В России монастыри не раз переживали тяжкие времена. На них нападали враги, они горели, безбожные власти закрывали их, но существует в России одна обитель, которая никогда не закрывалась с момента своего основания.Это Успенский Псково-Печерский монастырь, который был основан в 1473 году. Его основали монахи Киево-Печерской лавры, спасавшиеся от набегов татар.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь | |
Страна | Россия |
Город | Печеры |
Год основания | 1473 |
Сайт | https://pskovo-pechersky-monastery.ru |
Настоятель | Наместник Тихон Шевкунов |
В обители похоронены предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского, здесь жили и живут старцы, высокочтимые в православном мире. По их молитвам совершаются великие чудеса.
Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных монастырей в России
Успенский Псково-Печерский монастырь считается одним из самых крупных и известных мужских монастырей в России. Он имеет многовековую историю и весьма почитаем в православном мире. Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.
Своё название обитель получила от находящихся в нём пещер, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). Считается, что монастырь был основан в 1473 году, когда преподобный Ионнна выкопал в песчаной горе храм в честь Успения Божией Матери.
Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах независимой Эстонии, благодаря чему не был закрыт (все монастыри на территории СССР были закрыты к концу 1920-х годов).
1473
в этом году основали Успенский Псково-Печерский монастырь
Кроме того, существует легенда о том, что занимавший в 1960-е годы должность настоятеля монастыря архимандрит Алипий (Воронов) отказался исполнять решение советских властей о закрытии обители. Он якобы пригрозил поднять на её защиту фронтовиков, живших в ней.
Псково-Печерский монастырь. Видеофильм
Дорогие посетители нашего Православного островка!
Предлагаем к Вашему просмотру документальный фильм о Свято-Успенском Псково-Печерском мужском монастыре. Этот чудесный монастырь с многовековой историей – один из самых больших в России! Он никогда не закрывался! Даже в самую жестокую атеистическую войну!
В 1473 году была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что и считается временем основания монастыря.
Псково-Печерский монастырь
Не каждый ли монастырь и даже отдельный храм есть Врата Небесные по своей сути? Это так. Но суть должна быть явленной, и выражаться, как подчеркивал отец Павел Флоренский, через имя. Псково-Печерский Успенский монастырь неофициально называют домом Пресвятой Богородицы. Далеко не случайно это имя вышло из глубин народного сознания, и закрепилась за Печерской обителью.
Богом зданные пещеры
Расположенный в 340 километрах на юго-запад от Петербурга и в 50-ти на запад от Пскова, Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь на северо-западных рубежах России, на древней псковской земле были взращены семена православной веры, посеянные на Руси ещё в X веке святой равноапостольной княгиней Ольгой. Она по преданию родилась в весе Выбутской недалеко от Пскова.
Само пустынножительство на Руси начало развиваться в конце XII начале XIII столетий, то есть, уже после основания Киево-Печерской Лавры, которая являлась высочайшим образом иноческого жития. Когда-то первоначальник русских иноков преподобный Антоний пришел в дремучий лес на берегу Днепра и поселился в дикой пещере. Он вернулся с горы Афон, где местом его подвигов тоже была пещера. Антоний основал первый в Киевской Руси монастырь, который впоследствии стал одним из самых прославленных. Это Киево-Печерская Лавра. Подобно Киево-Печерскому стали образовываться и Псковские монастыри: Елеазаровский, Крыпецкий, Никандров, а также Псково-Печерский.
Место, где находятся псковские пещеры, издавна было окружено таинственным ореолом. В древности речка Каменец была глубока, в ней водились бобры, а кругом стоял дремучий лес. В Печерских лесах охотились звероловы изборяне по прозванию Селиши. Они часто слышали церковное пение, исходящее из горы, но никого не видели. Не зная истинной причины этого явления, звероловы приписывали благозвучное пение ангелам и считали, что это место пронизано Божьей благодатью. Возможно, поэтому изборяне и приобрели эту землю у псковитян. Один из земельных участков достался крестьянину Ивану Дементьеву. Он поселился у речки и поставил сруб, который явился первым строением деревни Пачковки, названой по имени реки, в которую впадал поток Каменец. Как-то раз Дементьев рубил лес на горе. Стоявшее на крутом обрыве дерево повалилось вниз и увлекло за собой еще несколько деревьев вместе с корнями. Земля в этом месте обсыпалось, и глазам крестьянина открылась огромная нора с надписью «Богом зданная пещера».
Как оказалось, в ней жили молитвенники, чье пение и доносилось из-под горы. Это открытие пещер произошло в 1392 году, когда почил светильник земли русской преподобный Сергий Радонежский. Иноки видят в этом промысел Божий, считая, что северо-западный светоч православия зажегся не только от Киево-Печерской, но и незримыми путями от Троице-Сергиевой Лавры. Сколько времени подвизались в пещере отшельники неизвестно, также как и их имена. Только одно имя сохранило предание, имя преподобного Марка. Первые псковские монастыри подвергались страшным разорениям со стороны ливонских рыцарей. Иноков убивали и забирали в плен. Не исключена версия, что преподобный Марк в лесах и пещерах долины реки Каменец спасался именно от них. Из местного предания также известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, которые бежали в псковские земли из-за многочисленных набегов крымских татар.
«Иногда паломники спрашивают: «А правда ли что у Вас есть подземный ход, который соединяет печеры с Киевом, и монахи пришли по подземному ходу?» Мы говорим, что никакого подземного хода нет, соединяющего с Киевом. Единственная у нас есть связь с Киевом – историческая, связь веры, традиционная».
Как-бы там ни было, именно Марк положил начало святой обители печорской, явился ее предтечей. Предание о преподобном Марке повествует о том, как местные охотники видели на склоне холма молящегося старца. Он стоял обычно над местом будущего Успенского храма у трех камней под сенью огромных дубов. Один камень и поныне лежит в верхнем монастырском саду. А другие, как предполагают, ушли в землю. Также сохранился один из дубов, который был свидетелем тех древний событий.
Из Соловецкой летописи явствует, что этот отшельник является четвертым великим пустынножителем с подобным именем. Первым же был сам евангелист Марк. Проводя жизнь в отшельничестве и созерцании, святой Марк Псково-Печерский побеждает плоть, умерщвляя ее во имя Богообщения. Преподобный выдолбил дубовую колоду в виде лодки, которая служила ему постелью при жизни земной, а по окончании ее стала гробом, который был помещен в пещере. Святые пещеры пользуются сегодня особым почитанием. Вход в них находится рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись «БОГОМ ЗДАННЫЕ ПЕЩЕРЫ». Слева в помещение, наподобие часовни – гробница преподобного Марка. Вторая гробница – преподобного Ионы, который считается уже непосредственным основателем монастыря.
Вот его краткая история. Через 75 лет после открытия пещер, священник Иоанн Шестник был послан как миссионер из Москвы в город Герт (ныне Тарту в Эстонии). Он приехал туда с женой и двумя сыновьями в 1467 году. Основанный Ярославом Мудрым город Юрьев постепенно наполнялся воинствующими католиками и утратил свое первоначальное название, став Гертом. Иоанн вместе с пресвитером Исидором сразу же столкнулся с ненавистью и гонениями на православных, перенося множество оскорблений.
«Когда начались притеснения со стороны ливонских рыцарей, они были вынуждены оттуда уйти, чтобы сохранить жизнь детей. Узнали о Богом зданных пещерах, устроили храм, услышали и о кончине священномученика Исидора, который был в праздник Крещения ливонским рыцарем брошен под лед. И после того, как скрылась река по весне, их тела вместе с прихожанами (более семидесяти) нашли на берегу реки. И в покаянии они устроили этот собор».
Но как они устраивают собор? Отец Иоанн с матушкой Марией начинают искапывать нишу под храм в самой горе, чуть правее от входа в Богом зданные пещеры. Это и определило уникальность Успенского храма на все последующие века. В дальнейшем, когда над храмом Успения построили Покровский собор, как мы видим это и сегодня, пять куполов на кровле расположили в один ряд. А обычно в традиционном православном храме четыре купола идут вокруг пятого. Внешний же облик Печерского храма определил ландшафт. Здание выкопано в святой горе, и крыша находится на уровне ее вершины, которая является как бы продолжением храма.
<< Видео – рубрика
Ипатьевский монастырь. Документальный фильм
Первооснователями обители стали монахи другого, Киево-Печерского, монастыря
Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современной псково-печерской обители. Также проводилось и научных исследований происхождения расположенных в монастыре пещер.
Эти пещеры расположены в отложениях песчаника по берегам ныне существующего ручья Каменец. Как считают некоторые ученые, они могут быть природного происхождения.
Монастырские же предания говорят о том, что пещеры (печеры) стали известны местным жителям в 1392 году.
Преподобный Марк Псково-Печерский, икона. Преподобный Марк считается первожителем Псково-Печерской обители. Фото: pravenc.ru
В пещерах поселились монахи Киево-Печерской лавры, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Из предания известно имя только одного из этих затворников, преподобного Марка, называемого «начальным иноком» монастыря.
Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».
1392
в этом году местным жителям стали известны пещеры Псково-Печерской лавры
Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие.
Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры» (Богом созданные пещеры). Позже рядом с ним была построена церковь, освященная во имя Успения Божией матери.
План Богом зданных пещер. Пронумерованы семь галерей-улиц подземного некрополя, проход в который идёт из ближних пещер. В конце 6-й галереи устроен храм в честь Воскресения Христова. Год основания подземного Успенского храма считается годом основания Псково-Печерской обители. Фото: upload.wikimedia.org
Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь.
Он стал непосредственным основателем обители. Позже Иван Деменьтьев передал участок земли инокам, и вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали местом погребенья для иноков.
Расцвет Псково-Печерской обители приходится на XVI век
Печерский монастырь достиг своего наивысшего рассвета в XVI веке. Так, при игумене Дорофее Успенская церковь на святой горе была обновлена и расширена. Возводились на территории и другие строения.
В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами).
1521
в этом году монастырь приобрел икону Успения Богоматери
Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора. В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.
Пещеры Псково-Печерского монастыря. В 15 веке монастырская жизнь из пещер переместилась в здания, выстроенные внизу святой горы. Пещеры же стали местом погребения иноков. Фото: molitva-info.ru
К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в помещении Успенского храма.
В наши дни обитель сегодня свято хранит древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав. Кроме того, в это время монастырь также получил и военное значение.
Игумен Псково-Печерской лавры Коринилий был убит царем Иваном Грозным.
Настоящий расцвет обители связан с её последующим игуменом, преподобномучеником Корнилием. В 1541 году он поставил в монастыре трапезную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, расширил Успенскую церковь, прокопал далее монастырские пещеры.
При нём обитель превратилась в сильную крепость. Его заслугой является возведение вокруг обители мощных каменных крепостных стен (1558 — 1565 года).
Игумен Корнилий умер в 1570 году, согласно преданию был собственноручно убит заподозрившим измену царём Иоанном Грозным. Это произошло у монастырских ворот. Раскаявшись, царь понёс на своих руках его тело в Успенский храм.
«Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи» (К.В. Лебедев). По легенде игумен Псково-Печерской лавры прмчч. Коринилий был убит царем Иваном Грозным из-за подозрения в измене. Фото: upload.wikimedia.org
С начала XVII века и до конца XIX века монастырь выдержал неоднократные осады со стороны польских и шведских войск. Кроме того, его также осаждали войска Наполеона.
В память об избавлении Пскова от наполеоновских войск 1815 — 1827 годах был сооружён Михайловский собор, в 1870 году была устроена Сретенская церковь.
1815 — 1827
в этот период был построен Михайловский собор, а в 1870 году — Сретенская церковь
В 1920 году, по Тартускому мирному договору, город Печоры (Петсери) и Печорский уезд отошли Эстонии, и оставалась там вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году.
В наше время Успенский Псково-Печерский монастырь активно развивается, сохраняя древние традиции
Во время войны строения Псково-Печерского монастыря пострадали от артиллерийских обстрелов, разрушились Трапезная и Братский корпус. После оккупации обитель была в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому).
C августа 1941 по февраль 1944 года братия монастыря вместе с игуменом Павлом (Горшковым) участвовали в Псковской православной миссии. Священнослужители внешне оказывали лояльность оккупационным властям для возможности совершать богослужения
Его Святейшество Патриарх московский и всея Руси Пимен (Извеков) 3 июня 1971 — 3 мая 1990. С 1949 года по 1954 год наместником Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря был архимандрит Пимен (Извеков). Фото: upload.wikimedia.org
16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР. Около 40 лет на территории РСФСР действовали только два монастыря — Псково-Печерский и открытая в 1946 году Троице-Сергиева лавра.
С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В 1957 году в монастырь переселились семеро Валаамских старцев, в 1939 году перевезённые с острова Валаам в Финляндию.
1967 — 2006
в этот период в Псково-Печерской обители жил архимандрит Иоанн Крестьянкин
28 июля 1959 года указом патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведён в сан архимандрита). Отец Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжёлые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании.
Благодаря его усилиям в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря. В 1980-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) в монастыре были проведены большие реставрационные работы
Архимандрит Алипий (Воронов). Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с 28 июля 1959 — 12 марта 1975 год. Отец Алипий (воронов) не дал закрыть монастырь в хрущевские времена. Фото: pravoslavie.ru
Активизация монастырской жизни в обители началось с началом в СССР перестройки. В 1986 году в Никольской башне монастыря был освящён храм в честь преподобномученика Корнилия, а в 1995 году на Святой горе монастыря — деревянная церковь в честь Псково-Печерских преподобных.
В монастыре провели последние годы жизни видный деятели РПЦ, например, митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).
В 1967 — 2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин). В 2003 году иеросхимонах Симеон (Желнин), живший в монастыре с 1896 по 1960 год, был причислен к лику святых.
Псковско-Печерский монастырь: по вере вашей да будет вам
Фото автора Псковско-Печерский монастырь многие называют «открытая крепость». Единственная обитель, которая никогда не закрывалась. Чудо! Необыкновенное чудо!
Мало кто знает, что в хрущевские времена, по указанию советских чиновников, принято было закрыть монастырь. И мало кто знает, что монахи были готовы отстаивать свою обитель ценой жизни. Но случилось чудо!
Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря архимандрит Алипий открыто отказался подчиняться приказу: он бросил указ в топку и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».
То ли слова отчаянья архимандрита, то ли приезд в монастырь премьер-министра Индии Индиры Ганди, но святая обитель стоит до сих пор. И будет стоять!
Псково-Печерский монастырь всегда привлекал паломников. Кто-то ехал к святыням, кто-то за советом старца. Летопись гласит, что император Александр Первый, услышав о жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти восстал из гроба и прожил 16 лет, попросил встречи с ним. Старец встретился с императором и сказал: «Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле».
Поддержите издание
- Вступайте в КЛАН
Или
В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – архимандрит Иоанн Крестьянкин. Батюшка почил в 2006 году. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников. На стенах иконы, портреты, фотографии. Келья очень домашняя и уютная.
Сегодня наместник монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).
От автора
Когда я собиралась в поездку, в Псково-Печерский монастырь, то разумеется «погуглила» информацию об обители и наместнике. Пусть простят меня, но я была в некотором шоке, когда прочитала то, что пишут солидные издания об архимандрите Тихоне (Шевкунове). Мол, учился во ВГИКе и «вдруг» уверовал в Бога! «Духовник» самого Путина! «Подсиживает» Владыку. И прочее, прочее…
Я обычный человек, которому неведомы «внутренние тайны» современной церкви! Но я журналист и православная. Мне совершенно не все равно, что происходит нынче в православии.
Но как узнать? Честно, я кинулась на колени перед священником отцом Николаем, который сопровождал меня в поездке и, умываясь соплями-слезами, с подвывом: «Просветите дуру грешную!», выклянчила комментарии.
Отец Николай: «Что вы ересь читаете! Какой «духовник» Путина? У Путина есть духовник на Валааме. То, что архимандрит может стать преемником Владыки – вполне вероятно. И я считаю, что это правильно. Как только он стал наместником Псково-Печерского монастыря, то самое первое он сделал – вернул пожилых батюшек из отдаленных церквей в обитель, а молодых отправил служить в отдалении. Верное и мудрое решение. Я не могу говорить за всех, но скажу честно свое мнение. Посмотрите, что происходит сейчас в православии! Что происходит сейчас в России? Россия – православная страна, а столько сект вокруг! И они официально существуют! В чем дело? Зачем эти организации растлевают душу людям? Почему молчит Владыка? Имея такую власть….Согласитесь, но можно было бы настоять на закрытии таких организаций. Или дело в деньгах? Я думаю, что если бы отец Тихон был бы, прости Господи, Патриархом, то этих бы сект не было бы. Они бы «отправились» туда, откуда пришли. В Америку! Я все могу понять, посочувствовать, но не понимаю я некоторых вещей: зачем Владыка встречался с Папой Римским? Зачем? То, что это не просто так –факт! Я не буду углубляться в нюансы, но это, на мой взгляд, не совсем верно. Почему? Две разные веры! Свет и тень. Это католики говорят об объединении. А зачем оно православию? Сколько было уничтожено православных католиками? Не следует это смешивать. Я уверен, что при отце Тихоне такого и быть не могло. А то, что его называют светским и даже «политическим», то что в этом плохого? Архимандрит Тихон очень образованный, энергичный человек, который разбирается во многих аспектах жизни. Что дурного в том, что он встречается с первыми лицами государства? Спокон веков это было на Руси. Да, он очень авторитетный человек в православии. Правда. Но он и очень прост в общении. К нему можно попасть и на беседу, и послушать его проповеди, и получить благословение. А то, что кто-то дурно говорить….Это от лукавого!»
Понятно, что мнение высказал священнослужитель. Мне стало интересно, а чту думают пусть и «не простые», но искренне верующие люди.
Евродепутат и православный прихожанин Андрей Мамыкин: «Я читал книгу отца Тихона. Она называется «Несвятые святые».Шедеврально! Читали вместе с супругой. Получили огромное удовольствие. Могу сказать, что отец Тихон – классный, современный батюшка. Возможно, в наше время нужен именно такой. Я слышал, что некоторые СМИ о нем говорят. Грустно! Причина в том, что нападки их идут на Путина через церковь. Это несолидно. Я бы, как журналист, так не поступил. А то, что отец Тихон встречается с Путиным, то и наш Владыка Александр встречается с президентом Вейонисом. И что? Это нормальная практика. Государство и церковь всегда пересекались. Зачем сейчас думать о том, кто будет после Патриарха? Не нам об этом говорить! Не мы отвели время Владыке! Дай Бог здоровья. Знаете, я сам пришел к Богу, когда это нужно было. Сам. И теперь могу сказать: «Верьте. По вере вашей да будет вам».
Действительно, русского человека вера всегда спасала и вела. И что нам до сплетен и домыслов, когда такие святые места на Руси есть!
Продолжение следует…
Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости
- Депутат Сейма Янина Курсите-Пакуле: Повторись 1940-й, целующих танки было бы многовато
- На границе между Украиной и Белоруссией скопились сотни хасидов
- Российский военный аналитик Кнутов: «Мы фактически загнали НАТО в ловушку в Калининграде»
- Экономист Кричевский: все эти кучки Кудрина — разговор ни о чем
- Трагедия на горе Мерон
- Мэр Ялты просит Аксёнова разрешить работать ресторанам и клубам после 23-х часов
- Полковник КГБ ЛССР в отставке: Церковь – часть государственно-политической машины
- Власти Саудовской Аравии предупредили, что хадж будет проведён на «специальных условиях»
- Песков, комментируя дело главы ставропольского ГИБДД, ответил на вопрос о коррупции
- У сына Стаса Пьехи сотрясение мозга и множественные ушибы
- Коронавирус прогулялся по карманам жителей Дивеева
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
- Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
- Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту
Или
Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети.
Яндекс Дзен Telegram Google News МирТесен Twitter Вконтакте Одноклассники Facebook
Псково-Печерская лавра славиться своими старцами и чудотворными иконами
Чудотворная икона Успения пресвятой Богородицы с «житиями» из Псково-Печерского монастыря
Среди святых, почитаемых ныне в Успенском Псково-Печерском монастыре, известно девять подвижников:
- Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году.
- Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Игумен монастыря в 1917 — 19 гг.
- Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого.
- Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии
- Преподобномученик Корнилий, игумен, созидатель обители, погибший (по легенде) от руки Иоанна Грозного вместе со своим учеником Вассианом в 1570 году. Мощи преподобного хранятся в Лавре.
- Вассиан (Муромцев), преподобномученик, ученик прмч. Корнилия.
- Васса, преподобная, в миру — супруга преп. Ионы, одного из основателей Псково-Печерской обители.
- Иона, иеромонах, преподобный, первый строитель обители.
- Марк, преподобный, почитается как первый инок обители. Умер в 15 веке.
Старец в православии — это наставник, человек имеющий богатый духовный опыт.
Старцем в православии считается человек, имеющий богатый духовный опыт, осуществляющий наставничество других людей, менее искушенных в духовной науке. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду таких подвижников.
Примером их служит известный в првавославном мире архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин). Среди современных наиболее известными старцами Псково-Печерского монастыря сегодня являются:
- архимандрит Тихон;
- схиархимандрит Никон.
Президент России Владимир Путин и настоятель монастыря митрополит Тихон у гроба Иоанна Крестьянкина в Богом зданных пещерах. В Псково-Печерской лавре долгое время пребывал великий православны старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Фото: upload.wikimedia.org
Главные святыни монастыря — икона Успения Божией Матери (старая) и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. Кроме того, также в обители хранятся чудотворные иконы: Успения Божией Матери (в житии) и Святителя Николая. По молитвам к ним совершаются многие чудеса, что зафиксировано служителями Лавры.
«Отец Владыка»: Митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону – 60 лет
Юбилей владыки Тихона (Шевкунова) — не только личная дата в жизни этого архипастыря, но и серьезная веха в новейшей церковной истории
Архипастырь Русской Церкви и… председатель колхоза. Автор главного православного бестселлера, вышедшего миллионными тиражами на разных языках мира, и… любимый ректор, выпустивший из стен созданной им семинарии множество священнослужителей. Церковный «министр культуры» и… прораб. В последнем нет ни тени иронии: именно так владыка Тихон не раз называл себя сам. Со столь присущим ему улыбчивым прищуром, который, однако, не означал несерьезности сказанного.
Наверное, каждый служитель Церкви в юности мечтает о том, что весь его путь будет состоять из духовной брани и духовных же побед, мало задумываясь о том, что любой настоятель, наместник и даже архиерей — это самый настоящий прораб. Человек, которому суждено не только предстоять в храме за богослужениями перед Престолом Божиим, но и зачастую возрождать, созидать эти самые храмы и монастыри. Нередко своими собственными руками. В строительных перчатках и без.
С рабочими в возрождающемся Сретенском монастыре. Фото: pravoslavie.ru
Нет, конечно, не каждый священнослужитель вместе с благодатью рукоположения обретает дар «крепкого хозяйственника», но в некоторых этот дар возникает совершенно неожиданно. Так это и случилось с Георгием Шевкуновым, молодым московским интеллектуалом (каковых тогда было немало среди любителей «толстых книжек»), выпускником ВГИКа, крестившимся лишь в 24-летнем возрасте, а уже в свой 33-й день рождения ставшим монахом, тем самым всецело посвятив себя Церкви Христовой. Причем, принимая это решение, определив дальнейший путь не только 33-летнего молодого человека, но и того, кем владыка Тихон, избери он другую дорогу, мог стать десятилетия спустя.
В начале поприща. Фото: pravoslavie.ru
От студенца-вгиковца к послушнику Церкви Христовой
Если когда-нибудь в популярной «молодогвардейской» серии ЖЗЛ будет поставлена задача издать томик о владыке Тихоне, автору придется изрядно потрудиться. И даже не потому, что сам владыка — человек скрытный. Напротив, и в личных беседах, и в упомянутом бестселлере «Несвятые святые» он нередко обращается к воспоминаниям. Сложнее в них не запутаться, как это, к примеру, сделали либеральные журналисты, снявшие «разоблачительный» фильм «Духовник», где вольно и невольно переврали практически всё, что смогли. Вплоть до, казалось бы, самых элементарных википедийных сведений.
Архимандрит Тихон (Шевкунов) на презентации книги «Несвятые святые» в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ, 2011 год. Фото: Максим Шеметов/ТАСС
Не будем повторять многократно сказанное, но основные вехи этого пути пройти стоит. Хотя бы даже для наглядной иллюстрации того, как юноша из нецерковной семьи в годы, когда за веру уже не расстреливали, но вполне можно было вылететь из комсомола, а при должном рвении оказаться в местах разной степени отдаленности от родительского дома, стал… Сначала послушником Псково-Печерской обители. Затем — сотрудником Издательского совета Московского Патриархата. Потом — монахом московского Донского монастыря, воссоздателем и многолетним наместником монастыря Сретенского (и ректором Сретенской семинарии). И, наконец, вновь оказавшись в родных ему Печорах, и тоже в качестве послушника, только это церковное послушание стало иным. Позавчерашний Георгий Шевкунов вошел в эти стены как их священноархимандрит — Митрополит всей Псковской земли.
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр (Шкурла) совершает проскомидию. Слева от владыки Лавра архимандрит Тихон (Шевкунов), 2007 год. Фото: pravoslavie.ru
Однако вернемся в 1980-е, годы духовного рождения будущего владыки Тихона.
Вот как описывает сам момент этого рождения автор «Несвятых святых»:
Я крестился сразу после окончания института, в 1982 году. К тому времени мне исполнилось двадцать четыре года. Крещен ли я был в детстве, никто не знал. В те годы подобное случалось нередко: бабушки и тетушки часто крестили ребенка втайне от неверующих родителей. В таких случаях, совершая таинство, священник произносит: «Аще не крещен, крещается», то есть «если не крещен, крестится раб Божий такой-то». К вере я, как и многие мои друзья, пришел в институте. Во ВГИКе было немало прекрасных преподавателей. Они давали нам серьезное гуманитарное образование, заставляли задумываться над главными вопросами жизни».
Архимандрит Тихон (Шевкунов) на открытии выставки «Андрей Рублев», 2010 год. Фото: Александра Мудрац/ТАСС
Впереди годы становления нового христианина. А пока, в день Святого Крещения, как рассказывал будущий архипастырь, его крестная, простая русская женщина, уборщица московского храма Святителя Николы в Кузнецах, попросив молитв новокрещенного, посоветовала рабу Божию Георгию:
Помолись, пожалуйста, обо мне. У тебя, пока не растеряешь, будет очень действенная молитва… Если сможешь, поезжай обязательно в Псково-Печерский монастырь. Там есть старец Иоанн по фамилии Крестьянкин. Тебе бы хорошо с ним встретиться. Он все объяснит, ответит на твои вопросы».
Отец Иоанн (Крестьянкин). Имя этого человека известно практически каждому верующему. Отца Иоанна, еще при жизни совершавшего подлинные чудеса, нередко именовали и именуют «старцем». Хотя сам он смиренно отвечал своим восторженным почитателям: «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички». Таким старичком он при первой встрече и показался юному Георгию Шевкунову, принявшему совет крестной и вскоре после крестин отправившемуся в Печоры.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в центре), архимандрит Тихон (слева) и архимандрит Анастасий (справа). Фото: pravoslavie.ru
Я впервые увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году, когда приехал в Псково–Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвел на меня особого впечатления: такой очень добрый старичок, весьма крепкий (в ту пору ему было только семьдесят два года), вечно куда–то спешащий, даже суетливый, неизменно окруженный толпой паломников. Другие насельники монастыря выглядели гораздо строже, аскетичнее и даже солиднее. Пока со временем до нас не стало доходить, что отец Иоанн на самом деле — один из очень немногих людей на земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь дает им видеть прошлое и будущее, как настоящее…»
Сложно сказать, видел ли старец Иоанн будущее юного послушника, но то, что во многом предопределил его — несомненно. После нескольких лет послушаний в Псковских Печорах будущий владыка возвращается в родную Москву, где оказывается в послушании у главы Издательского совета Московского Патриархата, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), одного из самых влиятельных архипастырей Русской Церкви, взявшего духовное (и не только) попечение о многих православных молодых людях. Из числа рядовых сотрудников Издательского совета последних советских десятилетий вышло немало известных клириков. И одним из них стал владыка Тихон, который в октябре 2015-го, в день своего епископского рукоположения, особо вспомнит и митрополита Питирима.
28 мая 1988 года. Глава Издательского совета Московского Патриархата, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) (справа) с митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (будущим Патриархом Московским и всея Руси) на праздновании 1100-летия славянской азбуки. Фото: Александр Овчинников/ТАСС
Я хотел бы вспомнить и поблагодарить митрополита Питирима (Нечаева), под руководством которого Господь судил мне продолжать церковное послушание. Он открыл для меня совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казенных кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего».
«В годину тяжкую Богом избранный»
Слова, вынесенные в подзаголовок, посвящены еще одному человеку, сыгравшему в жизни владыки Тихона (Шевкунова) особую роль. Это — первая строка тропаря (молитвенного славословия) Святителю Тихону, Патриарху Московскому, ставшему Предстоятелем в кровавые дни большевистского переворота и сделавшему все, чтобы в этих страшных условиях сберечь Русскую Церковь, но вместе с тем избежать компромиссов с богоборцами. В честь именно этого святого в стенах московского Донского монастыря 2 июля 1991 года получил монашеское имя вчерашний раб Божий Георгий.
Обретение мощей Святителя Тихона, Патриарха Московского, Донской монастырь, 1992 год. Фото: pravoslavie.ru
Не пройдет и года, как в феврале 1992-го молодой иеромонах Тихон (Шевкунов) примет участие в обретении мощей Святителя. Будущий владыка не раз с искренним воодушевлением рассказывал (в том числе и автору этих строк), какие чувства испытал, когда неожиданно взял за руку святого, чье имя получил при монашеском постриге. Не знаю, корректно ли такое сравнение, но можно предположить, что именно тогда 33-летний батюшка получил благословение своего Небесного покровителя на святительское служение.
Следующая станция — «Лубянка»
«Еще в девяностые он получит прозвище «лубянский батюшка» — за духовное окормление чекистов».
Пожалуй, именно в этих словах либеральных журналистов квинтэссенция отношения ненавистников Русской Церкви к владыке Тихону, который в 1993 году получил новое послушание — назначение настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, основанного в стенах бывшей Сретенской обители, что на Большой Лубянке (в дальнейшем подворье станет полноценным монастырем, возрожденным практически из небытия). Впрочем, сам он нисколько не чуждался этого прозвища. Да, батюшка. Да, с Лубянки. И таки да, духовно окормлял чекистов. Не знаю, многие ли офицеры Федеральной службы безопасности воцерковились благодаря «лубянскому батюшке», но даже единичные факты не могут не радовать и не обнадеживать.
К слову, именно тогда будущему владыке впервые пришлось столкнуться с серьезным внутрицерковным противостоянием. В святых стенах древнего Сретенского монастыря к тому времени уже обосновалась община небезызвестного священника Георгия Кочеткова, небесталанного проповедника, отличающегося радикальным модернизмом. «Православные либералы», несмотря на указания священноначалия (и непосредственное благословение архимандрита Иоанна (Крестьянкина), чтобы отец Тихон возродил монашескую жизнь в монастырских стенах), долго не желали покидать Сретенскую обитель.
Москва. 29 ноября 2006 года. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и архимандрит Тихон (Шевкунов) (слева направо) во время торжественной церемонии передачи патриарху посоха, богослужебного облачения и части личного архива бывшего главы Русской Православной Церкви за границей митрополита Филарета (Вознесенского). Фото: Григорий Сысоев/ТАСС
Этот конфликт затянулся и мог закончиться серьезным информационным ударом по Церкви, но Святейший Патриарх Алексий II мудро разрубил «гордиев узел», запретив в служении неугомонного отца Георгия. С тех пор либералы восприняли будущего владыку Тихона личным врагом и вплоть до сегодняшнего дня на информационном поле делают все, чтобы досадить ему и любым его начинаниям. Впрочем, как говорится в восточной мудрости, которую очень любит наш сегодняшний Предстоятель, Святейший Патриарх Кирилл: камни кидают только в то дерево, которое приносит плоды.
А плоды в деятельности владыки Тихона налицо, даже для людей, мало знакомых с новейшей церковной историей. И возрожденная Сретенская обитель со своим рязанским скитом — колхозом-миллионером «Воскресение», — а также основанная Сретенская духовная семинария, одно из лучших учебных заведений Русской Церкви, — лишь самые заметные звенья в цепи этих дел, одним из важнейших среди которых стало непосредственное участие будущего владыки в процессе воссоединения Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Деле, которое в 2007 году поставило точку в многолетнем разделении русских православных людей на «белых» и «красных».
Псково-Печерская Лавра. Фото: www.globallookpress.com
Псков. Конечная?
Сегодня очень многие (в основном, нецерковные) «диванные аналитики» пытаются рассуждать: что же стоит за возвращением владыки Тихона в Псковскую землю? Что это: «ссылка» или, напротив, «трамплин» для дальнейшей церковной карьеры? Точнее всего на подобные вопросы ответил сам владыка: это исполнение его многолетних молитв. Ведь, несмотря на то, что стены Сретенской обители стали для него более чем просто родными, духовная родина митрополита Тихона именно здесь, в Псково-Печерском монастыре. Ну и, конечно, это — очередное церковное послушание, каковых у владыки за три с половиной десятилетия его жизни в Церкви было (и, уверен, еще будет) очень много.
Москва. Сретенский монастырь. Проводы митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) в Псков. 20 мая 2021 года. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Автору этих строк неоднократно посчастливилось общаться с владыкой, но спустя уже пару лет после его архиерейского рукоположения как-то по привычке обратился, как к священнику: «Отец Тихон». И сразу смутился. На что владыка улыбнулся и сказал: «Да я и сам так больше привык». И действительно, очень многие до сих пор обращаются к владыке именно так. Некоторые же шутливо добавляют: «Отец Владыка». Наверное, именно в этом весь митрополит Тихон.
Осмотр выставки «Романовы» Святейшим Патриархом Кириллом и президентом России Владимиром Путиным (справа Владыка Тихон). Фото: pravoslavie.ru
Завершить же хочется словами древнерусского поздравления, которые веками адресовали архипастырям в дни их личных торжеств:
«Много лет ти, святыи владыко!»
В Псковско-Печерской обители службы ведутся на основании строгого устава
Решением Священного синода от 14 июля 2021 года митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) назначен священноархимандритом и игуменом обители. Фильм Тихона Шевкунова «Псково-Печерская обитель» стал явлением в православном мире.
Он был собран по съемкам с 1986 года, когда были живы великие старцы Лавры: архимандрит Серафим, архимандрит Феофан, схиархимандрит Александр, архимандрит Нафанаил, схиигумен Мелхиседек, архимандрит Иоанн.
Видеофильм Псково-Печерская обитель (Тихон Шевкунов), 2007. На 30 секунде автор начинает рассказывать историю Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря
В монастыре находятся: Богом зданные пещеры (ближние и дальние), Покровский храм, церкви: Успенская, Сретенская, Михайловская (собор), Благовещенская, Лазаревская, Николы Вратаря, Воскресения Христова (в дальних пещерах).
Корнилевская, Псково-Печерских преподобных, а также Звонница, Дом настоятеля, Братский корпус, Святые источники, Ризница, Крепостные стены с башнями (в том числе Башня нижних решеток).
Богослужение в Псково-Печерской лавре начинается в шестьчасов.
В настоящее время ближние пещеры (Святые врата) и помещения Сретенского храма открыты весь день. Вход в дальние Богом зданные пещеры осуществляется по предварительной договорённости. Успенский храм и Михайловский собор открыты только на время богослужений.
В обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский.
Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница.
Свято-Успенский Псково-Печерский Мужской Монастырь. Успенский пещерный храм, внутренне убранство подземного молельногозала.. Богослужение Псково-Печерской лавре начинается в 6 часов утра. Фото: bratsk-pravoslavny.ru
Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Псковской епархии расположен по адресу: Россия, 181500, Псковская обл., г. Печоры, ул. Международная, 5. Проезд: любым транспортом до г. Пскова, далее с автовокзала автобусом или маршрутным такси до г. Печоры.
Официальный сайт Псково Печерского монастыря содержит всю необходимую информацию, необходимую паломнику: расписание богослужений, рекомендованный размер пожертвования за требы, информация о входе в пещеры иформация о том, когда в Лавре проводиться крестный ход и т.д.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
LiveInternetLiveInternet
Псково-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы — главная святыня монастыря, покровительница и защитница всей псковской земли наряду с другой Псково-Печерской иконой — «Умиление»Икона «Умиление»
Икона Успения Пресвятой Богородицы прославилась в 1473 году: в день освящения Успенского пещерного храма (в будущем — главный храм Псково-Печерского монастыря), который пришелся на праздник Успения, от нее совершилось первое чудо — излечилась больная женщина. По другой версии, икона была написана для монастыря в 1521 году псковским иконописцем Алексием Малым по заказу купцов Василия и Федора — тех же самых, которые принесли в дар обители икону «Умиление». Все время пребывания этой иконы в обители перед ней происходили чудеса и исцеления.
Молитвы перед этой иконой помогли в спасении Пскова в 1581 году, во время Ливонской войны. Перед осадой города войском короля Стефана Батория Пресвятая Богородица явилась во сне благочестивому старцу Дорофею и велела доставить из Псково-Печерского монастыря две святыни — чудотворные иконы «Успение» и «Умиление». Иконы принесли в город и стали служить перед ними молебны. Враги долго осаждали и пытались штурмовать Псков, но так и не взяли его.
В 1812 году городу снова угрожал враг: армия Наполеона взяла Полоцк и продвигалась к Пскову. 7 октября в город были доставлены иконы «Успение» и «Умиление», их пронесли крестным ходом вокруг города, и в тот же день русские войска отбили Полоцк, остановив тем самым наступление французов на Псков.
«Псково-Печерская обитель» (Тихон Шевкунов), 2007
Лики Псково-Печерской обители — https://relaxyu.ru/anti/21073-liki_pskovo-pecherskoy_obiteli_38_foto/
«Гибель империи». Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Опубликовано: 4 сент. 2013 г. На вопросы ведущих отвечает архимандрит Тихон (Шевкунов) — наместник Московского Сретенского монастыря, ректор Сретенского высшего православного монастырского училища, преподаватель Нового Завета, академик РАЕН. Архимандрит широко известен публике как автор многих публикаций в церковной и советской печати, сценариев к фильмам о духовной жизни, консультант фильмов, снятых к празднованию тысячелетия Крещения Руси. Кроме этого им были осуществлены первые переиздания «Патерика» и другой святоотеческой литературы. Архимандрит Тихон (Шевкунов) — Встреча с семинаристами и прихожанами саратовских храмов. Ответы на вопросы — https://www.youtube.com/watch?v=Odj4BDA0uTY