Его Преосвященство | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Епископ Мстислав | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Епископ Мстислав в день своей хиротонии. 22 мая 2012 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Биография
Родился 11 ноября 1967 года в посёлке Вишневец Збаражского района Тернопольской области. Его отец, оба деда и прадед были священнослужителями. В детстве помогал отцу в алтаре, пёк просфоры. «Под покровом Царицы Небесной и Иова Почаевского, посещая Почаевскую лавру, с благодарностью вспоминаю своих наставников протоиерея Николая Мышаковского и архимандрита Сильвестра и их напутствия к моему стремлению быть священником»[1].
После окончания школы служил в 1985—1987 годах приходил срочную службе в посёлке Черноголовка. Перед увольнением ему удалось посетить Троице-Сергиеву лавру и приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского: «воспоминание об этом первом посещении навсегда осталось в моем сердце»[1].
Служение в Церкви начал с должности иподиакона архиепископа Псковского и Порховского Владимира (Котлярова)[2]. По собственному признанию «После принятия меня архиепископом Псковским и Порховским Владимиром на должность иподиакона в Псково-Печерском монастыре, в обители преподобномученика Корнилия, я утвердился в своем желании избрать монашеское служение»[1].
В 1988 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Во время обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии был чтецом Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры[2].
В 1992 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, после чего поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, по окончании которой в 1996 году был назначен заведующим канцелярией Санкт-Петербургской епархии.
26 марта 1998 году принял монашеский постриг с именем Мстислав в честь благоверного князя Мстислава во святом крещении Георгия Храброго Новгородского.
12 апреля 1998 году митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром рукоположен в иеродиакона, 4 декабря 1998 года — в иеромонаха[3].
19 июля 1999 года решенеием Священного Синода назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного монастыря[4]. 6 октября 2001 года решением Священного Синода освобождён от должности настоятеля Рождество-Богородицкого Коневского мужского монастыря по состоянию здоровья[5].
Был штатным священником Николо-Богоявленского собора, настоятелем храма Александра Невского в Конституционном суде.
3 апреля 2007 года к празднику Пасхи награждён саном игумена[6].
С 2007 года — секретарь епархиального управления.
28 октября 2011 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира назначен благочинным Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии и исполняющим обязанности настоятеля Александро-Свирского монастыря с сохранением должности секретаря епархии. Данные должности оказались вакантными в связи с хиротонией ранее занимавшего их архимандрита Лукиана (Куценко)[2].
Архиерейство
на Годичном акте СПбДА. 9 октября 2013 года
16 марта 2012 года постановлением Священного Синода назначен настоятелем Александро-Свирской обители и определён епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии[7].
1 апреля того же года в храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице Гатчинского района Ленинградской области митрополит Владимир (Котляров) возвёл его в сан архимандрита и вручил ему игуменский жезл[8].
23 апреля 2012 года в храме всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре был наречён во епископа[9].
22 мая 2012 года в верхнем храме в честь Богоявления Господня петербургского Николо-Богоявленского Морского собора хиротонисан во епископа Лодейнопольского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт), архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев); архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна) (Иерусалимский Патриархат); епископ Каширский Иов (Смакоуз), епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков), епископ Петергофский Маркелл (Ветров), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), епископ Ейский Герман (Камалов), епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин), епископ Амурский и Чегдомынский Николай (Ашимов)[10].
С 11 по 25 июня 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходил курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев[11].
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года определено преосвященному епископу Мстиславу быть епископом Тихвинским и Лодейнопольским — правящим архиереем вновь образованной епархии, включённой в состав Санкт-Петербургской митрополии[12].
С 2021 года является настоятелем Свято-Людмиловского единоверческого прихода Санкт-Петербурга при подворье Александро-Свирского мужского монастыря на пер. Челиева, 10, в Санкт-Петербурге[13]
Православная Жизнь
Утром 8 сентября 2021 года в городе Луге Ленинградской области «в старости, насыщенный днями» (Иов 42:17), на 83-м году жизниотошел ко Господу иеросхимонах Валериан (Дячина) – отец епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, 55 лет прослуживший Богу в священном сане у престола. Из них более тридцати лет отец Валериан пребывал на Западной Украине: был настоятелем Архангело-Михайловского каменного храма в селе Белозирка Лановецкого района Тернопольской области, нес послушание настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы на Туниках в Кременце и благочинным храмов Кременецкого района Львовско-Тернопольской епархии.
Отец иеросхимонах Валериан родился в 1935 году в селе Бодаки, что на Волыни, в 25 км от Почаевской Лавры, в семье Феодоры и Никанора Дячина. Третьего ребенка назвали Валерианом, в честь мученика, память которого праздновалась в этот день. Мальчику повезло, он рос в воцерковленной семье, где чтились и строго соблюдались православные традиции. Дом родителей находился в 100 м от храма Николая Чудотворца.
Мама, Феодора Григорьевна, окончила церковно-приходскую школу, причем была одной из первых учениц, так как ранее в подобных заведения обучались только мальчики. Господь даровал ей чудесный голос, и уже в восемь лет она пела в церковном хоре. Голос ее был настолько чист, что на уездном смотре церковных хоров ей было присуждено, как солистке, первое место. А в качестве подарка преподнесено Евангелие, которое она читала с детства и которое стало путеводителем в ее жизни и в жизни ее сына, будущего священника Валериана. Пела Феодора Григорьевна в хоре до 82 лет. Господь даровал ей долгую жизнь, она прожила 95 лет.
Отец, Никанор Васильевич, родился в 1893 году, прошел Первую мировую войну, был награжден Георгиевским крестом. Трудился в сельском хозяйстве. Он умер, когда ему исполнилось 62 года. Сам Никанор Васильевич не служил в храме, но его отец, Василий Дамианович, был церковным старостой в течение 25 лет.
Кроме Валериана в семье росло два старших брата, Леонид и Владимир, и младшая сестра Мария. Однако почему-то именно младшего сына Валериана брали родители с собой, когда ходили в Почаев на богомолье в Лавру. А однажды отец сказал сыну: «Ты будешь батюшкой». Тогда юноша не придал значения этим словам. А они оказались пророческими.
Почаевская Лавра. Отец Валериан (в центре) с братией обители и отроками – будущими епископами нашей Церкви. 1978 г.
Семья жила скромно, но дружно. Каждый знал свои обязанности по дому, по хозяйству. Любовь к труду прививали детям с малых лет. Ребята помогали родителям, учились, рисовали, клеили елочные игрушки и, конечно же, посещали храм.
Подходили к концу годы учебы в школе, и перед молодым человеком встал вопрос, как жить дальше. Он имел хорошие литературные способности, а душа тянулась к храму. Решение было принято окончательно и бесповоротно: отдать свою жизнь на служение Господу и людям. Отец Валериан рассказывал и такой факт. После последнего выпускного урока он пошел вместе с одноклассниками к реке, сели на траву и решили по очереди поведать друг другу, кто кем хочет стать. «Я стану художником, а я военным…» – открывали секреты мальчишки, последним говорил Валериан: «Я буду священником». Это заявление ошеломило всех. «Как, в такое время, когда храмы закрывают?! Может, передумаешь?» – уговаривали друзья. «Нет, не передумаю», – последовал твердый ответ.
По окончании школы Валериан, как и все, был призван в советскую армию, где отслужил по совести три года. Предлагали остаться, продолжить военную карьеру. Но юношу, уже посвятившего себя служению Богу, подобно родному дяде Иоанну Дьячине, который в 1930-е годы стал священником в далекой Канаде и много лет (более 40 лет) служил в Американской митрополии, а с 9 марта 1941 г. и до кончины 17 января 1976 г. являлся настоятелем значимого собора Христа-Спасителя в Торонто, ждала Ленинградская духовная семинария. Он поступил в семинарию, несмотря на серьезный конкурс, сразу после демобилизации. Во время поступления Валериан познакомился с семинаристом Сергием Бучковским, братом своей будущей матушки. По окончании третьего класса семинарии в 1961 г. он женился на Таисии, к которой относился с большой нежностью и уважением.
В четвертом классе семинарии Валериан служил диаконом в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Рукоположение в сан диакона состоялось 9 октября 1961 г., на престольный праздник академического храма. А по окончании обучения, 6 июня 1962 г., был рукоположен в священники митрополитом Пименом (будущим патриархом) в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
Во время четырехлетней учебы в духовной академии отец Валериан служил священником в академическом храме. Распорядок дня был довольно напряженным. Поднимались семинаристы в семь часов утра, служащий Литургию священник – около 5 утра. Затем – утренняя молитва, завтрак в столовой, занятия, обед, с 15 до 17 часов свободное время, после – подготовка к занятиям. В 11 часов сон. Отцу Валериану было несложно привыкнуть к такому распорядку, сохранилась армейская привычка к режиму. В 1962 году матушка Таисия родила дочь. Девочку назвали Софией. Пока батюшка учился в Ленинграде, матушка с дочкой жили на Украине вместе со своими родителями.
После служения Литургии. Луга
Защитив диссертацию, написанную в духовной академии на тему «Евангелие – как основа нравственности для христианина», отец Валериан получил ученую степень кандидата богословия. Годы обучения в духовной академии он вспоминал особенно, ведь с его курса вышло четыре архиерея. Один выпускник остался преподавать в академии, другой стал настоятелем Владимирского собора в Ленинграде, третий – в Ломоносове, и еще один – в Москве.
В 1966 году отец Валериан окончил духовную академию и по направлению Учебного комитета Московской Патриархии вернулся домой. В 1967 году у него родился сын Михаил, ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский.
В канцелярии Львовской епархии отцу Валериану предложили очень хороший вариант для служения: курортный город Залещики на Украине. Но обещание, данное родителям матушки Таисии перед женитьбой (жить всем под одной крышей и похоронить стариков на родине), не оставляло ему выбора. И он стал священником в селе Белозерка Лановецкого района на Волынской части Тернопольщины, в 60 км от областного центра, где служил смиренно, избегая духа властолюбия и карьеризма. Село большое, до 1000 домов. Молодой батюшка стал настоятелем храма архистратига Михаила. Тогда он с сотрудниками первые в области произвели ремонт храма. В Белозерке батюшка прослужил девять с половиной лет, после чего Указом митрополита Львовского и Тернопольского Николая (Юрика) был назначен благочинным храмов Кременецкого района, где находится известная Почаевская Лавра, и переведен на служение в город Кременец.
Расположенный в 25 км от Почаева Кременец насчитывал 33 тысячи человек населения. Отец Валериан служил помощником благочинного отца Сергия Каринковского, старенького и больного. А спустя три месяца был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы и благочинным района. Служа настоятелем городского прихода на Туниках в Кременце, он привел храм в образцовый вид: прекрасное благолепие и идеальный порядок. Как добрый хозяин он заботился о благосостоянии всех храмов района, которые посещал в дни престольных праздников. Имея богословское образование, отец Валериан, сам замечательно проповедуя, старался поднять уровень проповедничества в приходах. Он особенно, как добрый отец, заботился о благочинии между клириками и высоком уровне духовной жизни духовенства.
Луга. На освящении престола
В Кременце семья прожила 25 лет. 31 марта 1972 г. митрополитом Николаем по благословению Святейшего Пимена, Патриарха Московского и всея Руси отец Валериан был награжден саном протоиерея. Жили скромно, но воспитанию и образованию детей уделяли большое внимание. Дочь и сын посещали музыкальную школу. Одиннадцать лет, вплоть до 1988 года, прослужил батюшка благочинным города Кременца и района, в этом большая заслуга матушки Таисии. Работы было очень много, порой на все не хватало времени. Ведь в благочинии насчитывалось более 30 приходов. Отец Валериан стоял у истоков возрождения в Кременце при Свято-Николаевском соборе Регентских курсов, которые вскоре стали Регентско-богословским училищем – структурным подразделением Почаевской духовной семинарии.
В 1992 году отец Валериан был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета для регентов-псаломщиков церковных хоров, а спустя два года стал инспектором регентского отделения при Почаевской духовной семинарии, т. е. практически руководителем. Отец Валериан в учебный процесс и преподавание вкладывал всю душу и сердце. Батюшка был еще и редактором местной православной газеты. В 1987 году награжден орденом Сергия Радонежского 3-й степени. За работу инспектором регентского отделения при Почаевской духовной семинарии получил орден преподобного Нестора Летописца, а в 1991 году награжден митрой.
В 2000 году матушку Таисию настигла тяжелая болезнь – инсульт. Отец Валериан, видя, как нуждается в помощи родной человек, разрывался между домом и службой. После вневременной кончины матушки и выхода за штат духовенства Тернопольской епархии по возрасту, в 2000 г. он переехал в Санкт-Петербургскую епархию, где служили его дети: старшая дочь София, которая по окончании регентского отделения при ЛДА вышла замуж за выпускника академии Николая Денисенко из священнического рода, ставшего настоятелем храмов в Луге и благочинным Лужского округа), и сын игумен Мстислав (в миру Михаил), ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский. Проживая у дочери, он постоянно помогал молодым клирикам во время богослужений, был духовником мирян и духовенства… Надо отметить, что его дочь, матушка София, тоже с усердием служит Церкви и Господу своими певческими талантами. Она много лет руководит церковным хором и поет в нем. В 1996 г. протоиерей Валериан Дячина совершил первое паломничество во Святую Землю и в апреле 2007 г. побывал в Иерусалиме на светлый праздник Воскресения Христова и церемонии Благодатного огня.
Во время паломничества во Святую Землю. Храм Воскресения Христова. Раздача антидора
Личность блаженнопочившего отца Валериана, его пастырский облик и ревностное служение оставили особый след в жизни многих молодых юношей, которым он дал рекомендации на поступление в семинарии и на посвящение в священный сан. Он стал добрым примером для подражания для многих будущих пастырей нашей Церкви. Его молитвенный дух и умиление при служении, спокойный и в то же время величественный голос, настоящая мудрость и рассудительность, кротость и смирение, сердечные слова проповеди навсегда остались в душах тех, кто общался с ним. Он был настоящим воспитателем и любил учащуюся молодежь, умел наставлять её так, что все его слова, благопожелания и замечания становились незабываемыми и приносил для Церкви замечательные плоды.
Великим счастьем для настоящего духовного пастыря явилось осуществление его благого желания – принятия монашеского пострига, которого Господь удостоил его перед завершением земной жизни сразу в Великий Ангельский образ.
В воскресенье, 10 сентября, в день памяти преподобного Иова Почаевского, которого почивший пастырь так любил и чтил, было совершено его отпевание и погребение.
Знакомые и духовные чада отца Валериана в Украине и во многих уголках мира молятся Победителю смерти Господу нашему Иисусу Христу, дабы Он упокоил с праведными душу Своего верного служителя в месте, «идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», и сотворил Новопреставленному вечную память.
Епископ Иов (Смакоуз)
Примечания
- ↑ 123
«Молимся о будущем страны и Церкви» // Ладья: этноконфессиональный альманах Ленинградской области. 2021. — № 3 (12). — C. 30 - ↑ 123
Новости — сайт Санкт-Петербургской митрополии - Журнал Московской Патриархии № 8. 2012 Архивная копия от 13 августа 2012 на Wayback Machine
- Определения Священного Синода от 4 июня и 18-19 июля 1999 года : Russian Orthodox Church (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 4 марта 2021 года. - Журнал заседания Священного Синода от 6 октября 2001 года : Russian Orthodox Church (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 2 января 2021 года. - Патриаршие награды к празднику Святой Пасхи — сайт Санкт-Петербургской митрополии
- Журналы заседания Священного Синода от 15-16 марта 2012 года. // Патриархия.Ru
- Игумен Мстислав (Дячина), избранный епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии, возведен в сан архимандрита (неопр.)
.
Патриархия.ru
(2 апреля 2012). - Состоялось наречение архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского, архимандрита Мстислава (Дячины) во епископа Лодейнопольского и архимандрита Никиты (Ананьева) во епископа. // Патриархия.Ru
- В день памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга и возглавил хиротонию архимандрита Мстислава. // Патриархия.Ru
- Митрополит Волоколамский Иларион встретился с преподавателями и студентами Санкт-Петербургских Духовных школ // doctorantura.ru, 2012
В Общецерковной аспирантуре закончились курсы для новопоставленных архиереев // pravoslavie.ru, 25 июня 2012
- Журналы заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года. // Патриархия.Ru
- Свято-Людмиловский (св. мц. Людмилы, кн. Чешской) единоверческий приход Санкт-Петербурга (формирующийся) при подворье Александро-Свирского монастыря Московский Патриархат — Настоятель и ключарь, причт
- SAINTANNA.RU | Кавалеры 2-й степени (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 8 ноября 2021. Архивировано 28 марта 2012 года. - В Тихвине чествовали лучших людей города и района
- В завершение второго дня работы Архиерейского Собора состоялось награждение архиереев, отмечающих в 2021 году памятные даты / Новости / Патриархия.ru
Князь Мстислав Глебович в контексте событий осени 1239 года
Автор — Лупиненко Юрий Михайлович
«Мертвые бо срама не иматъ…» князь Святослав 971 г.
Целью данной статьи является реконструкция по летописным и археологическим данным событий, связанных с борьбой жителей Черниговской земли с армией монголо — татар в 1239 году. В частности, вызывает интерес фигура князя Мстислава Глебовича, его действия во время штурма Чернигова, подробности обороны города.
Весной 1238 года, разгромив войска Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств и разорив их земли, армия монголо-татар, также понесшая огромные потери, отправилась на отдых в половецкие степи [ПСРЛ, т. I, стб. 522]. В начале 1239 года начался второй поход Батыя на Русь, в результате которого в марте ударам и разорению подверглось Переяславское [ПСРЛ, т. II, стб. 781 — 782], а в октябре Черниговское [ПСРЛ, т. XVI, стб. 51] княжество. Черниговская земля находилась на тот момент во владении князя Михаила Всеволодовича, являвшемся, кроме того, князем киевским и галицким [Хрусталёв, 2004, с. 171]. Брошенные своим правителем, горожане тем не менее, оказали захватчикам упорное сопротивление. В Ипатьевской [ПСРЛ, т. ІІ, стб. 782] и Воскресенской (дополнение в квадратных скобках) [ПСРЛ, т. VII, стб. 144] летописях так описано происходившее:
«…в то же время посла на черниговъ, обьступиша градъ в силе тяжце; слышав же Мьстислав Глебовичь нападение на градъ иноплеменныхъ, приде на ны со всими вои [своими,и] бившимъся имъ [крепко, лютъ бо бе бой у Чернигова, оже и тараны на нь ставиша, и меташа на нь камениемъ полтора перестрела, а камень же яко можаху 4 мужи силнии подъяти его, но] побежен бысть Мьстислав, и множество от вои его избьенымъ бысть, и градъ взяша и запалиша огньом; епископа оставиша жива, и ведоша и во Глуховъ [и оттоле пустиша ].
В Никоновской летописи [ПСРЛ, т. Х, с. 114] сообщается несколько иная информация. Так камнемёты использовались защитниками города: «…и со града метаху на татаръ камение съ стенъ за полтора перестрела…», Мстислав Глебовичь остался жив «и едва убеже», называется имя пленённого епископа — Перфирий. Неточно назван, однако, дед Мстислава Глебовича. Он был внуком Святослава Всеволодовича, а не Святослава Ольговича [Соловьёв, 1988, кн. I, т. II, c. 715]. Учитывая сообщения разных источников, можно предположить, что обе стороны применили пращевые камнемёты с противовесом [Кирпичников, 1976, с. 72 — 76, рис. 34], метавшие камни массой до 100кг. на расстояние до 300м. (полтора перестрела) [Медведев, 1966, с. 29].
Во время штурма к Чернигову подошла помощь, и осаждающим было навязано полевое сражение. Атаковавший противника князь Мстислав Глебович нигде не фигурирует как владелец какого-либо города, хотя таковым, видимо, являлся и приходил на выручку черниговцам и Михаилу Всеволодовичу в 1235 году [ПСРЛ, т. ІІ, стб. 772]. Столь оперативное реагирование на обстановку предполагает расположение удела Мстислава не далее чем в 2 — 3 суточных переходах конной дружины (160 — 250км.) [Брикс, 2001, с. 383] от места боестолкновения. Это мог быть Любеч, Гомель, Стародуб, Новгород–Северский. По версии автора уделом Мстислава Глебовича был Гомель (летописный Гомий) по причине следующих обоснований.
Гомий был значительным городом Черниговской земли уже в XII в. К началу XIII в. его площадь составляла около 50 га, что подтверждено археологическими раскопками [Макушников, 1994, с. 36]. Город располагал несколькими поясами обороны и достаточными людскими и материальными ресурсами для ведения вооружённой борьбы, что подтверждается событиями XIIв. Так в 1142 году смоленский князь Ростислав Мстиславич «…и поиде на волость их, и взя около Гомия волость их всю» [ПСРЛ, т. ІІ, стб. 312], город, судя по всему, взять не удалось. В 1158 г. Изяслав Давидович терпит поражение во вновь разгоревшейся борьбе за Киев и бежит именно в Гомий, свою вотчину. «Князь же великий киевский Изяслав Давидович, видев беду и напасть на себя, устрашися и вострепета, зело и восплакав, побеже скоро с братаничем своим со князем Святославом Давидовичем на вышеград в Гомью…» [ПСРЛ, т.
ІІ, стб. 498, 500]. Через некоторое время князь собирает полки и осуществляет победоносный поход в земли вятичей, владения своего недруга Святослава Всеволодовича, где захватывает город Облов.
С первой половины XI в. Гомием традиционно владели черниговские Ольговичи. В 1164 г. после смерти Святослава Ольговича, претендент на черниговский стол Святослав Всеволодович рассылает по городам княжества своих наместников, и что показательно, в Гомий он отправляет своего сына: «Посла сын свои в Гомеи, а посадники посла по городам» [ПСРЛ, т. ІІ, стб. 523]. У Святослава Всеволодовича было пять сыновей: Всеволод, Олег, Глеб, Владимир, Мстислав [Соловьёв, 1988, кн. I, т. ІІ, с. 715]. Возможно, Гомий был пожалован Глебу. Отсюда можно предположить, что в 1239 г. Мстислав Глебович княжил в Гомии, который достался ему по наследству от отца и обладал достаточным военно-экономическим потенциалом для проведения военных операций.
Гомий с Черниговом соединяла единственная дорога, летописный путь «в радимичи» [Коваленко, Фомин, Шекун, 1992, с. 60], известная позднее как «киевский тракт» [Шафонский, 1851, с. 234]. Общая протяжённость пути от Гомия до Чернигова составляла около 130-150 км. Южный участок пути пересекал серьёзную естественную преграду: вытянувшееся с запада на восток на расстоянии до 40 км. Замглайское болото. Оно в сочетании с лесными массивами перекрывало пространство от Днепра до среднего течения Снова. В Х в. по этой линии проходила граница радимичей и Руси [Шекун, Веремейчик, 1988, с. 93, рис. 1]. Этот рубеж даже в первой половине ХХ в. переходили лишь по мостам, искусственным дамбам и считанным сухим «коридорам» [Макушнікаў, 1993, с. 54 — 55]. Замглайское болото путь «в радимичи» пересекал у великокняжеской крепости Звеничев, контролировавшей со стороны Чернигова единственный сухой проход.
С военной точки зрения северные волости черниговской земли были идеальным районом скрытного сосредоточения сил и выдвижения их на исходные позиции. Армия монголо — татар наступала с южного направления, и потому её воздействию в первую очередь подвергались южные земли. Линия Замглайского болота могла быть использована Мстиславом Глебовичем для сдерживания на некоторое время противника даже незначительными силами, лишив его возможности не только атаковать северные волости, но даже вести разведку. Князь имел возможность собрать все наличные силы: дружинников и воев из Гомия, Речицы, Чечерска. Упоминание в летописи воев, то есть ополченцев [Фроянов, 1980, с. 185 — 215], говорит о том, что мобилизация была просто тотальной. О количестве войска, собранного Мстиславом, можно говорить лишь предположительно. Как минимум три городских центра с дворами и сёлами могли выставить 3000 воинов. При движении такого количества конного войска, не отягощенного обозами, средняя скорость его движения составляла до 80 км в сутки [Брикс, 2001, с. 383]. Сосредоточив войско в Гомие, до Чернигова можно было добраться за 1,5 — 2 суток. Используя преимущества местности, Мстислав Глебович без потерь, и скрытно от монголо — татар вышел на рубеж атаки.
Летопись не конкретизирует место сражения войска Мстислава Глебовича с монголо — татарами. Ясно лишь, что оно произошло недалеко от Чернигова. Выйдя через звеничевский проход на подступы (около 30 км.) к городу, русское войско оказалось неприятной неожиданностью для противника. Сметая охранные подразделения монголо — татар, оно атаковало их главные силы, занятые штурмом Чернигова. «Лют бой..», данный войском Мстислава и осаждёнными черниговцами во главе с епископом Перьфирием, по видимому, дорого обошёлся монголо — татарам. Взятого в плен епископа монголы пощадили, а затем отпустили. На такое отношение мог рассчитывать только уважаемый воин. Исход сражения в итоге решило колоссальное превосходство противника в численности.
Возникает вопрос: какие мотивы и цели были у Мстислава Глебовича? О силе и оснащенности монгольской армии князь, конечно же знал. Русские войска были разгромлены на р. Калке в 1223г., под Рязанью в 1237г., на реке Сити в 1238 г. Монголо — татары брали штурмом хорошо укрепленные города. Видя бездействие и нерешительность своего брата, великого князя Михаила Всеволодовича, Мстислав в критической ситуации решил действовать самостоятельно. Когда дело дошло до осады стольного Чернигова, он собирает все наличные силы и выступает в поход. Возможно, Мстислав имел план совместных действий с защитниками Чернигова, брошенных своим князем. Целью операции могло быть нанесение противнику максимально возможных потерь, таким образом его обескровив. Следует учитывать, что Мстислав — человек своего времени, воспитанный в рыцарских традициях, со своим понятием о войне, смерти и чести. Такие настроения ясно сформулировал в своей речи князь Даниил Галицкий: «Аще мужь убьенъ есть на рати, то кое чюдо есть? Инии же и дома умирают без славы, си же со славою умроша! Укрепите сердца ваша и подвигните оружие свое на ратнее!» [ПЛДР, 1981, с. 290]. В летописях ничего не говорится о гибели князя Мстислава Глебовича. Никоновская летопись говорит, что князь «и едва убежа…» [ПСРЛ, т. Х, с. 114]. Можно предположить, что Мстислав с частью войска сумел пробиться в Гомий, где и принял свой последний бой. Археологическими раскопками в Гомеле выявлены следы массовых пожаров и разрушений первой половины XIII в. [Макушников, 1994, с. 54], обнаружены монгольские наконечники стрел (тип 66 по классификации А. Ф. Медведева) [Медведев, 1966, табл. 29, рис. 25 — 26].
1. Брикс Г. О., 2001. История конницы. — М. 2. Кирпичников А. Н., 1976. Военное дело на Руси в XIII — XV вв. — Ленинград. 3. КоваленкоВ. П., Фомин О. В., Шекун О. В., 1992. Давньоруський Звеничів і скарб арабських дірхемов // Археологія. № 1. Киïв. 4. Макушнікаў А. А., 1993. Рубяжы Гомійскай волосці ў XII — XIV стст. (спроба рэканструкцыі). // ГАЗ. Памяці Міхася Ткачова. Ч. 2. Мн. 5. Макушников О. А., 1994. В поисках древнего Гомия. Гомель. 6. Медведев А. Ф., 1966, Ручное метательное оружие (лук, стрелы, самострел) VIII — XIV вв. // САИ. Вып. Е1 — 36. М. 7. ПЛДР: XIII век. 1981, М. 8. ПСРЛ, 1997. т. I — Лаврентьевская летопись. М. 9. ПСРЛ, 1998. т. II — Ипатьевская летопись. М. 10. ПСРЛ, 2001. Воскресенская летопись. М. 11. ПСРЛ, 1965. Никоновская летопись. М. 12. ПСРЛ, 1889. Летопись Авраамки. СПб. 13. Соловьёв С. М., 1988. Сочинения. В 18 кн. Книга 1. Том 2. М. 14. Фроянов И. Я., 1980. Киевская Русь. Очерки социально — политической истории. Ленинград. 15. Хрусталёв Л. Г., 2004. Русь: от нашествия до «ига». 30 — 40 гг. XIII в. СПб. 16. Шафонский А. Ф., 1851. Черниговского наместничества топографическое описание. Киев. 17. Шекун А. В., Веремейчик Е. М., 1988. Селища IX — XIV вв. в междуречье низовий Десны и Днепра. // Чернигов и его округа в IX — XIII вв. Киев.
Ссылки
- Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский (Дячина Михаил Валерианович).
Епископы Тихвинские и Лодейнопольские | ||
| ||
Епископы Тихвинские |
|