Мадонна (от итальянского mia donna — «моя госпожа») на картинах религиозного жанра в западноевропейском искусстве встречается очень часто. Мастера живописи разных исторических эпох изображали Мадонну на картинах, чтобы отдать дань уважения Пресвятой Деве Марии — земной матери Иисуса Христа.
Мадонна на картинах всегда вызывает благоговейный трепет у зрителя, так как образ Богоматери глубоко почитаем и католиками, и православными. А лучшие произведения искусства на эту тематику украшают экспозиции крупнейших музеев мира и уникальные частные коллекции.
Сочинение-описание картины Васнецова «Богоматерь с младенцем»
Виктор Михайлович Васнецов, известный большинству по картинам сказочной тематики, очень много работал над росписью различных храмов. До сих пор любой желающий может полюбоваться его работами в Храме Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург), Владимирском соборе (Киев), церкви Спаса Нерукотворного (Абрамцево) и многих других, расположенных как в нашей стране, так и за ее пределами.
Особое место в его творчестве занимает образ Богородицы. Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанной художником в 1889 году. Именно эта работа Васнецова послужила эскизом для росписи Владимирского собора.
Практически всю площадь картины занимает фигура идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках Младенца Христа. Завернутый в пелену Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших перед ним. Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Оригинально выполнен фон, на котором изображены фигуры. Нельзя с определенной уверенностью сказать ступает ли Богоматерь по земле или движется по небесам.
Лица Богоматери и Младенца необычайно живые. Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей. Фигура Младенца и его положение также вполне естественны, и не вызывают ощущения фантасмогоричности происходящего. Глядя, на полотно у зрителя возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка. Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру.
Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках. В дальнейшем подобный образ Богородицы активно использовался в русской иконографии и получил название Васнецовская Богоматерь.
Рекомендуем посмотреть:
- < Назад
- Вперёд >
www.shollklass.ru
Известные художники, изображавшие Мадонну на картинах
Практически все известные художники эпохи Возрождения неоднократно изображали Мадонну на своих картинах. Даже простой перечень мастеров, обращавшихся к этой тематике, займет несколько страниц печатного текста. И все же, стоит выделить нескольких мэтров живописи, которые заслуживают отдельного упоминания:
- Джованни Беллини (Giovanni Bellini) на протяжении всей своей жизни неоднократно писал Мадонну. Одной из любимых его тем была Пьета с изображением оплакивающей Христа Богоматери.
- Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) создавал свои произведения в характерной резкой манере. Его наследие включает не только большое число картин с ликами Девы Марии, но также многочисленные гравюры и алтарные росписи.
- Пьетро Перуджино (Pietro Perugino) — учитель великого Рафаэля, который одним из первых в Италии начал работать масляными красками. Он умело создавал сентиментальные образы Девы Марии в своих произведениях.
- Рафаэль Санти (Raffaello Santi) — создатель самой знаменитой в мире «Сикстинской Мадонны». Но великий гений не ограничился написанием одного шедевра, он оставил потомкам целый цикл из почти 5 десятков картин, посвященных матери Христа.
- Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) подарил нам гениальную «Мадонну Литту», одно из самых ярких изображений Девы Марии, кормящей Христа. Ему же принадлежит авторство еще около 10 уникальных и безукоризненно написанных Мадонн.
- Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio) одним из первых в истории мировой живописи рискнул изобразить Деву Марию в образе маленькой девочки на своей картине «Введение Марии во храм». Это произведение мастера, как и многие другие шедевры, получило заслуженное признание еще при жизни мэтра.
На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет прекрасную возможность принять участие в онлайн-аукционах искусства, чтобы приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно без посредников купить картины с Мадоннами разных стилей и жанров у современных художников.
Оформление Собора. Живопись. В.М. Васнецов. Богородица с младенцем и Иисус Христос
На главном иконостасе Богоматерь изображена молодой девушкой древнееврейского типа, чудной красоты. Ее прекрасное, смуглое лицо застенчиво, строго и печально; ресницы полуопущены. Она сидит на невысоком троне, богато украшенном в византийском вкусе.
На Ней темно-синий плащ и зеленовато-голубой хитон. В объятиях Ее Малютка Христос, прижавшийся головкой к Ее щеке. В позе Христа детская, доверчивая беспомощность, представляющая контраст с прозорливым и строгим взглядом, больших, бездонно-глубоких глаз.
Там же традиционное византийское изображение Спасителя, сидящего на царском троне, с традиционным благословляющим жестом правой руки и с раскрытым Евангелием в левой. Черты лица его условно правильные и все лицо отвлеченного характера, выражающего скорее идею Богочеловека, чем живую индивидуальность Христа. Только византийская суровость и сухость выражения сменилась здесь в глазах Христа дивной кротостью, соболезнующей и всепроникающей любовью.
На главном иконостасе Богоматерь изображена молодой девушкой древнееврейского типа, чудной красоты. Ее прекрасное, смуглое лицо застенчиво, строго и печально; ресницы полуопущены. Она сидит на невысоком троне, богато украшенном в византийском вкусе.
На Ней темно-синий плащ и зеленовато-голубой хитон. В объятиях Ее Малютка Христос, прижавшийся головкой к Ее щеке. В позе Христа детская, доверчивая беспомощность, представляющая контраст с прозорливым и строгим взглядом, больших, бездонно-глубоких глаз.
Там же традиционное византийское изображение Спасителя, сидящего на царском троне, с традиционным благословляющим жестом правой руки и с раскрытым Евангелием в левой. Черты лица его условно правильные и все лицо отвлеченного характера, выражающего скорее идею Богочеловека, чем живую индивидуальность Христа. Только византийская суровость и сухость выражения сменилась здесь в глазах Христа дивной кротостью, соболезнующей и всепроникающей любовью.
profidom.com.ua
Васнецов Виктор
Купить картину или постер «Богатыри на конях», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то проф
от 618,28 р.
Купить картину или постер «Богатырский галоп», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то проф
от 549,84 р.
Купить картину или постер «Богатырь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональ
от 591,60 р.
Купить картину или постер «Богоматерь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиона
от 813,16 р.
Купить картину или постер «Богоматерь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиона
от 618,28 р.
Купить картину или постер «Богоматерь с Младенцем», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то
от 884,02 р.
Купить картину или постер «Богоматерь с младенцем», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то
от 633,36 р.
Купить картину или постер «Богоматерь с Младенцем на престоле», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем и
от 1259,76 р.
Купить картину или постер «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению ше
от 646,12 р.
Купить картину или постер «Боярышня (Портрет В. С. Мамонтовой)», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем
от 603,20 р.
Купить картину или постер «Брусила и берендеи ребята», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере,
от 554,48 р.
Купить картину или постер «Брюсов календарь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профе
от 647,28 р.
www.postergrad.ru
Михаил Васнецов: «Когда захожу во Владимирский собор, будто бы прикасаюсь…
165 лет назад родился знаменитый русский художник Виктор Васнецов, расписавший киевский храм, возведенный к 900-летию Крещения Руси
Единственный прямой потомок автора известных картин «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Ковер-самолет» живет и работает в Киеве. Михаил Викторович Васнецов — доктор физико-математических наук, профессор и очень похож внешне на своего знаменитого прадеда — художника Виктора Васнецова.
— У Виктора Васнецова было пятеро детей — Татьяна, Борис, Алексей, Михаил и Владимир. Я — внук Михаила Васнецова, который стал прототипом младенца на руках Богородицы, написанного прадедом во Владимирском соборе, — рассказывает Михаил Викторович (на фото). — После того как профессор живописи и историк киевской старины Адриан Прахов предложил Виктору Васнецову принять участие в росписи храма, возведенного в честь 900-летия Крещения Руси, художник потерял покой. Думал над тем, как написать Богоматерь. И вдруг вспомнил, как однажды весной жена Александра вынесла на воздух младенца Мишу и он, увидав плывущие по небу облака и летящих птичек, радостно всплеснул ручонками. Так Богородицу с младенцем еще никто не писал!
— Правда, что с васнецовской Богоматерью связано чудо?
— В 1885 году Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма, и вице-губернатор Баумгартен, возглавлявший комиссию по его сооружению, вместе посетили собор. И вдруг на только что оштукатуренной стене увидели проступивший чудесный лик… Богородицы с младенцем на руках. Прахов даже сделал впоследствии набросок видения. А когда Васнецов показал ему свои эскизы образа Богоматери, дал ему посмотреть свою зарисовку. Виктор Михайлович был потрясен сходством образов. Как вспоминал Прахов, узнав о видении, художник произнес: «Это заказ Божий!» Виктор Михайлович был глубоко верующим человеком.
*Васнецовская Богородица с младенцем — настоящий шедевр
— А ваш дед Михаил, послуживший прообразом младенца, ведь стал священником?
— Да, он принял сан священника в Праге. По специальности Михаил Викторович был астрономом и математиком. Работал в Южной обсерватории в Одессе. А когда начались революция и гражданская война, был призван белыми в артиллерию. Одесса, как известно, чуть ли не каждый день переходила из рук в руки. Чтобы спасти семью, дед отправил жену с ребенком в Москву, а сам вынужден был покинуть Россию. Сев на пароход, направился в Югославию, а оттуда переехал в Прагу, где сначала преподавал в университете, потом стал священником и до самой своей смерти служил в небольшой церкви. Похоронен в Праге, на русском кладбище в Олшанах.
— Интересно, он видел васнецовскую Богоматерь во Владимирском соборе?
— Быть может, в детстве, когда Виктор Васнецов брал его с собой в собор. А в том, что дед стал священником, ничего удивительного — семейная династия. Отец и дед Виктора Васнецова были священниками. А вот прадед и его брат решили посвятить себя искусству. Виктор Михайлович сначала учился в духовном училище, потом в семинарии, но с благословения своего отца оставил ее, решив поступать в петербургскую Академию художеств. Интересно, что, сдав экзамены, из робости не отважился узнать результаты. Не получив извещения о зачислении, подумал, что не принят. Однако в Вятку не вернулся. Целый год подрабатывал в Петербурге иллюстратором книг. А когда пришел поступать в Академию на следующий год, ему сказали, что он зачислен студентом еще в прошлом году.
— Виктор Михайлович посвятил росписи Владимирского собора больше десяти лет — с 1885-го по 1896 год. Как ему жилось в Киеве?
— Довольно просторную квартиру семья снимала неподалеку от Софийского собора. В Киеве у Васнецовых родился пятый ребенок Владимир. Как говорится, сама судьба уготовила мальчику это имя. В соборе художник работал на лесах с раннего утра и дотемна. Было нелегко: при росписи потолка уставали спина и шея. Несколько раз, по его воспоминаниям, срывался с лесов. Однажды его подняли без сознания. Лишь чудом не разбился, когда упал, работая под самым куполом храма. Спасло то, что холщевой курткой зацепился за металлический крюк. Вспоминая этот эпизод, Виктор Михайлович, говорил: «Меня сохранил Господь».
Вместе с Васнецовым работали Нестеров, Врубель, Котарбинский… Виктор Михайлович создал 15 композиций и 30 фигур святых. Среди его работ «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения княгини Ольги, князя Владимира, Александра Невского, Нестора Летописца…
На освящение Владимирского собора пожаловал царь Николай I с супругой. Виктора Васнецова горячо поздравляли художники Илья Репин и Василий Поленов, известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов.
К слову, в Киеве прадед продолжал работать и над картиной «Богатыри». Торопился закончить ее до передвижной выставки 1887 года, на которой была представлена знаменитая «Боярыня Морозова» Сурикова. Но к сроку не успел — роспись Владимирского собора не оставляла ни времени, ни сил.
*Владимирский собор в Киеве Виктор Васнецов расписывал с 1885-го по 1896 год
— Каким человеком ваш прадед был в быту?
— Очень сосредоточенным на работе, не любил, чтобы отвлекали. В его московской мастерской на стене углем был написан мальчик, прижимающий палец ко рту. Такой вот знак тишины. Если прадеда отвлекали от работы, он мог молча показать на эту картину. В письмах жаловался, что для него всегда в тягость поездки поездом, так как поневоле приходится вступать в разговоры с попутчиками, а это не дает сосредоточиться на творческих раздумьях.
— Читала, что Васнецов был хорошим семьянином. Очень любил жену и детей.
— Это правда. Мой отец — внук Васнецова — рассказывал, как Виктор Михайлович играл с ним, маршировал вокруг стола. Папа вдруг проголодался и сказал деду: «Ты еще помаршируй здесь немного, а я пока на кухню сбегаю». Такой эпизод почему-то остался в памяти. Хотя знаю, что в доме у Васнецовых было заведено обедать вместе — всей семьей.
В Москве у Виктора Михайловича был хороший дом-терем, построенный по его собственному проекту. Сейчас там находится музей. Но, конечно, большую семью содержать всегда непросто. Поддерживали меценаты Савва Мамонтов и Павел Третьяков. Известно, что Третьяков приобретал картины прадеда прямо с выставок и очень волновался, чтобы его не опередила царская семья, которая творчество Васнецова тоже высоко ценила.
Накануне росписи Владимирского собора Виктор Михайлович получил большой госзаказ— монументальный фриз «Каменный век» для Исторического музея в Москве. Когда работа была завершена, мнения по ее поводу в организационном комитете разделились. Все ждали оценки царя. И вот государь приехал, посмотрел и высказал свое восхищение. Все бросились аплодировать, говорить автору, что его произведение великолепно и гениально.
— Что в вашем доме сегодня напоминает о вашем великом прадеде?
— Никаких работ не осталось. Лишь небольшая авторская литография. Дед Михаил взять с собой в эмиграцию ведь ничего не мог.
— Как вы оказались в Киеве? Ведь практически вся семья Васнецова в советское время обитала в Москве.
— Отец, живя в Праге, в юные годы вступил в молодежную организацию под началом эмигрантского НТС (Национальный трудовой союз), который не признавал советскую власть. В 1945 году за членство в этой организации его осудил трибунал и отправил в лагерь в Норильск, где находился металлургический комбинат. Благодаря хорошему техническому образованию, которое отец получил в Праге, он попал не на тяжелые работы, а в проектное бюро.
У него был нансеновский паспорт — паспорт гражданина мира. Там, в Норильске, он познакомился с моей мамой-киевлянкой Светланой, дочерью профессора медицины Сергея Аркадьевича Томилина. Ее сослали за то, что тоже состояла в организации, которую курировал НТС. В Норильске мама работала в портовом медпункте. Освободившись, родители вернулись в Киев, хотя это было очень непросто. Отец получил советское гражданство. В Киеве работал в проектном институте. Умер в 1991 году. Отпевали его, к слову, во Владимирском соборе.
— Большинство картин Виктора Васнецова сегодня находятся в его доме-музее и в Третьяковской галерее. Но иногда полотна появляются на мировых аукционах. Их продают за большие деньги. Будь произведения у вас, вы ведь могли бы стать миллионером!
— Знаете, если бы картины остались у меня, я не стал бы их продавать. А то, что большинство работ Виктора Васнецова сосредоточено в его доме-музее и в Третьяковской галерее, думаю, хорошо. Почитатели таланта художника должны видеть созданные им шедевры.
— Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на работы вашего прадеда во Владимирском соборе?
— Я человек не религиозный, в храмах бываю не так часто. Но когда захожу во Владимирский собор, будто бы прикасаюсь к чему-то родному.
— Сами рисуете?
— Нет. Талант ведь такая штука, что не всегда передается по наследству. У меня трое детей. Хорошо рисует младший — 13-летний Андрюша. Любопытно, что в классе, где он учился до поступления в Киевскую детскую академию искусств, на стене висел плакат с цитатой Виктора Васнецова о любви к родине. Такое вот совпадение.
— От чего умер Виктор Васнецов?
— От инфаркта. Случилось это в 1926 году. Было прадеду 78 лет.
fakty.ua
Дева Мария
Описание
Мария; Дева ~ Mариа´м < греч. Μαρία или Mariam << передача арам. marjam <<< евр. mirjam; ивр. מִרְיָם (Miriam)[1] — имя неясной этимологии, возм. < корень MRH — «быть тучным», в переосмыслении — «сильная», «прекрасная»[2] Богородица, Богоматерь, Матерь Божья — наименование Девы Марии в церковной традиции как родительницы Богочеловека Иисуса Христа Мадонна < итал. madonna < сокр. от mia donna — «моя госпожа» франц. Notre Dame англ. Our Lady; Blessed Virgin; Mother of God —————————
В христианских религиозно-мифологических представлениях земная мать Иисуса Христа, иудейская девственница, чудесно родившая без разрушения своей девственности. Евангельские сведения о Деве Марии весьма скудны и касаются периода от Благовещенья до Распятия или, при расширительном толковании текста Деяний, до сошествия Святого Духа на апостолов[3] . Сведения о происхождении и детстве Марии, воспринятые традицией (литургической, иконографической и фольклорной), содержатся в апокрифической «Книге о рождестве Марии»[4] и множеству восходящих к этому первоисточнику агиографических, гомилетических (проповеди) и гимнографических текстов. Жизнь Марии и её последние годы описываются только в апокрифах и агиографических текстах. Апокрифические тексты содержат также сведения о события, произошедших в охватываемый евангельским повествованием период, но не упомянутых в нём, и дополнительные детали относительно событий упомянутых в евангельских канонических текстах. Так, например, евангельское повествование говорит о присутствии Марии только на Голгофе, тогда как и православная, и особенно католическая традиция предполагает физическое или духовное присутствие Марии при всех важнейших моментах Господних Страстей[5]. Подобным же образом, явление Христа Матери, признаваемое православной и католической традициями не упоминается в Евангелиях. Отношения между матерью и сыном описываются в тонах сурового, строгого отречения сына от природной любви матери во имя исполнения его миссии, а Мария предстаёт лишь одним из действующих лиц в эпизодах из жизни Христа.
Голова Марии всегда закрыта платом (мафорием), на котором сияют три звезды (на лбу и на плечах) как знак троякого девства Марии — до рождения, в рождении и по рождении.
XII и еще более того XIII вв. — время религиозного подъема, вызванного крестовыми походами, отличаются столь широким почитанием Девы Марии, что весь этот период эпохой культа Девы Марии. Своё высшее и зримое выражения этот культ получил, в готических соборах Франции, посвящённых Богоматери — Notre Dame. Главный вдохновитель культа Богоматери среди средневековых теологов — Бернард Клервоский. Его интерпретация библейской Песни Песней как развёрнутой аллегории, в которой невеста отождествляется с Девой Марией, — источник богатой образности, окружающей Деву Марию в последующие века. концепция уже известная средневековью / Св. Бернард ее значительно развил
Православная и католическая традиция принимает, что по воскресении Христос прежде всего явился Марии (хотя новозаветные тексты молчат об этом), а из отмечаемого каноническим повествованием пребывания Марии среди апостольской общины в дни после вознесения Христа[6] выводит её присутствие как при самом вознесении, так и при «сошествии святого духа» на апостолов (здесь иконография отводит ей центральное место).
Согласно сложившейся традиции / предание говорит о:
- Мария происходит из мессианского «колена» Иуды (смешавшегося, как иногда добавлялось, со священническим «коленом» Левин), из царского рода Давида;
- её родители — праведники Иоаким и Анна, дожившие до пожилого возраста бездетными;
- воспитание Марии проходит в обстановке особой ритуальной чистоты;
- первые шаги младенца по седьмому месяцу — тема византийской иконографии,
- «введении во храм» / с трёх лет Мария воспитывается при иерусалимском храме, служа его святыням, занимаясь рукоделием и получая пищу из рук ангелов;
- к 12 годам она даёт обет вечного девства;
- поиски супруга — совершеннолетняя девственница не может оставаться при храме, и для неё ищут супруга, который охранял бы её, не прикасаясь к ней и уважая её обет;
- выбор из нескольких претендентов по чудесному знамению престарелого Иосифа Обручника — голубица, вылетающая из посоха;
- работа Марии в доме Иосифа над пурпурной пряжей для храмовой завесы — символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса Христа из «пурпура» материнской крови в утробе Марии;
- благовещение (в момент прядения) в Назарете: архангела Гавриила говорит Марии, что ей предстоит родить от духа святого сына, облечённого достоинством мессии, обещая чудо девственного материнства[7].
- ожидая младенца, Мария направляется в дом Захарии и Елисаветы, своей родственницы, которая в это время уже 6-й месяц ожидает рождения Иоанна Крестителя.
В гостях у Елисаветы Мария остаётся около трёх месяцев, после чего возвращается в дом Иосифа[8].
- Как только её беременность становится явной, огорчённый Иосиф лишь из жалости не хочет опозорить её публичным обвинением, но слова явившегося Иосифу ангела убеждают его в невиновности его «обручницы»[9].
По апокрифической версии, нашедшей отражение в средневековой (особенно византийской) иконографии, Мария была всенародно подвергнута испытанию таинственной «горькой водой, наводящей проклятие» на неверных жён, как это рекомендуется в Библии[10] и описывается в талмудическом трактате «Сота»; архаическая ордалия подтвердила её целомудрие.
- Рождение Иисуса Христа в Вифлееме, на исконной родине Давидовой династии.
Для бедной, усталой с пути роженицы нет места в гостинице[11], и случайный приют даёт ей чужой хлев, в ясли которого она укладывает новорождённого.
- Через 40 дней после родов Мария должна совершить обряд ритуального очищения и принести младенца в храм; там её встречает Симеон Богоприимец, пророчествующий, между прочим, и о предстоящих страданиях Марии: «и тебе самой оружие пройдёт душу»[12];
- Затем Мария; спасая от царя Ирода младенца, бежит с ним и с Иосифом в Египет, а после смерти Ирода возвращается в Назарет[13].
- паломничество на праздник в Иерусалим, во время которого двенадцатилетний Иисус исчезает, так что Марии и Иосифу приходится искать его[14],
- присутствие на свадьбе в Кане Галилейской, где по просьбе Марии Христом сотворено чудо претворения воды в вино[15];
- присутствие, физическое или духовное, при важнейших моментах страданий сына
— напр., встреча с ним во время несения им креста[16] играет важную роль в католической практике и иконографии «крестного пути»; — присутствии Марии на Голгофе: она стояла «при кресте Иисуса»; умирая, сын велит матери усыновить своего «любимого ученика»[17];
- Православная и католическая традиция принимает, что по воскресении Христос прежде всего явился Марии (хотя новозаветные тексты молчат об этом),
- присутствие при вознесении Христа[18]
- присутствие при «сошествии святого духа» на апостолов[19] (здесь иконография отводит ей центральное место).
- По некоторым православным преданиям, Мария участвовала в распределении между апостолами по жребию земель, куда они должны были направиться для проповеди; ей выпала по жребию Иверия (Грузия), с которой она оказалась впоследствии мистически связанной через свою «иверскую» икону, однако ангел указал ей вместо этого путь на Афон (которому предстояло стать мировым центром православного монашества, местом особого посвящения Марии).
- По другой, более распространённой версии, она тихо жила в доме Иоанна Богослова, деля время между молитвами и трудами рукоделия, и посещала места, имеющие отношение к истории жизни Христа.
- События, связанные со смертью Марии (успение), символически как бы повторяют важнейшие смысловые моменты её жизни: возвещение от архангела Гавриила о близкой смерти — новое благовещение, приятие в «небесную славу» (лат. assumptio) — новое «введение во храм».
Как некогда Мария держала на руках младенца Христа, так Христос в византийско-русской и отчасти западной (Дуччо) иконографии успения принимает на свои руки маленькую и хрупкую душу Марии — младенца, родившегося в новую жизнь.
- За успением, то есть разлучением души Марии с телом, следует их чудесное воссоединение и уход воскресшего тела в потусторонний мир: апостолы, раскрывши гробницу для запоздавшего Фомы, обрели её пустой.
Это представление о телесном вознесении Марии на небо, восходящее к раннехристианским апокрифам, догматически сформулировано только в католицизме, и притом очень поздно (1950 г.).
- Момент торжественного увенчания Марии как «царицы небесной» характерен лишь для западной традиции; в 1964 г. католическая церковь объявила Марию «матерью церкви».
Хотя представляется, что жизнь Марии началась, как и у всех людей, — с её рождения (догматическая доктрина о «предсуществовании», аналогичная представлению о «предвечной» жизни Иисуса Христа в ипостаси Логоса, к Марии неприложима), идеи «предвечного замысла» бога о рождении Марии, провиденциального «уготовления» её непорочности «от начала мира» и т. п. играют важную роль в символической образности и иконографии православия и католичества. Эти идеи раскрываются, в частности, через переосмысленную символику Ветхого завета: такие ветхозаветные образы, как неопалимая купина, лестница Иакова[20], чудесно орошённое руно Гедеона[21], понимаются как символы Марии (чудо девства, не разрушенного родами, и человеческой природы, не разрушенной присутствием бога, «огня поядающего» — Втор. 4, 24 и др.). Кульминацией всех «знамений» Ветхого завета о Марии считаются слова пророка Исайи: «Господь сам даст вам знамение: се, дева во чреве зачнёт и родит сына, и нарекут имя ему: «С-нами-бог»[22], — отсюда иконография Марии, окружённой указующими на неё ветхозаветными пророками. Нежданное рождение Марии как бы повторяет чудо рождения её предка Исаака от престарелых Авраама и Сарры. ср. расцветающий жезл Аарона[23]; По провиденциальному стечению обстоятельств Марии суждено родить Иисуса Христа в мессианском городке Вифлееме, на исконной родине Давидовой династии. отсюда позднекатолическая по своему происхождению иконография Марии, сердце которой пронзено мечом или семью мечами).
Чистота Представление об особой «уготованности» Марии, её «очищенности» от «чрева матери», намеченное уже у сирийского церковного писателя IV в. Афрема (Ефрема Сирина), в католицизме претворилось в особый догмат (окончательно принятый лишь в 1854 г.) о «непорочном зачатии» самой Марии в браке её родителей (а не только «девственном зачатии» ею Иисуса Христа, что является общехристианской догмой), то есть о её полной изъятости из общечеловеческой наследственной греховности, в этом смысле Мария — как бы невинная Ева, пришедшая исправить дело «падшей» Евы; в ней снимается проклятие, постигшее за вину человека мир природы («землю»[24]), а потому с ней соотнесено вовлечение природной жизни и космических циклов в сферу христианской святости (православное песнопение называет её «всех стихий земных и небесных освящение», «всех времён года благословение»).
Мать-Земля Неортодоксальное заострение этого ортодоксального мотива в художественной литературе — слова персонажа Достоевского «богородица — великая мать сыра земля есть»; ср. также характерную для западноевропейской иконографии позднего средневековья и Возрождения тему «мадонны смирения», сидящей на земле среди цветов, «Мария на земляничной грядке» и т. п. В фольклоре эти аспекты образа Марии контаминировались с пережитками натуралистического язычества, указывающими на связь Марии с мифологическими образами богини земли, природы, богини-матери; но их смысл в контексте христианских религиозно-доктринальных представлений уже иной, поскольку Мария здесь не олицетворение природы как таковой, но «начаток», прообраз, первое явление преображённой, райской природы.
Заступница присутствие на свадьбе в Кане Галилейской, где по просьбе Марии Христом сотворено чудо претворения воды в вино[25]; с точки зрения православной и католической традиции, чудо это открыло бесконечный ряд милостей, из века в век оказываемых Христом по молитвам Марии, «ходатаицы», «молебницы» и «заступницы» за людей во всех их нуждах. В легенде о Теофиле, восходящей к ранневизантийской среде, но особенно популярной во Франции 13 в. (горельефы тимпана Нотр-Дам в Париже, драматическое «Действо о Теофиле» поэта Рютбёфа), герой, состоящий на службе у епископа, устав от тягот жизни, продаёт свою душу дьяволу и быстро делает карьеру, однако раскаивается и обращается за помощью к Маии, которая отбирает у дьявола расписку Теофила. Здесь выступают два характерных мотива: Мария как «прибежище грешников» и «взыскание погибших» (обозначения соответственно в католической и православной традиции), то есть всепрощающая мать, к которой может обратиться самый безнадёжный грешник; Маия как защитница христианина, своими руками отгоняющая от него дьявола (ср. картину Дж. да Монтерубиано, 1506, на которой Мария грозит палицей бесу, пытающемуся вырвать из-под её покрова вверенного ей отрока). В византийском апокрифе «Хождение богородицы по мукам», получившем распространение и на Руси, Мария испрашивает даже для окончательно осуждённых грешников в аду некоторое облегчение их участи. Целый ряд западных легенд повествует о пропащих людях, которых спасает только верно соблюдаемая среди блудной или воровской жизни привычка каждый день молиться «Ave Maria» (вор остаётся живым, провисев два дня на виселице, и может уйти в монастырь замаливать грехи, даже у отлучённого от церкви беспутного школяра после смерти на губах расцветает роза; в православной легенде о чудотворной иконе «Нечаянная радость» Мария спасает душу молившегося ей каждодневно грешника, обратив его укоризной к покаянию). Жонглеру, представителю осужденной церковью профессии, пытавшемуся угодить Марии фокусами уже после своего вступления в монастырь, та милосердно отирает пот с лица. • Воплощения, символы и атрибуты Дева Мария традиционно облачена в одежды красного цвета и голубой (небесный) плащ — напоминание о её значении как Царицы Небесной. В сценах Страстей цвет одежд может меняться на фиолетовый или серый.
- Дева Мария Милосердие, укрывающая кающегося грешника своим обширным плащом, или стоящая на коленях перед Христом на Страшном Суде, моля его о душах умерших;
- Mater Dolorosa [лат. — Матерь Скорбящая), сокрушающаяся о своем сыне, — ее грудь пронзают семь мечей, символизирующие семь ее скорбей, — или сидящая с его мертвым телом, лежащим у нее на коленях;
- Дева Непорочного Зачатия -доктрина, много дискутировавшаяся- средневековыми теологами, но нашедшая свое обоснование в XVII веке, отстаивавшаяся иезуитами, и с тех пор широко изображавшаяся.
Иконография Девы Марии изобилует разнообразными атрибутами, многие из которых связаны с конкретными повествовательными сценами и упоминаются в связи с ними. Многие из символов заимствованы из Песни Песней Соломона, после того как Бернард Клервоский (1090—1153) интерпретировал ее как аллегорию отношений между Христом и Его девственной Матерью. Наиболее обычны следующие атрибуты:
- лилия или ирисы — чистота, знак совершенной любви, заключающейся в единении человека с Богом, часто соотносится с образом Непорочной Девы / с античных времен, благодаря своему белому цвету, является символом чистоты / чаще, чем любые другие цветы, она является цветком Девы Марии / невеста с которой отождествляется Дева Мария нарекается «лилия долин» и «лилия между тернами» (Песня Песней 2:1-2) / особо ассоциируется с Благовещением
- полумесяц, серп луны — заимствованный у Исиды как царицы небес / указание на связь с древними женскими божествами / в христианской мистике обозначает женский принцип, приносящий свет в тьму Ночи
- солнце и луна — часто соотносится с образом Непорочной Девы
- звезда — обычно изображается на плаще Девы Марии / её присутствие объясняется одним из названий Марии — «Морская звезда» (лат. — Stella Maris), что соответствует значению еврейской формы ее имени Мариам
- двенадцать звезд / корона из двенадцати звезд — часто соотносится с образом Непорочной Девы
- роза (с шипами) — часто соотносится с образом Непорочной Девы
- запечатанная книга
- пояс
- голубь — воплощение Святого Духа
- единорог — целомудрие
- кристалл, окна, другие предметы эмблематически представляющие прозрачность
- лампа
- мост
- лестницу
- семь мечей — в образе Девы Семи Скорбей
- образы и символы отгороженности (от мира), обычно соотносятся с образом Непорочной Девы / «Запертый сад сестра моя, невеста, заключенный колодец, запечатанный источник». (Песнь Песней 4, 12)
— закрытые ворота, — сад за стеной/огороженный — запечатанный/закрытый фонтан или источник.
- ливанский кедр — часто соотносится с образом Непорочной Девы
- Древо Жизни, цветущая ветка
- Дерево Иессея — часто соотносится с образом Непорочной Девы / часто принимает форму ветви с цветами / генеалогическое дерево Христа, произрастающее от Иессея, отца Давида («Отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастает от корня его» (Ис., 7)
- незапятнанное зеркало — часто соотносится с образом Непорочной Девы
- башня Давида — часто соотносится с образом Непорочной Девы
- олива, оливковая ветвь — эмблема мира / иногда заменяет собою лилию на картинах Благовещения художников сиенской школы, поскольку лилия была также эмблемой города-соперника Сиены Флоренции
- плод (яблоко, апельсин в голландской живописи[26]) — как правило в руке Младенеца / традиционный плод Древа познания, указание на Младенца как на будущего Спасителя рода человеческого от первородного греха
- гранат — на картинах Девы Марии и Младенца / здесь используется как указание на Воскресение / античный атрибут Прозерпины, дочери Цереры, каждую весну воскрешающей землю к новой жизни, отсюда ассоциация с идеей бессмертия, воскрешения и Воскресения
- виноград — евхаристическое вино, кровь Спасителя / «Иисус есть виноград Земли Обетованной, кисть, положенная под давильный пресс». Августин (см. Виноточило, Мистическое виноточило) / грозди черного и белого винограда, вероятно, намекают на рассказ Иоанна о ране Христа на кресте: «И тотчас истекла кровь и вода» (19:34) / на картинах Девы Марии и Младенца
- колосья (в сочетании с виноградом) — хлеб Евхаристии / на картинах Девы Марии и Младенца
- вишня — называемая райским фруктом, вручаемая в качестве награды за добродетельность / Небо / на картинах Девы Марии и Младенца
- ореха (обычно изображается расколотый грецкий) — на картинах Девы Марии и Младенца / символика разработана Августином: внешняя зеленая оболочка — плоть Христа, скорлупа — дерево креста, ядро — божественная природа
- кувшин, сосуд для вина, бокал (вино видно явно или оно предполагается, если сосуд непрозрачный) — аналог винограда / на картинах Девы Марии и Младенца
- птица (чаще всего, щегол) — восходит к античному образу души человека, отлетающей с его смертью отлетает / на картинах Девы Марии и Младенца / обычно в руках Младенца / красивое оперение щегла сделало его любимой домашней птицей детей / основание связи с Младенцем Христом — a fortion — легенда о появлении у щегла красного пятнышка в момент, когда он слетел на голову идущего к Голгофе Христа и извлек терновую колючку из брови Христа, испачкавшись в крови Спасителя
XII и еще более того XIII вв. — время религиозного подъема, вызванного крестовыми походами, отличаются столь широким почитанием Девы Марии, что весь этот период эпохой культа Девы Марии. Своё высшее и зримое выражения этот культ получил, в готических соборах Франции, посвящённых Богоматери — Notre Dame. Главный вдохновитель культа Богоматери среди средневековых теологов — Бернард Клервоский. Его интерпретация библейской Песни Песней как развёрнутой аллегории, в которой невеста отождествляется с Девой Марией, — источник богатой образности, окружающей Деву Марию в последующие века. концепция уже известная средневековью / Св. Бернард ее значительно развил
Ее чрезвычайно богатая иконография лишь в небольшой части обязана Евангелиям и, кажется, разрасталась на протяжении столетий в силу необходимости для христианской Церкви иметь фигуру матери — предмет поклонения, являющийся средоточием многих древних религий. Сомнения в ее роли — вроде тех, что были высказаны несторианами в V веке или идеологами Реформации в XVI,- лишь стимулировали создание ее изображений теми, кто оставались ее приверженцами. Несторий отрицал, что Дева Мария может по праву именоваться «Богоматерью» — она была матерью только лишь Христа как человека, но не божественной личности. Этот взгляд был осужден как ересь Эфесским собором в 431 году — вердикт, который способствовал распространению образа «Матери и Младенца» как выражения официальной доктрины. (Такие образы уже долгое время существовали в некоторых языческих религиях, в частности, египетская богиня Исида с ее сыном Гором на коленях, который благополучно продолжал существовать в христианскую эру в некоторых средиземноморских странах. Ранняя Церковь восприняла и использовала его, как и многие другие языческие образы.)
Величественные изображения Девы Марии и Младенца на троне, которые на протяжении многих столетий украшали церковную архитектуру, впервые стали распространяться на Западе в VII веке; они срисовывались с византийских образцов. От своего раннего предназначения быть опровержением несторианства такие изображения сохранили на протяжении средневековья пафос утверждения веры, что становится очевидным из надписей, которые иногда сопровождают их:
«Maria Mater Dei» [лат. — «Мария Матерь Божия»] и «Sancta Dei Genitrix» [лат. — «Святая Богородица»].
Другим ранним стимулом к почитанию Девы Марии было обнаружение того, что стали считать ее портретом, предположительно написанным Св. Лукой.
Росту культа Марии до некоторой степени противилась сама Церковь с ее традиционно враждебным отношением к женщине — отношением, которое культивировалось некоторыми ранними теологами и монашескими институтами, ссылавшимися в оправдание своих взглядов на фигуру Евы (искусительницы).
Изображения в повествовательных сценах Поклонные/молитвенные образы Девы Марии (в отличие от ее изображения в повествовательных сценах, основанных на ее легендарной биографии) приняла несколько другие формы, главным образом довольно позднего происхождения. Среди наиболее важных:
- Дева Мария Милосердие, укрывающая кающегося грешника своим обширным плащом, или стоящая на коленях перед Христом на Страшном Суде, моля его о душах умерших;
- Mater Dolorosa [лат. — Матерь Скорбящая), сокрушающаяся о своем сыне, — ее грудь пронзают семь мечей, символизирующие семь ее скорбей, — или сидящая с его мертвым телом, лежащим у нее на коленях;
- Дева Непорочного Зачатия -доктрина, много дискутировавшаяся- средневековыми теологами, но нашедшая свое обоснование в XVII веке, отстаивавшаяся иезуитами, и с тех пор широко изображавшаяся.
Однако и теперь некоторые аспекты ее изображения, такие, как Дева Мария Четок, имели целью возбудить особое поклонение.
Атмосфера религиозного экстаза, порожденная Контрреформацией, проявилась в видениях, которые переживали мистики, — результат самозабвенной молитвы, а иногда следствие возбуждения от религиозных празднеств. Эти видения, которые во многих случаях были зафиксированы ими в их литературных трудах, могли принимать форму распятого Христа, но в особенности Девы Марии, как правило с Младенцем. Они изображались в итальянском и, реже, испанском искусстве с конца XVI и на протяжении всего XVII века.
Многие из этих символов заимствованы из Песни Песней Соломона, после того как Бернард Клервоский (1090—1153) интерпретировал ее как аллегорию отношений между Христом и Его девственной Матерью, особенно в главе 4, стих 12: «Запертый сад сестра моя, невеста, заключенный колодец, запечатанный источник».
Предметы, особенно плоды, птицы и сосуды для питья, которые могут казаться не более чем набором элементов, обычно встречающихся в натюрморте, на самом деле заключают в себе целую систему христианской символики. Их особенно часто можно видеть на картинах художников Северной Европы XV—XVI веков. Интересное развитие этой символической схемы встречается в живописи Северной Европы в первой половине XVII века, когда те же, предметы стали использоваться в натюрморте, сохраняя при этом — как в выборе, так и в расположении — свое значение в качестве декларации христианской веры.
Кроме образа Иисуса Христа, в эпоху Возрождения одним из самых популярных был образ Девы Марии. Вообще говоря, изображения Девы Марии можно подразделить на две категории. С одной стороны, существует много изображений, основными сюжетами которых служат эпизоды из жизни Марии. Они, в основном, носят сюжетно-тематический характер. Их источники — записи Нового Завета, а также богатая традиция, сосредоточенная вокруг Марии, матери Спасителя, которая была благословенной среди жен. Ко второй группе изображений Девы Марии относятся те, которые можно назвать религиозными. (См. главу IX: Троица, Мадонна и ангелы.) Иконы, относящиеся ко второй группе, были созданы, чтобы подчеркнуть выдающиеся качества Марии как Богоматери. Чаще всего изображались следующие события из жизни Девы Марии.
Изображения Девы Марии, относящиеся к эпохе Возрождения, по своей популярности стоят на втором месте после изображений Иисуса Христа. Вообще говоря, Мария служит олицетворением милосердия и чистоты. Она — сострадательная мать, выражающая своей природой всю красоту женственности. В искусстве используется много различных символов и атрибутов, подчеркивающих ее выдающиеся качества.
Символизм Девы Марии как идеала материнства уникален как по своей природе, так и по своему высокому уровню.
Киев. Храмы. Художники. 2.Васнецов и другие: taanyabars
Итак, про Владимирский собор. Весной 1885 года оштукатуренный изнутри собор был подготовлен к внутренней отделке. Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия. Прахов решает привлечь самых известных мастеров своего времени: Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Владимира Поленова. Но двое последних имели на этот момент другие заказы. По непонятной причине уклонился и художник Ге. Среди претендентов, кроме Врубеля, был Валентин Серов, но его эскизы, как и Врубелевские не подошли. Всего в росписи участвовало 96 живописцев. Из них, кроме Васнецова, значительный вклад в оформление собора внесли тогда еще молодой Михаил Нестеров, живущие в Риме академики живописи, братья Александр и Павел Сведомские и их римский приятель, поляк по происхождению, академик живописи Вильгельм Катарбинский. Работа вместо планируемых двух лет растянулась на 11; собор был открыт в 1896 году.
Несколько слов о работах совсем юного тогда Михаила Нестерова (родился в 1862 году). О его работах отзываются так: «В этом пышно-великолепном соборе, нашлись скромные и уединённые уголки, где приютились смиренные и грустные создания Нестерова» Нестеров тоже не избежал увлечения — дочкой Эмилии Праховой Еленой, и с нее списан образ святой Варвары.
Одной из самых его значительных работ в соборе считается Богоявление.
Ну и наконец к Васнецову/ Из его биографии существенно то, что он учился в духовном училище и духовной семинарии; ушел с предпоследнего курса, чтобы стать художником. В атеистические времена мы знали его как певца аленушек и богатырей, а между тем, именно роспись Владимирского собора он считал главным делом своей жизни. В общей сложности Васнецов исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая медальонов. Это 4 тысячи квадратных метров. Только на создание центральной фигуры ушло 2 года, а всего — 11 лет. Относительно его участия в этой работе есть такая легенда.
В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Прахов таки и сделал. А Васнецов сначала отказался от участия в работе во Владимирском соборе, и вскоре после этого весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии… Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.
Роль работы Васнецова я закавычиваю — это не мое, это знающих людей. «Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи. На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе. Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания. По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.»
Могу сказать честно, что далеко не все, что сделал Васнецов во Владимирском соборе, находит во мне отклик — в некоторых вещах мерещится излишняя пафосность или тяга к украшательству. Проблема еще и в том, что собор постоянно в полумраке, и по сравнению с тем, что осталось в памяти, прекрасные по качеству копии картин Васнецова кажутся слишком яркими. Поэтому вместе с иллюстрациями с сайта собора я буду ставить и Васнецовские эскизы к этим картинам.
Страшный суд. Эту картину я хорошо помню — она потрясла меня при втором посещении собора почти также, как Богоматерь при первом. Она висит над входом — и когда ты отворачиваешься от Богоматери и думаешь — все, выхожу — вот тут она тебя и сражает.
Ветхозаветные пророки (фрагмент)
Преддверие рая
Алипий-живописец (эскиз)
Нестор-летописец (эскиз) Нестор-летописец
Княгиня Ольга (эскиз)
Княгиня Ольга
Андрей Боголюбский (эскиз)
Серафим (в образе Серафима — дочь Прахова)
Крещение Руси (эскиз)
Ангел со свечой (можно сравнивать с Врубелевским)
Орнаменты (тоже материал для сравнения). От заключения рассказа (скорее показа) я воздержусь. Думаю, все, что можно сказать, будет слишком субъективным.
taanyabars.livejournal.com
История Мадонны в живописи
История Мадонны в живописи берет свое начало с древнейших времен. Самые ранние настенные изображения Богоматери датируются вторым веком нашей эры, их археологи обнаружили в римских катакомбах Присциллы.
В IV столетии Константин Великий сделал христианство господствующей официальной религией в Византийской Империи. С этого времени в Константинополе, а затем и на территории остальной Европы, формируются школы иконописи. В течение многих столетий лики Богородицы художники изображали лишь на иконах и фресках, а церковь ревностно следила за соблюдением строгих установленных живописных традиций.
В начале XII века в Западной Европе начал стремительно приобретать популярность культ Богородицы. Изображения в виде мозаик, статуэток и икон Мадонны становятся востребованными не только среди служителей церкви, но и в кругу высших представителей власти.
В XIV веке в Италии началась эпоха Ренессанса, которая в значительной степени изменила традиции изобразительного искусства. Итальянские художники стали постепенно отказываться от византийских иконописных догм и начали создавать живописные картины на религиозную тематику. Эту тенденцию со временем подхватили их коллеги из других Европейских стран: Голландии, Франции, Германии.
Католическая церковь, в отличие от православной, не препятствовала развитию живописи. Напротив, представители духовенства стали главными заказчиками картин, настенных росписей и скульптур. В господствующем в те времена религиозном жанре образ Мадонны стал одним из наиболее востребованных.
Гуманистическая философия Ренессанса также оказала огромное влияние на работу живописцев. У художников появились новые возможности для реализации своих идей. Мастера Возрождения начали смело экспериментировать с каноническим внешним видом Девы Марии, создавать картины с разными сюжетами на темы жизнеописания Богоматери.
Многие известные живописцы создавали целые циклы картин, посвященные Мадонне. Великие мастера Возрождения использовали в своих работах новые техники и материалы. Живописцы достигли совершенства в изображении перспективы, игры света и тени, потрясающей глубины тонов и разнообразия цветовых оттенков.
Но эпоха Ренессанса также способствовала появлению и развитию новых жанров искусства:
- батального;
- бытового;
- натюрморта;
- пейзажа.
Постепенно художественные потребности заказчиков изменились. Религиозный жанр утратил лидирующее положение, но не исчез совсем. Мадонну на картинах продолжали изображать мастера последующих эпох, работавшие в самых разных стилях:
- барокко;
- рококо;
- классицизма;
- романтизма;
- реализма;
- модерна;
- сюрреализма;
- символизма.
И в наши дни Мадонна на картинах вызывает огромный интерес у ценителей искусства. А шедеврами древних мастеров на выставках и в музеях ежегодно любуются миллионы людей в разных уголках Земли.