День памяти святого благоверного князя Александра Невского 6 декабря 2021 года


День памяти святого благоверного князя Александра Невского 6 декабря 2021 года

В православии на 6 декабря приходится великий праздник в честь русского полководца Александра Невского. Ему поклоняются и возносят молитвы, защищающие от врагов и охраняющие страну от любых невзгод.

Память благоверного святого Александра Невского отмечается 6 декабря, и в 2021 году верующие вновь посетят храмы и церкви, чтобы поприсутствовать на службах и помолиться святому. Заслуги князя огромны: благодаря его отваге и самоотверженности на русской земле наступили мир и благополучие. Эксперты сайта dailyhoro.ru рекомендуют вознести молитвы святому, чтобы и в наш не спокойный век земли России были под надежной защитой Высших Сил.

Дата почитания святого полководца не случайна. Умерший в 1263 году 14 ноября, Александр Невский был похоронен 23 ноября. По новому стилю эта дата смещается на 6 декабря. Князя почитают не только в России, но и в других странах мира, поэтому богослужения происходят в огромных масштабах.

Александра Невского поминают и 12 сентября. В 1724 году в этот день его мощи были перевезены из Владимира в Санкт-Петербург, и эта дата также является праздничным днем, занесенным в церковный календарь.

Как верующие отмечают праздничную дату

Служба начинается с благодарственной молитвы Александру Невскому, деяния которого даровали людям спокойное и мирное существование в самом могущественном государстве. Заслуги князя велики: он избавил русский народ от рабства, расширил границы государства и обеспечил повсеместную защиту от вражеских нападений. К лику святых Александра Невского причислили в 1547 году, а при жизни он принял монашеский постриг и в православии известен под именем Алексий. Не только при жизни, но и после кончины князь продолжает служить своему народу, и благодаря молитвенным обращениям к нему было одержано немало побед.

День Александра Невского в 2021 году

Святой князь Александр увековечен в истории, и его лики можно увидеть в церквях и храмах России и Европы. Молитвенные обращения к нему читаются дважды в год: 12 сентября и 6 декабря. В дни праздников верующие молятся святому, а защитники Родины просят у него благословения на службу.

В 2021 году торжественная служба вновь соберет паломников, которые идут в церкви за спасением. История знает немало чудесных выздоровлений, когда верующие исцелялись от смертельных недугов, избавлялись от порчи и сглаза, изгоняли из себя бесов и подселенцев. Все это указывает на то, что Александр Невский ратует за каждого, помогает всякому, кто приходит с чистыми помыслами.

В день почитания святого Александра Невского паломники смогут посетить место его захоронения в Александро-Невской Лавре города Санкт-Петербурга, а также место его первоначального захоронения во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре.

Молитвенное обращение к Александру Невскому

«Скорый помощник всякого, кто усердно молится тебе, святой и благочестивый великий князь Александр Невский! Обрати взор свой на нас и не оставь в час сомнений и тревог. Защити земли наши от захватчиков. Защити всякого живущего на земле, надели сердца верностью и отвагой, милостью и всеобъемлющим счастьем. Ниспроси у Господа нашего исцеления для нас и помоги замолить прегрешения вольные и невольные. Аминь».

В день праздника каждый сможет вознести благодарственные молитвы князю Александру Невскому и заручиться его поддержкой во всех начинаниях. История его правления учит нас и по сей день, указывая, что поступать нужно по справедливости, всегда нести ответ за свои слова и деяния и не бояться лицом к лицу сталкиваться с трудностями.

Век и день Александра

Основные торжества по случаю 800-летия со дня рождения Александра Невского состоятся в День России. Александр Невский — один из самых почитаемых и любимых наших святых, поэтому 12 июня пройдет несколько посвященных ему крестных ходов. «Два из них по Центральной России. Это великий исторический путь из храма Христа Спасителя в Переславль-Залесский и Владимир по пути перенесения мощей святого в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербург, — рассказал полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев. — Второй пойдет из Давидовой пустыни, где находится часть главы святого князя, по Подмосковью, по Смоленщине, а затем в братскую Беларусь и вернется в Москву».

Одна из задач форума — сохранить память об Александре Невском как символе российской государственности: князь прославился и как защитник Отечества, и как дипломат, предпочитавший решать трудные вопросы за столом переговоров, и как человек, умудрившийся сохранить православие в сложной религиозной ситуации XIII века. Разговор зашел о мемориальном комплексе, который будет поставлен Александру на Чудском озере.

— Как вы знаете, точное место Ледового побоища оспаривается разными историками, — объяснил председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. — Есть точка, на которой сходится большинство. Неподалеку небольшой частный музей. Есть поручение главы государства это место обустроить. Сейчас разрабатывается проект. К слову, Мединский напомнил, что князь получил имя Александр первым на Руси.

Академик РАН Александр Чубарьян остановился на том, как оценивают Александра Невского в научном сообществе. «Эта фигура и XIII век в русской истории уже давно в центре внимания исторической науки в мире. Его деяния неразрывно связаны с той противоречивой ситуацией, которая сложилась в это время и к востоку от Древней Руси, и к западу. Недавно в Казахстане вышла новая книга о Золотой Орде, которая представляет новый взгляд на это государство и взаимодействие его с Русью».

«Может быть, я потому и стою на этой трибуне, чтобы засвидетельствовать: на Украине не все отрицают наше общее прошлое»

Участники форума заинтересовались, а как относятся в святому князю в другой бывшей советской республике — на Украине. «Это сложный вопрос. У нас на Украине не вспоминают Александра Невского, — ответил академик НАН Украины, историк-медиевист Петр Толочко. — Предпочитают говорить о той ветви Рюриковичей, которая привела к Даниилу Галицкому. Но, по большому счету, Киев и вся Русь включала территорию нынешней Украины. Все русское пространство даже нашими врагами монголо-татарами мыслилось как единое целое. Может быть, я потому и стою на этой трибуне, чтобы засвидетельствовать: на Украине не все отрицают наше общее прошлое».

Онлайн чтение книги Житие Александра Невского

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра

Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник [*]: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра.

Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии [*]. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит господь: «Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду»». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.

И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его-как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного» [*]. Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.

Как-то один из именитых мужей Западной страны [*], из тех, кто называют себя слугами Божьими [*], пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская [*], желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш [*], повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли [*] подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон [*], он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»» [*]. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу.

И был один муж, старейшина земли Ижорской [*], именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад [*], плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис:

«Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек [*] и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем, преследуемые им. Тогда схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый-из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.

Шестой-из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве.

Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы [*]. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца.

На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой [*]. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.

После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю псковскую, ибо уже был взят немцами город Псков. И пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их Александр, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их, как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика [*], а прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка» [*].

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона [*]. А того, кто сказал: «Захватим Александра»,-отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александровой».

И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».

И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского [*] и до великого Рима.

В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен; слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали они с того времени бояться имени его.

В то же время был в восточной стране сильный царь [*], которому покорил Бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы. Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего».

После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские [*] начали стращать детей своих, говоря: «Вот идет Александр!»

Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.

После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую [*]. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исаия-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое.

Наполнил же бог землю Александра богатством и славою, и продлил бог дни его.

Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима [*] с такими словами: «Папа наш так говорит: «Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем»».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого [*] — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.

И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им:

«Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большою добычею [*].

Отец же его, великий князь Александр, возвратился из Орды от царя и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним.

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре, и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье [*], месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную [*]. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво, и везли его из дальних краев в зимнее время.

800-летие Александра Невского — праздник для всех и для каждого

Центром празднования восьмивекового юбилея со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского станет Санкт-Петербург, а его «сердцем» — торжества в день перенесения мощей угодника Божия 12 сентября. Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий рассказывает «Журналу Московской Патриархии», как монастырь готовится к знаменательному событию, какие интересные события ждут петербуржцев и паломников и каким образом в Ленинградской области увековечат связанные с Александром Нев­ским места (№ 5, 2021).

Парадной линии архитектурных памятников — первоочередное внимание

— Ваше Преосвященство, в Лавре стартовала приуроченная к юбилею масштабная реставрационная программа. Тендер на проектные работы в прошлом году выиграли Центральные научно-проектные мастерские Министерства культуры РФ. Вышли ли их сотрудники на натуру, когда увидят свет проектные документы?

— Проектировщики активно работают на территории Лавры. Большая часть предпроектных работ завершена, некоторые археологические шурфы закладывались и эксплуатировались и в зимний период. Полностью выполнено трехмерное сканирование зданий и сооружений. В целом нас устраивают темпы, которые проектная фирма демонстрирует на площадке, и есть все основания надеяться, что заявленный срок подготовки генерального плана реставрационных работ — ноябрь этого года — она выдержит. Речь сейчас идет о 13 архитектурных памятниках лаврского ансамбля. Насколько мне известно, дополнительно проектная фирма пытается получить финансирование и на Митрополичий корпус, в архитектурном плане составляющий с каре Лавры единое целое и служащий ныне местом расположения административных структур Санкт-Петербургской епархии.

— Если к концу года завершится только работа над проектными документами, выходит, реставраторы к юбилейным торжествам сделать ничего не успеют?

— Почему же, с наступлением теплого сезона они появятся на объектах так называемой «парадной линии» зданий, возле которых пройдут главные лаврские торжества 800-летия. Пока речь идет о фасадах двух корпусов — Духовского и Семинарского — и надвратной Скорбященской церкви. Кроме того, обязательно надо укрепить штукатурку на фасаде и центральном своде Свято-Троицкого собора.

— В прошлом году капитально обновлялась так называемая подпорная стенка. Зачем это понадобилось?

— Это важное сооружение, обеспечивающее устойчивость строений всего лаврского каре. Во многих местах оно было аварийным, а на юго-востоке, где в советское время располагались гаражи научно-производственного предприятия «Прометей», и вовсе руинированным. Впрочем, эта работа завершена не по всему периметру. Сейчас продолжаем ее на северной стороне, на берегу реки Монастырки. Там тоже принципиально важный фрагмент, фактически это гидротехнические сооружения по границе нашего земельного участка. Средства на их обновление выделяет городской бюджет.

В Благовещенской Александро-Невской церкви возобновилась литургическая жизнь

— В планах городских реставраторов на нынешний год также работы по двум лаврским зданиям — просфорному корпусу и «новой» ризнице с библиотекой и архивом. Когда они завершатся?

— Должны успеть к венцу юбилейных торжеств. За эти объекты культурного наследия взялся Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. В здании так называемой новой ризницы мы с вами сейчас беседуем. К 300-летию Лавры восемь лет назад его привели в порядок, но то был просто капитальный ремонт. Остались, увы, изношенными инженерные сети, у здания проблемный фундамент. В общем, сейчас речь идет уже не о ремонте, а о полноценной реставрации. Но вы не упомянули еще один принципиальный для нас объект, ко включению которого в так называемую «парадную линию» мы прикладываем усилия. Это Благовещенская Александро-Невская церковь, по которой в юбилейный год необходимо провести хотя бы фасадные работы.

— Каков ее нынешний имущественный статус?

— Как вы, вероятно, знаете, в ответ на заявления Церкви о необходимости передачи нам Музеем городской скульптуры Благовещенской, Тихвинской и Лазаревской церквей Президент РФ Владимир Путин адресовал соответствующее поручение Министру культуры. Исполняя послушание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, я подписал временное соглашение с городскими властями о приеме у города второго этажа Благовещенской церкви, где располагается верхний храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Это единственный в Лавре престол, посвященный нашему небесному покровителю.

Как будет дальше — посмотрим, ведь непосредственно все объекты недвижимости государство передает не Лавре, а Русской Православной Церкви в лице Санкт-Петербургской епархии, а уже епархия делегирует право их использования монастырю. Все экспонаты из верхнего храма музейные работники сейчас переместили вниз, город предоставил для них новое помещение на Невском проспекте. Мы демонтировали забор, которым музей ранее отгораживался от нас. В Александро-Невский храм уже назначен ключарь из числа насельников Лавры, а в день основания нашего монастыря, 7 апреля, на этом престоле впервые после 88-летнего перерыва состоялась Литургия. В июне в пространстве верхнего храма собираемся развернуть выста­вку икон святого благоверного князя Александра Невского: хотим собрать со всей митрополии образы, перед которыми верующие молятся в церквах. К счастью, выбирать есть из чего: только в Лавре таких икон больше четырех десятков.

Что касается Тихвинской и Лазаревской церквей, сейчас противниками их возвращения активно продвигается идея, что они строились как усыпальницы и действующими церквами никогда не были. Это неправда. Они строились именно как храмы, где совершалась Литургия и возносились молитвы в том числе за тех, кто в этих церквах был похоронен. В этом их предназначение, а не в том, чтобы быть выставочными залами. Сейчас эти «выставочные залы» только еще раз напоминают о скорбном периоде вандализма, когда уничтожалось созданное нашими предками. При всем уважении к сотрудникам Музея городской скульптуры, которые действительно сохраняли исторические надгробные памятники, в формировании некрополей в середине XX века царил утилитарный подход. Свыше трети надгробных памятников Лазаревского кладбища, например, были признаны не имеющими художественной ценности и уничтожены — в основном надгробия конца XIX — начала XX века, а также захоронения священно- и церковнослужителей.

— Церковь также заявляла о праве на постройки лаврской киновии на Октябрьской набережной — настоятельского келейного корпуса с домовой церковью Архангела Михаила и братского келейного корпуса, где ныне располагаются жилые квартиры…

— Киновия Александро-Невской лавры — это историческое название архитектурного ансамб­ля, о котором вы говорите. Лавра уже давно к нему не имеет ни малейшего отношения. После возобновления монашеского общежития в нашей обители мы окончательно ­отказались от него в пользу подворья Череменецкого ­Иоанно-Богословского мужского монастыря. Сейчас там располагается архиерейское по­дворье Санкт-Петербургской епархии, и расселением жилых квартир на территории бывшей киновии занимаются епархиальные структуры.

Все юбилейные новости — на специальном веб-ресурсе

— В Петербурге запущен интересный интернет-проект — посвященный 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского веб-сайт anevsky800.ru. В чем его главное предназначение?

— Создание портала, посвященного такому значимому и масштабному юбилею, было просто необходимо. Портал одновременно и просве­тительский, и информационный. Просветительская часть — это эксклюзивные интервью, размышления историков и творческий взгляд молодежи, современные исследования, мнения публицистов и известных людей о святом князе Александре. Информационная часть объединяет посвященные князю Александру Нев­скому и его юбилею в Петербурге новости, а также самые интересные публикации, видео- и фоторепортажи из российских регионов и из-за рубежа. На сайте anevsky800.ru размещен удобный календарь основных событий юбилейного года в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. Среди них и те, которые уже состоялись. Например, там освещается фотовыставка «Во имя святого князя», которой мы открыли юбилейный год в Санкт-Петербурге и которая, как и предполагалось, отправится по стране. Она, кстати, уже побывала в Пскове, экспозицию ждут Карелия и Иркутск.

— Расскажите, пожалуйста, о значимых пунктах лаврской и городской юбилейных программ.

— Кульминацией должен стать общегородской Александро-Невский крестный ход в праздник перенесения мощей 12 сентября, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге уже восемь лет. Надеемся, на этот раз, в отличие от сложного прошлого года, он состоится. Но если массовые ограничения снова ужесточатся, у нас разрабатывается «план Б» с особо торжественным богослужением в Троицком соборе. Центральной иконой празднования станет принадлежавший священномученику Серафиму (Чичагову) келейный образ святого благоверного князя Александра Невского — старейший из лаврского собрания, датируемый окончанием XVII столетия.

Вечером того же дня на открытом воздухе или в Большом концертном зале «Октябрьский» (точно определим позднее) пройдет торжественный концерт. За неделю до этого Лавра проведет ставший традиционным и полюбившийся петербуржцам международный фестиваль колокольных звонов. Он проходит в формате музыкально-поэтического концерта, где выступления исполнителей духовной и народной музыки перемежаются праздничными звонами в исполнении именитых звонарей со всей России. На конец сентября запланирован международный культурный научно-практический форум иконописцев. Кроме того, к выставке икон святого князя приурочены две исторические конференции. Однодневная, в июне, будет посвящена почитанию и святости этого угодника Божия; вторую, осенью, организуем совместно с Санкт-Петербургской духовной академией и посвятим ее деятельности великого князя на дипломатическом и государственном земном поприще.

Что касается пунктов, не относящихся к центральным праздничным событиям городской юбилейной программы, власти прислушались к моему мнению (думаю, не в последнюю очередь потому, что мне доверили возглавить петербургский комитет по организации празднования) и решили отказаться от грандиозных мероприятий именно 12 сентября, перенеся их «центр тяжести» вниз, на районный уровень, и адресовав их в основном молодежи — школьникам и студентам. Это правильно: Александра Невского надо приблизить к народу, от этого больше пользы! Обширную юбилейную программу готовит Межрегиональная общественная организация содействия возрождению культуры, духовности и патриотизма Александро-Невское братство, правление которой я возглавляю.

Упомяну о значимом проекте в Ленинградской области, в региональный юбилейный комитет которой я также вхожу. По инициативе губернатора Александра Дрозденко у знаменитых Саблинских пещер возле города Никольское — на месте последней молитвы князя Александра перед Невской битвой — появится мемориальный комплекс с памятником и часовней. Это известное место, связанное с житием святого, которое, уверен, станет популярным в народе. Увековечить память Александра Невского также предполагается в Ломоносовском районе в крепости Копорье, которую он отвоевал у шведов, и в нашем Никольском скиту в Кингисеппском районе (здесь Александр Невский следовал во время военного похода 1256-1257 годов в Южную Финляндию). Там появятся небольшие памятники в виде бюста святого. Кроме того, на Сойкинской горе близ Никольского скита в этом году мы хотим разбить первый на Северо-Западе России сиреневый сад — сирингарий. В центре сада встанет новая скитская часовня святого великомученика Георгия Победоносца.

В прошлом году мы посадили на территории скита 150 плодовых деревьев и 120 кустов ягодных культур, присоединившись к общероссийскому проекту «Сад мира и памяти», в рамках которого в России высаживаются 27 млн деревьев в память о каждом погибшем в годы Великой Отечественной войны соотечественнике. Сирингарий станет продолжением этой работы. Ведь известно множество сортов сирени, связанных с темой войны и Победы. Так, группа «Русская сирень» вывела сорта, посвященные маршалам Победы, — «Маршал Рокоссовский», «Маршал Говоров» и другие, а также сорта в честь героического города и его защитников: «Говорит Ленинград», «Дорога жизни», «Ольга Берггольц». Есть сирень в честь песен военных лет. Эти «военные» сорта в сирингарии создадут тематические дорожки.

— Когда прибудут саженцы?

— Закладку сирингария планируем на август. Предполагаем высадить двести кустов примерно сотни сортов, половина из них уже готовы и ждут своего часа. Этот кустарник неприхотлив, практически все его сорта выдерживают тридцатиградусный мороз. При надлежащем уходе кусты могут расти на одном месте два века. Так что, возможно, сад будет радовать глаз и душу и в год тысячелетия нашего небесного покровителя. Присутствует и собственно юбилейная изюминка: сирингарий мы решили назвать Александровским садом, а специально к его закладке семья известных московских селекционеров сирени Аладиных вывела новый сорт «Александр Невский» с красивыми пурпурными цветками, напоминающими княжеский плащ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: