пгт. Агинское, ул. Комсомольская, д. 8

    Проезд:

    Автотрасса Чита — Забайкальск, 150 км от Читы.

    ГЛАВА VIII. Православная церковь в Забайкалье
    1. Становление и развитие Забайкальской епархии
    В церковно-административном отношении Нерчинский округ входил в Тобольскую епархию, образованную в Сибири в 1621 году. Трудности ее сообщения с отдаленными регионами заставили тобольского митрополита Филофея (Лещинского) в 1707 году назначить в Иркутск викарного епископа Варлаама (Косовского), бывшего архимандрита Киевского Пустынно-Николаевского монастыря. Он должен был руководить всеми иркутскими и забайкальскими православными отделениями, зданиями. Церковные здания в Забайкалье стали строиться сразу со строительством первых острогов. В течение 1658-1664 годов в Нерчинске была построена и открыта церковь во имя Воскресения Христова. В 1664 году здесьже появился первый в Забайкалье мужской монастырь -Успенский. В 1681 году царь Федор Алексеевич направил в Тобольск миссию из 12 монахов во главе с игуменом Тениковского Сретенского монастыря Феодосием. Тобольский митрополит Павел благословил миссию на путь в далекое Забайкалье, где в 1683-1684 годах ей были основаны Селенгинский Свято-Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский мужские монастыри. Они должны были заниматься христианизацией местного коренного населения. В 1727 году была образована самостоятельная Иркутская епархия, которую возглавил бывший епископ Переяславский Иннокентий (Кульчицкий), ставший епископом Иркутским и Нерчинским. Забайкальские церкви и часовни Нерчинского округа были объединены в одноименный заказ, в который к 1749 году кроме Нерчинской соборной и Читинской Архангельской входили церкви еще в одиннадцати населенных пунктах, а часовни в селах: Амур, Акша, Апрелково, Иргень, Телемба, Усть-Уров, Строительство церквей прямо зависело от роста населенных пунктов и количества населения в них. Духовенство служило в церквях и часовнях: исповедовало прихожан, регистрировало браки, крестило младенцев, отпевало умерших. Монастыри дополнительно занимались христианизацией бурят, эвенков. Для этих служб требовалось значительное число церковных кадров. Эту проблему частично пытались решить здесь в Забайкалье, готовя кадры на месте. 13 августа 1805 года в Нерчинске открылось мужское духовное училище, в первый класс которого пришли 32 разновозрастных (от 7 до 17 лет) ученика из семей духовенства. Училище открылось благодаря энергии председателя Нерчинского духовного правления протоиерея А. Лавровского и купца третьей гильдии И. Суханова. В 1809 году его окончили первые семеро будущих священников, ушедшие служить в приходские церкви края. Нерчинское училище принимало не только детей из семей «духовного звания», но и разночинцев, вне зависимости от национальности. В сентябре 1900 года училище было переведено из Нерчинска в епархиальный центр, город Читу. Лучшие ученики училища направлялись на доучивание в Иркутскую или Благовещенскую духовные семинарии. Некоторые из них продолжали учебу в одной из четырех академий и возвращались домой со степенью кандидата богословия. Материальное обеспечение приходского духовенства складывалось первоначально из «кормлений» от прихожан, а после 1764 года -из казенного жалования и «доброхотных» подаяний от населения. Священники, диаконы и псаломщики имели пахотные и сенокосные земли. Монастыри получали земельные наделы от государства, к ним приписывали целые деревни. Кроме того, Селенгинский и Посольский монастыри в начале XVIII века обосновались на богатых рыболовных местах на Байкале, озере Катакель. Они активно занимались рыболовством, сельским хозяйством, торговлей. Нерчинский Успенский монастырь готовил соль на знаменитом Борзинском соляном озере, продажа которой приносила ему хороший доход. XIX век явился продуктивным для укрепления православной церкви в Забайкалье. В1831 году для проповеди «слова Божия» среди старообрядцев и «обращения» бурят в православие был учрежден мужской Чикойский (близ села Урлук) заштатный Иоанно-Предтеченский монастырь во главе с легендарным игуменом Варлаамом. В городе Чите монахиней Павлой была основана женская Богородицкая община. В 1862 году для лучшей постановки миссионерского дела в Забайкалье было учреждено Селенгинское викариатство Иркутской епархии. В его состав вошла образованная в 1851 году Забайкальская область. Первым викарным епископом стал Вениамин (Благонравов). Он именовался викарным епископом Селенгинским и одновременно начальником Забайкальской духовной миссии. Его резиденция размещалась в Посольском Спасо-Преображенском монастыре. В этом же году в Чите была открыта центральная миссионерская школа для подготовки кадров духовенства, направляемых в основном для работы среди бурятского населения, эвенков. Готовила школа и учителей для других миссионерских школ Забайкалья. 12 марта 1894 года Синод образовал Забайкальскую епархию с епископской кафедрой в Чите, назначив викарного епископа Селенгинского Георгия первым самостоятельным епископом Забайкальским и Нерчинским. Синод утвердил список личного состава местной духовной консистории (канцелярии при епископе), ее секретаря. На обустройство епархиального ведомства Синод выделил 27500 руб. 63 коп. Епархия представляла собой обширную церковно-административную единицу, находившуюся обычно в территориальных рамках губернии, области. Оперативное руководство архиерей осуществлял через духовную консисторию и ее столы (отделы): общераспорядительный, хозяйственный и судный. Указы архиерея консистория направляла благочинным округов — авторитетным протоиереям и священникам, которые руководили десятью и более приходами. К 1905 году епархия располагала 352 приходскими и приписными церквями, 344 часовнями и молитвенными домами. Серьезно вырос к этому году и штат священников. Епархия располагала 13 протоиереями, 212 священниками, 46 диаконами и 218 псаломщиками. И все-таки духовенства в Забайкалье не хватало. Строительство церквей обгоняло рост кадров. Поэтому епархия привлекала в свои ряды «заштатное» духовенство (вышедшее на пенсию или уволенных по другим причинам), устраивала экзамен для желающих получить более высокий сан, принимало в духовное ведомство выходцев из разных социальных слоев, российских епархий, чтобы заполнить вакансии в приходах. Поэтому на церковную службу иногда попадали те, кто по морально-деловым качествам не должны были здесь находиться. С такими епархия старалась расстаться как можно скорее. Время изменило и схему материального обеспечения духовенства: основой его стало жалование от казны, введенное в 1842 году, а также хлебная руга с прихода (собиралась лучшим зерном с 1727 года). В Забайкалье священнику полагалось 240 пудов, диакону 140, псаломщику — 84, просвирне — 24 пуда в год. Руга должна была выплачиваться с 1 ноября по 1 января, вне зависимости от урожая. Жалование епископа Забайкальского и Нерчинского составляло 4 тыс. руб. в год, священники имели в основном 300, реже — 400-600 руб. в год. Но жалование епископа Забайкальского и Нерчинского составляло 4 тыс. руб. в год, священники имели в основном 300, реже -400-600 руб. в год. Но священники единоверческих и железнодорожных приходов получали по 1200 руб. в год. Жалование диаконов в основном составляло 180-200 руб., псаломщиков —100-120 руб. в год. Имелось в епархии и духовенство, которое по местным условиям относилось к разряду «бедных духовного звания». Заботилось о них епархиальное попечительство: оно доплачивало жалование до положенного уровня, отпускало дотации. Епархия старалась поддерживать духовенство, ушедшее «за штат» (на пенсию по выслуге лет, болезни), материально помогало их вдовам и сиротам. Забайкальская епархия имела от государства все необходимое для существования. Каждая сельская приходская церковь располагала земельным наделом в 55 десятин, в казачьей станице — 300 десятин земли. Солидными земельными и прочими угодьями владели также монастыри, которые использовали их по своему усмотрению. Церкви и монастыри получали прибыль от реализации церковных свечей. До начала XX века они завозились в Забайкалье из Екатеринбурга и Томска. В 1895 году начал работать свечной за вод. при Читинском Богородицком монастыре, с 1901 года второй свечной завод при Посольском монастыре. Они производили 2-2,5 пудов свечей в год. Доходной статьей в епархии являлось рыболовство: им занимались на Байкале не только забайкальские монастыри. Они готовили рыбу для себя, архиерейского стола, продавали, сдавали свои воды в аренду русскому и бурятскому населению. Все забайкальские монастыри располагали обширными хозяйственными дворами с рабочими и продуктивным скотом и птицей. Они обзаводились заимками и подворьями, большим количеством строений на них. Часть строений сдавалась в аренду. На монастыри трудились наемные работники и эпитимийцы, которых государство направляло сюда «навечно на трудные работы». Некоторые церкви и монастыри имели вклады в банках. Так, в 1901 году Богородицкий монастырь располагал вкладами на 6919 руб., Посольский — 22951 руб. 43 коп., Чикойский — 41447 руб. По подсчетам М.Л. Нейтмана, капиталы Забайкальской епархии в начале XX века составили 1,1 млн. руб. Но не следует думать о всеобъемлющем богатстве епархии. В ней существовали приходские церкви и монастыри, чья бедность бросалась в глаза. В годы первой российской революции забайкальское духовенство в подавляющей массе приняло сторону государства: иначе и быть не могло. Обязанности духовенства были изложены в Духовном Регламенте. Оно приносило присягу, которую ввел 22 апреля 1722 года Синод. Она заканчивалась обязательством доносить об открытых на исповеди «воровстве, измене или бунте на государя». Лишь немногие представители духовенства стали попутчиками революции, слишком прямо восприняв Манифест от 17 октября 1905 года. Но и в своем противостоянии революционному движению забайкальское духовенство не прибегало к крайним мерам. Революционные события наложили отпечаток на деятельность церкви в последующие годы. 20-26 мая 1908 года Синод принял «Правила об устройстве внутренней миссии Православной Русской церкви», которые предусматривали необходимость борьбы против проникновения в епархии смуты осторожно, «применительно к новым условиям жизни». В 1909 году в Чите появилось Братство св. Кирилла и Мефодия, которое взялось за «религиозно-просветительные и благотворительные цели». Тогда же была определена должность епархиального миссионера-проповедника, которую занял священник С. Знаменский, с отличием окончивший Тобольскую духовную семинарию. В1910 году Синод одобрил участие духовенства «в кредитных товариществах», а позднее — и в различных кооперативных объединениях. Участие духовенства в работе кооперативов могло ощутимо повысить уровень его жизни, придать больший вес в глазах населения. В некоторых случаях представители духовенства возглавляли кооперативные объединения или входили в их правление. В Сибири, например, знали артель из села Жидка, которую возглавлял священник В. Пентюхов (в ней трудились и жители села Шагдарон). Открылась она в 1912 году, а в 1913-1914 годах кустарным способом изготовила 26 молотилок с «поддувалом», хорошо очищавшим зерно от головни. Стоила молотилка 240 руб., артель же располагала заказами на 600 штук. Заказы приходили со всех концов Сибири. Молотилки мастерили 20 крестьян, трое готовили кавалерийские седла, 48 крестьян выделывали овчины. Это позволило Пентюхову организовать при церковноприходской школе обучение детей столярному и слесарно-кузнечному ремеслам, отпустив на «благое дело» 900 руб. Некоторые зажиточные люди забайкальской деревни понимали, что кооперация выбивает почву у них из-под ног. Они жаловались епископу Мефодию: священники-де уделяют кооперации больше внимания, чем церкви. Однако епархиальные съезды духовенства 1912-1914 годов решили таким жалобам «не придавать значения». Участие священников в кооперативном движении продолжалось. Забайкальская епархия в последующие годы претерпела определенные изменения в руководстве, которые в известной степени повлияли на ее деятельность. Так, в конце 1912 г. епископ Забайкальский и Нерчинский по указу Синода был переведен в Томск, на кафедру епископа Томского и Алтайского (правда, его перевели на место архиепископа Оренбургского и Тургайского, назначив в Томск другого архиерея). Забайкальскую епархию возглавил епископ Иоанн, бывший викарий Иркутской епархии. Это был энергичный, решительный и деятельный человек, сумевший за четыре года (в 1916 г. он Синодом будет переведен в Иркутск на кафедру архиепископа Иркутского и Верхоленского) сделать для епархии многое. В частности, он, в отличие от своего предшественника, организовал по-настоящему деятельность так называемой внутренней миссии в пределах Забайкальской епархии, довольно жестко обходился с появившимися здесь иоаннитами, баптистами (этого епископ Мефодий себе не позволял). В годы своего служения в Забайкалье епископ Иоанн сумел организовать более четкую и дисциплинированную работу Забайкальской духовной консистории, благочинных в округах, постоянно выезжал в различные районы Забайкалья для ознакомления с работой и службой духовенства на местах, для встреч с прихожанами, для посещения школ ведомства православного исповедания. Многое делалось им в плане организации мероприятий для повышения религиозно-нравственного состояния забайкальцев. При нем оживили свою работу прежде почти прекратившие деятельность общества трезвости, появились новые подобные учреждения. Интересно, что епископ Иоанн, ожививший и миссионерскую деятельность епархии, не стеснялся время от времени обращаться за помощью к полиции. Однако он все-таки не чинил особых препятствий желавшим уйти из православия буддистам, мусульманам, иудеям и др. При нем продолжал строиться комплекс зданий для многострадальной Читинской духовной семинарии, на которую епархия с трудом изыскивала средства. Епископ Иоанн, постоянно требовавший «истового моления» и дисциплины не только от прихожан, но и от духовенства, указом Синода от 27 января 1916 г. в сане архиепископа был перемещен в Иркутск, его место в Чите занял Мелетий, бывший епископ Якутский и Вилюйский. 17 марта 1916 г. Забайкалье встречало своего нового архиерея. Новый епископ был столь же работоспособен, энергичен и решителен, как и его предшественник. Поскольку епархия постоянно приращивалась православными культовыми зданиями и духовенством, Мелетий сумел добиться у Синода назначения себе помощника в лице викарного епископа Селенгинского Ефрема в октябре 1916 г. В декабре того же года епископ Мелетий передал часть своих служебных полномочий своему викарию. При епископе Мелетий несколько укрепляется структура епархии, в ранг монастыря будет преобразована Мысовская женская Успенская община, продолжается строительство православных культовых зданий в различных уголках Забайкалья. Ситуацию изменила Февральская революция 1917 г., которую руководство епархии и духовенство встретили неоднозначно. Епархии пришлось в очередной раз присягнуть на верность Временному правительству и его представительному органу в Забайкалье-Комитету общественной безопасности. Епископ Мелетий не возражал и против того, что ряд священно- и церковнослужителей на местах вошел в эти представительные органы власти. Поскольку Забайкальской епархии предстояло работать в изменившихся политических условиях, перспективу вероятного будущего рассматривал состоявшийся в мае — июне 1917 г. съезд духовенства и мирян. Новое в его работе заключалось в том, что его приветствовали представители различных партийных групп, пригласившие представителей духовенства и мирян разделить их взгляды. Съезд высказывался за преобразование церковного управления на всех уровнях, за участие духовенства в работе политических партий, за отделение церкви от государства, сохранение духовно-учебных заведений, за участие духовенства в работе различных кооперативных организаций, за более активное участие женщин (вплоть до занятия должностей псаломщиков при церкви) в приходской жизни. На съезде большинство делегатов выразили довольно жесткое порицание духовенству, принимавшему участие в работе черносотенных организаций Забайкалья. Именно по этой причине Забайкальский областной КОБ дважды (в мае и ноябре 1917 г.) епископа Ефрема высылал за пределы Читы и Забайкальской области. В 1917 г. епархия пережила ряд довольно неприятных для себя моментов. Население довольно активно реквизировало церковно-монастырские земли и угодья, отказывалось содержать церкви и при-чты, лишало священно- и церковнослужителей приходских квартир. Хуже того — некоторые священники просто изгонялись из своих приходов, где инициаторами подобных акций часто выступали вернувшиеся с фронтов Первой мировой солдаты, молодежь, представители местной интеллигенции, властных структур. Но не все было так беспросветно темно в Забайкальской епархии в 1917 г. В ноябре Синод разрешил епископу Селенгинскому Ефрему вернуться на службу в Читу, с 1 сентября наконец-то открыла свои учебные аудитории для учащихся Читинская духовная семинария. Кроме того, согласившись под влиянием времени на некоторые структурные перемены (например, замену духовной консистории на епархиальный совет под председательством архиерея и с введением в него представителей от мирян), руководство Забайкальской епархии сохранило в неприкосновенности основное -духовенство, храмы, монастыри. Что касается душ и сердец прихожан, то за них еще предстояло побороться. Неприятным было то, что в декабре 1917 г. Забайкальский КОБ в очередной раз выслал епископа Ефрема за пределы области. В марте -августе 1918 г. Забайкальская епархия вынужденно существовала при Советской власти. Вполне естественно, что местные большевики в Чите и области проводили в жизнь мероприятия, инициированные СНК и ВЦИК РСФСР. Однако здесь Советская власть отнеслась к православному духовенству и церкви несколько толерантнее, чем в центре страны. Это выразилось в участии некоторых священников в работе органов исполнительной власти на местах. Правда, советские органы власти за время своего короткого существования в 1918 г. сумели закрыть все духовно-учебные заведения в Чите и домовые церкви, попытались завладеть (неудачно, правда) архивом бывшей духовной консистории. Кроме того, органы Советской власти на местах попытались закрыть ряд приходских и приписных церквей с последующей организацией в них жилья и реквизицией церковного имущества. В определенной степени была парализована деятельность епархии и ее руководства всех рангов. Так, епископ Мелетий не смог ни разу выехать из Читы для обозрения епархии, лишь один благочинный (из 28) сумел посетить четыре церкви. Все опасались за свою жизнь. Даже на епархиальный съезд духовенства и мирян (май—июнь 1918 г.) в Читу прибыла ровно треть делегатов от необходимого кворума. Свою лепту вносило и население: оно отказывалось материально обеспечивать принты, содержать храмы, придирчиво выбирало себе членов причтов, отвергая требовательных. В ряде мест закрылись церкви, поскольку них отсутствовали свечи, ладан, просфоры и др., нечем было отапливать помещения. Настраивали население против церкви и духовенства «революционные и противоцерковнонастроенные элементы», которых в городе и на селе хватало. В причтах ощущался недостаток священников и псаломщиков (9 и 23 соответственно): священники уходили «за штат» в надежде пережить «смутное время» или уезжали за границу, псаломщиков прихожане отказывались содержать по причинам материального характера. Много неприятностей Забайкальской епархии принесло стремление органов Советской власти ввести в области гражданский брак, отменив церковный. Епархия пыталась защитить себя, привлекая духовенство и верующих в различные общественные организации («Союз православных приходов» и др.), организуя различные крестные ходы. Советская власть реагировала на подобные мероприятия с известной жестокостью: так, крестный ход в Чите 19 июня 1918 г. (собрался с требованием освобождения днем ранее арестованных представителей духовенства) разогнали военной силой, что привело к гибели одной из работниц. В августе 1918 г. революционный трибунал в Чите вынесет довольно мягкие приговоры в отношении арестованных ими священников, диаконов и девяти прихожан. Все же в основной своей массе православные забайкальцы с симпатией относились к епархии, епископу, духовенству. «Гонителей церкви православной» было ощутимо меньше. Большинство приходов на 1919 г. прихожане гарантировали материальной поддержкой. Ограничения деятельности духовенства ощущались, однако не в той степени, как это имело место в Центральной России. Вероятно, власти учитывали менталитет забайкальцев, хрупкость своего положения в виду вероятности появления в Забайкалье чехословаков, Г.1У1. Семенова, японцев. Сами делегаты епархиального съезда 1919 г. заявили, что забайкальское духовенство «сравнительно мало пострадало от большевиков, хотя ими были применены все обычные методы утеснения религии, вплоть до осквернения церквей». Отмечалось и то, что во главе Советской власти в Забайкалье «стояли лица более или менее умеренные». В определенной степени Забайкальской епархии удалось перевести дух во время режима атамана Семенова, вернувшего ей прежний статус, привилегии. В конце 1918 г. — первой половине 1920 г. здесь вновь открывались приходские церкви, оживилась работа монастырей, духовно-учебных заведений, вернулся в расписание учебных дисциплин Закон Божий, возобновились инспекционные поездки по епархии епископа Мелетия и благочинных округов (их в епархии после реорганизации осталось 21 вместо прежних 28). Атаман Г.М. Семенов установил доверительные отношения с епархиальным архиереем, оказывал материальную и моральную помощь епархии, нуждавшейся в средствах. Вполне естественно, что и в своей армии он сумел организовать институт военного духовенства, формировали который (не без помощи епископа Мелетия) армейские священники А. Жукович и позже А. Русецкий. Военное духовенство пыталось воспитать в армии Семенова высоконравственное воинство, способное отвергнуть все аморальное. В армии регулярно читались лекции на духовно-нравственные темы, в чем преуспевало не только военное духовенство, но и монашество Забайкалья. На такие чтения привлекались не только рядовые, но и офицеры. Для сплочения всех священно- и церковнослужителей армии Семенова в мае 1920 г. в епархии создано было Братство военного духовенства. Забайкальское духовенство сотрудничало с местными военными властями. При штабе Забайкальского военного округа работало культурно-просветительное отделение осведомительного отдела. В июне 1919 г. Высшее Временное церковное управление (г. Омск) направило два циркуляра епископу Мелетию с предложением духовенству сотрудничать с осведомительным бюро. Таким образом, церковь брала на себя неблагодарное обязательство сообщать военным о настроениях деревни, вносить предложения по ослаблению большевистского влияния, распространять антисоветскую литературу. Создание осведомительных органов с участием духовенства в епархии началось в декабре 1919 г.: осведомительное бюро — при епархиальном совете, подотделы — в благочиниях, кружки — в приходах. Материал передавался духовенством в осведомительные отделы армейских подразделений, последние переправляли их в разведку. Начальники подотделов осведбюро при епархиальном совете получали за свою работу положенное жалованье. Епархия старалась поднять религиозно-нравственный уровень прихожан организацией различных религиозных обществ («Андреевский союз ревнителей веры православной», «Благовестническое братство», «Православное народное братство во имя Иоанна Предтечи»). Они организовывало самые различные мероприятия, включая чтения, духовные концерты и др. Часть духовенства Забайкалья разделяла взгляды атамана Г.М. Семенова, поддерживала его борьбу против партизанского движения, обозначившегося еще с конца 1918 г. Порицались те члены причтов и прихожане, которые не оказывали активного сопротивления большевикам; такие приходы предлагалось в наказание за это закрывать на 5-10 лет. Православные священники, диаконы и псаломщики оказывались и в составе даже партизанских отрядов, поскольку здесь, как и в армии Семенова, находилось много верующих. Погибших в боях с белыми партизаны хоронили со священником, по христианскому обряду, в ряде мест восстанавливали православные культовые здания: их уничтожали белые, заподозрив духовенство и население в симпатиях к красным. К слову сказать, командующего Забайкальским фронтом П.Н. Журавлева на похоронах 27 февраля 1920 г. в с. Зерен отпевал священник. Православное духовенство забайкальской епархии в годы Гражданской войны находилось под двойным давлением: каждая из сторон — белые и красные — подозревала его (иногда и обоснованно) в симпатиях к оппоненту, со всеми вытекающими отсюда последствиями по случаю военного времени. Именно это обстоятельство заставило часть священников, диаконов и псаломщиков уходить в Китай, чтобы спасти свою жизнь. Нельзя говорить о том, что забайкальская епархия при атамане Семенове жила в комфортных условиях. Так, духовная семинария работала трудно, поскольку ее площади занимали сначала лазарет, а затем военное ведомство; в 1919 г. семинаристы 3-го и 4-го курсов были призваны в армию. Уходя в свое время из Читы, юнкера-семеновцы увезли с собой солидное количество семинарского имущества. В армию были призваны и служащие епархиального совета, других ведомств епархии. В материальном плане духовенству завидовать не приходилось, несмотря на более или менее регулярное повышение жалованья кол-чаковским правительством. В 1919 г. это было еще терпимо, однако в 1920 г., в связи с экономическим кризисом в Забайкалье, их положение стало и вовсе незавидным. Кроме того, как и ранее, прихожане часто отказывались содержать духовенство. Дело дошло до того, что священники часто, в поисках материального благополучия, занимали чужие приходы. Епархиальный совет старался пресекать подобное, хотя часто утверждал священников-«чужаков» в понравившимся им приходах. Приходских церквей в 1918-1920 гг. открылось не много, поскольку епархиальный совет давал разрешение на это при условии письменного заверения от прихожан материально содержать причт всем необходимым. В 1920 г. вместе с отступавшими из Читы войсками атамана Семенова Забайкалье навсегда покинул епископ Забайкальский и Нер-чинский Мелетий, осевший затем в самом по тому времени русском городе Китая — Харбине. Вместе с ним ушли те представители духовенства, которые не принимали новой власти. Все они нашли свою новую службу в так называемых приходных церквях в Маньчжурии, районе Трехречья, Харбине, железнодорожных станциях. Новые испытания пришлись на долю Забайкальской епархии в годы существования Дальневосточной республики. Епархии трудно было без епископа в Чите, которого временно замещал епархиальный совет во главе с протоиереем С. Старковым. Власти ДВР постепенно организовали давление на церковь и духовенство Забайкалья. Изымался закон божий из расписания всех учебных заведений, его пришлось преподавать (и то только в Чите) в церквях между службами. Все учреждения и заведения социального обеспечения православной церкви государство забирало себе. Кроме того, вместо церковного в ДВР вводился гражданский брак. Архивы объявлялись государственным достоянием с передачей их министерству народного просвещения. По законопроекту о гражданстве 7 апреля 1921 г. церковь в ДВР отделялась от государства, чьи граждане могли исповедовать или нет религию. Духовенство изгонялось из ранее занятых квартир, государство реквизировало (под жилье и детский приют) часть площадей архиерейского дома, хотя ранее заявляло о недопустимости подобного шага. К сожалению, в Забайкалье имело место то, чего не происходило раньше: духовенство подвергалось различного рода нападкам со стороны агентов Госполитохраны ДВР, партийных работников, представителей власти, населения. Часть духовенства оказалась в тюрьмах по подозрению в сотрудничестве с режимом Семенова, причем некоторые оказались в заключении на территории РСФСР (в той же Иркутской губернии). Имели место в Забайкалье и случаи расправы со священнослужителями, монашеством на идейной основе и убийств с ограблением. В ряде сел засвидетельствованы покушения на клириков и их семьи, избиения и оскорбления, подбрасывание писем с угрозами. В Забайкалье закрывались монастыри, чьи насельники пребывали в «подвешенном состоянии». Им приходилось перебираться в Читу, где они селились на квартирах сочувствующих им горожан, старались держаться компактно. Лишь немногие из них добросовестно расстались с монашеством. Обстановка изменилась в лучшую для епархии сторону с хиротонисанием во епископа Селенгинского Софрония в апреле 1922 г. протоиерея С. Старкова. Архиерей наладил неплохой контакт с руководством ДВР, что позволило несколько смягчить отношения между государством и забайкальской епархией. Например, нескольким монастырям даже удалось вернуть конфискованное ранее властями республики денежные сбережения. Власти спокойно прореагировали также на организацию в епархии двух женских монашеских общин, функционирование пастырско-огласительного училища (появилось вместо духовной семинарии). В 1921 и 1922 гг. прошли очередные собрания (съезды) духовенства и мирян Забайкальской епархии. Подобные послабления со стороны властей носили временный характер. Законодательными актами правительства РСФСР и ДВР были однозначно решены вопросы о лишении юридической силы права всех религиозных учреждений на ведение актов гражданского состояния, об отмене преподавания религиозных дисциплин в учебных заведениях, духовенство не признавалось состоящим на государственной и общественной службе. После вхождения в ноябре 1922 г. ДВР в состав РСФСР правовое положение церкви и духовенства Забайкальской епархии стало определяться общим советским законодательством.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]