Биография
Библейского пророка Даниила относят к четверке великих наряду с ветхозаветными святыми — Исайей, Иеремией и Иезекиилем, которые оставили после себя священные книги, свидетельствующие об их близости к Богу. Даниил почитается представителями трех мировых религий: наряду с христианами всех конфессий дань уважения праведнику отдают мусульмане и иудеи. Святой прожил жизнь в вавилонском плену, умерев в глубокой старости и оставив после себя книгу пророчеств, предвозвещающую торжество божественной правды.
Ссылки
Валаам Бильам Иов Ийов Авраам Авраам Сарра Сара Исаак Ицхак Иаков Яаков Моисей Моше Аарон Аарон Мириам Мирьям Иисус Навин Йехошуа бин Нун Финеес Пинхас Анна Ханна Самуил Шмуэль Давид Давид Соломон Шломо Гад Гад Нафан Натан Ахия Силомлянин Ахия ха-Шилони Иеремия Йирмеяху Исаия Йешаяху Даниил Даниэль Малые пророки: Аввакум Хаваккук Авдий Овадья Аггей Хаггай Амос Амос Захария Зхарья Иоиль Йоэль Иона Йона Малахия Малахи Михей Михa Наум Нахум Осия Хошеа Софония Цфанья Елисей Элиша Олдама Хульда
Детство и юность
Детские годы Даниила пришлись на то время, когда Иерусалим был покорен вавилонянами. Царь Навуходоносор в 607 году до н. э. разрушил храм Соломона, а часть иерусалимских жителей вместе с правителем Иоакимом увел в плен. Не избежал этой участи и происходивший из знатного рода юноша Даниил.
Пророк Даниил. Художник Микеланджело / Сикстинская капелла
Вавилонский царь не рассчитывал держать пленников в подчинении за счет военной мощи, которой, к слову, не обладал. Навуходоносор решил поставить достойнейших представителей пленных народов на служение собственному государству. В число избранных попал и будущий пророк, призванный вместе с другими потомками знати служить при царских чертогах. В то время ему было от 14 до 17 лет. Три года молодые люди проходили обучение при дворе, занимались языками и науками.
Даниил сразу проявил волю и твердый характер, отказавшись вкушать пищу с придворного стола, поскольку та окроплялась идоложертвенной кровью. Вместе с ним уклонились от роскошных яств иерусалимские товарищи — Анания, Азария и Мисаил. Для иудеев, считавших себя служителями истинного Бога, полагалось недопустимым делить стол с язычниками.
Пророк Даниил во рву. Мозаика в Осиос Лука / Byzantine Art in Greece
Царь пошел навстречу юношам, пожелавшим питаться исключительно растительной пищей, однако предупредил, что в случае истощения принудит тех есть вместе с другими. Однако по прошествии времени оказалось, что парни-вегетарианцы не уступают сверстникам в бодрости и физическом здоровье.
Умственное развитие также оказалось на высоте. Изучая математику, историю, географию и литературу, юные придворные оказались даже способнее ровесников-вавилонян. Им дали местные имена, и Даниил стал зваться Валтасаром — “хранителем скрытых сокровищ Ваала”. Товарищей оставили при дворе. Скоро юноша приобрел особое положение, потому что отличился необычайной мудростью при толковании сна, долго тревожившего Навуходоносора.
Пророк Даниил отказывается от еды / Bible Revival
С тех пор изъяснение смысла сновидений на годы стало обязанностью придворного. Его товарищи также служили царю Вавилона верой и правдой до тех пор, пока тот однажды не заставил их поклониться золотому истукану.
Не желая поступаться заветами отцов, трое юношей за ослушание отправились на сожжение в огненную печь, однако и там продолжали читать молитвы и воздавать славу истинному Богу. С небес им на помощь был послан ангел, сохранивший отроков невредимыми. Навуходоносор, увидев, что ни один волос наказанных не был опален, посчитал нужным возвысить Ананию, Азарию и Мисаила как людей, которым благоволят высшие силы. Сказание о подвиге молодых иудеев содержится в Книге пророка Даниила.
Религия и пророчества
Даниил, заслуживший репутацию провидца за искусное понимание видений, был приближен к трону на долгие годы. Высокое положение оставалось неизменным при сменяющих друг друга правителях. Пятеро преемников Навуходоносора внимательно прислушивались к советам иудейского праведника.
Пророк Даниил истолковывает сон Навуходоносора / lds.org
Вавилонский правитель Валтасар во время пира увидел на стене таинственную надпись, которую смог расшифровать только пророк. Несмотря на то, что он упрекал царя в использовании священных сосудов, прославлении идолов и предрекал тому скорое падение, Валтасар прославил Даниила и нарек мудреца третьим человеком в государстве.
Вскоре, в 539 году, Вавилон захватил мидийский царь Дарий. При нем иудей занимал важный государственный пост, что вызвало зависть вавилонских вельмож. Те оклеветали пророка, и тот был брошен в ров со львами. Ожидалось, что голодные звери растерзают мужчину, но тот остался невредимым, и государь вновь приблизил старца к себе.
Пророк Даниил в логове львов. Художник Питер Рубенс / National Gallery of Art
Следующий правитель Кир также обращался к Даниилу за советами, благодаря чему в 536 году вышел указ, по которому евреи освобождались из вавилонского плена. Впечатленный мудростью пророка, Кир приказал даже воздвигнуть в Иерусалиме новый храм иудейскому Богу.
На протяжении жизни святой изрекал пророчества, вошедшие в канонический текст Библии. Книга пророка Даниила состоит из 14 глав и полна мессианских настроений. В ней предсказывается время пришествия Сына Божьего в мир и говорится о его искупительных страданиях. Здесь же мессия назван еще и Сыном человеческим, что говорит о дуалистической природе Христа. Предсказания книги касаются как конкретных исторических событий, так и последних времен, которые перекликаются по содержанию с Апокалипсисом Иоанна Богослова.
Картина «Ответ Даниила царю». Художник Брайтон Ривьер / Bridgeman Art Library
В исторической части книги описываются современные пророку события. В частности рассказ о Сусанне, которую Даниил спас от лжесвидетельства двух старейшин, мстивших девушке за то, что та отказалась вступить с ними в связь. Пророческая часть излагает соображения старца по поводу будущих времен, где описываются грядущие войны, исчисляются сроки событий, изложенные в видении о 70 седминах.
Изречения Даниила цитирует в Евангелии от Матфея сам Христос, рассказывая ученикам о будущем разрушении Иерусалима, когда в нем не останется камня на камне, а в священных местах будет царить “мерзость запустения”. В конечном итоге пророк возвещает падение всех земных царств и наступление Божьего суда, после которого настанет воскресение мертвых и вечное небесное царствие.
Перед иконой святого пророка Даниила читается канон
Перед иконой святого пророка Даниила читается канон. Канон — это своеобразная поэма, гимн, который поется во славу праздника или святого. Канон можно читать дома перед иконой.
Канон святому пророку Даниилу:
ПЕСНЬ 1
Ирмос:
Песнь возслем, людие, чудному Богу нашему, свободившему Израиля от работы, песнь победную поюще и вопиюще: поим Тебе, Единому Владыце. Спасе Благодетелю, всех благих Виновный, светоносным Твоим сиянием ум мой просвети, Человеколюбче, яко да Твоего пророка восхвалю славную память.
Утро яко, возсиял еси, мудре, целомудрия, целомудренную предбедствовавшую спасл еси Сосанну: Бог бо тя воздвиже, Ведетель тайных, старцы лютыя осудити.
Страхом укрепляеми Божиим, Авраамовы внуцы, пищу пребеззаконную отринуша доблественне, и божественным питающеся желанием благочестия, к величайшей взяшася славе.
Богородичен:
Гору видел еси мысленную, Данииле священнейше, едину Пречистую Приснодеву Отроковицу, из Неяже отсечеся Камень краеугольный, и лесть сокруши всю.
ПЕСНЬ 3
Ирмос:
Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси Свет омраченных, и поет Тя дух мой. Разум и мудрость от Бога прием, сказал еси светоявленно сеновная царем сония.
Змия умертвил еси, пищу вверг, славне, чувственнаго, первее бо невидимыя победил еси демоны.
Богородичен:
Зарею просвещаемь, явленную зриши, славне, гору Божию благословенную, человеков украшение.
СЕДАЛЕН, ГЛАС 8
Пророчествия благодатию обогатився, Девы Рождество сеннопишеши и решиши сония царем явственне; ввержен же быв в ров, яко мученик научил еси преславно, блаженне, поститися львы. Тем разорил еси безбожных служение, змия убил еси, добльствовав светлейше, Данииле досточудне. Моли Христа Бога грехов оставление даровати празднующим любовию святую память твою.
Слава, и ныне, богородичен:
Радуйся, престоле огнезрачный Божий; радуйся, Отроковице, седалище Царское, одре преиспещренноустланный, златопорфирный чертоже, хламидо червленосветлая, украшенный храме, молненосное оружие, светильниче многосветлый; радуйся, Богородице, дванадесятостенный граде, и двере златокованная, и чертоже светлообразный, светлопозлащенная трапезо, богоукрашенная скиние; радуйся, славная Невесто, Солнце каплющая; радуйся, едина души моея благолепие.
Крестобогородичен:
Агнца, и Пастыря, и Избавителя Агница зрящи на Кресте, восклицаше, плачущи, и, горько рыдающи, вопияше: мир убо радуется, приемля Тобою избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже терпиши за милосердие милости. Долготерпеливе Господи, милости бездно и источниче неисчерпаемый, умилосердися и даруй согрешений оставление верою поющим Божественныя страсти Твоя.
ПЕСНЬ 4
Ирмос:
Из горы приосененныя, Слове, пророк, единыя Богородицы, хотяща воплотитися, боговидно усмотри, и со страхом славословяше силу Твою. Закон благочестно сохранив, о пророче! воистинну мудрости познал еси Дателя, тайным же научающа и глубоким и яже во тме тя просвещающа.
Священну жизнь пожив, богоявленне, желаний муж нареклся еси, мужественно бо страсти поправ, к нестареющейся преставился еси жизни.
Всельшаяся в тебе Утешителя благодать, Данииле, показует тя светоносна, и победителя мучителей и царей, и премудрости жилище.
Богородичен:
Камень Тя, без руки отсечен, Слове, от горы зрит, Девы Богородицы, Даниил пророк, взывая и воспевая Твое Божество.
ПЕСНЬ 5
Ирмос:
От нощи неведения боговедением просветивый концы, просвети мя утром человеколюбия Твоего, Господи. Страдальческия подвиги пророчествия уяснив проповеданием, сияеши обоими, Божественнаго вдохновения исполнен.
Премудр показался еси, блаженне, паче ума премудрости сияньми, величайший богоглаголиве Данииле, и вся просветил еси.
Богородичен:
Тайновождествует образы неизглаголаннаго воплощения, Чистая, иже из Тебе Высочайшаго Даниил пророк славный.
ПЕСНЬ 6
Ирмос:
Якоже пророка избавил еси из глубины преисподния, Христе Боже, и мене от грехов моих избави, яко Человеколюбец, и управи живот мой, молюся. Ангельския ты лики во свете светлейшем зря, подражатель всеизряднейший сих был еси, Всецаря наслаждаяся сияньми.
Спасительное Слова пришествие возвещая, предвозвестил еси и храма разорение, закона же исполнение и благодати паче ума дарования.
Богородичен:
Се Дева во утробе яве зачинает Христа Бога, осиявшися Духом, Еяже проображение провидяше Даниил славный.
КОНДАК ПРОРОКУ, ГЛАС 3
Просветившееся Духом чистое твое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая. Львы укротил еси, ввержен в ров, сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.
ИКОС:
Иисуса Христа, Истиннаго Бога нашего, Егоже божественное ясно пришествие провозгласил еси, моли непрестанно с веселием божественную сию творящим память твою и верою чтущим тя искушений всяких спастися, и грехов, и обстояний яко дерзновение, богомудре, имея. И во отверзение моим подаждь устнам тя пети незазорно слово. И никакоже мене гнушайся, пророче блаженне Данииле славне.
ПЕСНЬ 7
Ирмос:
Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки. Законом, пророче, огражден, не приял еси осквернитися пребеззаконно, но, Божественне умом просвещаемь, вопиял еси: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Вся ужасает твое чудо, якоже пророку бо пророк тебе предста, восхищен, пищу нося тебе и поя: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Внутрь рова затворен и львом на снедь предложен, спаслся еси, Богу, покрывшу тя, блаженне, благословен еси, зовуща, Боже отец наших.
Богородичен:
Струю независтно источаеши врачеваний, о Дево Богомати! Даниил бо ясно узре Тя гору, из неяже Спас возсия, Бог отец наших.
ПЕСНЬ 8
Ирмос:
Богоглаголивии отроцы, в пещи со огнем пламень попирающе, пояху: благословите, дела Господня, Господа]. Священноявлен показался еси, о пророче! и деятельным видением со безтелесными пел еси: благословите, вся дела Господня, Господа.
Тя, всеблаженне, благохвалим вси, и в честное торжество твое радующеся, взываем: благословите, вся дела Господня, Господа.
Богородичен:
Пречудную Отроковицу богоглаголивый образовательными образы усмотрив, взывал еси: благословите, вся дела Господня, Господа.
ПЕСНЬ 9
Ирмос:
Воистинну Богородицу, Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе. Пожал еси твоих болезней приплодия, на небесех со пророки ликуя присно, окрест высочайшаго престола Вседержителева.
Светом трисолнечным ныне венценосец желаний крайнейшему предстоиши, с безтелесными лики веселяся.
Богородичен:
Красна слава твоя, еяже ныне наслаждаешися: Всепетую бо Отроковицу, пророче честный, образы возвещати всем сподобился еси.
СВЕТИЛЕН:
Иже во пророцех величайший Даниил ныне да почтится, Христа бо Бога нашего виде, камень отсечен кроме рук от горы — Чистыя Богородицы. С ним да восхвалятся и трие отроцы, яже спасе от пещнаго огня невреждены, образ Девы божественный и неизреченный, имже мир спасеся.
И ныне:
Тайнонаучает, Всечистая, Духом Божественным Даниил премудрейший, и прописуют верою Авраамстии трие отроцы Твое безсеменное Рождество: Сый бо Божеством неописанное Слово из Тебе плотию хотя описуется, Богородице, в Вифлееме раждаемь на спасение человеков.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Личная жизнь
Вряд ли возможно всерьез говорить о личной жизни праведника, жившего 28 веков назад. По крайней мере, Писание умалчивает о ней, раскрывая информацию лишь о его духовных подвигах, чудесах и предсказаниях. Можно предположить, что святой всецело посвятил себя служению Богу и потому не имел жены и детей. Известно, что Даниил чтил закон предков даже в мелочах, не позволяя себе вкушать пищи, оскверненной язычниками. Потому хранение телесной чистоты и целомудрия видится как одна из составляющих пророческого пути.
Смерть
Пророк Даниил прожил долгую жизнь, в которой случались взлеты и падения, он пережил славу и почитание, которые сменялись клеветой и опалой. О причине смерти Священное писание умалчивает, но можно предположить, что святой умер от старости, дожив до 90 лет, а по другим данным — и того более. Он так и не увидел родную землю, до конца дней оставшись вавилонским пленником.
Похоронили старца в Сузах — древнем восточном городе, который располагается на территории современного Ирана. Здесь находится древний мавзолей, внесенный в список национального наследия государства.
Гробница пророка Даниила в Сузах / Robert Wielgorski, Википедия
Однако не один город спорит за то, чтобы представить паломникам и туристам возможность увидеть могилу пророка. В узбекском Самарканде над 18-метровым склепом установлен мавзолей Ходжа Дониёр.
Полагают, что там покоятся останки Даниила (в мусульманской традиции Даниеля или Данияра), привезенные сюда в 15-м веке завоевателем Тамерланом. В исламе принято чтить библейского пророка, и от его могилы верующие привыкли ожидать чудес. Одно из них случилось в 2000 году, когда полувековое фисташковое дерево, росшее у склепа и давно засохшее, вдруг неожиданно пустило новые побеги.
Память
На иконах Даниил, как правило, держит в руках свиток с начертанными словами пророчеств. Изображают святого чаще всего в молодом возрасте. Первые сохранившиеся изображения датируются 3-м веком н. э. На византийских фресках и мозаиках можно увидеть пророка в окружении трех отроков или брошенным в логово львов.
Православная икона пророка Даниила / Азбука веры
Старинные иконы ветхозаветного праведника хранятся в Свято-Даниловом монастыре Москвы и Рождественской церкви Великого Новгорода. В честь Даниила строятся православные храмы в разных городах, в Новосибирске церковь была возведена при императоре Александре III в 1898 году.
Житию святого и толкованию его писаний посвящены десятки книг и исследований. О нем пишут теологи-библеисты и историки на протяжении многих лет. В 2013 году американский режиссер Анна Целински сняла полуторачасовой художественный фильм “Книга Даниила”, посвященный биографии пророка. Историческая драма бережно трактует библейский сюжет и ставит акцент на нравственном выборе героя между служением царю и верностью Богу.
Примечания
- Historical Dictionary of Prophets in Islam and Judaism
, B. M. Wheeler,
Daniel
: «Daniel is not mentioned by name in the Qur’an but there are accounts of his prophethood in later Muslim literature…» - Ефрем Сирин, прп.
Творения. Т.6. Репринтное издание. — М.: Издательство «Отчий дом», 1995. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. — Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Серги-евой Лавры, 1901, с. 51-89. - Иоанн Златоуст, свт.
Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двена-дцати томах, т. 6, Книга вторая. — М.: издательство «Святитель Иоанн Злато-уст», 2000, глава 2. - Хамд Аль Муаммар, 1988, с. 130.