Святая вода: чудеса, исцеления, советы священников


Оглав­ле­ние
  • Свя­тая вода и бесы
  • О бла­го­го­ве­нии к агиасме
  • Совре­мен­ные свидетельства
  • Из про­по­ве­дей схи­ар­хи­манд­ри­та Кирил­ла (Пав­ло­ва)
  • Из рас­ска­зов о схи­и­гу­мене Сав­ве (Оста­пен­ко)
  • Из жития Паф­ну­тия Боровского
  • Архи­манд­рит Илия (Рейз­мир)
  • Иеро­мо­нах Сера­фим (Пара­ма­нов)
  • Свя­щен­ник Кон­стан­тин Пархоменко

Раци­о­наль­но­му уму все­гда хочет­ся понять, поче­му же всё-таки свя­тая вода спо­соб­ству­ет выздо­ров­ле­нию боль­ных? Что в ней за сила? На помощь это­му уму при­хо­дят неко­то­рые “иссле­до­ва­ния”, кото­рые изу­ча­ют непо­нят­но кем освя­щен­ную воду (а может и “заря­жен­ную”). Так­же, что­бы изу­чить воду, берут­ся образ­цы H2O и гово­рят ей пло­хие и хоро­шие сло­ва, затем замо­ра­жи­ва­ют. “Заго­во­рён­ная” хоро­ши­ми сло­ва­ми вода даёт сне­жин­ки кра­си­вые, пло­хи­ми (неслож­но дога­дать­ся) — урод­ли­вые. Некое гада­ние на сне­жин­ках выхо­дит. Сне­жин­ки кра­си­вые у всех рели­гий мира, при­ме­ча­тель­но: хри­сти­ан­скую сне­жин­ку автор иссле­до­ва­ния ассо­ци­и­ру­ет с… рож­де­ствен­ски­ми ёлка­ми. Автор — япо­нец, ему в общем-то про­сти­тель­но. Толь­ко стран­но видеть при­сут­ствие фото­гра­фий этих сне­жи­нок на неко­то­рых пра­во­слав­ных сай­тах в ста­тьях о целеб­ной силе свя­той воды.

Что­бы по пово­ду вли­я­ния слов на струк­ту­ру воды не раз­гла­голь­ство­вать впу­стую, при­ве­дём ком­мен­та­рий пре­по­да­ва­те­ля физи­ки фар­ма­цев­ти­че­ской ака­де­мии, кан­ди­да­та мате­ма­ти­че­ских наук:

“Вода тут ни при чём. Мог быть и какой-нибудь дру­гой пред­мет (пища, напри­мер). На физи­че­ском и хими­че­ском уровне пред­ме­ты не вос­при­им­чи­вы к сло­вам. Мож­но было бы рас­смат­ри­вать такую гипо­те­зу, если бы речь шла о высо­ко­ор­га­ни­зо­ван­ных био­ло­ги­че­ских объ­ек­тах. А в воде что — H2O да и толь­ко. Если бы моле­ку­ляр­ный состав изме­нил­ся — это была бы уже не вода. На фото­гра­фи­ях — сне­жин­ки, у них мил­ли­он раз­лич­ных форм, мож­но фан­та­зи­ро­вать и сопо­став­лять с чем угод­но. А вот ругать­ся и злить­ся дей­стви­тель­но для здо­ро­вья вредно”.

Не явля­ет­ся ли изу­че­ние свя­той воды попыт­кой про­ве­рить Бога? Есть боль­шие сомне­ния в том, сто­ит ли это делать. Изу­че­ние свя­той воды, слов­но попыт­ка в кос­мо­се уви­деть Творца.

Дума­ет­ся, узна­вать свой­ства свя­той воды сто­ит не с помо­щью подоб­но­го рода иссле­до­ва­ний. Пра­во­слав­ные свя­тые, не при­бе­гая к аппа­рат­ным мето­дам изу­че­ния свойств воды, сво­ей жиз­нью пока­за­ли нам бла­го­дат­ную помощь Бога через бла­го­го­вей­ное вку­ше­ние свя­ты­ни с верой и твёр­дой надеж­дой на помощь.

^ Святая вода и бесы

Про­фес­сор Нико­лай Васи­лье­вич Кра­ин­ский — врач и скеп­тик, а впо­след­ствии — веру­ю­щий чело­век, был вынуж­ден засви­де­тель­ство­вать: “Кли­ку­ша без­оши­боч­но раз­ли­ча­ла свя­тую воду от про­стой, как скры­то мы ее ни дава­ли. Каж­дый раз, когда ей под­но­си­ли ста­кан со свя­той водой, она впа­да­ла в при­па­док, часто преж­де, чем попро­бу­ет ее на вкус. Вода была све­жая, кре­щен­ская (иссле­до­ва­ние было про­из­ве­де­но в сере­дине янва­ря). Нали­ва­лись обе про­бы в оди­на­ко­вые ста­ка­ны в дру­гой ком­на­те, и я под­но­сил ей уже гото­вые про­бы. После того, как мно­го раз повто­рен­ные опы­ты дали тот же поло­жи­тель­ный резуль­тат, я сме­шал обе про­бы воды вме­сте, про­стую и свя­тую, и налил их поров­ну в оба ста­ка­на. Тогда кли­ку­ша ста­ла реа­ги­ро­вать на обе про­бы при­пад­ка­ми. Ни одно­го раза она не ошиб­лась в этом рас­по­зна­ва­нии свя­той воды”.

***

“Люди, стра­да­ю­щие от беса, при­бли­жа­ясь к свя­тыне, воз­буж­да­ют­ся, их начи­на­ет тря­сти. Отсю­да совер­шен­но ясно вид­но, что в них бес. Если пред­ла­га­ешь таким людям выпить немно­го свя­той воды или хочешь пере­кре­стить их свя­ты­ми моща­ми, то они про­ти­вят­ся, пото­му что Бла­го­дать Божия стес­ня­ет бесов, нахо­дя­щих­ся у них внут­ри. А если люди стра­да­ют какой-то душев­ной болез­нью, они совсем не про­ти­вят­ся свя­тыне. Бес­но­ва­тые бес­по­ко­ят­ся, их начи­на­ет тря­сти, даже если ты про­сто при­бли­жа­ешь­ся к ним, имея на себе крест.”

“Одна­жды ко мне при­нес­ли одно­го бес­но­ва­то­го малы­ша. Сна­ча­ла я как сле­ду­ет накор­мил его сла­до­стя­ми, что­бы рас­па­лить его жаж­ду, а потом при­нес водич­ки от свя­тых мощей. “Наше­му Яна­ки­су, — ска­зал я, — я дам попить водич­ку повкус­ней, чем дру­гим”. Отпив чуть-чуть этой воды, малыш начал кри­чать: “Эта вода меня жжет, что в ней?” — “Ниче­го в ней нет”, — отве­тил я. “Что ты со мной дела­ешь? Она меня жжет!” — кри­чал несчаст­ный малыш. “Она не тебя жжет, — ска­зал я, — она жжет кое-кого дру­го­го”. Я начал кре­стить голо­ву малы­ша, и его затряс­ло, он впал в кри­зис бес­но­ва­ния. Бес, нахо­див­ший­ся в малы­ше, скру­тил его тело.”

Пре­по­доб­ный Паи­сий Святогорец

***

“По дан­ным бла­го­да­ти Божи­ей о. Геор­гий исце­лял людей. К нему при­во­зи­ли и бес­но­ва­тых. Они ужас­но мучи­лись, одер­жи­мые как бы лиша­лись разу­ма, при­хо­ди­ли в исступ­ле­ние. Неистов­ство­ва­ли, кри­ча­ли, вопи­ли, ино­гда повер­га­лись к ногам свя­щен­ни­ка. Он молил­ся, окроп­лял их свя­той водой, и тем­ные силы остав­ля­ли больных”.

Из жития Свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Геор­гия Коссова

***

“Лука­вые демо­ны очень боят­ся свя­той воды. А вы умыш­лен­но поча­ще окроп­ляй­тесь свя­той водой сами и окроп­ляй­те свои дома, огороды”.

Архи­манд­рит Гер­ман (Чес­но­ков)

Как самостоятельно освятить воду

Воду можно освятить дома самостоятельно, ведь некоторые христиане, которые по каким-либо уважительным обстоятельствам не могут посетить святой храм. Необходимое условие совершения Таинства дома — искренняя и безоговорочная вера!

  1. Наполнить банку холодной водой из-под крана.
  2. Перекреститься, зажечь свечу и прочесть предначинательные молитвы.
  3. Трижды перекрестить воду и прочесть специальную молитву на освящение воды (ее можно найти в любом молитвослове). Влить в емкость немного крещенской воды из храма.

Нужно помнить, что все же желательно брать освященную воду в храме или участвовать в специальных водосвятных молебнах.

^ О благоговении к агиасме

Одна­жды про­ез­дом по мона­стыр­ским делам заехал послуш­ник Сер­гей к ста­ри­це Сеп­фо­ре в Кире­евск, при­позд­нил­ся и остал­ся ноче­вать. Наут­ро после молит­вен­но­го пра­ви­ла матуш­ка его к сто­лу приглашает:

— Теперь мы с тобой свя­тынь­ку при­мем. У меня тут просфо­роч­ки из Поча­ев­ской лав­ры, водич­ка из Дивеева.

Ста­ри­ца сиде­ла в сво­ем свя­том угол­ке под ико­на­ми, а Сер­гей налил водич­ку и о чем-то заду­мав­шись, возь­ми да и пере­кре­сти чашу с кре­щен­ской водой! А матуш­ка Сеп­фо­ра — хотя она тогда уже пол­но­стью сле­пая была, да к тому ж спи­ной к нему сиде­ла — вдруг рез­ко повернулась:

— Ты что делаешь?

— Что, матушка?

— Ты зачем кре­щен­скую воду крестишь?

— Матуш­ка, про­сти, не подумал!

А она так стро­го говорит:

— Это же аги­асма, вели­кая свя­ты­ня! Ее не надо кре­стить. Она такую бла­го­дать име­ет! Ты себя крести.

Из кни­ги вос­по­ми­на­ний о Клы­ков­ской ста­ри­це “Птич­ка Небесная”

^ Современные свидетельства

“Сын забо­лел, и в поли­кли­ни­ке ему сде­ла­ли рент­ген. Диа­гноз поста­ви­ли такой: гай­мо­рит спра­ва и фрон­тит сле­ва. Сра­зу к педи­ат­ру мы не попа­ли, так как был вечер пят­ни­цы. Лекарств ника­ких не дава­ла, а капа­ла свя­ты­ми водой и маслом.

В поне­дель­ник попа­ли к вра­чу, кото­рая выпи­са­ла анти­био­ти­ки и дала направ­ле­ние к лору на вторник.

Я реши­ла не поку­пать доро­гие лекар­ства, поду­ма­ла, что лор вдруг выпи­шет дру­гие, а эти будут валять­ся зря, да и состо­я­ние сына улуч­ши­лось. Так мы и обо­шлись без лекарств.

Во втор­ник лор посмот­ре­ла и ска­за­ла, что все сухо. Она была удив­ле­на, гля­дя на наш диа­гноз и спро­си­ла: «Чем вы лечились?».

Я ска­за­ла: «Пара­це­та­мо­лом (может, я дава­ла ему одну таблетку)».

Врач отве­ти­ла: «Это несерьезно».

Тако­ва сила молит­вы и свя­той воды!

“Пей­те свя­тую воду, как мож­но чаще. Это самое луч­шее и наи­бо­лее эффек­тив­ное лекар­ство. Это гово­рю не толь­ко, как свя­щен­ник, но и как врач. Из мое­го опы­та в меди­цине” — гово­рил паци­ен­там врач и свя­ти­тель Лука Крым­ский.

Чудо чуд­ное и диво див­ное! Богу наше­му сла­ва во веки веков!”

В. Синен­ко­ва

***

“Мой муж не хотел вто­ро­го ребен­ка, стар­ше­му было еще все­го ниче­го, а я чув­ство­ва­ла, что уже пора. Я моли­лась, а све­кровь при­вез­ла свя­той воды из Зача­тьев­ско­го мона­сты­ря в Москве. Пила воду и моли­лась. Уди­ви­тель­ным обра­зом муж пере­ме­нил свое мне­ние, и совсем ско­ро у нас появил­ся вто­рой малыш. Сла­ва Богу!”

р. Б. Екатерина

***

«Два года назад на Кре­ще­ние мы соби­ра­лись на свя­той источ­ник 12 клю­чей, – рас­ска­за­ла в газе­те «Сло­бо­да» при­хо­жан­ка венев­ско­го хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва Ф.Б. – Когда шла в цер­ковь, почув­ство­ва­ла, что начи­на­ет­ся почеч­ная коли­ка. Поду­ма­ла еще: вот некста­ти, как скру­тит сей­час! И все-таки на источ­ник поеха­ла. Хотя я и не люб­лю холод­ную воду, тогда оку­ну­лась в источ­ник. Обрат­но еха­ла, коли­ки как не быва­ло! Про­шли мои боль­ные брон­хи, кото­рые мучи­ли меня с моло­до­сти. Наут­ро муж рас­ска­зы­вал: «Я несколь­ко раз вста­вал и под­хо­дил к тво­ей посте­ли, про­ве­рить, жива ли ты. Ты так тихо дыша­ла, как в молодости!»

***

Раба Божия Г.П. слу­жит в хра­ме бух­гал­те­ром. Она пове­да­ла такую историю:

— В 1998 году мне поста­ви­ли страш­ный диа­гноз – «рак». Сде­ла­ли опе­ра­цию, химио­те­ра­пию. Но ника­ких бла­го­при­ят­ных про­гно­зов. А мое­му сыну тогда было 13 лет. Я долж­на была поста­вить его на ноги. При­шла я к иконе Казан­ской Божи­ей Мате­ри, вста­ла на коле­ни. И вдруг ико­на зами­ро­то­чи­ла! Я поеха­ла на свя­той источ­ник «12 клю­чей», оку­ну­лась в ледя­ную воду, несмот­ря на то, что шов от опе­ра­ции тогда еще не зажил. И все! С тех пор ничто меня не бес­по­ко­ит. Вра­чи обсле­до­ва­ли, все в порядке.

***

Одна из при­хо­жа­нок сель­ско­го при­хо­да рас­ска­зы­ва­ет: «На Кре­ще­ние я все­гда наби­раю бутыл­ку воды. Она сто­ит у меня в сер­ван­те как лекар­ство ско­рой помо­щи. У меня в серд­це искус­ствен­ный кла­пан. В моем слу­чае без таб­ле­ток не обой­тись. Но перед тем, как при­нять таб­лет­ки, я обя­за­тель­но пью кре­щен­скую воду. А еще при­ни­маю ее как успо­ко­и­тель­ное. Кре­щен­ская вода помо­га­ет спра­вить­ся со стрес­са­ми и вол­не­ни­я­ми, при­да­ет силы, воз­вра­ща­ет уве­рен­ность в себе».

Иеро­мо­нах Сера­фим (Пара­ма­нов) “Закон Люб­ви. Как жить по-православному”

“У нас забо­ле­ла дочь, в чет­верг вече­ром под­ня­лась тем­пе­ра­ту­ра выше 38,6. Дали жаро­по­ни­жа­ю­щее, но оно не слиш­ком силь­но помо­га­ло. Вызва­ли вра­ча, он поста­вил подо­зре­ние на ОРВИ, про­пи­сал жаро­по­ни­жа­ю­щее, полос­ка­ния и имму­но­мо­ду­ли­ру­ю­щее. В пят­ни­цу к обе­ду было уже 39,6. Сно­ва вызва­ли вра­ча, но он толь­ко позво­нил по теле­фо­ну и отка­зал­ся при­хо­дить. Тем­пе­ра­ту­ра прак­ти­че­ски не пада­ла, у ребен­ка нача­лась рво­та. К вече­ру была тем­пе­ра­ту­ра 39,8, за день ребен­ка вырва­ло 8 раз. Рво­та была уже жел­чью. Дава­ли пить ромаш­ки и кипя­че­ную воду, ниче­го не задер­жи­ва­лось — рво­та или были позы­вы на рво­ту, но уже нечем. После жаро­по­ни­жа­ю­щих све­чей тем­пе­ра­ту­ра в луч­шем слу­чае опус­ка­лись до 38,8. Обти­ра­ние не помогало.

К ночи, когда тем­пе­ра­ту­ра сно­ва под­ня­лась до 39,6 поста­ви­ли свеч­ку (с уче­том дози­ров­ки и вре­мен­но­го интер­ва­ла) и обтер­ли ребен­ка вод­кой. Ребе­нок уснул. Я ниче­го кро­ме «Отче наш» не знаю. Решил най­ти молит­вы и помо­лить­ся и нашел эту ста­тью, кото­рая мне очень помог­ла. Я стал читать, то что знал — «Отче наш», кре­стить ребен­ка и каж­дый раз когда он хоте­ла пить, давал ей несколь­ко глот­ков свя­той воды, и к 3 часам ночи у ребен­ка тем­пе­ра­ту­ра пони­зи­лась до 38, и толь­ко после это­го я пошел спать. Утром жена ска­за­ла, что ребе­нок про­сы­пал­ся око­ло 5 утра и она дава­ла ей воды кото­рая была в круж­ке. Супру­га очень уста­ла за день с ребен­ком, дре­ма­ла и не зна­ла, что я молил­ся и поил ребен­ка свя­той водой.

Утром в суб­бо­ту у ребен­ка было 37,6, но мы все рав­но вызва­ли вра­ча. Днем, к при­хо­ду вра­ча было уже 37,2, врач ниче­го не про­пи­сал ново­го, толь­ко питье и полос­ка­ния и немно­го бульо­на и суха­рей. Весь день я давал ребен­ку свя­той воды, при этом читал молит­ву и кре­стил ребен­ка. Я схо­дил в цер­ковь и побла­го­да­рил Гос­по­да за услы­шан­ные молит­вы и зака­зал молит­ву за здра­вие доче­ри. К вече­ру у нас уже было 36,3. В вос­кре­се­нье худю­щий ребе­нок начал бегать и вече­ром уже спо­кой­но поку­ша­ла фар­ши­ро­ван­но­го пер­ца. Сего­дня, в поне­дель­ник, уже ходи­ли гулять, гла­за све­тят­ся, как буд­то и не боле­ла, хотя все рав­но про­дол­жа­ем полос­кать гор­ло и пить имму­но­мо­ду­ли­ру­ю­щее. Доче­ри 3,5 года. Когда боле­ют дети, серд­це очень сжи­ма­ет­ся. Желаю всем здо­ро­вья и веры!”

р.Б. Сер­гий

LiveInternetLiveInternet

Об использовании святой воды Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи. Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. «Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов – вот почему окропляют святой водой Жилище и всякую вещь, которую освящают. Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет. Как было впервые совершено освящение воды Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды. Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято. «И увидел Бог все, что Он создал, – говорится в книге Бытия,- хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил» (Прем. 1, 13). Но человек сам, через общение с духом нечистым, принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт. 6,3). Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы, пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых. Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника. Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: «и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд» (Чис. 5,17). Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. Потому-то, при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий и послышался глас Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17). Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды. Зачем Церковь освящает воду Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия? Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, и потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины. Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни. Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов. Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду. Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? «Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» (Прем. 16,26). Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду. Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду, силой молитвы и Слова Божия, благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа. — Зачем освящают воду?

— Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…». —
Как освящают воду?
— Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение
совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан». — Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды. Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.
Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии

Как пользоваться святой водой?
— Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. —
Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?
– Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.
Священник Михаил Михайлов

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?
— Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме. —
Бывает ли, что святая вода «не помогает»?
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках,- ищет знамения; и знамение не дастся ему».Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков. —
Действительно ли вода всю неделю является крещенской?
— Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости.
Архимандрит Амвросий (Ермаков)

Почему святая вода может испортиться?
— Такое случается. Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Поэтому, если мы раньше в этих бутылках хранили что-то, если они не очень чистые, не нужно в них набирать святую воду. Помню, летом одна женщина стала наливать святую воду в бутылку из-под пива… Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно – до дна бака не достал… Из-за этого, мол, вода не освятится… Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво! У одного моего знакомого священника, году в 1988, была бутылочка с водой, которая хранилась у него с 1953 или 1954 года… Нужно относиться к воде благочестиво и аккуратно и самому вести благочестивую жизнь.
Священник Михаил Михайлов

Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?
С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно. Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере — к поклонению Богу в духе и истине. А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивае себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей вы решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святынечки церковные.
Протоиерей Максим Козлов
Использованы материалы сайтов — Саратовской епархии, Татьянин день, Православие.ру
Молитва на принятие просфоры и святой воды Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

^ Из проповедей схиархимандрита Кирилла (Павлова)

Мит­ро­по­лит Алек­сий, управ­ляв­ший Цер­ко­вью с 1354 по 1378 год… ездил в Орду по вызо­ву хана Джа­ни­бе­ка, жена кото­ро­го, Тай­ду­ла, тяж­ко забо­ле­ла гла­за­ми и лиши­лась зре­ния. Хан, про­слы­шав о свя­той жиз­ни мит­ро­по­ли­та, отпра­вил кня­зю пись­мо, в кото­ром тре­бо­вал при­слать к нему свя­то­го Алек­сия для исце­ле­ния жены. За неис­пол­не­ние прось­бы хан угро­жал разо­рить Рус­скую зем­лю. Перед отправ­ле­ни­ем в доро­гу свя­ти­тель Алек­сий, упо­вая на помощь Божию, решил отслу­жить напут­ствен­ный моле­бен у гроб­ни­цы свя­ти­те­ля Пет­ра. И Гос­подь, не пре­зрев молитв Пер­во­свя­ти­те­ля, открыл ему, что Сам будет с ним и поезд­ка его завер­шит­ся бла­го­успеш­но. Во вре­мя молеб­на перед моща­ми свя­ти­те­ля Пет­ра сама собою зажглась све­ча, и, обод­рен­ный надеж­дою на мило­сер­дие Божие, мит­ро­по­лит Алек­сий выехал в Орду. По при­бы­тии туда он отслу­жил о здра­вии боль­ной моле­бен и окро­пил ее свя­той водой, после чего она прозрела.

***

В древ­ние вре­ме­на в сто­ли­це гре­че­ско­го госу­дар­ства Кон­стан­ти­но­по­ле раз­ра­зи­лась силь­ная моро­вая язва, уно­сив­шая мно­же­ство чело­ве­че­ских жиз­ней. После же того как по прось­бе жите­лей горо­да Дре­во Кре­ста Гос­под­ня в тече­ние пят­на­дца­ти дней обно­си­ли по ули­цам сто­ли­цы с молит­ва­ми и окроп­ле­ни­ем зда­ний и домов свя­той водой, губи­тель­ная болезнь пре­кра­ти­лась, и все хри­сти­ане при­нес­ли глу­бо­чай­шее бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду Иису­су Христу.

***

В семи вер­стах от горо­да Калу­ги, в селе Тинь­ко­ве, в доме бояри­на Хит­ро­ва про­жи­ва­ли две девуш­ки-слу­жан­ки. Одна­жды слу­чи­лось им под­нять­ся на чер­дак, где лежа­ли раз­ные ста­рые вещи. Одна из этих девиц, по име­ни Евдо­кия, лег­ко­мыс­лен­ная и дерз­кая, мно­го сме­я­лась и гово­ри­ла непри­стой­ные сло­ва; дру­гая, напро­тив, уни­ма­ла и удер­жи­ва­ла свою подру­гу от бес­чин­ства. И вот, раз­би­рая вещи, эта бла­го­че­сти­вая девуш­ка нашла сви­ток суро­во­го полот­на. Раз­вер­нув его, она уви­де­ла живо­пис­ное изоб­ра­же­ние Жен­щи­ны в тем­ном, как бы мона­ше­ском оде­я­нии, с бла­го­го­вей­ным и уми­лен­ным лицом чита­ю­щей кни­гу. Ука­зы­вая на Игу­ме­нью (так назва­ла девуш­ка Жен­щи­ну, изоб­ра­жен­ную на полотне), она ста­ла с еще боль­шей силой сдер­жи­вать Евдо­кию от дерз­ких слов, одна­ко та не толь­ко не уня­лась, но и плю­ну­ла на изоб­ра­же­ние со сло­ва­ми: «Вот как я боюсь тво­ей Игу­ме­ньи!» В то же мгно­ве­ние она вне­зап­но, как бы чем-то пора­жен­ная, упа­ла без чувств; руки и ноги ее скор­чи­лись, все тело ее при­шло в совер­шен­ное рас­слаб­ле­ние; лиши­лась она и зре­ния, и языка.

Испу­ган­ная подру­га поспе­ши­ла изве­стить о сем сво­е­го гос­по­ди­на. Евдо­кию нашли чуть дыша­щую, с пеной на губах, пере­нес­ли в ком­на­ту и поло­жи­ли под свя­тые ико­ны в ожи­да­нии ее смер­ти. Одна­ко слу­чи­лось чудо. В насту­пив­шую ночь ее роди­те­лям яви­лась во сне Бого­ма­терь и ска­за­ла: «Дочь ваша сво­им дерз­ким поступ­ком в лице изоб­ра­жен­ной на полотне Жен­щи­ны оскор­би­ла не ино­ки­ню, но Меня, пото­му что изоб­ра­же­ние, ею пору­ган­ное, есть Мой образ, через кото­рый по воле Сына Мое­го и Бога Я буду хода­тай­ство­вать за город ваш. Утром объ­яви­те о сем свя­щен­ни­кам и вме­сте с ними, помо­лив­шись перед пору­ган­ной ико­ной Моей, окро­пи­те рас­слаб­лен­ную свя­той водой, и она полу­чит исце­ле­ние». Наут­ро, как толь­ко совер­ше­но было молеб­ствие, боль­ная дей­стви­тель­но исце­ли­лась и с тех пор испра­ви­ла свою жизнь.

^ Из рассказов о схиигумене Савве (Остапенко)

“Я зна­ла отца Сав­ву, когда он был еще Нико­ла­ем Михай­ло­ви­чем, задол­го до поступ­ле­ния его в мона­стырь. Он посе­щал мно­гие хра­мы, но чаще все­го бывал в хра­ме села Лео­но­ва, там он читал и пел.

Одна раба Божия очень силь­но забо­ле­ла, у нее была страш­ная рво­та. Одна­жды она собра­лась к вра­чу, но зна­ко­мые при­ве­ли ее в храм. Там после литур­гии слу­жи­ли водо­свят­ный моле­бен, на кото­ром пел Нико­лай Михай­ло­вич. После молеб­на он дал ей ста­кан свя­той воды, но она не ста­ла пить. Тогда Нико­лай Михай­ло­вич ей сказал:

— Что ты боишь­ся, пей — рво­ты не будет.

Сам выпил один гло­ток и опять подал ей. Она выпи­ла. После это­го она дома дол­го спа­ла и вста­ла совер­шен­но здоровой”.

^ Из жития Пафнутия Боровского

“У неко­е­го кня­зя отрок был одер­жим болез­нью и при­бли­жал­ся к смер­ти. Мать же того отро­ка со сле­за­ми посла­ла к свя­то­му отцу про­сить его молитв ко Гос­по­ду и Его Пре­чи­стой Мате­ри и свя­той воды, что­бы окро­пить дитя, что­бы не умер­ло. Чадо­лю­би­вый Паф­ну­тий, помо­лив­шись Богу и Пре­свя­той Бого­ро­ди­це и, освя­тив воду, послал скор­бя­щей матери.

К тому же нака­зал при­слан­ным, что­бы после окроп­ле­ния свя­той водой, если отрок захо­чет поесть, дать ему све­жей рыбы, хоро­шо отва­рен­ной, посколь­ку есть обы­чай для боль­ных, полу­чив­ших отра­ду от болез­ни, вку­сить пищи. Те же, уди­вив­шись, про­ли­ли сле­зы о сло­вах отца, полу­чив надеж­ду, что заста­нут отро­ка еще живым. Ско­ро послан­ный вер­нул­ся со свя­тою водою, отрок же болел и уже при­бли­жал­ся к смер­ти. Как толь­ко покро­пи­ли его свя­той водой, тут же, как буд­то рука­ми выну­та была болезнь, и отрок встал весе­ло и радост­но, попро­сив еды. И дали ему, как пове­лел преподобный”.

^ Архимандрит Илия (Рейзмир)

Нашу духов­ную жаж­ду мы можем уто­лять и вку­ше­ни­ем воды есте­ствен­ной, но освя­щен­ной посред­ством свя­щен­но­дей­ствия Церк­ви, какое совер­ша­ет­ся и ныне. Вся Цер­ковь будет молить­ся Отцу Небес­но­му, что­бы Он освя­тил есте­ство наи­ти­ем Свя­то­го Духа. Вода дей­стви­тель­но освя­тит­ся бла­го­да­тью. И кто будет пить с верой освя­щен­ную воду, тот, уто­ляя свою телес­ную жаж­ду, неви­ди­мо будет напо­ять вме­сте с тем и свою душу бла­го­да­тью Свя­то­го Духа.

^ Иеромонах Серафим (Параманов)

В оби­хо­де рус­ско­го чело­ве­ка свя­тая вода зани­ма­ла боль­шое место. Это мож­но пока­зать так­же на при­ме­ре жития кано­ни­зи­ро­ван­но­го в 1988 году свя­ти­те­ля Мака­рия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го. В 1528 году, еще будучи Нов­го­род­ским архи­епи­ско­пом, он посы­ла­ет иеро­мо­на­ха Илию в север­ные пре­де­лы сво­ей епар­хии с про­по­ве­дью Еван­ге­лия. При этом он пове­ле­ва­ет уни­что­жать язы­че­ские капи­ща и кро­пить всё свя­той водой. В 1551 году, когда обна­ру­жи­лись раз­лич­ные болез­ни в Сви­яж­ском гар­ни­зоне под Каза­нью, а так­же рас­про­стра­ни­лись плот­ские гре­хи, то он посы­ла­ет туда свя­щен­ни­ка с обли­чи­тель­ным посла­ни­ем, при­зы­вая всех к пока­я­нию, и пове­ле­ва­ет всех кро­пить свя­той водой.

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский после испо­ве­ди палом­ни­ков все­гда давал им вку­шать из чаши свя­той бого­яв­лен­ской воды. Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский смер­тель­но боль­но­му послал бутыл­ку со свя­той водой – и неиз­ле­чи­мая болезнь, к изум­ле­нию вра­чей, ото­шла. Ста­рец иерос­хи­мо­нах Сера­фим Выриц­кий все­гда сове­то­вал окроп­лять про­дук­ты и саму пищу иор­дан­ской (кре­щен­ской) водой, кото­рая, по его сло­вам, «сама все осве­ща­ет». Когда кто-нибудь силь­но болел, ста­рец Сера­фим бла­го­слов­лял при­ни­мать по сто­ло­вой лож­ке освя­щен­ной воды через каж­дый час. Ста­рец гово­рил, что силь­нее лекарств, чем свя­тая вода и освя­щен­ное мас­ло, – нет. Пре­по­доб­ный Кук­ша сове­то­вал все новые вещи и про­дук­ты освя­щать свя­той водой, перед сном окроп­лять келью (ком­на­ту). Утром, выхо­дя из кельи, он все­гда окроп­лял себя свя­той водой.

Кре­щен­ская вода освя­ща­ет, исце­ля­ет, сооб­ща­ет осо­бую бла­го­дать Божию каж­до­му чело­ве­ку, с верою при­ча­ща­ю­ще­му­ся ее.

^ Священник Константин Пархоменко

Свя­тая вода под­ра­зу­ме­ва­ет покой и мир в душе. И чест­ность и чисто­ту наме­ре­ний. Если мы набе­рем хоть ста­кан свя­той воды, мы смо­жем ею раз­ба­вить и трид­цать лит­ров. И вся вода ста­нет свя­той и полез­ной для нашей души. Лишь бы бра­ли эту воду и исполь­зо­ва­ли со сми­ре­ни­ем и благоговением.

А нецер­ков­но­му чело­ве­ку, греш­ни­ку вода не послу­жит на поль­зу, а то и пой­дет во осуждение.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Околоцерковные заблуждения

  • Многие считают, что купание в крещенской иордани способно очистить душу от грехов. Это неверно, отпущение прегрешений совершается только через Таинство покаяния (исповеди) в православном храме.
  • Вода, набранная в церкви в день праздника Крещения Господня, является крещенской год, два, три и так далее, пока не иссякнут ее запасы. Люди ошибаются, считая, что ее святость «длится» всего лишь неделю.
  • Нет никакой разницы в том, набрана вода в сочельник или в день Крещения. По своим качествам она абсолютно одинакова. Освящается она одним и тем же чином, но многие люди даже не утруждают себя слушанием молитв. Некоторые околоверующие люди, к примеру, приходят сегодня за водой, а завтра повторяют то же самое, будучи уверенными в том, что «завтрашняя» вода сильнее «сегодняшней».
  • Великую Агиасму могут использовать как православные христиане, так и иноверцы. Важно, чтобы они ее принимали богобоязненно и благоговейно, с искренней молитвой на устах.
  • Считается, что вода, набранная из-под крана или в водоеме в праздник Крещения Господня, является освященной. Но таковой она будет лишь для тех, кто имеет крепкую веру во Христа. Но лучше, конечно же, набрать воду в церкви. Ведь в ее святых стенах, во время праздничного богослужения, происходит единение христианских молитв. Бывает, что человек не имеет возможности прийти в храм — тогда с верой и молением ему позволено налить воды из-под крана и пользоваться ею.
  • Добавляя всего лишь каплю святой воды в емкость с простой водой, освящается абсолютно вся вода. Поэтому неразумно набирать освященную воду после молебнов и в праздник Крещения целыми ведрами, канистрами, ведь «капля море освящает».
  • Считается мифом утверждение о том, что если человек некрещенный придет в праздник Крещения Господня в церковь и отстоит всю службу от начала до конца, то он уже считается крещенным и имеет право носить нательный крест и участвовать в прочих церковных таинствах.
  • Бывает, что святая вода портится, мутнеет, изменяет цвет, от нее появляется тухлый запах. В этом случае необходимо ее вылить в непопираемое ногами место, например, под дерево, в цветочный горшочек или в водоем. Сосуд, в котором она хранилась, не стоит более использовать в бытовых целях.
  • Неверно утверждение о том, что человеку, ежедневно и по всем правилам принимающему святую воду, можно не приступать к Таинству Причастия. Ведь святая вода ни коим образом не может заменить Кровь и Плоть Господню, которую христианин принимает в себя при причащении. Согласно церковным правилам, агиасма употребляется вместо Причастия лишь в том случае, если человек отлучен от Причастия на некоторое время, то есть на него наложена епитимия.


Освящение воды

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]