Что такое храм и чем он отличается от церкви?


Устройство храма

Православный храм
По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения. Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св. Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.

«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера, — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией. Потому Отцами Церкви установлено определенное размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.

Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда с тем, чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е. в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, святых и ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец Одно». Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.

«Корабль», где стоят прихожане отделен от алтаря иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, а также располагаются на аналоях.

В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во Гроб» или «Снятие с Креста».

Размещение святых изображений, будьте иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность Св. Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник

В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.

Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви — изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

В храме имеется еще «канунник», так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Храмовый (престольный) праздник отмечается в день памяти святого или события, в ознаменование которых был освящен престол.

Значение слова храм

— центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар.3:1), затем возобновленный Зоровавелем и перестроенный Иродом (см.

ниже). Храм заменил скинию (
см.
), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаанской земле.

Храмом в Писании называется и скиния, явившаяся его прообразом (1Цар.1:9 ; 1Цар.3:3 ; Пс.5:8 ; Пс.26:4 ; Пс.137:2), а также дела и сами тела отдельных верующих (1Кор.3:16 -17; 1Кор.6:19) и Сам Господь Бог и Агнец Его (Отк.21:22 ; в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храма в книге Откровение).

В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Цар.6:5,17,22; 2Пар.3:13) и все здание целиком (3Цар.6:10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лук.19:45,47), то имеются в виду только дворы (·возм.

, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также
см.
Лук.2:27,37; Лук.18:10 ; Деян.3:1 ; Деян.5:20,25; Деян.21:26 -30; Деян.22:17 ; Деян.24:18 ; Деян.26:21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного —
см.
ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.

Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.

1. Храм Соломона.

Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд.3:12).

На храм было израсходовано (по 1Пар.22:14 ; 1Пар.29:4,7): 3888,03 т

золота, 36612
т
серебра, много больше 648
т
меди и более 3600
т
железа (
см.
3Цар.7:47 ; 1Пар.22:14 ; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней —
см.
1Пар.29:1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1
·в.
равнялась примерно 1
кг
серебра в год (
см.
деньги). (
см. тж
Соломон)

Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в ·3Цар.

6; 3Цар.7:15 -51; 2Пар.3:1 -5.1. Он был длиною 35
м
, шириною 10
м
и состоял из трех частей: притвора — глубиной 5
м
, средней части — глубиной 20
м
и дальней части (Святого-святых, давира) — глубиной и высотой 10
м
. Высота средней части была равна 15
м
. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар.3:4 — 60
м
).

Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9 м

(3Цар.7:15 ; 4Цар.25:17 ; Иер.52:21) или 17,5
м
(2Пар.3:15, но,
·возм.
, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.

С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5 м

. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.

Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Цар.6:9,15).

На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Цар.6:4).

Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.

Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Цар.6:22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть — «горницы») (2Пар.3:4,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2 мм (2,9 г

золота на см2) (2Пар.3:8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Цар.6:29) и драгоценные камни (2Пар.3:6).

Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар.4:9), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Цар.6:36 ; Иер.36:10).

В Библии упоминаются следующие ворота (см.

) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:

верхние (·возм.

, выходящие на север) (4Цар.15:35 ; 2Пар.23:20 ; 2Пар.27:3 ; Иер.20:2 ; Иез.9:2) (в 4Цар.11:6 названы Сур, а во 2Пар.23:5 — Иесод),

внутренние (Иез.8:3,14) (·возм.

, предыдущие),

восточные (Неем.3:29 ; Иез.8:16 ; Иез.10:19 ; Иез.11:1 ; Иез.43:1 ; Иез.46:1) (в 1Пар.9:18 названы царские, а в Иер.17:19 — сынов народа),

Гаммифкад (Неем.3:31),

жертвенника (Иез.8:5),

новые (Иер.26:10 ; Иер.36:10) (·возм.

, верхние),

северные (Иер.8:14) (·возм.

, верхние),

третий вход (Иер.38:14),

Шаллехет (1Пар.26:16).

Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5 м

и 10 x 10
м
в плане (2Пар.4:1).

Храм строился 7,5 лет (3Цар.6:1,38) и был освящен около 962 ·г.
·до-РХ
.

Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3Цар.14:26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3Цар.15:18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4Цар.14:14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4Цар.16:8), а за ним — Езекия (4Цар.18:15 -16). Манассия окончательно осквернил храм (4Цар.21:5,7,11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4Цар.24:13), а при втором (в 586 ·г.
·до-РХ
) — полностью разрушил его и сжег (4Цар.25:9). После этого, как видно из Иер.41:5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (
см.
Массифа,в).

2. Храм Зоровавеля.

В 536 ·г.
·до-РХ
персидский царь Кир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (Езд.1:1 -3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Езд.3:2), а затем приступил и к восстановлению храма (Езд.3:8). Однако, работы эти вскоре остановились (Езд.4:21), но,
·возм.
, не полностью (Езд.5:16). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (
см.
Персия) в 520
·г.·до-РХ
и были завершены через четыре года, то есть в 516
·г.·до-РХ
(Езд.6:15).

По повелению Кира храм мог быть размерами 30 м

высоты и 30
м
в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Езд.6:3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Агг.2:3). В Мишне — одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.

Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Агг.2:9). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 ·г.
·до-РХ
(
см.
обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (
см.
ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.

После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея VII (181-146 ·гг.
·до-РХ
) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.

3. Храм Ирода.

Ирод Великий (см.

Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20
·г.·до-РХ
) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.

Поскольку евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (Иоан.2:20), но завершилось только в 64 ·г.

, всего за шесть лет до полного разрушения храма.

По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (Мар.13:1). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50 м

, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков — царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250
м
. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мат.4:5 «крыло храма».

Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (Деян.3:2,10).

Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали (Деян.21:27 -29, ·срн.

Еф.2:14).

Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мар.11:16), ходить в грязной обуви.

Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (Мат.21:13) храм как и предсказал Господь (Лук.13:2) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 ·г.

— мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (
см.
Иерусалим)

4. Храм Иезекииля.

В ·Иез.

40 — 43 описаны детали храма, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцать пятом году пленения иудеев.

Этот храм — величественное и стройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных в строгом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.

По-видимому, он и не является предвидением какого-то реального храма, ибо Господь упразднил всякое храмовое служение (Иоан.4:21 -24). Апостол Иоанн также не видел на небе храма (Отк.21:22). Но, поскольку сказано, что в этом храме Господь Бог будет жить вовеки (Иез.43:7), он, по-видимому, является образом богопочитания еврейского народа на земле.

Что такое храм и чем он отличается от церкви?

Люди по-разному относятся к храмам. Одни приходят в них регулярно, другие совсем не заглядывают, а третьи прибегают в тех случаях, когда случилось несчастье, а надежда остается только на Бога.


Но независимо от того, ходим мы в храм или нет, для каждого из нас это сооружение является священным и выступает своего рода связующей нитью между нами и Господом.

Что означает слово «храм»? Что такое храм? Что нужно делать в храме? Чего нельзя делать в храме? Чем храм отличается от церкви? Чем храм отличается от собора?

Что означает слово «храм»?

В понятие «храм» заложено праславянское слово «chormъ», что означает «дом вообще». В древние времена в таком строении собирались жители поселения для поклонения божествам и проведения сакральных обрядов. У праславянских народов (индоевропейцев) храм считался общим домом, куда мог прийти каждый человек для совершения ритуалов.

В последующем, когда славяне отделились от индоевропейской группы и начали исповедовать христианство, храмом стали называть культовое строение для собрания верующих.

Что такое храм?

В современное время под храмом понимают религиозное здание для совершения богослужений. В каждой религии оно имеет свои отличия. Например, среди православных храм – это сооружение, в котором стоит алтарь и проводится освящение вина и хлеба. Иудеи признают только один храм – Иерусалимский, который когда-то возвышался на Храмовой горе в Иерусалиме.


Сегодня на его месте находится мусульманское святилище Купол Скалы, поэтому фактически в иудаизме храмов не существует, поскольку синагоги к таковым не относятся. В исламе тоже нет храмов, так как их заменяет мечеть, а вот в индуизме храмом называют строение, в котором располагается мурти – священная статуя или изображение Бога.

Что нужно делать в храме?

Для христиан храм выступает своего рода частицей неба на земле, местом особого пребывания Господа, где можно с ним пообщаться, вознести молитвы и попросить милостей. В храм люди приходят по наитию, непреодолимому желанию или для того, чтобы принять участие в церковных службах в честь празднований или в дни скорби. При входе в культовое строение нужно перекреститься и прочитать особую молитву, а внутри – найти свободное место и совершить три поклона.

Если в данный момент нет богослужений, можно подойти к центральной иконе, приложиться к ней губами и произнести молитву. Также в храме принято ставить свечи за здравие живых и упокой душ мертвых.

Для заупокойных свечей предусмотрен специальный канонник, над которым находится малое распятие. В храме нужно причащаться и исповедоваться.


Чтобы получить благословение батюшки, следует подойти к нему и сложить ладони в виде креста, а затем поцеловать правую руку священника.

Чего нельзя делать в храме?

Храм – это священное место, где не приветствуется богохульство и злословие. При посещении культового строения нельзя громко разговаривать, пожимать руку знакомым и помещать руки в карманы.

Не рекомендуется ходить из одного конца здания в другой перед священником, ведущим службу или читающим молитвы. Приходить в храм нужно в скромных одеждах. Девушкам нельзя надевать мини-юбку, слишком открытые блузки, шорты или брюки. Замужние женщины должны входить в храм только с покрытой головой.

Запрещается приводить в священное место домашних животных, а, находясь возле храма, нельзя курить и распивать спиртные напитки.

Чем храм отличается от церкви?

Хотя в большинстве случаев церковь и храм выступают синонимами, замещать эти понятия одно на другое можно не всегда. Назначение храма – это предоставление прихожанину места, где он может помолиться и побыть наедине с Богом.

Церковь не только создает благоприятные условия для молитвы, но и занимается воспитанием верующих, их наставлением на путь истинный. В архитектурном отношении храмом считается здание с тремя и более куполами, тогда как в церкви куполов менее трех, а иногда нет вовсе.

Кроме этого, в храме может находиться несколько престолов для проведения литургий, а в церкви – всего один.

Чем храм отличается от собора?

Главное отличие собора от храма – его статус. Собором принято называть главенствующее культовое сооружение города или здание, играющее важную роль в жизни прихожан. В населенном пункте может быть несколько храмов, но не все они являются соборами.


По архитектуре собор выделяется большей монументальностью, особенным внутренним оформлением. Литургии в нем проходят каждый день, причем читает их епископ либо другое высшее духовное лицо, в храме же литургии могут идти как ежедневно, так и только по воскресеньям.

Глава 1 О храме, или церкви

Что такое храм или церковь?

Святой храм, или церковь — это особенное здание, в котором совершается Литургия и прочие церковные службы (В ветхозаветное время первым храмом была скиния, устроенная по повелению Божию Моисеем. В новозаветное время сначала не было храмов, потому что христиан преследовали иудеи и язычники. Христиане отправляли своё богослужение в домах или пещерах. С IV века, когда император Константин объявил христианскую веру господствующей, явились у христиан и храмы.

Что значит названия «храм», «церковь»?

Храм (от слова «храмина») означает «здание», «дом». Слово «церковь» греческое, оно значит «дом Божий».

Почему храм называется церковью, то есть домом Божиим?

Потому, что в храме, как и на небе, Бог присутствует особенным образом, точно живёт в Своём доме (Дети, когда проходите мимо храма, помните, что проходите мимо дома Божия, и помолитесь на него. Когда же стоите в храме, стойте благоговейно: не оглядывайтесь по сторонам, не разговаривайте друг с другом и не смейтесь. В доме начальника, при нем, вы держите себя строго, не дозволяя себе шалостей, как же можно вести себя нехорошо в церкви, в доме Божием, и пред лицом самого Бога?! Правда, Его мы не видим, но Он нас видит, Он на нас смотрит везде, а особенно в церкви, где Он живёт, как в Своем доме.).

Ещё почему дано храму название «церковь»?

Название «церковь» дано храму ещё и потому, что в него для молитвы собираются верующие, общество которых называется Церковью.

В каком виде обычно строятся храмы?

По большей части в виде корабля и креста; верх имеют они круглый, который называется куполом, и на куполе всегда ставится крест.

Почему храмы устраиваются в виде корабля или креста?

Храмы строятся в виде корабля потому, что Церковь, подобно кораблю, приводит христиан в пристанище, то есть в Царство Небесное; в виде креста — потому, что благодать спасения в Церкви приобретена нам крестными страданиями Иисуса Христа.

Что напоминает нам купол храма?

Он напоминает о небе, куда мы, верующие, стремимся.

Почему на куполе ставится крест?

Потому, что в храме постоянно прославляют распятого на кресте Господа Иисуса Христа.

На фотографии крест одного из вологодских храмов

Как разделяется храм, или церковь?

Храм, или церковь, обыкновенно мы видим, разделяется на три части: 1) святой алтарь; 2) собственно храм, или средний храм, и 3) притвор, иначе — трапезная.

Почему храм разделяется на три части?

Это означает три разряда верующих, которые составляют Церковь на набе: 1) святых; на земле: 2) верных, то есть крещеных, и 3) оглашенных, то есть готовящихся принять христианскую веру.

Три части имел и ветхозаветный храм: 1) святое святых; 2) святилище; 3) двор.

Что такое алтарь в храме?

Алтарь — это восточная, передняя часть храма, место для священнослужителей. «Алтарь» — от латинского слова, означающего «возвышенный жертвенник», так как он устраивается на возвышении; в нем на святом престоле каждую Литургию приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовой.

Для чего алтарь отделяется от прочих частей храма?

Алтарь — самая святая часть в храме, потому он и отделен от других частей храма особенною перегородкой — иконостасом.

Иконостас храма в честь блаженной Ксении Петербургской в Николо-Сольбинском женском монастыре.

По правилам церковным вход в него мирянам возбраняется.

Что изображает алтарь?

Алтарь изображает небо.

Что находится в алтаре?

В алтаре мы видим: 1) святой престол; 2) жертвенник, 3) горнее место.

Что такое святой престол?

Престол — это стол в алтаре прямо за Царскими вратами. Престол — самая святая часть в алтаре: на нем невидимо, как Царь, восседает Господь, принимает молитвы и раздаёт свою благодать.

Что означает престол?

Престол главным образом означает гору Голгофу, на которой, на кресте, Иисус Христос принёс Собою кровавую жертву; он же означает небесный престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром.

Что значит название «престол»?

«Престол» значит «стол» («пре…» — то есть «больше», «важнее»), больший, важнейший из всех столов.

Что совершается на престоле за Литургией?

На престоле за Литургиейпроизносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподаётся верующим Святое Причастие — святая пища, отчего отчасти берётся и название — престол, или стол.

Имеет ли значение то, что форма престола всегда бывает четырехугольная?

Это значит то, что на престоле предлагается в пищу Тело и Кровь Христовы для христиан всех четырех сторон света: востока, запада, севера и юга.

Что мы обыкновенно видим на престоле?

Антиминс, святой крест и Святое Евангелие. Кроме того, дарохранительницу, дароносицу и мирохранительницу.

Что такое антиминс?

Это шелковый или полотняный платок с изображением положения во гроб Христа Спасителя и с частицею святых мощей. Его освещает сам архиерей. Антиминс обыкновенно лежит под Евангелием, завёрнутый в особом платке, называемом илитоном, и развертывается только для совершения на нем Литургии.

На фотографии румынский антиминс из Орадя (Трансильвания), 1890.

Что означает антиминс?

Плащаницу (полотно), которою было обито тело Христово при погребении.

Почему в атиминсе бывает часть святых мощей?

В память того, что древние христиане совершали Литургию на гробах мучеников.

Что означает святой крест и Святое Евангелие на престоле?

Самого Иисуса Христа, нашего Спасителя и Учителя истины: так как страданиями Своими на кресте Он спас нас, а в Евангелии учит нас.

Что такое дарохранительница и дароносица?

Дарохранительница — это священный ковчег, например в виде церкви или горы с пещерою, в котором хранятся Святые Дары для причащения больных и совершения Великого поста Литургии Преждеосвященных даров. Дароносица же — это небольшой ковчег, в котором священник приносит Святые Дары в дома для причащения больных.

Что такое мирохранительница?

Это сосуд, в котором хранится святое миро для помазания им новокрещенных, при совершении над ними крещения и миропомазания.

Что такое жертвенник и что он означает?

Жертвенник — это стол же в алтаре, к северу от престола. Он главным образом означает ту пещеру (вертеп), где родился Господь.

Что совершается на жертвеннике за Литургией?

На нем совершается проскомидия, то есть приготовляется вещество для Таинства — хлеб и вино.

Что такое горнее место в алтаре?

Горнее место — это место за святым престолом к восточной стене алтаря (горнее место в некоторых храмах, преимущественно в соборных и монастырских, устраивается особым образом).

Что делается на горнем месте во время Литургии.

Во время Литургии на него восходит архиерей, и близ него становится священник, а во время чтения Апостола садятся тут для изображения Вознесения Иисуса Христа на небо, сидения там на престолеи управления Церковью.

Что видим в самом храме?

В самом храме мы видим следующее: перед иконостасом — большое возвышенное место, наравне с алтарем, которое называется солей; на солее по сторонам устроены два клироса, то есть места для чтецов и певцов, а в середине между клиросами, напротив Царских врат на солее, в некоторых храмах — круглое или полукруглое возвышение, называемое амвоном. Около клиросов стоят хоругви. Среди же храма вверху вешается паникадило, то есть большой подсвечник со множеством свечей, а сам иконостас, которым отделяется алтарь от храма, обыкновенно бывает уставлен иконами, и в нем трое дверей, из которых средние называются Царскими, а боковые — северными и южными.

Для чего устраивается солея перед иконостасом, так же как и сам алтарь, на возвышении?

Для того, чтобы были более видны и слышны отправляемые здесь богослужения.

Что означают клиросы?

Клиросы с поющимина них означают хоры Ангелов, славящих Бога на небе.

Что означает амвон?

Амвон означает камень, который был приставлен иудеями ко гробу Спасителя по погребении и затем и отвален при Его воскресении. На нем обыкновенно произносятся ектении, читаются Апостол и Евангелие, говорятся проповеди.

Что такое хоругви и что они означают?

Хоругви — это образа, или иконы, утверждённые на длинных рукоятях. Они напоминают нам о победе Иисуса Христа над смертью и диаволом. Они в храме — подобно тому, как знамёна в войске.

Что означает паникадило со свечами?

Паникадило обыкновенно зажигается в праздники, и это выражает торжество и радость празднующих. Оно же изображает звезды на небе, так как алтарь в храме изображает собою небо.

Если мы поднимем голову, над нами окажется церковная люстра, правильно называемая паникадило. По-гречески эта люстра называется поликанделион, что переводится как многосвечие, в русском же языке это слово исказилось и пришло к нынешнему.

В некоторые моменты богослужения, а также при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники в храме, в том числе и паникадило, создавая образ Божия света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие — собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.

Почему храмы бывают украшены святыми иконами и священными картинами?

Это потому, что: 1) храм есть небо на земле, а Бог на небе окруженсвятыми Своими — Ангелами и святыми людьми; 2) храм — это место молитв Богу и святым Его, а молимся мы большей частью перед иконами; 3) храм — это училище веры и благочестия, а учимся мы не только посредством одних слов а ещё посредством изображений.

Как размещаются иконы в иконостасе?

На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, с четырьмя евангелистами по сторонам, а на северных и южных — Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил или архидиаконы Стефан и Филипп; по правую сторону Царских дверей ставится икона Спасителя, а за нею храмовая, то есть икона того святого, в честь кого устроен храм; по левую руку — икона Божией Матери. Эти три иконы называются местными. Над Царскими вратами — икона Тайной вечери. Если иконостас состоит из нескольких рядов, то во втором ряду помещаются изображения двенадцати главных христианских праздников, в третьем — изображения святых апостолов, а в середины их икона Вседержителя Господа Иисуса Христа; в четвёртом — изображения святых пророков, а в середине их икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем Иисусом Христом. В пятом — изображение Бога Отца с Ангелами и праотцами по сторонам. На верху иконостаса ставится крест, а по сторонам его — изображения Божией Матери и Иоанна Богослова. Таким образом на иконостасе изображаются вся история нашего спасения и все святые, которым мы молимся.

С какого времени употребляются святые иконы?

С первых времён христианства. Первую икону дал Сам Спаситель Иисус Христос. Она называется Нерукотворенным (нерукотворным) Образом. Этот Образ чудесно явился на плате, когда Господь отер им лицо Своё. Такой чудесный Образ был послан Иисусом Христом Авгарю, едесскому правителю, который во время тяжкой болезни своей просил Иисуса Христа прийти исцелить его. Вторую икону, икону Пресвятой Богородицы, написал святой евангелист Лука. Написав, он показал икону Самой Богородице, и Она одобрила дело евангелиста (Одна из таких икон, по преданию, Владимирская икона Божией Матери, примерно в 1130 году привезена из Константинополя в Киев. В 1155 году благоверный князь Андрей Боголюбский перенёс её во Владимир. 26 августа 1395 года, в пору нашествия Тамерлана, эта чудотворная икона перенесена в Москву, и в тот же день Тамерлан отступил за пределы Московского государства. С тех пор и до 1918 года святыня находилась в Успенском соборе Московского Кремля. С 1930 года — в Третьяковской галерее (Москва).

Что такое в храме притвор, или трапезная?

Притвор — это место, близкое к затвору, то есть к дверям. Притвор иначе называется трапезной, потому что в древние времена после Литургии для молящихся устраивалась здесь Трапеза — вечеря(то есть обед) любви христианской. И до сих пор в некоторых монастырях тут бывает Трапеза для монахов. В древние времена притвор отделялся от самого храма стеною, и тут стояли оглашённые, кающиеся великие грешники и могли стоять язычники иудеи и язычники.

Почему храмы всегда бывают обращены алтарем к востоку?

Восток есть образ светлого Царства Иисуса Христа, в Которого верует и к Которому в Царство стремится Церковь, то есть общество верующих; с востока происходит и сама Церковь; там была первая Церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы); там родился, страдал и устроил Свою новозаветную Церковь Спаситель Иисус Христос; с востока придет судить весь род человеческий и всех верующих Спаситель — Судия. Поэтому и храм, в который собираются верующие для молитвы и Таинств, обращен к востоку. Поэтому и мы, молясь, обращаемся к востоку.

Почему каждый храм называется у нас особо: Воскресенский, Благовещенский, Никольский?

Каждый из храмов у нас обыкновенно посвящается или воспоминанию каког-нибудь Священного события (например, Воскресения Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы), или святому (например, Николаю Чудотворцу); отсюда и названия храмов: Воскресенский, Благовещенский, Никольский.

Собор в честь Николая Чудотворца Свято-Никольского женского монастыря в городе Переславль-Залесском

Всякий храм есть дом Божий, поэтому храмы посвящаются воспоминаниям из жизни и деяний Господа. Для чего же посвящаются они святым?

Храмы посвящаются святым для того, чтобы прихожанам этих храмов иметь в них особенных за себя пред Богромно молитвенников, потому что эти святые живут в храмах, посвящённых имени их, как в своих домах; ещё для того, чтобы иметь в них ближайший образец или пример для жизни во спасение. Это делается подобно тому, как каждый из нас, в частности, имеет в своем Ангеле, то есть святом, имя которого носит, и особенного молитвенника о себе, и ближайший образец или пример для своей жизни.

Храм в честь святителя Спиридона епископа Тримифунтского в Николо-Сольбинском женском монастыре

Храм Вознесение Господня с. Стрелка

1.1. Почему храм называют церковью? – Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание призванных») – означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны и призваны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающих в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни. Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, старающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру. Храм также называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово в переводе на церковно-славянский язык также переводится как «церковь». 1.2. Обязательно ли ходить в храм? – Да, это необходимо. Быть христианином – значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви, которая, по словам апостола Павла, является «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Церковь – благодатный богочеловеческий организм, частью которого человек становится, уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы – Господа Иисуса Христа. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46). Важнейшей частью церковной жизни человека является посещение храма – дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь он может принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в таинстве Причащения, очиститься от грехов в таинстве Исповеди, получить помощь в болезни через таинство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. Посещение храма освящает жизнь человека. 1.3. Как часто следует посещать храм? – В четвертой заповеди Божией говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и по возможности в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время. 1.4. Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма? – По церковному Уставу делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор или просфору, которые принимают натощак. Но Устав рассчитан на физически здоровых людей. Для детей и людей, страдающих физическими недугами, возможны послабления, им разрешается принимать пищу и перед посещением храма. 1.5. Что надо делать перед входом в храм? – Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе настрой на общение с Богом. 1.6. Как вести себя в храме? – Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм – дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы. Приходить в храм хорошо за 10–15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции во время богослужения мужчины молятся в правой части храма, а женщины – в левой. Если свободного места достаточно, не следует занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. В Церкви существует традиция, когда во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту, мужчины подходят первыми, а женщины после них. Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Вошедшим в храм после начала службы желательно не ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы. Непозволительно в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно. 1.7. Почему в храме надо стоять во время служб? – Христианин во время богослужения должен быть благоговейным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем. В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Отношение человека к Богу определяется не должностной инструкцией, а влечением духа. Поэтому для выражения глубокого почтения к Богу в храмах принято стоять во время богослужений. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости. Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста), могут сидеть на скамейках, имеющихся в храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных моментах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов). 1.8. Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения? – Существуют такие моменты во время богослужения, когда священник и все молящиеся встают на колени, например, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, чтения молитв в День Святой Троицы, иногда встают на колени и во время молебнов. Поэтому, если священник и все молящиеся встали на колени, то желательно поступить так же. В случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать. 1.9. Обязана ли христианка постоянно носить платок или только в храме? А если девушка не замужем? – Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена – власти мужа. В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7–10). В настоящее время такая благочестивая традиция распространяется на всех женщин. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание.

Слово «храм» в церковнославянском языке

В церковнославянском языке слово «храм» имеет несколько значений:

  1. дом (греч. οικία):
  • «а́ще бы ве́дал до́му влады́ка, в ку́ю стра́жу тать прии́дет, бдел у́бо бы и не бы дал подкопа́ти хра́ма своего́» — если бы знал хозяин дома, в какое время (букв, в какую стражу) придет грабитель, он не спал бы и не дал сделать подкоп под свой дом
    (Мф. 24, 43);
  • храм (греч. ναός):
  • «о святе́м хра́ме сем, и с ве́рою, благогове́нием и стра́хом Бо́жиим входя́щим вонь» — о святом этом храме и о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входят в него
    (ектения великая);

Храм набдя́щий име́ния

(греч. γαζοφυλάκιον) — сокровищница, хранилище сокровищ:

  • «ви́де вмета́ющия в храм набдя́щий име́ния да́ры своя́ бога́тыя» — Он увидел, как богатые кладут дары свои в сокровищницу
    (Лк. 21, 1).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]