В Википедии существуют статьи о других людях с именем Назарий и фамилией Лавриненко.
Епископ Назарий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Биография
Родился в селе Ивковцы на Черкащине (Украина) в многодетной семье.
В 1974 году окончил Крымский сельскохозяйственный институт.
С 1974 по 1975 год служил в группе Советских войск в Германии.
С 1978 года работал в Центральном республиканском ботаническом саду Академии наук Украинской ССР в должности старшего инженера.
В 1982 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию.
28 февраля 1985 года архимандритом Мануилом (Павловым) был пострижен в монашество, 3 марта рукоположён в сан иеродиакона, а 19 августа — во иеромонаха.
С марта 1986 года нёс послушание в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
С ноября 1987 года ― настоятель Спасо-Преображенского собора города Выборга.
В 1988 году окончил Ленинградскую духовную академию; в том же году возведён в сан игумена.
С 1 января 1990 года ― настоятель подворья Казанской иконы Божией Матери Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Ленинграде.
С 1990 по 2009 год ― член Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии[1].
В феврале 1991 года в Александро-Невской лавре возведён в достоинство архимандрита и назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
В 1996 году назначен благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии.
27 декабря 1996 года назначен исполняющим обязанности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры[2].
17 апреля 1997 года решением Священного синода утверждён в должности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры[3]; одновременно до 19 июля 1999 года исполнял обязанности настоятеля Коневского монастыря[4].
Архиерейство
27 мая 2009 года Священный синод избрал архимандрита Назария епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской епархии. В тот же день в домовом храме в честь святых отцов семи Вселенских Соборов исторического здания Синода в Санкт-Петербурге патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Назария во епископа Выборгского[5].
28 мая 2009 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась его хиротония во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, которую совершили патриарх Кирилл, митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Кишинёвский и всея Молдавии Владимир (Кантарян), митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко), митрополит Тульский и Белёвский Алексий (Кутепов), митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало), архиепископ архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев), архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский), архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь), епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков), епископ Петергофский Маркелл (Ветров), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко)[6].
23 ноября 2010 года назначен председателем епархиального суда Санкт-Петербургской епархии[7].
12 марта 2013 года решением Священного синода титул изменён на «Кронштадтский»[8].
Храм родом из детства
Как ни странно, после школы я очень хотел быть врачом. Такое, знаете, что-то навеяло. Но поступать пришлось в сельскохозяйственный институт в Симферополе, где уже учился мой старший брат. В медицинском тогда конкурс был 12 человек на место, а на меня ведь надежды родители возлагали! Они из последних сил тянулись, хозяйство специально держали. Учился на подготовительных курсах в сельскохозяйственном институте, а мечтал сдать экзамены в мединститут, где когда-то лекции, уже будучи слепым, читал святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Только его, конечно, в это время в живых уже не было. О нем я узнал в городском автобусе по дороге на учебу — рассказала кондуктор, ей когда-то посчастливилось его слушать. Но если говорить о выборе жизненного пути, то он был сделан, когда я уже приехал в Киев — одновременно работал научным сотрудником в ботаническом саду и пел в церковном хоре. Тогда я все больше убеждался, все чаще мне вспоминались благодатные минуты из детства: несмотря на то, что храм наш был неотапливаемый, старушки, стоявшие на клиросе, были чуть ли не по пояс в валенках, сама атмосфера богослужения настолько врезалась в память… Все это, так или иначе, было во мне всегда. Именно тогда я все бросил, получил благословение от священников, и приехал в Ленинград поступать в духовную академию.
Награды
Церковные
- Орден преподобного Сергия Радонежского III степени
- Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени
- Орден преподобного Андрея Рублёва III степени
- Орден Святого Агнца I степени (Православная церковь Финляндии)
Светские
- Медаль Нахимова
- Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
- Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
- Медаль «300 лет Балтийскому флоту» (ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации)
- медаль «70 лет Северному флоту» (ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации)
- медаль «100 лет подводному флоту»
Стерпеть оскорбленное чувство?
Наболевший вопрос — должна ли церковь вмешиваться в творческие процессы. Церковь однозначно должна заявить свой протест, если идет прямое издевательство и нарушение моральных норм. Как мы можем молчать, когда рубят иконы, когда мочой поливают кресты, когда действительно происходит кощунство? Если кому-то такое нравится, устраивайте это у себя в квартире, пусть приходят те, кому интересно. «Почему клерикалы вмешиваются в дела государства!» Как мы можем не вмешиваться, если та часть общества, которая оскорбилась, приносит свои обиды к нам. Вы знаете, я никогда не хожу на такие мероприятия, потому что, наверное, увидев некоторые экспонаты, и сам не выдержал бы. Мы ведь тоже люди, какой бы сан ни имели. Но нужно четко понимать: есть те, кто делает себе на этом пиар, и те, кто действительно не могут стерпеть оскорбленного чувства.
Примечания
- Состоялось ежегодное Епархиальное собрание Санкт-Петербургской епархии (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 8 декабря 2009 года. - Определения Священного Синода (недоступная ссылка) // Журнал Московской Патриархии, февраль 1997 года
- Определения Священного Синода (недоступная ссылка) // Журнал Московской Патриархии, июнь 1997 года
- ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 4 июня и 18-19 июля 1999 года / Официальные документы / Патриархия.ru
- Святейший Патриарх Кирилл совершил наречение наместника Александро-Невской лавры архимандрита Назария (Лавриненко) во епископа Выборгского.
- В праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры.
- Состоялось ежегодное собрание духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии.
- Журналы заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года. Патриархия.Ru.
Почувствуй локоть
За те четыре года, что мы проводим крестный ход в честь перенесения мощей Александра Невского, я считаю, только один был почти провальным — когда пришли 20 тысяч человек. Для такого города это очень мало. Но знаете, мне интересно правильно подать значимость этого мероприятия для каждого человека, ведь люди в основном индифферентны, и православные не исключение. Каждый думает: не пойду, все равно другие пойдут, и сидит на печке, смотрит телевизор. А крестный ход — это все-таки труд, я считаю, что участие в нем практически на том же уровне, что и участие в богослужении. Вот с этой точки зрения мне интересно, сколько будет людей. Конечно, можно агитацией заняться, но тогда придут люди, которые совершенно от этого далеки. Хотя я все-таки призываю: придите те, кто просто уважает свою историю, те, кто чувствует себя одиноким, даже человек неверующий пусть придет, но только пусть уважает нашу традицию и веру. Хорошо, если после этого человек подумает: а, Петербург — это не только архитектура, тут еще что-то есть! Я не знаю, обоснованно или нет, говорят, что кого-то загоняют на крестный ход. Я совершенно против такого, это должно быть веление сердца. Хоть религиозное, хоть историческое, хоть патриотическое, но собственное решение. Главное, куда сейчас направлены все силы не очень хороших людей — это разобщить. На уровне идей, на уровне соседей, на уровне города и государства. Разобщение — первое, что делает человека безвольным и повергает в стресс, или уныние, говоря по-церковному. Чтобы это преодолеть, мне кажется, надо почувствовать, что ты не одинок. Крестный ход как раз дает почувствовать локоть.
Публикации
статьи
- Будущее Рождество-Богородичного Коневского монастыря // Коневец. (Отчет семинара 1991 г.) — Хельсинки, 1992.
- вступление // Рункевич С. Г.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, 1713—1913 : историческое исследование : в 2 кн. — Санкт-Петербург : Logos, 2001. Кн. 1. — 631 с. - Городское монашество. Современное свидетельство // Церковь и время. 2002. — N 1 (18). — С. 210—219
- Объединение славянской молодежи // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций : материалы Покровских чтений 2004—2005 гг. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 402 с. — С. 237—239
- «Афонская Скоропослушница» на берегах Невы (к истории чудотворной иконы «Скоропослушница Невская» в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре) // Россия-Афон: тысячелетие духовного единства: материалы международной научно-богословской конференции; Москва, 1 — 4 октября 2006 / ред. И. С. Чичуров. — М. : Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2008. — 480 с. — ISBN 978-5-7429-0340-6 — С. 450—453
- Слово при наречении во еп. Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии // Журнал Московской Патриархии. 2009. — № 7. — С. 45-48.
- Епископ Кронштадтский Назарий: Монахом можно быть и на базаре // rg.ru, 5 декабря 2016
- Доклад на круглом столе в Александро-Невской Лавре по направлению «Древние монашеские традиции в условиях современности». — СПб., 2021. — 7 с.
редакция и составление
- Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского. Александро-Невская Лавра : исторический очерк / [под ред. архим. Назария (Лавриненко)]. — Санкт-Петербург : Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра : Вера, 2004. — 96 с. Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского. Александро-Невская Лавра : исторический очерк / [под ред. епископа Назария (Лавриненко)]. — Санкт-Петербург : Православное издательство Вера, 2009. — 96 с.
интервью
- «В своей собственной стране у нас большее поле для миссии и катехизации, чем в Африке» : Интервью с наместником Александро-Невской лавры / еп. Назарий (Лавриненко) ; Беседовали В. Якунцев, Л. Мусина, З. Дашевская. — Кифа № 13 (119), октябрь 2010 года // Люди Церкви: приложение к газете «Кифа»: Дайджест статей газеты «Кифа» 2007—2012 гг. — М. : Преображенское содружество малых православных братств: Культурно-просветительский , 2012. — 81 с.
- Епископ Выборгский Назарий: Мне дорого все, к чему приложены труды // patriarchia.ru, 5 октября 2012
- Епископ Выборгский Назарий: Невский проспект — образ межконфессиональных отношений в северной столице // blagovest-info.ru, 29 января 2013
- Епископ Назарий: К сожалению, Благовещенская церковь до сих пор не возвращена // «Русская народная линия», 06.04.2013
- Юбилеи дают повод задуматься о том, что сделано, а что нет : Интервью с наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры еп. Назарием / беседовала А. А. Наконечная // Кифа. 2013. — № 6 (160). — С. 1
- Мы не будем восстанавливать то, что чуждо монастырской жизни // Журнал Московской Патриархии. 2013. — № 4 — С. 56-59.
- Городской монастырь: свеча, которая горит для всех // monasterium.ru, 30 декабря 2013
- Монах — это служение // Журнал Московской Патриархии. 2021. — № 4. — С. 40-46
- Лучший подарок — возвращение Благовещенской церкви // Журнал Московской патриархии. 2021. — № 12 (937). — С. 40-44
Дважды постригли в монахи
В моей семье, да и вообще в родословной священников никогда не было. Самый высокий пост, если так можно сказать, занимал дедушка по линии мамы — он был церковным старостой у нас в деревне. Так что, я самый простой человек, но по-хорошему очень горжусь местом, где вырос — это Украина, Черкасская область. Такое благодатное место! Буквально в нашей деревне был знаменитый Медведовский монастырь, в котором известный молдавский старец Паисий Величковский принимал монашество. С другой стороны — Мотронинский монастырь, где во время униатства, когда вся правобережная Украина была под Польшей, единственным представителем православия был архимандрит Мелхиседек (Значко-Яворский). И село наше под помещиками никогда не было, а было свободным. Потому что сугубо казацкое. Даже моя фамилия — Лавриненко — произошла от имени одного из сподвижников Богдана Хмельницкого. Если говорить современным языком, он был начальник контрразведки, а звали его Лаврин Капуста. Но, знаете, и атеистов в семье тоже не было. Хотя отец суровый человек, пришедший с войны — он до Праги дошел, остальные тоже имели комсомольское воспитание.
Моим апостолом стала мама, вот она была по-настоящему религиозной. Пост наступает — она всем варит, что может, а себе — чтобы без маслица. Я, конечно, не маменькин сынок, но как-то с ней с детства. Может, потому что седьмой в семье и самый меньший? С ней и в церковь ходил, пока, так сказать, не постригли в школе «в монахи». Тогда как раз активисты собирались и ловили тех, кто пришел на службу. Вот меня на Пасху и поймали. На следующий день учительница мне выстригла крест на голове. А говорят, дважды в монашество не стригут! Самое-то главное, что мне не дали постричься, все это должно было зарастать само собой. И сколько я так ходил, столько меня святошей называли. А потом как интересно получилось: когда меня уже на самом деле постригали в монашество, имя Николай сменили на имя Назарий — оно распространено на Украине. Позже я вдруг смотрю в календаре: а там в этот день празднуется память князя Черниговского Николы Святоши. А меня в школе так называли. Так вот, никто не подгадывал.