Храм Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.  Один из самых известных храмов Санкт-Петербурга

Строительство церкви было связано с основанием нового Некрополя в северо-западной части северной столицы. В то время это была далекая окраина Санкт-Петербурга, где стояла единственная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Примерно к 30 годам 19 века этот район превратился в один из модных дачных пригородов. В начале 20 века эта небольшая окраина Санкт-Петербурга стала частью города.

Храм Серафима Саровского на Серафимовском кладбище

СтранаРоссия
ГородСанкт-Петербург
Год основания1906
Сайтhttps://serafimovskiy.ru
НастоятельПротоиерей Николай Коньков

Храм Серафима Саровского на Серафимовском кладбище — это один из самых известных и почитаемых храмов в Санкт-Петербурге. В 2012 году отмелось 105 лет со дня освящения этого храма.

«…В 90-е годы я впервые увидела настоятеля (Серафимовского храма) отца Василия, всегда вежливый, внимательный…

люди тянулись к нему, рассказывали о горестях и радостях, святой отец всегда всех внимательно выслушивал, давал советы…

он ушёл от нас в 2007 году, но даже сейчас вся могила его в свежих цветах, прихожане постоянно приходят навестить своего батюшку…»

Источник: Отзовик


Храм Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Фото: palomnic.org

Изначально церковь Серафима Саровского была приписана к Благовещенской церкви

На то время благовещенский храм уже перестал вмещать в себя довольно большой приход, а церковное кладбище стало довольно тесным для новых захоронений людей.

1905

в этом году принимается решение о строительстве Серафимовской церкви

В 1905 году митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Антоний принял решение о строительстве на выделенном участке земли деревянного трехпрестольного храма.

Этот храм изначально должен был быть приписан к Благовещенской церкви, и осветить его должны были во имя преподобного Серафима Саровского.


Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Антоний принял решение о строительстве нового храма в честь Серафима Саровского. Фото: iknigi.net

Также предписано было возвести на этом месте кладбище также с наименованием его в Серафимовское.

Идея освятить храм в честь преподобного Серафима Саровского возникла под впечатлением прославления старца в 1903 году, когда это произошло при большом стечении людей.

Тогда один из митрополитов писал, что святая церковь решила прийти на торжество родного батюшки, то есть святого Серафима Саровского.

Серафимовская церковь стала первой, которая была посвящена батюшке Серафиму


Старец Серафим Саровский

На тот момент Серафимовская церковь стала первой, которая была посвящена батюшке Серафиму. Средства собирали не только с прихожан, но и с крупных благотворителей.

Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище — это очень интересный и довольно редкий для Санкт-Петербурга образец деревянной церковной архитектуры 20 века.


Серафимовская церковь стала первой церковью, которую освятили в честь святого батюшки Серафима Саровского. Фото: hranitel.club

Считается, что архитектором этого храма был Александр Федорович Барановский. В строительстве архитектуры храма ему помогал Николай Никитич Никонов.

25 июля 1906

в этот день заложили Серафимовскую церковь

25 июля 1906 года произошла закладка храма, ее совершил благочинный настоятель Спасо-семеновской церкви, протоиерей Николай Стравинский. Строительство церкви осуществлял крестьянин псковской губернии по фамилии Васильев.

Расписание богослужений[править]

В будние дни в 10:00 — Литургия; молебен и панихида, в 17:00 — вечерня.

В воскресные дни, в двунадесятые, великие и престольный праздники служатся две Литургии: ранняя в 7:00 с литией, поздняя в 10:00 с панихидой, и в 13:00 заказные молебны.

Накануне двунадесятых, великих, престольных праздников и воскресных дней в 17:00 совершается всенощное бдение.

В воскресные дни вечером в 17:00 совершается вечерня с чтением акафиста прп. Серафиму Саровскому.

По средам вечером в 17:00 совершается вечерня с чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу.

Ежедневно в течение дня совершаются таинства исповеди, крещения, венчания и церковные требы по желанию прихожан.

В 1907 году церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище освятили


День памяти Серафима Саровского

По многим данным известно, что церковь была построена всего лишь за 87 дней. В 1907 году 1 марта протоиерей Николай Стравинский осветил церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.

Примерно до 1923 года церковь преподобного Серафима была приписана к Благовещенской церкви, но затем после этого она получила свою самостоятельность.


В 1907 году церковь в честь Серафима Саровского была освящена

Первым настоятелем данной церкви стал священник Павел. Именно он стал автором, полного исторического описания всего Серафимовского кладбища. Позднее Серафимовский храм закрылся.

В нем устроили склад, а затем распределитель приема покойников. В 1942 году 28 апреля храм передали церковной общине, и он был возрожден.

28 апреля 1942

в этот день храм возвратили общине

Удивительное событие произошло тогда. Весть о снятии блокады города звучала по колоколам церкви, которые звенели несколько дней, не переставая. В разные периоды времени, настоятели у Серафимовского храма менялись.

Библиография

  • Пашский Павел Васильевич.
    Описание устройства Серафимовского в Новой Деревне Санкт-Петербургского уезда кладбища / Сост. по церков. документам священником Благовещ. Новодерев. церкви Павлом Пашским. — СПб.: Типолитография Страшунер, 1907. — 31 с.
  • В.И.Саитов (составитель), по поруч. Вел. Кн. Николая Михайловича.
    Петербургский некрополь, том I (А-Г), том II (Д-Л), том III (М-Р), том IV (С-Фита). — СПб., типогр. М.М.Стасюлевича, 5 лин. В.О., д.28, 1912-1913.
  • Санкт-Петербургская епархия, 2009. Справочник / прот. Александр Сорокин. — СПб.: «Ладан», «Дискус Медиа», издат. отдел СПб епархии, 2008. — 496 с. — («Епархии России», 1 вып., т.I). — ISBN 5-86983-095-8, 978-586983-042-5.
  • А. И. Андреев.
    Серафимовское кладбище // Александр Валерьевич Кобак, Юрий Минаевич Пирютко: Исторические кладбища Санкт-Петербурга. — 2-е изд., дораб. и испр. — М.: Центрполиграф, 2011. — ISBN 978-5-227-02688-0.

С 1981 по 2007 год настоятелем храма был протоиерей Василий Ермаков

С 1981 по 2007 год настоятелем храма был протоиерей Василий Ермаков — это был одни из самых известных и заслуженных священнослужителей епархии. Считается, что за советом к этому человеку приезжало очень много людей со всех уголков России.

Родился этот человек в 1927 году в городе Болхове Орловской области. Семья его с самого начала была верующей.


Протоиерей Василий Ермаков. Фото: xn--b1algoccq.xn--p1ai

Чуть позднее в 1943 году из оккупированного города Василий был отправлен в лагерь. В лагере, куда он был угнан немцами, он познакомился с будущим патриархом Алексием вторым.

В 1949 году Ермаков закончил 1 выпуск только что возрожденный духовной семинарии, а через 4 года он окончил академию.

1981

с этом году настоятелем храма назначен протоиерей Василий Ермаков

После окончания академии он был рукоположен в священный сан. Вначале он служил в Николо-Богоявленском соборе, а затем в Троицкой церкви. После чего в 1981 году его отправили служить настоятелем в Серафимовский храм.

Скончался Василий Ермаков 3 февраля 2007 года, когда ему исполнилось 80 лет. Он был похоронен на Серафимовском кладбище.

В настоящее время храм на Серафимовском кладбище стал одним из самых любимых мест

В настоящее время храм на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга стал одним из самых любимых мест верующих людей. Все, кто хотя бы раз побывал в этой церкви, говорят, что здесь есть какой-то удивительный молитвенный дух.

Под сводами этого замечательного храма усердно молились люди. Молились и тогда, когда в церкви происходили довольно тяжелые времена.


Множество народу собирается здесь, у храма Серафима Саровского в Санкт-Петербурге во время престольных праздников. Фото: upload.wikimedia.org

На 2007 год этот крепкий и дружный приход насчитывает уже у себя несколько сот человек. Возглавляет этот приход протоиерей Николай Коньков, который служит в нем с 1984 года.

1984

с этого года в храме настоятельствует митрофорный протоиерей Николай Коньков

Когда он только окончил духовную семинарию и академию, а затем аспирантуру, он был сразу рукоположен в священный сан, после чего его отправили служить в Серафимовский храм.

Ссылки[править]

  • Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Общие сведения
  • ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО на Серафимовском кладбище. Справочная информация
  • Храм Серафима Саровского на Серафимовском кладбище
  • Санкт-Петербург. Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Фотографии
  • Сайт о протоиерее Василии Ермакове
  • Протоиерей ВАСИЛИЙ ЕРМАКОВ. Группа ВКонтакте
  • Наш духовный отец — протоиерей Василий Ермаков
  • Ты кого больше любишь? Памяти протоиерея Василия Ермакова

В 2009 году Патриарх Московский Кирилл посетил храм преподобного Серафима

В 2009 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм преподобного Серафима Саровского в Санкт-Петербурге. Во время этого визита он наградил настоятеля храма орденом преподобного Серафима Саровского 3 степени.

Протоиерей Николай служит в храме более 25 лет. Так же Святейший Патриарх Кирилл отслужил литию на могиле своего деда по материнской линии, который был также похоронен на Серафимовском кладбище.


Патриарх Московский Кирилл во время пребывания в храме Серафима Саровского. Фото: 151722.selcdn.ru

Также стоит отметить и то, что в 2012 году церковь на Серафимовском кладбище посещал и Высокопреосвященнейший Владимир митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский. Он очень часто посещал богослужения и служил молебны, особенно в престольные праздники.

Иконы

Около главного клироса храма находится основная святыня – икона Саровского Серафима. Здесь же лежат частички мощей, гроба и камня, где преподобный совершал свою молитву, длиною в тысячу дней и ночей. Легенда гласит, что святыни достались церкви как пожертвования супругов Ивановых, узнавших о строительстве храма.

С левой стороны церкви располагается икона «Умиление», изображающая Божью Матерь. Другое название образа – «Всех Радостей Радость». Как свидетельствуют очевидцы, зимой 1833 в кельи отца Серафима послушники обнаружили святого стоящего на коленях перед этой иконой.

Далее с правой стороны стоит икона Казанской Божьей Матери. Святыня явилась в 1579 в Казани. В 1811 специально для иконы был сооружен Казанский собор, где она находилась почти 100 лет. В 1904 в церковь забрались воры, похитившие святыню. Вскоре грабители были найдены, однако чудотворная икона бесследно исчезла.

С левой стороны возле северного входа располагается икона Николая Святителя, созданная маслом в начале 20 века. Святыня стоит на полу в специализированном киоте (резном в виде виноградной лозы).

Возле иконы Николая Спасителя стоит мемориальная доска, изготовленная из латуни. На ней изображен Николай Чудотворец. Доска создана в память погибших на реке Сан солдат и офицеров из пехотного Орловского полка.

С левой стороны при входе в храм – икона «Знамение», созданная в начале 20 века. На просторах Руси первоначальный вариант святыни носил название «Воплощение», при этом был известен еще с 11 века.

Сразу на предыдущей святыней располагается икона Божьей Матери Смоленской. Первоначально образ находился в стенах церкви Благовещенской. После закрытия последней икона перенесена в храм Серафима Саровского.

На противоположной стороне справа находится икона Матери Божьей Тихвинской. Образ написан маслом на дереве в конце 19 века. Первоначально икона создана по образу, явившемуся над водами озера Ладожского в 1383.

В храме находится икона «Взыскание погибших» Богородицы. Образ помогает людям, утратившим надежду на спасение, тем, кому кажется, что жизнь безвозвратно кончена. Божья Матерь помогает таким заблудшим душам найти правильную дорогу.

На противоположной стороне от Распятия размещается икона «Сретение». Святой образ является одним из самых древних в стенах храма. Он датируется серединой 18 века.

В стенах храма находится икона «Казанская – Романовская» Божьей Матери. Образ создан в 1888 в честь памяти чудесного спасения Александра 3, выжившего в железнодорожной катастрофе. При разгроме императорского дворца в начале 20 века икона была спасена Степаном Никитичем, работающим управляющим. В последующие годы святыня пряталась в его семье до момента передачи в храм Серафима Саровского.

С 1987 года в храме начались ремонтно-восстановительные работы

В 1987 году было решено произвести небольшие живописные работы. Многое было заменено на мозаичные изображения. В 1980 году к северу от церкви, было построено одноэтажное здание, где были расположены трапезная и воскресная школа.

Чуть позднее на пожертвования прихожан и пожертвования самого настоятеля храма был осуществлен капитальный ремонт храма. В 2002 году решили провести ремонт фасадов, были заменены мозаики.

2002

в том году закончилась капитальная и косметическая отделка храма

В том же году провели и капитальный ремонт деревянного одноэтажного здания. В настоящее время на этом месте находится церковная лавка.

Также настоятель протоиерей Николай организовал работы по замене внутренней отделке стен центральной части и пределов. Была отреставрирована и некоторая часть икон. Так же невозможно не сказать о кладбище, которое находится при храме.

На Серафимовском кладбище похоронены многие известные люди

На Серафимовском кладбище похоронены такие известные люди, как протоиерей Стефан, священник Николай Ломакин, священники Иван, Анатолий Канюк, историк церкви Успенский, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий и многие другие.


На Серафимовском кладбище похоронены деятели искусств, науки, священники, флотоводцы и многие другие. Фото: im3.turbina.ru

Считается, что во время блокады на Серафимовском кладбище было погребено 10 000 ленинградцев. Говорили, что умерших людей укладывали в 4 ряда и так засыпали землей.

Слева по центральной дороге находятся могилы флотоводцев, которые были здесь погребены в 1943 году. Им также установлено надгробие. Также здесь есть и погибшие в авиакатастрофах.

В 1991 году случился пожар в гостинице «Ленинград» — это был один из самых страшных в Санкт-Петербурге пожаров 20 столетии. Погибло очень много людей, они также были захоронены на Серафимовском кладбище, и им установлен памятник.


На Серафимовском кладбище установлен мемориал погибшим. Фото: pkokprf.ru

На Серафимовском кладбище упокоено очень много известных людей, это и деятели искусств, науки, а также военачальники, благотворители и попечители, то есть те люди, чьи заслуги так высоки перед отечеством.

Во время божественных литургий, люди, которые погибли за нашу родину, за наше отечество в годы войны, блокады, а также люди, которые погибли в авиакатастрофах, каждую литургию их вспоминают в храме и читают за них молитвы.

Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?

Составитель: диакон Александр Берташ. Издательство «Агат». Санкт-Петербург


ЦЕРКОВЬ ВО
ИМЯПРЕПОДОБНОГО

СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Составитель: диакон Александр Берташ

Издательство «Агат»

Церковь во имя святого преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище близ станции метро «Старая Деревня» ныне — один из самых известных и почитаемых храмов северной столицы, хотя она еще не отпраздновала свой вековой юбилей. Устройство храма связано с основанием нового некрополя на северо-западной окраине северной столицы, в местности «Старая Деревня», где единственным приходским храмом долгое время была Благовещенская церковь (1765 г., полностью перестроена в камне в 1803-1809 гг.). Ее возвел канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, владелец здешних земель в сер. XVIII века, для своих крестьян, положивших начало поселениям Старая и Новая Деревня. Тогда это была далекая окраина Петербурга. К 30-м годам XIX века район превратился в один из модных дачных пригородов Петербурга. Здесь жили многие представители столичной аристократии, художники, литераторы, поэты. Эти места хорошо знал А.С. Пушкин — в 1833 и 1835 годах его семья летом снимала дачу близ Черной речки. Погост при Благовещенской церкви описан в стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу…».

В начале XX века эта местность становится частью города. Благовещенская церковь уже не вмещала разросшийся приход, а Благовещенское кладбище к началу XX в. стало тесным для новых захоронений. В 1903 г. по ходатайству причта и местных жителей был выделен участок церковной земли в 27 дес. 551 кв. саж. под кладбище и деревянную церковь. 23 июня 1903 г. Синод дал соответствующее разрешение, но приход воспользовался им не сразу.

Только 2 января 1905 г. строительная комиссия повторно обратилась к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) с просьбой о постройке храма, оговорив его освящение во имя преподобного Серафима Саровского, а также наименование самого кладбища Серафимовским. Идея освящения храма во имя преподобного Серафима (1760-1833), которого архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) называл «самым великим подвижником благочестия последних времен», очевидно возникла под впечатлением недавнего прославления святого. Канонизация в 1903 г., после многолетнего народного почитания, проходила при огромном стечении людей. Митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Святая Русь пришла на торжество, своего святого, родного, «нашего батюшки»». Серафимовская церковь стала одним из первых храмов, посвященных любимому в народе святому.

Пока шло строительство церкви, кладбище уже начало действовать и служить преимущественно местом погребения бедноты. Первое захоронение произошло 28 мая 1905 г. Еще менее привилегированным было Общественное (Крестьянское) кладбище, занимавшее площадь в 3 га по современной Дибуновской улице. В Великую Отечественную войну там хоронили персонал Комендантского аэродрома. Кладбище было срыто в 1950-е гг. при застройке Старой Деревни. Еще раньше, в 1940-е гг., было уничтожено и Благовещенское кладбище при церкви, к тому времени уже закрытой. Сохранившееся доныне Серафимовское кладбище является, таким образом, частью большого городского некрополя, ставшего жертвой кощунственного отношения безбожных властей к памяти почивших предков.


Обратимся к истории строительства Серафимовской церкви. Весной 1905 г. было принято окончательное решение об устройстве деревянного трехпрестольного храма, приписного к Благовещенской церкви, начался сбор средств от прихожан и благотворителей. В качестве автора сооружения обычно указывался Николай Никитич Никонов (1849-1918), известный мастер русского стиля, епархиальный архитектор (1893-1906). Однако проектные чертежи храма, соответствующие виду постройки, лишь завизированы Н.Н. Никоновым. Они подписаны архитектором Александром Федоровичем Барановским (1872-?), автором ряда доходных домов в городе (характер его подписи совпадает с автографами на проектах возведенных им домов). Участие Н.Н. Никонова сводилось к помощи в составлении плана, возможно, он внес изменения в первоначальный проект: замена звонницы колокольней, пристройка к северной стене алтаря, устройство склепов под церковью. Он вел наблюдение за строительством.

Закладку храма 25 июля 1906 г. совершил благочинный, настоятель Спасо-Сеновской церкви, протоиерей Н.А. Травинский. Строительство осуществлял крестьянин Псковской губернии П.В. Васильев. Уже к октябрю — за 87 дней, оно было завершено. 1 марта 1907 г. о. Николай Травинский освятил храм. Постройка обошлась в 20 000 р., из которых 15 000 отпустил Синод в долг с рассрочкой на 10 лет. Церковь расположена в глубине Серафимовского кладбища, восточнее центральной (бывш. Серафимовской) аллеи, пересекающей кладбище с севера на юг. Западным фасадом с главным входом она обращена на Березовую аллею.

Церковь одноэтажная, рубленая, деревянная. Здание построено по традиционной для русского церковного зодчества трехчастной схеме. В плане она представляет собой три примыкающих друг к другу прямоугольника. Наиболее широкая западная часть включает притвор, над которым расположена колокольня, трапезную и боковые приделы; средняя часть — центральный четверик с боковыми притворами. Более узкая восточная часть состоит из апсиды и окружающих ее служебных помещений, в том числе ризницы. В объеме здания выделяются высокий четверик и колокольня, завершенные четырехгранными шатрами с луковичными главками на барабанах. Резное убранство фасадов — в русском стиле. Церковь преподобного Серафима Саровского — интересный и редкий для Санкт-Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала XX в., отражает традиции каменного зодчества русского стиля. При церкви располагались часовня — покойницкая, и сторожка-контора. Напротив церкви — деревянная часовня-усыпальница Синицыных постройки 1910-х гг.

Приделы трехпрестольного храма (правый — во имя св. мученицы царицы Александры, небесной покровительницы императрицы Александры Феодоровны, ныне прославленной во святых; и левый — во имя Покрова Пресвятой Богородицы) отделены от основного объема храма с тем, чтобы можно было одновременно служить литургию и отпевать или совершать иные требы.

Дубовые престолы — дар А.В. Балявина, большое Евангелие в серебряном вызолоченном окладе с барельефами Воскресения Христова, Евангелистов и Рождества Христова — А.И. Секунова; напрестольный крест и малое Евангелие — А.Д. Шершова.

Запрестольный образ «Явления Спасителя иеродиакону Серафиму» (художник Аннушкин; утрачен) подарил купец Ф.М. Минаев, деревянный запрестольный крест и бронзовый семисвечник -личный почетный гражданин, владелец завода типолитографических красок и лаков Авраамий Иванович Шадрин. Паникадило, дарохранительницу и богослужебные сосуды пожертвовал А.Д. Смирнов, бархатные хоругви — С.М. Буров. Храм украшает высокохудожественный резной иконостас в русском стиле, созданный на средства, выделенные купцом-кожевенником, потомственным почетным гражданином Александром Александровичем Николаевым «о здравии Александра, Наталии и чад их». 11 икон на цинке в иконостас «о здравии Михаила, Анны и чад их» (иконы не сохранились) пожертвовал личный почетный гражданин, торговец Михаил Николаевич Колчин. Таблички, напоминающие о дарах А.А. Николаева и М.Н. Колчина, прикреплены к алтарной стороне иконостаса.


После революции до 15 декабря 1923 г. храм продолжал быть приписным к Благовещенской церкви. Первыми настоятелями были священники Иаков Журавский и Павел Пашский, автор наиболее полного исторического описания Серафимовского кладбища. Затем до 2 октября 1937 г. церковь перешла к радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», ее настоятелем был печально известный руководитель группы «протопресвитер» Владимир Красницкий. О. Павел Пашский сказал перед уходом своим прихожанам, что в «красной» церкви им делать больше нечего. В ночь с 9 на 10 августа 1925 г. были похищены иконы главного иконостаса и запрестольный образ. К февралю 1927 г. были написаны новые иконы на холсте, сохранившиеся доныне.

В октябре 1933 г. со звонницы власти сняли все 4 колокола. После смерти в ноябре 1936 г. Красницкого (похороненного перед входом в храм), настоятелем стал также уклонившийся в живоцерковничество протоиерей Иаков Журавский (расстрелян в 1937 г.). С октября 1937 г. храм принадлежал обновленческому течению. В том же году была закрыта Благовещенская церковь (возвращена Церкви в 1992 г., с 1997 г. возобновились богослужения, здание восстановлено в 2003 г.). Серафимовский храм закрывался только в блокадную зиму 1942 г.: с 22 января до апреля. Райсоветом в нем был устроен «склад-распределитель приема покойников». Все имущество было «свалено к алтарям». 28 апреля 1942 г. церковь была передана общине Патриаршей Церкви и возрождена. Когда пришла весть о снятии блокады, ожившие церковные колокола звонили двое суток.

Ряд святынь ныне сохраняется в алтаре. Евангелие в серебряном окладе весом 5 фунтов 32 золотника, было отпечатано в 1859 г. и через 4 года пожертвовано Благовещенской церкви помещиками Михаилом Васильевичем и Елисаветой Васильевной Шишмаровыми. Серебряный литургический набор (две чаши, дискос, звездица, лжица) 1914 года посвящен памяти св. Иоанна Кронштадтского, о чем имеется надпись на чаше и дискосе. Запрестольный образ изображает Пресвятую Троицу. Икона 12 праздников искусно вырезана по кости.

Среди нынешнего иконного убранства храма выделяется икона преподобного Серафима Саровского перед правым клиросом в художественном киоте с частицами мощей, мантии, «персти из гроба» и гроба преподобного, камня, на котором он молился 1000 дней (дар митрополита Антония /Мельникова/). Список с келейной


иконы преподобного — образа Божией Матери «Умиление» — перед левым клиросом. Одна из трех икон двунадесятых праздников, по преданию, пожертвована св. праведным Иоанном Кронштадтским.

Иконы Божией Матери Казанская и святителя Николая Чудотворца в резных нотах на клиросах — дар семьи Ивановых. Из Благовещенской церкви происходят образа в резных киотах стенах трапезной части храма: Божией Матери Тихвинской, «Взыскание погибших», «Знамение»; святителя Николая. Слева смоленская икона Божией Матери из Благовещений церкви, в нынешнем виде соответствующая стилю второй половины XIX в., но, по преданию, написанная в XVII в. и принесенная первыми строителя-Санкт-Петербурга из Смоленска, последствии молитва перед ней содействовала избавлению от эпидемии холеры, в память о чем ежегодно совершался крестный ход с иконой в день ее празднования 28 июля. Особенно ценно прижизненое изображение св. Серафима Саровского на южной стене, подаренное Д.С. Богачеву учеником преподобного и первым о жизнеописателем Иваном Тихоновым Толстошеевым (впоследствии игуменом Иоасафом, в схиме Серафимом). Две ктиторские иконы святых Иоанна Златоуста и Марии Египетской на южной стене принадлежат кисти художника Гребенникова (первая из них подписана). В этой же части — иконы Божией Матери Казанской и великомученика Пантелеимона. Образ Сретения на западной стене в центральной части — старейший в храме (не позднее середины XVIII в.). Рядом — икона святителя Тихона Задонского. Икона святителя Николая на латунной доске (перед левым клиросом) посвящена памяти 163 русских воинов 36-го пехотного Орловского генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка, павших при р. Сан 6-10 октября 1914 г. В их числе капитаны Фриц Фрицевич Крумин и Николай Николаевич Ильинский, 2 подпоручика, 22 унтер-офицера, 34 ефрейтора и 105 рядовых. На доске — слова: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память».

В Покровском приделе — иконы Спаса Вседержителя, Божией Матери: Леснинская, «Всех скорбящих Радость», Смоленская; икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»; иконы святых: Иоанна Предтечи, святителя Николая, пророка Ионы. В Александрийском приделе список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший Великому Князю Михаилу Александровичу (передан в 1960-е гг. семьей иеромонаха Митрофана). Здесь же образ Божией Матери «Утоли моя печали». В главном и боковых приделах сохранились двухъярусные бронзовые паникадила.

В 1987 г. живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на наружном западном фасаде храма были заменены мозаичными. В начале 1990-х гг. к северу от церкви построено кирпичное одноэтажное здание причта, где расположены трапезные и воскресная школа. В 2000 г. на пожертвования прихожан был осуществлен капитальный ремонт храма под руководством отца настоятеля. В процессе ремонта были подведены новые фундаменты, полностью заменены полы, сгнившие венцы, стропильная система и кровля, купола и кресты. Мозаики заменены новыми изображениями преподобного (две иконы в боковых коконшиках и образ «Явление Божией Матери со святыми преподобному Серафиму» в центральной части).

Настоятелем храма является кандидат богословия, протоиерей Василий Ермаков — один из самых заслуженных священнослужителей епархии, опытнейший духовник. Он родился в 1927 г. в г. Болхове Орловской области в верующей семье. В 1943 г. из оккупированного города был угнан немцами как военнопленный в Эстонию. В лагере познакомился с Алексеем Ридигером — будущим Патриархом Алексием II. В 1946 г. по его приглашению приехал в Ленинград. В 1949 г. он закончил первым выпуском только что возрожденную Духовную семинарию, через 4 года — Академию, после чего был рукоположен в священный сан. Служил в Николо-Богоявленском соборе, с 1976 г. — в Троицкой церкви («Кулич и Пасха»), с 1981 г. — в Серафимовской церкви. Причт составляют также протоиерей Николай Коньков, протоиерей Александр Шубин, иерей Сергий Чалых, иерей Вячеслав Помаскин, иерей Николай Пашков, диаконы Михаил Преображенский и Георгий Мальцев, псаломщик Феодор Пархоменко. Помощник председателя приходского совета — Ю.Г. Цветков. Регент профессионального хора — Марина Бутто, любительского — композитор Вячеслав Римша.

В настоящее время в храме совершаются ежедневные богослужения: Литургия в будни — в 10 ч., в воскресные и праздничные дни — в 7 и 10 ч., вечернее богослужение — в 17 ч. Работает церковно-приходская воскресная школа, включающая подростковую и юношескую группы.

На Серафимовском кладбище, изначально небогатом, уцелели только единичные дореволюционные могилы. Утрачены надгробия знаменитого оперного певца А.А. Лярова (Гилярова) (1839-1914) и одного из первых русских авиаторов Н.Д. Костина (1880-1913).

Здесь нашли последнее земное пристанище архипастыри, многие пастыри Русской Православной Церкви, преподаватели духовных школ. Среди них протоиереи: Стефан Дымша, Николай Ломакин, Владимир Лютик, Александр Махровский, Евгений Морозов, Григорий Одоевский, Николай Пермяков, Павел Пашский, Косьма Раина, Борис Тихонравов, священники Иоанн Александров, Анатолий Гайнюк и Виктор Сашин, литургист и историк Церкви Н.Д. Успенский.

Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин, 1900-1985), сын министра земледелия при последнем Императоре, оказался после 1917 г. в эмиграции. Окончив Сорбоннский университет, он поселился на св. горе Афон, где принял иночество и жил до 1947 г. В 1958 г. был рукоположен в епископский сан. Владыка являлся одним из крупнейших знатоков святоотеческой литературы, опубликовал исследование о св. Симеоне Новом Богослове. Неоднократно приезжал в СССР, скончался после службы в Спасо-Преображенском сопоре, где его когда-то крестили, и был похоронен на Серафимовском кладбище, близ северной стены церкви.

В районе Березовой дороги, за участком 23, находятся захоронения не менее 35 сестер Иоанновского монастыря. Настоятельнице, игумений Ангелине, о. Иоанн Кронштадтский сказал: «Моим сестрам кладбище не понадобится, они как птицы разлетятся по свету». Так и получилось. В 1923 г. монастырь был закрыт и разорен и почти все сестры в 20-30-е гг. оказались и ссылках и лагерях. Несколько скончались еще до революции 1917 г. и были похоронены на ближайшем к монастырю Серафимовском кладбище, где обители был выделен специальный участок. Последние могилы появились, когда после Великой Отечественной войны сестры смогли вернуться в Ленинград, где и нашли место последнего упокоения. Среди погребенных сестер монастыря — казначея, монахиня Иоанна (Лежоева, +1939), схимонахиня Серафима (Забелина), монахиня Нина (Каменева, + 1959). Монахиня Иоанна родилась в 1869 г. в Санкт-Петербурге, с 1907 г. — насельница монастыря, пожертвовала средства на устройство храма-усыпальницы о. Иоанна Кронштадтского. Известно, что св. Иоанн сказал ей: «Как ты, матушка, приготовишь мне место упокоения па земле, так я для тебя приготовлю место на небе». Занимала должность казначеи вплоть до закрытия монастыря, отличалась мирным и кротким духом, молитвенностью. В 1930-с гг. подвергалась аресту. Монахиня Нина (Каменева) заведовала монастырским приютом для детей. В 1942 г. проходила по церковному делу. На Серафимовском кладбище похоронены также деятели обновленчества — литератор Евгений Белков и Павел Раевский.

В Великую Отечественную войну кладбище было вторым после Пискаревского местом массовых захоронений жителей Ленинграда и воинов. В блокаду в траншеях было погребено более 100 000 ленинградцев. 27 января 1965 г., в 21-ю годовщину снятия блокады, был открыт мемориал на месте 16-ти братских могильных холмов (Центральная дор. близ входа со стороны Серебрякова пер.). В его центре высится портик с пятью скульптурами, изображающими защитников и тружеников города, перед ним — гранитный куб с вечным огнем. Автор памятника — арх. Я.И. Лукин, скульптурные работы выполнены в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной под руководством Р.К. Таурита. В 2004 г. на месте захоронения блокадников был установлен крест. Слева от входа по Центральной дороге, напротив мемориала. — участки, где погребены флотоводцы, преподаватели Военно-морской Академии. Здесь же Братская могила 7 моряков миноносца «Славный», погибших 1 мая 1943 г., и командира капитана 1-го ранга Н.Н. Ротинова. Надгробие установлено в 1990-е гг. объединением «Северный завод». На кладбище погребены герои войны Б.А. Алексеев, Н.И. Арчаков, И.И. Афанасьев, А.И. Турин, П.И. Павлов, Ф.Ф. Симаков, флотоводец адмирал И.С. Юмашев.


Воинская мемориальная традиция продолжилась на кладбище в последние четверть века. Часть Центральной дорожки со стороны Богатырского пр. с 2000 г. носит название «Аллея Героев». Здесь погребены павшие при исполнении служебного долга. Первая могила появилась в 1981 г. Это захоронение погибших вблизи г. Пушкина в авиакатастрофе моряков-тихоокеанцев во главе с командующим флотом адмиралом Э.Н. Спиридоновым. На мраморных досках — 46 имен (1983 г., арх. М.А. Майстренко). Мемориал был освящен после реконструкции 7 февраля 2001 г.

На аллее Героев возвышаются памятники морякам контейнеровоза «Механик Тарасов», затонувшего 16 февраля 1982 г.; 28 членам экипажа сухогруза «Полесск», потерпевшего бедствие 17 сентября 1993 г.; погибшим 13 июля 1990 г. на Памире альпинистам.

23 февраля 1991 г. случился пожар в гостинице «Ленинград» — один из самых страшных в Санкт-Петербурге в XX столетии. Огонь захватил этажи с седьмого но девятый, куда не доходили 30-метровые пожарные лестницы. Удалось эвакуировать 253 человека, но погибли 7 постояльцев гостиницы, 8 пожарных и капитан милиции. В 1996 г. установлен памятник работы скульптора Л.Г. Могилевского (1993 г.). В центре — четырехколонная ротонда, облицованная черным гранитом, внутри — стела со словами: «Ради жизни на земле» и барельефом. Украденные бронзовые портретные барельефы на гранитных стелах в 2003 г. заменили гранитными досками с портретами. Здесь же погребены 7 пожарных, павших смертью храбрых с 1992 по 2003 гг.

25 марта 1992 г. состоялась закладка мемориала на братском захоронении воинов-«афганцев», па которой выступил В.В. Путин, тогда первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. Открытие мемориала (скульптор Е.Н. Ротанов, архитекторы В. Новосадский, Ф. Романовский) состоялось 2 августа 1995 г. На постаменте выбиты имена 140 ленинградцев, погибших в Афганистане. Бронзовая скульптура была открыта 15 февраля 1996 г. — в день седьмой годовщины вывода советских войск.

Ровно через 3 года о. Василий Ермаков совершил здесь панихиду и чин закладки часовни (арх. И.Л. Воинова). Небольшая (3×3 м., высота 8 м), она ассоциируется с храмами древних Новгорода и Пскова, а также с проектами петербургского епархиального архитектора начала XX в. А.П. Аплаксина. Она увенчана восьмискатной кровлей и главкой, стены облицованы известняковыми плитами. Внутри — образы Спасителя, Божией Матери и св. Георгия. 6 мая 2000 г., в день святого Георгия Победоносца, «в его память и в память об убиенных на поле брани в Афганистане и Чечне» часовня была освящена. В памятные для воинов-«афганцев» дни причт Серафимовской церкви, прежде всего, сам о. Василий, совершает здесь панихиды.


12 августа 2000 г. в Баренцевом морс при выполнении учебно-боевого задания затонул атомный подводный крейсер Северного флота «Курск». Погибло 118 человек. Участок для захоронения был выбран на площадке братских могил военного времени (Центральная дор.). 12 августа 2003 г. состоялось торжественное открытие памятника, представляющего собой куб черного гранита, над которым — бронзовая фигура буревестника (проект Г. Пейчева). Мемориал освящен о. Василием Ермаковым.

На Серафимовском кладбище похоронены следующие члены экипажа:

1. Лячин Геннадий, капитан 1-го ранга 2. Багрянцев Владимир, капитан 1-го ранга 3. Белогунь Виктор, капитан 2-го ранга 4. Исаенко Василий, капитан 2-го ранга 5. Шубин Александр, капитан 2-го ранга 6. Дудко Сергей, капитан 2-го ранга 7. Байгарин Марат, капитан 3-го ранга 8. Милютин Андрей, капитан 3-го ранга 9. Садков Александр, капитан 3-го ранга 10. Щавинский Илья, капитан 3-го ранга 11. Белозоров Николай, капитан 3-го ранга 12. Станкевич Алексей, капитан м/с 13. Васильев Андрей, капитан-лейтенант 14. Репников Дмитрий, капитан-лейтенант 15. Колесников Дмитрий, капитан-лейтенант 16. Бражкин Александр, старший лейтенант 17. Иванов-Павлов Алексей, ст. лейтенант 18. Коробков Алексей, старший лейтенант 19. Тылик Сергей, старший лейтенант 20. Ерахтин Сергей, старший лейтенант 21. Коровяков Андрей, старший лейтенант 22. Бубнив Вадим, старший лейтенант 23. Солорев Виталий, старший лейтенант 24. Кузнецов Виталий, старший лейтенант 25. Борисов Арнольд, старший лейтенант 26. Митяев Алексей, старший лейтенант 27. Панарин Андрей, старший лейтенант 28. Троян Олег, мичман 29. Козырев Константин, мичман 30. Грязных Сергей, мичман 31. Парамоненко Виктор, мичман 32. Витченко Сергей, матрос


Упокоено здесь много известных людей: деятели искусства, науки, военачальники, благотворители и попечители. Те, чьи заслуги так высоки перед Отечеством. Их имена — гордость и слава России!

Диакон Александр Берташ, член комиссии Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам

Господи, помяни во Царствии Твоем души усопших рабов Божиих, на

Серафимовском кладбище погребенных, и всех православных

христиан от века почивших.

Прости им все согрешения вольные и невольные и сотвори им

ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ!

Прижизненное изображение

преподобного Серафима Саровского. Находится на южной стене храма

преп.Серафима Саровского на Серафимовском кладбище

Литература и источники

1. Из епархиальной хроники. Освящение храмов // Известия по С.-Петербургской епархии. 1907. № 7-8. 2. Пашский Павел, священник. Описание устройства Серафимовского в Новой Деревне Санкт-Петербургского уезда кладбища. СПб., 1907. 3. Попов И.В., Раина П.К. Церковь Преподобного Серафима Саровского // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. № 1. С. 29-31. 4. Андреев А.И. Серафимовское кладбище // Исторические кладбища Петербурга. Под ред. Кобака А.В.. Пирютко Ю.М. СПб., 1993. 5. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт — Петербурга. СПб., 1996. Т. 3. С. 181-183. 6. Ермаков Василий, протоиерей. 46 лет на службе у Бога. СПб., 1999. 7. Иванов А., Кандакова О., Сухорадов А. Иконы храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Некрополь духовенства и других деятелей Православной церкви Серафимовского кладбища. Исследовательские работы школы № 40 Приморского района. СПб., 1999 — 2000 // Городской дворец творчества юных. Отдел краеведения. 8. Сотникова Н., Кочеряева Н. Мемориалы Серафимовского кладбища на братских захоронениях жертвам трагических катастроф конца XX века. Исследовательская работа учениц 11 класса гимназии №171 Центрального района СПб., 2003 — 2004 // Городской дворец творчества юных. Отдел краеведения.

Источник. Издательство «Агат». Санкт-Петербург

При храме Серафима Саровского действует воскресная школа

Также стоит сказать о том, что при храме как было сказано ранее, существует воскресная школа. В школе находится 2 группы: младшая и старшая.

В младшей группе проводятся занятия по Евангелию, Деяниям апостолов. Маленьким детям объясняют, что такое молитва, рассказывают жития святых. Воскресная школа при храме Серафима Саровского действует с 1989 года.

1989

с этого года при храме начала работу воскресная школа

В старшей группе изучают Ветхий завет, основу богослужений и многое другое. Главная цель воскресной школы не только дать детям какие-то знания, но помочь им прийти к Богу, чтобы начать духовную жизнь.

У храма Серафима Саровского есть свой официальный сайт

У храма в честь преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище есть свой официальный сайт. На сайте можно узнать о Серафиме Саровском, можно узнать историю храма, историю кладбища.


Молитва преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу

Храм расположен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, Серебряков пер. д. 1. Телефон храма

Можно посмотреть священников, которые служили в этой церкви, посмотреть какая работа проходит с молодежью, а также узнать новости и вакансии.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Как добраться до храма

Чтобы оказаться на Серафимском кладбище, необходимо выйти на станции метрополитена «Старая Деревня». Далее нужно пройтись по дороге Торфяной чуть больше 300 метров. Перед вашим взором будет расположена алея Березовая, где располагается кладбище.

Если пользоваться наземным общественным транспортом, в направлении храма едут:

  • троллейбус №40;
  • автобусы №172, 93;
  • маршрутки №172, 229, 193, 93.

Контактные данные

Для связи с представителями храма наведены контактные данные:

  • адрес – г. Санкт-Петербург, пер. Серебряков, дом №1 (Серафимское кладбище);
  • телефон – 430-15-50, 430 14 32 (канцелярия).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]