Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия


Зачем освящают воду?

Вода зани­ма­ет важ­ное место в нашей повсе­днев­ной жиз­ни. Одна­ко она име­ет и выс­шее зна­че­ние: ей свой­ствен­на целеб­ная сила, о чем неод­но­крат­но гово­рит­ся в Свя­щен­ном Писании.

В Ново­за­вет­ное вре­мя вода слу­жит духов­но­му воз­рож­де­нию чело­ве­ка в жизнь новую, бла­го­дат­ную, очи­ще­нию от гре­хов. В раз­го­во­ре с Нико­ди­мом Хри­стос Спа­си­тель гово­рит: “Истин­но, истин­но гово­рю тебе, если кто не родит­ся от воды и Духа, не может вой­ти в Цар­ствие Божие” (Ин.3:5). Сам Хри­стос в нача­ле Сво­е­го слу­же­ния при­нял Кре­ще­ние от про­ро­ка Иоан­на Пред­те­чи в водах реки Иор­дан. В пес­но­пе­ни­ях служ­бы это­му празд­ни­ку гово­рит­ся, что Гос­подь “очи­ще­ние водою роду чело­ве­че­ско­му дару­ет”; “Струи освя­тил еси Иор­дан­ския, дер­жа­ву сокру­шил еси гре­хов­ную, Хри­сте Боже наш…”.

Вода — не лекарство

Слы­шал неод­но­крат­но, что нуж­но добав­лять кре­щен­скую воду в ван­ноч­ку, в кото­рой купа­ют мла­ден­цев, что­бы они не боле­ли. Это тоже одно из суе­ве­рий. Каж­дый чело­век может забо­леть. И вели­кие свя­тые стра­да­ли от физи­че­ских болез­ней. Напри­мер, пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский не мог выпря­мить спи­ну из-за полу­чен­ной трав­мы: на него напа­ли раз­бой­ни­ки и жесто­ко изби­ли. Свя­тая Мат­ро­на Мос­ков­ская от рож­де­ния до кон­ца сво­их дней была сле­пой. Никто не запре­ща­ет давать свя­тую кре­щен­скую воду мла­ден­цам (все же луч­ше пить свя­тую воду), в том чис­ле и во вре­мя болез­ни. Но в оче­ред­ной раз нуж­но напом­нить о том, что упо­треб­ле­ние свя­ты­ни — это не меха­низм, а дей­ствие, кото­рое тре­бу­ет веры и надеж­ды на Бога.

Суще­ству­ет тра­ди­ция: водой, взя­той в хра­ме в день Кре­ще­ния Гос­под­ня, окроп­лять дома, участ­ки и все, что там нахо­дит­ся. Поэто­му вполне мож­но окро­пить кре­щен­ской водой и свое жили­ще, и домаш­ние вещи. При этом мож­но петь или читать тро­парь (глав­ное пес­но­пе­ние) празд­ни­ка: «Во Иор­дане кре­ща­ю­щу­ся Тебе, Господи…».

Как освящают воду?

Водо­освя­ще­ние быва­ет малое и вели­кое: малое совер­ша­ет­ся в тече­ние года неод­но­крат­но (во вре­мя молеб­нов, совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния), а вели­кое — толь­ко в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня (Бого­яв­ле­ния). Водо­освя­ще­ние назы­ва­ет­ся вели­ким по осо­бен­ной тор­же­ствен­но­сти обря­да, про­ник­ну­то­го вос­по­ми­на­ни­ем еван­гель­ско­го собы­тия, кото­рое ста­ло не толь­ко пер­во­об­ра­зом таин­ствен­но­го омо­ве­ния гре­хов, но и дей­стви­тель­ным освя­ще­ни­ем само­го есте­ства воды через погру­же­ние в нее Бога во плоти.

Вели­кое водо­освя­ще­ние совер­ша­ет­ся по Уста­ву в кон­це литур­гии, после заам­вон­ной молит­вы, в самый день Бого­яв­ле­ния (6/19 янва­ря), а так­же и в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния (5/18 янва­ря). В самый день Бого­яв­ле­ния водо­освя­ще­ние совер­ша­ет­ся с тор­же­ствен­ным крест­ным ходом к источ­ни­кам воды, извест­ным под назва­ни­ем “хода на Иордан”.

Только Великая агиасма

Суще­ству­ет рас­про­стра­нен­ное мне­ние, что есть вода «бого­яв­лен­ская», а есть «кре­щен­ская». Отли­ча­ют­ся эти «воды» датой освя­ще­ния — 18 янва­ря (в кре­щен­ский сочель­ник) и 19 янва­ря (в день Кре­ще­ния Гос­под­ня). Но это мне­ние — заблуждение.

Дей­стви­тель­но, Вели­кое водо­освя­ще­ние совер­ша­ет­ся два­жды. Пер­вое водо­освя­ще­ние — нака­нуне празд­ни­ка Кре­ще­ния, 18 янва­ря, вто­рое — в сам день празд­ни­ка. Но ника­ко­го отли­чия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 янва­ря исполь­зу­ет­ся один и тот же чин (то есть после­до­ва­тель­ность молитв) водо­освя­ще­ния. Вода, освя­щен­ная по это­му чину, назы­ва­ет­ся Вели­кой аги­асмой, то есть Вели­кой свя­ты­ней. Не быва­ет отдель­но «бого­яв­лен­ской» и отдель­но «кре­щен­ской» воды, но толь­ко — Вели­кая агиасма.

Точ­но отве­тить на вопрос, с чем свя­за­на прак­ти­ка двух водо­освя­ще­ний, слож­но. Извест­но, что уже в VI веке в Пале­стине суще­ство­ва­ла тра­ди­ция совер­ше­ния освя­ще­ния воды в реке Иор­дан нака­нуне и в сам день празд­ни­ка Кре­ще­ния. В Древ­ней Руси суще­ство­вал обы­чай, кото­рый сохра­ня­ет­ся и до сих пор в неко­то­рых местах, совер­шать Вели­кое водо­освя­ще­ние 18 янва­ря в хра­ме, а 19 янва­ря — вне хра­ма, устра­и­вая крест­ный ход к спе­ци­аль­но при­го­тов­лен­ной про­ру­би — иордани.

Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

В любом цер­ков­ном празд­ни­ке необ­хо­ди­мо раз­ли­чать его смысл и сло­жив­ши­е­ся вокруг него тра­ди­ции. В празд­ни­ке Кре­ще­ния Гос­под­ня глав­ное – это Бого­яв­ле­ние, это Кре­ще­ние Хри­ста Иоан­ном Пред­те­чей, гла­са Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой воз­люб­лен­ный» и Духа Свя­то­го, схо­дя­ще­го на Хри­ста. Глав­ное для хри­сти­а­ни­на в этот день – это при­сут­ствие на цер­ков­ной служ­бе, испо­ведь и При­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Таин, при­ча­ще­ние кре­щен­ской воды.

Сло­жив­ши­е­ся тра­ди­ции купа­ния в холод­ных про­ру­бях не име­ют пря­мо­го отно­ше­ния к само­му Празд­ни­ку Кре­ще­ния Гос­под­ня, не явля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми и, что осо­бен­но важ­но, не очи­ща­ют чело­ве­ка от гре­хов, о чем, к сожа­ле­нию, мно­го гово­рит­ся в СМИ.

К подоб­ным тра­ди­ци­ям не нуж­но отно­сить­ся как к маги­че­ским обря­дам – празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня празд­ну­ют пра­во­слав­ные и в жар­ких Афри­ке, Аме­ри­ке, и в Австра­лии. Ведь и паль­мо­вые вет­ви празд­ни­ка вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим были заме­не­ны вер­ба­ми в Рос­сии, а освя­ще­ние вино­град­ных лоз на Пре­об­ра­же­ние Гос­подне – бла­го­сло­ве­ни­ем уро­жая яблок. Так­же и в день Кре­ще­ния Гос­под­ня будет освя­ще­ны все воды неза­ви­си­мо от их температуры.

про­то­и­е­рей Игорь Пче­лин­цев, пресс-сек­ре­тарь Ниже­го­род­ской епархии

Выпил воды — и все хорошо?

Есть такое суж­де­ние: иску­пав­шись в кре­щен­скую ночь в про­ру­би, мож­но изба­вить­ся от всех болез­ней, гре­хов и сгла­за, а если в тече­ние года забо­ле­ешь, нуж­но пить кре­щен­скую воду для исцеления.

Нуж­но рас­ста­вить акцен­ты: отдель­но — болез­ни и грех, отдель­но — сглаз. Сглаз, пор­ча и тому подоб­ное — это суе­ве­рие. И избав­лять­ся нуж­но толь­ко от одно­го — от веры в суе­ве­рия. Хри­сти­ане верят в Бога, а не в сгла­зы, пор­чи, при­во­ро­ты и т. п. Обра­ща­ясь к Богу в молит­вах, мы про­сим, что­бы Бог защи­щал нас от зла. Напри­мер, в молит­ве «Отче наш» есть сло­ва: «Изба­ви нас от лука­во­го», то есть от дья­во­ла. Дья­вол — пад­ший ангел, кото­рый про­ти­вит­ся Богу и хочет отвра­тить чело­ве­ка от Бога, поэто­му мы и про­сим, что­бы Бог изба­вил нас от дья­во­ла и все­го того зла, кото­рое он пыта­ет­ся посе­ять в людях. Если чело­век искренне верит в Бога, в то, что Гос­подь Бог защи­ща­ет веру­ю­щих от вся­ко­го зла, то одно­вре­мен­но с этим верить в пор­чу, сглаз и тому подоб­ное — невозможно.

При­ни­мая кре­щен­скую воду (как и любую дру­гую свя­ты­ню, напри­мер, просфо­ру или освя­щен­ный елей — мас­ло), чело­век может молить­ся Гос­по­ду о том, что­бы эта свя­ты­ня послу­жи­ла бы ему сред­ством исце­ле­ния от болез­ней. В чино­по­сле­до­ва­нии Вели­ко­го водо­освя­ще­ния есть такие сло­ва: «О еже бытии воде сей освя­ще­ния дару, гре­хов избав­ле­нию, во исце­ле­ние души и тела и на вся­кую поль­зу изряд­ную Гос­по­ду помо­лим­ся» (рус­ский пере­вод: «Дабы ста­ла эта вода освя­ще­ния даром, от гре­хов избав­ле­ние, для исце­ле­ния души и тела и для вся­ко­го полез­но­го дела при­год­ной, Гос­по­ду помо­лим­ся»). Мы про­сим, что­бы через упо­треб­ле­ние аги­асмы чело­век полу­чал бла­го­дать Божию, очи­ща­ю­щую гре­хи, вра­чу­ю­щую душев­ные и телес­ные немо­щи. Но все это не некое меха­ни­че­ское или авто­ма­ти­че­ское дей­ствие: выпил воды — и все ста­ло сра­зу хоро­шо. Здесь необ­хо­ди­ма вера и надеж­да на Бога.

Как пользоваться святой водой?

При­ме­не­ние свя­той воды в повсе­днев­ной жиз­ни пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на доста­точ­но мно­го­раз­лич­но. К при­ме­ру, ее упо­треб­ля­ют нато­щак в неболь­ших коли­че­ствах, обыч­но вме­сте с кусоч­ком просфо­ры (осо­бен­но это отно­сит­ся к вели­кой аги­асме (воде, освя­щен­ной нака­нуне и в самый день празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня), кро­пят свое жилище.

Осо­бен­ным свой­ством свя­той воды явля­ет­ся то, что, добав­лен­ная даже в неболь­шом коли­че­стве к воде обыч­ной, она сооб­ща­ет бла­го­дат­ные свой­ства и ей, поэто­му в слу­чае нехват­ки свя­той воды ее мож­но раз­ба­вить простой.

Нель­зя забы­вать, что освя­щен­ная вода – это цер­ков­ная свя­ты­ня, с кото­рой сопри­кос­ну­лась бла­го­дать Божия, и кото­рая тре­бу­ет к себе бла­го­го­вей­но­го отношения.

Свя­тую воду при­ня­то упо­треб­лять с молит­вой: “Гос­по­ди Боже мой, да будет дар Твой свя­тый и свя­тая Твоя вода во остав­ле­ние гре­хов моих, в про­све­ще­ние ума мое­го, в укреп­ле­ние душев­ных и телес­ных сил моих, во здра­вие души и тела мое­го, в поко­ре­ние стра­стей и немо­щей моих по без­пре­дель­но­му мило­сер­дию Тво­е­му молит­ва­ми Пре­чи­стыя Тво­ея Мате­ри и всех свя­тых Тво­их. Аминь”.

Хотя и жела­тель­но — из бла­го­го­ве­ния к свя­тыне — при­ни­мать Бого­яв­лен­скую воду нато­щак, но по осо­бой нуж­де в помо­щи Божи­ей — при неду­гах или напа­де­ни­ях злых сил — пить ее мож­но и нуж­но, не колеб­лясь, в любое вре­мя. При бла­го­го­вей­ном отно­ше­нии свя­тая вода оста­ет­ся све­жей и при­ят­ной на вкус дол­гое вре­мя. Хра­нить ее сле­ду­ет в отдель­ном месте, луч­ше рядом с домаш­ним иконостасом.

Святая вода в доме должна храниться в специально подготовленной ёмкости

Как отметил протоиерей Алексий Кульберг, действительно, бывает так, что хранившаяся в доме святая вода испортилась – позеленела.

Если человек истинно верует, эта вода для него всё равно будет оставаться святыней, даже если изменился её цвет, появились какие-то хлопья или осадок, изменился запах воды или она перестала быть прозрачной.

Причиной всех этих нежелательных изменений могло стать то, что воду неправильно хранили. Первое правило хранения святыни – трепетное к ней отношение и искренняя вера в её святость.

Прежде чем набрать святую воду в ту или иную ёмкость, посуду надлежит тщательно промыть. Пользоваться лучше всего стеклянной ёмкостью, желательно тёмной и с крышкой, которую можно плотно закрутить. Храниться ёмкость со святой водой дома должна рядом с иконами или за ними.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

– Абсо­лют­но ника­ко­го отли­чия нет! Вер­нем­ся во вре­ме­на пат­ри­ар­ха Нико­на: он спе­ци­аль­но уточ­нял у Антио­хий­ско­го пат­ри­ар­ха, нуж­но ли освя­щать воду в сам день Кре­ще­ния Гос­под­ня: ведь нака­нуне, в сочель­ник, уже воду освя­ти­ли. И полу­чил ответ, что гре­ха в том не будет, это мож­но сде­лать еще раз, что­бы все мог­ли взять воды. А у нас сего­дня при­хо­дят за одной водой, а назав­тра за дру­гой – дескать, тут вода силь­нее. А чем же она более силь­ная? Так и видим, что люди даже не слу­ша­ют молит­вы, кото­рые чита­ют­ся на освя­ще­нии. И не зна­ют, что вода освя­ща­ет­ся одним чином, чита­ют­ся одни и те же молитвы.

Свя­тая вода абсо­лют­но оди­на­ко­ва в оба дня – и в день Кре­ще­ния, и в сочель­ник Крещенский.

свя­щен­ник Миха­ил Михайлов

LiveInternetLiveInternet

Церковь советует: чтобы не быть последними в Царстве Небесном, не нужно рваться первыми к емкостям со святой водой


В понедельник, 19 января, Русская православная церковь отмечает Святое Богоявление, Крещение Господне. Каждый год в этот день к православным храмам тянутся тысячи людей с емкостями для воды. Но, к сожалению, многие из них имеют слабое представление о том, как правильно употреблять воду, как ее хранить и чего нельзя с ней делать категорически.

О правилах пользования крещенской водой корреспонденту «Вечернего Новосибирска» Валерию Мельникову рассказал настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин.

Отец Александр, почему праздник Крещения называется еще Богоявлением и в чем разница между водой крещенской и богоявленской?

— В основу праздника Крещения Господня положено евангельское повествование о том, как Спаситель крестился в водах Иордана. Во время крещения на Христа снизошел Дух Святой в виде голубя, а с Небес был слышан голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». То есть при крещении людям явились три лица Пресвятой Троицы: Бога — Отца (голосом с неба), Бога — Духа Святого (в виде голубя) и Бога — Сына, Иисуса Христа. Поэтому данный праздник называется также Богоявлением. Поскольку водосвятные молебны совершаются дважды: в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения, сложилось поверье, что вода, освященная в эти дни, разная. Это не соответствует действительности, так как чин Великого освящения воды в эти дни один и тот же. А вода, освященная в сочельник и праздник Крещения, одна и та же и называется богоявленской или крещенской.

Правда, что при освящении воды применяется серебро?

— Очень часто приходится наблюдать, как люди заглядывают в емкости со святой водой и пытаются увидеть там серебряный крест, но при освящении воды никакое серебро не используется — вода освящается молитвой, а кресты, которые окунают в воду во время водосвятия, зачастую вообще деревянные.

— Некоторых людей смущает, что в емкости со святой водой постоянно добавляют воду из шланга.

— Это никого не должно смущать — при соединении со святой водой простая вода также освящается, недаром существует поговорка «Капля святой воды море освящает». По этой же причине не обязательно набирать полные емкости, можно дома аналогичным образом в святую воду добавить простой. Приходить же за водой желательно с бидонами, стеклянная посуда часто в сутолоке разбивается. Пластиковые бутылки замедляют отпуск воды, но если другой посуды нет, то бутылки необходимо заранее промыть от пивных осадков и остатков ароматизированных напитков. Этикетки на пластиковых бутылках необходимо смыть. Дома обычно святую воду из пластиковых бутылок переливают в стеклянную посуду и накрывают неплотной крышкой. Чтобы святую воду ни с чем не перепутать, посуду подписывают или наклеивают специальные наклейки. Храниться святая вода должна в подобающем месте. Нельзя, например, ставить ее рядом со спиртными напитками. Чтобы крещенская вода в течение года всегда была в наличии, по мере ее расходования в емкость добавляется обычная вода. Некоторые предпочитают отливать святую воду из емкости малыми дозами и добавлять в посуду с обычной водой.

— Часто люди берут воду, а сами толком и не знают, что с ней делать.

— В день Крещения, когда святую воду приносят домой, ею принято окроплять помещение, чтобы Господь благодатью Святого Духа освятил жилище верующих людей. Стены в каждой комнате и все подсобные помещения окропляются святой водой с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь», а кто знает, тот поет тропарь (краткую молитву) празднику Крещения. В течение года святую воду пьют обычно утром, прочитав специальную молитву «На принятие просфоры и святой воды». Если просфоры у вас нет, то в молитве слово «просфора» опускается.

Пьют крещенскую воду строго натощак. Из этого правила существует два исключения: не натощак можно пить воду в день праздника, когда вода берется в церкви, и в случае тяжелой болезни. Некоторые хозяйки на Крещение специально заготавливают воду, чтобы потом в ней солить огурцы, так как считают, что в воде, набранной в день Крещения, огурцы солятся лучше. Как говорится, по вере вашей и будет вам: солить огурцы в воде, освященной в церкви, грешно.

— А можно купать в святой воде больных детей?

— Этого делать категорически нельзя, так как святая вода будет смешиваться с грязью, а после купания сольется в канализацию. Если ребенок болен, то нужно давать ему пить святую воду, а также можно смачивать ею лицо.

— Что делать, если святая вода по каким-либо причинам зацвела?

— Такое иногда случается и чаще всего не из-за неправильного хранения, а по духовным причинам, и такая ситуация — повод для того, чтобы пойти на исповедь. А зацветшую воду нужно вылить либо в комнатные цветы, либо за городом под кустарник, либо в проточную воду (реку, ручей). Так же нужно обращаться с водой, которой споласкивается емкость из-под прошлогодней святой воды. Есть еще один способ — вода наливается в небольшие емкости, ставится на батарею отопления и постепенно испаряется.

Отец Александр, традиция запастись святой водой на праздник Крещения сохранялась даже во времена воинствующего атеизма, но само зрелище, когда люди буквально насмерть бьются у емкостей с водой, вызывает огорчение.

— Действительно, грустно наблюдать такие сцены. Если уж вы пришли за святой водой, то нужно, чтобы вы были ей достойны. Если трудно выстоять длинную очередь, то можно прийти в другой день. Для этого нужно заранее узнать график раздачи воды, который в разных храмах различен. Например, в нашем соборе святая вода помимо 19 января будет разливаться еще 20 и 21 числа. Главное же нужно помнить, что от святой воды, взятой со скандалом, вряд ли будет должная польза. Не нужно рваться первыми к емкостям со святой водой, ибо, как сказал Спаситель: те, кто здесь будут первыми, возможно, в Царстве Небесном окажутся последними.

Источник

Бывает ли, что святая вода “не помогает”?

Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник пишет: “Вся бла­го­дать, иду­щая от Бога через свя­той Крест, свя­тые ико­ны, свя­тую воду, мощи, освя­щен­ный хлеб (арт­ос, анти­дор, просфо­ры) и др., вклю­чая Свя­тей­шее При­ча­стие Тела и Кро­ви Хри­сто­вых,— име­ет силу лишь для тех, кто досто­ин этой бла­го­да­ти через пока­ян­ные молит­вы, пока­я­ние, сми­ре­ние, слу­же­ние людям, дела мило­сер­дия и про­яв­ле­ние дру­гих доб­ро­де­те­лей хри­сти­ан­ских. Но если нет их, то эта бла­го­дать не спа­сет, она не дей­ству­ет авто­ма­ти­че­ски, как талис­ман, и бес­по­лез­на для нече­сти­вых и мни­мых хри­сти­ан (без добродетелей)”.

Чуде­са исце­ле­ний про­ис­хо­дят и в наши дни, и они бес­чис­лен­ны. Но чудес­ных дей­ствий свя­той воды удо­ста­и­ва­ют­ся лишь те, кто при­ем­лет ее с живой верой в обе­то­ва­ния Божия и силу молит­вы Свя­той Церк­ви, те, кто име­ет чистое и искрен­нее жела­ние изме­не­ния жиз­ни, пока­я­ния, спа­се­ния. Бог не тво­рит чудес там, где хотят видеть их толь­ко из любо­пыт­ства, без искрен­не­го наме­ре­ния вос­поль­зо­вать­ся ими к сво­е­му спа­се­нию. “Род лука­вый и пре­лю­бо­дей­ный,— гово­рил Спа­си­тель о сво­их неве­ру­ю­щих совре­мен­ни­ках,— ищет зна­ме­ния; и зна­ме­ние не даст­ся ему”. Что­бы свя­тая вода при­нес­ла нам поль­зу, будем забо­тить­ся о чисто­те души, о высо­ком досто­ин­стве наших помыс­лов и поступков.

Причастие незаменимо

Кто-то пола­га­ет, что Вели­кая аги­асма может заме­нить Свя­тые Хри­сто­вы Таи­ны. Нет, не может.

Веро­ят­но, это суе­ве­рие так­же свя­за­но с непра­виль­ным пони­ма­ни­ем цер­ков­ных тра­ди­ций. Освя­щен­ная в празд­ник Кре­ще­ния вода, даже явля­ясь вели­кой свя­ты­ней, как уже было ска­за­но, все же не может заме­нить при­ча­ще­ния Тела и Кро­ви Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Хотя, напри­мер, есть опре­де­лен­ные сход­ства в прак­ти­ке При­ча­ще­ния и упо­треб­ле­ния аги­асмы — при­ча­щать­ся и пить аги­асму нуж­но нато­щак. Этим под­чер­ки­ва­ет­ся осо­бен­ное отно­ше­ние к воде, освя­щен­ной на Крещение.

По пра­ви­лам Церк­ви, Вели­кую аги­асму реко­мен­до­ва­ли упо­треб­лять в каче­стве духов­но­го уте­ше­ния людям, кото­рые по раз­лич­ным при­чи­нам нахо­ди­лись под отлу­че­ни­ем от Таин­ства При­ча­ще­ния, то есть речь шла не о пол­ной и рав­но­знач­ной замене, а лишь о духов­ном утешении.

Почему святая вода может испортиться?

Такое слу­ча­ет­ся. Воду надо наби­рать в чистые емко­сти, в кото­рых вода не долж­на пор­тить­ся. Поэто­му, если мы рань­ше в этих бутыл­ках хра­ни­ли что-то, если они не очень чистые, не нуж­но в них наби­рать свя­тую воду. Пом­ню, летом одна жен­щи­на ста­ла нали­вать свя­тую воду в бутыл­ку из-под пива…

Часто при­хо­жане любят делать заме­ча­ния: напри­мер, одно­му наше­му свя­щен­ни­ку ста­ли объ­яс­нять, что освя­щал он воду непра­виль­но – до дна бака не достал… Из-за это­го, мол, вода не освя­тит­ся… Что же, батюш­ка водо­ла­зом дол­жен быть? Или что крест не сереб­ря­ный… Не надо до дна доста­вать и крест может быть дере­вян­ный. Не нуж­но делать из свя­той воды культ, но и отно­сить­ся нуж­но бла­го­че­сти­во! У одно­го мое­го зна­ко­мо­го свя­щен­ни­ка, году в 1988, была буты­лоч­ка с водой, кото­рая хра­ни­лась у него с 1953 или 1954 года…

Нуж­но отно­сить­ся к воде бла­го­че­сти­во и акку­рат­но и само­му вести бла­го­че­сти­вую жизнь.

Свя­щен­ник Миха­ил Михайлов

Святая вода… из-под крана?

Мно­гие люди порой авто­ри­тет­но заяв­ля­ют, что вода на Кре­ще­ние ста­но­вит­ся свя­той вез­де, и нет нуж­ды идти за ней в храм, мож­но набрать дома из-под крана.

Если пони­мать неко­то­рые сло­ва (напри­мер, «днесь — то есть сего­дня, сей­час — вод освя­ща­ет­ся есте­ство…») из чина Вели­ко­го водо­освя­ще­ния в широ­ком смыс­ле, то мож­но ска­зать, что дей­стви­тель­но про­ис­хо­дит освя­ще­ние всех вод. Но опять же важ­но понять, что про­ис­хо­дит это не само по себе, а по молит­вам Церк­ви. Цер­ковь про­сит, что­бы Гос­подь Бог освя­тил воды, дал Свою бла­го­дат­ную силу, очи­ща­ю­щую и освя­ща­ю­щую есте­ство воды. К сожа­ле­нию, часто быва­ет так, что мно­гие при­хо­дят в храм имен­но за водой, не участ­вуя при этом в бого­служении празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня. Полу­ча­ет­ся, что кре­щен­ская вода ста­но­вит­ся само­це­лью. А это непра­виль­но. Преж­де все­го мы долж­ны про­сла­вить Бога за его бла­го­де­я­ния к роду чело­ве­че­ско­му, кото­рые Он явил через Сво­е­го Сына, Гос­по­да Иису­са Хри­ста, взяв­ше­го на Себя гре­хи все­го мира, ведь имен­но в память Кре­ще­ния Хри­сто­ва на иор­да­ни и совер­ша­ет­ся освя­ще­ние воды.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]