Богородице-Рождественский монастырь является одним из самых древних в России, он был образован в конце XII века. В течение 150 лет, до основания Троице-Сергиевой Лавры, обитель была главным духовным центром на всей территории Северо-Восточной Руси. В настоящее время Богородице-Рождественский монастырь является действующим, он расположен в центре города, на возвышенности, над руслом реки Клязьмы.
Даже если во время поездки мало времени и Вы осматриваете только главные достопримечательности Владимира, посетить эту древнюю обитель, несомненно, стоит. Архитектурный ансамбль составляют, в основном, строения XVII–XVIII веков, в том числе кельи монахов и палаты архимандрита, церковь Рождества Христова (массивное вытянутое здание) и Святые ворота, собор Рождества Богородицы и другие исторические здания. На территории обители расположена Владимирская духовная семинария.
Вы сможете посетить службу и послушать звон колоколов, а также ощутить дух древности и истории русского государства. Чтобы гостям было легче ориентироваться, на входе имеется план обители, а на всех важных объектах помещены таблички с наименованием.
Становление Богородице-Рождественского монастыря во Владимире
Датой основания монастыря принято считать 21 августа 1191 года, в этот день сын Юрия Долгорукого князь Всеволод III Большое гнездо (такое имя он получил по той причине, что у него было 12 детей) заложил белокаменный собор Рождества Богородицы.
Время становления обители тесно связано с именем Всеволода III. Князь покровительствовал над монастырем — отписал ему немалые земли, а настоятелями назначал епископов Владимира.
Ярким событием в монашеской жизни стало погребение в склепе Рождественского собора в 1263 году Великого князя Александра Невского. В дальнейшем, каждый из правящих князей, желая почтить память великого полководца, преподносил дары Богородице-Рождественскому монастырю и делал вклад в его развитие. Это было время, когда обитель укреплялась и процветала.
Правда, в этот период были и мрачные страницы в ее истории. В 1238 году во время нашествия полчищ татаро-монгольского ига монастырские постройки были разграблены и преданы огню, а монахи и настоятель убиты. Много сил и времени потребовалось, чтобы вновь восстановить монастырскую жизнь.
История
В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич, избрав во Владимире (в среднем городе-кремле) место к восточной стороне, в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.
В летописи обозначено время основания под летом 6699 (1191/1192): «тогож лета заложи великий князь Всеволод церковь каменну во граде Володимери Рожество св. Богородицы августа в 22 день при епископе Иоанне». При закладке церкви присутствовал сам великий князь и весь его двор. В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья. Руководство Рождественским монастырем осуществляли игумены (до 1230 года) при том, что игумены Симон и Митрофан, один после другого, были во Владимире епископами.
С 1230 года монастырём стали управлять архимандриты. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Иоанна Васильевича значилась первой в числе русских монастырей. С половины XIII до начала XIV века всероссийские митрополиты, перенёсшие первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным.
Монастырь в XIII-XIV веках
В 1214 году Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль. 14 марта 1227 года на место Симона, по избранию того же князя игумен Митрофан посвящён в Суздальского епископа митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире.
В 1230 году, по избранию племянников Юрия Всеволодовича Рождественский первый архимандрит Кирилл посвящён во епископа Ростовского.
В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.
23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Так Иоанн Данилович Калита в 1328 году в духовном завещании писал: «а что есть прикупил сельцо на Киржаче у Прокопья у игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское и то даю св. Александру себе в поминанье»; Иоанн Иоаннович в духовной 1356 года писал: «село Павловское дал есмь св. Александру в прок себе в память»; сын его Дмитрий Иоаннович в первой духовной 1371 года подтверждает: «а что отец мой князь великий дал село Павловское к святому Александру того не подвигнуть». В его же духовной грамоте 1379 года сказано: «а из моих сосудов серебряных дадут к святей Богородице в Володимир блюдо великое серебряное с кольцы».
В 1388 году Рождественский архимандрит Павел посвящён митрополитом Пименом во епископа Коломенского на место епископа Герасима.
Монастырь в XVI веке
В 1517 году по соборному избранию и соизволению великого князя архимандрит Геннадий поставлен во епископа Суздальского.
В 1566 году архимандрит Иоаким участвовал на соборе в Москве и был порукою по князе Михаиле Ивановиче Воротынском, а также был на соборе 1580 года, о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами.
В 1584 году архимандрит Герман был на соборе об оставлении вотчин при монастырях.
В 1598 году архимандрит Варлаам находился в Москве на соборе и подписал грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова.
Монастырь в XVII веке
Современные музыковеды считают архимандрита Исайю (в миру Иван Тимофеевич Лукошко) одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем ее «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I. Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета. А 28 сентября 1645 года архимандрит Иона присутствовал на венчании на царство Алексея Михайловича.
В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в бытность свою во Владимире и уважив его древность и знаменитость, по прибытии в Москву, с соизволения царя Алексея Михайловича и по совету патриарха Иоасафа, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим. В этом же году Филарет был на Московском соборе об исправлении книжном и о разных обрядах церковных и он же 30 ноября этого года получил повеление вручить грамоту патриарху Никону о прибытии из Воскресенского монастыря в Москву, а 1 декабря находился при низложении Никона в числе соборян.
В 1672 году архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом.
Монастырь в XVIII-XIX веках
14 июля 1723 года архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 года открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.
Ещё в 1561 году, по воле царя Иоанна Васильевича и по грамоте всероссийского митрополита Макария, дано было первенство Троицко-Cepгиеву монастырю и Владимирско-Рождественский был поставлен вторым, а по устроении Александро-Невского монастыря с 1720 года поведено считать его третьим, но монастырь этот по древности своей и преимуществам, какие отдавались его настоятелям, всегда был в непосредственном ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов и наконец в зависимости от святейшего синода в числе ставропигиальных.
В начале XVIII столетия, как видно из переписных книг города Владимира, составленных в 1715 году ландратом князем Артемием Ухтомским, в Рождественском монастыре было 64 человека монашествующих, в том числе два архимандрита, шесть иеромонахов и пять иеродиаконов. Из сохранившейся переписной книги того же времени, по переписи обер-инспектора Семена Никифоровича Коровина, оберкоменданта Андрея Федоровича Боркова и коменданта Андрея Михайловича Вешнякова «Володимерскаго посаду посадским и ямским и всякого чину градским жителям» видно, что Рождественского монастыря служек было 96 дворов на монастырской земле в слободке Макаровке подле посаду, бобылей 13 дворов и 5 дворов служек приписного к Рождественскому монастырю Спасского Златовратского монастыря.
Новый собор Рождества Богородицы
16 июля 1744 года по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею городе Суздале. До учреждения в 1764 году штатов, монастырь имел 7899 душ крестьян и самый архиерейский дом содержался его доходами. В 1789 году, по соединении Владимирской епархии с Суздальской, епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство и в нём разместился генерал-губернатор Заборовский. В 1797 году епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял свое мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, — но в 1798 году, пред путешествием императора Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре.
Монастырь Рождественский, где была кафедра епископская, близ собора стоит на месте прекраснейшем, высоком, на берегах реки Клязьмы; зала в нём прелестнейшая, проспектом. Впрочем, строения в том монастыре немного и окружностию не велик; ограда каменная небольшая и башень мы не приметили. Удивило нас, что монастырь был из первейших, а строения в нём немного.
— Платон (Левшин), 1792
24 августа 1858 года Император Александр Николаевич осматривал в монастыре древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести её реставрацию. В 1869 году архитектор-реставратор Н. А. Артлебен совместно с Д. Корицким распорядились снести храм домонгольского времени и под видом реставрации выстроили на его месте новый.
Трагедия XX века
В период с 1918 по 1991 на территории монастыря размещались отделы ВЧК (ОГПУ, НКВД, КГБ), здания следственного изолятора.
При Сталине на территории бывшего монастыря осуществлялись расстрелы и захоронения репрессированных (1930-1950-е годы).
Значение обители
Высокий статус обители сохранялся до правления Ивана Грозного, первого царя на Руси. По его решению в 1561 году главным центром монашеской жизни была признана Троице-Сергиева Лавра. Богородице-Рождественский монастырь Владимира стал вторым по своему значению. Через 150 лет, при Петре Первом в 1710 году, был основан Александро-Невский монастырь (с 1797 года он становится Лаврой). Именно сюда в 1723 году переносятся мощи Великого князя Александра Невского и Владимирская обитель становится третьей по своей значимости.
Несмотря на то, что значение обители, как центра духовной жизни, снизилось, вплоть до большевистского переворота 1917 года она оставалась важным центром паломничества и святым почитаемым местом.
Богородице-Рождественский монастырь в Советское время
За свою историю Богородице-Рождественский монастырь много раз страдал от пожаров, реставрировался и перестраивался. Но самые страшные дни наступили при Советской власти, когда территорию обители занимали различные карательные организации, начиная от ГубЧК (губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем) и заканчивая КГБ. В период сталинских репрессий здесь проходили массовые расстрелы репрессированных, обвиненных в шпионаже и признанных врагами народа.
В память о погибших в монастырском саду установлен памятный белокаменный крест, а на монастырской стене Вы увидите мемориальную доску с фамилиями убитых.
Летнее утро в монастыре
Солнечным июньским утром в монастыре очень красиво. Храмы, сверкающие на солнце кресты на фоне голубого неба, прекрасные розы, пионы, ирисы и другие цветы на монастырских цветниках — все это напоминает о Творце всего и располагает к молитве.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о значении утреннего времени для молитвенного делания: «Ловите же утренние часы, это — часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам на то состояние, когда мы встанем обновленные в общее утро невечернего дня воскресения или когда разрешимся от этого смертного тела…»
В утренних молитвах мы просим благословения у Господа на грядущий день. И всякое дело в течение дня, начинаемое с молитвы, приносит свои плоды. Таким образом, при добром, смиренном устроении молящегося, молитва становится основанием всего доброго в нашей жизни.
» Грешнику не должно оставлять молитвы из-за грехов своих, ибо если думаешь, что ныне недостоин приступать к Богу с молитвой, то когда будешь достоин? Когда это достоинство будет? Когда себя освятишь, оправдаешь и чем? Откуда святость и правда наша? Христос оправдает. Кто праведен пред Богом? «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Кто был Манассия? Великий грешник. Что же, отвержен ли молящийся? Нет, он помолился со смирением и получил милость.
Кто жена, плакавшая при ногах Христовых? Блудница, грешница. Отринута ли Христом? Нет. Услышала сладкий голос: «прощаются грехи её многие… вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 47, 50). Недостоинство твое ничем не может повредить тебе. Единое требуется, чтобы оставил ты прихоти свои и прибегнул с покаянием к Отцу Небесному», — рассуждает святитель Тихон Задонский.
«Молитесь усердно Господу Богу, — призывает преподобный Антоний Оптинский, — и холодное сердце свое разогревайте сладчайшим именем Его, поскольку Бог наш огонь есть. Это призывание и нечистые мечтания истребляет. И сердце согревает ко всем заповедям Его. А посему молитвенное призывание сладчайшего имени Его должно быть дыханием души нашей, должно быть чаще биения сердца нашего».
«…Ничего лучшего вам пожелать не умею, как: держите молитву, а для этого ничего не ожидайте от себя, от своей мудрости и усилий, а все от Господа», — пишет святитель Феофан Затворник.
Да поможет всем нам Тот, Кто дарует молитву молящимся!
17 июня 2021 г.
Цитаты приводятся по источникам: https://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-molitve
https://svyatye.com/otcy/O-molitve/2.html
Фотогалерея:
Поделиться:
Собор Рождества Богородицы
К сожалению, собор Рождества Богородицы, главный монастырский храм, возведенный еще при Всеволоде III, не сохранился в первозданном виде.
В 1858 году император Александр II, посещая обитель, обратил внимание на ветхость многовекового строения и распорядился выделить средства на его реставрацию. Здание было полностью разобрано, а затем восстановлено в соответствии с прежним видом. Особенно замечательно выглядел позолоченный купол собора.
Однако, в 30-е годы, когда в СССР повсеместно уничтожались храмы, Собор Рождества Богородицы и колокольня с часами также были разрушены.
Спустя 800 лет со дня основания обители началось ее возрождение. Первое богослужение состоялось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в сентябре 1992 года. В конце XIX века началось воссоздание собора Рождества Богородицы и звонницы. Причем, архитекторы не стремились выполнить копию собора XII века, ими был построен белокаменный храм по образу Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества того времени. В 2004 году восстановленный собор был освящен.