Где на самом деле обретаются мощи Александра Невского

Во все времена Русь порождала богатырей, которые в темные времена становились ее заступниками. Многие из них известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. К одним из таких людей относится Александр Невский, который уже много веков именуется как «святой» и «великий». Его мощам приписывают чудесную силу, причем сведения о них сохранились в различных летописях еще с четырнадцатого века. В некоторых источниках указано, что уже на второй день после захоронения князя на его могиле люди находили излечение от различных недугов. Поэтому народная молва еще до официальной канонизации князя объявила его святым.

Мощи Александра Невского являются одной из драгоценнейших русских святынь. Наша статья посвящена этому великому человеку и его деятельности по спасению Руси от захватчиков. Также мы ответим на главные вопросы статьи, где мощи Александра Невского находились в разные периоды времени, и чем они так дороги сердцам православных христиан.

Исторический портрет Александра Невского

К сожалению, сейчас далеко не каждый школьник может рассказать, что именно сделал великий князь для Руси. Поэтому прежде, чем приступать к рассказу про мощи Александра Невского, необходимо хотя бы кратко перечислить его заслуги перед славянами.

Согласно летописным источникам, будущий заступник Руси появился на свет в двадцатом году тринадцатого века. Его ранее детство прошло в Переславле-Залесском, взрослел Александр уже в Новгороде, куда был направлен на княжение его отец, которого юноша сопровождал во всех военных походах. Это было тяжелое время для Руси — с одной стороны жгла деревни и захватывала города монгольская орда, а с другой к границам государства подступало шведское войско. Защищать свою родину от иноземных захватчиков пришлось молодому Александру.

Летом одна тысяча двести сорокового года он одержал блестящую победу над шведами на реке Неве, за что и получил свое прозвище, под которым вошел в историю. В течение двух лет у западных границ государства шли ожесточенные бои, и пятого апреля 1242 года Александр Невский сумел разбить рыцарей Тевтонского ордена на Чудском озере. Эта победа окончательно лишила шведов надежды захватить русские земли, а имя молодого князя Александра стало известно далеко за пределами Руси.

Теперь перед ним стояла иная задача — защитить страну с востока и договориться о сотрудничестве с монголами. Именно с этой миссией военачальник отправился вместе со своим отцом в Орду.

Историки отмечают, что Александр Невский был крайне прозорлив. Он сумел договориться с ханом Батыем о мире, и даже выступал на его стороне против Монголии. Об отношениях хана и русского князя ходили легенды, в летописях упоминается, что их часто именовали братьями. Александру Невскому даже удалось уговорить Батыя принять христианство, что еще больше укрепило их отношения и все договоренности между двумя правителями. В планах князя было объединить русские и татарские земли под мощной властью для того, чтобы противостоять любым угрозам с запада и востока. Но этим мечтам не суждено было сбыться.

Четырнадцатого ноября 1263 года, возвращаясь из Сарая, князь занемог и в скорости умер. Ближайшим городом, куда можно было привезти тело, был Владимир. Сюда и направилась траурная делегация. Однако и после смерти великий заступник Руси сумел удивить своих подданных и деятелей церкви.

В чем на самом деле главный подвиг великого князя?

Почти 7 десятилетий, пока святые мощи князя пребывали в забвении и небрежении, советская пропаганда усиленно мифологизировала образ Александра, как великого воина, полководца, защитника Руси. Общеизвестен фильм С. Эйзенштейна (1938), где полководца играет знаменитый Николай Черкасов.

Меньше знают о том, что на ордене Александра Невского (существовал с 1942 по 1991 гг.) – именно профиль актера, ведь не сохранилось ни одного прижизненного изображения благоверного князя.

Великие битвы Александра – Невская и сражение на Чудском озере – также остались в памяти народной благодаря силе кинематографического искусства. Лишь современные историки выяснили: значение этих сражений было куда меньше отказа Александра папе Римскому, который предлагал ему помощь в обмен на предательство православия. А прозвище «Невский», как утверждает современный исследователь эпохи, И.Н.Данилевский, князь получил, скорее всего, просто потому, что у него были какие-то фамильные земли близ реки Невы.

Начало нового осмысления жизненного пути благоверного князя почти совпало по времени с возвращением его честных мощей возрождаемой лавре. Случилось это 3 июня 1989 г.

Чудеса, являемые святым Александром после смерти

Для того чтобы добраться до Владимира и захоронить прах почившего князя, его дружине понадобилось девять дней, и вот тут начали твориться чудеса, которые стали почвой для дальнейшей канонизации Александра Невского. Удивительно, но за девять дней тело не начало разлагаться. Погребение состоялось 23 ноября в Рождественском монастыре города Владимира. Во время процесса митрополит Кирилл вознамерился разжать пальцы князя, дабы вложить в них грамоту. Но к ужасу всех собравшихся Александр сам протянул руки за духовным наставлением и тотчас принял бумагу. Священнослужители объявили это чудом и посчитали божественным прославлением.

Буквально через несколько недель поклониться праху князя начали приезжать простые люди, многие из них молились об исцелении и получали ответ в виде вновь обретенного здоровья. Слух о чудесах, творящихся в Рождественском монастыре, быстро разнесся по всей Руси.

История почитания мощей

Почитание Александра Невского зародилось на месте захоронения его тела в Рождественской обители города Владимир сразу после кончины. Во время прощальной церемонии произошло чудо: митрополит Кирилл, руководящий ритуалом, приближался к гробу, чтобы вручить князю духовную грамоту, но десница усопшего сама простерлась и приняла этот священный лист.


Святые мощи благоверного князя Александра Невского

После того как церковнослужитель рассказал об этом событии, многие люди стали считать Александра святым и восхваляли его в молитвенных песнопениях.

  • Книга под названием «Житие А. Невского» была известна в Москве, Великом Новгороде и Пскове. С XVI столетия к святому защитнику русской земли обращались накануне битв.
  • Пономарь храма Рождества Богородицы рассказывал, что в 1380 г. (накануне сражения на Куликовом поле) к нему являлся дух, дающий благословение «правнуку своему», князю Д. Донскому.
  • После этой знаменательной битвы произошло официальное вскрытие и дальнейшая идентификация останков святого Александра. Пробыв в земле 117 лет, мощи остались нетленными и благоухающими. Митрополит Киприан торжественно объявил, что Александр отныне будет именоваться блаженным, великому заступнику отечества учинили церковное празднование, в его честь написали каноны и иконы.
  • Почитание мощей расширилось в период с XV по XVI вв. РПЦ причислила А. Невского к лику святителей в качестве чудотворца. На основе книги жития (XIII столетия) было создано каноническое жизнеописание.
  • Одно из чудес произошло в присутствии Иоанна IV, совершавшего поход на Казань и остановившегося по пути во Владимире. Приближенный царя исцелил свои руки, совершив молебен у мощей преподобного Александра. Впоследствии на территории Руси строятся церкви и монастыри во славу великого чудотворца и защитника отечества.

Обретение мощей святого Александра

Более ста лет народ приезжал к могиле заступника земли русской, и однажды одному из монахов было видение о необходимости вскрытия княжеского захоронения. С большими почестями могилу вскрыли и застыли в изумлении — перед собравшимися предстало нетленное тело — мощи Александра Невского. Это явилось еще одним свидетельством чудес святого князя. Их достали из-под земли и положили на раку (ковчег или гроб), где и находились вплоть до восемнадцатого века святые мощи. Александр Невский был канонизирован церковью лишь в 1547, что, впрочем, не мешало людям относиться к князю-подвижнику как к святому, отдавшему всю жизнь на защиту своего государства.

Тайна святых мощей

Многих историков серьезно интересует вопрос, где хранятся мощи Александра Невского сегодня. Ведь до сих пор в научных кругах обсуждается вопрос о потере этой реликвии еще в пятнадцатом веке.

Дело в том, что многие скептики упоминают об информации, содержащейся в летописях шестнадцатого века. В них указано, что во время майского пожара в конце пятнадцатого века выгорел практически весь Рождественский монастырь, а вместе с ним обратились в пепел и мощи Александра Невского. Но уже в летописях семнадцатого столетия это событие описывается немного иначе. Автор уточняет, что, якобы, монахи своими глазами видели, как зал, где находятся мощи Александра Невского, огонь чудесным образом пощадил. И они остались единственными невредимыми в Рождественском монастыре.

Конечно, сейчас трудно утверждать, где в этой истории правда. Стоит лишь уповать на то, что мощи оставались на виду и после пожара, а, значит, подменить их никто не мог. Такую мистификацию было невозможно оставить незамеченной, поэтому служители церкви абсолютно уверены, что настоящие мощи Александра Невского хранятся до сих пор в пределах храма и покидают его только в редких случаях, когда перевозятся по разным городам, соборам, церквям нашей страны и ближнего зарубежья, дабы укрепить паству в вере.

Однако периодически в средствах массовой информации мелькает тема о том, что в описи, датированной 1922 годом, указано, что в серебряной раке находилось всего лишь двенадцать фрагментов костей без черепа. Было ли это той самой реликвией, никто не знает, ведь разгадать тайну мощей сегодня никому не под силу. Истории свойственно оставлять многие вопросы без ответа.

Возвращение мощей небесного покровителя Невского края

30 лет назад мощи небесного покровителя Петербурга Александра Невского перенесли в Троицкий собор

Утром 3 июня 1989 года из Троицкого собора Александро-Невской Лавры вышло духовенство во главе с епископом Тихвинским Проклом и епископом Ташкентским Львом и крестным ходом направилось к Святым вратам. Прихожане устлали весь их путь до площади Александра Невского живыми цветами и еловыми ветвями.


В 1547 году Русская Православная Церковь канонизировала Александра Невского, причислив его к лику святых

На площади их встретил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. Из стоявшего рядом с ним автомобиля священнослужители достали ковчег. Под звон колоколов Лавры и колокольный перезвон всех городских церквей, ковчег внесли в собор, и после совершения Божественной литургии обнесли вокруг храма. Затем ковчег установили на прежнее место под сенью за правым клиросом. Мощи небесного покровителя Санкт-Петербурга святого благоверного князя Александра Невского, спустя 67 лет, вернулись в Александро-Невскую Лавру.

От Владимира до Санкт-Петербурга

Великий князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года в возрасте 42 лет в монастыре Городца, неподалеку от Владимира, куда он возвращался после поездки в Орду. Затем его тело перевезли во Владимир и предали земле в Рождественском монастыре.

В 1547 году Русская Православная Церковь канонизировала Александра Невского, причислив его к лику святых. Столь поздняя канонизация во многом связана с двойственным отношением к деятельности князя. С одной стороны, он прославился победами над шведскими и немецкими рыцарями, остановив их экспансию на восток. С другой – его тесные взаимоотношения с Ордой расценивались многими как едва ли не предательство национальных интересов. Лишь по прошествии времени стало очевидно, что дипломатия Александра Невского преследовала прежде всего цель предотвратить новые ордынские нашествия и выиграть время для восстановления военно-экономического потенциала Руси.


Рака, в которой находились мощи Александра Невского, как памятник барокко находится в Эрмитаже. На её сооружение ушло 1,5 тонны (!) высокопробного серебра

Ещё до канонизации, в 1380 году, началось местное почитание князя как святого: его останки были отрыты и помещены в раку.

Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире, случившегося в 1491 году, мощи сгорели вместе с монастырём Рождества Богородицы. Однако в записях тех же летописей, датированных XVII веком, утверждалось, что останки князя чудесным образом огонь не повредил. Как было на самом деле, теперь уже не установить, однако Русская Православная церковь придерживается версии, что во время пожара мощи сильно пострадали, но, тем не менее, частично сохранились.

Как бы то ни было, после пожара рака с мощами по-прежнему была предметом поклонения верующих, а после канонизации Александра Невского, они стали «всероссийской» святыней, которой приписывались многочисленные чудеса исцеления. Так, в 1551 году царь Иван Грозный перед походом на Казань провёл в Рождественском монастыре целую неделю и утверждал потом, что вылечил от мощей свою больную руку.

Мощи находились во Владимире вплоть до середины 1723 года, пока Пётр I не повелел перенести их в новую столицу – Санкт-Петербург. Вначале раку с мощами перевезли в Шлиссельбург, а 30 августа 1724 года погрузили на галеру, рулевым которой был сам царь, и перевезли к Александро-Невскому монастырю. Когда под колокольный звон и артиллерийский салют раку вынесли на берег, Пётр открыл её ключом, заглянул внутрь, закрыл и выбросил ключ в Неву. После этого раку установили в монастыре.

Когда к власти пришла «дщерь Петрова» – императрица Елизавета Петровна, она повелела изготовить для мощей новую раку, на создание которой ушло пять лет. Изготовленная по рисункам художника Георга Грота и эскизам гравёра Якоба Штелина, рака стала настоящим произведением искусства. На её сооружение ушло 1,5 тонны (!) высокопробного серебра, а также ценные породы дерева.

Она состоит из семи частей: малого ковчега, изготовленного московскими мастерами в 1695 году, саркофага с крышкой, большой пятиярусной пирамиды, двух пьедесталов с трофеями и двух подсвечников. Саркофаг и пирамиды украшены многочисленными барельефами и скульптурными композициями.

В середине второго яруса пирамиды помещён барельеф Александра Невского со знаменем в руке, на боковых сторонах саркофага – рельефы, изображающие важнейшие события из его жизни: Невская битва, Ледовое побоище, освобождение Пскова, а также сцена смерти и погребения князя.

Южную сторону саркофага украшает медальон с эпитафией, сочиненной Михаилом Ломоносовым. Ещё одна его эпитафия отчеканена на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела, сидящие на верхних углах пирамиды.

«Все детали искусно отлиты и составляют в целом роскошный убор этого уникального произведения, поражающего грандиозностью конструкции и широтой творческой фантазии», – пишет в своём исследовании «Памятники XVIII в. и первой половины XIX в.» историк-искусствовед Галина Нетунахина.

В 1753 году мощи Александра Невского были помещены в новую раку, установленную в Благовещенской церкви, а в 1790 году, когда был построен собор Пресвятой Троицы, её перенесли в этот храм, где она и находилась вплоть до середины 1922 года.

Безбожные годы

22 февраля 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) РСФСР издал постановление об изъятии церковных ценностей «для нужд голодающих» Поволжья и других регионов разорённой страны.


3 июня 1989 года владыка Алексий и министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев прибыли в Казанский собор, где в присутствии представителей духовенства и городских властей подписали акт о передаче святых мощей, после чего их перевезли в Александро-Невскую лавру, где ковчег занял своё историческое место в Троицком соборе

С реквизированными ценностями, многие из которых являлись уникальными произведениями искусства, не церемонились: нередко их попросту переплавляли и продавали за границу «на вес». Разумеется, рака с мощами Александра Невского, в которой было аж полторы тонны серебра сразу же привлекла внимание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов во главе с его председателем Григорием Зиновьевым.

Однако митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин не побоялся выступить с решительным протестом против планировавшегося осквернения мощей и «изъятия» раки. Он предложил компромисс: церковные ценности, имеющие большое значение для верующих, останутся в их пользовании, а взамен прихожане и священнослужители соберут и передадут властям соответствующие им по весу золото и серебро.

Но для большевиков изъятие церковных ценностей было основанием для развертывания антицерковной кампании. В мае 1922 года при их поддержке было создано Высшее церковное управление (ВЦУ) Российской православной церкви, состоящее из так называемых обновленцев – представителей движения, возникшего после февраля 1917 года и декларировавшего курс на «демократизацию» православной церкви и полную поддержку политики советских властей. ВЦУ сразу же объявило о незаконности патриаршества Тихона, который был задержан чекистами и заточён в Донском монастыре в Москве. Главой ВЦУ стал епископ Антонин (Грановский), возведённый в сан митрополита. Таким образом, и судьба всех «региональных» митрополитов теперь зависела от просоветских раскольников.

12 мая 1922 года в Троицкий собор прибыла внушительная делегация из представителей райкомов партии, воинских частей и прессы. В их присутствии рака была вскрыта. Весь процесс фиксировал знаменитый фотограф Карл Булла.

Согласно бюллетеню ВЦУ Российской православной церкви, опубликованному в 1923 году, «в раке Александра Невского, в Петрограде, было найдено 12 небольших костей разного цвета (значит от разных мощей). К тому же в раке оказалось две одинаковые кости одной правой ноги».

Мощи, помещённые в малую раку, некоторое время продолжали находиться в Лавре, а затем были перевезены в Казанский собор, в котором в 1932 году был устроен Государственный музей религии и атеизма. А большая серебряная рака отправилась в Государственный Эрмитаж, где находится и поныне.

Что же касается митрополита Вениамина, который был вынужден с болью в сердце наблюдать за осквернением мощей, то после того, как 28 мая он выступил с посланием к пастве о том, что патриарх Тихон не отрекался от своего поста и должен по-прежнему почитаться всеми верующими, его арестовали по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей. После скорого суда он был приговорён к расстрелу. Место казни митрополита, как и его упокоения, не известно до сих пор…

Возвращение

С началом перестройки стали меняться и взаимоотношения советских властей с церковью. В 1988 году в Сергиевом Посаде состоялся Поместный собор Русской православной церкви, четвёртый после 1917 года. На нём был принят новый Устав РПЦ, а также канонизированы девять подвижников православия, включая князя Дмитрия Донского, иконописца Андрея Рублева и блаженную Ксению Петербургскую.

«Мы молитвенно уповаем, что изменившиеся условия религиозной жизни в нашем Отечестве позволят всем нам вновь почувствовать наше духовное родство…», – говорилось в обращении, принятом на Поместном соборе.

…На следующий год усилиями будущего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, возглавлявшего тогда Ленинградскую и Новгородскую митрополии, была достигнута договоренность с Министерством культуры и руководством Государственного музея религии и атеизма о возвращении Церкви мощей святого благоверного князя Александра Невского. При этом при осмотре содержимого ковчега специалистами никаких сомнений в том, что останки принадлежат одному и тому же человеку, высказано не было.

Утром 3 июня 1989 года владыка Алексий и министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев прибыли в Казанский собор, где в присутствии представителей духовенства и городских властей подписали акт о передаче святых мощей, после чего их перевезли в Александро-Невскую лавру, где ковчег занял своё историческое место в Троицком соборе, будучи помещён во временную раку.

Что же касается большой раки, то она по-прежнему стоит в концертном зале Эрмитажа, несмотря на неоднократные просьбы митрополии, поддержанные в 2012 году министром культуры России Владимиром Мединским. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский продолжает настаивать на необходимости нахождения раки, выдающегося памятника русского барокко, предлагая изготовить для Александро-Невской лавры её копию. В настоящее время продолжается реставрация раки. Возможно, в 2021 году, когда в России будет отмечаться 800-летие со дня рождения Александра Невского, этот вопрос наконец-то будет урегулирован.

Игорь ЧЕРЕВКО

Поделиться ссылкой:

Санкт-Петербург и святой Александр Невский

Если вы спросите у любого жителя северной столицы, где находятся мощи Александра Невского в Санкт-Петербурге, то, уверены, вам правильно ответят очень многие. Но что связывает князя-подвижника и это город Петра? Все просто — святой считается его покровителем, а поспособствовал этому, естественно, самодержец, давший жизнь новому русскому городу в разгар Северной войны. Именно благодаря государю здесь был выстроен храм Александра Невского, мощи которого заняли в нем самое почетное место.

Ученых поразила странная конструкция тела Александра Невского

После вскрытия раки и разматывания бесконечных покровов из лилового атласа ученые обнаружили подушечку и деревянную шкатулку. В ней было несколько костей, а именно:

  • две неполные берцовые кости,
  • одно ребро,
  • остатки височных костей,
  • фрагменты ключиц.

Всего было найдено 12 небольших костей разного цвета, скорее всего, принадлежащих разным организмам. Священники на это ответили расхожей цитатой из Библии, скрыв настоящий подлог, имевший место в 1917 году.

Значение Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в СПб

Петр I был весьма мудрым правителем, и все его поступки современники и потомки называли дальновидными, поэтому и святыми мощами он заинтересовался не просто так. Но давайте обо всем по порядку.

В 1710 году самодержец задумался о строительстве храма в честь великого заступника земли русской от иноземных супостатов. Напомним, что в это время уже несколько лет Петр I вел войну со шведами, и народ нуждался в символе, который бы вдохновлял и окрылял всех людей без исключения. Фигура Александра Невского как нельзя лучше подходила на эту роль, ведь он тоже защищал Русь от немцев и шведов. Для храма государь выбрал местечко Викторы. Предположительно именно там святой князь одержал победу над объединенным войском шведского короля. Но позже выяснилось, что с этими землями связывают иную победу Александра Невского — над ярлом Биргером в 1240 году.

В любом случае князь становился не только символом несокрушимости русского духа, но и заступником Санкт-Петербурга, который становился форпостом русских земель на западе. Исходя из этого, весной 1723 года государь повелел, чтобы в недавно отстроенную лавру были перенесены мощи Александра Невского. В Санкт-Петербурге к этому событию готовились с особым трепетом и тщательностью. Ведь руководил сложным процессом сам Петр I, а, как известно, он не прощал ошибок и просчетов своим подданным.

Перенесение мощей Александра Невского: подготовка к событию

Для того чтобы перенести святые мощи со всеми почестями из Владимира в СПб, была необходима рака, в которую бы и погрузили святыню. С этой целью был выбран некто Зарудный, занявшийся ее изготовлением в Москве. Рака представляла собой настоящее произведение искусства:

  • восемь ножек в форме львиных лап;
  • ножки венчали изображения херувимов;
  • крышка ковчега была украшена княжеским гербом;
  • на раку нанесли изображение львиных голов — известного символа воскрешения из мертвых;
  • конструкция водружалась на мощную подставку;
  • венчал это изделие балдахин с золотыми доспехами у основания.

Для того чтобы процесс переноса прошел гладко, летом 1723 года был разработан особый ритуал, который выглядел следующим образом:

  • составлен маршрут, отклонение от него находилось под строжайшим запретом;
  • на всем пути при ковчеге должно было находиться доверенное лицо Петра I;
  • на суше раку должны были нести люди, сменяющие друг друга в разных городах;
  • в крупных населенных пунктах миссия переноса ковчега доверялась священнослужителям.

Из Новгорода мощи планировалось по воде перевезти в СПб, где их встречал бы сам государь.

Александр Невский (князь), мощи: перенос в Санкт-Петербург

Дата переноса мощей выбиралась самим Петром и совсем не случайно, в 1724 году был заключен долгожданный Ништадтский мир, и это праздничное событие ознаменовалось торжественным освящением Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

В июле мощи покинули Рождественский монастырь и начали свое путешествие к новой обители в северной столице. Им навстречу отправился сам Петр I и самолично вынес их с яхты. У устья реки Ижоры стояли полки в парадной форме, а празднества по случаю переноса мощей святого князя продолжались в Санкт-Петербурге три дня. Параллельно государь повелел ежегодно праздновать тридцатое августа как религиозный православный праздник и вознамерился учредить орден в честь Александра Невского. Однако не успел, но мечту Петра I выполнила его супруга, издав указ об учреждении новой государственной награды.

Рака в реставрации

Мы ходим по мастерской. Здесь находятся самые разные экспонаты музея, содержащие драгоценные металлы: зеркало и лампа, принадлежавшие разным императрицам, шкатулка, щит, античная богиня столь прекрасного возраста, что его прилично назвать – около двух тысяч лет.

Игорь Карлович успевает рассказывать, показывать и иногда включать разные приборы — их тут огромное количество. Некоторые были куплены специально для работы с гробницей Александра Невского. Реставрация началась, когда в ходе регулярных профилактических осмотров экспонатов стало понятно, что без нее уже не обойтись. «Решение было принято коллегиально. Было много заседаний реставрационных комиссий, мы обсуждали технологию реставрации, технологию копирования».

Стоп! Копирования?

Игорь Карлович терпеливо объясняет: «Во время реставрации такой огромный экспонат демонтируется по составным частям. Только в процессе реставрации возможно снять формы со всех составных частей для последующего возможного копирования экспоната, если будет принято такое решение и найдутся средства на проведение такой работы. Первоначально гробницу выполнили чеканщики. Сейчас есть возможность использовать новые технологии и изготовить ее другим путем. Были проведены исследования — какой метод ее изготовления лучше. Мы представляем, сколько мастеров-чеканщиков сейчас находится в нашей стране. Как вы знаете, чеканщиков во времена Елизаветы свозили в столицу отовсюду, но даже тогда больше всего было иностранных мастеров, в основном, немцев. Словом, изготовление вручную сейчас, когда многие процессы автоматизированы, практически невозможно, нет необходимого количества высокопрофессиональных мастеров-чеканщиков.

Зато сейчас есть возможность, применяя новейшие технологии, вырастить все элементы этого уникального экспоната. Самые маленькие тоже. Например, гвозди и винты. В лабораторию имеется специальное оборудование, на котором можно создать 3D модель, потом форму, потом точную копию той или иной детали, сохраняя все детали оригинала, вплоть до сколов и царапин. Во время реставрации уже восстановлено множество деталей, которые были повреждены, погнуты, сломаны. Это элементы крепежа, которые больше всего пострадали при многочисленных сборках и разборках экспоната (в 20-ые годы, во время эвакуации) Если делать вручную, может уйти до трех дней рабочего времени на изготовление одного винта или гвоздя, а с помощью новой техники можно восстановить десятки, иногда сотни элементов за один день. Впечатляет!

Вот в чем заключается новая технология: сначала для каждого элемента изготавливается 3D форма из платинового силикона, воспроизводящая невидимые глазу микроподробности. Формы продержатся «в форме» несколько сотен лет. Так что в случае дальнейших реставраций или утрат их можно повторить: в Эрмитаже они хранятся в отдельных помещениях.

Техника разработана уникальная — выращивание внутри формы, снаружи формы. Но, даже закупив самое передовое оборудование, к реставрации приступили не сразу. «Около двух лет мы экспериментировали на образцах, которые не являлись экспонатами. Смотрели, как они будут себя вести, модернизировали машины. И только после этого начали работать с гробницей».

Семь человек принимали участие в реставрации гробницы Александра Невского. Не так уж и много, но это все высокопрофессиональные специалисты. Например, специально для раки было придумано несколько чистящих деликатных средств, чтобы не повредить металл. После очистки рака покрывалась слоем полимеров, чтобы серебро не окислялось. Все наносилось вручную, иначе мы погубили бы памятник».

Игорь Малкиель показывает еще один прибор, также специально изготовленный в Италии для реставрации раки. Это управляемая джойстиком лазерная установка для сварки и очистки с гидравлическим подъемником, выдерживающим до половины тонны веса «предметов». Ни в один другой лазер не поместить такой объем. Установка позволяет очищать самые тонкие слои. Работа тонкая, деликатная, тщательная, быстрая и, что очень важно, безопасная. Действие происходит в миллисекунды и не могут повредить экспонат.

Для деталей из органических материалов — одни приборы, для металла — другие. Только лазеров в лаборатории 8 штук для разных задач.

«Мы сотрудничаем с учеными из Австралии, с которыми мы постоянно встречаемся на конференциях, где обсуждаем работу с разными типами материалов. Нам приходится быть физиками, химиками и, одновременно реставраторами,»- говорит Игорь Карлович.

Еще одна установка работает со скоростью наносекунды. Соединяет разрывы в швах, которых немало: «Когда раку делали, не рассчитывали, что ее будут разбирать-собирать. Перемещение любого изделия весом в полторы тонны неизбежно приводит к деформации деревянного каркаса, начинается искривление металла. Некоторые детали не были на это рассчитаны. Например, легковесные флаги на трофеях. Несколько раз качнешь их — металл, получив напряжение, начинает рваться», — терпеливо объясняет Малкиель.

«Не один памятник не должен был такого выдержать. С другой стороны, благодаря тому, что ее деликатно чистили, но не до зеркального блеска, рисунки сохранились в мельчайших подробностях, видны следы чеканов. И дубовый каркас первой раки оказался в идеальном виде. Мы его пропитали природным шеллаком (натуральный природный консервант) с воском, и он прослужит еще несколько столетий.

В течение многих лет после окончания реставрации памятник спокойно сохранит свой настоящий вид — таково экспертное заключение Игоря Карловича. Вместе с тем он не скрывает — исключительной важности объект требует постоянного внимания специалистов: «Мы мониторим ее каждый день. Как вы постоянно занимаетесь маленьким ребенком, так мы ракой. Это занимает огромное количество времени, отнимает много сил, но мы осознаем, насколько этот памятник уникален. Понимая ее значение, Эрмитаж вложил огромное количество средств и обучил специалистов».

Мне приходится задать вопрос, который висел в воздухе все время нашей встречи — о местонахождении гробницы в связи с торжествами. Игорь Малкиель отвечает, что думает: «Памятник многие десятилетия находится в музее. Как вы увидели, он требует постоянного пристального внимания хранителей, реставраторов, специалистов научно-технического отдела. Наша главная задача, сохранение для последующих поколений выдающихся произведений культуры и искусства. Технические возможности сейчас так велики, что можно сделать очень высококачественную копию для Свято-Троицкого собора Лавры. Об этом обязательно должен состояться диалог между церковью, музеем и государством. А так как юбилей близок, первый и реальный шаг — изготовить копию деревянного ковчега XVII века с золотыми накладками, в котором как раз и хранились мощи. И сделать точную копию иконы, которая его покрывала. Кроме того, у нас много интересного материала, который мы обнаружили внутри при реставрации уже законченных элементов раки. Надеюсь, мы сможем сделать выставку в Александро-Невской Лавре и показать этапы реставрации и эти удивительные находки. Это абсолютно реально. Этот шаг был бы хорош для обеих сторон».

Судьба мощей князя-подвижника с конца восемнадцатого до начала двадцатого веков

Мощи Александра Невского находились в лавре вплоть до двадцатых годов прошлого века. Со временем ковчег был заменен на раку из серебра. Так распорядилась дочь Петра I — Елизавета. Материалом послужила руда из Колыванского месторождения, это было первое серебро в стране. Рака была украшена барельефами, а по верху положили писаный по атласу образ самого князя.

В особые церковные праздники над мощами подвешивалась лампада, украшенная драгоценными камнями. Многие российские императоры считали своим долгом внести существенный вклад в украшение ковчега с мощами. Практически каждый жертвовал в лавру какую-либо особенную вещь, символизирующую важное значение покровителя Санкт-Петербурга не только для города, но и для всей страны в целом.

В 1922 году святыня была изъята из лавры по указу Петроградского райкома, а рака превратилась в музейный экспонат Эрмитажа. Практически семьдесят лет никого в стране не интересовало, где находятся мощи Александра Невского.

Гробница и ее странствия

Вскоре после революции 1917-го года Григорий Зиновьев и комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие гробницы и изъятие мощей Александра Невского. Сначала им было страшно — власть откровенно боялась протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) и верующих. И все же в мае 1922-го года постановление о вскрытии было принято. Гробница была передана в Эрмитаж. Мощи Александра Невского некоторое время оставались в Лавре, а потом попали в Музей атеизма — бывший Казанский собор.

В 1922-м году в Эрмитаже проходила выставка «В помощь голодающим», на которой оказались практически все ценные иконы и церковная утварь из соборов и храмов Петербурга. Сразу же после выставки многие экспонаты были проданы заграницу. А гробницу Александра Невского решили переплавить — страна хотела серебра.

Игорю Карловичу и сегодня не по себе от одной лишь мысли о возможном преступлении. Он взволнованно рассказывает, что точно осознавая последствия, директор Эрмитажа Сергей Тройницкий, директор Русского музея Николай Сычев и художник Александр Бенуа послали Калинину телеграмму с просьбой остановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской лавры. «Иконостас Казанского собора, к сожалению, погиб, а раку отстоять удалось», — несколько раз за встречу повторил Игорь Малкиель эту и следующую за ней главу истории гробницы. И неудивительно: обе они о тихом, будничном, мало кому заметном подвиге музейных работников.

В тридцатые власть снова вспомнила о простаивающих без дела полутора тоннах «драгмета», и комплекс снова решили отдать на переплавку. Серебро требовалось наличными, а не культурными ценностями. Тем более религиозными. Тогда музейные работники «откупились»! Они собрали полторы тонны серебряных монет по весу — дубликаты. «Они понимали, что памятник уникальный. А властям не нужен был памятник, им было необходимо серебро». К сожалению, я хорошо понимаю, о чем говорит Малкиель.

В июле 1941-го года гробница Александра Невского вместе с другими уникальными экспонатами была отправлена в эвакуацию на Урал в Свердловский художественный музей. Поместился «экспонат» в 10 ящиках, которые особой секретности ради были пронумерованных вразнобой. После Победы все 10 ящиков вернулись в Ленинград. Была проведена, по счастью, учитывая доступные на тот момент средства, незначительная реставрация, и в 1948-м году гробница была собрана в одном из парадных залов Невской анфилады. Но даже после этого ее переносили еще раз: она была одним из экспонатов выставки «Русское художественное серебро».

Возвращение к своим корням

В 1989 году святыня вернулась из забытья. Ее перенесли на прежнее место из Казанского музея религии и атеизма. Это было большим праздником для православных россиян, которые с трепетом в душе ждали этого момента долгие годы.

Спустя восемнадцать лет мощи вновь покинули Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, но в этот раз поводом послужило радостное событие — раку провезли по многим крупным городам нашей страны и Латвии. Частичка мощей даже была отправлена в Болгарию.

Православные приезжали в храмы Владимира, Пскова, Новгорода и других городов со всех концов России. Каждый хотел хотя бы слегка прикоснуться к святыне и попросить святого Александра Невского о чем-то своем. Ведь мощи до сих пор творят чудеса, об этом свидетельствуют исцелившиеся от тяжелых болезней верующие.

Мощи святого князя сегодня

Где мощи Александра Невского в Санкт-Петербурге находятся сегодня? На этот вопрос вам ответит любой местный житель, ведь до сих пор в городе отмечается день переноса святыни из Владимира в северную столицу. Эта традиция вернулась практически сразу после распада Советского Союза, и свято соблюдается всеми православными и даже простыми горожанами ежегодно.

Хотите знать, где мощи Александра Невского хранятся в наши дни? Тогда прямиком отправляйтесь в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Интересно, что на крышке ковчега расположено еще семьдесят девять мощей других святых. Поэтому, приехав в лавру, вы сможете увидеть не только самую драгоценную православную реликвию, но и прикоснуться к другим церковным святыням. Многие говорят, что каждый, кто приедет сюда с верой, обязательно получит заступничество Александра Невского в благих делах.

Уникальный саркофаг

Рака святого является уникальным произведением искусства, которое большевики сочли за благо присвоить себе. С тех пор ведутся переговоры о передачи уникальной святыни обратно Церкви. Пока же саркофаг хранится в Эрмитаже. Вся композиция состоит из нескольких частей:

  • Два ковчега — малый создан в стиле барокко. Он покрыт иконой, где святой предстает в монашеском облачении. Большая рака изготавливалась во время правления Елизаветы лучшими мастерами. На изготовление было потрачено 1,5 тонны серебра. Украшения переделывали, потому что многие из них оказались неподходящими по размеру.
  • Пирамида — состоит из ярусов, которые создают видимость здания ассиметричной формы, где отсутствуют прямые линии.
  • Два подсвечника и постаменты довершают замысел мастеров.

Уникальное сооружение было сдано на реставрацию, но пока решение о передачи раки обратно Церкви не принято.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]