Рака представляет собой великолепное произведение прикладного искусства, состоящее из нескольких частей и выполненное в стиле барокко. Мемориальный комплекс останков преподобного Александра Невского создавался в годы правления Елизаветы Петровны, он конструировался из серебра и весит полторы тонны. Ранее рака великого царя находилась в Троицком храме, расположенном на территории Александро-Невской лавры.
С приходом к власти большевиков мемориальный комплекс перенесли в Эрмитаж, с 2012 г. он находится в процессе реставрационных работ. Мощи же благополучно возвратились в лаврский собор в 1989 г.
Краткое житие
На долю молодого князя выпали сложные времена — Русь была раздираема междоусобными войнами. Да еще со всех сторон нападали недоброжелатели. Будучи отроком, Александр принял княжеский постриг и получил благословение на защиту своей Родины. Когда ему исполнилось 16, отец оставил молодого сына самостоятельно управлять Новгородом.
В 1239 г. Александр взял в жены дочь Полоцкого князя, которая приняла святое Крещение. Отец благословил молодых чудотворным образом Божией Матери — Феодоровская икона всегда находилась при Невском вплоть до его кончины.
С востока на Русь наступали монголы, с западной стороны надвигались крестоносцы, подстрекаемые римской властью. Все хотели ослабить русичей, уничтожить их. Но Господь послал Своего воина — Александра, которому тогда еще не исполнилось 20. После молитвы в храме Святой Софии, повел он дружину на врага.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Много славных дел совершил великий князь. Большую ответственность возложил Господь на его плечи. Он стал править Владимирским, Новгородским и Киевским княжествами.
- 1253 г. — отражение очередной атаки на Псков.
- 1254 г. — мирный договор с Норвегией.
- 1256 г. — поход в Финляндию.
- 1256 г. — скончался хан Батый, затем и его сын Сартак, с которыми князь построил доверительные отношения.
- 1262 г. — последнее путешествие святого Александра в Орду.
Возвращаясь на Родину, князь тяжело заболел. Предчувствуя скорую кончину, он принял монашество с именем Алексий. Праведник отошел ко Господу в Феодоровском монастыре. Мощи Александра Невского были доставлены во Владимир. Во время следования крестного хода тело оставалось нетленным.
Годы жизни князя
Датой рождения Александра Ярославовича Невского считается 30 мая 1220 г. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава. Когда отец отправился княжить в Киев, Александр был оставлен в Новгороде, где и началась его деятельность правителя. Было ему тогда 15 лет.
В 1249 г. Александр стал князем Киевским. В 32 года он получил золотой ярлык и стал великим князем Владимирским. Произошло это в 1252 г, после того как князь Андрей Ярославович, испугавшийся очередного нашествия татарских войск, бежал в Швецию.
Самым знаменательным событием в жизни Александра, по мнению современников, является победа над шведским войском на реке Неве в 1240 г., впоследствии давшая ему прозвище Невский. Второе важное сражение – Ледовое побоище 1242 г, в ходе которого на льду Чудского озера были разбиты и утоплены рыцари Ливонского ордена.
В 1238 году было нашествие Батыя на Русь, в результате чего многие русские княжества оказались под властью монголов, но Новгород они не захватили. Таким образом, Александр Ярославович оставался более-менее независимым, но вынужден был постоянно вести переговоры с ханом. За время своего княжения он неоднократно отправлялся в Орду, чтобы договариваться о разного рода делах, касающихся российских земель. Вел политику умиротворения, давая возможность русским землям отдохнуть от нашествий монгольских воск.
Во время очередной поездки он заболел и погиб в дороге. Произошло это14 ноября 1263 г.
История погребения и обретения
Останки всенародно любимого князя захоронили в Рождественском монастыре Владимира. Во время совершения обряда митрополит приблизился ко гробу, чтобы вложить в руку покойного грамоту, однако тот сам протянул руку и взял ее. Чудеса на этом только начинались.
В 1380 г., перед Куликовской битвой, звонарь рождественского храма поведал о видении духа князя, который благословил своего потомка, Д. Донского. Многие не знают, когда открыты мощи Александра Невского, это случилось по окончании знаменитого боя. К тому времени тело пробыло под землей более сотни лет. Митрополит Киприан провел торжественную идентификацию тела и объявил князя блаженным. Была составлена служба, написаны иконы.
Причина и место смерти
Кончина Александра Невского произошла в дороге из Орды во Владимир. В ходе длительного пути он заболел и умер в возрасте около 42 лет. Точное место его гибели сегодня неизвестно. Историки разделяются во мнении, выдвигая относительно этого 2 предположения:
- Волжский Городец – сегодня город Городец Нижегородской области.
- Мещерский Городец – сегодня город Касимов Рязанской области.
По сведениям из исторических хроник Александр почувствовал себя плохо, ещё находясь у татар. Поэтому не исключается вероятность, что он был отравлен.
История мощей
Всенародное почитание святого, как защитника и целителя в народе только ширилось. После официального причисления к лику святых было составлено житие праведника. Хотя современные историки по-разному оценивают вклад Александра Невского в историю России, церковное почитание сохраняет к нему почтение, как к святому.
Показательно, что приказ о перенесении останков в Санкт-Петербург отдал Петр Первый, который не очень любил церковь и все, что с ней связано. Но царь пожелал, чтобы память о доблестном воине сохранялась в народе. С тех пор Александр на иконах изображался как покровитель российской столицы, в воинских доспехах. Возможно поэтому не все знают, что свой жизненный путь он окончил как монах.
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
После свершения Великой Октябрьской революции большевики пожелали вскрыть гробницу с мощами Александра Невского. Их не смущали возмущенные протесты духовенства и верующих. Новая власть изъяло святыню, которая была выставлена в музее атеизма на всеобщее обозрение.
Общественное мнение обратило внимание на доблестную историю святого лишь спустя несколько лет, когда стало необходимо пробудить в народе патриотические чувства. Образ бесстрашного князя как нельзя лучше подходил для этого.
- В 1942 г. в СССР отмечалось 700-летие Ледового побоища, был снят фильм о доблестном полководце.
- В 1944 г. была организована выставка памяти князя, конечно, на ней не упоминалось о том, что является святым. Советская власть лишь старалась поднять моральный дух солдат, которые сражались с фашистскими захватчиками. Тем не менее, РПЦ поддержала инициативу, помогла собрать средства для флота.
- Мощи были переданы верующим в 1989 г. Их перенесли в Александро-Невскую лавру, где они находятся по сей день. Ковчег, имеющий большую художественную ценность, остался в Эрмитаже.
Патриарх Алексий благословил верующих молиться возле останков святого о воинах, павших во время защиты своей Родины.
«Вековой обман»
«На основании материалов вскрытия раки князя в 1922 году было возбуждено уголовное дело. Суть его заключалась в следующем: церковники знали, что мощи нетленными не являются, это обгорелые кости, но все же «обманывали» народ. «Вековой обман» — такой термин фигурировал в деле, в которое в качестве вещдоков были вложены три конверта — с запиской XVII века, ниткой, ее скреплявшей, и актом-описью 1917 года. Но это уголовное дело никаких последствий не имело, так как представители духовенства вовсе не делали заявлений о нетленности мощей Александра Невского. Более того, митрополит Вениамин через средства печати обращался к Зиновьеву с призывом воздержаться от вскрытия мощей, поскольку их тленное состояние, обусловленное пожарами, и без того известно.
В итоге уголовное дело осталось без обвиняемых и развалилось. Митрополита Вениамина в том же 1922-м расстреляли по другому поводу — за «противодействие изъятию церковных ценностей». Дело же по мощам закрыли и передали на хранение в архив губернского суда, откуда, как недавно выяснилось, оно попало в Ленинградский областной государственный архив в Выборге. Соответственно и записка XVII века, местонахождение которой считалось неустановленным (имелись лишь фотокопии), хранится в архиве. На сегодняшний день это единственный артефакт, который два с половиной века пролежал с останками Александра Невского и доступен исследователям. Сами мощи вернулись в Лавру только в 1989 году из Музея истории религии и атеизма (размещался в Казанском соборе. — Ред.), и вряд ли в ближайшее время они будут доступны для экспертов, а вот записку и акты 1922-го можно и нужно изучать.
Важно отметить, что артефакт стал доступен для изучения благодаря неравнодушию сотрудников архива и его директору Юлии Крипатовой, которая, работая с делом, поняла значимость находящихся в нем документов и решила получить консультацию специалиста. Так она вышла на меня, и теперь мы ведем исследование вместе. Безусловно, записка как документ должна находиться в архиве, а мощи как святыня — принадлежать церкви».
Уникальный саркофаг
Рака святого является уникальным произведением искусства, которое большевики сочли за благо присвоить себе. С тех пор ведутся переговоры о передачи уникальной святыни обратно Церкви. Пока же саркофаг хранится в Эрмитаже. Вся композиция состоит из нескольких частей:
- Два ковчега — малый создан в стиле барокко. Он покрыт иконой, где святой предстает в монашеском облачении. Большая рака изготавливалась во время правления Елизаветы лучшими мастерами. На изготовление было потрачено 1,5 тонны серебра. Украшения переделывали, потому что многие из них оказались неподходящими по размеру.
- Пирамида — состоит из ярусов, которые создают видимость здания ассиметричной формы, где отсутствуют прямые линии.
- Два подсвечника и постаменты довершают замысел мастеров.
Уникальное сооружение было сдано на реставрацию, но пока решение о передачи раки обратно Церкви не принято.
Значение святого облика в истории
После смерти Александра Невского он стал почитаться, как святой, хотя официальная канонизация его облика произошла только в 1547 г. Это произошло не из-за военных достижений князя, а потому, что для православных христиан он прославился искренней глубокой верой и добродетелями.
В частности, благодаря его стараниям христианская вера распространилась в земли северных поморов и была создана первая православная епархия в Золотой Орде.
Александро-Невская лавра в Петербурге — как добраться
В 1710 г. император Петр Первый самолично осмотрел место для строительства новой обители. Он хотел увековечить память о воинских подвигах князя. Считалось, что именно на этом месте он одолел шведов. Мужской монастырь включает в себя целый архитектурный ансамбль, который являлся дополнительным форпостом столицы. Растущий комплекс понемногу обрастал слободками, садами и огородами.
Об авторе О книге
В 1723 г. царь побывал в новом святом месте и повелел перенести мощи св. Александра Невского на новый адрес, где они покоятся и по сей день: набережная р. Монастырки, 1, Санкт-Петербург, 191167.
Строительство растянулось на долгие годы, продолжалось при разных правителях вплоть до революции. Согласно данным ревизии, капитал Лавры на весну 1917 г. был около 2 млн. руб. Численность братии была более сотни человек. В 1933 г. монастырь был официально закрыт. В его зданиях размещались медицинские, образовательные учреждения, мастерские, овощехранилище и общежития.
Возрождение церковной жизни началось в 1996 г. под руководством епископа Назария. Сегодня в обители вновь возносятся богослужения, открыта иконописная мастерская, идет возрождение других традиционных ремесел.
Где умер Александр Невский?
Любителей истории всегда будет привлекать благородный образ князя Александра Ярославича Невского (1220–1263). Нашему городу выпала честь быть связанным с именем этого великого русского полководца и патриота. Здесь, в Городце, он провёл последние дни своей жизни.
Точное место смерти князя вызывает споры историков и краеведов до сих пор. Давно принято считать, что Александр Невский скончался в келье Фёдоровского мужского монастыря. Действительно, известно, что Александр Ярославич умер в Городце, приняв перед смертью монашеский постриг и новое имя — Алексей. Но никакой монастырь в летописях не указан. Нет упоминания о городецком монастыре и в Житии святого благоверного князя Александра Невского, написанного вскоре после его кончины.
В ноябре 1263 года, возвращаясь из Орды на Русь, в Нижнем Новгороде князь занемог и здесь, в Городце, окончил свой земной путь. Вот как повествует об этом Московский летописный свод конца XV века: «В лето 6771 … Князь великии Александр поиде в Орду ко царю Беркаю, и удержа и царь, не пусти его в Русь, и зимова в Орде, тамо и разболеся, и доиде до Новагорода Нижнего и пребыв ту мало и иде на Городец и тамо в болшии недуг впаде и пострижеся в черньци ноемврия во 14, тое же нощи и преставися; святое же его тело понесоша ко Володимерю».
О том же сообщает и Житие святого благоверного князя: «Великий же князь Александр Ярославич взыйде от иноплеменник до Нова города до Нижняго и ту пребы дни мало здрав, дошед Городца и разболеся. … Великий же князь Александр Ярославич ревновав по господе бозе своем крепко, оставя земное царьство и желая небесного царьствия, возприят ангилский образ мнишескаго житиа; еще сподоби его бог больший чин воспияти — скиму. Тако господеви дух предаст с миром, скончася месяца ноября в 14 день».
Были попытки посчитать местом смерти Александра Невского не Городец на Волге, а Городец-Мещерский в Рязанском княжестве (ныне г.Касимов). Несостоятельность этой версия была показана ещё П.И. Мельниковым-Печёрским.
Гораздо труднее определить, когда и почему возникла легенда о том, что Александр Ярославич Невский скончался в Фёдоровской обители. Как мы убедились, точное место смерти князя не названо ни в летописном сообщении, ни в Житии. Причём Житие является самостоятельным историческим источником и сложилось независимо от летописных известий. «Важно, что подробности Жития основаны на рассказах очевидцев и свидетелей, — пишет историк А.Н.Кирпичников, — знавших и наблюдавших Александра Невского как полководца».
Житие было написано в 1282–1283 гг. во Владимире, в Рождественском монастыре — там, где был похоронен Александр Невский. Автором его был неизвестный инок, младший современник князя Александра. Как видно из текста Жития, перед смертью князь принял монашеский постриг, но где точно произошло это событие — не указано. Либо автор Жития не знал или не помнил названия городецкого монастыря, либо постриг князя происходил в каком-то другом месте. В любом случае связывать смерть Александра Невского именно с Фёдоровской обителью нельзя, так как никаких данных о существовании этого монастыря в XII–XIII веках не сохранилось.
Историки И.А. Кирьянов и Н.Ф. Филатов считают, что первое документальное свидетельство о Фёдоровском монастыре относится к началу XV века и содержится в духовной грамоте нового владельца Городца серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (героя Куликовской битвы и двоюродного брата Дмитрия Донского). В завещании князь пишет: «А Соль на Городце дети мои ведают с единого, а делят себе наполы (пополам — примечание И. Кирьянова) оприснь Фёдоровские варницы, а иной никто не вступается в Городецкие варницы». Очевидно, что здесь под «Солью на Городце» подразумеваются места добычи соли в окрестностях Балахны. Соледобыча приносила большую прибыль и вполне могла быть одной из привилегий городецкого монастыря. Отсюда часть варниц, выпаривавших соль из соляного раствора, и названа в грамоте «Фёдоровскими».
Подкрепить эту версию новыми фактами пока невозможно. Но даже если речь в завещании князя Владимира идет действительно о Фёдоровском монастыре (напомним, что это грамота начала XV столетия), нельзя утверждать, что именно в нём в 1263 году умер Александр Невский. Так из летописей известно, что в Городце в XIV веке существовал монастырь святого Лазаря. «В то же время, летописные упоминания о Фёдоровском монастыре отсутствуют, — замечает Н.Н.Бахарева. — Легенда о смерти Александра Невского в Фёдоровской обители не подтверждается его «Житием», составленным в 80-х годах XIII века. Упоминание в духовной грамоте 1401–1402 годов князя Владимира Андреевича Серпуховского Фёдоровских варниц в Соли-на-Городце (Балахне), которое И.А. Кирьянов и Н.Ф. Филатов считают документальным свидетельством о существовании в Городце Фёдоровского монастыря, вряд ли можно, строго говоря, считать таковым».
Первое упоминание о Фёдоровском монастыре Н.Н. Бахарева обнаружила в Городецкой Писцовой книге, составленной между 1680–1684 годами: «Монастырь Фёдоровский …, в поле от валу порощенные старые кладбища, а на том кладбище поставлен столп, а в том столпе образ пресвятые богородицы Феодоровския».
Монастырь был назван в честь чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. Эта древняя икона хранится в Костроме. Там же бытовала легенда, будто икона оказалась в их городе после татаро-монгольского нашествия, спасясь чудесным образом из разоренного ханом Батыем Городца. В Костроме икона получила название «Феодоровская» — в честь церкви святого Феодора Стратилата, в которую она была помещена. По легенде, городчане узнали свою икону в Костроме и снятый с неё список (копию) перевезли в Городец в переименованный в её честь Феодоровский монастырь.
Ранняя история городецкой обители до сих пор остается практически неизвестной. А вот вышедшая из Городца костромская икона со временем получила большую известность и почитание. Она стала святыней царствующего дома Романовых. Это произошло после 1613 года, когда ею был благословлен на царство первый царь из этой династии — Михаил Фёдорович Романов. Поэтому Н.Н. Бахаревой была даже высказана точка зрения о том, что «нельзя исключить вероятности присвоения народной молвой давно не существующему монастырю названия Фёдоровского уже в XVII веке, в связи с прославлением иконы «Богоматери Феодоровской» как патрональной святыни дома Романовых. Монастырь мог получить легендарное название благодаря сохраненной памяти о том, что из него когда-то вышла всенародно почитаемая икона».
Феодоровский мужской монастырь был возобновлен в Городце в самом начале XVIII века на уже упомянутом месте: «в поле от валу», т.е. за территорией древнего города. С этого момента нам и стала известна легенда о смерти в этом монастыре Александра Ярославича Невского. В течение XVIII и XIX веков Фёдоровский монастырь вырос в большой архитектурный ансамбль, который включал в себя и храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, построенный по проекту известного архитектора Л.В. Даля.
Фёдоровский монастырь (разрушен в годы Советской власти). Фото начала XX века
К сожалению, в 1927 году монастырь был закрыт. В последней из его церквей служба велась до 1934 года. В дальнейшем все храмы и колокольни монастыря были разрушены. Все, что сохранилось — это два каменных корпуса братских келий XIX и начала XX веков, занятые сейчас больницей водников и почтой (в здании почты открылась православная гимназия — ВП).
Легенда о смерти Александра Невского в Фёдоровской обители пока не подкреплена историческими источниками, и потому нет оснований связывать современные остатки монастыря с местом кончины князя. Шурфы, заложенные археологами на территории комплекса зданий Фёдоровского монастыря, не показали наличия здесь культурного слоя XII–XIV веков. Едва ли вообще древний монастырь мог быть вынесен за крепостную стену, но и внутри старого Городца остатков церковных или монастырских построек пока не обнаружено.
Как бы то ни было, Фёдоровский монастырь бережно хранил память о смерти Александра Невского в Городце. Разрушение монастырских храмов стало невосполнимой утратой не только для внешнего облика города, но и для его истории, для исторического самосознания городчан.
Со временем в честь Александра Невского была названа одна из улиц в исторической части города (1942 г.), воздвигнут памятник князю на волжской набережной (1993 г.), в Городецком музее прошла всероссийская историческая конференция «Александр Невский и его эпоха» (2000 г.). Наконец, совсем недавно в городе возник Благотворительный фонд во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, началась передача православной церкви части построек на территории бывшей Фёдоровской обители.
Надеемся, что городчане и впредь будут чтить память об Александре Невском — полководце, дипломате и святом, чьё имя неразрывным образом оказалось связанным с Городцом.