Каково быть епископом на краю света? Что главное в архиерейском служении? С какими трудностями сталкиваются иерархи, а что, напротив, вдохновляет и дает силы жить и служить дальше? Об этом и многом другом — в интервью с митрополитом Курским и Рыльским Германом.
Митрополит Курский и Рыльский Герман.
Митрополит Курский и Рыльский Герман (Моралин Лев Геннадиевич) родился 24 декабря 1956 г. в с. Ново-Языково Арзамасского р-на Горьковской обл.
Окончил Арзамасское медицинское училище по специальности фельдшер. Служил в армии, работал по специальности, учился на историко-филологическом факультете Горьковского ГУ. 8 марта 1984 г. пострижен в монашество, 10 марта рукоположен во иерея. Заочно окончил Московскую духовную семинарию и Православный Свято-Тихоновский богословский институт.
23 февраля 1993 г. Священным Синодом избран епископом Якутским и Вилюйским. Хиротония состоялась 28 марта 1993 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. С 1995 г. — епископ Якутский и Ленский. 25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа.
17 августа 2004 г. назначен архиепископом Курским и Рыльским. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 62) назначен главой новообразованной Курской митрополии и временным управляющим Щигровской епархией. 1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита.
Архиепископ Курский и Рыльский Герман
— Владыка, в семье Вы не получили религиозного воспитания. Как и когда у Вас появилось желание посвятить себя Богу?
— Родители мои были далеки от Церкви, в храм не ходили, но по-семейному всегда отмечали Рождество Христово и Пасху. В детстве я не думал, что стану священником. Я хотел быть врачом-терапевтом, любил историю, но у меня всегда было ощущение близости Бога. Помню, что равнодушно не мог пройти мимо разрушенного храма, которых тогда было множество. И наверно, Господь, видя такое мое отношение к ним, дал мне послушание — восстанавливать храмы.
Вот уже 30 лет, всю свою церковную жизнь, я в основном занимаюсь восстановлением храмов. Если любишь свое дело, то нужно отдавать себя полностью, без остатка, и монашеский путь — путь человека, не отягченного семейными заботами, — для этого более приемлем.
Якутия и одиночество
— 1993 год — тяжелейший год для России. И в Вашей жизни этот год был значимым, так как Патриарх Алексий доверил Вам тяжелое и ответственное служение — быть епископом Якутским и Вилюйским. Как Вы восприняли это назначение, и какую роль в Вашей жизни сыграл Патриарх Алексий II?
— Святейший Патриарх Алексий сделал меня иерархом Церкви. Я совершенно не готовился к этому посту, ведь на архиереев нигде не учат. Одно дело — быть настоятелем храма, и совсем другое — иерархом. Это высокое церковное послушание и большая ответственность, поэтому когда Патриарх Алексий предложил мне стать епископом Якутского края, я не мог не согласиться сразу.
Изначально это предложение было сделано нескольким архимандритам, но они отказались, и Святейший очень тепло принял мое согласие, так как, наверно, был благодарен за мое послушание. Он всегда интересовался, как у нас обстоят дела, вникал во все проблемы, помогал.
— Что было самым трудным в Якутске: морозы, языковой барьер, расстояния?..
— Все было разрушено. В рабочем состоянии только один бедный деревянный храм. Но главное, что был храм и престол, и домик-сторожка, в котором можно было жить, а остальное, я решил, будет в зависимости от того, как молиться.
Зима в Якутске — школа выживания. 50-55 градусов ниже нуля — не редкость. Дышать при такой температуре тяжело. В храме газовое отопление. Бывало, газ замерзал и поступал очень плохо. К расстояниям я тоже привык, летал на самолетах и вертолетах, но чтобы попасть в далекие селения, приходилось преодолевать малопроходимые таежные тропы.
И все же самым тяжелым было отсутствие помощников. Первые полгода я служил вообще один, в том числе за дьякона и певчих, бывало, что возвращался вечером домой без голоса, к тому же исполнял все требы. Люди еще не привыкли к церкви, сторонились, даже хозяйственные работы были на моем попечении. Глухая стена, оставалось только кричать: Господи, помоги! Но отчаяния и страха не было.
Затем по моей просьбе Патриарх прислал четырех иеромонахов из тех, которые согласились, ведь многие отказывались. Я даже посещал духовные семинарии, звал выпускников к себе в епархию, но никто не соглашался. Тогда я понял, что надеяться следует лишь на свои силы и тех, кто меня окружал. И только на следующий год стали появляться кандидаты в священнослужители из местных жителей.
Потом, постепенно помощников стало больше. Многих я направлял в духовную семинарию, организовывались общины, строились храмы. Люди потянулись к вере. Жизнь церковная начала развиваться. И если в начале моего епископского служения был один приход, то через 11 лет, когда уезжал, было открыто 50 храмов и трудились уже 30 священнослужителей. Я очень им благодарен за настоящее миссионерство. Некоторые неделями были в поездках, жили в самых отдаленных селениях, переправлялись через реки, сутками пробирались по тайге, чтобы проповедовать слово Божие. Никогда никто не отказывался от поездок. Вот такие у меня были священники.
Не модернизм, а миссия
— За 11 лет епископства в Якутии было сделано немало, в том числе и введение богослужений на современном якутском языке. Почему необходимо было введение именно этого новшества?
— Сегодня все якуты знают русский язык, но мне приходилось общаться со старшим поколением, которые не владели русским. Моими помощниками был сделан перевод Священного Писания на якутский язык. К примеру, Апостол и Евангелие читались на двух языках. Это очень привлекало людей. Для них было очень важно, чтобы Богослужение совершалось на родном им языке. Сегодня в Якутске по воскресеньям служат две Литургии: на церковнославянском языке и на якутском.
Мои замечательные дореволюционные предшественники: святители Иннокентий (в будущем митрополит Московский) и Дионисий, прослуживший на якутской земле 30 лет священником и 14 епископом, — проповедовали на якутском языке. Несмотря на долгие годы гонений, их труд не пропал бесследно. До революции в Якутии богослужение совершалось в 130 храмах, почти все якуты были крещены, поэтому память о христианстве у них довольно сильно сохранилась. Я знал людей, которые переживали за своих сородичей-язычников. Был случай, когда я приехал в Вилюйск: несколько старичков заплакали, потянули руки для благословения. Это трогательно.
— В 2004 году Вам пришлось возглавить Курскую епархию. Это было неожиданно?
— Абсолютно неожиданно, так как я уже привык и никуда не просился. Считал, что нахожусь на своем месте. Но Патриарх Алексий позвонил и сказал, что я достаточно побыл на севере, и предложил возглавить Курскую епархию. Конечно, я не мог не послушать Святейшего, но принял предложение с некоторым опасением: я привык к северному народу с его менталитетом, да и количество приходов в Курской епархии гораздо больше.
Ссылки
РСФСР Феофан (Гаврилов) • Назарий (Кириллов) • Иувеналий (Масловский) • Дамиан (Воскресенский) • Онуфрий (Гагалюк) • Александр (Щукин) • Феодосий (Кирика) • Ефрем (Ефремов) • Питирим (Свиридов) • Алексий (Сергеев) • Нестор (Сидорук) • Иннокентий (Зельницкий) • Роман (Танг) • Леонид (Поляков) • Серафим (Никитин) • Николай (Бычковский) • Хризостом (Мартишкин) • Ювеналий (Тарасов) Ювеналий (Тарасов) • Герман (Моралин)
Не отгораживаться стеной секретарей
— Первые впечатления о Курской епархии? С какими проблемами пришлось столкнуться?
— Сразу много всего навалилось: строительство храмов, монастырей, много возникло проблем, посетителей, жалобы, которых в Якутии вообще не было. Здесь любят жаловаться. Однажды, думаю,что-то давно жалоб не было, открываю почту — четыре лежат! Не сразу я привык здесь. Было тяжело.
— Чему Вы, как архиерей, отдаете предпочтение?
Прежде всего — богослужение; предстояние у престола, молитва, проповедь. Архиерей должен быть доступным для всех, не отгораживаться от мира стеной секретарей, поэтому я никогда не убегаю после богослужений — остаюсь и отвечаю на вопросы прихожан. Конечно, это занимает много времени, но и решается много вопросов.
Когда веду прием в епархии, то принимаю всех, кто бы ни пришел. К сожалению, многие священники так не поступают. Большинство проблем, с которыми приходят люд,и вполне могли бы решиться на месте, если бы священнослужители не отмахнулись от них. Нужно дорожить каждым человеком, который приходит в храм.
— Есть ли проблемы, для которых не находится решения?
— Это разводы. Если люди повенчались, то должны терпеть и жить вместе. А зачастую бывает, такого натворят, что жить невозможно. Опять же, скажу, что это на совести священников, которые не проводят беседы перед венчанием, не объясняют, насколько велика ответственность — дорожить благословением Бога и Церкви. Совершают таинство венчания — и все. У нас, к сожалению, очень много разводов.
Духовники и младостарцы
— Владыка, скажите, что такое духовничество? Кто такие духовники епархии?
— Духовники — это опытные в духовной жизни священники. Найти духовника, чтобы получить совет в трудных житейских обстоятельствах, непросто. Священник должен раздавать советы не от своей головы, но опираться на опыт святых отцов, Священное Писание, должен сам быть молитвенником — только тогда этот совет принесет пользу. Сегодня выпускается множество духовной литературы, но читать следует больше святых отцов, учителей церкви. Там есть ответы на многие вопросы.
Священникам, как и мирянам, нужно иметь духовника, чтобы исповедоваться. Они так же нуждаются в советах, если не больше. Жизнь сложнее всяких правил. Духовник нашей епархии для священнослужителей -85-летний протоиерей Николай Давыдов, настоятель Никольского храма в Курске.
— Сталкивались ли Вы с проблемой младостарчества?
— Да. Боремся с этим явлением. Берут на себя ответственность благословлять те священники, которые сами еще нуждаются в руководстве. К примеру, приходит человек за благословением лечь в больницу, а он говорит: не лечись, мажься маслом. Ну что это такое!
Одним из первых вопросов, который я услышал, приехав сюда, был вопрос о том, как относиться к переписи населения. Тогда я подумал: что-то здесь не так. Как можно относиться к переписи? Ведь каждая хозяйка каждый день у себя во дворе кур считает. Что в этом страшного?
Или, к примеру, боязнь ИНН. Вместо того, чтобы направить свои силы на борьбу с грехами, люди направляют их на борьбу с ИНН и паспортами. Далее, разговоры о конце света. Конца света ждали с самых первых веков. Никто не знает, когда это произойдет. Мне печально, что есть такие священники, у которых есть склонность к таким вещам. Они, как правило, создают нездоровую атмосферу в приходе. Получается, не решаем насущные проблемы, а боремся с ветряными мельницами. Топчемся на месте.
Другие новости Курска за этот день
13 апреля 2021, 21:44У трех сотрудников Курской АЭС подозрение на коронавирус | 13 апреля 2021, 19:48Курская область получила более 300 тысяч масок |
13 апреля 2021, 18:53Под Курском пропала 11-летняя девочка | 13 апреля 2021, 18:30Антимонопольная служба Курской области: «Имбирный кризис преодолен» |
13 апреля 2021, 18:02Курские кладбища приведут в порядок к Пасхе | 13 апреля 2021, 17:47В Курской области будут штрафовать за нарушение режима повышенной готовности |
13 апреля 2021, 17:30Курянина накажут за самодельный «огнестрел» | 13 апреля 2021, 17:29Курские дорожники создали новый рецепт асфальта |
13 апреля 2021, 17:19Многодетный курянин идет под суд за неуплату алиментов | 13 апреля 2021, 16:57В Курске военные дезинфицируют машины «Скорой помощи» |
13 апреля 2021, 15:21Куряне из Кукуевки выложили обращение к Путину на картофельном поле | 13 апреля 2021, 15:10Жителей Курска из громкоговорителей призывают оставаться дома |
13 апреля 2021, 14:58Курская область. Возраст большей части заболевших коронавирусом — от 50 до 75 лет | 13 апреля 2021, 14:49Губернатор объяснил, почему курян с коронавирусом не кладут в больницу |
13 апреля 2021, 14:47В Курской области умер второй человек, больной коронавирусом | 13 апреля 2021, 14:45Пытаясь найти работу в интернете, курянка отдала мошенникам 50 тысяч |
13 апреля 2021, 14:39Курские медики приняли первые роды у женщины с коронавирусом | 13 апреля 2021, 14:38Курский губернатор объяснил, почему в регионе не вводится режим чрезвычайной ситуации |
13 апреля 2021, 14:15Роман Старовойт: «В Курской области коронавирусом болеют 5 человек на 100 000 населения» | 13 апреля 2021, 13:50Задержать мужчину, напавшего с ножом на школьниц под Курском, помогли односельчане девочек |
13 апреля 2021, 13:13РПЦ рассказала, как освятить куличи к Пасхе | 13 апреля 2021, 13:03За интим со школьницей 20-летний курянин может избежать сурового наказания |
13 апреля 2021, 12:37Под Курском водитель дал взятку сотруднику ГИБДД и попал под уголовную статью | 13 апреля 2021, 12:30В Курск вернутся заморозки и мокрый снег |
13 апреля 2021, 12:00В аварии под Курском ранены три человека | 13 апреля 2021, 10:48В Курской области подтверждено 15 новых случаев коронавируса |
13 апреля 2021, 10:40Курская область. Машина сбила женщину на переходе | 13 апреля 2021, 10:06В Курской области снизился индекс самоизоляции |
13 апреля 2021, 09:54Пик коронавируса в России придется на конец апреля | 13 апреля 2021, 09:42Курские спутники появятся в космическом павильоне на ВДНХ |
13 апреля 2021, 09:05В Курской области сгорел дом | 13 апреля 2021, 07:50Мошенники придумывают новые схемы, используя ситуацию с коронавирусом |
13 апреля 2021, 00:38 |
«Модные» мозоли
— Сегодня стало модно становиться священником, и многие идут в семинарию в поисках легкого пути. Как Вы оцениваете современных кандидатов священства?
— Не соглашусь, что сегодня священником быть модно. Это нелегкий путь, и выбирают его немногие. В 90-х, когда появилась свобода вероисповедания, многие действительно выбирали этот путь из любопытства, но в настоящее время количество желающих стать священнослужителем уменьшилось.
Большинство священнослужителей в провинции живут очень скромно. В нашей епархии большинство приходов — это небольшие сельские приходы (10-15 человек), и не всегда с восстановленным храмом: на это нет средств. Поэтому сельские священники живут как настоящие крестьяне. Встают каждый день в 4-5 утра, чтобы накормит скотину. У них ладони в мозолях, потому что если они не будут заниматься хозяйством и огородом, то умрут с голоду.
— Как Вы оцениваете внутрицерковную жизнь в Курской епархии в целом?
— Трудный вопрос. Нельзя сказать, что мы вот такие хорошие, потому что делаем много. Нужно делать еще больше.
Отрывок, характеризующий Герман (Моралин)
– Милушка! матушка! – послышался торжествующий крик Николая. Казалось, сейчас ударит Милка и подхватит зайца, но она догнала и пронеслась. Русак отсел. Опять насела красавица Ерза и над самым хвостом русака повисла, как будто примеряясь как бы не ошибиться теперь, схватить за заднюю ляжку. – Ерзанька! сестрица! – послышался плачущий, не свой голос Илагина. Ерза не вняла его мольбам. В тот самый момент, как надо было ждать, что она схватит русака, он вихнул и выкатил на рубеж между зеленями и жнивьем. Опять Ерза и Милка, как дышловая пара, выровнялись и стали спеть к зайцу; на рубеже русаку было легче, собаки не так быстро приближались к нему. – Ругай! Ругаюшка! Чистое дело марш! – закричал в это время еще новый голос, и Ругай, красный, горбатый кобель дядюшки, вытягиваясь и выгибая спину, сравнялся с первыми двумя собаками, выдвинулся из за них, наддал с страшным самоотвержением уже над самым зайцем, сбил его с рубежа на зеленя, еще злей наддал другой раз по грязным зеленям, утопая по колена, и только видно было, как он кубарем, пачкая спину в грязь, покатился с зайцем. Звезда собак окружила его. Через минуту все стояли около столпившихся собак. Один счастливый дядюшка слез и отпазанчил. Потряхивая зайца, чтобы стекала кровь, он тревожно оглядывался, бегая глазами, не находя положения рукам и ногам, и говорил, сам не зная с кем и что. «Вот это дело марш… вот собака… вот вытянул всех, и тысячных и рублевых – чистое дело марш!» говорил он, задыхаясь и злобно оглядываясь, как будто ругая кого то, как будто все были его враги, все его обижали, и только теперь наконец ему удалось оправдаться. «Вот вам и тысячные – чистое дело марш!» – Ругай, на пазанку! – говорил он, кидая отрезанную лапку с налипшей землей; – заслужил – чистое дело марш! – Она вымахалась, три угонки дала одна, – говорил Николай, тоже не слушая никого, и не заботясь о том, слушают ли его, или нет. – Да это что же в поперечь! – говорил Илагинский стремянный. – Да, как осеклась, так с угонки всякая дворняшка поймает, – говорил в то же время Илагин, красный, насилу переводивший дух от скачки и волнения. В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время. Дядюшка сам второчил русака, ловко и бойко перекинул его через зад лошади, как бы упрекая всех этим перекидыванием, и с таким видом, что он и говорить ни с кем не хочет, сел на своего каураго и поехал прочь. Все, кроме его, грустные и оскорбленные, разъехались и только долго после могли притти в прежнее притворство равнодушия. Долго еще они поглядывали на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел за ногами лошади дядюшки. «Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки. Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним. Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке. – И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке. Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем. – Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок! – Батюшки светы, ножик то… – Вишь татарка! – Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе. Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты. Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности. В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха. Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном – был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков. Дядюшка был тоже весел; он не только не обиделся смеху брата и сестры (ему в голову не могло притти, чтобы могли смеяться над его жизнию), а сам присоединился к их беспричинному смеху. – Вот так графиня молодая – чистое дело марш – другой такой не видывал! – сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев. – День отъездила, хоть мужчине в пору и как ни в чем не бывало! Скоро после дядюшки отворила дверь, по звуку ног очевидно босая девка, и в дверь с большим уставленным подносом в руках вошла толстая, румяная, красивая женщина лет 40, с двойным подбородком, и полными, румяными губами. Она, с гостеприимной представительностью и привлекательностью в глазах и каждом движеньи, оглянула гостей и с ласковой улыбкой почтительно поклонилась им. Несмотря на толщину больше чем обыкновенную, заставлявшую ее выставлять вперед грудь и живот и назад держать голову, женщина эта (экономка дядюшки) ступала чрезвычайно легко. Она подошла к столу, поставила поднос и ловко своими белыми, пухлыми руками сняла и расставила по столу бутылки, закуски и угощенья. Окончив это она отошла и с улыбкой на лице стала у двери. – «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку?» сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.
Матерь Божия в Курске
— В 2009 году состоялось довольно значимое событие в Русской Православной Церкви. Впервые за 90 лет на Родину вернулась (пусть пока на недолгое время) подлинная икона Божией Матери «Знамение». Курск в этот период стал центром паломничества России. Люди стояли в очереди в Знаменский Кафедральный собор по 14 часов. Как удалось избежать форс-мажорных ситуаций, и как Вы оцениваете это событие?
— Этому событию предшествовала большая подготовка. В Коренной пустыни был построен соборный храм для иконы на месте взорванного в революционные годы, в котором она находилась. Трудно проходили переговоры с Зарубежной Православной Церковью об объединении. Не было бы объединения, привоз иконы был бы невозможен. Мы неоднократно принимали Митрополита Лавра до и после подписания акта о каноническом общении Церквей.
Эти дни стали настоящим праздником и торжеством православия. Почти весь город вышел навстречу иконе. Это было потрясающее зрелище! Мы еще ехали от аэропорта, а люди вдоль дороги на коленях стояли. Иностранные гости плакали, видя такую любовь и память русского народа. Мы не ожидали, что на поклонение иконе приедет полмиллиона людей. Были огромнейшие очереди, собор был открыт круглосуточно. Молебны служились беспрерывно.
Архиепископ Курский и Рыльский Герман
Хорошо работала охрана, но напряжение было огромным. Слава Богу, все прошло хорошо. Святейший Патриарх Кириллбыл впечатлен огромным крестным ходом, благолепием нового храма, а мы в те дни заново открыли для себя наш народ, который по 15 часов стоял в очереди, некоторые не ели и не пили, чтобы с благоговением приложиться к чудотворной Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение».
— Вернется ли образ Божией Матери «Знамение» в Курск из Нью-Йорка навсегда?
— Даже боюсь пока говорить об этом. Слава Богу, что зарубежный Синод каждый год позволяет привозить к нам икону. Она для них бесконечно дорога, ее называют путеводительницей русского зарубежья, потому что она собрала многих, кому довелось в трудные годы покинуть Россию и рассеяться по всему свету. Поэтому когда заходит речь на какой-нибудь встрече о возвращении иконы, я стараюсь перевести тему, чтобы не смущать зарубежных гостей. Но будем просить, чтобы икона оставалась у нас дольше.
В этом году нам удалось посетить с иконой перинатальный центр, немного нарушив режим, в 2 часа ночи. Но какая была встреча! Все женщины вышли навстречу, многие не верили, что такое возможно. Радость была такая, какая описана в Евангелии: «…И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне»? (Лк. 2, 51). В следующем году обязательно посетим с иконой детскую больницу, онкологический центр и т. д.
№40 (649) / 24 октября ‘11
Епархия
Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Архиепископ Курский и Рыльский Герман
Дата рождения: 24 декабря 1956 г. Дата хиротонии: 28 марта 1993 г. Дата пострига: 8 марта 1984 г. День ангела: 11 июля.
- Родился в с. Ново-Языково Арзамасского р-на Горьковской обл.
- В 1975 г. окончил Арзамасское медицинское училище по специальности «фельдшер». В 1975-1977 гг. служил в рядах Советской армии, затем работал по специальности и одновременно учился на историко-филологическом факультете Горьковского ГУ.
- С 1983 г. нес послушание иподиакона при Владимирском епархиальном управлении.
- 19 августа 1983 г. архиепископом Владимирским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во диакона. Служил в Успенском кафедральном соборе г. Владимира.
- 8 марта 1984 г. настоятелем Успенского собора архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество, 10 марта архиепископом Серапионом рукоположен во иерея.
- В апреле 1984 г. назначен настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Ликино Судогодского р-на Владимирской обл.
- Заочно окончил Московскую Духовную семинарию.
- В 1987 г. возведен в сан архимандрита.
- В 1989-1993 гг. – настоятель в Покровском и Никитском храмах г. Юрьев-Польского.
- В 1991 г. назначен благочинным приходов Юрьев-Польского и Кольчугинского округов.
- 23 февраля 1993 г. Священным Синодом избран епископом Якутским и Вилюйским. Хиротония состоялась 28 марта 1993 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
- С 1995 г. – епископ Якутский и Ленский.
- 25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа.
- В 2000 г. заочно окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт.
- 17 августа 2004 г. назначен архиепископом Курским и Рыльским.
- Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Знаменского мужского монастыря г. Курска и Курской Коренной Рождества Богородицы мужской Пустыни пос. Свобода Золотухинского р-на Курской обл.
Образование:
- 1975 г. – Арзамасское медицинское училище;
- Московская Духовная семинария (заочно);
- 2000 г. – ПСТГУ (заочно).
Награды
- церковные: – 2002 г. – орден Свт. Иннокентия Московского II ст.; – 2006 г. – орден Прп. Сергия Радонежского III ст.
- светские: – 2000 г. – государственный орден Почета; – 2001 г. – орден «Полярная звезда» Республики Саха (Якутия).
Краткая справка
Дата создания епархии: 1666-1667 гг.
Учреждена в 1667 г. (по другим сведениям, в 1666 г.). Митрополия.
Первоначально митрополичья кафедра в Белгороде; в 1833 г. переносится в Курск, после чего Белгород обращается в Курское викариатство. Многократно меняла свои границы. В 1799 г. епархия переименована по названию губернии в Курскую.
Сейчас в Курской епархии 23 благочиния, действует 285 приходов, 7 монастырей и 4 скита: Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская Пустынь, ее скиты – во имя Прп. Серафима Саровского и во имя Святителя Николая – с.Никольское Золотухинского р-на; Свято-Никольский мужской монастырь, г. Рыльск, его скиты – Рождества Пресвятой Богородицы в с. Коренское, во имя Покрова Пресвятой Богородицы в с. Боброво; Свято-Троицкий женский монастырь в г. Курске; женский монастырь во имя Алексия, Человека Божия, в п. Золотухино; женский монастырь Казанской Иконы Божией Матери в с. Большегнеушево Рыльского района.
Учебные заведения:
- Курская Духовная семинария;
- Православная гимназия.
Адрес: Россия, 305000, г. Курск, ул. Ленина, 55 Телефон: Факс: E-mail:
Из истории епархии
Сведения о Курском княжестве впервые приведены в летописях в 1095 году. Сын князя Владимира Мономаха Изяслав стал тогда княжить в Курске. Правление было недолгим. Через год он погиб в схватке со своим крестным отцом князем Суздальским Олегом. Вторично сведения о Курском княжестве встречаются уже под датой 1125, когда князь Мстислав Владимирович наследовал достоинство Великого князя, а удельным князем Курским стал его сын Изяслав Мстиславович.
В 1136 году из-за междоусобиц Курск отошел к Черниговской ветви князей, оставшись удельным княжеством во главе с князем Глебом. В 1147 году в Курске княжил Иоанн Георгиевич (Иванко Юрьевич), сын Юрия Долгорукого, а через два года Курский удел с Посеймьем и Сновской областью был передан в княжение Святославу Олеговичу.
Не все документы дошли до нас, не все исторические события были зафиксированы в летописях, многое утрачено. Во всяком случае, Курск, безусловно, возник не позднее конца X века как своеземческий город. Вполне реально, что возник он значительно раньше 990 года, а эта дата говорит лишь о том, что в этом году Курск стал городом Киевской Руси. Вполне уместно предположить и то, что 990 год был отправной датой начала крещения курян. Потому можно считать, что христианская вера на курской земле начала укрепляться именно с этого времени, то есть всего лишь спустя два года после крещения киевлян.
К XIII веку Курск стал крупнейшим городом-крепостью Посеймья. В это время пограничная с курским краем степь оказалась во власти новых кочевников, пришедших из Заволжья. То были монголы, или, как их тогда еще называли, таурманы, татары. В 1237-1238 годах двоюродный брат хана Батыя Менгу взял Курск. Город был полностью уничтожен. Но не оставила курян вера и надежда на Господа Бога нашего и Пречистую Матерь Его. И Небесная помощь пришла. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Богоматери, в окрестностях разоренного города на берегу реки Тускарь в лесной чаще была явлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение».
17 мая 1667 года является отправной исторической датой учреждения в курском крае кафедры Русской Православной Церкви. Сам Курск оставался в подчинении Московского Патриархата.Со 2 июля 1748 года Божиим Промыслом стал во главе Белгородской епархии великий подвижник веры Преосвященный Иоасаф (Горленко). Неутомимый Архипастырь своей напряженной деятельностью старался поднять авторитет Церкви и воспитать служителей ее образованными и сильными духом. Святитель Иоасаф много внимания уделял жизни простого народа. Доходило до того, что он сам тайно приносил дрова немощному старику или старушке. Служению Господу Богу со всей чистотой души святитель Иоасаф посвятил всю жизнь. В 1752 году, будучи в Курске, он освятил закладку Сергиево-Казанского собора. Строил храм Исидор Мошнин, отец преподобного Серафима Саровского.
В 1797 году в Курской губернии было учреждено 10 уездов. Количество храмов к тому времени достигало 875. 17 октября 1799 года произошли новые перемены границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, Преосвященные Архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими.
В период войны с Наполеоном курское духовенство сердечно разделило скорбь народа. Архиепископом Феоктистом был начат сбор средств в помощь русской армии. Некоторые из священнослужителей решили защищать Родину с оружием в руках. По решению архиепископа Феоктиста, один из списков Курской иконы Божией Матери «Знамение» был взят из Коренной Пустыни и препровожден в действующую армию кн. М.И. Голенищеву-Кутузову в Малоярославец.
В 1815 году в Курске был заложен Знаменский собор как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. Заботами Владыки Феоктиста благоустраивались многие школы и училища. Особое внимание он проявлял к Курской Духовной семинарии.
До революции в Курской губернии проживало около 10 000 служителей культа – к 1937 году их осталось 1 700 человек. Было 1 700 храмов; после 1937 года уцелело лишь 476.
Несмотря на длительный период гонений, с первых дней войны Православная Церковь выступила как патриотическая сила. Очень активно церковная деятельность развернулась в канун Курской битвы и во время нее. Штаб Центрального фронта находился в м. Свобода Золотухинского района в святом месте – монастыре Коренная Пустынь.
За службу и вклад в Победу часть курского духовенства была удостоена государственных наград – медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Только один приход Введенского храма на нужды фронта собрал 200 000 рублей.
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь
Монастырь Коренная Пустынь – место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской-Коренной – основан в 1597 году по указу царя Феодора Иоанновича. Это один из первых монастырей в курском крае.
Коренная Пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 км от Курска. Сама Царица Небесная указала на это место чудесным явлением Своего образа на опушке глухого леса, и уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.
Строительство пустыни шло трудно. Первым настоятелем здесь был игумен Евфимий, постриженный в монашество из священников города Рыльска. Время было неспокойное, крымские татары постоянно нападали на Московскую Русь. В Смутное время, в 1604 году, многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, затребовал к себе чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую-Коренную. Со слезами на глазах проводили святыню куряне, многие из них дошли с нею до Путивля. Хитрый самозванец встретил святыню с подобающими почестями, при взятии Москвы установил ее в царских чертогах. А только что построенную Коренную Пустынь в отсутствие иконы разорили крымские татары.
После разора Коренная Пустынь в 1611 году трудно отстраивалась. В 1617 году в ней была возведена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1618 году. Тогда же была принесена в монастырь чудотворная икона: святыня вернулась из Москвы, где пробыла все Смутное время, а после изгнания из столицы Лжедмитрия некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского.
В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие. В 1703 году вместо бывшей деревянной построена двухэтажная Рождества Пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В 1764 году пустынь стала независимой от Знаменского монастыря. 1816 год памятен учреждением в монастыре архимандрии. 1 июля 1852 года в пустыни по проекту известного архитектора К.А. Тона закладывается новый храм на месте ставшей к середине XIX века ветхой церкви. В 1860 году построен и освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы. История монастыря связана с жизнью в нем одного из выдающихся просветителей прошлого – Сильвестра Медведева. Он монашествовал в Коренной с 1675 по 1678 годы, много сделал для развития книгопечатания, стал одним из выдающихся российских библиографов.
Несколько лет назад в центральной части монастыря был установлен памятник преподобному Серафиму Саровскому – великий подвижник Православия не раз бывал в монастыре, а от чудотворной иконы «Знамение» Курской-Коренной получил в 10-летнем возрасте исцеление от тяжелой болезни. Автор скульптуры – Вячеслав Клыков. Такая же скульптура установлена и недалеко от города Сарова, возле одной из дальних пустынек, где совершал свои духовные подвиги батюшка Серафим.
Знаменитые Курские крестные ходы
В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в Коренной Пустыни, в девятую пятницу после Пасхи, икона впервые была перенесена из Курска в Коренную. Так было положено начало крестным ходам.
С 1618 по 1726 годы икона оставалась в Коренной пустыни три дня, затем до 1765 года – уже на целую неделю. Но в 1767 году по Указу Священного Синода Курский крестный ход был прекращен и возобновлен лишь в 1791 году. При этом икона стала пребывать в обители две недели. В 1805 году благодаря ходатайству игумена Макария срок пребывания иконы на месте ее явления был установлен с девятой пятницы по Пасхе до 12 сентября.
Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним – Коренная Пустынь. В Знаменский собор икону традиционно переносят 12(25) сентября. Величественные крестные ходы собирали многие тысячи людей. Сохранилось предание, что когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске.
Древняя традиция проведения крестных ходов за святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной была возрождена в 1990 году. В современных крестных ходах участвует список иконы – точная копия чудотворного образа, написанная в Знаменском монастыре в 1902 году. Не иссякли и святые источники на территории монастыря.
Всенародным почитанием с 1792 года стала пользоваться и Чудотворная Пряжевская (Суджанская) икона Пресвятой Богородицы. Во многом благодаря ей в 1863 году вновь был открыт Николо-Белогорский мужской монастырь. Со святым образом совершались два крестных хода – в г. Мирополье (ныне Сумская область Республики Украина) и в г. Суджу. С 30-х годов XX века до 1990-х годов чтимый образ пребывал в Свято-Троицком храме г. Суджи, а с возрождением Белогорского Горнальского монастыря был перенесен в эту обитель.
Святые курской земли
Курск – родина преподобного Серафима Саровского. Здесь он прожил чуть менее четверти своей жизни. Именно этот святой стал каноническим образцом русского старчества, активно окормлявшего мир. Преподобный Серафим Саровский сыграл важную роль в развитии женского монашества и открытии новых женских монастырей. По его благословению и молитвам было открыто более 10 женских обителей. По велению Божией Матери преподобный Серафим стал духовным наставником и утешителем Дивеевских сирот, первых насельниц Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
Курская земля дала христианству и других выдающихся подвижников духа, многие из которых удостоились Небесной славы: Оптинских, Саровских, Глинских старцев. Например, преподобный Исаакий I (Иван Иванович Антимонов). В 38 лет он оставил блестящую карьеру, почетное гражданство, немалое состояние и ушел в Оптину Пустынь, где несколько лет подвизался в монашестве его старший брат Михаил. Во время настоятельства игумена Исаакия I обитель достигла особого расцвета в духовном, хозяйственном и строительном отношениях.
В Саровской Пустыни подвизались иноки-куряне, благодаря которым в обители создалась атмосфера подлинного аскетического благочестия. Это седьмой настоятель монастыря иеромонах Пахомий (Борис Назарович Леонов), родившийся в купеческой семье; иеромонах Питирим (Петр Иванович Дружинин); месточтимый святой Тамбовской епархии схимонах и подвижник Марк-молчальник (Михаил Андреевич Мальцов).
В годы гонений на Православную Церковь курская земля обогатилась новомучениками и исповедниками. Впервые в истории РПЦ, по благословению Патриарха Московского Алексия, было установлено празднование Собора Курских святых, в земле Курской просиявших, и состоялось оно 1 августа 2003 года, в день 100-летия прославления преподобного Серафима, Саровского и всея Руси чудотворца. В Соборе Курских святых в настоящее время 23 имени. Икона им написана курскими иконописцами, а местные священники написали молитву курским святым. Среди имен священномученики Дамиан (Воскресенский) и Онуфрий (Гагалюк).
Благая утешительница
Обретение Курской-Коренной чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в одном рукописном сказании описывается так: «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды.
Видя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места на лесистом острове часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».
Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, вскоре сделалось известным в соседнем городе Рыльске. Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести икону в свой город. Чудотворный образ торжественно встречали жители, однако князь не захотел выйти за городские ворота навстречу иконе и был наказан за это слепотою. Раскаявшись и получив исцеление, князь соорудил в Рыльске церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная икона. Однако она чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали икону, но всякий раз она вновь оказывалась в Коренной Пустыни.
Молва народная о ее чудесах достигла и царского престола. Царь Федор Иоаннович повелел принести оную из пустыни в Москву, дабы воздать ей подобающее поклонение. По указанию Феодора Иоанновича икону обрамили кипарисной доской с надписанием на ней Господа Саваофа, а по сторонам и внизу – девяти ветхозаветных пророков с хартиями в руках, пророчествовавших о Богородице. Сделан был серебряный с позолотой оклад, его украсили жемчугом и драгоценными камнями.
Посещение чудотворной иконой столицы положило начало новому рождению Курска. В том же 1597 году царь Феодор Иоаннович, наряду с Указом об устроении монастыря на месте обретения иконы, повелел возвести крепость и возобновить древний Курск на прежнем месте.
Там, где была найдена икона, основалась мужская обитель, получившая известность как Коренная Пустынь. В ее соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы и была помещена икона, а над чудотворным источником возведена церковь в честь образа Божией Матери «Живоносный Источник». В обители икона находилась до 1598 года, когда произошло нашествие крымских татар на юг России.
Опасность неприятельского нашествия не оставляла курские земли, для безопасности святыня была перенесена в восстановленный перед тем город Курск. Икону поставили в соборной церкви Воскресения, в приделе Рождества Пресвятой Богородицы. А в Коренной Пустыни остался точный список с нее.
После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Святыню обнаружили через несколько дней. Одна женщина проходила мимо колодца (по преданию, выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на срубе колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями. На ней была риза с голубой эмалью.
В конце октября 1919 года при оставлении Курска Добровольческой армией 12 иноков Знаменского монастыря перенесли икону в Белгород. Отсюда она с остановками в Таганроге и Екатеринодаре была перевезена в Новороссийск, а затем 1 марта 1920 года епископом Курским Феофаном на пароходе «Святой Николай» – в Салоники.
Единственная святыня, которая выехала со своим народом, – чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. Курская икона стала Одигитрией – путеводительницей, покровительницей всех русских людей, рассеянных по всему миру; в настоящее время находится в США.
Web-сайт Курской и Рыльской епархии: https://www.eparhia.kursk.ru
© При использовании информации ссылка на СМИ «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» (свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В других номерах:
Какие храмы строить?
— Владыка, сегодня существует такое мнение, что строительство храмов не самое главное, необходимо созидать души людей. Дескать, храмы строятся, а верующих не становится больше. Что Вы об этом думаете?
— Не согласен. У нас очень много верующих людей — и серьезно, глубоко верующих. Привоз иконы из Нью-Йорка вскрыл это сакральное чувство нашего народа. Много еще наносной грязи на душе человеческой, но и жажда по святому велика.
В последнее время в храм пришло очень много молодых людей, даже по сравнению с тем периодом, когда я только приехал сюда. В воскресные дни это особенно заметно. Помню эти серьезные красивые лица, умные глаза, на которые приятно смотреть. Поэтому говорить о том, что у нас все только плохо, не совсем правильно. Строительство храмов напрямую связано с воцерковлением народа, его духовностью и возрождением.
— Казалось бы, духовная жизнь в стране крепнет, но по статистике количество абортов, самоубийств, сирот не уменьшается. Почему?
— То, что мы имеем сейчас — это в большей степени последствия1990-хгодов, когда через СМИ в страну хлынула со всех сторон разрушительная информация. Это очень мощная сила, имеющая огромное влияние на человека. Мы еще не научились пользоваться информацией. Господь наделил человека свободным выбором, но по склонности к греху человек выбирает не то, что ему полезно для души, а то, что кажется приятным, потому что так легче жить.
Церковь, конечно, не должна оставаться в стороне. Она должна призывать к добру тех, кто способен услышать. У нас в епархии каждый год 1 июня проводится акция: молодые люди идут по центральной улице города и раздают листовки с информацией о губительности абортов. Работаем с женскими консультациями и родильными домами. Человека нужно по меньшей мере убедить родить ребенка, пусть даже оставить, только не убивать. Многие люди не могут иметь своих детей, и с радостью берут их в свои семьи.
— Вы верите, что можно переломить ситуацию?
— Думаю, пока еще не совсем поздно, поэтому возможно. Есть еще время, чтобы исправить ошибки.