Зачем освящают воду?
Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.
В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин.3:5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь “очищение водою роду человеческому дарует”; “Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…”.
Вода — не лекарство
Слышал неоднократно, что нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели. Это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы: на него напали разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни — это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.
Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».
Как освящают воду?
Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием “хода на Иордан”.
Только Великая агиасма
Существует распространенное мнение, что есть вода «богоявленская», а есть «крещенская». Отличаются эти «воды» датой освящения — 18 января (в крещенский сочельник) и 19 января (в день Крещения Господня). Но это мнение — заблуждение.
Действительно, Великое водоосвящение совершается дважды. Первое водоосвящение — накануне праздника Крещения, 18 января, второе — в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма.
Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января — вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби — иордани.
Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.
Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.
К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.
протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии
Выпил воды — и все хорошо?
Есть такое суждение: искупавшись в крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза, а если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.
Нужно расставить акценты: отдельно — болезни и грех, отдельно — сглаз. Сглаз, порча и тому подобное — это суеверие. И избавляться нужно только от одного — от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т. п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол — падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное — невозможно.
Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей — масло), человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды — и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.
Как пользоваться святой водой?
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.
Святую воду принято употреблять с молитвой: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.
Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Святая вода в доме должна храниться в специально подготовленной ёмкости
Как отметил протоиерей Алексий Кульберг, действительно, бывает так, что хранившаяся в доме святая вода испортилась – позеленела.
Если человек истинно верует, эта вода для него всё равно будет оставаться святыней, даже если изменился её цвет, появились какие-то хлопья или осадок, изменился запах воды или она перестала быть прозрачной.
Причиной всех этих нежелательных изменений могло стать то, что воду неправильно хранили. Первое правило хранения святыни – трепетное к ней отношение и искренняя вера в её святость.
Прежде чем набрать святую воду в ту или иную ёмкость, посуду надлежит тщательно промыть. Пользоваться лучше всего стеклянной ёмкостью, желательно тёмной и с крышкой, которую можно плотно закрутить. Храниться ёмкость со святой водой дома должна рядом с иконами или за ними.
Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?
– Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.
Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.
священник Михаил Михайлов
LiveInternetLiveInternet
Церковь советует: чтобы не быть последними в Царстве Небесном, не нужно рваться первыми к емкостям со святой водой
В понедельник, 19 января, Русская православная церковь отмечает Святое Богоявление, Крещение Господне. Каждый год в этот день к православным храмам тянутся тысячи людей с емкостями для воды. Но, к сожалению, многие из них имеют слабое представление о том, как правильно употреблять воду, как ее хранить и чего нельзя с ней делать категорически.
О правилах пользования крещенской водой корреспонденту «Вечернего Новосибирска» Валерию Мельникову рассказал настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин.
— Отец Александр, почему праздник Крещения называется еще Богоявлением и в чем разница между водой крещенской и богоявленской?
— В основу праздника Крещения Господня положено евангельское повествование о том, как Спаситель крестился в водах Иордана. Во время крещения на Христа снизошел Дух Святой в виде голубя, а с Небес был слышан голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». То есть при крещении людям явились три лица Пресвятой Троицы: Бога — Отца (голосом с неба), Бога — Духа Святого (в виде голубя) и Бога — Сына, Иисуса Христа. Поэтому данный праздник называется также Богоявлением. Поскольку водосвятные молебны совершаются дважды: в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения, сложилось поверье, что вода, освященная в эти дни, разная. Это не соответствует действительности, так как чин Великого освящения воды в эти дни один и тот же. А вода, освященная в сочельник и праздник Крещения, одна и та же и называется богоявленской или крещенской.
— Правда, что при освящении воды применяется серебро?
— Очень часто приходится наблюдать, как люди заглядывают в емкости со святой водой и пытаются увидеть там серебряный крест, но при освящении воды никакое серебро не используется — вода освящается молитвой, а кресты, которые окунают в воду во время водосвятия, зачастую вообще деревянные.
— Некоторых людей смущает, что в емкости со святой водой постоянно добавляют воду из шланга.
— Это никого не должно смущать — при соединении со святой водой простая вода также освящается, недаром существует поговорка «Капля святой воды море освящает». По этой же причине не обязательно набирать полные емкости, можно дома аналогичным образом в святую воду добавить простой. Приходить же за водой желательно с бидонами, стеклянная посуда часто в сутолоке разбивается. Пластиковые бутылки замедляют отпуск воды, но если другой посуды нет, то бутылки необходимо заранее промыть от пивных осадков и остатков ароматизированных напитков. Этикетки на пластиковых бутылках необходимо смыть. Дома обычно святую воду из пластиковых бутылок переливают в стеклянную посуду и накрывают неплотной крышкой. Чтобы святую воду ни с чем не перепутать, посуду подписывают или наклеивают специальные наклейки. Храниться святая вода должна в подобающем месте. Нельзя, например, ставить ее рядом со спиртными напитками. Чтобы крещенская вода в течение года всегда была в наличии, по мере ее расходования в емкость добавляется обычная вода. Некоторые предпочитают отливать святую воду из емкости малыми дозами и добавлять в посуду с обычной водой.
— Часто люди берут воду, а сами толком и не знают, что с ней делать.
— В день Крещения, когда святую воду приносят домой, ею принято окроплять помещение, чтобы Господь благодатью Святого Духа освятил жилище верующих людей. Стены в каждой комнате и все подсобные помещения окропляются святой водой с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь», а кто знает, тот поет тропарь (краткую молитву) празднику Крещения. В течение года святую воду пьют обычно утром, прочитав специальную молитву «На принятие просфоры и святой воды». Если просфоры у вас нет, то в молитве слово «просфора» опускается.
Пьют крещенскую воду строго натощак. Из этого правила существует два исключения: не натощак можно пить воду в день праздника, когда вода берется в церкви, и в случае тяжелой болезни. Некоторые хозяйки на Крещение специально заготавливают воду, чтобы потом в ней солить огурцы, так как считают, что в воде, набранной в день Крещения, огурцы солятся лучше. Как говорится, по вере вашей и будет вам: солить огурцы в воде, освященной в церкви, грешно.
— А можно купать в святой воде больных детей?
— Этого делать категорически нельзя, так как святая вода будет смешиваться с грязью, а после купания сольется в канализацию. Если ребенок болен, то нужно давать ему пить святую воду, а также можно смачивать ею лицо.
— Что делать, если святая вода по каким-либо причинам зацвела?
— Такое иногда случается и чаще всего не из-за неправильного хранения, а по духовным причинам, и такая ситуация — повод для того, чтобы пойти на исповедь. А зацветшую воду нужно вылить либо в комнатные цветы, либо за городом под кустарник, либо в проточную воду (реку, ручей). Так же нужно обращаться с водой, которой споласкивается емкость из-под прошлогодней святой воды. Есть еще один способ — вода наливается в небольшие емкости, ставится на батарею отопления и постепенно испаряется.
— Отец Александр, традиция запастись святой водой на праздник Крещения сохранялась даже во времена воинствующего атеизма, но само зрелище, когда люди буквально насмерть бьются у емкостей с водой, вызывает огорчение.
— Действительно, грустно наблюдать такие сцены. Если уж вы пришли за святой водой, то нужно, чтобы вы были ей достойны. Если трудно выстоять длинную очередь, то можно прийти в другой день. Для этого нужно заранее узнать график раздачи воды, который в разных храмах различен. Например, в нашем соборе святая вода помимо 19 января будет разливаться еще 20 и 21 числа. Главное же нужно помнить, что от святой воды, взятой со скандалом, вряд ли будет должная польза. Не нужно рваться первыми к емкостям со святой водой, ибо, как сказал Спаситель: те, кто здесь будут первыми, возможно, в Царстве Небесном окажутся последними.
Источник
Бывает ли, что святая вода “не помогает”?
Святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.
Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. “Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему”. Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.
Причастие незаменимо
Кто-то полагает, что Великая агиасма может заменить Святые Христовы Таины. Нет, не может.
Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы — причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение.
По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.
Почему святая вода может испортиться?
Такое случается. Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Поэтому, если мы раньше в этих бутылках хранили что-то, если они не очень чистые, не нужно в них набирать святую воду. Помню, летом одна женщина стала наливать святую воду в бутылку из-под пива…
Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно – до дна бака не достал… Из-за этого, мол, вода не освятится… Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво! У одного моего знакомого священника, году в 1988, была бутылочка с водой, которая хранилась у него с 1953 или 1954 года…
Нужно относиться к воде благочестиво и аккуратно и самому вести благочестивую жизнь.
Священник Михаил Михайлов
Святая вода… из-под крана?
Многие люди порой авторитетно заявляют, что вода на Крещение становится святой везде, и нет нужды идти за ней в храм, можно набрать дома из-под крана.
Если понимать некоторые слова (например, «днесь — то есть сегодня, сейчас — вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.